Краш- тест Jeep Liberty (2002- 2007)
Тест-драйв Jeep Liberty: Свобода… Равенство? Братство!
Свобода самоопределения
Ирония российской судьбы: название Liberty («свобода») американскому «паркетнику» пришлось взять не по воле создателей. И в родной Америке, и в Европе автомобиль известен как Jeep Patriot.
Но в России уже есть один «патриот» – такое название забронировал для своего «вездехода» Ульяновский Автомобильный Завод. Поэтому компании Jeep пришлось выдумать для своей новинки другое. Так они пришли к «Свободе»…
Забегая вперед: нам так и не удалось понять, в чем отличия Liberty от многочисленных сородичей.
Система полного привода знакома по Jeep Compass; мотор серии World Enginе объемом 2,4 л разработан в сотрудничестве с Hyundai и Mitsubishi (такой же есть у Chrysler Sebring или на том же Compass); вариатор JATCO стоит на двухлитровых Mitsubishi Lancer и Dodge Caliber. В квадратно-угловатом фирменном интерьере или аутентичной внешности тоже не увидеть ничего принципиального нового. И зачем тогда нужен Liberty как отдельно взятый Jeep?
Свобода внутренняя
Внутри паркетника традиционно качественная и фирменно стильная подгонка не самых приятных на ощупь материалов. Все в точности как в Compass. А как определить за рулем Compass или Liberty вы находитесь? Изнутри – никак, правильный ответ выдолблен снаружи, на заднем бампере…
Базовая комплектация (2.4 л 170 л.с.) | от 828 100 руб. |
Комплектация с 2.4 л 170 л.с. с АКПП (вариатор) | от 933 450 руб |
Максимальная комплектация с 2.0 CRD (140 л.с.) | от 1 006 950 руб. |
Liberty представлен в России в комплектации Limited c пакетами опций P0, P1 и P2 |
Эргономических претензий к Liberty минимум: рулевая колонка не регулируется по вылету – не страшно. Недостаток компенсируется широким диапазоном регулировок кресла. Зато даже за доплату в Jeep нельзя установить климат-контроль. Обидно: внедорожник за 900 000 не имеет того, что есть у Opel Corsa и Ford Fiesta!
Водителя и пассажиров окружает жесткий угловатый пластик. Пожалуй, удариться о него лицом будет неприятно, но зато его легко отмывать от последствий загородного отдыха (хотя серьезный ли это аргумент «за»).
Тест-драйв Jeep Liberty
Jeep Liberty 2002 года выпуска
Достойная смена
Сегодня на
нашем тесте автомобиль, сменивший на конвейере Jeep Cherokee, который, кстати, выпускался 18 лет. Измененный экстерьер не утратил породистых фамильных черт, но некоторым приверженцам марки Jeep он может показаться несколько игрушечным. В Европе он продается под старым названием – Cherokee, а в Америке (откуда и прибыл наш гость) он называется Jeep Liberty.
Досье
Год выпуска автомобиля, предоставленного на тест, – 2002-й, двигатель – V6 объемом 3.7 л, мощностью 213 л.с., АКПП, раздаточная коробка с межосевым блокируемым дифференциалом. Комплектация: ГУР, полный электропакет, электрозеркала, кондиционер, фронтальные подушки безопасности, электролюк, CD-магнитола. Пробег на день теста – 65 000 миль (около 104 000 км).
Породистый акселерат
Семь прорезей в облицовке радиатора, круглые фары, профильный капот и расширенные колесные арки напоминают и «ветерана-прадедушку» Will»s, и «дядюшку-ковбоя» Wrangler, ну а в остальном Liberty похож на «дедушку» Cherokee, только он немного повыше – акселерация (Liberty выше Cherokee на 24 см). Порода, что называется, видна во всем: характерная линия крыши, «мускулистые» крылья, длинный капот и короткая корма с запаской на задней двери. Но грубый рубленый стиль «предков» остался в прошлом. Jeep Liberty – это современный автомобиль, дизайнеры сгладили прямые углы, увеличили наклон лобовика и придали автомобилю компактный и динамичный вид.
Визуально Liberty кажется коротким, особенно сильно бросаются в глаза ассиметричные двери и куцая корма. Багажник для внедорожника и вправду маловат, а вот пользоваться им довольно удобно – стекло можно отдельно открыть вверх, а борт с запасным колесом распахнуть влево, причем делается это с помощью одной ручки. Несмотря на довольно высокий порог, посадка на передние кресла не вызывает никаких нареканий, тем более что на стойках имеются поручни. А вот узкая задняя дверь и выступающая арка кажутся не слишком удобными. Конструкторы нашли здесь оригинальное решение – дверь открывается вместе с частью отбортовки колесной арки: и проем немного увеличился, и одежда при посадке не пачкается о крыло.
Почти как в купе
Интерьер Liberty отлично гармонирует с внешним дизайном автомобиля. Салон сочетает и современный дизайн, и отдельные элементы в стиле ретро. Центральная консоль, тоннель и двери имеют серебристые вставки под полированный алюминий. Круглые дефлекторы воздуховодов, ручки на рельефных дверях с глубокими карманами и подстаканниками добавляют салону своеобразный шарм. Простые органы управления климатической установкой и магнитолой не требуют привыкания.
Щиток приборов под овальным козырьком простой и удобный. Большие белые циферблаты спидометра и тахометра видны при любом освещении, по сторонам от них – указатели температуры и уровня топлива. Обшитая кожей четырехспицевая баранка имеет оптимальный диаметр и регулировку по углу наклона.
Обзорность с места водителя очень хорошая – и зеркала отличные, и запасное колесо расположено так, что во внутреннем зеркале не перекрывает обзор. Кстати, выпуклые задние фонари видно в боковые зеркала: габариты чувствуются великолепно и при парковке удобно. Посадка на передних креслах, как и полагается у внедорожников – «высоко сижу, далеко гляжу». Регулировки всего две, но и их вполне достаточно. Сначала узкие сиденья с короткой жесткой подушкой показались мне неуместными для джипа, но немного привыкнув и пройдя пару поворотов на высокой скорости, я оценил хорошую боковую поддержку и удобную посадку – почти как в спортивном купе, только повыше.
На задних сиденьях удобно будет двум пассажирам, тем более что и подголовника всего два, третий поместится, но вот ноги поставить будет некуда – мешает большой тоннель. Сиденье складывается в пропорции 60/40 – практично для перевозки габаритных вещей. Петли и крючки, расположенные в грузовом отделении, помогут надежно закрепить перевозимый груз.
Настоящий джип
Несущий кузов, зависимая задняя подвеска, мотор большого объема традиционны для Jeep, но и изменения есть. Например, управляется Liberty не хуже легковушки: реакции на движение рулем очень чуткие, даже крены в поворотах не настолько большие (как у многих внедорожников), чтобы сбрасывать газ. Правда, в этом есть и заслуга жесткой подвески – Jeep уверенно стоит на прямой, хорошо держит траекторию в повороте и даже «змейку» пройти не прочь. На небольшой скорости машина чувствительна к неровностям, но уже при 30 миль/час проглатывает все ямки и кочки не хуже вальяжного седана.
Ускоряется Liberty очень хорошо, оно и не мудрено – 213 «лошадей» под капотом вполне достаточно для уверенного и достаточно быстрого разгона. «Автомат» не слишком тороплив, но и не слишком задумчив – золотая середина, при неторопливой езде передачи включаются мягко. Стоит немного пришпорить «коней» – стрелка тахометра моментально взлетает к 4 000 об/мин, и если поддерживать темп, ускорение чувствуется спиной. Тормоза требуют осторожного обращения, они очень цепкие, замедляется Liberty резко, сорвать колеса в юз – пара пустяков. Проходимость Jeep Liberty достойна марки. У него достаточно тяговитый двигатель, короткая база, солидный дорожный просвет и четырьмя режимами раздатки.
Jeep Liberty мне очень понравился. Выглядит интересно, ездит весело, рулится отлично, внедорожный потенциал вполне на уровне «дедушки». Инженеры Chrysler создали достойную смену.
Павел ДРУЗИН.
Фото Анатолия ГОРНОСТАЛЕВА
Вольный новичок
В народе словом «джип» называют почти каждый внедорожник. Любопытно, а что же означает само слово и откуда взялось такое название? С английского языка слово jeep переводится как новичок, новобранец, а также небольшой разведывательный самолет. Существует несколько версий о происхождении слова «джип». По одной из них, аббревиатура GP в индексе автомобиля (с английского general purpose – общего назначения) читается именно как джип. Действительно, в начале сороковых годов с заводов Ford сходили машины, в индексе которых значились буквы GPW, однако к general purpose они не имели никакого отношения, так как буква G означает Government (государственный заказ), P – тип автомобиля (колесная база два метра, грузоподъемность 250 кг, полный привод), W – ссылка на то, что машина изготавливалась по технической документации фирмы «Виллис».
Помимо этой популярной теории есть один любопытный факт – слово «джип» существовало в лексиконе американских солдат еще задолго до сороковых годов. Оно имело множество значений, самые приличные из которых – нерадивый солдат и никчемная железяка.По другой версии, все началось с персонажа комикса 30-х годов по прозвищу Eugene the Jeep (Эжен-новобранец). Этому злодею удавалось пробраться куда угодно и выбраться из любой ситуации. Интересно, что в Оклахоме в те же 30-е годы джипами называли грузовые автомобили с оборудованием для бурения нефтяных скважин. Что же до названия модели Liberty, то это слово с английского языка переводится как:
— свобода;
— освобождение;
— вольности, привилегии;
— увольнение на берег.
Также словом «либерти» называется сорт блестящей мягкой материи плотного полотняного переплетения. А еще данным словом в Италии назывался художественный стиль, который в России был известен как модерн. Как видно, версий о происхождении названия автомобиля Jeep Liberty достаточно, так что каждый может выбрать понравившийся ему вариант.
Алина ФИНЦ.
По материалам российской прессы
Особенности эксплуатации Jeep Liberty
Несущий
кузов, независимая спереди и зависимая сзади подвеска колес, добавьте к этому мощный двигатель и комфортный салон. В итоге получится комфортный автомобиль, который отлично ведет себя на трассе и при этом имеет приличный внедорожный потенциал. Всеми этими качествами как раз-таки и обладает побывавший у нас на секонд-тесте Jeep Liberty.
Основные технические характеристики Jeep Liberty, предоставленного на тест (данные завода-изготовителя для нового автомобиля):
— объем двигателя – 3 701 куб. см;
— мощность двигателя – 213 л.с. при 5 200 об/мин;
— крутящий момент – 318 Nm при 4 000 об/мин;
— максимальная скорость – 180 км/ч;
— динамика разгона (от 0 до 100 км/ч) – 9.2 с;
— расход топлива на трассе составляет 11.8 л/100 км, в городе – 19.5 л/100 км;
— клиренс – 203 мм.
Кузов
Конструкцию кузова Jeep Liberty можно назвать полурамной, поскольку мощные передний и задний подрамники интегрированы в структуру несущего кузова. Производитель дает семилетнюю гарантию от сквозной коррозии. Отмечается, что наиболее сильно ржавчине подвержена задняя дверь, вслед за ней могут «зацвести» и все остальные, особенно в нижней части.
Двигатель
Двигатель объемом 3.7 литра (с балансирным валом) можно считать оптимальным для этой модели, поскольку при умеренном потреблении топлива обеспечивает вполне приличную динамику. Он во многом унифицирован с двигателем V8 объемом 4.7 литра, которым комплектовалась модель Grand Cherokee.
К надежности мотора особых претензий нет, важно лишь вовремя проводить регламентные работы. И еще немаловажно то, что этот силовой агрегат не слишком требователен к высокому октановому числу бензина и без проблем переваривает наш АИ-92.
Особое внимание рекомендуется уделять лишь системе охлаждения. Связано это с тем, что блок двигателя изготовлен из алюминия, а поршни в нем облегченные, соответственно малейший перегрев может привести к так называемому «кулаку дружбы», или другими словами, шатун пробивает блок цилиндров насквозь. Изредка может доставлять хлопоты бензонасос. В негодное состояние он чаще всего приходит из-за воды, которая нередко может присутствовать в нашем топливе.
Газораспределительный механизм этого силового агрегата приводится в действие цепью, которая рассчитана весь срок службы мотора.
Трансмиссия
Jeep Liberty с двигателем V6 и автоматической коробкой передач оснащался многорежимной раздаткой Selec-Trac, которая обеспечивает возможность буксировки автомобиля весом до двух с лишним тонн и имеет несколько режимов работы:
— «2 WD» – привод только на задние колеса. Используется при движении по сухим дорогам с твердым покрытием;
— «4 Part Time» – полный привод с заблокированным межосевым дифференциалом. Используется при движении по бездорожью, снегу или льду;
— «4 Full Time» – полный привод со свободным межосевым дифференциалом. Используется при движении по дорогам с любым покрытием;
— «4 Low» – полный привод с заблокированным межосевым дифференциалом и понижающим рядом в раздатке. Используется при движении по тяжелому бездорожью со скоростью не более 40 км/ч.
Эта трансмиссия позаимствована у Grand Cherokee, она зарекомендовала себя как достаточно надежная.
Ходовая часть
Передняя подвеска Jeep Liberty независимая пружинная на поперечных рычагах, сзади зависимая на пружинах и A-образных рычагах. Центр тяжести смещен ближе к центру. Эта конструкция даже для автомобиля такого класса обеспечивает вполне приличную плавность хода. В процессе эксплуатации наиболее часто, скорее всего, придется обслуживать переднюю подвеску. Шаровые опоры, сайлентблоки рычагов и сальники полуосей, кулаки, рулевые наконечники – это детали, которые подвержены износу чаще других.
Каждый километр будет стоить примерно 18.5 тенге
Сразу после покупки любого подержанного автомобиля, как правило, меняются масла, свечи зажигания и фильтры (поскольку в большинстве случаев достоверно неизвестно, когда в последний раз осуществлялось ТО). Таким образом, в течение года необходимо будет дважды заменить моторное масло. Одна такая процедура обойдется примерно в 10 000 тенге. На замену масла в автоматической коробке передач придется потратить порядка 15 000 тенге.
В течение года необходимо поменять топливный фильтр (3 000 тенге), а также воздушный фильтр (2 500 тенге) и свечи зажигания (комплект обычных свечей стоит примерно 3 600 тенге). На незапланированный ремонт каких-либо узлов и агрегатов оставим 20 000 тенге.
Ориентировочные цены на запчасти, к сожалению, узнать не удалось, поскольку в торговых точках, занимающихся продажей запчастей на автомобили марки Jeep, в наличии их не оказалось.
Помимо вышеперечисленных расходов необходимо уплатить налог на транспорт (точный объем двигателя – 3 701 куб. см, сумма налога соответственно составит 21 422 тенге), оформить страховой полис ГПО – 13 734 тенге (минимальная стоимость страхового полиса для жителя г. Алматы) и пройти техосмотр (300 тенге). На 20 тысяч км при среднем расходе топлива 15.6 л/100 км потребуется 3 120 литров бензина. При средней цене 87 тенге за литр бензина АИ-93 получаем сумму 271 440 тенге. Итак, если вы стали владельцем автомобиля Jeep Liberty 2002 года выпуска, вам может потребоваться примерно 371 000 тенге, или около $3 100, на его содержание и эксплуатацию в течение года (при годовом пробеге 20 тысяч км).
Первое поколение Jeep Liberty
Дебют внедорожника, пришедшего на смену модели Cherokee (продержавшейся на конвейере без малого двадцать лет), состоялся в январе 2001 года. Именно тогда на автосалоне в Детройте впервые публике был представлен Jeep Liberty. Так назывались экземпляры, произведенные для внутреннего рынка Америки, в Европе этот автомобиль продавался под название Jeep Cherokee. За счет своеобразного (круглого) дизайна Jeep Liberty на первый взгляд может показаться гораздо меньше своего предшественника (Cherokee), хотя на самом деле он стал выше (на 235 мм), длиннее (на 175 мм) и шире (на 95 мм). Автомобиль выпускался в двух комплектациях: Sport и Limited. Jeep Liberty в комплектации Limited отличается бамперами и накладками колесных арок, окрашенными в цвет кузова, а в отделке салона использована натуральная кожа.
Версия, предназначенная для американского рынка, оснащалась бензиновым мотором V6 объемом 3.7 литра, мощностью 213 л.с. Автомобили для Европы (Jeep Cherokee) комплектовались также бензиновой «четверкой» объемом 2.4 литра (150 л.с.) и итальянским дизелем (фирмы VM) объемом 2.5 литра, мощностью 143 л.с., а с 2003 года турбодизелем объемом 2.8 литра (150 л.с.). В 2004 году мощность последнего двигателя была увеличена до 163 л.с. В апреле 2007 года был представлен полностью обновленный Jeep Liberty/Cherokee.
Подготовил Виталий ШЕЛКОПЛЯСОВ.
Использованы данные автокаталогов и российской автомобильной прессы
Jeep Liberty, он же Patriot, – крепко все, кроме подвески
Загадочно другое: зачем американцы дали ему имя от другого джипа, который, в свою очередь, в наших краях получил родовое имя Cherokee? Хотя на самом деле герой нашего материала, по сути, не что иное, как легковушка Dodge Caliber. Не запутались? Тогда вот вам еще: у нашего патриотичного героя есть брат-близнец Jeep Compass.
ПЛОДЫ КООПЕРАЦИИ
На нашем рынке модель продавали с двумя моторами. Бензиновый 2. 4 л (170 л. с.) – это «межконтинентальный» двигатель Gema DOHC, созданный по заказу Chrysler – Mitsubishi – Hyundai и устанавливаемый на множество различных автомобилей. Конструкция его доведена до совершенства, и какие-либо неисправности в подавляющем большинстве случаев – следствие особенностей российской эксплуатации.
Турбодизель 2.0 л (140 л. с.) также результат «дружбы народов»: такой же по конструкции, как и двигатель, выпущенный миллионными тиражами для многочисленных моделей VW, и не только. Отличный мотор, главное, не угробить его тракторным дизтопливом.
MADE IN JAPAN
Коробок передач предлагали несколько: пятиступенчатая «механика» для бензинового мотора, шестиступенчатая – для дизеля. Примерно половина предлагаемых нынче к продаже экземпляров на нашем вторичном рынке оснащена вариатором. Вероятно, японское происхождение (выпускает его JATCO) обеспечивает незначительное число претензий к этому узлу. Однако проблемы с ним у машин первых лет выпуска встречались. Причем иногда глобальные, заканчивающиеся его заменой. Как обычно, большинство поломок – заслуга водителя. Не все драйверы понимали, что означает горящий значок перегрева вариатора. Еще некорректная работа этого агрегата бывает связана с потерей контакта в электропроводке или вышедшими из строя внешними датчиками.
Полноприводная трансмиссия самая типичная, кроссоверная. В обычных условиях автомобиль переднеприводный, при пробуксовке электронно-управляемая муфта подключает задний редуктор. Муфту можно принудительно заблокировать. Этот вариант называется Freedom Drive I. Версии с трансмиссией Freedom Drive II в Россию не поставлялись, чтобы не создавать внутрифирменную конкуренцию со старшими Jeep. А жаль, ведь там имелись понижающая передача, мощные защиты, продвинутая антипробуксовочная система и увеличенный дорожный просвет.
Передняя подвеска конструкции McPherson. Сзади применена многорычажная схема. В российских условиях 60–70 тыс. км – рубеж, который многочисленные детали подвесок не перешагивают. Впрочем, трещины в сайлент-блоках нередко появляются и при меньших пробегах. А втулки стабилизатора вообще можно отнести к расходникам. По передней подвеске проводилась отзывная кампания, связанная с заменой болтов крепления нижних рычагов. Еще в списке популярных запчастей находятся рулевая рейка и рулевые наконечники.
ЛЮБИТЕЛЬ ЛАМПОЧЕК
Выделить какие-либо системные слабые места в электрооборудовании автомобиля сложно. А по мелочам известны случаи, когда зимой лопались боковые зеркала заднего вида. В статистически значимом количестве перегорают предохранители, лампочки. Динамики музыкальной системы встречаются с «хрипотцой». При проверке давления в шинах иногда ломались датчики давления. Мог перетереться какой-нибудь провод в районе рулевого колеса или пропасть контакт на клеммах. Отмечались проблемы с адекватной работой системы ESP, исправлялись они заливкой нового программного обеспечения. Но на фоне современной компьютеризации и электрификации автомобилей это все несерьезно.
Ну и что мы видим? Хотя словом «джип» у нас называется любая модель, способная передвигаться по бездорожью, Jeep Liberty – просто удобный кроссовер для хороших дорог.
Мнение владельца: Дмитрий К., Jeep Liberty 2.4, вариатор, 2008 г. в.:
– Купил я Liberty случайно. До этого моей машиной была Toyota RAV4 первого поколения. А тут я зашел с другом в салон и увидел квадратный, черный и вместе с тем небольшой джип. Решение о покупке принял и из-за мощного двигателя. А то ведь конкуренты в основном предлагали чахлые двухлитровки. Сейчас пробег около 85 тыс. км. За это время я понял, что гарантия – вещь необходимая. Что мне по ней только не меняли: рулевую рейку, передние, задние рычаги, амортизаторы. Получилось больше 100 000 руб. экономии! Что еще? Очень часто перегорают лампочки. Раз в пару месяцев обязательно какой-нибудь поворотник или подсветка перестает работать. Появились трещины на обивке сиденья.
Что мне не нравится, так это маленький бензобак, в который входит 51 литр. При среднем расходе в городе 14–15 литров его хватает ненадолго… Хотя в рекламе и обещалось, что Liberty – самый внедорожный из кроссоверов, но мне так не показалось. Сейчас я задумываюсь о чем-нибудь похожем, но с более крепкой подвеской.
Хочу купить Jeep Liberty: на что обратить внимание?
«Хочу приобрести Jeep Liberty 2003-2005 г.в. Изо всех вариантов SUV по соотношению дизайна, года, внедорожных характеристик, надежности мне он показался самым лучшим вариантом. Рассматриваю только бензин (он там вроде один 3,7 л). Как у него обстоят дела с обслуживанием и наличием проблем (АКПП, ДВС, подвеска)?»
Дебют Jeep Cherokee KJ, он же Liberty на некоторых рынках, состоялся в 2001 году и ознаменовал новую эру в истории компании Jeep: «мост» уступил место независимой передней подвеске. Да и сам Cherokee преобразился кардинально — на смену «кирпичному» силуэту пришел пусть и не такой грозный, но внешне более миловидный и аэродинамически выгодный дизайн. Такая же революция случилась и с интерьером: он стал более «легковым» как по эргономике, так и по исполнению.
Гамма силовых агрегатов была следующая: на базовые версии устанавливался 2,4-литровый бензиновый двигатель мощностью 147 л.с., а компанию ему составлял 2,5-литровый турбодизель VM, развивающий 143 л.с. Но уже спустя несколько лет турбодизель заменили — Cherokee стали оснащать 2,8-литровым турбодизелем тоже производства VM, который сначала развивал 150 л.с., а затем его мощность увеличили до 163 л.с. Топ-версия Cherokee/Liberty KJ оснащалась бензиновой 3,7-литровой «шестеркой» мощностью 210 л.с.
Коробки передач — механическая 5-ступенчатая или «автомат», причем изначально он был 4-диапазонным, а позже появился и 5-диапазонный, предлагаемый в сочетании с турбодизелем. Привод мог быть как задним (версии для американского рынка, у нас в продаже не встречаются), так и полным, причем в двух вариантах. Базовые модификации имели трансмиссию Command-Track с жестким подключением передней оси (part-time), а на более дорогие устанавливали трансмиссию Selec-Trac, которая имела возможность постоянной эксплуатации в режиме полного привода. Естественно, что «понижайка» присутствует в обоих случаях. Принудительные блокировки в межколесных дифференциалах не предусмотрены, но задний мог быть опционно оснащен «самоблоком» Trac Loc.
Какие проблемы могут возникнуть у подержанного Cherokee/Liberty KJ? Как было сказано выше, основной конструктивной «фишкой» модели стала независимая передняя подвеска. Она же стала причиной нескольких отзывных компаний: несмотря на внушительный вид рычагов, передняя подвеска оказалась чересчур слабой, а из-за конструктивного просчета шаровая опора изнашивалась слишком быстро и при сильном износе могла выпасть. Однако после доработок выносливость подвески вернули на «среднестатистический» уровень.
В остальном владельцев беспокоят различные мелочи. Бензиновые моторы любят «лакомиться» маслом, а на 3,7-литровых Cherokee часто случаются отказы бензонасосов, да и за системой охлаждения нужно следить постоянно: перегрев может стать фатальным… Однако именно этот мотор наряду с 2,8-литровым турбодизелем считается оптимальным для данной модели: мощности достаточно, проблем с надежностью нет (кроме характерных «дизельных», связанных с огромными пробегами и качеством топлива).
Как и у многих американских авто, с годами из-за окислившихся контактов начинает «шалить» электроника. Обязательно нужно смотреть на состояние трансмиссии и подвески, ибо речь идет о внедорожнике, который, не исключено, эксплуатировался по полной программе. Такого же внимания требуют и крестовины карданов. Кстати, опытные джиперы рекомендуют использовать оригинальные крестовины — стоят они не так уж дорого, а ходят гораздо дольше «серых»… Ну и, конечно же, внимательно стоит осмотреть кузов на предмет наличия очагов коррозии — как правило, «расти» она начинает с нижних кромок дверей.
Так что в целом Jeep Cherokee/Liberty KJ не хуже других универсальных внедорожников ни по стоимости содержания, ни по сложности обслуживания и ремонта. А кое в чем даже лучше — в частности, по проходимости. Имея очень небольшие свесы, приличный просвет и энергоемкие подвески, Cherokee на бездорожье чувствует себя очень уверенно, а А-образный рычаг в задней подвеске избавил данный автомобиль от поперечной раскачки кузова на неровностях, характерной для внедорожников с тягой Панара. Кстати, специально для любителей бездорожья выпускались специальные модификации типа Renegade — дополнительных блокировок у них нет, однако они еще лучше приспособлены к бездорожью и имеют комплект дополнительных защит снизу. Впрочем, и без них для бездорожья KJ приспособлен очень неплохо. И именно поэтому начинать осмотр нужно с кузова — если на нем есть следы жесткой эксплуатации по бездорожью, трансмиссия и остальные агрегаты тоже могут иметь значительный износ. Впрочем, это касается всех внедорожников, а не только Jeep…
Индейский либерализм
Jeep Cherokee образца 2001–2007 годов в России продавался очень вяло. Однако на вторичном рынке этих машин достаточно, причем цены на внедорожники очень даже привлекательны. Стоит ли брать этот Jeep со смешной «мордашкой»? Какие проблемы он может доставить? И вообще, что это за зверь такой?
В России новые Jeep Cherokee еще совсем недавно стоили чересчур дорого, особенно учитывая простоту материалов отделки салона. И нечего удивляться, что продажи модели оказались совсем незначительными. В итоге цены на вторичном рынке диктуют привезенные из США автомобили, которые на своей родине дешевы, особенно учитывая нынешний низкий курс доллара. Автолюбители, когда-то купившие в России новенькие Cherokee, от этого, разумеется, сильно страдают и не имеют возможности продать автомобиль за нормальные деньги.
Не думайте, что Cherokee 2001–2007 годов, носивший в США имя Liberty, — еще один бестолковый «паркетник». Хотя именно так считают многие, глядя на переднюю часть этой машины с двумя кругленькими фарами. На самом деле Cherokee (будем называть автомобиль именно так) — настоящий внедорожник. Да, у него нет рамы, однако несущий кузов имеет мощнейшие лонжероны и многочисленные усилители. Плюс к этому не забывайте про отличную геометрическую проходимость, большой дорожный просвет, длинноходную и довольно мягкую подвеску. Система полного привода здесь тоже неплохая, причем она может быть двух вариантов (мы не берем в расчет заднеприводные авто из США, которых на самом деле немного). Более простая, под названием Command-Trac, требует ездить по сухому асфальту только на заднем приводе, а при движении по бездорожью вручную, при помощи рычажка в салоне, жестко подключать полный привод или понижающую передачу.
А вот автомобили с самым мощным 3,7-литровым мотором могли иметь уже трансмиссию Selec-Trac, которая отличается режимом 4WD Full-time. Включив его, водитель получает возможность круглый год пользоваться преимуществами полного привода (не постоянного, правда, а автоматически подключаемого) без риска сломать автомобиль. Ну а если же вы планируете часто ездить по тяжелому бездорожью, то поищите автомобиль с задним самоблокирующимся дифференциалом Trac-Loc (его тоже ставили лишь на 3,7-литровые машины). Кроме того, изучая автомобиль, обратите внимание на наличие дополнительного пакета Skid Plate Group: защита топливного бака, раздаточной коробки, передней подвески. Он шел в списке опций, поэтому некоторые особо экономные от него отказывались. А зря — для езды по бездорожью вещь крайне полезная.Многие эксперты убеждены, что этот автомобиль лучший по проходимости в своем классе. Может ли сломаться система полного привода на 3–7-летних Cherokee? Увы, но такие случаи бывают, причем с обоими типами трансмиссий.
Однако мастера отмечают, что системы полного привода на Cherokee оказались весьма надежными и поломки если и случаются, то при пробеге более 100 000–120 000 км. Причем редко когда ремонт стоит очень дорого: при серьезных проблемах владельцы обычно находят подержанные элементы. Ну а необходимость менять при большом пробеге крестовины кардана или сальники надо воспринимать как данность — с этим сталкиваются все обладатели полноприводных внедорожников. Замена пары крестовин обойдется в $300, установка нового сальника редуктора потребует $120. При покупке автомобиля внимательно осмотрите пыльники переднего кардана, а также проверьте по сервисной книжке, как часто менялось масло в редукторах (это нужно делать строго через 40 000 км, а если ездить по грязи — то и через 20 000 км). В противном случае можно «попасть» на весьма дорогостоящий ремонт.
Официально на Cherokee ставили четыре мотора. Среди них был дизель объемом 2,5 л (143 л.с.), на смену которому очень быстро пришел 2,8-литровый агрегат (сначала 150 л.с., а с 2004 года — 163 л.с.). Однако нужно сразу сказать, что найти на российском вторичном рынке дизельные Cherokee практически невозможно.
Америка, а не Европа стала главным поставщиком подержанных Cherokee в Россию, делая цену 3–5-летних автомобилей очень интересной (как уже было сказано, в Штатах модель продавалась под именем Liberty). Еще бы, ведь в США самый простой Jeep Liberty стоил всего $16 000. Новый! Полноприводной трансмиссии у такой машины не будет, да и «наворотов» тоже. Но $16 000! А «крутые» автомобили «со всеми пирогами» продавались за $25 000.
Именно поэтому подавляющее большинство Cherokee на нашем вторичном рынке имеют под капотом бензиновые двигатели. Их было два: 4-цилиндровый объемом 2,4 л (147 л.с. по европейским стандартам измерения мощности и 152 л.с. — по американским) и 3,7-литровый V6 (204 л.с. или 214 л.с. соответственно). 2,4-литровый мотор сочетался только с «механикой» и простой трансмиссией Command-Trac, а автомобили с V6 в подавляющем большинстве случаев имели «автомат» и трансмиссию Selec-Trac (могла быть Command-Trac и даже «механика»).
Думаете, Cherokee 2.4 гораздо экономичнее, чем автомобиль с V6? Ошибаетесь. Если не торопясь перемещаться из точки А в точку В, то, конечно, мотор объемом 2,4 л будет тратить немного (хотя здесь все относительно — литров 15 по городу в любом случае уйдет). А вот стоит проявить на дороге активность, как расход вырастет уже примерно до 18–20 л.
К тому же не забывайте, что 2,4-литровые Cherokee не отличаются выдающимися динамическими характеристиками и, самое главное, не имеют автоматической коробки передач. А ездить на американском джипе с «ручкой» — это дурной тон. Вот и получается, что самый лучший двигатель для Cherokee — V6. К тому же, по словам механиков, он и самый надежный. V6 имеет проверенную конструкцию, а вместо ремня ГРМ у него стоит надежная цепь, которая без проблем выдерживает более 250 000 км. Хотя надо отметить, что и ремень ГРМ на 2,4-литровом моторе тоже оказался очень крепким, однако его замена стоит в общей сложности около $500–700.
Пожалуй, единственным относительно слабым местом двигателя объемом 3,7 л можно назвать бензонасос, который со временем засоряется из-за нашего «самого лучшего топлива в мире». Надо менять весь насос в сборе, что дорого, поэтому мастера предлагают поставить отдельно помпу бензонасоса ($400). А ресурс помпы поистине безграничен.
Коробки передач Cherokee обычно не доставляют проблем. Как вы уже поняли, машины с базовым 2,4-литровым бензиновым мотором или 2,5-литровым дизелем имели только «механику». Если же под капотом находится V6 или дизель объемом 2,8 л, то здесь гораздо чаще встречается «автомат». АКП надежна, хотя и не идеальна. Если на машине часто гоняли или постоянно лазили по бездорожью, после 100 000 км коробке может потребоваться ремонт.
Если вовремя заметить «болезнь», удастся уложиться в $1200–1500. А если запустить проблему, придется полностью перебирать «автомат», что очень дорого (обычно владельцы этого не делают и ищут на «разборках» подержанные коробки).
Отдельного рассказа заслуживает подвеска. На Cherokee впервые в истории «Jeep» установлена независимая передняя подвеска колес. Как только стало известно о решении «объявить независимость», многие скептики стали уверять, что ломаться новый Jeep будет гораздо чаще старого (при этом надежды на отточенную управляемость Jeep Cherokee не оправдались — он сохранил свое американское происхождение). Однако шасси оказалось довольно крепким.
Обычно при пробеге около 100 000 км в подвеску нужно вкладываться — и это должен помнить покупатель, осматривающий 5-летний автомобиль. Помимо нижних шаровых к этому времени часто изнашиваются верхние рычаги в сборе, амортизаторы и даже ступичные подшипники, которые на передних колесах идут вместе со ступицами. Последние детали самые дорогие — около $400 за штуку. Амортизаторы стоят по $110 за каждый, а верхние рычаги еще $200. Вот и получается, что при неудачном раскладе переборка подвески может обойтись в $1300–1500. Jeep Cherokee ломается чаще, чем большинство «японцев», но при этом Cherokee образца 2001–2007 годов оказался заметно надежнее старых автомобилей этой марки, которые доставляли огромное количество проблем своим владельцам. Поэтому его можно покупать не только из одной любви к Америке.
ЭКСКУРС
История Jeep Cherokee, как и всей компании «Jeep», началась с модели Willys.
В 1962 году появляется совершенно новая модель под названием Jeep Wagoneer/SJ, которая послужила основой для первого Cherokee — он был показан в 1974 году. Автомобиль имел 3-дверный кузов и представлял собой, по сути, более спортивную модификацию обычного Wagoneer. Но можно отметить, что именно на Cherokee начали впервые ставить коробку Quadra-Trac — первую полностью автоматическую систему постоянного полного привода.
Второй Cherokee был представлен в 1984 году. Именно он сделал имя индейского племени известным во всем мире, став одним из самых популярных внедорожников. На Cherokee с индексом XJ ставили широкую гамму силовых агрегатов. Бензиновые имели следующий объем: 2,5 л (105 л.с. с карбюратором, 115 л.с., 118 л.с., 123 л.с. или 127 л.с. при наличии впрыска), 2,8 л (карбюратор, 115 л.с.), 4,0 л (6 цилиндров в ряд, от 170 до 193 л.с.). Были и дизели: 2,1 л (85 л.с.) и 2,5 л (113 л.с. или 116 л.с.). Cherokee XJ имел как 3-, так и 5-дверные версии.
Jeep Cherokee XJ выпускался в США до 2001 года (в 1996 году модель подверглась рестайлингу). А в Китае его делают до сих пор. Ну а в 2001 году мир увидел новый Cherokee, который получил совершенно другую внешность. Мало того, в США его даже решили переименовать — в Америке он продавался как Liberty (в России и Европе модель сохранила название Cherokee). В 2004 году автомобиль подвергся рестайлингу.
В прошлом году на рынке США показали новое поколение Liberty, которое вновь получило весьма агрессивный внешний вид. Жаль, до нас это авто еще не добралось. Модель оснащается двумя моторами: бензиновым V6 объемом 3,7 л (205 л.с.) и 2,8-литровым дизелем (177 л.с.).
Jeep Cherokee оказался на удивление неплохим автомобилем, который, конечно, ломается, но не слишком часто. К тому же не забывайте, что Cherokee является настоящим внедорожником. Здесь он лучший в своем классе.
Андрей ЛЕМИГОВ, генеральный директор экспертной фирмы ДЭКС:
— В начале 90-х едва ли не самым популярным автомобилем в России был легендарный Jeep Cherokee. Несмотря на хороший «аппетит», эти авто завозились в Россию в огромных количествах. Да и сейчас на дорогах достаточно часто можно увидеть Cherokee в отличном состоянии, несмотря на 15-летний возраст. Jeep Liberty, который является продолжением династии «младшего брата», на свою беду, попал в ситуацию, когда новые таможенные правила делают таможенные платежи за автомобиль с мотором объемом 3,7 л существенно большими, чем за Mercedes ML 320 и BMW Х5, хотя стоимость этих автомобилей практически в два раза выше. Соответственно, диспропорция между ценой самого автомобиля и «паразитными» расходами на таможенное оформление и доставку не позволяет привозить в Россию автомобиль в хорошем состоянии, так как он сразу станет невыгодной покупкой по сравнению с аналогами.
Дмитрий ЕРОХИН, генеральный директор «Центра автомобильных кредитов», к.э.н.:
— Нам повезло быть свидетелями глобализации мировой экономики, когда границы стираются, а товары и услуги беспрепятственно перемещаются между странами. С развитием Интернета глобальный рынок продаж подержанных автомобилей также перешагнул границы своих стран, и сегодня мы, находясь в России, имеем возможность купить автомобиль через Интернет на автомобильных аукционах в США и Канаде. Покупка автомобиля на аукционе позволяет сэкономить покупателю от 10 до 20% цены автомобиля, представленного на продажу в российском автосалоне. Соответственно, для Jeep Liberty 2005 года выпуска экономия составит от $3000 до $6000.
При покупке автомобиля на аукционе в кредит существуют свои особенности. В первую очередь это необходимость провести платежи за автомобиль, который еще находится за пределами России. Поэтому финансирование покупки идет в два этапа. На первом покупатель заключает договор с кредитной компанией и оплачивает 20% стоимости авто. Кредитная компания берет на себя оплату аукционной стоимости, доставки и таможенного оформления автомобиля. После того как машина пройдет таможенное оформление, покупатель подписывает кредитный договор с банком и получает автомобиль. Вся процедура покупки на аукционе, доставки и оформления транспортного средства в кредит занимает от 45 до 60 дней.