Вот что может делать профессиональный автогонщик на одном колесе и с мощностью 400 л.с.
Как стать автогонщиком
Кто в детстве не мечтал стать летчиком, космонавтом, врачом или строителем?! Но ведь были и такие, кто видел себя за рулем самого быстрого автомобиля в мире, мчащегося на огромной скорости по треку или по бескрайним степям и пустыням! Все это автоспорт. Многие пытаются приблизиться к своей мечте, модернизируя свой автомобиль, или, если позволяют финансы, просто покупают мощные спорткары. Проблема заключается в том, что всю мощь своего автомобиля и собственные амбиции мы выносим на дороги общественного пользования и подвергаем опасности окружающих и себя.Так как же все-таки безопасно реализовать свою мечту и добиться высоких результатов в этом сложном и опасном техническом виде спорта?
Конечно, эффективнее начинать заниматься автоспортом с детства. Самое лучшее это картинг! Маленькие шумные машинки со стороны выглядят странной конструкцией, совсем не напоминающей автомобиль. Но этот мини-болид, как и большой автомобиль, имеет четыре колеса, руль, педали и двигатель. Картинг позволит ребенку научиться уважать технику и следить за ней, потому что без отличного технического состояния карта результатов не будет.
Ребенок растет, развивается физически и управление маленьким, но быстрым автомобильчиком позволит правильно развить и настроить вестибулярный аппарат, научится быстро и правильно прогнозировать дорожную ситуацию. И, конечно, занятие любым спортом дисциплинируют как на тренировках, так и жизни. Картинг — эта первая ступень к большим скоростям и победам. Самые великие и выдающиеся автогонщики — Айртон Сенна, Михаэль Шумахер — начинали именно с этой дисциплины!
К сожалению, не у всех была возможность с детства начать заниматься автоспортом. Бывает, уже в зрелом возрасте первый раз сев за руль, человек заражается вирусом скорости. А иногда финансовые успехи позволяют осуществить свои детские мечты! Так как же реализовать свою мечту, когда появились возможности, а желание только усилилось? Есть несколько путей. Один — носиться сломя голову по дорогам общественного пользования, упиваясь маленькими победами со светофоров, рискуя при этом своей и чужими жизнями. Второй — прийти в гоночную команду и взять в аренду на один из этапов соревнования подготовленный автомобиль и попробовать себя за рулем настоящего боевого автомобиля в условиях соревнования.
Но и здесь в лучшем случае вы благополучно доберетесь до финиша, не повредив автомобиль, и ваш стартовый номер окажется в конце итоговой финишной ведомости, что не может не отразиться болезненно на вашем самолюбии. И тогда интерес к автоспорту моментально пропадет. Худший вариант — это разбить дорогущий автомобиль и, не дай Бог, пострадать самому! Но этот вариант вряд ли случится, так как для участия в гонке нужна лицензия РАФ (Российская автомобильная федерация), да и спортивный автомобиль ценой от 30 000 у. е. неподготовленному «пилоту» никто не доверит.
Есть третий способ достичь заветной цели. Он не такой быстрый и дешевый, как два первых, но единственно верный. Давайте рассмотрим все по порядку!
Перво-наперво отучившись в автошколе и получив долгожданное водительское удостоверение, нам надо научиться управлять автомобилем, как бы странно это не звучало. К сожалению, на обычных автокурсах мало времени уделяют безопасному управлению транспортным средством на высоких скоростях — это связано с ограничением скорости учебного автомобиля при движение в городе. К тому же аренда специального полигона влечет за собой для автошколы дополнительные расходы на замену резины и износ учебного автомобиля. А на улицах по ПДД скорость ограничена. Значит, даже имея за плечами значительный водительский стаж, человек по прежнему не имеет навыков и умений, как совладать с мощным спортивным автомобилем на пределе его возможностей.
Чтобы этому научиться нужно пройти специальную подготовку, то есть повысить водительское мастерство. Сделать это можно в специальных школах повышения водительского мастерства или, как еще их называют, курсы контраварийной подготовки. Такие школы чаще всего создаются при гоночных командах или бывшими спортсменами, у которых имеется огромный опыт управления различными автомобилями в разных дорожных и погодных условиях на высоких скоростях. В Ижевске есть такая школа высшего водительского мастерства — Школа Гольцова.
Такие курсы стоят недешево, но на них вы получите не только навыки быстрого и безопасного управления автомобилем, научитесь быстро принимать правильное решение в экстренных ситуациях, которые могут возникнуть на дорогах общего пользования при любых обстоятельствах.
Чтобы стать универсальным и не оказаться зависимым от капризов погоды, обязательно нужно пройти полностью летний и зимний курсы. На летнем курсе вы научитесь перемещать массу автомобиля, чтобы стабильно без скольжения сохранять траекторию движения, объезжать внезапно возникшее препятствие на высоких скоростях, быстро и безопасно проходить повороты различной сложности. Зимняя же подготовка научит не бояться сносов и заносов на автомобилях с различными типами привода, а иногда использовать скольжение для предотвращения столкновения с препятствием.
Все занятия, как правило, проводятся на обычных автомобилях, которые очень сильно отличаются от спортивных мощностью, настройкой подвески, и говорить о спорте в этом случае пока рано. Но физика движения спортивного и гражданского автомобилей одинакова, разница лишь в скорости. Поэтому только в том случае, если инструктор увидит, что вы отлично чувствуете и управляете обычным автомобилем, пора переходить на другой уровень.
Кольцо или ралли?
Для начала вам предстоит определить дисциплину, в которой вы собираетесь покорять спортивные олимпы. Автоспорт очень разнообразен, как разнообразны автомобили и то покрытие, по которому им предстоит соревноваться между собой.
Кольцо. Под этим коротким словом скрываются бешеные скорости, борьба с соперниками, иногда даже и контактная. Раскаленный асфальт трека не щадит резину и надо рассчитать топливо до следующего питстопа. Яркие примеры таких соревнований — это «Формула-1», DTM, NASCAR. Кольцевые автогонки разделяются по типу автомобилей — это различные формулы, которые в свою очередь делятся по классам. «Кузова» — это спортивные болиды, построенные на основе серийных автомобилей. «Прототипы» — это спорткары, не имеющие серийных аналогов.
Также имеются различия в конфигурации трассы. Это трековые гонки или, как еще их называют, «овал» (из-за того, что на трассе два поворота в одну сторону). Яркий пример – NASCAR. И автодромы с множеством различных поворотов. Основной принцип проведения кольцевых гонок заключается в том, что все пилоты стартуют одновременно со своих ранее разыгранных на квалификации стартовых позиций. Все гонщики должны преодолеть одинаковое количество кругов, и сделать это максимально быстро. Интерес заключается в том, что каждый хочет быть первым, и вот тут начинается борьба как со временем, так и с соперниками. Пилот должен не только грамотно и эффективно атаковать, но и оборонятся, что часто сопровождается контактной борьбой. Правильная тактика по проведению питстопов (замена резины и дозаправка) позволит приблизить победу. Разница во времени прохождения круга между пилотами составляет всего десятые доли секунды, а в «Формуле-1» борьба давно идет за сотые и тысячные доли секунд. Кольцевые автогонки — очень зрелищный вид спорта. Постоянная борьба между соперниками и удобство наблюдения за соревнованиями для зрителей делает эту дисциплину очень популярной во всем мире.
Ралли — дисциплина, которая не зависит от покрытия, по которому пройдет гонка. Если кольцевые гонки привязаны к погодным условиям и зависят от времени года, то ралли можно назвать всесезонным видом автоспорта. Раллийные этапы проходят на любом покрытии: лед, снег, асфальт, гравий. И погодные условия не остановят соревнование по причине дождя, например, как это часто происходит в кольцевых дисциплинах. Раллист должен быть универсалом, чтобы уметь выигрывать на любых покрытиях при любых погодных условиях.
Но ралли — это не только искусное управление автомобилем. Это работа в экипаже, ведь в отличие от кольца, где пилот управляет болидом на основании того, что видит, раллист едет на слух. Да, именно на слух! Экипаж раллийного автомобиля состоит из двух человек: первый пилот — это водитель, второй пилот — это штурман. Получается, что успех выступления зависит от слаженности экипажа.
Протяженность раллийного этапа — не менее 300 километров, причем трасса не повторяется, и запомнить ее всю невозможно. Поэтому штурман диктует пилоту, что будет за следующим поворотом по дорожной книге или заранее прописанной стенограмме. Во время гонки предусматриваются остановки на техническое обслуживание, но экипаж может заехать в сервис только в отведенное для этого время, и между сервисами автомобиль ремонтируется силами экипажа.
Получается, что нужно не только быстро ездить, но и рассчитывать свои силы и состояние автомобиля на протяжении всей гонки, а она может длиться несколько дней или даже недель — как в ралли-рейдах. Штурман должен следить не только за дорогой, но и за временем, между скоростными участками экипаж должен добраться от одной точки контроля времени до другой в строго отведенное время. Ни минутой позже, ни минутой раньше. Опережение или опоздание штрафуется дополнительными секундами, а то и минутами. Можно выиграть все скоростные участки, но нахватать штрафов и проиграть всю гонку.
Еще одна особенность состоит в том, что гонка проходит по дорогам общего пользования, скоростные спецучастки на время соревнований перекрываются. Но между ними экипаж передвигается по правилам дорожного движения, и любое нарушение строго наказывается.
Ралли делится на несколько дисциплин: классическое ралли и ралли-рейды. Классическое ралли — это гонка, проходящая за несколько дней, и экипажу дается возможность проехать по маршруту и записать стенограмму. Поэтому скорости на гонке очень высоки (если экипаж слажен). Ралли-рейды — это многодневные гонки, где в день экипажу приходится преодолевать по тысяче километров, и большую часть — по безлюдным местностям, где ошибка в навигации или поломка могут поставить крест на всей гонке.
Такие многодневные марафоны — самые сложные соревнования, где проверяются выносливость и слаженность экипажа, уровень подготовки техники. Самая знаменитая гонка — это «Дакар».
Очень интересная и зрелищная дисциплина — это кросс (или ралли-кросс). Замкнутая трасса с множеством поворотов и трамплинов, с меняющемся покрытием и перепадами высот, где гонщику приходится бороться с не только со временем, но и с соперниками. Кросс — это контактный вид спорта, и не все добираются до финиша. Трасса расположена таким образом, что просматривается большая часть поворотов и зрители могут следить за ходом гонки, не покидая трибун. Автомобили, на которых можно выступать в кроссе, настолько разнообразны, что с количеством классов может сравниться лишь с ралли рейдами. Начиная от маленькой «Оки» для юниоров и заканчивая огромными грузовиками ЗИЛ или ГАЗ. Это делает кросс одной из самых зрелищных дисциплин в автоспорте.
Каждая дисциплина интересна и увлекательна по-своему. Если сравнивать автоспорти с музыкой, то кольцевые автогонки похожи на классическую: все расписано по нотам, каждый поворот, идеальная точка входа и торможения неизменна, быстрая траектория — одна. В ралли тоже есть свои ноты — это стенограмма или дорожная книга, но покрытие меняется. Пошел дождь, снег или, наоборот, резкое потепление превратило трассу в снежную «кашу», мягкий грунт разбили до такой степени, что машина ползет днищем по глубокой колее. Но гонка продолжается, и экипажу приходится импровизировать, подстраиваться под трассу и погодные условия, а импровизация — это джаз. Конечно, выбор остается за вами. Но если вы не знаете, на чем остановиться, помните, что всегда есть возможность попробовать себя и в другой дисциплине. Главное начать!
Монокаты: пять удивительных машин с одним колесом
Здравствуй, читатель! До сего момента ты прочитал уйму статей, посвященных машинам на четырех-, трех- и даже двух колесах. Однако нынешний материал подготовлен на тему гораздо более экзотическую, т.к. проливает свет на редкое, даже исключительное в машиностроении явление – моноколесо.
К ак ни странно, идея использования лишь одного колеса в движущихся экипажах зародилась около полутора веков назад и уже претерпела несколько стадий развития, в том числе и свой ренессанс. Но тот факт, что теперь мы все можем приобрести автономную одноколесную платформу Airwheel с крохотным запасом хода, вовсе не означает, что подобные проекты прекратили свое развитие. Наоборот, к их разработке подключились даже мировые бренды, что уже намекает на перспективы в будущем. Пока же я предлагаю ознакомиться с самыми удивительными аппаратами, которые энтузиасты за это время собрали в своих гаражах. Проверяем нашу вертикальную устойчивость и погнали!
Марш одиноких
Назвать одинокими странных изобретателей, полюбивших в «мобилях» всего одно колесо, можно не только за характер их проектов, но и за всеобщее непонимание, с которым они сталкивались. Всего, начиная с 1867 года и заканчивая сегодняшним днем, общее количество запатентованного транспорта с моноколесом перевалило за 40. Однако многие из этих конструкций оказались настолько заковыристыми с технической точки зрения, что обречены оставаться на бумаге и теперь. А те, что все-таки увидели свет, можно пересчитать по пальцам.
Первый внятный проект «уницикла», или велосипеда с одним колесом, возник в 1884 году. Автор оного в историю не попал, т.к. идентифицировать его возможности не представилось. Зато концепция предложенного им транспорта стала отправной точкой для дальнейших исследований одноколесного транспорта. И следующий подобный проект был зарегистрирован через 20 лет, в 1904-ом, уже с бензиновым двигателем на борту. Кроме оснащения, у одноколесника поменялось и название – моноцикл. Правда, стало звучать основательнее? В 1910 году одним из них первых таких аппаратов, воплощенных в металле, стал моноцикл Эдисона-Путона, построенный во Франции. До наших дней он не сохранился, зато немец Ф. Шленкером представил полностью рабочую копию этой машины. Ее единственное колесо приводится в движение аутентичным одноцилиндровым бензиновым двигателем De Dion объемом 150 см³ и мощностью 3,5 л. с.
На 1911 год пришелся патент моноцикла с установленным толкающим винтом от американца Тома Коутса Клинтона. На сей раз «прогрессивный» транспорт представлял собой огромное, в человеческий рост колесо с внутренней рамой, к которой крепился мотор, а также платформа с сиденьем и стабилизирующими колёсиками. Премьеру устройства организовали на Миланской выставке, которую во всех подробностях документировала газета «La Vie de l’Automobile». И хотя моноцикл поверг почтенную публику в шок и трепет, хода изобретению не дали.
В начале ХХ века человечество воспринимало скептически даже четырехколесные автомобили, считая их новомодной диковиной. Что уж говорить о моноцклах, в которых люди видели едва ли не инопланетные корабли. И хотя их образы вдохновили многих иллюстраторов, будущее для такого транспорта в те годы было предопределено.
Динасфера
Этот проект возник в 1932 году и получился настолько большим, нет, просто гигантским, что не раз заставлял своего создателя сменить исподнее. Ведь в борьбе с низкой устойчивостью одноколесного транспорта доктор Джон Арчибальд Первес не придумал ничего лучше, как использовать в конструкции Dynasphere широкую несущую раму. В итоге получилось трехметровое стальное колесо весом около 450 кг, которым д-р Первес попытался заменить всю автомобильную отрасль на планете.
К счастью, промышленной революции по версии доктора не случилось. Мегаколесо Dynasphere на проверку оказалось даже более устойчивым, чем предполагал его создатель. Рулевое управление в нем отсутствовало напрочь, и чтобы задать траекторию движения этого аппарата на скорости 40 км/ч, водителю приходилось отклоняться вправо или влево, тем самым смещая центр тяжести Dynasphere. Надо ли говорить обо всех опасностях такого передвижения?
Впрочем, Первес был не только фанатом сферических путешествий – практическая жилка в его характере также присутствовала. Глядя как зеваки разбегаются прочь от его громадного моноцикла, доктор решил упростить процесс вождения оного. Вторым вариантом Dynasphere оказался двухместный экипаж, приводимый в действие 6-сильным бензиновым двигателем. Водительская платформа, на которой размещались также пассажир и силовой агрегат, была оборудована подвеской с регулируемым углом наклона относительно колеса. Это позволяло управлять движением Dynasphere как в обычном автомобиле, т.е. поворотом руля. Гордый своим открытием Д. А. Первес модернизировал Динасферу, разработав платформу для перевозки пяти и даже восьми человек! Такая вместительность впечатляла, только вот полностью укомплектовать экипаж для новых испытаний доктору не удалось.
При всем своем гротеске и неуклюжести, Dynasphere существенно ускорила развитие моноциклов. Ведь обрубив шар с двух сторон относительно центра, д-р Первес устранил главный недостаток подобного транспорта – его неустойчивость.
Байкер и его лень
На самом деле, 47-летний Керри Маклин – убежденный фанат мотоциклов, скорости и экстремальной езды. Но все же построить кастомный байк «о двух копытах» для него оказалось задачей куда более сложной, чем сварганить из подручных материалов одноколесное транспортное средство. Идея понравилось американцу настолько, что вскоре он из кустарной самоделки перешел на легальное и востребованное чудаковатой публикой производство!
Первый моноцикл, собранный Маклином, являлся модифицированным тракторным колесом с диаметром около 90 см. Энтузиаст оснастил его бензиновым двигателем водяного охлаждения мощностью в 40 «лошадей». Этого вполне хватило, чтобы разогнаться до 100 км/ч на диковинном аппарате и попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Байкер не покидал страницы местных таблоидов и по другой причине: его изобретение стало первым моноциклом, официально зарегистрированным дорожной полицией штата Мичиган.
Конструкторские решения, примененные Маклином, намного превзошли опыт предыдущих моноциклистов. Согласно утверждениям изобретателя, его машина лишена крупнейшего недостатка одноколесников: даже при резком торможении водитель не переворачивается через голову, а лишь немного подается вперед. Аппарат оказался настолько удачным, что Кэрри даже основал собственную компанию McLean Wheel и спроектировал на базе прототипа-рекордсмена маломощную (5 л. с.) и вполне безопасную коммерческую модель. Заплатив $8,5 тыс., всякий фанат экстрима может оказаться в буквальном смысле в центре событий! При этом «тяжелую артиллерию» Маклин приберег для собственных нужд: в его гараже поселились несколько экспонатов, оснащённых V-образной «восьмёркой» от автомобилей Buick Wildcat, McLean V8 и McLean V8 Rocket Roadster. Их мощность благоразумно не указывается автором, но мы-то знаем, что такие тачки комплектовались моторами с потенциалом, колеблющимся с 325 л. с. до 370 л. с.!
Достижения Керри Маклина оказались настолько же удачными, насколько и впечатляющими: мало того, что своим McLean Wheel изобретатель впервые за 60 лет сдвинул эволюцию моноциклов с мертвой точки, он еще умудрился неплохо заработать на этом! А постоянные эксперименты с объемом двигателя недвусмысленно подводят его к новому скоростному рекорду в этой области. Остается только порадоваться отсутствию у м-ра Маклина эмоционального здоровья, ибо нормальный человек, находясь внутри бешено вращающегося колеса, при запланированной в будущем скорости в 160 км/ч явно не выживет…
Одноколесный бунт
В ХХ веке вся история моноцикла строилась вокруг того, что водитель этого транспорта сидит внутри колеса. Но в 2003 году изобретатель Джек Лайалл совершил настоящий переворот, оборудовав кресло пилота снаружи одноколесника. Вся техническая начинка при этом оставалась на своем прежнем месте, что превратило и без того странное средство передвижения в героя постапокалиптических фильмов. Д. Лайалл назвал свое детище RIOT Wheel, что значит «Колесо, изобретенное заново» (англ. ReInvention Of The Wheel).
Устроен данный аппарат весьма остроумно. Чтобы придать ему устойчивость, Лайалл поместил внутрь колеса подвижный противовес массой 204 кг. Вне зависимости от того, бездействует моноцикл или едет, оный всегда занимает такое положение, чтобы уравновесить сидящего водителя. Двигатель Honda объемом 800 см³ и мощностью 6 л. с. установлен по тому же принципу и способен менять своё положение внутри колеса независимо от первого противовеса. При разгоне он сам отклоняется вперёд (или назад при торможении) пропорционально развиваемому крутящему (тормозному) моменту.
Невзирая на неопрятную внешность, в RIOT Wheel м-ра Лайалла был устранен ряд ключевых недостатков моноциклов. Вынесенное вперед посадочное место исключало травмирование водителя летящими из-под колеса камнями и песком, а также ничем не ограничивало его обзор. В «классических» моноциклах часть дороги всегда была скрыта ободом.
Немалую роль для придания устойчивости RIOT Wheel играет и ширина самого колеса. Также моноцикл оснащен 30-килограммовым гироскопом, который, реагируя на усилие рулевых рукояток, способен отклоняться горизонтально и изменять траекторию его движения. В качестве страхующего управление элемента кресло водителя имеет люфт 15º в обе стороны, что также может задавать RIOT Wheel необходимое направление. По словам изобретателя, отклонения центра тяжести моноцикла достаточно для реализации полного крутящего момента двигателя и интенсивного торможения вплоть до юза. При общем весе в полтонны аппарат развивает скорость 46 км/час.
Невзирая на неопрятную внешность, в RIOT Wheel м-ра Лайалла был устранен ряд ключевых недостатков моноциклов. Вынесенное вперед посадочное место исключало травмирование водителя летящими из-под колеса камнями и песком, а также ничем не ограничивало его обзор. В «классических» моноциклах часть дороги всегда была скрыта ободом.
Решился на строительство этого одноколесника Джек Лайалл только лишь ради фестиваля Burning Man, что ежегодно проводится в пустыне Блэк-Рок, штат Невада. На мероприятие съезжаются все любители технологически и эстетически похулиганить. И конечно же, изобретение RIOT Wheel пришлось тамошней публике по вкусу. К публичному успеху своего прототипа Лайалл оказался не готов – вместо того, чтобы почивать на лаврах первоиспытателя «заново изобретенного колеса», засел в гараже с новыми разработками.
Увлеченный случайной идеей, Джек Лайалл объявил в Сети, что собирается усовершенствовать RIOT Wheel, сделав его легче и быстрее. Вместо простейшего ДВС изобретатель планирует применить мощные электродвигатели, которые сделали бы этот моноцикл самым быстрым из существующих в мире. Под этот проект Лайалл даже собирал пожертвования. Вот только средства от них, видимо, пустил «на сторону», ведь никаких рекордов «заново изобретенное колесо» так и не установило.
Самокаты электрические
Сказать, что судьба моноцикла с самого начала не сложилась, значит, не сказать ничего. Если изобразить ее на диаграмме, это будет ровная прямая с редкими «вспышками» от изобретателей-энтузиастов. Всерьез транспортом такого типа не занимался никто, но в 2010 году компания Ryno Motors взялась это исправить.
Тогда инженер Крис Хоффманн заявил о серийном выпуске одноколесного электроскутера собственной разработки. По оценочным меркам, стоимость одной единицы такой техники не превышала $3 500, однако запуск Ryno в массовое производство откладывался раз за разом. Осенью 2011 года речь шла уже о выпуске лимитированной серии в 50 экземпляров. Эти моноциклы, стоимостью $25 000 каждый, должны были быть собраны вручную и служить рекламой грядущего массового производства.
Описание профессии автогонщика — где учиться на пилота гоночного автомобиля и зарплата
Любители скорости и острых ощущений мечтают стать автогонщиками. Описание профессии, её преимущества, недостатки, а также варианты обучения и возможности карьерного роста помогут лучше понять особенности этой уникальной специальности. Принимая участие в различных соревнованиях, её представители рискуют жизнью, но получают за это хорошее финансовое вознаграждение.
Направления деятельности
Автогонщиком (пилотом гоночного автомобиля) называют человека, который всю свою жизнь посвящает соревнованиям на трассах России и мира. В этой профессии есть много направлений. Они отличаются друг от друга видом автомобилей и трасс, на которых соревнуются спортсмены.
Основные направления:
Плюсы и минусы профессии
Каждый день гонщик зарабатывает деньги, рискуя собственной жизнью и здоровьем. Несмотря на это, у профессии есть много положительных сторон, которые заставляют полюбить её.
Основные преимущества:
- престижность профессии;
- возможность постоянно испытывать выброс адреналина;
- высокая заработная плата;
- шанс стать всемирно известным спортсменом;
- возможность путешествовать по разным странам.
Помимо достоинств, у специальности есть и несколько существенных недостатков. Большинство из них связаны с опасностью для водителей гоночных авто.
Главные недостатки:
- высокий риск травм, в т. ч. и смертельных;
- большая ответственность;
- необходимость управлять машиной на гоночной трассе при любых погодных условиях.
Личные качества
Человек, который хочет участвовать в гонках и становиться в них победителем, должен обладать определённым набором личных качеств. Без них добиться успеха будет практически невозможно.
Необходимые качества:
- смелость;
- решительность;
- высокая скорость реакции;
- уверенность в своих силах;
- умение концентрировать внимание;
- прекрасное зрение и слух;
- развитая сила воли;
- целеустремлённость;
- умение работать в команде.
Основные обязанности
Прежде чем начать автомобильную карьеру, нужно понимать, что в обязанности пилота входит не только участие в гонках. Кроме своих прямых функций, автогонщик выполняет десяток других, которые понадобятся во время соревнований.
Главные обязанности:
- изучение всех особенностей трассы (углы наклона дорожного полотна, крутизна поворотов, оптимальные точки торможения и прочее);
- выработка гоночной стратегии;
- оценка состояния и возможностей автомобиля;
- проведение тренировочных и тестовых заездов;
- раздача интервью средствам массовой информации;
- совершенствование гоночной техники.
Предъявляемые требования
Принять участие в гонках может только человек, который соответствует всем требованиям профессии. Их довольно много, поэтому отбор кандидатов в автогонщики считается одним из наиболее жёстких.
Перечень требований:
- идеальное здоровье и прекрасное физическое состояние;
- отсутствие проблем с вестибулярным аппаратом, зрением и слухом;
- способность хорошо переносить повышенные перегрузки;
- знание технических характеристик транспортного средства и актов автомобильных гонок;
- умение устранять поломки;
- наличие опыта вождения при различных погодных условиях;
- навыки проведения работ по подготовке машины к гонкам;
- способность грамотно высказывать свои мысли и общаться с представителями средств массовой информации;
- умение правильно вести себя в аварийных ситуациях.
Варианты трудоустройства и карьера
Прежде чем посвятить себя профессии автогонщика, нужно узнать, где можно обучиться, потенциальную зарплату и возможные места трудоустройства. Эта информация поможет понять целесообразность выбора и определить правильный порядок действий.
Автогонщик — это не самая востребованная специальность. Из-за этого попасть в автоспорт без большого количества денег в кармане практически невозможно. Спортсмены, которые по тем или иным причинам не смогли достичь успехов, имеют шанс проявить себя в смежных профессиях.
Возможные места работы:
- спортивный клуб;
- детские секции и школы автогонок;
- компания, занимающаяся организацией соревнований;
- гоночная команда (должности механика, аналитика, штурмана и другие).
Чтобы понять, сколько зарабатывает профессиональный автопилот, достаточно посмотреть на его дорогостоящую личную собственность. В большинстве случаев доход топовых гонщиков зависит от выбранного направления и команды, в которой он находится. Размер оклада варьируется в широком диапазоне и может достигать десятков миллионов долларов. При этом спортсмен-любитель ограничивается грамотой или кубком за победу в соревнованиях. Если автогонщик занимается тренерской деятельностью, то его зарплата составляет 25−35 тыс. рублей в месяц.
Построить успешную карьеру удаётся лишь некоторым гонщикам. В большинстве случаев спортсмены довольствуются местом в команде среднего или низкого уровня. У специалистов, занимающихся тренерской деятельностью, верхней ступенькой карьерной лестницы станет должность главного тренера какой-либо любительской или полупрофессиональной команды.
Способы обучения
Чтобы получить шанс стать русской звездой автоспорта, нужно знать, куда обращаться начинающему спортсмену. В большинстве случаев первой ступенью становится запись в спортивный клуб или секцию. Делать это нужно в юном возрасте, чтобы успеть пройти все этапы становления в качестве гонщика.
Обучение проводят лишь в тех городах, где для этого есть подходящие условия. Лучшие автотрассы и школы при них находятся в следующих регионах:
- Республика Татарстан;
- Москва и Московская область;
- Красноярский край;
- Краснодарский край;
- Ленинградская область.
Стать гонщиком в России трудно, но возможно. Для этого нужно приложить максимум усилий и извлекать пользу даже из своих ошибок. Если удастся стать частью этой сферы деятельности, то можно будет не только получать удовольствие от работы, но и хорошую заработную плату.
Как стать профессиональным гонщиком? Инструкция по применению
ВАМ ЭТО НАДО?
Наверное, с этого вопроса и нужно начать. Автомобильный спорт, какую бы дисциплину вы не выбрали, потребует существенных затрат сил, времени и, конечно же, денег. И здесь наверняка найдутся оппоненты, утверждающие, что лучшим решением могут быть уличные гонки: финансовых затрат минимум, а уровень адреналина сопоставим. Не верьте. Это путь в никуда. Не буду повторять азбучные истины о том, что, соревнуясь на дорогах общего пользования, вы подвергаете смертельной опасности не только свою жизнь, но и жизнь окружающих. Успешный исход игры в «шашки» на оживленной магистрали отнюдь не свидетельствует о вашем мастерстве вождения – как правило, вы остались целым и невредимым, во многом благодаря внимательности водителей, вовремя увидевших ваш смертоносный болид в зеркалах заднего вида. А вот прочесть фундаментальные труды по технике управления автомобилем (например, Эрнеста Сергеевича Цыганкова), а потом отработать отдельные элементы на закрытых для постороннего движения площадках весьма полезно.
Что дальше? Неплохим вариантом для следующего шага может стать прокатный картинг. Именно прокатный, так как для успешной карьеры в спортивном картинге вы, во-первых, наверняка уже преодолели рекомендованный для начала занятий возрастной ценз, во-вторых, эта «детская» дисциплина автоспорта характеризуется вполне «взрослыми» бюджетами. Сейчас работает достаточно много картодромов с интересной конфигурацией трасс, позволяющей изучить классические гоночные траектории, и с самыми современными системами хронометража, дающими возможность объективно следить за ростом своего мастерства. Кстати, хорошим подспорьем может стать и… приставка PlayStation с игрой Gran Turismo. Это подтверждает проект компании Nissan – по результатам онлайн-турнира были отобраны кандидаты для обучения в GT Academy, выпускники которой затем получили шанс участвовать в реальных гонках. Причем, в каких гонках! Достаточно упомянуть только «24 часа Ле-Мана» – легендарный марафон, в котором выпускники GT Academy не только принимали участие, но и поднимались на подиум.
А если из виртуальности вернуться в мир реальный, то не стоит забывать и о такой возможности, как трек-дни. Сейчас в России функционирует целый ряд гоночных трасс, имеющих как национальную, так и международную сертификацию. О таких автодромах, как сочинский или подмосковный Moscow Race Way, и говорить не приходится – они принимают самые крупные международные соревнования. Здесь на личном автомобиле и в условиях максимальных мер безопасности вы сможете реализовать свои амбиции и повысить мастерство. Итак, «покатавшись» на симуляторе и поносившись по серпантинам гоночных трасс, вы пришли к твердому убеждению, что автоспорт – это ваше призвание.
ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?
Сегодня многие гоночные команды с радостью готовы принять в свои ряды новобранцев. Разумеется, небескорыстно. Условия могут быть разными: от простой аренды спортивного автомобиля до полного сопровождения в течение всего гоночного сезона – и выбор схемы во многом будет определяться вашими финансовыми возможностями. Но есть пути куда более логичного и бюджетного вхождения в автоспорт. Например, участие в любительском кольцевом национальном чемпионате RHHCC (Russian Hot Hatch Club Championship). Вот что о нем рассказывает основатель, руководитель и активный участник серии, а по совместительству директор команды Delphi Technologies Racing Team Александр Гармаш:
«Автомобили делятся на 13 классов: от самого простого City Street, где можно выступать хоть на ВАЗовской «классике», до топовых Supercars и Unlimited, где ездят подготовленные гоночные монстры. Это сделано для уравнивания возможностей техники».
Сезон RHHCC включает восемь этапов, которые проходят на различных российских автодромах и суммарно собирает 500-600 спортсменов с обширной географией. Помимо командного, в чемпионате существует и личный зачет – Russian Time Attack Championship, в котором спортсмены соревнуются за лучшее время круга.
По сравнению с другими дисциплинами автомобильного спорта RHHCC является действительно бюджетным чемпионатом, но даже в этом случае нужно быть готовым к определенным расходам. Серийный автомобиль на гоночном кольце ваших ожиданий не оправдает. Будет крениться, не так заходить в поворот, недостаточно эффективно тормозить и т. д. Можно ограничиться обязательными улучшениями: тормозами, подвеской и шинами. Легко уложитесь в 120–150 тысяч рублей. Причем это будет полезно для управления машиной в обычных дорожных условиях. При подготовке к соревнованиям необходима и абсолютно бесплатная процедура – облегчение веса машины. Это достигается удалением пассажирских сидений, запасного колеса и прочего скарба из багажника. Мера элементарная, но эффективная, позволяющая «снять» несколько десятых секунды, а то и вовсе целые секунды с круга.
ХОТИТЕ ПРОДОЛЖЕНИЯ?
С 2013 года в России проводится Российская серия кольцевых гонок, проходящая под патронажем SMP Racing, соревнования в которой проходят в семи классах: от «Legends», требующего минимальных расходов, до «Туринга», где автомобили подготовлены по техническим требованиям Международной автомобильной федерации (FIA). И если бюджет участника класса «Legends» может ограничиться 60 тысячами за этап, то стоимость аренды «турингового» автомобиля может превосходить 400 тысяч. Но, пожалуй, самый массовый класс в структуре СМП РСКГ – это «Национальный», основными представителями которого являются автомобили LADA Kalina. Автомобильчики достаточно шустрые, а стоимость их аренды невелика (невелика, как уже было сказано выше, с точки зрения бюджетов, необходимых для занятий автоспортом). И не забудьте об экипировке! Если участие в RHHCC в этом вопросе допускает вольности, то для стартов почти во всех классах СМП РСКГ требуется весь набор экипировки с действующей омологацией FIA, включающей систему защиты головы и шеи HANS (только эта штуковина обойдется тысяч в 45). И если ваше финансовое положение позволяет дальнейшее развитие карьеры автогонщика, то СМП РСКГ для этого подойдет как нельзя лучше. Если же нет, то пока придется ограничиться доступными дисциплинами и не терять надежды на счастливый случай.
А КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА С «ФОРМУЛОЙ-1»?
Алгоритм вхождения в «Королевские гонки» во многом стандартен: картинг «с младых ногтей», молодежные «формулы» в юном возрасте, успешное продолжение карьеры в автомобилях с открытыми колесами… И сопровождение хорошего менеджера. А еще нередко приветствуется возможность вхождения в команду «Формулы-1» с собственным бюджетом. Вот так постепенно мы подошли к вопросу о возможных спонсорах. Питать иллюзии на то, что кто-то захочет финансово поучаствовать в становлении вашей карьеры автогонщика, не стоит. В то же время нужно признать, что интерес отдельных компаний к развитию автомобильного спорта в России существует. Выше уже упоминался любительский кольцевой чемпионат RHHCC – его генеральным партнером, как и команды Delphi Technologies Racing Team, является компания Delphi Technologies, которая продолжает реализацию своей программы поддержки российского автоспорта. Вот как это комментирует Алишер Худайбердиев, директор по развитию бизнеса Delphi Technologies:
«Мы считаем, что у автоспорта в России большие перспективы. При этом очень важно оказывать поддержку именно на любительском уровне – здесь формируется первичный интерес к данному виду спорта, появляются настоящие таланты и открываются будущие звезды. Мы рады наблюдать за тем, как из года в год развивается эта ниша, как приходят новые люди, как растет количество болельщиков».
Согласитесь, что все вышесказанное звучит оптимистично. А то, что семена подобных программ попадают на благодатную почву, подтверждает Александр Гармаш:
«Сотрудничество с Delphi Technologies вывело на новый уровень программу поддержки талантливых автомобилистов. Выбирая гонки на специальных автодромах, а не на дорогах общего пользования, каждый водитель может испытать себя в качестве пилота в чемпионате RHHCC, а самые быстрые из них – получить поддержку и выступить в составе Delphi Technologies Racing Team в чемпионате и Кубке России по кольцевым гонкам – СМП РСКГ. Еще один важный момент – сотрудничество с Delphi Technologies – не ограничивается стандартным спонсорством. Это еще и значительный объем технической поддержки: автомобили нашей команды комплектуются внушительным количеством компонентов Delphi Technologies, что придает нам больше уверенности на треке».
О технической поддержке Александр упомянул не для рекламы – это очень важный момент для налаживания партнерских отношений со спонсором. Гоночная команда, получая от партнера качественные комплектующие (надежность узлов и агрегатов – важные составляющие, необходимые для победы), может таким образом закрыть значительную часть своего бюджета. Но и технический партнер, в данном случае компания Delphi Technologies, получает свои имиджевые дивиденды. В автогонках используются самые современные технологические решения, что могут предоставить лишь те компании, которые на сегодняшний день находятся на пике технического прогресса.
Очень дельные советы от профессионального гонщика
Имя: Владимир Шешенин
Возраст: 31
Город: Екатеринбург
Должность: пилот команды LADA Sport ROSNEFT
Личный автомобиль: Лада Веста Спорт
Владимир спокойный и очень приветливый парень. В начале «нулевых» он начинал в картинге и Lada Revolution и со временем добился больших успехов в российском ралли, ралли-кроссе и кольцевых гонках.
В 2020 году Владимир защищает цвета заводской команды АВТОВАЗа на новой Lada Granta «Туринг Лайт». А в перерывах между этапами делится водительским опытом с читателями «За рулем».
Своя машина у меня — Vesta Sport. Если нужно быстро доехать, то прибавляю, и получается чуть быстрее, чем у остальных. Но сейчас везде стоят камеры, и нигде особо не разгонишься. Поэтому в городе я обычно еду в потоке. Чуть меньше 80 км/ч на круизе — и вперед.
Из гоночного опыта в обычной жизни пригождаются зимние старты. Когда нужна тонкая работа сцепления и газа, и нужно уехать быстрее, чем остальные.
Стараюсь как можно быстрее избавляться от плохих воспоминаний. Сейчас не могу вспомнить ни одного негативного эпизода из гонок — мне это не нужно. Произошло плохое — сделал выводы и забыл. Как у Газманова в песне, запавшей с детства в память: а я ясные дни оставляю себе, а я хмурые дни… отправляю куда подальше.
Ты остановишься там, где хочешь, если сильно нажмешь на тормоз вначале. Любая практика по экстренному летнему торможению должна учить, что в первой фазе торможения нужно сильно нажать на педаль — и при этом не передержать, чтобы колесо не заблокировалось.
В штатных ситуациях тормозить нужно максимально плавно, минимизируя любые нагрузки, чтобы ни у кого из твоих попутчиков голова не отпала.
Главное при торможении на мокром асфальте — выбирать асфальт, который не блестит. Если блестит, значит, вода в этом месте не уходит в абразив. Пленка воды создает эффект аквапланирования, машина на таком покрытии очень плохо останавливается.
Самое коварное покрытие для торможения — гравий. Он бывает разный — мелкий, крупный, с грязью… Когда попадается тот, у которого частицы, как шарики, ты очень сильно скользишь. В такой ситуации сложно рассчитать момент начала торможения и его прогресс.
Обгон займет минимум времени, если ты подготовишь двигатель — выведешь его на обороты максимального момента. На Ладе, например, для обгона на трассе самая ходовая передача — третья.
Расстояние до автомобиля, который ты собираешься обогнать, должно быть достаточным, чтобы начать останавливаться вместе с ним, если случится что-то непредвиденное.
Прежде чем обгонять, убедись, что перед тобой просматриваемая прямая — без трамплинов, перепадов высот, поворотов и встречных машин.
Важно быть уверенным, что впереди автомобиля, который ты собрался обгонять, никого нет и тебе хватит места для завершения маневра.
Когда заканчиваешь обгон, нужно, чтобы твоя машина находилась хотя бы на полкорпуса впереди обгоняемой. Тогда, если возникнет экстренная ситуация и тебе нужно будет тормозить, у человека сзади будет время, чтобы среагировать.
Если обгон пошел не по плану и ты не успеваешь вернуться на полосу, нужно поворотником показать встречным, что заканчиваешь маневр, и просто пытаться сделать это как можно скорее. Тебя поймут — люди не дураки, у всех это случается. И никаких резких движений рулем — часто люди совершают необдуманные движения, их разбалтывает и выносит на встречку.
В борьбе со сносом или заносом привод, как ни странно, решающего значения не имеет. Многое зависит от развесовки автомобиля. И работы рулем и газом.
Когда едешь в гонке, скользишь постоянно. Ты всегда на пределе, и это не является для тебя чем-то внезапным. В гонке — проще. А в обычной жизни, если у тебя пошел срыв одной из осей, всё зависит от моторики. Если ты развивал навыки контраварийного вождения, она сработает и вестибулярный аппарат даст сигнал мозгу, что делать с руками. Если нет, то, скорее всего, у тебя ничего не получится, ты потеряешься. Поэтому до этого лучше не доводить — проедь чуть помедленнее, особенно если покрытие плохое. Делай небольшой запас, и не будет никаких проблем.
В межсезонье особенно важно все делать заранее — и тормозить, и маневрировать. Большинство аварий случается потому, что люди переоценивают свои возможности в эти периоды.
У всех разный уровень, нужно всегда помнить об этом. Кто-то только начал ездить, кто-то ездит давно — независимо от этого нужно уважать друг друга и быть терпеливыми.
Есть вещи, которые говорят о взаимопонимании и взаимоуважении на дорогах. Например, я осуждающе отношусь к тем, кто медленно едет в левом ряду при свободном правом. И терпеть не могу, когда две машины движутся рядом, не давая дороги.
Все, что написано в ПДД — очень важно. Проблема иногда в том, что знаки противоречат здравому смыслу. Это случается и вызывает много вопросов. Но нет ни одного правила, которым обычному водителю можно было бы каким-то образом пренебречь.
Машину нужно содержать в нормальном техническом состоянии. Это важно и в гонках, и на дороге. Если что-то сломается, ты подвергнешь опасности не только себя, но и других участников движения.
Практика — это самое главное. Ездить нужно каждый день. Если ты делаешь это один раз в год, то, может быть, лучше кого-то попросить, чтобы тебе помогли добраться. Когда я долго не езжу на какой-то машине — например, на грузовике — я не могу, несмотря на весь опыт, сразу сесть в него и понестись. Нужно время, чтобы почувствовать габариты, тормоза, ускорение, руль, поведение на покрытии. Все исходит из того, насколько ты нашел общий язык с автомобилем, насколько спокойно себя чувствуешь в нем. Чем меньше отвлекаешься на управление, тем больше можешь обратить внимание на то, что происходит вокруг — на другие автомобили, знаки, светофоры и людей, перебегающих дорогу.
Наблюдать за выступлениями Владимира Шешенина в гонках можно во время трансляций этапов Российской кольцевой гоночной серии на канале «Матч», на официальном сайте СМП РСКГ, на Youtube-канале SMP Racing, а также посмотрев отчеты с соревнований на Youtube-канале LADA.
Фото: Владимир Миро/LADA Sport ROSNEFT.