0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ВАЗ-Э1101: один из самых лучших отечественных автомобилей

ВАЗ-Э1101. Самый первый ВАЗ

Если посмотреть на историю нашего отечественного автомобилестроения, то отечественные производители всегда пытались создать автомобиль предельно доступный, простой, надежный и массовый. Обратите внимание, в наших машинах не было никаких элементов роскоши, даже если взять автомобили класса «Волга», которые были доступны не каждому советскому человеку. Ну да ладно, собственно статья не об этом.

Как все помнят, ВАЗ-2101 был первым серийным автомобилем марки «Жигули», и являл собой по большей части копию итальянского автомобиля FIAT-124. Но до запуска производства 2101 у будущего ВАЗа были свои наработки, — пишет портал оДороге.

Еще в декабре 1966 года, когда только начиналось строительство Волжского автомобильного завода, конструкторы уже развивали идею массового микроавтомобиля. В 1968 году начало формировать отдельное конструкторское бюро, в котором разрабатывался проект Э1101 «Чебурашка». Этот автомобильчик по концепции должен был получить передний привод, и должен был произведен только отечественными усилиями. В 1968 году уже была готова вполне жизнеспособная конструкция.

В 1969 году были развернуты работы по строительству полноразмерных макетов. Помещение для КБ было выделено небольшое, и два макета автомобиля были реализованы в одном «теле», т.е. правая и левая часть автомобиля имели разный дизайн, и были по сути разными автомобилями. Правая часть машины проектировалась Ю. В. Даниловым, левая часть В.А. Ашкиным. Проект Ашкина был более амбициозным, но слишком неоднозначным. В качестве рабочего был выбран проект Данилова. К концу года появились первые рабочие прототипы автомобиля.

Статья в тему:  Десять самых полезных автомобильных технологий

В том же 1969 году появился вариант «Автороллер» с упрощенным кузовом. Машина появилась по инициативе конструкторского состава и под влиянием сверхпопулярного тогда в Великобритании автомобиля Austin Mini. Дело в том, что в 1969 году ВАЗовские конструкторы одолжили у НАМИ открытый вариант Austin Mini Moke и по его подобию построили упрощенную модель Э1101, которую за забавный внешний вид прозвали «летучей мышью. История «Автороллера» была закончена фразой члена политбюро Андрея Павловича Кириленко, который сказал, что «Автороллер» на машину не похож, а как игрушка для детей – слишком дорогой.

В 1971 году начались первые испытания оригинального двигателя для Э1101, в этом же году на ВАЗе заработал первый моторный бокс. В декабре 1971 года был собран первый предсерийный прототип Э1101. У конвейера собрались все участники проекта и первый автомобиль собственной разработки ВАЗа покинул стапеля.

Машина была практически полностью оригинальной, построенной с чистого листа. Для нее был разработан 0,9-литровый бензиновый двигатель, мощностью 50 л.с. Позже было разработано еще два варианта новых двигателей. Машина имела передний привод, полностью независимую подвеску «Макферсон». Единственными заимствованными деталями была комбинация приборов от ВАЗ-2101. В 1972 году были начаты дорожные испытания машины, в этом же году появился экспериментальный вариант Э2121 (будущая «Нива»). В 1973 году появился прототип второй серии ВАЗ-2Э1101, который получил более мощный двигатель и совсем новый кузов.

В 1976 году был построен прототип третьей серии 3Э1101 «Ладога». Вся документация и прототипы были переданы на завод ЗАЗ, где из этого проекта получился автомобиль «Таврия». Проект 1101 на ВАЗе был свернут, автомобиль так и не пошел в серийное производство, но позволил создать хорошую конструкторскую базу. Элементы 1101 нашли место и в 2121 «Нива», а после окончания работы с «Чебурашкой» появились первые наброски будущего ВАЗ-2108.

Статья в тему:  Видео: Как эволюционировали автомобильные гоночные шлемы

ВАЗ-Э1101: один из самых лучших отечественных автомобилей

Самый лучший российский автомобиль о котором вы никогда не слышали

Если бы вас попросили выбрать лучший российский автомобиль за всю историю нашего авторынка, какую бы машину вы выбрали? Да, согласимся с вами, выбор сделать не легко, так как за долгую историю российской автопромышленности даже несмотря на такой скудный выбор марок автомобилей, в стране было спроектировано и выпущено немало хороших и интересных по своей красоте автомобилей.

И тем не менее, я считаю и многие со мной согласятся, что лучшим автомобилем российского автопрома можно по праву считать прототип ВАЗ-Э1101. Это один из самых симпатичных автомобилей не только среди отечественного автотранспорта, но и среди многих иномарок.

Что это за странный такой российский автомобиль подумают многие автолюбители? Вы о нем наверняка и не слышали. Эта машина в виде прототипа была создана во времена Советского Союза. И самое интересное, что привлекательный дизайн машины не ставился изначально во главу угла при его проектировании. Судя по всему у отечественных проектировщиков и инженеров так само-собой вышло.

ВАЗ-Э1101 выглядит дружелюбно, как маленький красивый щенок. Также, в этом автомобиле нет нарцисстизма и самоосознания. Э1101 красив и симпатичен, так же, как выглядят изначально маленькие утята или котята. Только наш мозг воспринимает эту красоту, как что-то неотъемлемое и неразделимое. Поэтому данную красоту мы воспринимаем на подсознательном уровне. Хочется отметить, что именно на этом уровне работы нашего мозга и строится вся целостность любого дизайна и его восприятия нашим подсознанием.

История ВАЗ Э1101 берет свое начало от самых первых компактных автомобилей, которые советское руководство решило производить в России для широких масс населения. Если вы помните, что в те недалекие советские годы единственным доступным мини-автомобилем для нашего народа был «Запорожец», с кодовым обозначением ЗАЗ-965.

Статья в тему:  Видео: Дрифт и погони на радиоуправляемых моделях автомобилей

Напомним, что автомобиль ЗАЗ-965 был спроектирован в 1958 году на украинском автозаводе «ЗАЗ». Впервые 965-й «Запорожец» вышел на авторынок в далеком 1960 году.

Как и многие советские автомобили «ЗАЗ-965» не стал исключением, он представлял из себя по сути копию итальянского мини-автомобиля Fiat 600.

А в общем плане если присмотреться, то 965-й «ЗАЗ» был похож также и на Volkswagen Beetle.

Как Fiat и Volkswagen автомобиль ЗАЗ-965 был оснащен задним приводом и V4 двигателем с расположением последнего в задней части машины. Такое расположение мотора было необходимо для распределения веса автомобиля и с целью экономии топлива. Кроме того, в такой маленький автомобиль вместить мотор в заднюю его часть в то время было проще и дешевле.

Кстати в то самое время, несмотря на то, что мини-автомобили с задним приводом и задним расположением двигателя были надежным проверенным стандартом, в самом автомире в классе компактных мини-автомобилей произошло что-то вроде революции: в 1959 году британская компания Motor Corporation представила публике новый серийный автомобиль под брендовым названием — Mini, который оснащался двигателем с поперечным расположением и передним приводом.

В те годы эта машина произвела настоящий фурор на мировом рынке, поскольку до Mini- автомобиля считалось, что компактные автомобили выгоднее всего выпускать только с задним приводом.

Да, не скроем, что на раннем этапе серийного производства Mini-авто нашлось и немало скептиков, которые считали, что данная модель обречена на провал. Но на самом деле подоплека заключалась в следующем, автомобили Mini первого поколения имели хорошую и умную конструкцию, а также были очень эффективны.

Именно это и предопределило в будующем судьбу всех компактных автомобилей, которые в большинстве случаев стали передне-приводными и уже с передним расположением силового агрегата. В реальности же, миром сегодня правят переднеприводные автомобили, которые уже давно доминируют на мировом авторынке. И что самое интересное, переднеприводные технологии пришли почти на все виды автомобилей.

Статья в тему:  Skoda запустит 19 новых автомобилей в ближайшие два года

Примечательно, что за мировыми автомобильными технологиями и тенденциями в нашей стране следили даже во времена «железного занавеса». Именно по этой причине руководству нашей страны стали интересны новые передовые переднеприводные технологии в автопромышленности.

В итоге, видя перспективу в переднеприводных системах по поручению Правительства СССР главный конструктор АвтоВаза начал думать о создании в нашей стране переднеприводного автомобиля, устав наверное от выпуска копий заднеприводных Renault, Autobianchi Primulas, Fiat и других авто-клонов под русскоязычными брендовыми марками.

Так на свет пришла идея создать свой собственный компактный мини-автомобиль с передним приводом. Далее уже началась разработка совершенно новой поперечной, переднеприводной платформы. В 1968 году АвтоВаз уже был готов начать разработку кузова для аналогового автомобиля Mini.

Ниже на фото вы можете увидеть уникальный кадр проектирования кузова ВАЗ-Э1101. Перед вами два дизайна в одном прототипе. Правая половина прототипа была спроектирована дизайнером Ю. Даниловым, левая половина автомобиля была создана дизайнером В. Ашкиным.

Дизайнер Данилов предложил довольно-таки обычный классический подход к гладкому дизайну кузова. Например, его часть прототипа была похожа на уменьшенные версии Volvo, которые появятся примерно через десять лет после появления прототипа ВАЗ-Э1101.

Ашкин В. предлагал более прогрессивный и агрессивный дизайн со сложными формами (углы, складки) и с большей детализацией панелей кузова.

Согласитесь, интересное решение совместить в одном прототипе два варианта дизайна. Такие решения редко применяли даже зарубежные автодизайнеры.

Кстати, в конечном итоге люди, отвечающие за этот проект, выбрали более сдержанную сторону дизайна. В конечном итоге, после утверждения прототипа-макета началась дальнейшая длительная работа над фактическим испытательным прототипом.

В результате длительных испытательных работ данный прототип был создан только к 1971 году. Это может всем показаться слишком долгим. Да мы понимаем, по меркам автопромышленности даже для того времени это был очень долгий срок. Но с другой стороны давайте не будем забывать, что машина разрабатывалась в советскую эпоху, где часто многие проекты развивались с большим отставанием.

Статья в тему:  Ожидаемая премьера Chevrolet New Small Car на автосалоне в Нью-Йорке 2014

Данный прототип авто был оснащен поперечным мотором новой конструкции. Объем силового агрегата составлял 900 кубических см.

Судя по всему, на ВАЗе-Э1101 использовали модифицированный редуктор от Fiat 850, который оснащался простой системой переднего привода.

Есть еще одна интересная особенность у ВАЗ-Э1101, которая придала автомашине, т.е. к его необычно красивой внешности, большой и ощутимый плюс. Речь идет о его больших колесах. Дело в следующем. Конструкторы просто не нашли для этого российского аналога Mini нужных малогабаритных колес. В нашей стране в те годы, никто не производил ничего подобного.

В итоге на АвтоВазе было принято решение, оснастить Э1101 полноразмерными колесами, которые устанавливались на более-крупные марки автомобилей Fiat, а также на первых его «клонах» — ВАЗ-2101.

В результате этого большие колеса придавали этой крошечной машине одновременно странный, а в то же время довольно-таки потрясающий внешний вид, в который невозможно было не влюбиться в те далекие 70-ые годы. Мимо «Э1101» нельзя было просто пройти мимо, точно так же, как невозможно было бы не обратить внимания на маленького забавного щенка.

Именно поэтому многие мировые автоэксперты, а также и некоторые известные зарубежные дизайнеры единогласно признают, что ВАЗ-Э1101 был немного странным автомобилем, но на равне с этим и очень уж привлекательным.

Но колеса и маленький кузов были не единственными компонентами в дизайне, которые делали машину противоречиво-красивой. Вот например, передняя часть этого авто получила большие круглые дешевые фары которые, в сочетании с простой решеткой радиатора и другими элементами переднего экстерьера создавали ощущение, что на нас смотрит открытым невинным взглядом какое-то доброе непонятное существо.

Примечательно, что из-за своего внешнего вида (во многом из-за нестандартных колес, которые причудливо смотрелись на мини-автомобиле) машина получила официальное прозвище- «Чебурашка».

Для тех, кто не помнит или еще не знает, мы напомним. «Чебурашка» — это популярный мульт-герой, такой неизвестный зверек из далекого советского мультсериала «Крокодил Гена и Чебурашка».

Статья в тему:  Полировка автомобиля Часть 2

После создания испытательного прототипа ВАЗ-Э1101 было проведено обширное тестирование автомобиля, в результате которых машина сравнивалась с Fiat 127 и 128. В итоге на основе тестовых данных дизайн мвшины Э1101 в последующем был тщательно переработан, потеряв множество красивых и очаровательных элементов своего кузова, которые ранее придавали автомобилю очень привлекательный и потрясающий вид.

В результате, пересмотренный и переработанный дизайн сделал из автомашины Э1101 уже типичный городской, совсем непривлекательный мини-автомобиль, который был очень похож на автомобиль Honda 600.

К всеобщему и к нашему сожалению проект ВАЗ-Э1101, как и все те 70% процентов потрясающих российских авто-прототипов, не дошел до серийного выпуска. И только лишь в середине 1980-х годов на российский рынок вышел современный переднеприводной мини-автомобиль. Речь идет о машине автозавода ВАЗ — Ока. Ведь именно «ОКА» стала первым доступным маленьким переднеприводным автомобилем в нашей стране для широких масс населения.

Конечно обидно, но так уж сложилось, что ни «ОКА», ни любой другой последующий российский переднеприводной автомобиль уже не могли больше соперничать по своему дизайну с первым прототипом автомашины ВАЗ-Э1101.

Таким образом, первая попытка создать с чистого листа полноценного конкурента автомобилям Mini была к удивлению удачной и потрясающей. И самое, что удивительно, этот маленький привлекательный автомобиль был создан в эпоху так называемого железного занавеса, в те времена той плановой экономики, когда наше государство определенно считало, что люди должны владеть простыми и скучными автомобилями, чтоб не выделяться друг перед другом.

Можно с уверенностью сказать, что ВАЗ-Э1101 наверное был единственным автомобилем-исключением, из всех тех, когда-либо созданных в нашей стране в эпоху коммунизма.

ВАЗ-Э1101 – «Чебурашка» с передним приводом, который появился раньше «копейки», и без помощи итальянцев.

Согласно общепринятой теории, первой моделью волжского автозавода из Тольятти, принято считать седан ВАЗ-2101. И если говорить о серийном производстве, то дело так и было. Правда, немного обидно от того, что большую помощь в строительстве предприятия нам оказали итальянцы.

Статья в тему:  Десять лучших интерьеров автомобилей 2014 года

Они же и передали советской стороне свой Fiat-124, в который наши конструкторы внесли массу изменений, но как ни крути, от его зарубежного происхождения нам деваться некуда.

Однако, ещё в 1966 году, когда завод только возводился, молодой коллектив новоиспечённого конструкторского бюро уже разработал свой проект малолитражки, для массового выпуска. К 1968 году «Чебурашка» получил оформленный кузов и концепцию, а год спустя начались работы по созданию полноценных макетов.

Был и забавный факт . Представления о дизайне машины разделились, и конструкторы решили сделать два разных макета. Но большого помещения и ресурсов у них не было, поэтому пришлось делать один, но «двуликий» автомобиль с разным дизайном у каждой половинки.

В итоге, остановились на варианте Ю. В. Данилова. И уже в 1969 году были готовы первые рабочие прототипы.

В это же время, инженеры смастерили и упрощённый вариант ВАЗ-Э1101, который получил название «Автороллер». Эта машина, без дверей и нормальной крыши была советским ответом на популярный тогда в Европе Austin Mini Moke из Великобритании.

Подобная иномарка, как раз хранилась в институте НАМИ, и у работников ВАЗ была хорошая возможность познакомиться с ней. Давайте отметим, что и сам «Чебурашка» похож на британский Austin Mini тех лет.

По поводу «Автороллера», члены политбюро высказались строго. Сказали, что на автомобиль он не похож, а для игрушки слишком дорогой. На этом его история и закончилась.

Если же говорить о ВАЗ-Э1101, то это полностью оригинальная советская машина . Специально для неё был спроектирован двигатель объёмом 0,9 литра, который выдавал 50 лошадиных сил. У модели был передний привод и полностью независимая подвеска типа «Макферсон».

Единственное, что получил «Чебурашка» от «копейки», так это панель приборов. В 1972 годы были проведены ходовые испытания малолитражки. А спустя год появилась и обновлённая версия машины с другим кузовом – ВАЗ-2Э1101. Сбоку напоминает «Ниву», не правда ли?

Статья в тему:  Описание рейтинга автомобилей

И это не случайно, потому что никто пускать данный автомобиль на конвейер не собирался. А конструкторам было жаль потраченных усилий. Поэтому, они смогли реализовать свои наработки по «Чебурашке» не только в «Ниве», но и на ВАЗ-2108.

Кроме того, документация была передана на ЗАЗ. Поэтому, первый тольяттинский автомобиль умудрился поучаствовать даже в судьбе «Таврии».

Советую посмотреть:

Друзья, блог «Зато не в кредит» возвращается! Каждый день я пишу о народных автомобилях — интересно и полезно. Чтобы не пропустить новые статьи, можно подписаться на канал.

Редкие автомобили ВАЗ, которые вас удивят

Конструкторская мысль летела вперед возможностей.

ВАЗ Э1101 Опытный ‘1971

ВАЗ Крокодил Опытный (Э2121) ‘1972_Первый опытный образец будущей серийной Нивы ВАЗ 2121

ВАЗ 2Э1101 ‘1973

ВАЗ 2Э2121 Опытный ‘1973

ВАЗ Э11011 Автороллер Опытный ‘1974

ВАЗ 2101-80 ‘1975

ВАЗ 2103 Универсал Опытный ‘1976

ВАЗ 2105 Жигули Опытный ‘1976

ВАЗ Э2122 ‘1976

ВАЗ-Porsche 2103 Прототип ‘1976

ВАЗ 4Э-1101 Ладога ‘1977

Lada 1600 Acropolis Rally ‘1978

ВАЗ 2Э2122 ‘1978

ВАЗ 1801 Пони Опытный ‘1979

ВАЗ 2802-01 Пони Опытный ‘1980

ВАЗ 2802-02 Пони Опытный ‘1980

Lada Niva California ‘1981–82

ВАЗ 2702 Пони Опытный (I) ‘1982–86

Lada 4×4 Niva Plein Soleil by Poch ‘1982–87

Lada Niva Cabrio ‘1983–84

Lada 4×4 Niva St-Tropez ‘1984–87

ВАЗ 2110 (серия 0) Прототип ‘1985

ВАЗ 2702 Опытный (II) ‘1985–86

ВАЗ 2107 Модернизированный Опытный ‘1986

Lada Samara Cabriolet by Konela ‘1987

ВАЗ 2122 Серия 600 ‘1987

Lada Eva ‘1987

ВАЗ 2108 Тарга Прототип ‘1988

Lada Samara Т3 by Poch ‘1989

Lada Samara San Remo Prototype ‘1990

ВАЗ-Э1101 Чебурашка: неизвестный проект ВАЗа

Концепт экспериментальный, педагогический

Идея разработать необычный для СССР автомобиль родилась в 1968 году у первого главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьева.

Проект был скорее педагогическим: Соловьев заметил, что талантливые молодые специалисты скучали без большого нового дела. А чтобы ребята работали в полную силу, руководители ВАЗа создали настоящее техзадание — с жесткими сроками, расчетами стоимости проекта и стоимости производства. Хотя на самом деле о серийном производстве ВАЗ-Э1101 (Э — экспериментальный) никто и не думал.

Статья в тему:  Статистика продаж новых автомобилей в России за февраль 2019 и январь-февраль 2018/2019 года

Половину работы… показывают!

Для экономии материала и времени макет в полную величину сделали… в духе рекламы палочек «Твикс»: правую сторону слепил Юрий Данилов, левую — Владимир Ашкин. Молодые дизайнеры (в те времена их принято было называть художниками) работали независимо друг от друга. Приняли вариант Данилова как более технологичный. Кроме того, для упрощения сборки боковину кузова сделали цельной.

От «копейки» — только мелочь

Чебурашка стал первым тольяттинским автомобилем, появившимся на свет без помощи иностранцев.

В экспериментальной модели все было оригинальным. Новый мотор объемом 0,9 л мощностью около 50 л. с. установили поперечно. Впервые в СССР! Группа конструкторов под руководством Михаила Коржова создала семейство из трех опытных двигателей рабочим объемом 0,9–1,1 л. Четырехступенчатую коробку передач спроектировали заново. Передняя подвеска оригинальная — типа McPherson, рулевой механизм взяли от Запорожца, но основательно доработали. Даже сиденья создали свои.

От ВАЗ-2101 остались некоторые детали отделки, колеса, тормоза, панель приборов (и то потому, что новую панель сделать не успели). Уж очень хотелось попробовать машину на ходу!

Перед новым, 1972 годом из экспериментального цеха выехало небольшое, немного лупоглазое детище. Назвали Чебурашкой.

Научились «как не надо»

Разбираясь с огрехами ВАЗ-Э1101, разработчики, сами того не зная, избавили от этих проблем будущие самые популярные автомобили СССР. А проблем, конечно, хватало: в салон попадали выхлопные газы; спидометр из-за тросика, проложенного с крутыми поворотами, не работал (испытателям пришлось поставить справа вторую комбинацию приборов). Из двигателя за смену вытекало чуть ли не все масло.

Передачи включались с огромным трудом. Правда, попутно испытатели выяснили, что машина трогается с места и на четвертой передаче, причем с четырьмя «ездоками»!

Статья в тему:  Автошколы в Белгородской области

В приводах с двойными карданами (ШРУСов в СССР еще не было) ломались центрирующие пальцы. Их меняли едва ли не каждый день, пока не доработали конструкцию. В общем, как вспоминал ведущий вазовский испытатель Вадим Котляров: «Учились, как не надо делать».

«Второй» Чебурашка родил Ниву

В 1972-м доработанного Чебурашку не стыдно было выставить на сравнительные испытания с новыми тогда иномарками FIAT 127 и FIAT 128.

А в 1973-м появился второй прототип — ВАЗ-2Э1101 с увеличенной до 55 л.с. мощностью мотора и новым упрощенным кузовом от дизайнеров Владислава Пашко и Игоря Гальчинского. Автомобиль стал немного походить на FIAT 127 и… на Ниву, чьим прототипом он позже стал.

А «третий» — Таврию!

В 1976-м построили третий прототип ВАЗ-Э1101 с кузовом хэтчбек работы Гальчинского и собственным, уже официальным именем Ладога. Именно на эту машину похожа Таврия, появившаяся, правда, еще через десятилетие. И совсем не случайно!

По распоряжению министерства автопрома специалисты ВАЗа помогали коллегам из Запорожья в создании будущего ЗАЗ-1102. Туда же отправили и Ладогу ВАЗ-3Э1101. Тем более что дизайнер Гальчинский тоже переехал на ЗАЗ и возглавил там Бюро архитектурного оформления — будущий дизайн-центр.

Почему же мы не поездили на Чебурашке?

Поездили, ведь «уши» нашего героя «торчат» из самых популярных советских марок. Без ВАЗ-Э1101 Нива, Таврия и даже «восьмерка» вряд ли бы увидели свет. Например, при конструировании кузова ВАЗ-2108, ЗАЗ-1102 и Нивы широко использовали силовые элементы, отработанные на Чебурашке. И в дизайне Таврии легко прослеживаются идеи, заложенные в Ладоге 1976 года.

Так что, хоть первому переднеприводнику СССР и не суждено было сойти с конвейера, след в истории он оставил.

  • Полная история отечественного переднего привода — тут.
  • Много интересного про советский автодизайн вы найдете в этой публикации.
  • Если вам удобнее читать (или смотреть) нас в соцсетях, подписывайтесь на «За рулем» в Instagram, ВКонтакте, Facebook, Youtube, Яндекс.Дзен.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector