0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

40 примеров того, как из-за оплошности страдают инженеры по ремонту электроники

Содержание

Инженер-электроник: «Программисты работают только с кодом — „душой“ техники, а мы еще и с „телом“»

Итак, Onliner снова в поиске настоящих, не оторванных от жизни и реальности, героев. Совместный цикл с проектом «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси» — при поддержке Европейского союза — продолжается. В нашем объективе — мастера своего дела, которые умеют работать руками. Если у вас за плечами профессионально-техническое или средне-специальное образование и вы готовы рассказать свою увлекательную историю, пишите на psh@onliner.by.

Сегодня спрашивать «Что у тебя на рабочем месте?» будем у 24-летнего Глеба Козела, выпускника Минского колледжа электроники и ведущего инженера-электроника «Интеграла». Все, что вы хотели, но стеснялись узнать о дизайне плат и дымке над паяльником, — в нашем материале.

— Глеб, почему сначала колледж электроники, а не сразу БГУИР?

— Я решил, что лучше получить профессию, которая может прокормить, пойти на работу, а уже там заочно учиться на высшем. Хотелось зарабатывать деньги. Да и за четыре года в колледже квалификация оттачивалась. В итоге все сложилось хорошо: я попал на WorldSkills — сначала как участник, потом как один из организаторов национального конкурса. А в БГУИРе, кстати, для тех, кто закончил колледж электроники, обучение короче. Я учился на мехатроника и мог при поступлении выбирать из нескольких специальностей. В итоге пошел на «информационные технологии и управление в технических системах» на заочное в БГУИР, отучился три с половиной года — и вот я ведущий инженер-электроник.

— В колледже к тебе относились по-особенному из-за того, что ты сын директора?

— Ну, люди разные… Одногруппники и мой отец относились как к обычному ученику. А те, кто меня не знал, ребята с других потоков думали, мол, блатной, ему все легко дается. Были конфликты, но мы разобрались. Я стал старостой, а группа иногда может напортачить. Помню, однажды отец пришел в лабораторию и начал отчитывать меня как старосту, а не как сына. Так и обращался — «староста такой-то». Одним словом, не было никакой предвзятости. Учился как обычный парень.

Я, если честно, раньше не думал, что буду заниматься электроникой. Хотя с детства любил разбирать приборы, какой-нибудь старый фонарик, например, лазить в них, смотреть, что внутри, какие фиксики. Мне нравились конструкторы. Оказалось, у меня хорошее пространственное мышление. Это потом помогло в дизайне плат.

— В советское время колледж электроники (тогда еще училище №76) считался фактически цехом «Интеграла». А что сегодня?

Статья в тему:  Верховный суд разъяснил, когда за нарушение сроков гарантийного ремонта можно потребовать замены автомобиля

— «Интеграл» по-прежнему наше базовое предприятие. Колледж электроники готовит для него будущих сотрудников. Хотя выпускников распределяют не только сюда. Если еще девять лет назад у колледжа было одно базовое предприятие, то сейчас их 18.

— Некоторые белорусы считают, что «Интеграл» давно умер. Что ты на это ответишь?

— Все достаточно неплохо, хоть времена и непростые. Много конкурентов на рынке появилось, особенно со стороны Китая. Мы пытаемся выживать и развиваться: запускать новые разработки, экспериментальный цех, где будут, как я слышал, даже свои процессоры создавать. Для всего этого, конечно, нужно финансирование. Но, в принципе, все хорошо. Заказы есть, предприятие работает.

— Кто такой инженер-электроник сегодня? Чем именно ты занимаешься?

— Объясню по-простому. Есть какой-то прибор, например датчик движения. Или телефон. Или компьютер, неважно. Внутри него — электроника. Первое, что должен знать человек, который занимается электроникой, — как все эти элементы работают, как связаны между собой (это уже схемотехника). Тогда можно создать новый прибор или починить сломанный. Условно, датчик движения не работает — берешь его, проверяешь, заменяешь элементы — и вуаля, заработало! Это простая аналоговая электроника.

А есть еще электроника, которая требует программирования. Тут уже потяжелее. Всем занимается контроллер. Нужно знать языки программирования, уметь связать код, схемотехнику и дизайн платы.

Вообще, электроника повсюду, просто порой вы ее не видите. Вот, например, бегущая строка в автобусах — это разработка «Интеграла». Холодильники, телевизоры, стиральные машины, роботы, датчики света, да хоть автоматическая поливалка помидоров в парнике — все это может программировать и собирать инженер-электроник.

— Тогда в чем разница между электроником и программистом?

— Программист не разрабатывает сам прибор. Он работает только с кодом — «душой» техники. Без нее любое устройство работать не будет. А инженер-электроник не только запрограммирует, но еще и подберет детали, свяжет их между собой… Одним словом, он работает не только с «душой», но еще и с «телом».

— Что у тебя на рабочем месте?

— Во-первых, паяльник. Тут, думаю, ничего объяснять не нужно. Все и так знают, что это. Во-вторых, мультиметр, который измеряет напряжение, сопротивление, силу тока и т. д. Раньше было сложнее: для напряжения, например, использовали отдельно вольтметр, для силы тока — амперметр… Теперь жизнь стала проще. В-третьих, осциллограф, который работает с напряжением. Видите пачку импульсов, которые передаются на наш дисплей? Это и есть результат программирования, совмещенного с радиоэлектроникой. В-четвертых, блок питания, он как розетка для нас, только здесь можно менять напряжение и ток по желанию. Все работает не от стандартных 220 В, а от разного напряжения. В-пятых, разумеется, компьютер, на котором разрабатываем дизайн плат и «кодим». Плюс обычные инструменты: пинцет, кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, оловоотсос, скальпель…

Ошибки инженеров, которые дорого обошлись заказчикам проектов

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. «Обжигающий» небоскреб

Небоскреб, возведенный на Фэнчарч-стрит в центральном Лондоне, стал «знаменитостью» еще до завершения строительства. И дело тут не только в причудливом дизайне, из-за чего 37-миэтажное здание кажется чужеродным элементом среди импозантных домов Лондонского Сити. Сложно понять, почему архитекторы не учли эффект отражения еще на стадии разработки проекта, но бизнес-центр приобрел свойства огромной линзы.

Вогнутой стороной зеркального фасада небоскреб фокусирует солнечные лучи и отражает с такой мощью, что на витрина соседних магазинов плавились пластиковые детали, а с припаркованных рядом машин «стекало» лакокрасочное покрытие. Застройщикам пришлось компенсировать ущерб владельцам пострадавшего имущества и раскошелиться на дорогостоящие антибликовые решения.

Статья в тему:  А вы поднимаете дворники зимой? Да? Зря: ремонт встанет дороже

2. Коварная разница системы мер

Освоение космического пространства очень сложная миссия, где успех идет рядом с неудачами. Понятно, что исследование новых явлений невозможно без ошибок, но иногда они бывают настолько эпичными, что остается только удивляться, как такое могло получиться. Яркий пример такого просчета – история с американской автоматической станцией Mars Climate Orbiter. Аппарат должен был работать на орбите Марса, собирая данные о климате и атмосфере планеты. До цели он добрался по плану, но при попытке выхода на орбиту планеты ушел за Марс и пропал.

Проведенный анализ ошибок показал, что причиной провала стала разница систем измерений. Команда NASA в своих расчетах опиралась на метрическую систему мер, а инженеры корпорации Lockheed Martin – на английскую. В результате аппарат прошел слишком близко от поверхности планеты и разрушился в атмосфере Марса.

3. Субмарина, не помещающаяся в док

Когда министерство обороны Испании в 2009 году подписывало контракт на постройку подлодок S-80 с компанией Navantia, вряд ли оно ожидало какие-то неприятные сюрпризы. Но эпопея с субмаринами оказалась на удивление долгоиграющей и завершилась лишь недавно. Для начала оказалось, что вследствие конструкторских просчетов головная подводная лодка значительно тяжелее нормы. Это означает, что под воду она уйдет с легкостью, но подняться на поверхность вряд ли сможет. Специалисты приглашенной американской компании Electric Boat вернули субмарине положительную плавучесть, врезав дополнительные отсеки и удлинив ее на 10 метров.

Но этим дело не закончилось: после доработки выяснилось, что усовершенствованная субмарина, растянувшаяся почти до 81 м, не помещается в доки военно-морской базы, рассчитанные на корабли длиной до 78 м. Так что военному министерству пришлось изыскивать средства еще и на перестройку доков.

4. Небоскреб «Повелитель ветров»

Скандальная репутация и у небоскреба Bridgewater Place, построенного в английском городе Лидс. Причудливой архитектурой на любителя уже никого не удивить, но поражает то, что архитектор или не учел способность высоких зданий усиливать ветер, или допустил ошибку в своих расчетах. В результате поток воздуха ударяется о плоскую сторону фасада, «стекает» по ней вниз и у подножия огибает закругленную часть сооружения. При этом у земли движение потока резко убыстряется, в полном соответствии с законами аэродинамики.

Для сравнения: если в обычный день в других районах города скорость ветра составляет 6-7 км/час, то у подножия Bridgewater Place она достигала 40 км/час. А в ветреные дни скорость увеличивалась еще больше, буквально сбивая пешеходов с ног. Апофеозом стал перевернутый ветром грузовик, после чего небоскреб дополнили специальными конструкциями, гасящими скорость ветра.

5. Небоскреб, который мог упасть

Один из самых узнаваемых небоскребов Нью-Йорка – здание Ситикорп-центра в Манхеттене. Оно примечательно тем, что стоит на четырех массивных колоннах, чтобы не касаться церкви святого Петра и имеет треугольную крышу, похожую на парус. Сооружение выглядит необычно – создается впечатление, что 59-тиэтажное здание парит в воздухе. Однако подобная конструкция делает небоскреб более уязвимым перед ветрами. Для стабилизации раскачивания архитектор предусмотрел демпферы, однако в его расчеты вкралась неправильность, которая могла привести к катастрофе.

Ошибка выяснилась случайно, когда к проектировщику обратилась студентка с вопросами по конструкции здания. Она не могла разобраться с расчетами и профессор, который ей преподавал, выразил сомнения в устойчивости небоскреба. Архитектор отверг ее аргументы, но все же решил снова пересчитать параметры проекта. Результат шокировал: оказалось, что внесенные во время строительства коррективы, когда швы вместо сварки скреплялись болтами, повлияли на защищенность здания от ветра. А уже приближался сезон ураганов… К ремонтным работам приступили немедленно и вели их тайно, по ночам. Ситуация была очень напряженной – на город держал курс ураган Элла, но укрепить здание рабочие не успевали. К счастью, ураган решил обойти Нью-Йорк стороной, и никто ничего не узнал об угрожавшей опасности. История стала достоянием общественности лишь спустя 20 лет.

Статья в тему:  ГИБДД просит водителей объезжать дороги, на которых идет ремонт

6. «Мосты сломанных ног»

Для чего строятся мосты? Любой скажет, что для быстрого и безопасного перехода на другую сторону. Однако для испанского архитектора Сантьяго Калатрава это лишь второстепенные факторы. Главное – изысканная красота форм, и его творения действительно завораживают. А вот пользоваться ими не всегда удобно. Построенный по его проекту удивительно красивый мост Субисури в Бильбао замощен стеклянными плитками. В сырую погоду переход превращается в аттракцион на льду – тяжело удержать равновесие на скользком покрытии. Из-за этого сооружение даже прозвали «мостом сломанных ног».

Архитектора подобный нюанс совершенно не смутил и по заказу властей Венеции он спроектировал элегантный мост Конституции тоже со стеклянными ступеньками, на которых так легко оступиться в дождливую погоду. Элегантная красота сооружения радует туристов, но приводит в негодование местных жителей, вынужденных пользоваться им постоянно. Недовольны и власти города – архитектор не предусмотрел подъем для инвалидных колясок и не учел оживленного пешеходного траффика, из-за чего плитки постоянно приходится менять.

Познавательный факт от Novate.ru: Превышение сметы и последующие расходы на постоянный ремонт из-за быстрой изнашиваемости моста вынудили власти Венеции подать на архитектора в суд. Дело они выиграли и Калатраву оштрафовали на 78 тыс. евро. Интересно, что просчеты с мостами – не единственные ошибки архитектора. Многие его проекты сопровождаются скандалами и сразу же требуют ремонта, как например винодельня компании Domecq или оперный театр в Валенсии.

Если уж дипломированные инженеры допускают такие досадные ошибки, то что говорить о простых людях? Часто при строительстве бани допускают именно эти два просчёта, из-за чего пол сгнивает за год.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Хрупкий кабель дисплея MacBook Pro: очередная ловушка, в которую загнали себя инженеры Apple

Кабели, о которых идёт речь, свободно обёрнуты вокруг платы контроллера дисплея. Они туго натягиваются при открытии крышки экрана, что со временем приводит к надрыву

Специалисты iFixit подробно разобрали очередную ошибку дизайна в ноутбуках Apple. Ошибки проектирования в устройствах этой компании имеют особенно грустные последствия, потому что ноутбуки и смартфоны Apple с трудом поддаются ремонту, а комплектующие зачастую очень дороги или недоступны. Такая же ситуация и здесь. Apple спроектировала кабель как часть дисплея, поэтому его невозможно заменить. Пользователю придётся менять весь дисплей. В итоге вместо $6 он отдаст за ремонт $600.

Речь идёт о кабеле дисплея (на фотографии вверху). Начиная с модели MacBook Pro 2016 года здесь используются плоские кабели, которые оборачиваются вокруг платы контроллера. Они туго натягиваются при открытии крышки экрана и изнашиваются со временем. Первым страдает кабель задней подсветки. Это проявляется в эффекте, который неофициально называют «свет софитов» (stage light). Этому эффекту даже посвящён целый сайт Flexgate, где собирается информация по теме.

Под определённым углом наклона в нижней части экрана видна характерная засветка, похожая на освещение сцены в театре.

На видео показано, что происходит с ноутбуком, когда этот кабель протирается и плохо контачит. Если повернуть дисплей под углом примерно 40−45°, то задняя подсветка полностью пропадает, то есть экран тухнет.

  • MacBook Pro (13″, 2016, два порта Thunderbolt 3)
  • MacBook Pro (13″, 2017, два порта Thunderbolt 3 Ports)
  • MacBook Pro (13″, 2016, четыре порта Thunderbolt 3)
  • MacBook Pro (13″, 2017, четыре порта Thunderbolt 3)
  • MacBook Pro (13″, 2018, четыре порта Thunderbolt 3)
  • MacBook Pro (15″, 2016)
  • MacBook Pro (15″, 2017)
  • MacBook Pro (15″, 2018)
Статья в тему:  12 признаков того, что вам пора менять посудомоечную машину (или ремонтировать)

Проблема касается только поколения MacBook Pro с Touch Bar. В новых MacBook Air не такие кабели дисплея, хотя фундаментально они так же уязвимы, поскольку оборачиваются вокруг контроллера и являются составной частью дисплея, то есть их нельзя поменять отдельно.

Что характерно, в прежних моделях MacBook Pro никаких проблем не возникало и не возникает, потому что там использовались обычные провода, пропущенные по модулю контроллера (на фото внизу).

Если у вас ноутбук с плоским кабелем, перечисленный в списке выше, то следует аккуратно обращаться с устройством. Во избежание преждевременного износа кабеля рекомендуется не открывать дисплей на угол больше 90°. Всё-таки не очень приятно платить более $600 за такую оплошность дизайнеров Apple, которые стремились сделать ноутбук более миниатюрным и уменьшить его толщину ещё на пару миллиметров.

Отзыв миллионов проданных ноутбуков обойдётся Apple слишком дорого (каждый стоит до $7000), поэтому компании ничего не остаётся, кроме как замалчивать проблему и удалять жалобы пользователей на форумах. О бесплатной замене речи не идёт, Apple ещё даже не признала проблему.

Как уже неоднократно обсуждалось, за миниатюризацию и красоту приходится платить. Не только лишние сотни долларов. Речь идёт о снижении надёжности, уменьшении ёмкости батарей, невозможности заменить отдельные детали и вообще самостоятельно отремонтировать ноутбук. Вообще, стоимость ремонта устройства многократно повышается.

iFixit пишет, что прежние проблемы с ноутбуками MacBook Pro — с клавиатурой, перегревом, низкой ёмкостью аккумулятора и малым сроком его жизни — все они объясняются одной и той же причиной: приоритетом формы над содержанием.

Вот что писал тот же iFixit в июне 2018 года по поводу замены бракованных клавиатур MacBook Pro новой конструкции: «Маленькая толщина — это прекрасно, но у всего есть компромиссы. Спросите любого владельца Touch Bar, поменял бы он десятую часть миллиметра на надёжную клавиатуру. Ни один человек, который следовал этой инструкции от службы поддержки Apple встряхнуть ноутбук под углом 75° и помахать в воздухе точными зигзагообразными движениями, не придерётся к немного более толстому дизайну. Это дизайнерская анорексия: продукт всё более утончается за счёт полезности, функциональности, ремонтопригодности и окружающей среды» (из статьи «Ловушка, в которую загнали себя инженеры Apple с клавиатурой MacBook Pro»).

Почему мир уже больше года не может справиться с дефицитом микроэлектроники

Откуда взялся дефицит чипов

Нехватка чипов в мире стала особенно заметной во второй половине 2020 года. К их дефициту привели сразу несколько факторов.

Так, в мире быстро рос спрос на вычислительную технику (в особенности в последние пять лет с ростом использования искусственного интеллекта в бизнесе и появлением майнинга криптовалют), говорит старший аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Евгений Гранкин. «Во время пандемии к этому спросу добавилась еще и потребность в электронике для облачных сервисов, а также просто выросли продажи компьютеров», — отмечает он.

Проблема еще и на стороне предложения: существует «бутылочное горлышко» в виде нескольких компаний, которые фактически контролируют рынок. Крупнейший производитель микросхем — американский Intel, но они производят чипы только для собственных нужд. Таким образом, остаются два игрока, которые способны удовлетворить сторонний спрос (Samsung и TSMC), а также несколько фирм поменьше.

В последние два года производственные мощности этих компаний оказались перегружены. «Этому способствовало совпадение нескольких факторов, таких как сильные засухи в Азии, которые привели к перебоям в работе фабрик по производству микросхем, переход компании Apple от процессоров Intel на процессоры собственной разработки, которые загрузили линии TSMC, а также восстановление потока заказов на микроэлектронику от производителей автомобилей», — перечисляет Гранкин.

Статья в тему:  12 признаков того, что вам пора менять посудомоечную машину (или ремонтировать)

Кто больше всего страдает от нехватки чипов

О дефиците чипов чаще всего вспоминают именно в связи с автопромом. Во время пандемии мировые автопроизводители, удрученные небывалым спадом спроса на автомобили, стали снижать объемы выпуска авто и отменять уже оформленные заказы на чипы.

«Когда пик пандемии миновал, спрос на авто стал восстанавливаться гораздо быстрее, чем ожидало большинство автоконцернов, а все доступные чипы при этом уже «утекли» в сектор компьютерной техники, где потребительский спрос во время кризиса только увеличился», — говорит коммерческий директор Coface Россия Алексей Фомичев.

Нехватка чипов не щадит никакие классы автомобилей: время от времени конвейер вынужденно останавливают и Audi, и Toyota, и АвтоВАЗ.

Ситуация может быть связана и с тем, что в автопроме широко используется микроэлектроника, изготовленная по более «старым» технологиям, а производственные мощности такой продукции ограничены и не наращиваются (производителям выгоднее инвестировать в более современное производство), допускает Гранкин.

Так, производители анонсировали повышение цен на высокотехнологичные полупроводники на 10%, а на менее «продвинутые» — на 20%. Доля рынка полупроводников для автопрома составляет всего около 10% (40 млрд долларов) от общемирового рынка полупроводников. При этом в выручке TSMC доля продаж полупроводников для автопрома составляет около 3%. Иными словами, наличие полупроводников гораздо важнее для автопрома, чем существование автопрома для производителей полупроводников, подчеркивает Гранкин.

По его прогнозу, в 2021 году разрыв цепей поставок, дефицит комплектующих и чипов может привести к тому, что восстановление авторынка не состоится или будет совсем небольшим относительно пандемийного прошлого года. Оценки по недополученной выручке автопроизводителей постоянно растут и уже оцениваются в 110 млрд долларов, а рынок недосчитается 5-7 млн автомобилей.

В России снижение объемов производства автомобилей привело к значительному росту цен на них. «В этом году дилеры предлагают покупателям либо покупать авто с уже установленными дорогостоящими дополнительными опциями, либо вставать в очередь на покупку на срок от месяца до полугода — в этом случае цена авто к моменту покупки также может ощутимо вырасти», — говорит Фомичев. Эксперты «Автостата» сообщали, что, по их оценке, в среднем российские покупатели в этом году переплачивают за авто как минимум 200 тысяч рублей по сравнению с 2019-2020 годами.

Проблемы, впрочем, не только у автопрома и покупателей машин. Также из-за дефицита чипов и «майнингового» бума в первой половине 2021 года сильно подорожали видеокарты — одни из ключевых компонентов любого компьютера, которые лучше всех остальных типов оборудования подходят для майнинга криптовалют. Многие модели выросли в цене в 2-2,5 раза по сравнению с 2020 годом, и даже при повышенных ценах складские запасы у крупнейших ретейлеров часто были на нуле. Из-за этого, пусть и в меньшей мере, выросла и стоимость ноутбуков и моноблоков, отмечает Фомичев.

Наконец, страдает индустрия мультимедийных развлечений: например, дефицит игровых консолей Sony PlayStation 5 и Xbox Series X продержится как минимум до конца года, сообщали производители. «При этом спрос за пандемию существенно вырос, поэтому предприимчивые частные реселлеры, которым посчастливилось заполучить пару-тройку консолей по раннему предзаказу, до сих пор перепродают их в 1,5-2 раза дороже розничной стоимости», — констатирует Фомичев.

Какое место занимает Россия на рынке микроэлектроники

Российская индустрия микроэлектроники невелика: она составляет примерно 0,5%-0,7% мирового рынка чипов. К 2030 году, по планам правительства, российский рынок должен дорасти до объема 500 млрд рублей, а доля российских производителей должна увеличиться до 32% (160 млрд рублей). «Это слишком низкие темпы роста отрасли, так как даже при условии достижения отметки в 500 млрд рублей к 2030 году это будет составлять около 1% всего мирового рынка микроэлектроники. В любом случае, на сегодняшний день в России эта индустрия обслуживает в основном нужды военно-промышленного комплекса и государственные потребности», — отмечает Гранкин.

Статья в тему:  Верховный суд разъяснил, когда за нарушение сроков гарантийного ремонта можно потребовать замены автомобиля

Основные проблемы российской микроэлектроники — это недостаток долгосрочных инвестиций и технологическое отставание. В планах правительства значится переход микроэлектронной промышленности на «новые технологии», но эти технологии были освоены Intel еще в 2015 году, добавляет Гранкин. Причем, по его словам, это не является проблемой само по себе: в конце концов, спрос на чипы, производимые по старым технологиям, в мире все еще высок — в том же автомобильном сегменте. «Это значит, что российская микроэлектроника, скорее всего, будет конкурентной на мировом рынке, особенно в нынешней ситуации всеобщего дефицита. Но это также иллюстрирует степень отставания от мировых лидеров и необходимость более существенных инвестиций для ликвидации технологического отставания», — уверен аналитик.

Проще говоря, сейчас Россия может производить чипы для промышленных и инфраструктурных систем (где важно стабильно выдерживать большие нагрузки) и пока не может для потребительского сегмента (где нужен миниатюрный размер устройства), рассказывает представитель АО «Микрон» (крупнейший российский экспортер микроэлектроники). Горизонт планирования в микроэлектронике — годы, стратегические программы строятся на 15-20 лет, обозримая перспектива зависит от развития десятка смежных отраслей, от государственной политики, мировой конъюнктуры, скорости применения научных открытий, подготовки кадров и объемов инвестиций, отмечают в АО «Микрон».

Очевидно, что капитальные затраты в отрасли крайне высоки, что делает необходимым государственное участие, говорит Гранкин. По его мнению, для России ситуация с дефицитом — «окно возможностей», поскольку в мире высок спрос на чипы всех видов, в том числе и «старые», которые могут производить компании России.

Дефицит чипов открыл окно возможностей для импортозамещения и развития в тех нишах, где у России есть технологии и преимущества, соглашаются в АО «Микрон». «Например, в экстремальной электронике, которая используется в космических программах, в оборудовании для Арктики и других агрессивных условиях эксплуатации. Здесь мы имеем возможности как для импортозамещения, так и для импортоопережения — можем расширять свое производство под потребности цифровой экономики, наращивать экспорт, осваивать новые опции на доступных технологиях и выходить в новые перспективные области применения (например, в медицине, энергетике, промышленной инфраструктуре)», — говорит представитель компании.

Сейчас фактически даже в госсекторе технологические решения и системы строятся на микросхемах иностранного производства, даже в критической инфраструктуре, признают в АО «Микрон». «Частично это решаем мерами госрегулирования, и хотя полностью одномоментно заместить все иностранные микросхемы своими нереально (нет соответствующих технологий, оборудования, материалов, мощностей и требуется время, чтобы их развить), но там, где технологии позволяют, мы можем точечно относительно быстро усилить позиции», — уверены в компании.

Когда дефицит чипов исчезнет

Сколько продлится мировой дефицит чипов, точно предсказать никто не берется, но объединяет все мнения один тезис: быстро он не закончится.

С момента возникновения относительно острого дефицита чипов едва минул год — это не тот срок, за который можно существенно нарастить производственные мощности в таком технологически сложном производстве, как производство интегральных схем. Вероятнее всего, окончательно текущий дефицит разрешится не раньше середины или конца 2022 года, считает Фомичев.

Сбои в поставках чипов для автопрома в этом году и весь следующий год ожидают и в минпромторге: об этом заявлял на Восточном экономическом форуме глава ведомства Денис Мантуров. Мантуров отметил, что результат от локализации в России производства чипов для авто будет ощутим в 2023 году. Он уточнил, что для производства нужны чипы размером до 90 нанометров. «90 нанометров у нас производится на «Микроне». Более того, вся архитектура и документация принадлежит нам», — напомнил министр. Проблема с поставками электронных автомобильных компонентов может продлиться до второго квартала 2022 года, прогнозировал ранее президент АвтоВАЗА Николя Мор.

Статья в тему:  ГИБДД просит водителей объезжать дороги, на которых идет ремонт

В целом же один из главных уроков, которые пандемия вообще и ситуация с чипами в частности преподала мировой экономике, в том, что чрезмерная концентрация производства и отсутствие альтернатив привычным поставщикам опасны: бизнес не должен останавливаться, если, например, из-за карантина или недостатка производственных мощностей какое-то звено цепочки создания добавленной стоимости вдруг выпадает, констатирует Фомичев.

«И американские, и европейские власти явно обеспокоены сложившейся ситуацией и уже заявили, что намерены активно инвестировать в развитие собственного производства чипов с тем, чтобы снизить зависимость от азиатских поставщиков. Это особенно актуальный вопрос мировой экономической повестки, если учесть, что уже скоро спрос на чипы резко вырастет из-за расширения производства электромобилей, в которых интегральных схем в среднем гораздо больше, чем в авто с двигателем внутреннего сгорания», — подчеркивает аналитик.

Сколько стоит открыть новый завод по производству чипов

Оценки стоимости постройки нового завода для производства чипов зависят от многих факторов, в числе которых размеры производства, технологический процесс, особенности местности и уровень цен в экономике.

В среднем стоимость завода для производства более «старых» чипов (например, для автомобилей) оценивается в 4 млрд долларов (по данным Bloomberg), рассказывает Евгений Гранкин. В то же время большой завод для производства чипов по наиболее современной технологии может стоить около 10 млрд долларов (о таких планируемых затратах недавно сообщали Intel и TSMC) и может доходить до 20 млрд долларов (по оценкам американской Ассоциации полупроводниковой промышленности).

Сроки ввода производственных линий в эксплуатацию также сильно различаются, указывает Гранкин. В среднем оценки сроков составляют год-полтора, но после постройки завода требуется еще два-три года на доведение производства до полноценного уровня, так как в первое время около половины произведенных чипов могут быть нефункционирующими.

При этом фабрика — лишь одна из составляющих развития отрасли (наряду с системами проектирования, средствами производства, комплектующими и материалами, разработками, ориентированными на локальное производство, кооперационными цепочками, мотивацией для производителей аппаратуры использовать отечественную компонентную базу), уточняют в АО «Микрон». Работа микроэлектронного предприятия зависит от продукции более десяти отраслей (и каждое рабочее место в микроэлектронике — это десятки рабочих мест в смежных отраслях). «Их все необходимо развивать комплексно, в том числе строить свои соответствующие производства материалов и самих средств производства. Это дорого и долго, но это единственный путь к технологической состоятельности, именно поэтому так важно иметь долгосрочные стратегические программы, и все страны-производители микроэлектроники так много уделяют им внимания и инвестиций», — считают в компании.

Неудачный опыт ведения малого бизнеса (точка по ремонту ПК и телефонов). Реальная история украинского предпринимателя

Современный мир насыщен электроникой, бытовой техникой и иными электрическими устройствами, которые имеют свойство ломаться, несмотря на всю качественность продукции. Поэтому открытие сервисного центра — это не только разумная идея, но и вполне перспективный бизнес.

Пессимисты шутят, что бизнес нужно развалить как минимум четыре раза, чтобы научиться вести свое дело, оптимисты утверждают, что хватит и двух. Чтобы бизнес с первых же дней приносил серьезный доход, нужно владеть массой технологий и умений, знать все нюансы ведения своего дела, управлением персоналом и тонкостям общения с энергией денег.

На тысячу провалов всегда есть пара десятков успешных результатов. О чем знают эти «счастливчики»? Что упускают горе-предприниматели, направляя свой корабль в пучину бурного моря бизнеса? Гость журнала Reconomica расскажет сегодня нашим читателям о своем неудачном опыте открытия точки по ремонту электронной техники.

Статья в тему:  А вы поднимаете дворники зимой? Да? Зря: ремонт встанет дороже

Идея открытия бизнеса

Всем доброго времени суток!

Меня зовут Станислав, и в этой статье я расскажу вам о своём неудачном опыте, который заключался в открытии точки по ремонту электроники (телефонов, планшетов, ПК и т. п.).

Конечно же, сам по себе “опыт” нельзя назвать неудачным, т. к. знания, полученные практическим путем, бесценны, хотя за них обычно приходится платить монетой.

Для экономии ваших денег и нервов, постараюсь передать все свои основные ошибки, дабы вы их не повторяли, и заодно поделиться парой полезных “фишек”. Все затраты я буду указывать в долларах, так как, несмотря на курс инфляции и колебания рыночной стоимости, цены в валюте остаются практически неизменными и позволят понять объем примерных затрат на аналогичный бизнес и на сегодняшний день.

Мои основные ошибки

Сама идея открытия подобной точки зародилась в начале осени 2013 года, во время разговора с знакомым, который как раз работал в подобной точке одной популярной в Одессе сети по ремонту техники.

Узнав от него о том, что одна раскрученная точка может приносить доход от 2000$ в месяц чистыми только на оказании услуг, было принято решение посчитать все затраты и попробовать заняться подобным бизнесом, который в последствии проработал с переменным успехом около года.

Сразу отмечу, что о ремонте техники я имею лишь косвенное представление и, как следствие, осуществлять ремонт самостоятельно не мог, в виду отсутствия навыков, чего не скажешь о знакомом, который эти навыки имел и стал моим компаньоном. В этом и заключаются мои две главные ошибки:

  1. Я полез в отрасль, в которой плохо разбирался, понадеявшись на компаньона.
  2. Затеял совместный бизнес с человеком, в котором не был до конца уверен.

С чего мы начали

Ваше месторасположение является залогом успеха на первых этапах работы. Обратите внимание на наличие конкурентов в шаговой доступности. Если они есть, то тоже ничего страшного.

Точка по ремонту техники.

Аренда помещения

Люди любят разнообразие, и есть шанс переманить часть клиентов к себе. Главное, чтобы конкуренция была в пределах разумного.

Нам повезло, мы нашли помещение за относительно небольшую цену — 50$ в месяц + электросчетчик. За это мы получили небольшую комнату, примерно 3×5 м, с вайфаем и соседями, в виде: ремонта обуви, школы танцев и парикмахерской. К тому же, ближайшие конкуренты находились достаточно далеко, а рядом была масса жилых домов.

Искать более большое помещение абсолютно нет никакого смысла — лишнее пространство, по сути, никак нельзя использовать.

Закупка мебели

Дальше необходимо было закупить мебель для работы. Вот список того, что было приобретено нами:

  • рабочий стол (б/у) — 15$, обычный компьютерный столик без видимых повреждений;
  • стеллажи для товаров (б/у) — две штуки, 60$ за оба;
  • решетка для товаров (новая) — 5$;
  • стулья для посетителей и работников (новые) — три штуки, по 10$ за каждый (обычные офисные стулья);
  • ведро, швабра, мусорный бак — за все бытовые мелочи не больше 20$.

Необходимое оборудование

Основным средством работы мастера в подобном бизнесе является оборудование. К счастью, у нас был подходящий ноутбук. Но даже если его нет, подойдет самый простой, с помощью которого можно будет перепрошить телефон, скачать необходимое ПО или найти нужную информацию. Вот список-минимум для начала работы:

  • Ноутбук — самый простой, до 200$. Помимо рабочего процесса, он у нас выполнял еще и бухгалтерскую функцию. Все квитанции для клиентов выписывались через “облако” и сохранялись в нем же. Это позволяло удаленно прикидывать количество клиентов за день и вычислить примерный объем прибыли.
  • Термовоздушная паяльная станция. Без нее работа невозможна. Большая часть поломок, с которыми будут обращаться люди, связана именно с пайкой. Стоимость — от 150$.
  • Наборы отверток, пинцетов и другой мелкой канцелярии. К сожалению, тоже достаточно недешевое оборудование. Стоимость за всё — около 50$.
  • Настольная лампа, лупа — 20$. При работе с мелкими деталями она будет необходима.
  • Телефон для принятия заказов (на 2 сим-карты) — 20$ (бу).
Статья в тему:  12 признаков того, что вам пора менять посудомоечную машину (или ремонтировать)

Итак, итоги по затратам составили: 570$ на основные средства + поточные расходы 70$ (оплата за аренду, по счетчикам, за интернет и телефоны) + реклама.

Все необходимое для работы.

Реклама

Как известно, реклама — это двигатель торговли. Я же думаю, что на самом деле, реклама — двигатель любой деятельности.

В нашем случае, вопрос с рекламой был проработан особенно. Реклама должна была быть яркой и заметной, нами был выбран дизайн, основанный на сочетании желтого и красного цвета. Это давало эффект заметного и запоминающегося бренда. Все рекламы впоследствии делались именно на основе первоначального дизайна.

Основная сложность заключалась в вывеске, поскольку у арендодателя не было разрешения на её размещение, нам нельзя было оставлять её круглосуточно.

Выход был найден в виде заказа съемного баннера, который работник вывешивал перед началом рабочего дня, а после его завершения снимал. Кроме этого был изготовлен мимоход, который стоял рядом с оживленным пешеходным переходом, напротив входа в наше помещение, указывая на него.

Поскольку основными клиентами, на которых мы рассчитывали, были жители близлежащих домов, мы, распечатав в типографии наши объявления, расклеили их на досках объявлений у каждой парадной. Позже, как оказалось, это было самое действенное средство, не считая сарафанного радио. Кроме всего прочего, были созданы и разосланы объявления во все бесплатные интернет ресурсы и карты города (например 2гис) , что тоже привлекло значительную часть клиентов.

Такие методы рекламы позволили нам получить неплохой результат, люди о нас узнали и начали приходить, при этом затраты были минимальными (до 20$).

Документальное оформление

Несмотря на то, что в Украине конец 2013 г. и начало 2014 г. были крайне нестабильны, мы стремились вести свои дела как можно более законно. Оформили ЧП по кодам, позволяющим осуществлять ремонт техники и продажу мелких комплектующим, и платили единый налог.

Единственное, что мы не делали, — не оформляли работников официально, что позволяло немного сэкономить. Налоги на это составляли примерно 40$ в месяц.

Поиск поставщиков и сотрудников

Учитывая ограниченные финансовые возможности и наличие спроса на комплектующие, нам было необходимо иметь в продаже определенный ряд товаров, на который всегда был спрос.

Товары для перепродажи

Из них можно выделить:

  • компьютерные мышки (как проводные, так и беспроводные);
  • флешки различного объема;
  • клавиатуры;
  • наушники и гарнитуры;
  • различные “интересные” девайсы (наподобие модных, на тот момент, селфи-палок, блютуз-клавиатур, чашек с юсб подогревом и др.).

Всем этим кишит известный китайский сайт, где за небольшую сумму можно забить полки достаточно дешевым товаром, на который всегда есть спрос.

Оборот таких товаров приносил небольшой, но стабильный доход.

Эти товары приносили небольшой, но стабильный доход.

Комплектующие и запчасти

Помимо товаров для перепродажи, всегда есть необходимость в комплектующих и запчастях. В нашем случае, мы решили этот вопрос, поехав на ближайший радиорынок и пообщавшись с местными продавцами. Так, без труда, мы нашли поставщика, который ставил цены приблизительно на 40% ниже рыночных, при условии регулярной закупки у него.

Казалось бы, что всё хорошо, и бизнес действительно должен идти в гору. При положительном сальдо в 100$ в месяц бизнес уже нельзя назвать убыточным.

В цифрах это выглядит очень оптимистично, в планах даже проскальзывали мысли об открытии дополнительных маленьких точек приема, где будут производиться только мелкие работы (поклейка защитных стекол, чистка и т. п.) , основные же работы, связанные с пайкой и более сложным ремонтом, должны были осуществляться в основном отделении.

Статья в тему:  А вы поднимаете дворники зимой? Да? Зря: ремонт встанет дороже

Нелегкая задача

Найти подходящего мастера для постоянной работы — задача совсем не из легких. А найти добропорядочного мастера еще тяжелее. Как показал опыт смены около 7 мастеров за год, каждый из них стремится всеми возможными путями пропустить клиента “мимо фирмы”, забирая ваш доход себе.

Как мы этого пытались избежать:

  • Установка камеры в помещении приема товаров. Обычный китайский регистратор, нацеленный на онлайн трансляцию всего происходящего, поможет зафиксировать количество клиентов, но не обезопасит от звонков мастера клиенту вне рабочего времени с предложением работать напрямую.
  • Выдача гарантий и чеков на ремонт, указав, что при отсутствии чека, компания не несет никакой ответственности за качество работы. Этот способ тоже не показал себя эффективным.

Кроме того, нужно всегда быть готовым к ситуациям, в которых мастер испортит или повредит технику клиента и начнет скрываться от вас, перестав выходить на работу, отвечать на телефонные звонки и т. п. При должном упорстве мастер вам обязательно возместит все затраты, но вы все равно окажетесь в ситуации, когда у вас банально некому работать.

Рынок грамотных ремонтников очень дефицитен, многие стремятся работать на себя, и редко кто соглашается на условия лучше, чем 40/60 чистой прибыли при выполнении работы. Плюс мастеру необходимы выходные, а сервис-центр должен работать каждый день. Решение было найдено в виде отдельных приемщиков, на зарплате — около 3,5$ долларов в день.

Затраты на персонал, таким образом, достигают примерно 100$/мес. + 40% от чистой прибыли, что, в совокупности с острой нехваткой профессиональных ремонтников, является очень существенной суммой, не позволяющей получать доход.

Почему я закрыл этот бизнес

Как я писал выше, партнерские отношения с людьми, которые стремятся вас обмануть, так или иначе приведут либо к закрытию бизнеса, либо к разрыву этих самых отношений. В моем случае, улучив компаньона в недобросовестности, я выплатил ему часть денег за его долю в бизнесе и начал вести дела сам.

Основная проблема — я не обладал необходимыми техническими знаниями в ремонтных работах.

Тут и всплыла вторая основная проблема — я не обладал необходимыми техническими знаниями в ремонтных работах, что приводило к задержкам в работе во время поиска новых мастеров и, как следствие, ухудшению репутации.

Изменение условий налоговой системы в стране окончательно убедило меня закрыть точку и распродать то, что от нее осталось. Продать готовый бизнес оказалось сложнее, чем думалось сначала.

Тут моя ошибка заключалась в том, что цена за него формировалась с учетом не только затрат на оборудование, но и не материальных затрат (на рекламу и т. п.) . Поскольку сроки, отведенные на то, чтобы покинуть помещение, заканчивались, пришлось продать всю мебель и основные средства по отдельности. Их ликвидационная стоимость была примерно равна закупочной, так что этот вариант устроил.

Так что, главный мой совет для тех, кто стремится открыть точку по ремонту техники, — изучите мат. часть. Не имея специальных знаний о ремонте, не стоит пытаться добиться успеха в этом бизнесе.

Ну, а если необходимые знания у вас есть, то непременно попробуйте им заняться, уверен, что у вас все получится. Удачи!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector