0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Внедорожники и кроссоверы: В чем секрет успеха и что этот класс автомобилей ждет в будущем

Содержание

Кроссоверы — зачем и для кого?

Раньше оно ведь как было? По-моему, все было гораздо проще и понятнее. Пресловутый средний класс в автомобильном плане занимал четко очерченные, можно даже сказать законные, рамки. Как правило, люди со средним достатком и среднестатистическим мировоззрением ездили на, так называемых, автомобилях «гольф-класса».

Да, все было просто и понятно – каждый получал то, на что претендовал. В одночасье, во времена кредитного бума, улицы городов заполнили «Фокусы», «Гольфы», «Астры», «Крузы», «Сивики» и т.д. Можно сказать, что в большинстве своем, это сплошь приятные, разумные и практичные автомобили. Автомобили для всех и каждого, под разные цели и нужды.

Разумеется, никаких иллюзий строить не нужно – весь «гольф-класс» состоит из скучных, серых, однообразных и заурядных повозок. Из-за того, что в один прекрасный момент улицы городов перенасытились этими автомобилями, многие стали презрительно называть их «кредит-тошнотами» и «менеджеро-мобилями».

Подобные клеймо – вещь субъективная, которая не умоляет достоинств этих автомобилей. И, если бы мы знали, что поджидает нас в будущем, то быстро бы смекнули, что «кредито-тошноты» − меньшее из зол. А скорее даже злом не является вовсе. Хэтчбеки С-класса на самом деле являются разумным выбором – неплохие автомобили для адекватных, в большинстве своем, людей.

Но время не стоит на месте. Меняется экономика, меняются запросы потребителей, меняется, в конце концов, мода, чтоб ее. Постепенно дорожая, хэтчбеки С-класса начали выходить из тренда, спрос на эти автомобили неумолимо падал. Пожалуй, своего апогея эта ситуация достигла именно сейчас. Из-за идиотских катаклизмов в экономике половина автомобилей «гольф-класса» пылится на дилерских складах, ожидая, когда их купят за баснословные деньги, а другая половина вовсе покинула наш рынок.

Точка невозврата пройдена, господа, сознание раскололось на две диаметрально противоположные части. Нет и в помине уже той определенности, что была раньше – слишком скучно, особенно сейчас, когда механизм маркетинга работает почти на максимальных оборотах.

На чем же сейчас вынужден передвигаться средний класс? Та часть людей (людей попроще), которая либо не хочет, либо не может, ввиду неадекватно завышенной цены, позволить себе хэтчбек «гольф-класса», с радостью берет автомобили классом ниже. Набившие до невозможности оскомину «Солярисы», «Логаны», «Полуседаны» и т.д. – подробнее о них я писал здесь. Возвращаться и заново обсуждать эти повозки нет ни смысла, ни, самое главное, желания.

Вторая половина – более обеспеченная, прошаренная, с зачатками нереализованных понтов, которые обязательно должны увидеть окружающие. Казаться, а не быть. Стоит заметить, более способная половина. Способная в плане денег, разумеется, а не мозгов. Эта часть людей, конечно же, выбирает кроссовер.

Эти два класса автомобилей, особенно кроссоверы, очень хорошо удовлетворяют нашей любимой идеологии – больше автомобиля за меньшие деньги. Идеология, прямо скажем, дурацкая. Даже если есть хотя бы призрачный намек, что за указанную сумму можно получить чуть больше, какое-то мнимое преимущество, то среднестатистический российский потребитель этим воспользуется. Ведь этот самый потребитель спит и видит, как обвести систему вокруг пальца, быть умнее и успешнее других.

Статья в тему:  Изучим как на заводе начале XX века производили автомобили Ford Model T

Причем, совершенно не важно, как оно окажется на самом деле. Поймет ли горе-потребитель, что его надурили, навешали маркетинговой лапши на уши, а он и рад стараться? Все равно. Даже если и поймет, то никогда не признается.

Однако необходимо понимать, о каких именно кроссоверах мы говорим, ведь в этом разобраться тоже не так просто. Есть полноразмерные кроссоверы – это такие мастодонты как «Х5», «GL (GLS)», «РР», «Туарег» и прочие. О них мы говорить не будем, так как это совсем другая категория, другая идеология автомобиля, а, самое главное, другие деньги.

Нет, в этой заметке речь пойдет о, так называемых, среднеразмерных кроссоверах (паркетниках) и компакт-кроссоверах. Сюда же можно отнести и премиум-кроссоверы (Q3, Q5, X3 и т.д.). Хотя, казалось бы, ценовая категория совсем другая, отчего эти паркетники не воспринимаются, как автомобили для среднего класса. Так-то оно так, но поверьте мне, в этом случае правила маркетинга все те же, а психология потребителя остается неизменной.

Хотел написать жестче, но ограничусь лишь тем, что попросту не понимаю людей, которые покупают кроссовер. О чем они думают? Какие мысли у них в головах? А самое главное, как они убедили себя, что им нужен паркетник? И какие аргументы при этом использовали?

Вопросов действительно много, и я с трудом могу на них ответить.

Думается мне, что в первую очередь это понты. Тем самым, не имея достаточных средств, потребитель пытается удовлетворить давнюю русскую мечту о красивом и большом внедорожнике. Высоко сидеть, далеко глядеть, временами презрительно, сверху вниз, оглядываясь на окружающих, – что может быть лучше, не правда ли? Если это так, то становится просто смешно.

Я считаю, что современные кроссоверы – самый гадский плод больного воображения маркетологов. Однако, этот самый плод с удовольствием заглатывает общество, особенно в нашей стране. Людям просто навешали лапши на уши, впихнули абсолютно ненужные опции, сдобренные мнимыми преимуществами.

О какой проходимости вообще можно заикаться, находясь за рулем подобного транспортного средства? Львиная доля этих автомобилей покупается на моноприводе, с овощным двигателем и автоматической коробкой. Эксплуатируются они в мегаполисах, а с асфальта съезжают только в страшных снах.

Ваше бездорожье ограничивается заездом на бордюр и парковкой в каком-нибудь неглубоком сугробе, из которого потом вы с таким трудом выезжаете.

В более жестких условиях вам не поможет ни клиренс, ни короткие свесы, ни, о боже, система полного(!) привода. Там, где сядет обычный хэтчбек, вы проедете, в лучшем случае, на пару метров дальше. Вот и все ваше преимущество.

Я 2,5 зимы отъездил на обычном хэтчбеке на дешевой корейской резине. За это время я ни то чтобы нигде не застрял, я даже буксовал считанные разы. Ни разу при выезде со двора после обильного снегопада у меня не было мысли: «Черт возьми, что-то мне мало клиренса и не хватает полного привода. Мне нужен кроссовер». Может, иногда лучше мозгами шевелить при вождении? Ведь дурной голове и кроссовер не помощник.

Перефразируя слова Джереми Кларксона, можно сказать, что все эти кроссоверы настолько слабы, что не в состоянии высунуть промасленную палку из свиного зада.

Итак, с бездорожьем (если не называть таковым укатанную грунтовку к вашей дачной фазенде) паркетники не дружат. Остается выяснить в таком случае, а в чем смысл? За что приходится переплачивать по сравнению с обычным хэтчбеком?

Давайте посмотрим. Хэтчбеки более красивые, интересные, гораздо приятнее в управлении, думается мне, что более практичны и удобны, а, самое главное – они дешевле. Стоп, выходит так, что это вам должны доплачивать при покупке кроссовера. И это я еще не вспоминал об универсалах – о них позже.

О дизайне. Конечно, дизайн – вещь субъективная, но, положа руку на сердце, вы видели хоть один красивый кроссовер? (Полноразмерные не в счет, помните?)

Я нет. К примеру, посмотрите на новый «Киа Спортаж» − это вообще что такое? А как вам новая «Сузуки Витара»? Но подождите удивляться…

Статья в тему:  Что скрывается под обивкой интерьера автомобиля

…Давайте лучше поговорим о модных нынче компакт-кроссоверах. Черт с ними со среднеразмерными. Проще смириться со стадом, покупающим эти автомобили, чем пытаться что-то доказать и показать. Но компакт-кроссоверы не оставляют меня равнодушным.

«Зачем?» − уже в десятый раз я сотрясаю пустоту. Что не так с теми людьми, которые покупают эти автомобили? Другой вопрос: какую функцию несут эти автомобили? Ради чего они сделаны? У меня нет ответа ни на один из этих вопросов.

Я наивно думал, что мир и общество устроены просто. Мне казалось, что, если есть хотя бы зачатки здравого смысла, то человек никогда не купит что-то подобное. Но нет, люди берут (перефраз. «пипл хавает»). Так как полагать, что все вокруг сошли с ума – это самонадеянно и эгоистично, я сделал вывод, что дело во мне. Наверно, я еще не постиг ту священную истину, которая завладела умами потребителей.

Ну серьезно, посмотрите на эти автомобили и скажите мне, в чем смысл? Посмотрите на этот дурацкий «Экоспорт», для чего он сделан? Даже чисто эстетически этот автомобиль воспринимается как ошибка. Когда я впервые узнал, что в максимальной комплектации он стоит более миллиона, вот тогда-то все шаблоны начали трещать по швам.

А как вам новая «Ауди Q2»? Я думал, что более нелепого и некрасивого автомобиля, чем Q3, в линейке «Ауди» не найти. Я ошибался. Маркетинг безжалостен и не знает границ.

Кажется, я знаю, в чем дело. Когда-то давно публике были представлены, так называемые, универсалы повышенной проходимости. Конечно, проходимостью там и не пахло, но эти автомобили были интересны. Они здорово выглядели – обвес из неокрашенного пластика по кругу был им к лицу. К тому же, они обладали неплохой энерговооруженностью – как правило, на них ставили мощные двигатели, зачастую даже дизели, и полный привод. Это были разумные автомобили, в отличие от кроссоверов.

Они действительно оказались очень популярны и востребованы. В этот самый момент у маркетологов и сорвало крышу. Теперь они считают своим долгом на любую модель и на любой кузов налепить пластиковый обвес, поднять клиренс и назвать все это автомобилем повышенной проходимости. Не важно, к месту это или нет. Пустяки. Люди все равно будут брать. И люди берут (перефраз. «пипл хавает»).

Недавно видел на дороге новый «Вольво S60» − он мне всегда очень нравился. Но в этом было что-то не так. Перфекционист в моей голове начал сильно возмущаться, махать руками и скидывать с полок посуду. Я не мог понять, почему этот седан такой высокий? Почему от изначальной грации и элегантности не осталось и следа? Что это за колхоз, в конце концов?

Оказалось нет, не колхоз. Теперь это называется «S60 cross country» и это, внимание, седан повышенной проходимости.

О чем думают производители? Думают, что адекватный человек в дорогом автомобиле за 2-3-4 миллиона поедет в поле или лес грязь месить? Бред же. Интересно, дойдет ли дело до того, что появятся купе повышенной проходимости, а затем и кабриолет повышенной проходимости? Мне кажется, да – это за горами.

Эти бессмысленные автомобили, которые гордо именуют себя кроссоверами, уже изжили из России один класс автомобилей и готовятся то же самое сделать с другим. Я говорю про универсалы и хэтчбеки. Это действительно проблема, которая приобретает серьезный масштаб.

Мы уже выяснили, что хэтчбеки по всем статьям на голову выше кроссоверов (мнимые преимущества паркетников в расчет не берем). Универсалы же, в свою очередь, уже на две головы выше пресловутых «внедорожников».

Прежде всего, в универсалах я вижу идеальный семейный автомобиль. Они исключительно практичны, удобны и сбалансированы. А еще они, в большинстве своем, потрясно выглядят – эстетично и гармонично. Но для нашего потребителя эти слова ничего не значат.

Типичная ситуация: «Я езжу на хэтчбеке, и мне нужна машина побольше. Я выбираю… кроссовер!» Неожиданный поворот событий, который встречается сплошь и рядом. Так вам нужен автомобиль повыше или побольше? Шашечки или ехать? Среднеразмерный кроссовер никогда даже близко не будет стоять с универсалом, если дело касается практичности. Это что, так сложно понять? Видимо, да.

Статья в тему:  Вот автомобили с лучшими по звучанию выхлопными системами

Посмотрите вокруг. Много вы видите новых универсалов 3 и 5 серии от «БМВ»? А кроссоверов «Х3»?

Много вы видите новых универсалов С и Е класса от «Мерседеса»? А А4 и А6 от «Ауди»? А всякого рода «Ку3», «Ку5» и т.д?

Внедорожники и кроссоверы: В чем секрет успеха и что этот класс автомобилей ждет в будущем

Почему популярность внедорожников ждет крах.

Всем известно, что люди на нашей планете являются доминирующим видом. И естественно многие думают, что люди обучаемы быстрее всех в мире, а также чаще всего способны учится на своих или чужих ошибках. Но на самом деле это не совсем так. Исследования показали, что младенцы других видов живых существ таких как например шимпанзе, кроликов и собак быстрее обучаются чем наши маленькие дети. Причем это относится не только к нашим детям, но и ко всему взрослому населению планеты. Также в отличие от животных мы на самом деле не учимся на ошибках истории и извлекаем из них каких-либо уроков.

Пример тому финансовый кризис в 2000-году, в котором лопнул пузырь Дот-комов в США. В тот год многие люди потеряли все свое имущество, который вложили свои сбережения в различные интернет компании, чьи акции обращались на Американских фондовых рынках. В тот год даже такие гиганты как Amazon.com и eBay фактически обесценились на фондовом рынке.

В 2008 году мир ждал очередной финансовый кризис, который был связан с банковской отраслью. Осенью 2008 года обанкротился крупнейший в мире банк Lehman Brothers (США). Это положило начало крупнейшему в истории человечества обвалу мировых фондовых бирж и новому мировому финансовому кризису, из которого мировая экономика еще до конца не выбралась.

И подобные пузыри, и обвалы происходят в истории человечества регулярно. Поверье такие случае краха мировых экономик прослеживаются на протяжении всей человеческой истории.

Например, достаточно вспомнить Голландию 1600-х годов, где за короткий срок цены на луковицы тюльпанов стали дороже золота. Но в середине 1600-х годов стоимость тюльпанов снизилась фактически до нуля. Это также был пузырь, который рано или поздно лопается всегда.

Как видите человечество не склонно выносить ошибки из своей истории. К сожалению, со временем мы забываем о том, какие финансовые потрясения нам преподносила история. Это связано с нашей природой желать большего и лучшего. Мы хотим, чтобы наша квартира была больше, мы хотим больше денег независимо от уровня своего благосостояния и т.п. Именно поэтому, когда мы теоретически можем что-то улучшить в своей жизни мы забываем об опасности и предостережений нашей истории, и ввязываемся во что-то что рано или поздно может нас обанкротить.

Амбициозные руководители автомобильных компаний тоже люди и естественно, как свойственно нашей природе они также могут ошибаться несмотря на свое образование и свой талант. Жажда больших денег затмевает логику, разум и весь наш мозг. В итоге что мы видим сейчас на автомобильном мировом авторынке? Очередной пузырь, который образуется из-за постоянного прироста новых моделей, новых классов автомобилей и образованию все новых ответвлений сегментов авторынка. В настоящий момент фактически все автопроизводители гонятся за прибылью как гончие за лисами.

Лучшим примером ненормального авторынка являются внедорожники и кроссоверы. В настоящий момент этот сегмент рынка растет как акции интернет компаний (Дот-комы) в начале 2000-х годов. Все автомобильные компании начали вкладывать миллиарды долларов инвестиций, для того чтобы расширить свой модельный ряд внедорожников и получать сверхприбыли на авторынке, за счет постоянного роста спроса на этот класс автомобилей.

На первый взгляд в этом нет ничего плохого. Ведь автопроизводители создают новые модели, предоставляя людям лучший выбор по цене и качеству.

Но когда большинство автомобильных компанией в буквальном смысле демпингуют на авторынке с целью отнять у конкурента хотя бы мизерную долю рынка, одновременно с тем, что фактически основные вложения идут только в пользу одной нише на рынке (а в некоторых случаях некоторые производители автомобилей в буквальном смысле начинают игнорировать развитие других классов автомобилей), то рано или поздно при таком подходе к бизнесу рынок кроссоверов и внедорожников ждет крах, который в буквальном смысле может уничтожить не одну компанию на рынке. Особенно пострадают те компании, которые в ущерб другим моделям бурно развивали и выпускали новые модели кроссоверов и внедорожников.

Статья в тему:  Почему двигатели V4 редко встречаются в автомобилях?

То есть мир неизбежно ждет лопнувший пузырь на рынке автомобилей класса SUV. Вы считаете, что я сошел с ума? Ведь внедорожники и кроссоверы являются удивительными, практичными и потрясающими автомобилями!

Но это не так. Действительно рынок кроссоверов и внедорожников рано или поздно рухнет. Почему рухнет? Все дело в том, что при огромном росте спроса на этот вид автомобилей, неизбежно резкий обвал продаж по всему миру тогда, когда рынок насытится. То есть в настоящий момент мы стали свидетелями надувания очередного пузыря, как в пирамиде «МММ». Знаете, почему финансовая компания Мавроди перестала существовать? Нет в этом виноваты не власти, которым в то время было не до финансовых пирамид. Ответ прост. В «МММ» закончилось устойчивое поступление денежных средств от граждан. В итоге финансовая пирамида Мавроди рухнула. То же самое рано или поздно ждет и рынок внедорожников.

Вы ведь не думаете, что спрос на кроссоверы и другие полноприводные внедорожники будет расти по 10 процентов в год еще долгие десятилетия? Это также глупо как верить в любую технологическую компанию, которая фактически ничего не производит, но стоимость акций на бирже которой стоят миллиарды долларов.

Вы верите, что весь мир захочет ездить на внедорожниках? Конечно это невозможно. Ведь имея опыт управления разными классами кроссоверов и внедорожников реально понять, что весь мир никогда не пересядет на этот класс автомобилей. Даже сравнивая Renault Duster с люксовым внедорожником Porsche Cayenne понимаешь, что несмотря на отличия этих автомобилей люди все равно будут предпочитать легковые транспортные средства.

Также трудно поверить, что каждый покупатель легковых автомобилей во всем мире тайно мечтает о внедорожнике, но по каким-то причинам не может себе позволить его приобрести. Чтобы такое осуществилось нужно чтобы дороги как в России, были по всему миру. Так что вряд ли жители крупных западных городов, в которых есть всего несколько выбоин на дороге когда-нибудь массово предпочтут купить кроссовер или внедорожник.

Да, многие в душе мечтают о Porsche Cayenne или Mercedes G-Class вместо, например, VW Golf или Kia Rio. Но поверьте большинство таких владельцев автомобилей мечтают получить только опыт вождения и только. И вряд ли бы многие из них на самом деле мечтают купить такие автомобили. Поверьте, 70 процентов людей отказались бы от покупки дорогих внедорожников даже если бы у них были деньги.

Так что ситуация в мире такая что автопроизводители сильно рискуют, вкладывая миллиарды долларов в рынок кроссоверов. Ведь в случае неожиданного падения спроса они могут оказаться на грани банкротства. И таких примеров в истории уже было не мало. Но как мы уже сказали выше, люди не склонны помнить ошибки прошлого и не всегда их умение и навык сочетается с разумом. Помните, когда на кану стоят большие деньги люди в 90 процентах случаев совершают глупые ошибки.

Так почему же несмотря на явное надувание пузыря многие автомобильные компании продолжают штамповать новые модели кроссоверов и делать огромные инвестиции на будущее в этом сегменте рынка?

Все дело в анализе рынка, который к сожалению может быть неправильным. В настоящий момент почти все автомобильные марки основываются на выводах многих исследовательских компаний (также и на свое внутреннем видении рынка), которые прогнозируют долгий рост рынка кроссоверов и внедорожников. Но поверьте анализ может быть неправильным. Пример 2008 года, когда все ведущие экономисты и аналитики не увидели банковский пузырь в США, который привел к банкротству банка Lehman Brothers и последующему мировому обвалу всех фондовых площадок.

Статья в тему:  Автомобильный рынок России: результаты 2015 года и перспективы развития

Тем более что за исследования любых сфер рынок заказчики платят огромные деньги. Естественно в итоги они получают именно те отчеты, которые они хотят видеть. Но рано или поздно нас ждет очередной взрыв пузыря. На этот раз на мировом автомобильном рынке, который начнется с падением продаж внедорожников и кроссоверов. В итоге те автомобильные компании, которые забыли о развитии легковых моделей столкнуться с серьезными финансовыми проблемами, которые могут привести к их краху.

Например, рискуют такие компании как Suzuki и Mitsubishi. Эти две марки слишком сосредоточились на разработках новых моделей кроссоверов, в ущерб развития известных на рынке моделей, таких как Swift и Lancer.

Также есть риски и для компании Volkswagen, которая из-за дизельного скандала находится в наши дни не в очень хорошем финансовом состоянии. Ведь компания Volkswagen также погналась за прибылью и стала больше внимания уделять рынку кроссоверов, забыв о таких нужных и важных моделях как Passat и Jetta.

Но все компании идут ва-банк на авторынке. Например, компания Мазда осуществляет более грамотную политику на рынке, развивая все сегменты модельного ряда. В итоге мировые продажи Японской марки находятся на хороших уровнях за последний год. Это говорит о том, что руководство компании производит правильные автомобили, которые необходимы людям. Несмотря на разработку кроссоверов компания Мазда не забыла и о седане Мазда6 и хэтчбеке Мазда3. Также выпуская кроссоверы Японский бренд делает это для людей с разным уровнем доходов.

Исчезнут ли внедорожники как класс?

Конечно нет. Это невозможно. Ведь всегда будут люди, для которых кроссоверы и внедорожники лучшие автомобили. Но то что нас ждет глубокое падение продаж автомобилей класса SUV это точно.

Кроме того, не стоит забывать, что несмотря на то что в настоящий момент наблюдается падение интереса публики к минивэнам, рано или поздно спрос в этом классе автомобилей вернется. Угадайте за счет чего. Конечно за счет рынка кроссоверов.

Так что несмотря на то что пузырь на авторынке лопнет многим компаниям удастся пережить этот крах. Пример тому, компании Amazon и eBay, которым удалось удержаться на рынке в начале 2000-х годов, несмотря на то что стоимость их акций опустилось фактически до нулевых значений.

Это стало возможным только за счет того, что эти корпорации в те годы уже были большими и обладали неплохими финансовыми запасами. В итоге несмотря на огромные миллиардные убытки им удалось выжить. Тоже самое нас ждет и в автопромышленности.

Рано или поздно после финансового краха многих автомобильных компаний, на рынке останутся только супергиганты. Более мелкие автомобильные компании будут вынуждены навсегда уйти с рынка. Особенно это касается некоторых Итальянских, Корейских и Японских брендов, которым будет очень тяжело выстоять при разрыве пузыря на авторынке.

Например, такие компании как Fiat и Suzuki, у которых в наши уже существуют большие проблемы со сбытом продукции, могут в первую очередь не выдержать падения продаж на мировом автомобильном рынке. Эти компании зачем- то смотрят на премиальные Немецкие марки считая, что им удастся конкурировать с люксовыми автомобилями. Именно поэтому они начали разрабатывать несколько премиальных кроссоверов, на которые делают ставку. Но неужели не ясно, что конкурировать с Porsche Macan или BMW X3 эти автомобильные компании не смогут? Но по каким то причинам Fiat и Suzuki продолжают загонять себя в болото. Вы представляете, что произойдет если рынок кроссоверов и внедорожников «сложится»?! Вряд ли Fiat и Suzuki смогут справиться с огромными финансовыми проблемами связанные с падением продаж кроссоверов.

Тем не менее спрос на внедорожники и кроссоверы в ближайшие годы будет более- менее устойчивым. Но с каждым годом все больше и больше компаний будут зарабатывать в этом сегменте все меньше и меньше. Время суперприбыли на авторынке в классе SUV постепенно заканчивается. На авторынке будет происходить все тоже самое что происходит уже давно на рынке смартфонов и планшетов. Вспомните компанию Apple, которая фактически создав с нуля спрос на смартфоны, в первые годы после выхода первого iPhone получала сверхприбыль во всем мире. Но после появления конкурентов картина начала плавно меняться. Но, тем не менее прибыль компании Apple еще определенное время была устойчивой. Но как и следовало ожидать мировой рынок смартфонов насытился и прибыль Американской компании неизбежно начала снижаться.

Статья в тему:  Узнать историю автомобиля по vin в России

Так что же ждет нас крах рынка кроссоверов и внедорожников? Наверное, полного краха не будет. Но мир в любом случае стоит на пороге схлопывания пузыря в этом сегменте авторынка. Так что мы станем свидетелями очередной проверки на прочность мировых автомобильных марок.

И что-то мне подсказывает что после остывания рынка SUV автопромышленность будет уже выглядеть совершенно по-другому.

Сколько осталось ждать? К сожалению, этого никто не знает, точно также как нельзя предсказать стоимость нефти не мировой бирже не ближайшие годы.

Но в любом случае бурный рост кроссоверов и внедорожников прекратится и вместо сверхприбыли автомобильные компании начнут получать убытки.

Внедорожников всегда будет устойчивой частью автомобильной диеты, но так как все больше и больше компаний предлагают им, размер прибыли будет становиться все меньше и меньше, так же, как оплот от Apple на рынке смартфонов сократилась со временем. Крах рынка SUV? Нет, больше похоже на проверку реальности.

Почему в будущем не останется ни седанов, ни внедорожников — одни кроссоверы

Миф первый: о плохой проходимости

Самую частую претензию к кроссоверам можно назвать «фальшивая проходимость». Автопроизводители, конечно, стараются изо всех сил, чтобы преподнести свою разработку как автомобиль, способный на всё. В результате владельцы таких машин (особенно новички), окрыленные вседозволенностью, засаживают машину на невинном бездорожье и бьются на дорогах, не совладав с тяжелой, по меркам легковушек, машиной, имеющей свои нюансы в управлении.

Насчет слабой подготовки к бездорожью претензия во многом надуманна. Лэндроверовские испытатели любят показывать на полигоне в английском Гейдоне головокружительные трюки на своих гламурных Эвоках и простеньких Фрилендерах. Да, это надо уметь, и стоит четко понимать, где проходит грань возможностей твоего автомобиля. Но это верно и для самых могучих внедорожников, поскольку их засаживают не реже (как ты думаешь, зачем у них лебедки?).

Ну а на скользкой дороге есть маленький нюанс, который позволит тебе найти полное взаимопонимание с кроссовером. Вождение любой полноприводной техники требует небольшой «перенастройки» водительских привычек, если до этого ты ездил только на переднем или заднем приводе. На скользком покрытии кроссовер набирает скорость гораздо быстрее моноприводных легковушек, и это создает ложное ощущение хорошего сцепления колес с дорогой. Но тормозит-то он так же, как машины с «недоприводом», если не хуже (масса-то больше). Держи дистанцию и «прощупывай» дорогу тормозами — делов-то! А в повороте практически все кроссоверы ведут себя как переднеприводные модели. Это признано более безопасным: передние колеса заскользили наружу — сбросил газ (это инстинктивно делают все) — вернулся на траекторию.

Миф второй: о плохой управляемости

Отдельную категорию принципиальных ненавистников кроссоверов представляют собой те, кто любит и умеет быстро ездить, как им кажется. От них можно узнать, что, чем выше твой уровень жизни, тем ниже должен быть центр тяжести твоего автомобиля. По этой логике кроссовер — транспорт неудачников. Помимо высокого центра тяжести, который сам по себе обеспечивает глубокие крены в поворотах, управляемости вредят и длинноходная подвеска, и высокопрофильная резина. Да и не настраивают шасси кроссовера под экстремальное вождение. В общем, с точки зрения любого, у кого бензин в крови, покупка кроссовера буквально кричит о твоей автомобильной бесхарактерности. Только это глубокое заблуждение.

Проблемы с настройками шасси кроссоверов давно решены. Скажем, еще первое поколение Ford Kuga отличалось минимальными кренами в поворотах за счет особой геометрии подвески (инженеры приблизили так называемый центр крена к центру масс автомобиля). Результат — вполне «легковые» повадки. А если вам доведется прокатиться на Range Rover Evoque с активной подвеской MagneRide, то, ручаюсь, другой подвески для активного вождения по нашим дорогам вы не пожелаете. Специфика этого решения в том, что амортизаторы переменной жесткости меняют свои характеристики прямо на лету, замечательно отрабатывая все неровности. Возникает интересный эффект: на дорожных «волнах» автомобиль чуть подскакивает, но не плюхается всей массой на ограничители хода сжатия подвески, словно невидимая рука подхватывает кузов, уберегая от удара. Никакой вертикальной раскачки!

Статья в тему:  Рынок новых автомобилей в Москве, лидеры продаж, сентябрь 2016

Кто-то возразит, что подобную разработку не встретишь на массовых кроссоверах, а значит, они не способны подарить удовольствие от вождения. Вовсе нет. Renault Duster с двухлитровым мотором едет гораздо веселее большинства моделей гольф-класса как минимум шесть месяцев в году. При наборе скорости на скользком покрытии полный привод не заменить ничем. А невероятно энергоемкая подвеска позволяет нестись по нашим естественным неровностям, чувствуя себя начинающим раллистом.

Миф третий: о дороговизне

Итак, какие модели кроссоверов достойны того, чтобы носить в бумажнике их фотографии? Навскидку назову несколько моделей на разный кошелек, которые будоражат сознание. Пойдем от дорогих к дешевым. Самый выдающийся кроссовер на данный момент — Porsche Macan. Только на взгляд непосвященного эта модель является близким аналогом соплатформенного Audi Q5. На самом деле у них всего одна треть общих деталей. У него такая же полноприводная трансмиссия PTM (Porsche Traction Management), как у других Porsche, обеспечивающая фирменный «заднеприводный» характер. Ну и моторы — 340 и 400 л.с. — говорят сами за себя. Правда, цены начинаются от 3 млн руб. Так что давайте мечтать скромнее.

В диапазоне от 2 до 3 млн рублей встречаются такие замечательные модели, как BMW X4 (245-306 л.с.) и Mercedes GLA AMG (360 л.с.). Ну а «обычный» GLA c моторами попроще можно взять менее чем за 2 млн. Range Rover Evoque — тоже отличный выбор, но соотношение цены и мощности у него сейчас не лучшее: за цену базовой версии (2,15 млн руб.) получаешь всего 150 л.с.

Из того, что можно взять в районе полутора миллионов рублей, интересный вариант — абсолютно новый Nissan X-Trail, вышедший на рынок в 2015 году. От 1 млн начинаются цены на такие признанные бестселлеры, как, скажем, Skoda Yeti, Kia Sportage и Nissan Qashqai. Их огромная популярность вполне заслужена.

Ну а в самой доступной категории, повторюсь, вне конкуренции Renault Duster. За версию с полным приводом сейчас просят от 669 000 руб., и машина «отрабатывает» эти деньги на 200%. Но я бы рекомендовал не ограничиваться базовым 105-сильным мотором, а взять 2-литровую версию (135 л.с.). Цена с учетом трансмиссии 4х4 — от 768 000 руб. А еще не так давно такую модификацию можно было взять всего за 600 тыс. с небольшим.

Что в итоге?

При таком выборе всё сложнее понять, кому нужны традиционные классы машин — седаны, хэтчбеки, минивэны, внедорожники. По статистике, в Европе уже много лет падают продажи автомобилей всех этих классов и растут — только кроссоверов, которые вытесняют с улиц отжившие свое модели и модификации. Потребитель свой выбор сделал, и автопром взял курс на тотальную перекройку модельных рядов. У большинства марок уже не один, а несколько кроссоверов в производственной линейке: маленькие, средние, крупные. Если так пойдет, то все прочие автомобили станут все ближе и ближе к понятию «нишевая модель». А на рынке будут царить одни сплошные кроссоверы.

Вечный джип. В чем секрет выпускаемой более 40 лет «Нивы»?

АвтоВАЗ недавно объявил о старте продаж обновленного внедорожника Lada 4×4; цена стартует с отметки 553 900 рублей. Несмотря на небольшое подорожание, это по-прежнему самый доступный полноприводный автомобиль на нашем рынке. И еще в некотором смысле — легенда.

Снаружи и внутри

Lada 4×4 2020 модельного года, конечно же, не стала современным и комфортным кроссовером, хотя и обзавелась новым салоном. Привычная приборная панель «а-ля ВАЗ-2106» наконец-то ушла в прошлое; на смену ей пришла более современная — от снятой несколько лет назад с производства модели Priora. Кроме новых приборов появились более современная климатическая установка с удобными колесиками управления и большой перчаточный ящик; у водителя и переднего пассажира — новые сиденья с развитой боковой поддержкой и подогревом. И даже подушки безопасности! Еще обещана улучшенная шумо- и виброизоляция, хотя, конечно же, «фирменную» нивовскую вибрацию победить окончательно невозможно.

Статья в тему:  В автомобилях британцам важны качество, комфорт и безопасность

Внешне изменения в глаза не бросаются, разве что можно заметить дневные ходовые огни и 16-дюймовые легкосплавные диски колес (в дорогих комплектациях). У Lada 4×4 в модификации Urban есть еще противотуманные фонари, установленные в переднем бампере (впрочем, они появились не вчера).

Что приятно — все это никак не повлияло на легендарную проходимость маленького внедорожника от АвтоВАЗа.

Город — селу

В Советском Союзе конструкторы создали немало красивых моделей автомобилей; одна «двадцать первая» «Волга» чего стоит. Но реально в историю мирового автопрома вошла, по сути, лишь одна модель, угловатая и не слишком красивая. Зато с нее начинает отсчет новый класс автомобилей — небольшие кроссоверы с несущим кузовом. (Правда, тогда и название класса еще не придумали.) Да, именно таким «родоначальником» стал автомобиль «ВАЗ-2121 Нива». Через три месяца исполнится 43 (!) года с начала его производства. И это тоже рекорд.

А началось все еще раньше — в 1970 году, когда председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин в рамках программы «стирания грани между городом и деревней» поставил перед отечественным автопромом задачу: создать комфортабельный внедорожник для жителей сельской местности. Мол, у городских жителей теперь есть возможность купить «Жигули», надо что-то дать и селянам.

Первый экспериментальный внедорожник малого класса с несущим кузовом и постоянным полным приводом под индексом «ВАЗ-Э2121» появился через год. Причем для того, чтобы быстрее запустить новый автомобиль в серию, конструкторы под руководством Петра Прусова решили создать машину с высокой степенью унификации с уже выпускавшимися АвтоВАЗом моделями. Еще одной особенностью стал полностью «легковой» дизайн автомобиля — в отличие от машин марки «УАЗ» в автомобиле не было ничего специфически «вседорожного». «Нива» выглядела как обычная легковая машина; в конструкции широко применялись элементы дизайна и детали «ВАЗ-2106», а салон практически полностью перешел от этой модели.

Над дизайном новой машины работал Валерий Семушкин; автомобиль, по его замыслу, должен был устроить жителей и города, и села. Но при этом по техзаданию автомобиль должен был стать настоящим внедорожником: в конструкции была предусмотрена возможность блокировки межосевого дифференциала и подключения пониженной передачи.

Дорожные испытания прототипов стартовали уже в 1972 году (небывалая скорость для советского автопрома). Кстати, они по какой-то причине проводились в обстановке строжайшей секретности, и даже на вопросы любопытных водители-испытатели должны были отвечать, что тестируют… новый румынский (!) внедорожник.

Трансмиссия с постоянным полным приводом, двухступенчатой раздаточной коробкой и блокируемым межосевым дифференциалом, большой дорожный просвет (220 мм), небольшие свесы кузова (угол въезда 32°, съезда — 37°) и короткая (2,2 метра) колесная база — все это слагаемые уникальной проходимости «Нивы». При этом в салоне — почти «легковой» комфорт (по меркам тех времен, конечно). Так что этот автомобиль по праву считается первым в мировой истории кроссовером, основателем нового класса. Suzuki Vitara появится лишь десять лет спустя, а до рождения Toyota RAV4 остается вообще почти 20 лет.

Первые машины сошли с конвейера АвтоВАЗа в апреле 1977 года; первоначальный план (25 тыс. штук в год) по причине бешеного спроса был увеличен в три раза. Причем маленький внедорожник быстро завоевал успех и на внешних рынках. Неприхотливая, но при этом достаточно комфортабельная «Нива» приглянулась покупателям более чем в 100 странах мира. Сборка модели была налажена в Бразилии, Греции, Панаме, Чили, Эквадоре и других странах. Экспортировалась «Нива» даже в Японию, став единственным советским автомобилем, который официально продавался в этой стране.

Импортеры активно переоборудовали машины; так появились пикапы и кабриолеты «Нива». Клубы поклонников нашего внедорожника до сих пор существуют в Великобритании, Франции, Германии и других странах. За 43 года с конвейера сошло свыше 2,6 млн автомобилей, из них более полумиллиона отправились за границу.

Немало на счету «Нивы» и рекордов. Так, в 1998 году серийный внедорожник своим ходом поднялся на Эверест, на высоту 5200 метров. О надежности машины говорит и то, что автомобиль смог отработать без серьезных поломок целых 15 лет в Антарктиде на станции «Беллинсгаузен».

Статья в тему:  WD-40 предотвратить прилипание грязи к автомобилю

Конструкция не подвела

43 года на конвейере — это, конечно, рекорд. Но это совсем не значит, что все эти годы автомобиль прожил неизменным. Так, в 1980 году стартовало производство экспортной модификации «ВАЗ-21212» с правым рулем. Автомобили поставлялись в Великобританию, Австралию, Новую Зеландию, Мозамбик, Японию и на Ямайку. С 1990 года в Тольятти начали выпускать модицикацию с двигателем с центральным впрыском топлива и гидроусилистелем руля, а в 1993 году появилась модель «ВАЗ-21213» с мотором объемом 1,7 л, 5-ступенчатой коробкой передач, обновленным интерьером и модернизированным кузовом. С 1995 года было налажено производство автомобилей «ВАЗ-2131» с увеличенной колесной базой и пятидверным кузовом. С 2011 года на автомобили устанавливают ABS.

Первооткрыватели: с чего начинались кроссоверы

Совсем недавно автомобильные компании совершали настоящие революции. Успешные и не очень. Масштабные и почти незаметные. Благодаря им современный автомобильный мир выглядит именно так, а не иначе. И как минимум поэтому они достойны нашего внимания. Недавно мы вспоминали первооткрывателей класса минивэнов, а сегодня в центре нашего внимания кроссоверы.

Какая модель была первой? Казалось бы, кроссоверы — это один из самых молодых классов автомобилей, но проследить их историю до самой-самой первой модели весьма непросто. Главная проблема в том, что само понятие crossover предполагает некое смешение жанров, гибрид разных типов машин, а отсюда и трудности.

Даже сегодня не так просто перечислить исчерпывающий набор формальных признаков, позволяющий идентифицировать машину именно как кроссовер, «паркетник», SUV и никак иначе. Тем не менее, если мы постараемся такие признаки определить, выяснится, что самых важных, по сути, три: несущий кузов, полный привод и увеличенный дорожный просвет. Кто-то считает, что первый автомобиль, который можно считать кроссовером, построила марка АМС. Встречается мнение, что начало этому жанру и вовсе положили советские ГАЗ М-72 и ВАЗ-2121 «Нива». Но все же рассмотрим модели, которые формально сегодня можно считать прародителями кроссоверов.

Одним из претендентов на звание первого кроссовера является ГАЗ-М72, серийно выпускавшийся на Горьковским автомобильном заводе в 1955-1958 годах. Автомобиль, получивший название М-72, был создан на базе кузова «Победы» и агрегатов армейского внедорожника ГАЗ-69.

Кроссовер? Можно сказать, ведь в наличии несущий кузов, повышенный клиренс и полный привод. Но для этого пришлось решить сложную задачу — уложиться в лимит по весу, не перетяжелить кузов. Талант конструкторов позволил достичь хорошего показателя: масса кузова ГАЗ М-72 по сравнению с базовой «Победой» возросла всего на 23 кг, общая снаряженная масса автомобиля составляла 1615 кг. При этом жесткость на изгиб возросла на 30%, на кручение — на 50%. Клиренс по технической документации составлял целых 210 мм! Правда, мощность 2,1-литрового бензинового мотора М-20 была всего 52 «лошадки».

Интересный факт: летом 1956 года трое журналистов, В.Урин, И.Тихомиров и А.Ломакин, совершили на ГАЗ-М72 пробег Москва — Владивосток протяженностью 15 тысяч километров. Машина прошла их без серьезных поломок, по пути вызывая восхищение жителей отдаленных районов.

Был еще один интересный прототип — ГАЗ М-73. Этот необычный проект автомобиля-вездехода для сельской местности был разработан в 1955 году. Легкий двухместный кузов с вместительным багажником водрузили на шасси от полноприводного армейского внедорожника ГАЗ-69 и снабдили «москвичевскими» мотором и 3-ступенчатой коробкой передач (все от модели «Москвич-402»). Существовало два варианта кузова — двухместное купе и пикап. Но в серию эта странная модель так и не пошла.

С другой стороны, М-73 послужил добрую службу инженерам Московского завода малолитражных автомобилей, или МЗМА, как тогда назывался будущий АЗЛК, — горьковского «коротыша» взяли за основу при проектировании полноприводной версии «Москвича-402», которая получила собственный индекс 410. В 1957 году первые «четыреста десятые» вышли из ворот завода: ведущие мосты собственной конструкции, рессорная подвеска и рычажные амортизаторы вместо привычных сегодня телескопических, понижающая передача и дорожный просвет 430 мм под днищем. Полноценный вездеход!

Статья в тему:  2017 Audi A6: Получит концептуальный стиль

Двигатель «четыреста десятого» выдавал всего 35 л.с. Недостаток мощности инженеры компенсировали малым весом машины, а также удачным подбором размера колес и передаточных отношений в трансмиссии. После модернизации 1958 года модель получила кузов от «Москвича-407», 45-сильный двигатель, 4-ступенчатую коробку передач вместо 3-ступенчатой и стала называться 410Н. Самые главные недостатки полноприводного «Москвича» — при боковых кренах он легко опрокидывался, а кузов оказался недостаточно жестким: лонжероны лопались, стойки перекашивало.

Слабость конструкции пытались устранить необычным образом — вместо кузова типа седан конструкторы МЗМА использовали конструктивно более жесткий 5-дверный кузов от модели 423.

В итоге в 1958 году появился «Москвич-411». По сути, он стал одним из первооткрывателей популярных сегодня комфортабельных полноприводных автомобилей с универсальными кузовами. Или, проще говоря, кроссоверами. Однако в начале 1960-х от выпуска полноприводных «москвичей» отказались. Официальная причина — завод освобождал мощности под производство экспортных моделей. В 1957-1960 годах было выпущено 11.890 полноприводных автомобилей, включая универсал 411 (внизу слева) и модернизированный седан 410Н (внизу справа). Одни машины были списаны после опрокидывания (а такое часто случалось с «четыреста десятыми»), другие «саморазрушились» — кузова трескались и ржавели. Так что сегодня сохранившийся «Москвич-410» — большая редкость.

Многие считают первым в мире кроссовером ВАЗ-2121 «Нива», который производится с 1977 года и в настоящее время обозначается LADA 4х4. Несущий кузов, постоянный полный привод, универсал — чем не «паркетник»?

При этом, известное дело, очень талантливый: низкая себестоимость, великолепная проходимость, высокая на то время скорость, комфорт и малый вес. Этот автомобиль сегодня известен во всем мире. Трансмиссия — с механической 4-ступенчатой коробкой передач (начиная с 21213 — 5-ступенчатой), двухступенчатой раздаточной коробкой и блокируемым межосевым дифференциалом. Клиренс составляет 220 мм. Впрочем, советуем посмотреть уникальные архивные кадры и послушать рассказ главного испытателя «Нивы» инженера Вадима Котлярова.

Настоящей сенсацией стал Jeep Wagoneer, представленный в 1962 году. Автомобиль сочетал в себе черты универсала и вседорожника. С самого рождения Wagoneer был воплощением идеи совершенного автомобиля на все случаи жизни. Комфорт полноразмерного кроссовера, хоть этот термин и не совсем применим к Wagoneer, намного превосходил «солдафонские» классические внедорожники.

Большой дорожный просвет и полный привод позволяли превзойти легковые универсалы в сложных дорожных условиях. Он получил хорошую отделку салона, а в качестве опций предложили радио, гидроусилитель руля, кондиционер и автоматическую коробку переключения передач. Базовую модификацию оснастили 3,8-литровой 140-сильной «шестеркой», а за доплату был доступен 5,4-литровый V8 мощностью 250-270 л.с. С ним Wagoneer развивал 160 км/ч. Комфорт улучшала независимая передняя подвеска. Вскоре подготовили укороченную трехдверную модификацию, названную Cherokee, и пикап Gladiator.

Ни о каких формальных признаках кроссовера в небольшой фирме American Motors Corporation не задумывались. Там просто решили предложить покупателям нечто действительно новенькое. Кузов легковой модели Hornet установили на упрощенное полноприводное шасси без понижающей передачи и получили… Да, выражаясь современным языком, это был кроссовер.

Разумеется, в штатной версии кузов легковушки был слишком хлипким для такой машины, его пришлось дополнительно усиливать.

В результате разработчики получили конструкцию, которую мы сегодня называем интегрированной рамой. Получившийся продукт нарекли Eagle, то бишь «орел», и в 1979 году запустили в серию.

Машина понемногу продавались, но ажиотажного интереса АМС Eagle не вызвал.

С точки зрения конструкции машина опередила свое время на добрый десяток лет, а вот на правильную рекламную кампанию и достойную «упаковку» то ли возможностей, то ли времени у фирмы АМС не хватило. Покупателям было сложно понять, почему машина выглядит как обычная легковушка, но при этом стоит в полтора раза дороже. Кое-кто, конечно, оценил инновационный подход, но такие люди всегда в меньшинстве. Настоящий прорыв в этой области удалось совершить Toyota с ее RAV4, но к тому моменту марки АМС уже на свете не было.

Компактный и динамичный автомобиль в 1994 году произвел настоящий бум, и в скором времени появился Subaru Forester, а также Honda CR-V, которые весьма популярны на данный момент.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector