1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научить ребенка играть в шахматы, и почему это нужно сделать

Как научить ребенка играть в шахматы, и почему это нужно сделать

Разбираемся, как учить ребенка играть в шахматы.

Если, посмотрев мини-сериал «Ход королевы», снятый американскими сценаристом и режиссером Скоттом Фрэнком и Алланом Скоттом по заказу Netflix, вы начали интересоваться игрой в шахматы — это очень хорошая новость! Лучше может быть только начало обучения ребенка азам этой великолепной, одной из древнейших интеллектуальных игр.

В общем, если у вас есть маленькие дети и вы задумались над тем, а можно ли обучить их шахматам, а главное — как это сделать и когда начинать, чтобы привить любовь к логической игре на 64-клеточной доске, мы постараемся ответить на все интересующие вас вопросы прямо здесь и сейчас. Итак, начнем!

Обсудим четыре основных вопроса:

1. Во сколько лет начать обучение игре в шахматы?

2. Как заинтересовать ребенка игрой в шахматы?

3. Как начать обучать ребенка игре в шахматы?

4. Играйте регулярно — и получайте удовольствие!

Во сколько лет начать обучение ребенка игре в шахматы?

Проштудировав соответствующую литературу и интернет-статьи, ответим на первый важный вопрос следующим образом: начинайте обучение, пока ребенок еще мал. Хотите узнать, сколько это «еще мал» в годах? Точного ответа никто не даст — все индивидуально, но общие критерии таковы:

1. С 3-х лет можно знакомить ребенка с правилами игры в шахматы;

2. В четыре года можно пробовать начинать игру, показывая, как ходят фигурки, куда их нужно ставить, чем они отличаются;

3. С пяти лет, если с ребенком занимались обучением, он, по наблюдениям многих тренеров, уже сможет предвосхищать некоторые шаги и несложные комбинации соперника;

4. Но самый плодотворный возраст для обучения — с 6 до 8 лет. Именно в этом возрасте наиболее полно раскрываются таланты и предрасположенности детей. Именно в этом возрасте они уже смогут обдуманно играть и знать, что значит сыграть «е2 — е4», абсолютно железно.

Шахматы — это игра, предназначенная не только для взрослых и школьников. Маленькие дети просто великолепно впитывают знания из окружающего мира, а игра в шахматы поможет им отточить критическое мышление и навыки решения проблем.

«Не все эксперты выделяют оптимальный возраст для начала обучения детей шахматам. Некоторые просто говорят, что чем раньше, тем лучше. Я считаю, что чем младше ребенок, тем сильнее влияние игры и обучения, — говорит доктор Фергюсон из Шахматной школы США, который обучал игре детсадовцев.

— У маленьких детей мозг, как губка — все впитывает», —добавляет он.

«У меня были смешанные результаты при обучении детсадовцев и первоклассников, но ко второму классу они готовы к активному обучению», — говорит второй специалист, Том Браунскомб, который является школьным директором Шахматной федерации США.

Как заинтересовать ребенка игрой в шахматы?

фото: unsplash.com / Eugene Chystiakov

С возрастом начала определились и то, что эта развивающая классическая интеллектуальная игра полезна и даже важна для развития ребенка (в том числе и моторики — вспомните, как вам было в детстве непросто ходить буквой «Г», перемещая фигуру коня), поэтому ее обучению стоит, даже настоятельно рекомендуется обучать детей. Остается дело за малым… как заинтересовать ребенка, если он не питает интереса к фигурам на клетчатой доске?

Мы нашли интересный совет на просторах Рунета, на сайте razvitie-vospitanie.ru, вот он (подробнее о методе читайте в материале источника под названием «Обучаем ребенка с нуля игре в шахматы: пошаговый метод»):

«До того как познакомить ребенка с шахматами, периодически доставайте игру, расставляйте фигурки, можете даже сыграть несколько партий с членом семьи или друзьями на глазах у малыша.

На его вопросы и просьбы поиграть отвечайте, что это для детей постарше и что он обязательно сможет поиграть в нее, но позже, когда подрастет. После этого убирайте игру подальше, чтобы ребенок не смог ее достать сам.

Через некоторое время (от 2 недель до двух месяцев) торжественно сообщите ребенку, что он уже подрос и готов приобщиться к этой великой игре».

Статья в тему:  Вот почему водители-новички часто попадают в аварии

Способ показался нам удивительным и гениальным тем, что вызывает неподдельный интерес ребенка в обучении шахматам , психология малыша сама сработает в пользу родителей, пытающихся приучить чадо к хорошим привычкам, и последним не придется заставлять ребенка делать что-то из-под палки, а значит, последующее обучение, скажем в шахматной секции или дома, будет интенсивнее, прогрессивнее и по всем направлениям лучше. Малыш не просто будет увлеченно развивать технику игры, но и развиваться сам.

И еще один важный совет по работе с интересом сына или дочки, данный в источнике, заключается в том, что первые знакомства с игрой не должны быть продолжительны по времени. Десять-пятнадцать минут, не более.

Если ребенок проявил интерес к доске, фигурам, а главное к тому, зачем они нужны и куда их двигают, — считайте, вам удалось добиться цели, заинтересовать его. Постепенно начинайте проводить с ним мини-сеансы игры продолжительностью не более 15 минут и давать все больше и больше информации о ней.

Можете показывать развивающие мультфильмы для детей , в которых задействованы шахматы, рассматривать вместе с ребенком мультяшные картинки или читать историю возникновения игры в адаптированном для детей виде, если им больше нравится, когда вы читаете. Вариантов поддержать интерес на самом деле много, и со временем он будет только укрепляться.

Как начать обучать ребенка игре в шахматы?

фото: unsplash.com / Michal Vrba

Существует множество вариантов обучения этой «гимнастике для ума», как платных (имеются специальные обучающие наборы для игры в шахматы для самых маленьких будущих гроссмейстеров), так и бесплатных.

По всей видимости, одним из самых эффективных остается классический вариант обучения, с игрой на досках. Итак, вот основные советы для обучения, которые мы нашли в разных источниках:

  • Занятия проводить нужно на реальных шахматных досках;
  • Не стоит приучать ребенка к игре в шахматы через компьютер. Ведь шахматы — это не только развитие логики, но и коммуникативных свойств (человек-человек). Плюс в реальных шахматах работает не только голова, но и руки, с их тактильными рецепторами, что позволяет ребенку быстрее понимать игру и запоминать важные нюансы;
  • Обучение основам (правилам игры) — это важнейшая часть познания мира шахмат на данном этапе, когда ребенок возрастом от 6 до 8 лет, что называется, «загорелся» игрой и ее изучением или хотя бы показывает умеренный интерес к доске;
  • Если вы замечаете, что малыш (в возрасте до 6 лет) отвлекается во время занятий, попробуйте либо снизить время сессий, либо подключить более детские, игровые моменты. Ребенку должно быть комфортно играть в шахматы;
  • Расставлять фигуры ребенок должен сам, а параллельно с этим обучите его названиям фигур, тому, как они ходят, и, конечно же, их правильной расстановке;
  • У ребенка всегда должен быть партнер для игры. Не отказывайте малышу, если он проявляет инициативу;
  • Всегда следите за тем, что делается, и подсказывайте ребенку только в том случае, если вы видите, что он долго сидит над одной и той же задачей.

Один из интересных приемов по обучению игре в шахматы совсем юных игроков или просто начинающих детей выглядит следующим образом:

  • на доску выставляются только пешки;
  • объясните, как ими нужно ходить, как ими нужно «есть» фигуры оппонента и зачем это нужно;
  • далее попробуйте поиграть с ребенком только пешками. Как только навык игры закрепится через пару дней, начинайте добавлять более сложные фигуры попарно (коней, слонов, ладей, короля и, наконец, ферзя), объясняя, как их двигать, как ими играть;
  • таким образом, сложный пазл будет складываться для ребенка постепенно и не будет вызывать усталости или отторжения.

Главное — не торопитесь и продвигайтесь к следующей фигуре, как только вы поймете, что вас поняли.

Обязательно подчеркивайте основные ключевые элементы игры во время сессии, в том числе важность защиты своего короля любой ценой и то, что королева является самой сильной фигурой в игре. А также не забудьте рассказать, что такое шах и мат.

Статья в тему:  «Почему это происходит?»: 10 ответов для тех, кто постоянно задает любопытные вопросы

Как только дети усвоят основы, вы можете начать обучать их различным стратегиям (если вы знаете толк в шахматах). Если это не ваша игра, а ребенку хочется продолжать, подарите ему эту возможность, запишите его в шахматную секцию. Это один из лучших вариантов проведения досуга. Правда, и про спорт и прогулки также не стоит забывать!

Играйте регулярно — и получайте удовольствие от игры в шахматы!

Наверное, самое важное для новичка — это играть регулярно. Во время первичного обучения по возможности играйте в партию или две каждый день в течение пары недель, а затем, когда ребенок освоится и у него появится некий азарт, можно перейти на пару раз в неделю, чтобы ему одновременно не надоедало, но и притягивало это дело.

Повторение поможет закрепить правила игры и со временем улучшить стратегическое мышление ребенка. Лишним в нашем мире это точно не будет. А еще и сами вспомните как играть в шахматы или подтяните свой уровень:

Помните, что нерегулярность занятий – это хуже всего во время обучения, но и перетруждать чадо не стоит! Главное, чтобы вся игра в шахматы была в удовольствие.

Надеемся, наши простые советы помогут вам окунуться в этот волшебный мир, где каждый может стать стратегом и истинным полководцем. Вперед!

6 причин научить ребенка играть в шахматы

Шахматы — интересная, увлекательная и полезная игра, которая развивает логическое и аналитическое, творческое и абстрактное мышление. Она тренирует усидчивость и умение мыслить на перспективу, планировать и выстраивать действия заранее. Шахматы учат соблюдать правила и быть организованным, положительно влияют на успеваемость в школе.

Ребенок, играющий в шахматы, легко осваивает точные науки. При этом данный спорт доступен для каждого малыша, в независимости от физических данных и особенностей здоровья. Он универсален и подходит для девочек, и для мальчиков. Шахматы останутся актуальными в любом возрасте. Давайте подробнее узнаем о пользе данной игры. Рассмотрим, как заинтересовать ребенка шахматами и научить малыша играть.

Чем полезны шахматы для ребенка

  • Многоходовые партии учат мыслить и думать самостоятельно, тщательно своевременно принимать решения, продумывать каждый шаг заранее и отвечать за него;
  • Развивает логику и интеллект, память и воображение, усидчивость и внимательность, целеустремленность и выдержку, умение за короткий срок концентрироваться и сосредотачиваться;
  • Воспитывает умение адекватно воспринимать проигрыш и неудачи, учит работать над ошибками и делать выводы;
  • Расширяет кругозор, границы системного и стратегического мышления, фантазии и творческого потенциала;
  • Дает уверенность в себе и формирует характер, учит общению и развивает знания в психологии противника, воспитывает волевые качества;
  • Выполняет важнейшие функции в дошкольном развитии ребенка. Повышает работоспособность и дисциплинированность, выносливость и стойкость.

С какого возраста начинать

Польза игры в шахматы неоценима и для детей, и для взрослых. Как показывает практика, уже в три-четыре года ребенок может освоить шахматные правила. Но учитывайте, что крохе в таком возрасте слишком трудно долго концентрироваться на подобном процессе. Поэтому занятия не должны быть продолжительными. Многие эксперты советуют начать обучение в четыре-пять лет.

Не спешите сразу вести кроху в шахматную школу. Во многих подобных заведениях дети ведут себя слишком шумно и активно, внутри стоит хаос и гул. Тренер в таких клубах не сможет заниматься с каждым персонально. Ребенок может не понять правила и, что от него требуется, может испугаться. Первые проигрыши, стресс, новые люди и обстановка, неразбериха и суматоха напрочь отобьют интерес к шахматам и желание играть.

Поэтому начать обучение лучше дома, в привычной и комфортной обстановке. Когда уже кроха освоит азы игры, можно обратиться к тренеру или отдать малыша в шахматный кружок. А привить любовь к игре в шахматы должны родители. Объясните начальные правила. Но делайте это деликатно и терпеливо, без давления.

Подберите для ребенка удобный инвентарь. Доска не должна быть слишком большой или маленькой, магнитной или пластиковой. Выбирайте классическую деревянную доску 40х40. Здесь фигуры и детали будут в поле зрения ребенка. Фигурки должны хорошо отличаться друг от друга, чтобы малыш понял ценность каждой и смог отличить нужную. Они должны быть комфортными и не выскальзывать из рук.

Статья в тему:  Вот почему неисправные амортизаторы опасны

Правила обучения

Смотрите обучающие видео и программы, играйте на компьютере или смартфоне, читайте соответствующие книги. В процессе обращайте внимание, какими способностями обладает кроха. И уже на основании этого составьте приблизительный план обучения.

Первые занятия должны быть непродолжительными и составлять до десяти минут. Иначе ребенок переутомится, а игра наскучит крохе. Используйте игровую форму занятий и знакомьтесь с правилами постепенно. Постепенно увеличивайте продолжительность занятий до 30-60 минут в день. В школьном возрасте можно уже играть и по два часа. Но как только видите, что ребенок заскучал или устал, прекращайте игру.

Не ругайте ребенка, если у того что-то не получается. Спокойно объясняйте ошибку и обязательно хвалите. Отмечайте, что в этот раз он играл лучше, чем в предыдущем. Не заставляйте заниматься насильно, иначе это отобьет любовь к шахматам.

Не давите на результат и не ругайтесь, если малыш проиграл. Наоборот, поддержите и похвалите ребенка. Выявите ошибки и причины проигрыша. Важно сформировать правильное отношение к проигрышам, иначе это отрицательно скажется на детской психике.

Как научить ребенка играть в шахматы

Чтобы увлечь ребенка, расскажите, что это древняя игра, где есть два войска. И они сражаются друг с другом. Детки любят таинственное и загадочное. Расскажите о фигурах, придумайте о каждой занимательную историю или легенду. Красочно оформленные и красивые фигурки обязательно заинтересуют малыша.

Объясните, что шахматная доска разделена на клетки, и каждая клетка — один шаг. Важно донести до малыша, что игра должна быть честной, что здесь важно строго соблюдать правила.

Не рассказывайте сразу о всех фигурах, действуйте постепенно. Выучите название, место расстановки и правила хода. Лучше начинать с пешек. Причем сначала можно играть только пешками. Сыграйте несколько партий и закрепите навык, а уже затем добавьте новую фигуру и так далее.

Чтобы развить навыки игры, у малыша постоянно должен быть партнер. Не отказывайте крохе, если тот просит поиграть с ним. Когда он освоит правила и принципы игры, ближе к школе запишитесь в шахматный кружок или обратитесь к персональному тренеру. В любом случае, если вы планируете дальнейший рост, без профессионального обучения не обойтись.

Чтобы заинтересовать малыша, если тот совсем не хочет играть, психологи советуют использовать интересный прием. Просто не давайте ему играть. Запретный плод сладок, и каждый малыш захочет сделать то, что запрещено. Показывайте, как интересно играть в шахматы, но не давайте ему рассмотреть и потрогать фигурки, принять участие в игре. Тогда кроха обязательно скажет, что тоже хочет играть.

Кстати, такой прием работает со многими сферами. Если малыш не хочет играть на музыкальном инструменте или даже кушать. Скажите, что сейчас нельзя кушать овощи. И вот увидите, как кроха начнет уплетать блюдо, когда еще пару минут назад отказывался.

Больше чем игра: как научить ребенка играть в шахматы и зачем это делать

Шахматы — древняя игра для взрослых. Всех ее премудростей не постичь и великим гроссмейстерам. Но азы доступны даже маленьким детям.

© Getty Images как научить ребенка играть в шахматы

Шахматы способны не только заменить целый комплекс развивающих игр и приспособлений, но и воспитать лучшие качества характера ребенка — волю, терпение, целеустремленность, умение побеждать и проигрывать.

В некотором царстве, в шахматном государстве

Обычно непосредственный интерес ребенка к шахматам, как правило, проявляется в тех семьях, где этой игрой увлечены взрослые или старшие братья и сестры. Но для первых занятий с малышами совсем не обязательно разбираться во всех шахматных тонкостях. Даже совсем не умеющая играть мама шаг за шагом может учиться вместе с ребенком.

Разнообразные шахматные фигурки похожи на игрушки, а в шахматных правилах таятся занимательные сюжеты, которые нужно только развить в сказочном направлении. Эти «детские» свойства взрослой игры активно используются педагогами и методистами. Множество сказочных эпизодов и игр содержит книга Игоря Сухина «Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет». Ладьи, ферзи и пешки общаются в них с Незнайкой, Дюймовочкой и другими любимыми детскими персонажами. Педагог советует начинать с игр, в которых шахматные фигурки используются не по своему прямому назначению. Например, разыграть «Колобка» или «Репку», раздав «роли» королю, ферзю, слону, коню, ладье и пешке.

Статья в тему:  Вот почему новый закон об освидетельствовании водителей приведет к массовому лишению прав

С воображаемого путешествия в шахматное королевство начинает каждое занятие с трехлетками и руководитель шахматной школы «Александра» Наталья Костенюк:

«Заиграла музыка, все зажмурились. Прилетели в сказочную страну. Кто в нашем царстве-государстве главный? Король. Мы его изучаем, рассматриваем, как он выглядит. Пешки — башенки крепостные, ладьи охраняют наше государство. Есть кони, боевые слоны. Про каждую фигурку рассказываем, этапы обучения превращаем в небольшие игры. „Король у нас старенький, как он ходит? Только на одну клеточку, прыгать он не может“. Каждое занятие посвящено какой-то одной шахматной фигурке».

Черно-белое пространство

В других играх и упражнениях с шахматными фигурками ребенок осваивает элементарные математические понятия, учится сравнивать различные фигуры по величине, цвету и форме. И только потом можно переходить к непосредственному знакомству с шахматной доской. Черно-белую плоскость полезно изучать не только в «подлиннике», но и рисовать на листах бумаги или мелом на асфальте, складывать из кубиков контрастного цвета.

Регулярно занимаясь дома с родителями или на занятиях в группе, уже трехлетний ребенок в состоянии не только выучить все шахматные фигуры и их ходы, но и усвоить такие сложные понятия, как вертикаль, горизонталь, диагональ и даже запомнить шахматную нотацию с цифрами и латинскими буквами.

«Конечно, малыши еще путают буквы, — продолжает Наталья Костенюк. — Например, мы любим играть в почту. Каждое поле имеет свой адрес на доске. Нужно доставить конвертик по адресу а8 или а2. Ребенок должен найти нужное поле на пересечении вертикалей и горизонталей — а это уже сложные понятия. Но есть подсказка — в искомом месте нарисована фигурка или буква, которую надо раскрасить. Дети четырех с половиной лет уже с увлечением соревнуются между собой, отгадывая, где какое поле, и даже решают задачки на мат в один ход. Ход фигуры закрепляют, рисуя на диаграммках своими значками. Малыши учатся взаимодействовать сразу с несколькими фигурками, которые они уже выучили. Допустим, на доске ладья и король. Дети самостоятельно решают, куда ладья должна пойти, чтобы напасть на короля, и как получается шах королю. Более старшие быстрее проходят материал и уже начинают разыгрывать партии».

© Getty Images как научить ребенка играть в шахматы

Активные предметы для «шустрых» и «мямликов»

Главное в обучении — не заставлять детей зубрить шахматы, а увлекать их игрой, используя разнообразные приемы. Переключать внимание помогут стихи и сказки о шахматах (и напечатанные в книгах и журналах, и сочиняемые родителями вместе с детьми), рассматривание картинок, рисование, лепка и конструирование на шахматные темы и даже подвижные игры. Можно размахивать фигуркой, громко называя ее имя, или кидать-ловить мяч в ответ на правильный шахматный вопрос.

Если занятие длится уже 15–20 минут и ребенок явно устал от шахмат, лучше переключить его на что-то другое. В предисловии к своей книге «Удивительные приключения в Шахматной стране» Игорь Сухин советует родителям изучать не более двух глав в неделю, занимаясь по 15–35 минут. В группах и студиях под руководством педагога, умело использующего разные дидактические задания и игры, маленькие дети могут заниматься около часа. Нерешительных детей родителям стоит подбадривать. «Мямлика» нельзя подгонять, одергивать, ругать за неудачи — он моментально «завянет» и откажется от дальнейших действий. Шустрым детям надо терпеливо разъяснять материал.

Взрослым порой нужно большое терпение, чтобы развить детскую усидчивость, что необходимо в занятиях шахматами. Длительные, постепенные занятия с детьми никогда не проходят впустую.

Хорошо, когда дети, занимающиеся шахматами дома, играют не только со взрослыми, но и со своими сверстниками. В игре с равным соперником они учатся не только побеждать, но и с достоинством проигрывать. Конечно, первые проигрыши расстраивают детей. Чуткие объяснения амбициозным малышам о том, что в шахматах невозможно только выигрывать, помогут избежать и вам, и ему стрессовых ситуаций.

Статья в тему:  Skoda снизит цены на Kodiaq до 1,3 млн рублей и вот почему

Правильный ход

Обучение дошкольников шахматам – процесс длительный и кропотливый. Зато эта наука – одно из лучших средств развить детское внимание, логическое мышление, память и воображение. Раннее приобщение к шахматам развивает мотивацию к учебе, ведь шахматы – это игра, учение и труд одновременно.

«Полтора года назад к нам привели невероятно гиперактивного трехлетнего малыша, – рассказывает Наталья Костенюк. – Сейчас ребенку четыре с половиной, все удивляются его феноменальной усидчивости. Мальчик уже уверенно играет, способен заниматься два часа. Конечно, он изменился не в одночасье. Взрослым порой нужно большое терпение, чтобы развить детскую усидчивость. Очень важен индивидуальный подход. Длительные, постепенные занятия с детьми никогда не проходят впустую».

Что прочитать

Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. М.: Детская литература, 1980.

Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. М.: Новая школа, 1994.

Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. М.: Поматур, 2000.

Сухин И. Шахматы для самых маленьких. М.: Астрель, АСТ, 2000.

Ильин Е. В стране деревянных королей. М.: Малыш, 1982.

Роль шахмат в развитии детей очевидна. Наталья Костенюк убедилась в этом на своих дочерях. Обе прекрасно учились в школе. Старшая, Александра, стала профессиональной шахматисткой, чемпионкой мира. Младшая, Оксана, учится на факультете журналистики и обладает феноменальной памятью.

Великий педагог Василий Сухомлинский писал, что шахматная игра – «замечательное средство, тонизирующее нервную систему, дисциплинирующее мысль». Интерес к детским шахматам во всем мире с каждым годом закономерно повышается. И вполне возможно, что недалек тот день, когда полезный и такой интересный предмет – «Шахматы» – войдет в обязательную программу не только школ, но и детских садов.

Как легко научить ребенка играть в шахматы – поэтапный метод и видео

Шахматы – отличная игра, которая учит стратегически мыслить и анализировать ситуации. Научить ребенка играть в шахматы на начальном уровне может любой взрослый или подросток, который имеет хотя бы базовые представления об этом. Не обязательно быть профессионалом и чемпионом. Важнее запастись терпением, быть дружелюбным и не стремиться сделать из ребенка гроссмейстера.

Поэтапное обучение

По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.

Важные принципы организации занятий:

  • Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
  • Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
  • Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.

Первое занятие – игра пешками

Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.

Объясните ребенку, как ходят пешки:

  • могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
  • при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
  • если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
  • белая ходит первой.

Второе занятие – пешки и слоны

После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в игру слонов. Цель игры остается прежней.

Статья в тему:  30 фотопримеров, почему мужчины живут меньше женщин

В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:

  • какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
  • когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
  • как использовать пешки, чтобы защитить слона;
  • как заблокировать слона соперника своими пешками.

Третье занятие – пешки, слоны и ладьи

К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.

В процессе игры ребенок должен начать понимать:

  • важность сохранения ладьи до конца игры;
  • ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
  • большие возможности ладьи на половине соперника;
  • разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.

Играйте в этот этап столько раз, сколько захочет сам ребенок. Не спешите переходить к следующим, пока ученик не освоит первые важные стратегические маневры.

Четвертое занятие – добавьте коня

Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.

Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.

Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки

Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.

На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.

Самое замечательное в таких урезанных уровнях то, что все они являются почти настоящими играми в шахматы. Учащийся не изучает ничего постороннего, а наслаивает реальные шахматные узоры.

Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками

Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.

На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.

Седьмое занятие – полная игра

Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».

Как быть хорошим учителем?

Будьте подбадривающим и воодушевляющим наставником. Хвалите ребенка за достижения независимо от его возраста. Даже если он проиграл, похвалите за удачные ходы и решения, которые были сделаны в процессе.

Никогда не делайте преднамеренную ошибку. Ученик должен накапливать знания через применение игровых шаблонов и понимание их последствий. Незаслуженный выигрыш не делает процесс забавным, а лишь серьезно подрывает потенциал обучения.

Помните, что единственный способ развить навык – регулярные занятия, для которых у ребенка должен быть партнер. Существует множество компьютерных игр, видеоигр и приложений, которые могут быть использованы как дополнительные средства обучения после того, как ученик освоит базовые приемы.

Статья в тему:  Вот почему при лобовом ударе скорости автомобилей не складываются

Ответственные и заботливые родители стремятся развивать своего ребенка всесторонне. Шахматы – захватывающая, но и самая сложная интеллектуальная игра. Главное при обучении детей – сохранить высокий интерес на каждом этапе и не форсировать события. Тогда можно достичь вполне реальных результатов практически за несколько недель и, возможно, привить любовь к шахматам на долгое время.

Дюжина советов – как научить ребенка шахматам. И не только

Вступление для цикла статей – «Как научить своего ребенка шахматам».

Некоторое время назад мною была написана статья «Бойтесь шахмат, Вам навязываемых». Некоторые заинтересовавшиеся хабрахабровцы попросили более подробно рассказать о методике по которой я преподаю шахматы детям. Ну вот собственно – время подошло.

Данный текст служит своеобразным вступлением для последующего цикла статей. В нем я опишу особенности с которыми Вам придется столкнуться при загрузке в мозг ребенка шахматных знаний.

Сразу оговорюсь – данный материал предназначен для родителей которые хотят научить ребенка самостоятельно мыслить и делать логические выводы наиболее оптимальным способом. В комментариях я не буду обсуждать призывы обучить ребенка логике с помощью карточных игр, стрелялок и прочей фигни которая портит детям мозги. Хотите испортить ребенка – Ваше право, но людям которые хотят слепить из своего чада более-менее адекватного человека – я бы этого делать не советовал. Всем остальным – милости просим.

Курс, по которому я преподаю детям шахматы, разработан Игорем Георгиевичем Сухиным и называется «Шахматы — школе». Более подробно об авторе Вы можете узнать на сайте. Просьба обеспокоенных гиков не критиковать сайт – человеку много лет и он делает все сам. Я со временем только лишний раз убеждаюсь в том, что все что описано в курсе – опробовано, взвешено, отредактировано и выложено к применению.

Начал я преподавать шахматы более 4х лет назад. Удачно получилось что практически сразу натолкнулся на курс И.Г. Сухина когда подбирал программу обучения для своего сына (и его 1-го класса). За прошедшие 4 года я набил достаточно много шишек на тернистом пути обучения детей шахматам. А если быть точнее – подготовке их к жизни. В настоящий момент я преподаю шахматы в Центре Детского Творчества, и количество детей только там у меня достигает 70-ти человек (занятия 2 раза в неделю), плюс есть еще парочка платных кружков. Общее количество детей только в настоящий момент около 100 человек. Думаю, что могу достаточно профессионально судить о качестве получаемых детьми знаний, а так же направлять других родителей на «путь истинный». Если Вам не нравятся мои советы – можете преподавать по другому. Но поверьте – скорость получения знаний не самое главное, важно чтобы мозг ребенка обдумал и принял тех знаний, которые Вы ему дадите. Все мои советы – основаны на личном опыте и наблюдениях на достаточно большом срезе обучаемых детей.

Если Вы хотите вырастить чемпиона – то данный курс не для Вас. Но если у Вас есть желание заложить в операционную систему ребенка множество другого функционала – то найти что-то более удобное и лучшее я например не смог. Все что Вам надо – набраться терпения. Детский мозг – это губка, которая впитывает знания в достаточно больших объемах, но если дать эти знания в неправильном порядке, либо виде – будет либо торможение обучению, либо Вы получите не тот результат который хотели.

Поэтому сначала определитесь со своими целями – что Вы хотите получить на выходе. То что я буду описывать в своих статьях – это постепенная загрузка и компиляция знаний для последующего применения на жизненном пути Вашего (или не только Вашего, почему – см. ниже) ребенка. Попутно с изучением шахмат Вы будете замечать что ребенок получает какие-то дополнительные знаний и навыки которые, казалось бы, к шахматам имеют опосредованное отношение.

А теперь мы добрались до советов, что и как давать детям.

Статья в тему:  12 странных расстройств сна и почему они происходят (с научной точки зрения)

Совет 1. Да-да, именно детям. Оптимальным вариантов будет занятия хотя бы с двумя детьми. Я заметил интересную особенность – если занимается больше одного ребенка, то знания усваиваются быстрее, и качественнее. Кроме того, Вы можете (в дальнейшем) посадить детей играть вместе. Кроме того, работая только со своим ребенком Вы конечно наладите с ним больший контакт (если Вам надо это – то тогда работайте только с одним своим чадом), но в то же время, преподавая сразу двум детям (например) – Вы тоже поднимите свой авторитет в глазах детей. Большое количество детей тоже не берите – это сложно. Оптимально 2-3 ребенка для начала. Я сейчас преподаю в группах до 18 человек – это жесть. Даже при том, что я помню все задания наизусть, очень сложно уделить всем внимание и направить детей.

Совет 2. У каждого ребенка должна быть своя доска. И делать задания он должен только на ней. Не лезть на доску соседа, не разговаривать, не подсказывать (этим он делает хуже тому кому подсказывает). Понятно, что хочется похвалиться, показать какой я тут умный. Но надо учиться держать себя в руках. Сложно регулировать это желание. На его исправление может уйти до года времени.

Совет 3. Возраст изучения шахмат в принципе может быть любой, однако оптимальным является возраст от 6-ти до 12-ти. Можно ли от этих границ отступать – да можно. Но не слишком сильно. Если Вас интересует почему – почитайте любой материал по возрастной психологии, сразу будет понятно. Если детей больше 1-го – старайтесь чтобы возраст был более-менее близок, разрыв не больше 2-3 лет. Ребенок 6-ти лет некоторые вещи изучает медленнее, чем ребенок 9-ти лет. Учитывайте это при подборе группы, даже мне с моим опытом и знаниями шахмат, тяжело поддерживать в младших детей интерес при наличии более старшего ребенка в группе. Пару раз это заканчивалось плачевно, увы – дети бросали шахматы.

Совет 4. Все занятия надо проводить на досках. И только на досках. Никаких компьютеров и прочего. Я не научный работник, оставлю доказательства им, но мною подмечено, что усвояемость материала получаемого при движении фигур на доске в разы качественнее чем с экрана компьютера/планшета. Для занятий можно использовать любые шахматы, но оптимальный размер это так чтобы взглядом всю доску было нельзя охватить сразу. В том же время слишком большая доска тоже неудобна маленьким детям, хотя для остальных думаю размер 43х43 с фигурами с высотой короля 77 мм вполне подойдут. Я сразу пишу размеры с АлиЭкспресса, там такой комплект стоит от 700 рублей (но можно найти и дешевле). Доски 50х50 по мне так немного большие для обучения, хотя все соревнования проводятся именно на таких досках.
Почему сразу не надо покупать дорогой инвентарь – а что Вы потом будете дарить ребенку красивое? Но самый главный итог от большой доски – в силу биологической лени, чтобы не крутить головой, обучаемый будет стараться непроизвольно запоминать положение фигур на доске.

Совет 5. Работать по курсу надо четко, именно в том виде в каком подается материал. Любое отступление от программы мне аукалось всегда. Да – Вы можете что-то говорить дополнительно, но в большей части вопросов ребенок Вас не поймет. Каждое занятие/упражнение преследует свою цель. И подача материала дается в четкой структуре и циклично. А на выходе через годик-другой, Вы получите структурное и последовательное мышление ребенка. Именно так – структурное и через годик минимум. Не гоните, не надо все и сразу. Детям надо обдумать информацию, дать ей созреть в голове. Проблема нынешнего поколения — именно избыток информации. Не пытайтесь туда добавить еще – нервный ребенок это не наша цель.

Совет 6. При расстановке фигур ни в коем случае не надо использовать шахматную нотацию (. ). Вы не читать ребенка учите, а мыслить и ориентироваться. Я это тоже понял не сразу, но теперь всех детей (и родителям объясняю тоже) отучаю от ориентации по буквам и цифрам на начальном этапе. Даже несколько досок без обозначений держу у себя для особо упертых. Когда им надо будет – они нотацию изучат быстро, на это много времени не надо.
Ваша цель – научить ребенка пространственному ориентированию, восприятию картинки задания целиком, а не по частям. Кроме того – расставить любое задание проще держа перед глазами в уме всю диаграмму. И это навык приобретается достаточно быстро. Главное тут не гнать ребенка, не запрещать ему смотреть на листик/задачник который лежит рядом с доской. Через 1-2 месяца дети помнящие диаграмму обычно ставят все быстрее, чем те, кто пытается запоминать по буквам/цифрам. Приучайте ориентироваться по цветам клеток и по внутреннему чувству неправильности позиции.

Статья в тему:  Вот почему трезвый водитель в компании – настоящий герой

Совет 7. Расставлять фигуры ребенок должен сам. И только сам. Никаких поблажек (исключение см. ниже про усталость). Если Вы играете с ребенком – пусть он ставит оба комплекта фигур. Вы преподаватель – Ваша задача дать знания, а не ставить фигуры. В случае своего проигрыша можете простимулировать ребенка на расстановку – расставляет тот кто проиграл. Но в случае заданий – пусть расставляет задание сам. Можно немного помочь, но не более. Не поверите, как быстро дети потом будут расставлять фигуры.

Совет 8. Фигуры надо двигать. Руками, а не глазами. Тоже достаточно сложный момент – некоторые дети (даже большинство) боятся стронуть фигуру и подвинуть ее на другое место на доске. Вы никогда не добьетесь сразу, чтобы ребенок думал даже на 2 хода вперед – это сложно для него. Но если он будет двигать фигуры – то данное качество разовьется само через 3-4-5 месяцев (помним что гнать не надо, эта способность не дается просто так и легко). Кроме того, в заданиях, когда ходят фигуры противника, дети пытаются найти самый-самый устраивающий их самих ход, а не самый умный ход за противника. Обосновывают это обычно – а вдруг он так пойдет. Объяснить, что так пойдет только противник недалекого ума – сложно. Поэтому просто предлагайте рассмотреть вариант умного хода.

Всегда ругаю (в последнее время достаточно жестко) детей за то что они пытаются найти решение глазами на заданной им диаграмме. Толку от этого 0,00001. Дети которые делают так – потом не видят своих же фигур когда попадают в более серьезную ситуацию (например на турнир с громаднейшим психологическим давлением). Решение глазами не помогает в мышлении, теряются фигуры в игре. Если отработать решение вручную – затем все само начинает в голове двигаться. Так что следите – как решает ребенок.

Совет 9. Не давайте детям играть пока они не пройдут все фигуры. Даже если они умеют играть и хотят. Во-первых у них будет стимул к обучению, во-вторых все равно они доску не видят и долго еще видеть не будут. Плюс не все дети любят проигрывать, и вывести ребенка из психологического пике, в которое он уходит после одного-двух проигрышей не всегда удается. Иногда рекомендуют не участвовать в турнирах детям до 10-ти лет, и я практически полностью согласен с данной точкой зрения, т.к. вернуть ребенка в обучение после проигранного турнира достаточно сложно (иногда и нереально бывает), но тут каждый сам себе барин. Я детей до любого турнира готовлю к тому, что они могут проиграть, но мне это проще в силу опыта и полного контакта с детьми. Именно поэтому надо контакт наладить ДО турнира, а на это уходит как раз полгода, не меньше.

И, наверное Вы не поверите – но дети любят решать задачи которые имеют решение, но достаточно сложное. Ко мне ходят девочки и мальчики – и все в восторге. Я связываю это в том числе и с тем, что они напрягаются, но видят что результат есть. Ведь все задачи имеют решение, и не всегда простое.

Статья в тему:  Видео: Вот почему нельзя украсть эмблему с капота Rolls-Royce

Совет 10. Всегда следите за тем что делается и подсказывайте ребенку только в том случае если Вы видите что он долго сидит над одной и той же задачей. Я всегда стараюсь подсказывать так, чтобы ребенок что-то получил. Например бывают ситуации когда ребенок уставший (после заданий выполненных до этого, садиться с уже уставшим учеником и делать задачи – это издевательство), тогда я детей учу обыкновенному перебору ходов. Тоже неплохой навык, но его надо подавать так, чтобы использовалась системность. Например ход ферзем можно перебрать ходя сначала по одной линии, потом по другой и так далее. Кстати, если показываете решение перебором старайтесь чтобы ответ был одним из самых последних вариантов. Более подробно я буду останавливаться на ключевых для меня заданиях и приводить их в пример – в чем проблема у детей при решении этих заданий.

Совет 11. Опять к усталости и усидчивости. Попадаются дети которые не могут доделать урок до конца (в урок обычно я включаю 12 заданий, как показала практика это оптимальный вариант для первого года обучения. Исключение это занятия с конем. Там бывает что дети зависают дольше и надо смотреть по ребенку). Если ребенок говорит что он устал и больше делать не будет – сделайте еще хотя бы одно-два задания с ним. Можно расставить фигуры за него для облегчения(в виде исключения, озвучив это. Ребенок оценит – поверьте), но так чтобы ребенок участвовал в процессе (например специально поставить фигуру не туда и попросить проверить). Обычно на 12 заданий даже самые «устающие» дети выходят через 2-3 недели максимум.

Совет 12. Начали заниматься – не бросайте. Найдите время, чтобы обучить ребенка. Нерегулярность занятий – самый большой бич обучения. В то же время – не перенапрягайте. Заболел – перенесите занятия пока ребенок не будет чувствовать себя лучше. Загрузка в школе – перенесите на день-два, но не больше. Постепенно все выровняется, и занятия будут более регулярными даже в случае перегруза в школе.

Если Вы будете следовать этим советам – то ребенок 6-8 лет будет играть у вас через 4-5 месяцев, 9-12 лет – через 3-4 месяца. Меньший срок обучения – это плохая усвояемость. Раньше этих сроков не пытайтесь играть, оно не надо.

Если хотите играть с ребенком и с шахматыми часами — купите их. Модель часов официально разрешенных на шахматных соревнованиях – DGT-2010, но стоят они в России 5000 рублей. Почти полный аналог на АлиЭкспрессе – PQ9903A. Стоимость этих часов – 1500 рублей с доставкой. Для дома – вполне достаточно. Все более дешевые модели — не самые удобные. Либо в использовании, либо в функциях. Предугадывая тему — «а я на смартфоне поставлю программу» отвечу — если Вам не жалко смартфон — ставьте. Видели бы Вы как дети бьют по часам в азарте — не говорили бы так.

Для тех кто прочитал мою предыдущую статью про то что хотят внедрить в школах – выполнить данные выше советы учитель начальной школы попросту не сможет. Класс слишком большой, сам учитель боится шахмат (в большинстве случаев), курс нелогичный и непоследовательный, множество фактических педагогических ошибок в подаваемом материале. Итог внедрения курса в школу – будет плачевный.

Ну а в дальнейшем я буду писать, как давать и в каком порядке фигуры. Как обучать детей шахматам в дальнейшем. Опишу типы заданий, способы их выполнения с примерами. Надеюсь Вам и Вашему ребенку данные советы будут полезны. Но главное помните – не пытайтесь воплотить в ребенке свои амбиции. Научите его жить и думать, это будет лучшим применением шахматам.

Если Вы все прочитали внимательно то милости просим к продолжению — Изучаем ладью (Часть 1)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: