0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Верховный суд разрешил водителям использовать трекеры для охраны автомобилей

Верховный суд разрешил водителям использовать трекеры для охраны автомобилей

Лаборатория технологий — Мурманск — labtech51.ru запись закреплена

Кто ещё не знает «Верховный суд РАЗРЕШИЛ водителям использовать GPS/Глонасс спутниковые трекеры для охраны автомобилей, других объектов и т.п. в целях обеспечения личной безопасности, безопасности членов семьи, в том числе детей, сохранности имущества или в целях слежения за животными !»
— — —
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314616/
— — —
«Не могут быть квалифицированы по статье 138.1 УК РФ (незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации) действия лица, которое приобрело предназначенное для негласного получения информации устройство с намерением использовать, например, в целях обеспечения личной безопасности, безопасности членов семьи, в том числе детей, сохранности имущества или в целях слежения за животными и не предполагало применять его в качестве средства посягательства на конституционные права граждан», — сказано в в постановлении пленума ВС РФ.
— — —
Законно ли покупать и использовать GPS/GSM-трекеры для охраны автомобиля

Верховный суд РАЗРЕШИЛ водителям использовать трекеры для охраны автомобилей

По закону использование шпионской аппаратуры у нас в стране запрещено. Более того, даже банальная покупка может обернуться проблемами с законом, а именно уголовным преследованием, для чего уже многие годы и достаточно продуктивно действует статья 138.1 УК РФ «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации».

В частности, по статье 138.1 Уголовного кодекса запрещается: незаконные производство, приобретение, а также сбыт специальных «технических средств», предназначенных для негласного получения информации.

Деяние наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, принудительными работами (до четырех лет) с лишением права занимать определенные должности, вплоть до лишения свободы сроком до четырех лет.

В общем, достаточно сурово, при условии, что многие попавшие под раздачу статьи граждане никакие не шпионы, а могли приобрести «специальную аппаратуру», даже не подозревая, что она является таковой.

Но зачем, спросит читатель, это знать автомобилистам? Автовладельцы-то здесь при чем? При том, ответим мы и приведем в пример разъяснение Верховного суда, который в ходе осеннего пленума пояснил, насколько законно использование трекеров для охраны автомобилей (которые также по ряду факторов подпадают под понятие «шпионское оборудование»), приняв сегодня (25.12.2018) постановление «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина», в котором, между прочим, рассматривался целый ряд статей, но для нас наибольший интерес представляет только одна – вышеназванная 138.1 УК РФ.

Статья в тему:  Бренды, которые производят самые лучшие и самые проблемные автомобили: новый рейтинг

Итак, GPS/GSM-трекер (маяк), используемый для отслеживания местоположения собственного автомобиля при помощи спутникового контроля в случае угона последнего, – техническое устройство с GPS-антенной, аккумуляторной батареей и встроенным накопителем данных, у которого есть GPS-приемник, определяющий координаты, и GSM-передатчик, передающий данные посредством СМС или по спутниковой связи, долгое время остававшееся яблоком юридического раздора в адвокатской среде и у специалистов, занимающихся установкой систем защиты на автомобили. Ставить или нет – гадали они. Ведь штука-то действенная и полезная.

Верховный суд разрешил водителям использовать трекеры для охраны автомобилей

Верховный суд ответил на их вопрос однозначным «ДА!», при условии, что действия лица, которое приобрело предназначенное для негласного получения информации устройство с намерением использовать, например, в целях обеспечения личной безопасности, безопасности членов семьи, в том числе детей, сохранности имущества (автомобиль, как известно, движимое имущество) или в целях слежения за животными.

Раньше под статью могли попасть люди, купившие GPS-трекер для автомобиля, поскольку некоторые приборы записывают разговоры в салоне.

Теперь такие действия не могут быть квалифицированы по статье 138.1 УК РФ, а значит, гражданин, купивший GPS-трекер, не может быть привлечен к уголовной ответственности. Важно! При условии, что он будет использовать в вышенаписанных целях, а не шпионить за кем-то. В этом плане статья 138.1 продолжит работать, как и прежде.

Верховный суд разрешил водителям использовать трекеры для охраны автомобилей

Законно ли покупать и использовать GPS/GSM-трекеры для охраны автомобиля

По закону использование шпионской аппаратуры у нас в стране запрещено. Более того, даже банальная покупка может обернуться проблемами с законом, а именно уголовным преследованием, для чего уже многие годы и достаточно продуктивно действует статья 138.1 УК РФ «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации».

В частности, по статье 138.1 Уголовного кодекса запрещается: незаконные производство, приобретение, а также сбыт специальных «технических средств», предназначенных для негласного получения информации.

Деяние наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, принудительными работами (до четырех лет) с лишением права занимать определенные должности, вплоть до лишения свободы сроком до четырех лет.

Статья в тему:  Ожидаемая премьера Rolls Royce Ghost II на автосалоне в Нью-Йорке 2014

В общем, достаточно сурово, при условии, что многие попавшие под раздачу статьи граждане никакие не шпионы, а могли приобрести «специальную аппаратуру», даже не подозревая, что она является таковой.

Но зачем, спросит читатель, это знать автомобилистам? Автовладельцы-то здесь при чем? При том, ответим мы и приведем в пример разъяснение Верховного суда, который в ходе осеннего пленума пояснил, насколько законно использование трекеров для охраны автомобилей (которые также по ряду факторов подпадают под понятие «шпионское оборудование»), приняв сегодня (25.12.2018) постановление «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина», в котором, между прочим, рассматривался целый ряд статей, но для нас наибольший интерес представляет только одна – вышеназванная 138.1 УК РФ.

Итак, GPS/GSM-трекер (маяк), используемый для отслеживания местоположения собственного автомобиля при помощи спутникового контроля в случае угона последнего, – техническое устройство с GPS-антенной, аккумуляторной батареей и встроенным накопителем данных, у которого есть GPS-приемник, определяющий координаты, и GSM-передатчик, передающий данные посредством СМС или по спутниковой связи, долгое время остававшееся яблоком юридического раздора в адвокатской среде и у специалистов, занимающихся установкой систем защиты на автомобили. Ставить или нет – гадали они. Ведь штука-то действенная и полезная.

Верховный суд ответил на их вопрос однозначным «ДА!», при условии, что действия лица, которое приобрело предназначенное для негласного получения информации устройство с намерением использовать, например, в целях обеспечения личной безопасности, безопасности членов семьи, в том числе детей, сохранности имущества (автомобиль, как известно, движимое имущество) или в целях слежения за животными.

Раньше под статью могли попасть люди, купившие GPS-трекер для автомобиля, поскольку некоторые приборы записывают разговоры в салоне.

Теперь такие действия не могут быть квалифицированы по статье 138.1 УК РФ, а значит, гражданин, купивший GPS-трекер, не может быть привлечен к уголовной ответственности. Важно! При условии, что он будет использовать в вышенаписанных целях, а не шпионить за кем-то. В этом плане статья 138.1 продолжит работать, как и прежде.

«Например, известны случаи, когда на скамью подсудимых сажали за продажу GPS-трекеров для автомобилей. Некоторые такие приборы позволяют вести аудиозапись (это может пригодиться, если машину угонят). После принятия постановления подобные дела должны рассыпаться в суде», – гласит цитата из раздела «Пресс-центр» официального сайта Верховного суда Российской Федерации.

Кстати, если вы думаете, что это редкая статья и по ней не судят, подумайте еще раз, после того как ознакомитесь с приведенной в разделе «Пресс-центр» Верховного суда статистикой: «в 2011 году по статье 138.1 УК РФ «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации», были осуждены 49 человек. А в 2016 году – уже 236. В прошлом году – 257 человек. За шесть месяцев нынешнего года – 86 осужденных».

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

  1. Обзоры материалов СМИ
Статья в тему:  Амортизаторы – вторая по значимости деталь в автомобиле

Жучок без посадки. Граждан не накажут за бытовую «шпионскую» технику

Верховный суд России намерен защитить граждан от неприятностей при покупке высокотехнологичных приборов и игрушек, позволяющих скрытно что-то записывать.

Пленум Верховного суда обсудил проект постановления, в котором четко прописано, какую аппаратуру считать шпионской, а значит, подсудной. Более того, документ поясняет, что в таких делах всегда надо уточнять цели человека. Если планировал собирать тайное досье на соседей, это безусловно подсудно. Если он и знать не знал, что китайский подарок, какая-нибудь ручка, имеет секретный микрофон, то судить не за что.

Напомним, в УК есть статья, наказывающая за использование спецтехники для негласного получения информации. Как пояснил, представляя проект постановления, судья Верховного суда РФ Петр Кондратов, граждане нередко покупают, например, трекеры — приборы, которые отслеживают передвижение. Используют их, допустим, против угона автомобиля или присмотра за детьми.

«Однако приобретение таких устройств, в том числе посредством общедоступных интернет-ресурсов, где они рекламируются как бытовые приспособления, может оказаться весьма небезопасным для приобретателя с точки зрения уголовного преследования», — заметил судья. Потому что на покупателей нередко заводили дела за использование якобы шпионской аппаратуры.

По словам судьи-докладчика, подготовленные разъяснения призваны «исключить случаи необоснованного привлечения к уголовной ответственности».

Согласно этим разъяснениям, не могут быть квалифицированы по статье УК «действия лица, которое приобрело предназначенное для негласного получения информации устройство для использования, например, в целях личной безопасности, безопасности членов семьи, в том числе детей, сохранности имущества или в целях слежения за животными и не предполагало использовать его в качестве средства посягательства на конституционные права граждан (включая вмешательство в чужую личную жизнь)».

Например, известны случаи, когда на скамью подсудимых сажали за продажу GPS-трекеров для автомобилей. Некоторые такие приборы позволяют вести аудиозапись (это может пригодиться, если машину угонят). После принятия постановления подобные дела должны рассыпаться в суде.

Раньше под статью могли попасть люди, купившие GPS-трекер для автомобиля: некоторые приборы записывают разговоры в салоне

Другая история: правоохранители завели дело на фермера, купившего GPS-трекер, чтобы следить за непослушным теленком. Разъяснения Верховного суда защищают в таком случае человека от обвинительного приговора.

Статья в тему:  Volkswagen обошёл Toyota по количеству проданных автомобилей в 2016 году

Обычные гаджеты можно покупать смело. Смартфоны, диктофоны, видеорегистраторы и т.п. могут быть признаны специальными средствами лишь «при условии, если им преднамеренно, путем специальной технической доработки, программирования или иным способом приданы новые качества и свойства, позволяющие с их помощью негласно получать информацию». Проще говоря, обычный телефон неподсуден. Если же человек установил хитрую программу, превращающую обычный телефон в настоящий гаджет Джеймса Бонда, то придется ответить перед судом.

Кстати, согласно судебной статистике, в 2011 году по статье 138.1 УК РФ «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» были осуждены 49 человек. А в 2016 году — уже 236. В прошлом году — 257 человек. За шесть месяцев нынешнего года — 86 осужденных. Вероятно, после того как проблема стала широко обсуждаться, практика постепенно начала меняться. Подготовленные разъяснения, по мнению экспертов, еще больше защитят граждан от казусов.

Кроме того, в проекте пленум разъясняет, что именно считать нарушением тайны переписки и переговоров.

«Судам следует иметь в виду, что тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений признается нарушенной, когда доступ как к их содержанию, так и к информации о самих фактах переписки, переговоров, сообщений совершен без согласия лица, чью тайну они составляют», — говорится в документе.

Нарушением тайны телефонных переговоров является незаконный доступ к информации о входящих и исходящих сигналах соединения — дате, времени, продолжительности соединений, номерах абонентов, других данных, позволяющих идентифицировать абонентов. Проще говоря: детализация. Если всем рассказать, кому и когда звонил абонент, это будет подсудно.

При этом проект уточняет, что ознакомление с фактом или содержанием переписки, переговоров, сообщений при наличии добровольного согласия хотя бы одного из лиц, чью тайну сообщений они составляют, состава преступления не образует. Но и здесь есть ограничения: если же после такого ознакомления были распространены сведения о частной жизни гражданина, составляющие его личную или семейную тайну, без его согласия, то действия виновного лица попадают под Уголовной кодекс. Если собеседник не давал разрешения обнародовать информацию, прозвучавшую в частной беседе, разглашение может попасть под статью.

Текст: Владислав Куликов

Российская газета — Федеральный выпуск №7730 (267)

Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП

Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Статья в тему:  Как настроить Bluetooth в старом и новом автомобиле

Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.

Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.

Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.

Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.

Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.

Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.

На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.

Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.

Статья в тему:  Ожидаемая премьера Ford Focus ST на автосалоне в Париже 2014

Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.

Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».

Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.

То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.

Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.

Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.

Статья в тему:  Премьеры Женевского автосалона 2017: Топ 20 автоновинок

В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.

Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.

Под колесами самокатов гибнет все больше людей

Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.

Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.

Так, с января по июль 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми — с 21 до 38.

По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Статья в тему:  Топ рекламных автомобильных роликов в преддверии выборов в США

Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.

Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.

В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.

Минтранс уже вносил свои предложения по изменению правил дорожного движения, в которых учитывались бы и электросамокаты, а также прочие гироскутеры. Их предлагалось назвать средствами индивидуальной мобильности — СИМ — и разрешить им двигаться по тротуарам со скоростью 20 км/ч. Причем под эти СИМ предлагалось подвести в том числе роликовые коньки и скейтборды.

Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.

Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.

Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?

Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.

За трекеры, диктофоны и камеры больше нет уголовной ответственности

С 13 августа в законах об ответственности за покупку так называемых шпионских устройств вроде бы навели порядок: появилось внятное определение, за какие именно гаджеты будут наказывать. Раньше это решали таможенники, оперативники и суды, а теперь можно ссылаться на норму уголовного и административного кодекса.

Статья в тему:  Описание рейтинга автомобилей

Покупать трекеры для коровы, ручки с диктофонами и будильники с камерами станет безопаснее. За такое теперь не обвинят в преступлении еще до того, как человек получит посылку с «Алиэкспресса». Но это не значит, что можно покупать любые устройства для слежения, подслушивания или съемки.

Источник:
Федеральные законы от 02.08.2019 № 308-ФЗ и № 314-ФЗ

Вот как работают изменения в УК и КоАП.

Коротко о покупках «шпионских устройств»

В России запрещено продавать и покупать устройства для негласного получения информации. Теперь есть шанс, что наказывать за такое будут меньше.

Вот что изменилось с 13 августа:

  1. В УК и КоАП появилось внятное определение — какие устройства запрещено покупать, а за какие нельзя привлечь к ответственности. Раньше было непонятно.
  2. Приборы бытового назначения без маскировки, доработок и с заметной индикацией не попадают под статью. Теперь можно купить шлем с камерой или часы с тревожной кнопкой для ребенка.
  3. Если устройство замаскировано под игрушку, лампочку или ручку — это опасно, могут наказать.
  4. Если покупатель искренне заблуждался по поводу свойств устройства, не собирался ни за кем следить и заказал что-то для себя, детей или животных, его нельзя наказывать. Сам факт покупки — еще не преступление.

Кого это касается?

Это касается всех любителей покупок на «Алиэкспрессе», «Авито» или других площадках, где продаются гаджеты с камерами, диктофонами, микрофонами и вайфаем. Есть сертифицированные устройства, которые продаются в российских магазинах, — с ними проблем не было. ФСБ их как будто уже проверила и разрешила покупать.

С устройствами без сертификата все сложнее: покупатели трекера для животного или ручки с камерой в подарок другу рисковали стать фигурантами уголовного дела. И становились — даже не подозревая, что совершают преступление. За безобидную покупку для личных целей можно было получить штраф до 200 тысяч рублей, принудительные работы или лишение свободы до четырех лет.

ст. 138.1 УК РФ — незаконный оборот специальных технических средств

Продавцы таких устройств тоже могли нарушить закон: выставил на «Авито» диктофон за тысячу рублей — и попал под статью УК. А при продаже флешки за 1500 рублей давали полтора года.

Теперь всем этим людям можно выдохнуть: для них и для тех, кто заводил уголовные дела, внесли уточнения в УК и КоАП.

Что такое устройства для негласного получения информации

Раньше. В законах не было внятного определения, что считать специальными устройствами для негласного получения информации. Был только термин и попытки его конкретизировать в разных документах. На деле негласным получением информации считали даже слежку за собственной коровой. Или предприниматель покупал трекеры для курьеров, а на него заводили уголовное дело, хотя он даже не успел получить посылку.

Статья в тему:  Законны ли номерные знаки автомобиля без флага

С 13 августа. В статьи 138.1 УК и 20.23 КоАП РФ внесли изменения по поводу того, что считается устройствами для негласного получения информации, а за что наказывать нельзя.

Устройства для негласного получения информации:

  1. Приборы, системы и комплексы.
  2. Инструменты для проникновения в помещения и на объекты.
  3. Программное обеспечение.

Признаки таких устройств:

  1. Они помогают получать информацию или дают к ней доступ.
  2. Свойства для получения информации устройству придали намеренно.
  3. Обладатель информации об этом не знает.

Если очевидно, что на горнолыжных очках есть встроенная камера, никто ее не прячет и никого тайком не снимают, это не считается негласным получением информации. Если предприниматель выдает своим курьерам трекеры, о которых они знают, а не следит за ними тайком — это тоже не попадает под статью. Но если принести на совещание ручку со скрытым диктофоном или подложить жучок в машину для слежки за мужем — это уже повод как минимум для разбирательств и штрафа.

Какие устройства не попадают под статью

Отдельная часть примечания к статье 138.1 УК посвящена описанию устройств, за которые точно нельзя наказывать.

Вот их признаки:

  1. Это приборы, системы и инструменты бытового назначения.
  2. У них есть функции аудио- и видеозаписи, фотофиксации или геолокации.
  3. Кнопки управления и индикация хорошо видны и не замаскированы.
  4. По надписям или иконкам на кнопках понятно, что это камера или диктофон.
  5. Можно понять, включен ли режим записи.
  6. Никто специально их не дорабатывал и не придавал им новые свойства для доступа к чужим личным и коммерческим тайнам.

Это значит, что будильник со встроенной камерой, у которой при включении горит индикатор и понятно, что ведется запись, — это легальная покупка. Диктофон в виде флешки, на котором нарисован значок записи и есть заметная кнопка Rec, — тоже. А вот покупка и продажа игрушечного мишки со вшитым микрофоном или камеры, замаскированной под лампочку, — это уже рискованно.

Покупатели, которые заказывают ручки, камеры и диктофоны для личных нужд и охраны своего имущества, без маскировок и цели за кем-то подсмотреть и подслушать, теперь ничего не нарушают.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: