Краш-тесты BMW 3 SERIES CONVERTIBLE
О серьёзном. Безопасность.
Доброго времени суток уважаемые читатели!
Сегодня не будет плоского юмора и виртуозных афоризмов. Сегодня порассуждаем на серьезную тему — о безопасности.
Со времен первых доступных автомобилей человечество обрело возможность быть «мобильным». Этот факт качественно изменил уровень жизни и поднял её на новую высоту.
Отправная точка — 27 сентября 1908 года. Когда на заводе Пикетт, что в Детройте, штат Мичиган был построен первый экземпляр Ford «Model T».
И не смотря на то, что Я лично считаю Генри Форда последней мразью (финансирование НСДАП, антисемитизм и т.д.), это не отменяет факта. Он был одним из тех людей в истории человечества, которые успели за свою жизнь совершить нечто великое. Тем самым вписав себя в анналы истории.
Однако у медали две стороны.
Авангардом среди проблем стоит безопасность жизни. Кто бы, что не говорил, но наше величайшее богатство — это наша жизнь. И уже с тех самых времен и до сего дня, автомобиль является средством повышенной опасности. И это не просто слова набившие оскомину. Это факт. Достаточно посмотреть на статистику ДТП по миру. В России эта проблема стоит особо остро. Только за 2016 год в России в результате ДТП погибло более 15 000 человек! На секунду, это полный стадион Нефтяник. Каждый год мы теряем в ДТП стадион людей! Матерей, отцов, детей, дедушек, бабушек, друзей, любимых…
А раненых в 15 раз больше!
Это 2,5 стадиона «Лужники»!
Каждый год!
И если статистика учитывает всех пострадавших, будь то водитель или же пешеход, то авто производители со своей стороны работали над защитой водителей. Как тут не вспомнить количество трагических смертей в той же Формуле 1. Во истину в те времена отважные смельчаки гонялись наперегонки со смертью. Просто посмотрите на их болиды.
При этом с недавних пор автомобильные концерны уже стали уделять внимание и превентивной безопасности пешеходов.
VOLVO
Наверное для всех не секрет, что данный Шведский концерн, а именно его отделение легковых автомобилей под именем Volvo Personvagnar (в настоящее время принадлежит китайской компании Geely) является своеобразным ориентиром безопасности для всех авто производителей на планете. Ведь именно им принадлежат такие «ноу-хау» своего времени как трёхточечный ремень безопасности, кислородный датчик (Lambda Sond) и каталитический нейтрализатор отработавших газов (Шведы вообще уделяют очень много внимания безопасности, в том числе и экологической), деформируемые зоны кузова и т.д. Несколько лет назад VOLVO опять отличились и первыми массово, на производстве внедрили подушки безопасности для пешеходов. А с выходом нового VOLVO ХС90 марка опять удивила. «Чудокресла» в салоне помогающие избежать компрессионных травм позвоночника. А про программу 2020 я и писать не буду. Не знаю как, но они это сделают. Имея чуть ли не город, основной функцией которого является моделирование возможных и опасных ситуаций, а так же свой собственный полигон для краш-тестов с самыми жесткими требованиями/нормами, то сомневаться в их компетенции не приходится. И являясь в бывшем владельцем VOLVO S80II, резюмирую только положительное.
Euroncap и IIHS
Что делать тем производителям, которые не имеют своего полигона? А вообще нужен ли он им, когда есть такие организации как Euroncap и IIHS? Ответ оставим на усмотрение самых авто компаний.
Нас же интересуют Euroncap и IIHS. Расписывать всё об этих компаниях не буду, ибо информации достаточно на просторах интернета. А обращу лишь внимание на сами методики Euroncap и IIHS.
Протокол тестов Euroncap — менее требовательный и тем самым моделирует менее опасные ситуации. Следовательно выше процент автомобилей которые получат высокие оценки в сравнении с оценками по методике IIHS, которая в свою очередь моделирует более строгие/опасные ситуации. И я предлагаю обратить своё внимание на тест проводимый IIHS, который называется «small overlap test» (тест с зоной малого перекрытия — обычно 40%).
Отличительной особенностью от теста со 100% перекрытием (что практикуется Euroncap) является то, что нагрузка, которая распределялась на 100% передней части автомобиля, в тестах IIHS распределяется лишь на 40%. Соответственно это влечет за собой более серьезные последствия. Плюс в первом случае препятствие сминаемое (моделирование к примеру автомобиля), а во втором — жесткое( моделирование фонарного столба или дерева). И именно этот тест — «small overlap test» моделирует такую опасную ситуацию для нашей страны как выезд на встречную полосу. Когда автомобили цепляют друг друга левой передней частью.
В итоге мы имеем чуть ли не поголовную «отличную» статистику по протоколу Euroncap и не столь радужную картину по протоколу IIHS.
BMW 3 (F30)
Чуть не забыл, что у меня внизу у подъезда стоит моё серебряное ведро с гвоздями.
Так вот, наша BMW F30 лишний тому пример.
По протоколу Euroncap (2012 г/в)
краш-тесты BMW 3 series Sedan (БМВ 3 серии Седан)
Баллы для оценки защищенности водителя и пассажира сложились из:
Фронтальный удар: 16 баллов
Боковой удар: 15 баллов
Боковой удар о столб: 2 балла
Система напоминания о непристегнутом ремне: 2 балла.
Детские сиденья в протестированном автомобиле
18-месячный ребенок | Fair BimboFix Type II, направленное против хода движения |
3-летний ребенок | Fair BimboFix Type II, направленное по ходу движения |
Информация о протестированном автомобиле
Модель | BMW 320d Седан |
Снаряженная масса автомобиля | 1490 кг |
Год публикации теста | 2005 |
Код VIN, начиная с которого оценка применима | Оценка применима ко всем BMW 3 Series этого поколения |
Оборудование на протестированном автомобиле
Информация о протестированном автомобиле
Модель | BMW 325i Седан |
Снаряженная масса автомобиля | 1525 кг |
Модельные годы, к которым оценка применима | Фронтальный удар: 2006—2009 Боковой удар: 2006—2009, произведенные для США после ноября 2005 |
Оборудование на протестированном автомобиле
Фронтальный удар
Боковой удар
Устойчивость автомобиля к опрокидыванию
Информация о протестированном автомобиле
Модель | BMW 3 series Седан |
Снаряженная масса | 1525 кг |
Модельные годы, к которым оценка применима | Устойчивость к опрокидыванию модели с полным приводом: 2008—2009 Все остальные тесты: 2006—2009 |
Оборудование на протестированном автомобиле
Euro NCAP. Фронтальный удар на скорости 64 км/ч о деформируемый алюминиевый барьер, перекрывающий во время столкновения 40% ширины автомобиля со стороны водителя. 16 баллов из 16 возможных. |
Euro NCAP. Тележку с установленным спереди деформируемым алюминиевым блоком (общий вес конструкции — 950 кг), ударяют о бок автомобиля со стороны водителя на скорости 50 км/ч. 15 баллов из 16 возможных. |
Euro NCAP. Автомобиль ударяют водительской дверью о негнущийся металлический столб диаметром 25 см на скорости 29 км/ч. 2 балла из 2 возможных. |
IIHS. Фронтальный удар на скорости 64 км/ч о деформируемый алюминиевый барьер, перекрывающий во время столкновения 40% ширины автомобиля со стороны водителя. Оценка — Хорошо. |
IIHS. Тележку с установленным спереди деформируемым алюминиевым блоком (общий вес конструкции — 1500 кг), ударяют о бок автомобиля со стороны водителя на скорости 50 км/ч. Оценка — Хорошо. |
NHTSA. Тележку с установленным спереди деформируемым алюминиевым блоком (общий вес конструкции — 1370 кг), ударяют о бок автомобиля со стороны водителя на скорости 62 км/ч. Водитель: 5 звезд из 5 возможных. Задний-левый пассажир: 5 звезд из 5 возможных. |
Тот же тест, вид сверху. |
Тот же тест, вид с камеры, установленной в салоне. |
Все краш-тесты, представленные на сайте, проводились на моделях, продаваемых за границей. Модели, поставляемые в Украину, могут иметь иные составные части, и поэтому могут обладать отличными от представленных на сайте уровнями защиты.
Кинетическая энергия, действующая в тесте защищенности пассажиров при боковом ударе, зависит от веса и скорости тележки с алюминиевым блоком, которые одинаковы во всех тестах отдельно взятой тестирующей организации. А кинетическая энергия, действующая в тесте защищенности пассажиров при фронтальном ударе, зависит от скорости и веса тестируемого атвомобиля. Поэтому при сравнении результатов фронтальных краш-тестов нужно брать во внимание, кроме оценки, еще и вес автомобиля.
Помните, что практически все системы пассивной безопасности разрабатываются с расчетом на то, что все пассажиры пристегнуты ремнями.
Разный уровень безопасности при одинаковых «звездах». Краш-тест BMW 3-й серии 2019
Совсем недавно международное некоммерческое объединение EuroNCAP опубликовало результаты испытаний нового автомобиля BMW 3-й серии 2019 модельного года. Тестированию подвергался леворульный 4-дверный седан BMW 320d в стандартной комплектации, оснащенный двухлитровым дизелем и имеющий собственную массу 1530 кг.
Автомобиль относится к 7 поколению модели и построен на абсолютно новой платформе G20, жесткость кузова которой увеличена на целых 25%. Такой внушительный рост жесткости, по сравнению с 6 поколением трешки, был достигнут за счет широкого применения в конструкции элементов, изготовленных из высокопрочной стали.
По совокупности показателей после проведения комплекса испытаний автомобиль BMW 3 series 2019 получил от ассоциации EuroNCAP максимальный рейтинг 5 звезд и высокие интегральные оценки по каждой из четырех категорий безопасности:
- Защита водителя и взрослых пассажиров – 97%;
- Защита пассажиров-детей – 87%;
- Защита уязвимых участников дорожного движения – 87%;
- Наличие электронных «помощников» водителя и систем предотвращения столкновений – 76%.
Полный отчет об испытаниях новинки представлен на официальном сайте EuroNCAP. Там же выложен смонтированный видеоряд, отражающий наиболее интересные моменты краш-тестов и результаты работы активных систем безопасности автомобиля. Цена БМВ 3 серии седан указана в нашем каталоге.
Безопасность взрослых
Ударный фронтальный тест на столкновение с деформируемым препятствием при 40-процентном перекрытии (имитирующий лобовое столкновение со встречным автомобилем) продемонстрировал высокую стабильность пассажирского салона.
Показания датчиков, установленных на манекенах взрослых мужчин, подтвердили способность модели обеспечивать хорошую защиту коленей и бедер водителя и переднего пассажира, причем вне зависимости от индивидуальных габаритов и положения людей в креслах. За это испытание эксперты выставили седану 7,9 балла из 8.
В ходе другого фронтального теста на столкновение с жестким барьером без смещения (проверка защищенности водителя и заднего пассажира, имеющих хрупкое телосложение, от травмирующего воздействия ремней безопасности под влиянием отрицательных ускорений) показатели защиты оказались хорошими или достаточными для всех важных частей тел. Оценка в баллах: 7,6 из 8.
Максимально возможное количество баллов автомобиль набрал в двух тестах на боковой удар, показав хорошую защиту критических областей кузова как при столкновении с подвижной тележкой, так и при более жестком испытании, имитирующем наезд на дерево или столб (16 баллов из 16).
Испытания ударами сзади по тележке, на которой расположено сиденье с манекеном (оценка уровня защищенности пассажиров от так называемых хлыстовых травм), также показали высокую надежность сидений и их способность хорошо защищать передних и задних пассажиров от повреждений шейного отдела позвоночника. Однако эксперты EuroNCAP все же снизили итоговую оценку третьей модели BMW по этому испытанию, выставив 1,6 балла из 2.
Свою лепту в рейтинг безопасности внесла автономная система экстренного торможения AEB, входящая в стандартную комплектацию седана. Она добавила максимальные 4 балла в общий результат за свое безупречное поведение в городских условиях, избежав столкновения с препятствиями при всех возможных сценариях. Посмотреть фото BMW 3 серии седан можно в нашем каталоге.
Таким образом, в этой категории программы EuroNCAP новый седан БМW набрал 37,1 балла из 38, что и составляет 97% от максимально возможного уровня безопасности взрослых пассажиров.
Безопасность детей
В испытаниях на лобовой удар с перекрытием и боковое столкновение с подвижной тележкой защита двух манекенов, имитирующих разновозрастных детей 6 и 10 лет, была хорошей или достаточной для всех важных частей тел. За эти два теста автомобиль получил от экспертов 15,8 (из 16) и 8 (из 8) баллов соответственно.
Наименьшей оценки (всего 7 баллов из 13) седан удостоился за оснащенность посадочных мест детскими удерживающими устройствами европейского стандарта i-Size. В трешке 2019 года такие современные приспособления присутствуют только на двух боковых местах заднего ряда.
Зато в третьей группе испытаний на безопасность пассажиров-детей, оценивающей простоту установки и совместимость встроенных крепежных элементов с различными типами детских кресел, у экспертов к автомобилю не возникло никаких претензий. Как результат – максимально возможные 12 баллов в общую копилку.
Всего в этой категории автомобиль получил от экспертов 42,8 балла из 49 возможных, закрепив уровень безопасности для пассажиров-детей на отметке 87%.
Безопасность пешеходов и велосипедистов
3-я серия оснащена системой «активного» капота. Датчики в бампере определяют момент столкновения с пешеходом, а специальные приводы мгновенно приподнимают капот, обеспечивая больший зазор между телом человека и жесткими элементами моторного отсека.
Поэтому защита головы пешехода на всей поверхности капота оказалась хорошей, но вот вдоль основания и на жестких опорах ветрового стекла были зафиксированы плохие результаты, что отразилось на итоговой оценке – 22,3 балла из 26. В области таза обнаружились участки как с хорошей, так и с плохой защитой (3,3 балла из 4). Бампер же обеспечил хорошую защиту ног пешеходов во всех контрольных точках, за что и получил максимальную оценку 6 баллов.
Хорошо отработала система AEB, надежно обнаруживающая пешеходов и велосипедистов и днем, и ночью. Во всех тестовых сценариях ее адекватные реакции позволяли избегать столкновений или значительно уменьшать их последствия (10,5 баллов из 12).
Общий результат в категории: 42,1 из 48 баллов, уровень безопасности – 87%.
Устройства обеспечения безопасности
В стандартной комплектации 3-я серия БМВ оснащена системой определения максимально разрешенной скорости на участке движения (2,5 из 3 баллов), звуковым и визуальным индикатором непристегнутых ремней для всех сидений (3 из 3 баллов), системой удержания автомобиля в полосе (1,8 из 4 баллов) и системой AEB Inter-Urban, включающей режим автоматического торможения при движении по трассам на скоростях свыше 70 км/ч (2,7 из 3 баллов).
За эту категорию новый седан получил самые низкие баллы (10 из 13 возможных) и соответствующий им уровень безопасности в 76%.
Чья безопасность выше?
Если посмотреть на итоговые результаты тестирования по программе EuroNCAP автомобиля предыдущей генерации (BMW 3-й серии 2012 модельного года), то может показаться, что уровень безопасности седана за прошедшие 7 лет изменился незначительно. По отдельным категориям трешка-седан шестого поколения получила следующие оценки: защита взрослых – 95%, защита детей – 84%, защита пешеходов – 78%, оснащенность устройствами обеспечения безопасности – 86%. Общий рейтинг безопасности — 5 звезд. Видео с самыми интересными моментами этих испытаний находится здесь.
Но вот детали этих двух, так похожих друг на друга, рейтингов различаются очень сильно. Во-первых, практически все группы тестов в 4 категориях безопасности за прошедшие семь лет были доработаны и ужесточены. Кроме того, появилось несколько абсолютно новых испытаний, например, фронтальный удар о неподвижный барьер, тесты систем автоматического торможения, ограничения скорости, удержания в полосе и пр.
Во-вторых, сильно изменились критерии оценки. Все больший вес в итоговом результате стали приобретать системы активной безопасности. К примеру, трешка БМВ 2012 года получил очень высокую оценку за единственную электронную систему динамической стабилизации DSC. А сегодня наличие DSC в тестируемом авто является обязательным требованием, за выполнение которого баллы не начисляются.
Мало того, только из-за отсутствия системы экстренного торможения AEB автомобиль шестого поколения по современным правилам не смог бы претендовать даже на 3 звезды итогового рейтинга.
Таким образом, рейтинг в 5 звезд от EuroNCAP малоинформативен. Он лишь констатирует тот факт, что на момент проведения испытаний автомобиль соответствовал высоким требованиям безопасности, но не гарантирует сохранения этого статуса в будущем. Поэтому при оценке уровня безопасности машины очень важное значение имеет дата проведения тестов: чем она ближе, тем актуальнее результаты и полновеснее звезды. Комплектация и цена BMW 3 серии седан в нашем каталоге.
Краш-тесты BMW i3 (Euro NCAP 2013)
Электромобиль BMW i3 в серийном воплощении дебютировал в июле 2013 года, причем одновременно в нескольких местах – в Нью-Йорке, Лондоне и Пекине. В том же году специалисты европейского бюро Euro NCAP протестировали новоиспеченного «баварца» на предмет безопасности по собственной методике, и надо сказать, результат пятидверки удивил многих – она заработала только четыре звезды из максимальных пяти.
Однообъемный BMW i3 прошел стандартные испытания по системе Euro NCAP, по результатам которых было выявлено, насколько хорошо он при столкновениях защищает водителя и взрослых пассажиров, детей и пешеходов. Помимо этого, европейские специалисты оценили оснащенность автомобиля системами обеспечения безопасности. Электрокар подвергся фронтальному удару на скорости 64 км/ч с 40-процентным деформируемым препятствием, боковому столкновению с тележкой при 40 км/ч, а также боковому контакту со столбом на скорости 29 км/ч (Pole Test). Кроме того, пятидверка была испытана наездом в заднюю часть.
После лобового столкновения структура пассажирского салона BMW i3 практически не пострадала. Водителю и переднему пассажиру в целом обеспечивается хорошая защита ног, хотя первый может получить определенные травмы левой голени. Помимо этого, оба взрослых седока имеют риск незначительного повреждения грудной клетки.
При боковом контакте с деформируемой тележкой (она имитирует второй автомобиль) немецкий электромобиль удостоился максимального количества баллов, показав хорошую защиту всех частей тела без исключения.
При более жестком ударе о столб водитель может серьезно травмировать грудь, о чем свидетельствовали фиктивные показания. Вдобавок к этому, передние сиденья и подголовники обеспечивают низкую защиту от хлыстовых травм шейной области позвоночника при наезде сзади.
Безопасность детей возрастом полтора и три года в BMW i3 находится на высоком уровне – в этой дисциплине «баварец» заработал максимальную оценку. При боковом столкновении маленькие пассажиры должным образом удерживаются в специальных креслах, благодаря чему надежно ограждены от любых опасных ударов головами о жесткие элементы салона. Система отключения передней пассажирской подушки безопасности доступна в качестве опции, однако информация о её состоянии не является ясной для водителя.
Пешеходам столкновения с BMW i3 лучше избегать – максимальное количество баллов получил только бампер за защиту ног людей. Передняя кромка капота несет серьезную опасность для тазобедренной области, а жесткие передние стойки крыши могут нанести травмы головам. За защиту голов взрослых пешеходов капот заработал преимущественно оценки «достаточная» и «низкая».
В базовой комплектации BMW i3 «щеголяет» электронной технологией контроля курсовой устойчивости и функцией напоминания о непристегнутых ремнях безопасности для передних седоков, которые отвечают требованиям Euro NCAP. Однако за отсутствие подобного «сигнализатора» для второго ряда сидения электрокар был оштрафован.
За защиту взрослых седоков BMW i3 набрал 31 балл (86% от предельно возможного результата), за безопасность маленьких пассажиров – 40 баллов (81%), за защиту пешеходов – 20.8 балла (57%), за оснащенность системами предоставления безопасности – 5 баллов (55%).
Что касается других электромобилей, то Nissan Leaf и Chevrolet Volt удостоились пяти звезд по итогам краш-тестов Euro NCAP. Но если японская модель превзошла «баварца» практически по всем параметрам, то американская оказалась менее безопасной для пешеходов. А вот в арсенале Mitsubishi i-MiEV также числится только четыре звезды, как и у BMW i3.
BMW 320d и BMW 328i: две стороны медали
Мы специально взяли две новых «трешки» одновременно – хотелось разобраться во всех тонкостях новинки с индексом F30. В отношении обеих машин нужно сказать не только «качественно, надежно, добротно», но и «вкусно, приятно, увлекательно». Кстати, эмоциональный оттенок этих шести слов для 184-сильной 320d и 245-сильной 328i совершенно разный.
По примеру младшей сестры – «копейки», которая может иметь разное экстерьерно-интерьерное оформление в зависимости от того, какую из двух версий Sport или Urban предпочел покупатель, новая «трешка» тоже предоставляет выбор, но теперь уже из трех вариантов: Sport, Luxury и Modern. Последняя, отсутствовавшая в тесте, отличается накладками под матовый алюминий на переднем бампере в районе «противотуманок», такими же матовыми жалюзи в «ноздрях» радиаторной решетки и потрясающим нелакированным фактурным деревом в салоне.
Программа по индивидуализации собственной машины у немецких брендов традиционно широкая и достаточно дорогая, однако с появлением у BMW сравнительно фиксированных линеек оформления, этот процесс не сказать, чтобы подешевел, но хотя бы слегка упростился.
Вообще, ключевым, на мой взгляд, элементом внешнего дизайна являются фары, изящно касающиеся «ноздрей» – на это решение невозможно наглядеться, и при всей общей преемственности форм предыдущая E90-следующая F30, новая «трешка» выглядит абсолютно самостоятельным и самобытным автомобилем. Браво!
Наша 320d Sport имеет больше черных глянцевых деталей во внешности: вертикальные планки в «ноздрях», окантовка стекол и минимум хрома. Внутри в глаза бросаются алюминиевые накладки на передней панели и центральной консоли а-ля только что из-под шлифовального станка и красная прострочка кожаной обивки, причем в нашем случае все это подчеркнуто темными вставками под рояльный лак. Должен сказать, внутри спорт-оформление выглядит достаточно скромно, но в то же время весьма утонченно, хотя до восторгов относительно «Модерна», конечно, не дотягивает, но мне и не надо.
Можно порадоваться, как удобно реализовано механическое управление положением водительского сиденья: помимо традиционной возможности изменить продольную и вертикальную координату, специальным рычажком меняется и угол наклона подушки кресла. Про надобность электрорегулировок с памятью, как на 328i, и вовсе забываешь, вспоминая про них лишь тогда, когда возникает надобность восстановить позицию после другого водителя, но часто ли вы проделываете такое?
Казалось бы, ведь это лишь третья серия BMW, однако поступь машины тянет на то, чтобы первую цифру в шильдике на крышке багажника увеличить на несколько позиций. Плотная подвеска, становящаяся исключительно комфортной на сравнительно высокопрофильных покрышках (для автомобилей такой ценовой категории и статуса) размерности 225/50R17, преодолевает все неровности с характером представительского седана. Никаких второстепенных колебаний – лишь кузов слегка меняет положение в пространстве и изредка проявляется легкая раскачка на продольном профиле.
В крейсерском режиме уже немного начинаешь расстраиваться по поводу благородно распущенной подвески «триста двадцатой», и с этим ничего не поделать – великовата раскачка на волнах, да чуть бы убрать крены. Зато на «триста двадцать восьмой» можно уменьшить сечение перепускных клапанов в опционных адаптивных амортизаторах, качнув перекидную клавишу слева от селектора 8-ступенчатого «автомата» ZF и переведя баварца в режим Sport. Он дает вам то, чего так не хватает на 320d – зажатую ходовую часть. Все остальное: усилие на руле, отклик на педаль газа, работа коробки передач – меняется в обоих автомобилях в зависимости от того, какой алгоритм выбран: Sport, Normal или Eco Pro. В последнем показывается, сколько вы сэкономили топлива, применив плавную технику вождения.
Колеса на Luxury больше, а резина имеет меньший профиль – 225/45 R18. Красиво, но обратной стороной этой медали является шумная работа покрышек при попадании на неровности какого-то определенного профиля на малой скорости, ведь шины-то в любом случае будут run-flat (при проколе позволяют проехать около 80 км на скорости не более 100 км/ч).
Кстати, селекторы КП в «трешках» разные: в бензиновой машине его основание в кожаной оплетке, в дизельной – нет, но там его форма компактнее, и он лучше ложится в руку. Механической связи с «коробкой» нет – рычаг нефиксируемый, однако к нему быстро привыкаешь, в отличие, скажем, от «усиков» включения «поворотников» и «дворников» без фиксации в крайних положениях. Хоть увольте, в них мне это решение кажется неудачным.
Рулевое колесо не вызывает никаких нареканий к усилителю, который на новой «трешке» отныне электрический, установленный параллельно рейке. Система может быть снабжена и Active Steering – дополнительным планетарным редуктором с электромотором, «врезанным» в рулевой вал и позволяющим изменять передаточное отношение в зависимости от скорости. Его-то наличие на 328i я и не заметил, пока не поинтересовался в представительстве, обратил внимание – действительно, в режиме парковки «баранка» совершает чуть более двух оборотов от упора до упора. Все настроено настолько деликатно, что во всем диапазоне скоростей движения автомобиля вмешательства Active Steering не замечаешь вовсе.
Самой фантастической вещью в «трешке» оказалась совместная работа подвески и рулевого управления на неровностях и колеях. Представьте, что один борт машины едет по внушительным кочкам, а другой – по ровному асфальту. Что в таком случае должно происходить с «баранкой»? Правильно, она будет раскачиваться и вырываться из рук в такт колебаниям кузова. Но в BMW, черт возьми, этого нет и в помине! Мне удалось пообщаться с Ральфом Виллемсом, инженером, отвечающим за доводку ходовой части рестайлинговой «семерки». Я буквально пытал его вопросами, как в Мюнхене удается добиться такой чистоты на руле, но он оказался стойким бойцом – инженерных секретов не выдал. Одно ясно и так: главную роль играет отличная настройка электромеханического усилителя вкупе с точно подобранной длиной и расположением рулевых тяг и рычагов подвески. Ни на одной машине я не испытывал ничего подобного.
8-ступенчатая автоматическая трансмиссия с гидротрансформатором работает великолепно, а посетовать я могу лишь на сильно заметное торможение двигателем на первой передаче, из-за которого слегка некомфортно в «пробках». Ускорение 320d плавное и приятное, я бы даже сказал, оно умиротворяет. Нажал педаль наполовину – удалил частичку полученного за день стресса, нажал еще раз – на лице уже улыбка. Здорово. «Триста двадцать восьмая» требует давить в пол. Ее повадки злее и наглее, она – провокатор. «Испытай мои 6 секунд до «сотни» – говорит она каждый раз. Звук 2-литрового турбо-четверки мощностью 245 л. с. своеобразен. Пусть он не урчит аристократично на холостых оборотах, как рядные «шестерки», но турбо-ямы абсолютно не чувствуется, и где-то после 4500 об./мин. его песня просто великолепна: звонка и притягательна, серьезна и эмоциональна.
К тормозам обеих F30 нет никаких претензий, педаль в меру жестка, ее ход имеет привычную величину. На 320d посмаковать классной настройкой управляемости чуть сложнее, чем на 328i, но лишь в силу психологических причин. Ну не хочется гонять на дизеле. Зато, если асфальт чуточку влажный, то поведение бензиновой машины чувствуешь буквально кончиками пальцев. Полностью отключить систему стабилизации? Пожалуйста, и вот вы уже провалились в слегка коварный глубокий занос. Перебрали со скоростью в поворот? Никакого сноса передка, задняя ось предсказуемо и ненавязчиво начинает обгонять переднюю. Фантастика!
Но 328i с ее темно-коричневой кожей, полированным деревом, сиденьями с множеством электро-регулировок кажется какой-то космической. Будто я не на своем месте. Даже в «трешке» хочется очутиться на заднем диване и открыть какой-нибудь модный планшет. Несмотря на это, для водителя здесь рай: и великолепного качества проекционный дисплей на лобовое стекло, биксеноновые фары, которые не только поворачивают вслед за рулем, но и меняют форму светового пучка в зависимости от скорости и автоматически включают «дальний». Климат-контроль здесь с автоматической рециркуляцией, тягово-сцепное устройство спрятано под бампером и принимает рабочую позицию за счет электропривода. Все это и многое другое увеличило стоимость машины (держитесь за поручень!) до 2 987 727 рублей. И это – при базовой планке в 1 650 000 рублей.
В связи с этим 320d за 1 917 367 рублей («база» – за 1 475 000) кажется мне более приземленной, я с ней ближе, и хочется обладать ею. Она комфортна, экономична, но вместе с тем ее величина ее динамичности подобрана с какой-то филигранной точностью – ни больше, ни меньше.
Почему-то возникает параллель между добротно-сделанным ноутбуком и в три раза более дорогим MacBook. Покупать подержанные компьютеры, на мой взгляд, моветон, а вот с автомобилями ситуация немного иная. И никто не запретит вам мечтать о 328i Luxury Line лет этак через пять, как когда-то мы мечтали о «трешке» E46 с рядным шестицилиндровым мотором.
О ценах
Самая доступная BMW третьей серии – 316i c бензиновым мотором мощностью 136 л. с. и 6-ступенчатой «механикой» обойдется в 1 250 000 рублей. Оговорим сразу: доплата за «автомат» для любой из машин – 100 тысяч рублей. Следующая по старшинству – 2-литровая бензиновая 320i (184 л. с.) с МКПП за 1 350 000 рублей. Хотите полный привод – платите еще 100 тысяч. Дизельная 320d стартует с отметки в 1 475 000 рублей, причем в базовой комплектации она уже оснащена АКПП. 328i можно приобрести минимум за 1 650 000 рублей, причем в «базе» будет «механика». Есть еще экстремальная 335i c мотором мощностью 306 л. с. Она обойдется в 1,9 млн, и тоже на «механике».