1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Владельцы новых автомобилей подвержены риску потерять персональные данные

Содержание

Для хранения и передачи сведений об автомобиле не требуется согласие владельца

Syda_Productions / Depositphotos.com

К такому выводу пришли эксперты службы Правового консалтинга компании «Гарант» в рамках индивидуальной консультации. Перед обслуживающей автомобили организацией встал вопрос: считаются ли данные автомобиля (пробег, дата выпуска и информация по каждому обслуживанию) персональными данными и можно ли передавать их следующему владельцу без согласия предыдущего? При условии, что указанная информация вносится сотрудником организации в базу данных и хранится на сервере организации.

Как пояснили специалисты, на информацию о марке, модели, типе, категории, номере агрегатов, идентификационном номере транспортного средства (VIN), мощности двигателя и пробеге автомобиля не распространяется режим правовой защиты персональных данных, поскольку она не позволяет персонифицировать человека. Они отметили, что указанные сведения позволяют идентифицировать конкретный автомобиль как индивидуально-определенную вещь, единственную в своем роде. Ведь даже государственный регистрационный знак присваивается автомобилю, а не правообладателю (п. 40 Правил регистрации транспортных средств). Таким образом, к информации об автомобиле не применимо действие требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и согласие владельца автомобиля на хранение информации об автомобиле и ее передачу другим лицам не требуется.

Статья в тему:  Новый Hyundai i30 полностью представлен перед автосалоном в Париже [Технические подробности, фото]

В чем особенность документарной проверки Роскомнадзором соответствия обработки персональных данных требованиям законодательства? Узнайте из одноименного материала в «Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Однако эксперты обратили внимание, что под правовой защитой находятся персональные данные владельцев транспортных средств, которые обращаются за оказанием тех или иных услуг, и их обработка должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями законодательства в сфере защиты персональных данных физлиц.

Отметим, что в настоящий момент проходит независимую антикоррупционную экспертизу и публичное обсуждение законопроект о введении административных штрафов для операторов, ненадлежащим образом контролирующих лиц, которым поручена обработка персональных данных.

Владельцы новых автомобилей подвержены риску потерять персональные данные

Беспроводные технологии в автомобиле, возможен несанкционированный доступ к персональным данным

Транспортные средства которые используют беспроводные технологии, такие как Bluetooth и Wi-fi имеют серьезные бреши в безопасности и через которые злоумышленники могут похитить конфиденциальные данные и нарушить неприкосновенность личной переписки.

Согласно данным из США, большинство автопроизводителей делают автомобили без какой-либо системы защиты персональных данных, которые могли бы пресечь несанкционированный доступ к устройствам владельцев автомобиля и к электронике машины.

16 автопроизводителей составили отчет на заявление одного из сенаторов из Штатов, из доклада выяснилось, что почти 100% новых автомобилей представленных на рынке США и других стран имеющие те или иные виды беспроводной связи, но лишь два производителя автомобилей заявили, что могут противостоять несанкционированному доступу «в реальном времени».

Автомобили становятся «умнее», в целом мы выигрываем от этих улучшений, лучшая безопасность, экономичность и медленно, но верно автомобиль интегрируется в мировое виртуально пространство и связанные с ним беспроводные технологии. Смартфоны только начали вторгаться в автомобильный мир и их полный потенциал еще не раскрылся в этом направлении, но пройдет совсем немного времени, и представить любой, даже очень дешевый автомобиль без удобного и быстрого соединения со смартфоном будет практически не возможно! Из-за чего так остро встает вопрос по защите данных и почему автогигантам необходимо принимать активные меры уже сейчас.

Статья в тему:  Ожидаемая премьера Hyundai i20 на автосалоне во Франкфурте 2013

Эксперты по безопасности в течении длительного периода пытались исправить ситуацию и показать общественности, что существует реальная угроза кибератак, однако реальных мер принято не было, до сих пор беспроводные сети являются слабым звеном в большинстве автомобилей на уровне виртуальной безопасности.

«Водители привыкли полагать на новые технологии, но к сожалению автопроизводители не сделали свою часть работы, чтобы защитить людей от кибератак или взлома конфиденциальной информации», заявил инициатор обсуждения проблемы, сенатор Эд Марки.

Опасения по поводу конфиденциальной информации усилились после отчета говорящего о том, что автокомпании собирают огромное количество данных по истории вождения, часто без ведома владельца машины, но даже если и предупреждают, то никому не известно как эта информация будет использоваться. Некоторые производители позволяют сторонним компаниям собирать данные или передавать информацию на сторонние серверы, говорится в докладе.

20 компаний получили опросный лист, из которого и были добыты данные, 16 из них ответили на поставленные вопросы. Выводы, содержащиеся в отчете, основаны на информации полученной от BMW, Fiat, Chrysler, Ford, General Motors, Honda, Hyundai, Jaguar, Land Rover, Mazda, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Nissan, Porsche, Subaru, Toyota, Volkswagen и Volvo. Aston Martin, Lamborghini и Tesla в опросе решили не участвовать.

Подключение наших автомобилей к Интернет звучит очень заманчиво и позволяет использовать практически бесконечные возможности, но риски при этом удобном способе кооперации двух систем, автомобиля и устройства, немаленькие, уверены исследователи.

Скорее всего это обсуждение, проходящее в Штатах заставит производителей автомобилей пересмотреть технологии и усилить слабые места, сделав использование гаджетов безопаснее.

«Не знаю, что ремонтировалось, а что нет». Обязан ли дилер сообщать историю автомобиля следующему владельцу?

При покупке машины хочется максимум информации о ее прошлом. Продавцы не всегда выкладывают подноготную авто, имея на это свои причины. А если спросить у дилера?

Правомерен ли отказ?

Читатель Автобизнеса: «Приобрел с рук VW Passat B7. Автомобиль предыдущим собственником был куплен в свое время у официального дилера и там же обслуживался до покупки мной. Попросил дилера предоставить историю обслуживания, но мне отказали, мотивируя это разглашением личных данных предыдущих владельцев. У меня нет понимания, что ремонтировалось в автомобиле, а что нет. Правомерно ли мне отказали в информации?»

Статья в тему:  Ожидаемая премьера Kia Soul EV на автосалоне в Чикаго 2014

Слишком личная информация

Поскольку речь в вопросе нашего читателя идет о Volkswagen, мы связались с генеральным импортером данной марки – компанией «Атлант-М»:

«К нам довольно часто обращаются граждане с просьбой предоставить историю их автомобиля. Такую информацию мы не даем, поскольку запрашиваемые сведения содержат в том числе персональные данные лиц, предоставление которых без согласия этих лиц запрещено законодательством Республики Беларусь».

Что ж, давайте разбираться с точки зрения законодательства. Расшифровка понятия «персональные данные» раскрывается в одноименном законе Республики Беларусь.

Закон «О персональных данных»

Персональные данные – любая информация, относящаяся к идентифицированному физическому лицу или физическому лицу, которое может быть идентифицировано на основании такой информации.

Статьей 4 Закона предусмотрено, что распространение и предоставление таких данных возможно только с согласия того, чьи данные разглашаются. Исключение – определенные случаи, предусмотренные законом, в том числе административный или уголовный процесс. Согласие можно получить в письменной форме, в виде электронного документа или иной электронной форме, предусмотренной законом.

Поэтому с точки зрения закона официальный дилер правомерно отказал в предоставлении запрашиваемой информации, поскольку она будет содержать сведения, по которым можно идентифицировать конкретного человека – предыдущего владельца – Ф.И.О., адрес, номер телефона и прочее.

Понятно, что у нас есть право знать. Но, как в той известной поговорке, наши права заканчиваются там, где начинаются права других. Персональные данные охраняются законом.

Сначала проверяем, потом покупаем

Тем не менее со сделками по купле-продаже автомобилей работают нормы гражданского законодательства. В статье 444 ГК РБ указано, что покупатель имеет право на проверку качества товара в соответствии с обычно применяемыми условиями, даже если в договоре купли-продажи пункта о возможности такой проверки нет.

Проверить качество автомобиля поможет любая специализированная СТО, поэтому во избежание неприятностей перед покупкой автомобиля лучше обратиться именно туда. Если продавец вам отказывает в этом, то это повод лишний раз задуматься.

Статья в тему:  Десять величайших Китайских подделок автомобилей

Если вы все же купили автомобиль, а потом обнаружили в нем недостатки, о которых продавец знал и умолчал, то вправе требовать от продавца возмещения расходов на устранение недостатков. А если недостатки неустранимые или их устранение дорогостоящее, то вы вправе требовать возврата уплаченной суммы (ст. 445 ГК РБ). В большинстве случаев судебных разбирательств при этом не избежать.

Гражданский Кодекс Республики Беларусь

Статья 439. Качество товара

1. Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в правовой отдел Автобизнеса.

Утечка персональных данных: последствия

Защита персональных данных
с помощью DLP-системы

У течки персональных данных нередки в работе компаний и государственных органов. Часто они связаны с недобросовестным отношением к их защите. Следствия утечек могут быть и очень серьезными, и незначительными. Защита от них должна стать задачей и операторов, и субъектов персональных данных.

Кто может пострадать

Персональные данные – это любая информация о человеке, которая связана с ним, позволяет идентифицировать его в полной мере, получить иные сведения о нем, совершать какие-либо посягательства на тайну его личной жизни или на имущество. В группе риска утраты важной информации при проведении обработки персональных данных оказываются многие люди, среди них:

  • граждане, пользующиеся банковскими картами;
  • граждане, получающие медицинские услуги;
  • владельцы пенсионных накоплений;
  • вкладчики банков;
  • владельцы недвижимости.

Это не исчерпывающий перечень, пострадать от утечки персональных данных могут и многие другие. Поэтому государство выстроило систему защиты персональных данных. В ее основу лег Федеральный закон «О защите персональных данных», систему технических мер регламентируют правительство, ФСТЭК, ФСБ.

Причины утечек

Любая организация, которая в своей деятельности обрабатывает персональные данные, обязана предпринять комплекс организационных и технических мер, направленных на их защиту. Перечень этих мер и способов регламентируется для каждой группы данных. При разработке системы таких технических и административных решений используется модель угроз, в которой учитываются риски двух типов:

  1. внешние;
  2. инсайдерские.
Статья в тему:  Лучшие автомобильные бренды в США 2013

Первый тип угроз, представляющих собой неправомерное проникновение в защищенный информационный периметр организации-оператора, – хакерские атаки, которые в России редко становятся серьезными угрозами для жизни и здоровья граждан. Прекратились появления в Сети баз данных ЦБ РФ, ГИБДД, Пенсионного фонда – информационные системы защищены серьезно, а утечка массива сведений, защищенных средствами криптографической защиты, без возможности персонификации, не несет серьезных рисков. Сократилось и количество внешних атак на сайты банков.

Вторые реализуются наиболее часто. Гражданин предоставляет сведения о себе во множестве случаев в медицинском учреждении, в туристическом агентстве, в котором для оформлении визы он практически полностью раскрывает сведения о своем финансовом статусе. Согласие на обработку персональных данных зачастую не подписывается. Таким образом, паспортные данные, сведения о недвижимости, доходах, операциях по банковской карте оказываются в незащищенном виде в компьютере, на котором может не быть даже антивирусной защиты. В этом случае доступ к ним становится возможным:

  • при прямом проникновении недобросовестного сотрудника агентства в компьютер или к материальным носителям информации;
  • при размещении их в облачных сетях, иногда на множестве серверов, зачастую расположенных не в России. Законодательство требует обязательного хранения персональных данных внутри страны, но эти требования выполняют не все операторы, зачастую даже не знающие о существовании такой обязанности;
  • при хищении ноутбука или портфеля сотрудника компании, в котором находится интересующая злоумышленника информация.

Частые случаи, появляющиеся в судебной практике, в которых штрафуются или наказываются иным образом врачи или сотрудники банковских учреждений, допустившие утечку сведений, например, паспортных данных, говорят о существовании проблемы и ее серьезности.

Последствия утечек

Последствия утечек могут оказаться серьезными и для владельцев данных, и для операторов. Для первой группы существуют многочисленные риски стать жертвой злоумышленников. Они могут пострадать:

  • от разглашения любой информации, имеющей отношение к личности;
  • от шантажа;
  • от неправомерного списания средств с банковской карты;
  • от вмешательства в личную жизнь;
  • от угроз детям, например, в случае публикации в СМИ данных о школах, где они учатся.
Статья в тему:  Топ-10 самых дорогих автомобилей в мире

Минимальным риском станет неправомерная передача сведений, например, адреса электронной почты, каким-либо компаниям, которые начнут преследовать их обладателя рекламными объявлениями. Но даже это дает возможность возбудить дело и о неправомерной рекламе, и об утечке данных и приведет к штрафам, налагаемым на операторов, если источник утечки или спама удастся достоверно установить.

Операторы, в свою очередь, допустившие утечку персональных данных, понесут ответственность:

  • гражданскую , в виде взыскания в судебном порядке понесенных гражданами убытков и морального вреда;
  • административную , в виде наложения штрафа, приостановления или запрета деятельности, связанной с обработкой персональных данных;
  • уголовную , в случае неправомерного распространения ПДн, причинившего существенный ущерб и передаче информации в правоохранительные органы.

Пока серьезность исков о возмещении морального вреда, связанного с утечкой конфиденциальной информации, компаниями серьезно не рассматривается. Даже если судом установлен такой факт, размер присужденных сумм редко превышает несколько десятков тысяч рублей даже в столице. В регионе суд скорее откажет в удовлетворении требований, предъявляемых как к банкам, так и к интернет-магазинам. Более серьезными становятся ситуации, когда в спор вмешиваются регуляторы и доводят ситуацию до возбуждения уголовного дела.

Как избежать негативных последствий от утечек данных

Меры по защите информации требуют не только исполнения операторами обязанностей, установленных законом, но и осмотрительности от субъектов персональных данных. От первых потребуется максимально внимательно относиться к соблюдению требований закона, постановлений правительства РФ и нормативных актов ФСТЭК России, которыми определяется необходимый уровень технических средств, призванных защитить персональные данные от утечки. Это такие меры, как:

  • установка межсетевых экранов, затрудняющих проникновение к массивам информации;
  • внедрение системы идентификации и аутентификации сотрудников, имеющих к ним доступ;
  • фиксация в журналах учета всех действий специалистов, осуществляющих обработку данных, позволяющая понять, что конкретно они делали с охраняемыми законом сведениями;
  • установка средств антивирусной защиты;
  • использование средств криптографической защиты для шифрования данных при хранении и передаче;
  • применение способов и мер, которые могут предотвратить утечку данных по физическим каналам, например, путем фотографирования экрана компьютера, снятия звуковой информации, перехвата электромагнитного излучения.
Статья в тему:  Купить советские автомобили: разве можно? Оказывается, да!

Все эти меры защиты от утечек данных требуют существенных средств, но они внедрены в большинстве государственных учреждений и крупных компаниях. В зоне риска продолжают оставаться небольшие фирмы, чаще работающие на рынке оказания услуг гражданам. Они далеко не всегда попадают в перечень проверок Роскомнадзора, так как не считают необходимым действием регистрацию в качестве операторов. Даже если это будет произведено, создание системы технической защиты информационных баз персональных данных является затратным мероприятием, которое не все могут себе позволить. Именно это требует проявления осмотрительности от граждан при выборе поставщика услуг и взаимодействиях с ним. Среди таких правил:

  • не передавать персональные данные компаниям, не зарегистрированным в качестве операторов;
  • осторожнее относиться к любым платежам в сети Интернет;
  • всегда изучать текст согласия на обработку персональных данных, определяя, какими способами она производится, каковы цели обработки, возможность передачи сведений третьим лицам и в каких случаях.

Соблюдение осторожности и операторами, и гражданами позволит минимизировать риски. Всегда нужно помнить, что полностью возместить материальный и моральный ущерб у гражданина не получится.

О чем расскажет ПТС: как обманывают покупателей подержанных автомобилей

Каждый автомобиль имеет паспорт транспортного средства или ПТС. Это крайне важная бумага, которая содержит данные о собственниках машины, начиная с его въезда в страну или с момента полной сборки и получения документов — зависит от происхождения.

Для отсутствия ПТС у б/у автомобиля бывают только веские причины. Единственный безобидный вариант – если предыдущим владельцем паспорт транспортного средства был потерян, и взамен был получен дубликат ПТС. В остальных случаях отсутствие у автомобиля паспорта неизбежно означает серьезные проблемы, такие, с которыми автомобиль покупать крайне нежелательно.

Содержание

  • О чем расскажет паспорт транспортного средства
  • Что должно насторожить покупателя
  • Как обманывают покупателей
  • Как избежать обмана

О чем расскажет паспорт транспортного средства

Александр Макаров, руководитель компании «Автоэксперт66»:

— ПТС бывает оригинальным и дубликатом. Оригинальный выдается либо заводом-изготовителем, либо акцизной таможней.

Дубликат ПТС выдается по двум причинам: когда заканчивается место в ПТС (было большое количество собственников у авто, много лишних записей в ПТС), либо по причине утери ПТС.

Обычно на полях в дубликате ПТС ставится отметка: выдан новый ПТС взамен либо утилизированного ПТС (это первый случай), либо утерянного ПТС.

Самое опасное — покупать машину с дубликатом ПТС, выданным по причине утери. Особенно, свежую. Вероятность того, что ПТС не потеряли, а он просто лежит в банке или каком-нибудь ломбарде очень высока.

ПТС дает понять историю автомобиля, сколько было собственников, сколько по времени собственники владели автомобилем.

Сейчас количество собственников можно посмотреть по базе ГИБДД, но там не отображается реальная ситуация. Там отмечается количество собственников, которые поставили автомобиль на учет. По факту человек мог купить автомобиль, год на нем проездить и через год его продать, так и не зарегистрировав его на себя.

Бывает еще такое, что ПТС полный, кончились места для записи владельцев, а по факту по базе ГИБДД пробивается один собственник. Допустим, если машина была в лизинге, будет много записей о смене юр. лиц, и тем самым в ПТС не останется свободных мест.

Что должно насторожить покупателя

Антон Носов, эксперт по подбору автомобилей с пробегом:

— Покупателя должно насторожить, например, если у б/у автомобиля первые собственники активно сменялись в Московской области, причем без постановки на учет, а потом машина оказалась в регионах, например, в Тюмени. Обычно так бывает с краденными и битыми авто, чтобы было проще реализовать такие машины.

Вот пример, перекуп в ПТС не вписан, ПТС дубликат, причем по базе всего три собственника, номера питерские, и машина просто просилась на экспертизу. Через неделю человек купил и поехал ставить на учет, и автомобиль арестовали, так как двигатель и некоторые другие маркированные запчасти оказались с угнанной машины.

Было так, что вин-номер в ПТС и на кузове совпал, а на блоках авто оказался другой вин-номер, который пробивался «в розыске». У такого автомобиля ПТС также дубликат, а собственников по сайту ГБДД всего двое.

Также в ПТС должен быть номер двигателя, который обязан совпадать с указанным на блоке самого двигателя. Если номер двигателя другой, должна быть отметка о замене, если нет, то отказываемся от авто, либо проходим процедуру перерегистрации.

При наличии газового оборудования должна быть отметка в ПТС о переоборудовании. Если нет — либо снимаем газ, либо, опять же, проходим процедуру перерегистрации.

Не рекомендуется покупать авто, если в ПТС нет свободных мест, т.к. в некоторых МРЭО отправляют к хозяину получать дубликат. Это не очень удобно, особенно если авто покупали в другом городе.

Рекомендация такая: брать собственника, ехать в ГИБДД, и в окне розыска, либо с помощью консультации по базам ГИБДД проверять машину. Сайт ГАИ видит не все запреты и аресты. Авто прогоните через осмотр, где ГАИ сверит все бирки и таблички, после чего уже оформлять страховку и договор.

Как обманывают покупателей

Егор Бушмелев, автомобилист:

— К счастью, сам я всегда проверяю авто перед покупкой по всем возможным базам, но вот один мой товарищ сильно пострадал от действий мошенников. Он не хочет называть своего имени по понятным причинам, но рассказать историю согласен: приобрел б/у автомобиль «Ауди А6», кузов живой, привод полный, мотор в нормальном состоянии. Он поехал ставить автомобиль на учет, инспектор заметил подозрительные трещины вокруг вин-номера, и машину не зарегистрировали.

Стали все проверять, выяснилось, что у автомобиля в ПТС указан другой VIN-номер. Это вскрылось позднее, когда для машины стали заказывать запчасти, и каталог предложил их для совершенно другой комплектации: на переднем приводе, с дизельным мотором, и другого цвета и года. Выхода особо не было, и он продал автомобиль.

Уже после, пробив автомобиль по базам, мы обнаружили, что у машины не только поддельный ПТС и перебиты всевозможные номера, но что она и вовсе была угнана в Москве в 2001 году, причем у какого-то видного деятеля, вроде депутата.

Конечно, моему товарищу следовало озадачиться всеми этими вопросами предварительно – ведь по указанному VIN-номеру в ПТС он уже мог без проблем выяснить, что номер не соответствует комплектации автомобиля, следовательно, покупка обернется серьезными проблемами. Как минимум, всегда следует пробивать по базам основные моменты, такие как серийные номера и прочее, это даст общее представление об автомобиле.

При этом с владельцами там было не слишком подозрительно, всего два или три человека, при том, что машина уже в возрасте, это можно считать нормальным, как и наличие дубликата ПТС, ведь оригинальный за почти 17 лет уже наверняка закончился бы.

Статья в тему:  Ожидаемая премьера VW Amarok MY на автосалоне в Женеве 2014

Как избежать обмана

Если вы не хотите оказаться в такой ситуации, проверьте историю автомобиля с помощью сервиса «Автокод». Проверка по VIN-номеру сообщит все подробности о ПТС автомобиля, с точностью определив его марку, модель, цвет, комплектацию, все необходимые номера (двигателя, кузова, гос.номера), а также технические данные. Из полного отчета вы узнаете:

  • реальный пробег;
  • наличие ограничений ГИБДД;
  • нахождение в угоне, кредите, аресте;
  • таможенную историю;
  • историю штрафов;
  • информацию об ОСАГО и многое другое.

Ниже представлен пример полного отчета:

Благодаря проверке через Автокод вы будете уверены в автомобиле, который собираетесь купить, и избавитесь от рисков при покупке машины. Сервис подходит, если нужно проверить один или несколько автомобилей. Если вам нужно постоянно пробивать большое количество машин, воспользуйтесь сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи». Подписка на безлимитные проверки авто стоит 2 500 рублей в месяц. «Автокод Профи» позволяет добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.

Перед заключением договора купли-продажи также советуем проверить владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства.

Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector