Краш-тесты BMW по версии IIHS
Краш-тесты IIHS: Tesla Model S и BMW i3 проиграли гибридам
Для очередной серии испытаний на безопасность в Американском страховом институте дорожной безопасности (IIHS) выбрали автомобили с альтернативными силовыми установками: подключаемые гибриды Chevrolet Volt и Toyota Prius Prime, а также электромобили BMW i3 и Tesla Model S. К гибридным хэтчбекам у экспертов не нашлось претензий, разве что Prius пожурили за недостаточную эффективность диодного головного света (тоже аспект активной безопасности как-никак). А вот к электрической парочке возникли нарекания.
Три года назад Tesla Model S уже проходила краш-тесты по европейской методике Euro NCAP и заработала максимальные пять звезд. На этот раз большой хэтчбек тоже успешно пережил фронтальный краш-тест с 40-процентным перекрытием, боковой удар и наезд сзади. Максимальной оценки он удостоился и за прочность кузова при опрокидывании. Но «фирменный» для IIHS краш-тест с 25-процентным перекрытием прошел не так гладко. Ремень не удержал тело манекена-водителя, его голова соскользнула влево с купола подушки безопасности и ударилась об руль, а рабочая зона раскрывшейся занавески оказалась слишком короткой, чтобы принять голову на себя. В итоге за удар с малым перекрытием электрическая пятидверка заработала оценку «удовлетворительно», а в компании Tesla уже объявили, что внесли изменения в конструкцию (доработанные машины выпускаются с 23 января) и готовы предоставить модернизированную «эску» для повторного удара.
Кроме того, испытания IIHS показали, что Model S имеет никудышное головное освещение: худшая оценка из возможных. А за системы превентивной безопасности Tesla… не заработала ни единого балла! Как же так? Ведь у электромобилей компании есть автопилот, причем один из лучших на сегодняшний день, а необходимое оборудование устанавливается на машины уже в базовой комплектации. Эксперты IIHS объяснили свое решение тем, что программное обеспечение для управления автономными функциями активировано не у всех машин.
Что касается BMW i3, то этот хэтчбек успешно пережил удар с малым перекрытием. Во многом потому, что машина не отскочила от барьера, как происходит с большинством автомобилей, а «объехала» его и продолжила движение вперед уже с разбитой передней частью. Но при ударе сзади подголовники неважно защищают шеи седоков от плетевых травм, поэтому в этом виде испытаний оценка «удовлетворительно». Слабоват и свет фар, а за превентивную безопасность электрический BMW i3 заработал только три балла из шести: интенсивность автоматического торможения перед препятствием оказалась недостаточной.
Следующая жертва экспертов IIHS — электрический Chevrolet Bolt: машины для испытаний будут куплены, как только они появятся у дилеров в большинстве штатов Америки.
ТОП-10 самых безопасных моделей BMW
Статья о самых безопасных автомобилях BMW: топ-10 моделей, их основные характеристики, фото. В конце статьи — видео про самые безопасные машины 2018 года. Статья о самых безопасных автомобилях BMW: топ-10 моделей, их основные характеристики, фото. В конце статьи — видео про самые безопасные машины 2018 года.
BMW – это машина, полностью сделанная для удобства водителя: комфортная, управляемая, передающая всю полноту чувств, но при этом конструктивно крайне сложная. В ней нет «понтов», а есть надежность и уверенность, что в пути «железный конь» не подведет.
Философия безопасности на дороге
BMW Group уделяет огромное внимание при разработке всех моделей своих машин вопросу безопасности. Целое подразделение концерна совместно с биомеханиками, врачами-травматологами и работниками скорой помощи анализирует все данные об авариях, стремясь создать максимально безопасный для всех участников дорожного движения автомобиль, в котором концепция активной и пассивной безопасности должна быть доведена до совершенства.
Это означает, что приоритет удовольствия от управления машиной должен играть важную роль в том, чтобы автомобиль помогал владельцу избегать аварийных ситуаций, а если таковые возникли – сводить их последствия к минимуму.
BMW исследовала или принимала участие в разработке систем безопасности всех серийных автомобилей разных концернов, дополняя свои разработки опытом конкурентов и партнеров.
Что учитывается при разработке надежности:
- «Умная электроника» постоянно оценивает все действия водителя и подсказывает наиболее грамотную модель поведения. При одновременной работе нескольких устройств, корректирующих «человеческий фактор», их вмешательство гармонично, оставляя место свободе выбора. Они предупреждают, информируют об изменениях ситуации «за бортом», предлагая выбрать определенный протокол действий, не навязывая его.
Точная динамика движения позволяет водителям BMW сохранять уверенность, что машина самостоятельно скорректирует незначительные ошибки, способные в других ситуациях привести к аварии, связанные с плохой видимостью, неправильной оценкой скоростного режима и тяжелыми дорожными условиями.
Совершенство ходовой части позволяет автомобилю проявлять динамику и удивительную устойчивость, легкость управления на любом дорожном покрытии, в том числе на плохом.
Поддержка водителя. Почти все аварии происходят из-за ошибок водителя, его неверной оценки дорожных условий. Концерн стремится совершенствовать активную безопасность, которая в общемировой автомобильной промышленности, в отличие от пассивной безопасности, еще требует многочисленных доработок.
Определенные системы активной безопасности в BMW, присущие большинству моделей, отвечают за следующие аспекты безаварийного вождения:
система, предупреждающая о смене полос и движении в «мертвой зоне»;
система, предупреждающая об непреднамеренном отклонении от курса;
система Night Vision позволяет в темное время суток распознавать пешеходов за триста метров до пересечения с курсом машины;
система проекционного экрана находится постоянно в поле зрения водителей, позволяя не отвлекаться от дороги;
система адаптивного света самостоятельно включает необходимый свет в условиях непогоды и тумана, обеспечивая максимальное освещение дороги;
Концерн BMW, детально прорабатывая безопасность, существенно модернизировал оборудование для проведения краш-тестов.
Теперь все машины проходят не только стандартную проверку, зафиксированную на законодательном уровне Германии, но специально разработанную по заказу концерна, соответствующую гораздо более жестким требованиям реальности дорог мира.
Теперь давайте посмотрим, какие автомобили BMW отличаются наибольшей безопасностью. Мы основываемся на данных, представленных после испытаний на площадках Страхового института дорожной безопасности (IIHS) и Единой программы оценки новых авто для стран ЕС, США и Японии (EuroNCAP).
Рейтинг самых безопасных БМВ
10. BMW 7-й серии
Мировые краш-тесты обновленной версии «семерки» пока в стадии проверки и будут доступны только во второй половине года.
По оценкам экспертов, самостоятельно тестирующих автомобили, 7-я серия достойна верхних строчек рейтинга безопасности. Но так как пока никаких цифровых выкладок нет, доверяем им на слово и ждем окончательных результатов, чтобы переместить ее на первые места.
Система управления динамикой начинает в автомобиле этой серии свою работу раньше, чем проявляется нестабильность, поэтому курсовая устойчивость и поворачиваемость машины достойны самой высокой оценки. Все это стало возможным благодаря новым алгоритмам системы динамического движения автомобиля и ее взаимодействия с внешними факторами.
9. BMW i3
По рейтингу EuroNCAP 2013 года:
- безопасность взрослого пассажира/водителя: 86%.
безопасность ребенка: 81%.
безопасность пешехода: 57%.
Электромобиль BMW i3 начали продаваться в России недавно. Первые машины на российском рынке оснащали дополнительным бензиновым мотором, но после прошлогодней модернизации стали полностью электрическими.
Базовая комплектация предлагает довольно большой перечень систем безопасности, куда входят электронные технологии курсового контроля, оповещения об отстегнутых ремнях безопасности для водителя и пассажира.
У машины сняты баллы за работу системы безопасности из-за отсутствия сигнализатора ремней для заднего сиденья.
8. BMW Z4
По рейтингу EuroNCAP 2015 года:
- безопасность взрослого пассажира/водителя: 69%.
безопасность ребенка: 61%.
безопасность пешехода: 91%.
Родстер премиального сегмента с задним приводом укомплектован всевозможными системами безопасности. В наличии фронтальные и боковые подушки безопасности, адаптивная подвеска, электронная управляемая блокировка дифференциала, М-тормоза, светодиодная оптика, «рисованные» приборы, датчики дождя и света, парктроники, круиз-контроль. Перечислять можно до бесконечности.
7. BMW 1-й серии
По рейтингу EuroNCAP 2012 года:
- безопасность взрослого пассажира/водителя: 91%.
безопасность ребенка: 83%.
безопасность пешехода: 63%.
Надежный хэтчбек укомплектован очень неплохо. Он отслеживает выезд из полосы, предупреждает об опасном приближении к внешним объектам, умеет поддерживать заданную скорость, помогает грамотно и безопасно парковаться, подсказывает оптимальные маршруты движения, распознает дорожные знаки, отображая всю важную информацию на приборной панели и умело управляет дальним светом, поддерживая оптимальное освещение дорожного полотна.
6. BMW 3-й серии
Этот автомобиль смог завоевать награду IIHS «Top Safety Pick +», подтверждая репутацию безопасного транспортного средства.
По рейтингу EuroNCAP 2012 года:
- безопасность взрослого пассажира/водителя: 95%.
безопасность ребенка: 84%.
безопасность пешехода: 78%.
Третья серия BMW – это роскошный спортивный седан, сочетающий динамичный дизайн, великолепную управляемость и практичность использования в повседневной жизни.
Автомобиль создан, чтобы водитель мог полностью сконцентрироваться на процессе движения, а о любых опасностях его предупредит электроника. Она отслеживает дистанцию в потоке, пешеходов на дороге в любое время суток, позволяет запарковаться даже в самом неудобном пространстве с первого раза, сообщает о всех дорожных знаках.
5. BMW 2-й серии
Эта модель, по мнению IIHS, заслуживает высшую награду «Top Safety Pick +», присуждаемую безопасным машинам.
По рейтингу EuroNCAP 2014 года:
- безопасность взрослого пассажира/водителя: 84%.
безопасность ребенка: 85%.
безопасность пешехода: 60%.
Современные технологии обеспечили автомобиль всем необходимым для комфортной и безопасной езды.
Биксеноновые адаптивные фары регулируют световой поток, подстраивая их под уровень освещенности. Умный «ассистент» сигнализирует о непреднамеренном выезде с полосы, а при максимально высоком риске столкновения срабатывает экстренное торможение.
Парктроник позволяет быстро и эффективно вписаться в пустое место на парковке любой сложности, а информационный дисплей с функцией распознавания дорожных знаков всегда предупредит об ограничениях скоростного режима и действующих правилах.
4. BMW 6-й серии
По рейтингу EuroNCAP 2018 года:
- безопасность взрослого пассажира/водителя: 86%.
безопасность ребенка: 85%.
безопасность пешехода: 81%.
Активный круиз-контроль помогает поддерживать выбранную водителем оптимальную скорость движения, предупреждая несанкционированное смещение по полосам.
Световой контроль делает дорогу равномерно освещенной в любое время суток, предотвращая ослепление встречных водителей. Угол охвата трех камер, выводящих на дисплей информацию, составляет 270 градусов, не оставляя «мертвых зон».
3. BMW X3/X4
По рейтингу EuroNCAP 2018 года:
- безопасность взрослого пассажира/водителя: 93%.
безопасность ребенка: 84%.
безопасность пешехода: 70%.
Кроссовер позволяет ощущать себя комфортно на любой дороге. В помощь водителю все знаки выводятся на проекционный дисплей, контролируется движение, отслеживаются препятствия, регулируется дорожная подсветка, безопасность дополняется камерами, дающими максимальный круговой обзор.
2. BMW X1/X2
По рейтингу EuroNCAP 2015 года:
- безопасность взрослого пассажира/водителя: 90%.
безопасность ребенка: 87%.
безопасность пешехода: 74%.
Все создано в кроссовере, чтобы получать удовольствие от процесса движения, не отвлекаясь на мелочи.
Автомобильные системы безопасности всегда «на высоте»: навигатор найдет дорогу в любом городе мира, дисплей отобразит всю нужную информацию, «ассистент вождения» предупредит об опасных ситуациях на дороге, «ассистент парковки» выберет место подходящего размера и самостоятельно припаркуется.
Любое опасное сближение на парковке обозначится звуковым сигналом и передастся с камер на экран.
1. BMW 5-й серии
Безусловным лидером в классе является BMW 5-й серии. По рейтингу EuroNCAP 2018 года:
- безопасность взрослого пассажира/водителя: 91%.
безопасность ребенка: 86%.
безопасность пешехода: 81%.
Раньше эта модель не слишком хорошо вела себя во время фронтального краш-теста, но концерн недаром делает упор на безопасность движения. Недочет конструкции был исправлен в моделях новой 5-й серии в кузове G30.
Фронтальный удар с малым перекрытием теперь также не столь критичен для пассажиров и водителя. Уровень защиты вырос на порядок.
По рейтингу IIHS автомобиль честно заслужил высшую строчку в рейтинге и награду за безопасность «Top Safety Pick +». Новинка немецкого автопрома оценена по максимуму – она набрала 100 баллов из 100 возможных.
Заключение
Водители, раз за разом выбирающие марку BMW, утверждают — любые недостатки, которые присущи этой фирме, являются лишь продолжением ее достоинств. И эти достоинства заключаются всего в трех пунктах: она максимально безопасна, надежна и всегда едет.
Видео про самые безопасные машины 2018 года:
BMW 2 серии Gran Coupe 2021 года результаты краш-тестов от IIH
Новый BMW 2 серии Gran Coupe небольшой четырехдверный седан прошёл краш-тест от страхового института дорожной безопасности (IIHS). Автомобиль получил впечатляющие оценки за способность предотвращать аварии и защищать пассажиров от травм в случае столкновения. Тем не менее, он не получил от организации звания «Лучший автомобиль безопасности».
BMW 2 серии Gran Coupe 2021 года, модель 218i
Получив отметку «Хорошо» во всех шести оценках краш-тестов IIHS, в которых проверяется защита от лобового и бокового удара, а также испытания на прочность крыши и поведение подголовников при ударе, 2-я серия Gran Coupe доказывает свою способность защищать пассажиров. Кроме того, IIHS отмечает как стандартные, так и модернизированные системы предотвращения столкновений как «Отличные» за их способность в первую очередь предотвращать аварии.
Тем не менее, IIHS заявляет, что не может присудить BMW начального уровня звание «Top Safety Pick» или «Top Safety Pick +», потому что характеристики освещения фар автомобиля не соответствуют определенным критериям. Фары базового уровня 2-й серии Gran Coupe получают оценку «удовлетворительно», в то время как блики, отбрасываемые модернизированными адаптивными фарами автомобиля в более дорогих комплектациях, понижают оценку до «плохо».
Двигатели, привод, АКПП BMW 2 серии Gran Coupe 2021 года
BMW 2 серии Гран Купе дебютировал в 2020 модельном году. Он конкурирует с небольшими роскошными седанами, такими как Audi A3 и Mercedes-Benz A-Class, и может похвастаться дополнительным полным приводом. Модели с маркировкой “218i” имеют 1,5-литровый трёхцилиндровый двигатель с турбонаддувом мощностью 140 л.с. и 220 ньютон-метров при 1480-4200 об/мин, является довольно экономичным мотором для этого автомобиля.
В то время как модели с маркировкой “M235i xDrive” имеют турбочетвёрки 2,0-литра которые выдают мощность 306 л.с. и крутящий момент 450 ньютон-метров при 1750-4500 об/мин. Что придаёт этой модели некую спортивность, так же автомобили с мотором 2,0-литра предлагаются с улучшенными характеристиками. У них спортивно настроенная подвеска и улучшены тормоза.
Модели с двигателем 1,5-литра комплектуются семиступенчатой коробкой передач Steptronic с двумя сцеплениями и имеют передний привод.
Версии с мотором 2,0-литра идут с обычным 8-ступенчатым автоматом, на котором предусмотрено ручное переключение передач как рычагом селектора, так и подрулевыми лепестками и поставляются с полным приводом.
Комплектации и цены
BMW 2 серии Gran Coupe 2021 модельного года представлены в пяти комплектациях, цены начинаются от 2 360 000 рублей за комплектацию 218i Online Edition.
Следующие модели и стоимость:
- 218i Base 2 720 000 ₽
- 218i M Sport Pro 2 820 000 ₽
- M235i xDrive Base 4 230 000 ₽
- M235i xDrive M Special 4 390 000 ₽
Новые краш-тесты: оценки за четверть
Производители, отлично зная характер тестовых ударов, часто специально затачивают под них системы безопасности автомобиля. Малейшее отклонение от стандартной процедуры — и отличник рискует превратиться в жалкого незнайку. Для многих машин этот тезис подтверждается, когда организации, проводящие независимые крэш-тесты, вводят новые упражнения. Достаточно вспомнить тест на защиту от плетевых травм шеи по методике EuroNCAP. В первый же год его провалили даже некоторые модели с активными подголовниками, которые теоретически полностью исключают такие повреждения.
Последний пример вышел особенно ярким и даже скандальным. Год назад Американский институт дорожной безопасности (IIHS) разработал новый регламент фронтального удара. Машину на скорости 64 км/ч направляют в барьер высотой 1,52 м. В отличие от стандартного теста, препятствие здесь недеформируемое. Однако главную опасность для манекена-водителя несет чрезвычайно малое перекрытие: на контакт идет всего 25% передней части автомобиля. Упражнение имитирует столкновение с твердым и нешироким предметом — столбом, деревом, дорожным ограждением. До сих пор и IIHS, и EuroNCAP применяли 40-процентное перекрытие. Цифра выбрана неспроста. Дело в том, что тщательно просчитанные зоны деформации и, как следствие, основная защита автомобиля занимают около половины ширины передка и расположены строго посередине. При значительном перекрытии система безопасности работает на отлично, а вот удары в крайние четверти могут быть куда опаснее.
Сомнения оказались не напрасными. У всех моделей удар пришелся мимо элементов, гасящих энергию удара, — фактически первой серьезной преградой на пути сминаемого металла становится передний угол салона, то есть непосредственно сама клетка безопасности. У ряда машин она деформировалась значительно, опасно затронув жизненное пространство водителя. Барьер с легкостью уничтожает крыло автомобиля, выворачивает колесо и раскраивает надвое дверь. Из-за смещения машины в некоторых случаях голова манекена уходит левее подушки безопасности в руле, что приводит к фатальным травмам. Даже на первый взгляд последствия намного тяжелее, чем после стандартного удара с перекрытием в 40%.
За истекший год 60 моделей из двух сотен, разбитых экспертами института, прошли крэш-тест с 25-процентным перекрытием. Как и по результатам остальных четырех ударов, их защита получала оценки: «хорошая», «приемлемая», «критическая», «плохая». Положительными считаются первые два вердикта. Их удостоились меньше половины автомобилей. Отличников и вовсе набралось всего одиннадцать. В этой малочисленной группе оказались сразу пять «хонд» (седан и купе «Сивик», 4-дверный «Аккорд», минивэн «Одиссей», а также люксовая «Акура-TL») и два «вольво» — S60 и XC60. Компанию им составили «Сузуки-Кизаши», «Мицубиси-Аутлендер», «Мерседес-Бенц ML» и «Субару-Форестер».
Успех последнего поддержали «Легаси» и «Аутбек», занявшие места в группе с оценкой «приемлемо». Сюда же американцы отнесли небезынтересные россиянам «Форд-Фокус», «Хёндэ-Элантра», «Мазду-6», «Киа-Оптима», «Инфинити-G» и «Мицубиси-ASX», продающийся за океаном под именем «Аутлендер Спорт».
В список троечников вошли еще две «хонды»: кроссовер CR-V и «Акура-TSX». Лишнее свидетельство тому, что в линейке одной марки не все машины гарантируют одинаковый уровень безопасности. Стоит насторожиться владельцам корейских моделей с эмблемой «Шевроле». Критический балл заработала вся линейка седанов: «Соник» (в России — «Авео»), «Круз» и «Малибу». Но удивление вызывает обилие имен из сегмента «дороже среднего» и премиум-класса. Не блистали в новой дисциплине «Фольксваген-Джетта», «Тигуан», СС и американская версия «Пассата». Не отличились заботой о водителе «трешка» БМВ и кроссовер X1 вместе с «Мерседес-Бенцем» С-класса.
Удивлены? Тогда вот вам еще потрясение: лучшая из «тойот» — «Королла» — заработала за удар с перекрытием в 25% оценку «критично». Ее родственники в лице «Кэмри», «Приуса», RAV4 и «Лексуса-IS» признаны и вовсе опасными. Пятно на имидж «премиума» поставил седан «Ауди-А4», а марке «Киа» не добавили очков «Соул», «Форте» (в России — «Церато») и «Спортидж». Все они также заслужили низший балл.
Вдумайтесь: 60 машин заработали чистые пятерки за 40-процентный удар — и при этом больше половины из них провалились в 25-процентном крэш-тесте. Спасовавшие «Тойота-RAV4», «Форд-Эскейп» (у нас — «Куга»), «Лексус-IS», «Опель-Мокка», БМВ 3-й серии и другие легко получили максимальный рейтинг по методике EuroNCAP. В США в шаге от высшей ступени их остановило именно новое столкновение. Пусть такой удар встречается в реальной жизни реже, зато он показывает, чего в действительности стоят звезды в оценке безопасности машин именитых марок. В будущем эксперты продолжат вводить новые типы ударов в программу тестов. И не исключено, что ситуация с нынешним 25-процентным перекрытием повторится еще не раз. Только так можно будет отличить настоящих отличников от зубрил, готовящихся по конкретному набору билетов.
ПО УРОВНЯМ
Уровень безопасности: ПЛОХОЙ
1. Российский бестселлер «Тойота-Кэмри» отметилась значительной деформацией силовой структуры, смещением рулевой колонки и недостаточной длиной шторки безопасности.
«Тойота-Кэмри»
2. «Джип-Патриот» недружелюбен к водителю. В зоне риска почти все туловище. Голова и шея оказались в «зеленой» зоне, однако значительное смещение руля и несработавшая шторка оставляют вероятность серьезных травм.
«Джип-Патриот»
3. Водитель «Ауди-А4» рискует получить травмы левого бедра. Рулевая колонка ушла на 180 мм вправо и на 130 мм навстречу манекену, в результате чего встреча головы с подушкой безопасности прошла не по сценарию. Вдобавок при ударе замок не удержал дверь в проеме, а смещение железа внутрь салона превысило 200 мм в половине контрольных точек.
«Ауди-А4»
Уровень безопасности: КРИТИЧЕСКИЙ
1. «Трешка» БМВ на отлично защитила почти все туловище манекена, кроме ног. Шутка ли, низ панели приборов ушел в салон на 340 мм, а площадка для левой ноги — на 400 мм. Тревогу внушает и рулевая колонка: от удара она подалась на 160 мм вверх.
«Трешка» БМВ
2. «Мерседес-Бенц» С-класса били два раза. На машинах, произведенных до января 2013-го, шторка безопасности не срабатывала при ударе с перекрытием в 25%, но потом в Штутгарте изменили программу. А вот структуру кузова не трогали, и здесь машина не на высоте. К примеру, ногу зажало педалью тормоза, а смещение площадки для отдыха ноги составило 500 мм!
«Мерседес-Бенц» С-класса
Уровень безопасности: ПРИЕМЛЕМЫЙ
1. У «Киа-Оптима» водителя плотно приняла в свои объятия подушка безопасности, а вот кузов подкачал. Панель приборов ушла внутрь на 180 мм, нижняя часть, включая педали, — на 220 мм.
«Киа-Оптима»
2. Недорогой американский седан «Додж-Дарт» выступил достойно. Эксперты попеняли на открывшуюся в момент удара водительскую дверь, однако датчики на манекене не зафиксировали опасных перегрузок.
«Додж-Дарт»
3. Популярная в России «Мазда-6» отличилась небольшим смещением железа, однако оценки за нагрузки на водителя были снижены. Причина — голова манекена ушла левее центра подушки безопасности.
«Мазда-6»
Уровень безопасности: ХОРОШИЙ
1. «Аккорды», седан и купе, дружно отыграли на высший балл. Эксперты отметили большую площадь шторки безопасности: если бы голова манекена соскользнула с фронтальной подушки, контакта с боковиной все равно не произошло бы.
«Аккорды»
2. Некоторые элементы «Мерседес-Бенца ML» сместились в салон на 150–180 мм — на грани допустимого. В результате есть вероятность травм левой ступни и голени.
«Мерседес-Бенца ML»
3. Безопасность «Вольво» традиционно на высоте. Однако даже у седана S60, одного из лучших, смещение железа в салон достигло 80 мм в нижней части и 70 мм — в верхней.
«Вольво»
ДОПОЛНЕНИЕ
Оцените разницу в последствиях между классическим крэш-тестом с 40-процентным перекрытием (здесь и далее верхнее фото 40% ) и новым ударом (нижнее фото 25% ). Львиная доля эффекта — на совести всего лишь 15-процентной разницы в ширине контакта.
О безопасности автомобилей, часть первая: рейтинги.
В последнее время всё чаще попадаются на глаза бескомпромиссные комментарии к русскоязычным новостям о результатах краш-тестов некоторых автомобилей. Не секрет, что на иностранных рынках базовые комплектации машин нередко имеют более длинный список оснащения, чем на российском, и это в том числе касается средств активной и пассивной безопасности. Этот факт до такой степени печалит некоторых граждан, что наружу рвутся крики о производителях, позволяющих себе экономить на жизни и здоровье потребителей в странах третьего мира, коей является и Россия (по их мнению). Также они призывают бойкотировать модели с количеством подушек безопасности меньше 6, без системы стабилизации в базовой комплектации и ещё чего-то там, без чего в «цивилизованном мире» существовать нельзя.
Честно говоря, меня очень удивляет постановка результата краш-теста на первое место среди доводов для покупки того или иного автомобиля. Безусловно, безопасность имеет очень большое значение для всех существ с инстинктом самосохранения, но однозначно судить о ней только по краш-тесту в отрыве от контекста видится мне в корне неверным.
Что вообще такое краш-тест? Это строго стандартизированный подход к постановке эксперимента с тщательно задокументированными правилами оценок и последующим подробным протоколированием результатов. Для подготовки процедуры используются манекены определённых размеров и веса, сидящие в выверенной позиции относительно руля, а автомобиль разгоняется до фиксированной скорости и бьётся о препятствие с заданным углом смещения (или препятствие бьёт автомобиль, если речь о боковом краш-тесте). Все эти параметры должны быть одинаковыми для всех машин, чтобы а) присутствовала воспроизводимость результата, б) была правомерная возможность сравнивать данные краш-тестов разных автомобилей между собой.
Таким образом, если рассматривать результаты краш-теста двух моделей, и одна машина набрала больше баллов, чем другая, что это значит? Это означает ровно то, что при присутствии в салоне людей такого веса и размеров, сидящих вот именно в такой позе, и при ударе при такой скорости о конструкцию именно такой высоты, массы и размеров машина А имеет больше шансов сохранить жизнь/здоровье седоков лучше, чем машина Б.
А теперь скажите мне, сколько людей хотя бы сидит точно так же, как манекены за рулём? Сколько людей снимает верхнюю одежду зимой (я не снимаю, кстати), чтобы ремни безопасности отработали именно так, как задумывалось производителем? Сколько ДТП произошло ровно в тех же условиях, что и при краш-тесте? При ДТП, как и в боксе, разница масс в пару сотен кило может свести на нет любые рейтинги безопасности.
Мне могут возразить, что в любом случае результаты краш-теста отражают пассивную безопасность машины в целом, и если она хорошо себя показала при постановочном ударе, то, скорее всего, выдержит с честью и реальное испытание. Извольте: давайте посмотрим хотя бы на результаты испытаний Лады Весты SW Cross, которая при краш-тесте, осуществлённом специалистами «Авторевю», внезапно выступила хуже, чем в заводском эксперименте — к великому сюрпризу инженеров АвтоВАЗ. У «Авторевю» пороги машины пошли «гармошкой» (можно посмотреть в видео, если у вас нет оплаченной подписки), и после анализа произошедшего выяснилось, что разница с заводским краш-тестом была в том, что эксперты «Авторевю» вместо манекенов детей в креслах на заднем диване прикрепляли груз аналогичной массы к полу. Единственное изменение заметно ухудшило результаты краш-теста Лады!
Уже предвижу ехидные ухмылки и комментарии про «ТАЗ», но вот другой пример: американский страховой институт провёл эксперимент с перекрытием не водительской, а пассажирской стороны. И вот незадача: оказалось, что Toyota и Nissan имели заметную асимметрию в проектировании энергопоглощающих элементов кузова и закономерно провалили новый вид испытания. Я, конечно, понимаю, что RAV4 и Rogue не эталоны в своём классе, но это не самые дешёвые машины, к тому же, весьма популярные на американском рынке, и пошутить про «ведро для отсталых стран» уже не получится.
А если обратиться к балльной системе поощрения и пенализации, то можно смоделировать интересную ситуацию, когда двум машинам с одинаковой защитой седоков присвоили разные оценки: одна лишилась дополнительных баллов за отсутствие сигнализаторов непристёгнутых ремней безопасности, а другой надбавили за наличие системы автоторможения. Именно поэтому нет смысла смотреть на количество звёзд EuroNCAP, надо разбирать каждую составляющую финального рейтинга отдельно.
Всё вышеперечисленное не значит, что результаты краш-теста всегда являются испытаниями шарообразных коней в вакууме. Я считаю, что в век компьютерного моделирования, позволяющего подстраиваться под задачу, а не находить универсальное решение, имеет смысл изучать те краш-тесты, которые проводят сразу после каких-либо глобальных изменений в постановке эксперимента. Например, при уменьшении степени перекрытия с 40 до 25% при фронтальном столкновении краш-тест провалили даже такие гранды, как Ауди и Мерседес, которые в старой версии теста получили 5-звёздочные рейтинги. А вот Вольво выдержала изменившиеся условия, и я думаю, что это не случайность: компания неоднократно декларировала своё намерение в ближайшие 20 лет сократить количество погибших до нуля в ДТП при участии моделей это марки. Согласно публикациям, специалисты Вольво изучают статистику реальных аварий и делают соответствующие выводы при проектировании своих машин.
Намного более интересной информацией по сравнению с краш-тестами являются исследования страховой компании Folksam, которая собирает данные по ДТП в Швеции. Вот некоторая информация за 2009 год.
В общем, по моему мнению, при покупке нового автомобиля нужно ставить рейтинг безопасности EuroNCAP/IIHS на первое место только при прочих равных условиях. Кроме того, нужно отдельно обсудить составляющие активной безопасности, и об этом — в следующем посте.