0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В перегретом салоне автомобиля резко возрастает концентрация вредных веществ

Вред автомобильного кондиционера: мифы и факты

Ежегодно с приходом жары люди начинают распространять «страшилки» про автокондиционеры. Предлагаем рассмотреть самые популярные мифы, чтобы раз и навсегда разобраться, в чем заключается вред автомобильного кондиционера и как его устранить.

Миф №1 Автокондиционер — виновник простуды

Отчасти это правда. И возможно, вы даже лично болели после поездки с кондиционером. Но виноваты в своих болезнях только люди, так как они нарушают базовые правила использования автокондиционера.

Чтобы не заболеть простудой при включенном автокондиционере нужно:

  1. Понижать градусы в салоне постепенно. В идеале, разница температур в салоне и на улице должна составлять не более10ºС.
  2. Направлять воздуходувы не в лицо людей, а в сторону лобового стекла или им в ноги.
  3. Не открывать окна при работающем кондиционере во время поездки. Так как вы создадите сквозняк, который неизбежно приводит к простудам.

Миф №2 Автокондиционер травит пассажиров бензолом

Ученые выяснили, что при 16ºС в машине повышается концентрация токсичного бензола. В этом случае вред автокондиционера заключается в циркуляции яда по салону, в результате чего он попадает в человеческий организм. Это действительно опасно, так как бензол вреден для легких, печени, почек и даже провоцирует появление рака.

Если вы хотите обезопасить себя от такого вредного вещества, достаточно перед поездкой проветрить машину в течение пары минут. Также нужно на несколько минут включить кондиционер при открытых окнах или дверцах.

Миф №3 Автомобильный кондиционер — рассадник вирусов и бактерий

Во время работы автомобильного кондиционера, в его радиаторе накапливается конденсат. Он является отличной средой для размножения вредоносных бактерий. Более того, в фильтрах кондиционера собирается пыль и в них тоже заводятся микробы. Естественно, при включении кондиционера вся эта «нечисть» разносится по салону и попадает в организм человека. Некоторые автолюбители даже жалуются на резь в глазах и появление конъюнктивита, что непосредственно связано с вышеупомянутыми микробами.

Правда, такая страшная история может случиться с халатным водителем, который не занимается обслуживанием своей машины. Регулярная чистка автокондиционера, замена фильтров и полная диагностика устройства не допустит появления микробов на элементах вашего кондиционера.

Миф №4 Автокондиционер увеличивает расход топлива

Действительно, при включенном автокондиционере расход возрастает в среднем на 10%. Но все познается в сравнении. Если во время путешествия по трассе вы решите сэкономить и выключите кондиционер, то открытые окна машины увеличат расход на 20%. Так что путешествуйте с комфортом.

Миф №5 От использования автокондиционера снижается работоспособность

Иногда из-за сухости воздуха водители жалуются на понижение концентрации внимания и общую усталость. Чтобы этого не происходило, следует периодически выключать кондиционер и проветривать салон или при дальних поездках стоит делать перерывы.

И чтобы у вас отпало желание ездить без кондиционера, хочется упомянуть интересное исследование ученых. Они выяснили, что при повышении температуры салона от 27 до 37ºС риск аварии возрастает от 5 до 35%. Поэтому установка автокондиционера не только не вредит человеку, а даже способна спасти ему жизнь.

Статья в тему:  Концепт-кар Lexus LF-NX на автосалоне во Франкфурте 2013

Вывод один — стоит перестать верить в выдумки и купить автокондиционер, чтобы чувствовать себя комфортно в своем авто при любой погоде.

В перегретом салоне автомобиля резко возрастает концентрация вредных веществ

Автомобиль летом. До какой температуры нагреваются отдельные элементы автомобиля?

Наверное, каждому автомобилисту знакомо, что значит садиться в душный салон автомобиля, который долго простоял на солнце. В этот момент салон превращается в настоящую теплицу. А знаете ли вы, что в припаркованном в солнечном месте в летнее время автомобиле температура в салоне за 10-20 минут может стать как в духовке, что представляет угрозу пассажирам? Вот почему законодательно запрещено оставлять детей в машине. Ведь оставленный внутри автомобиля ребенок может просто задохнуться или получить тепловой удар.

Представьте, вы припарковали автомобиль на 5-10 минут, внутри вашей машины комфортно и прохладно благодаря кондиционеру. Но после того как вы выключите двигатель, охлаждение салона прекратится. Если же вы оставите машину на солнце даже на короткий срок, то после возвращения, открыв дверь, вы сразу почувствуете, что садитесь в духовку! Жара тут же ударит прямо вам в лицо. Особенно если салон вашей машины темный и автомобиль не оснащен атермальными стеклами. А знаете ли вы, что после десяти минут стоянки в жаркую погоду температура в салоне вашей машины будет в среднем на 20 градусов больше, чем на улице?

Вот таблица, которая показывает, как меняется температура в салоне в зависимости от длительности стоянки машины с выключенным двигателем:

Это означает, что в умеренно теплый день в салоне припаркованной машины температура может легко приблизиться к 50 градусам. При температуре на улице выше 30 градусов Цельсия воздух в салоне может нагреться до 70 градусов!

Также стоит отметить, что мы говорим только о температуре воздуха в салоне. А знаете ли вы, что некоторые элементы автомобиля, такие как руль, панель приборов, экран информационно-развлекательной системы, навигатор, видеорегистратор, расположенный на лобовом стекле, могут нагреваться еще больше?

Почему высокая температура в автомобиле очень опасна?

Наиболее опасна высокая температура детям, пожилым, людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Также опасна высокая температура для животных, оставленных в машине. Нескольких минут в салоне горячей машины достаточно, чтобы убить вашего ребенка. Таким образом, у вас может быть мало времени, чтобы среагировать.

В душном горячем салоне машины можно отравиться

Высокие температуры вызывают быстрое увеличение концентрации токсичных химических веществ в салоне автомобиля. Вам нравится мягкий, приятный на ощупь пластик внутри автомобиля? Вы должны знать, что из многих таких материалов при высоких температурах выделяются так называемые пары-пластификаторы или агенты, которые начинают отравлять организм тех, кто находится в машине.

Статья в тему:  Зачем в автомобилях Вольво диагональная полоска на решетке радиатора

Также опасны пары растворителей, которые начинают под нагревом выделяться из клеевых основ и герметиков. Проблема в том, что в жаркую погоду в закрытой машине концентрация вредных химических веществ действительна опасна. Как этого избежать? Для этого, прежде чем сесть в душный салон, необходимо хорошо проветрить автомобиль, раскрыв все двери. Далее откройте окна автомобиля и первые сто метров проедьте в машине, не закрывая их. Так вы не только хорошо проветрите салон, но и остудите в нем воздух. Благодаря этому кондиционеру будет легче охладить салон.

Почему не нужно оставлять телефон в машине?

Особенно подвержены повреждениям из-за жары навигаторы и мобильные телефоны, оставленные закрепленными на лобовом стекле. Солнечные лучи, проходя через лобовое стекло, становятся мощнее (эффект лупы), в результате чего могут повредить дисплей устройства или аккумулятор. Вы также должны понимать, что любые электронные устройства имеют максимальный рабочий диапазон работы. В душном горячем салоне, который может нагреться выше 50 градусов, может выйти из строя любая электроника. Кроме того, нужно помнить, что во многих гаджетах сегодня предусмотрена защита от перегрева – устройство перестает работать, если температура окружающего воздуха превышает рабочий диапазон.

До какой температуры нагреваются отдельные компоненты автомобиля?

Некоторые элементы интерьера могут нагреваться свыше 50 градусов. Например, при температуре на улице в 35 градусов сиденья машины могут нагреться до 51 градуса, рулевое колесо – до +53 градусов, приборная панель – до 69 градусов (данные значения приведены для автомобиля, припаркованного на солнце).

В свою очередь, машина, припаркованная в тени, нагревается меньше. Так, при температуре на улице 35 градусов воздух в салоне может нагреться только до +38 градусов, приборная панель – до 48 градусов, рулевое колесо – до 42 градусов, а сиденья – до 41 градуса.

Выхлопные газы, их состав и действие на организм человека

Выхлопные газы — основной источник токсичных веществ двухтактного и четырехтактного двигателя внутреннего сгорания, которые загрязняют нашу окружающую среду. Наиболее остро это ощущается в крупных городах. Отработавшие газы — это неоднородная смесь различных газообразных веществ с разнообразными химическими и физическими свойствами, состоящая из продуктов полного и неполного сгорания топлива, избыточного воздуха, аэрозолей и различных микропримесей (как газообразных, так и в виде жидких и твердых частиц), поступающих из цилиндров двигателей в его выпускную систему. В своем составе они содержат около 300 различных веществ, большинство из которых — токсичны.

Основными нормируемыми токсичными компонентами выхлопных газов двигателей являются оксиды углерода, азота и углеводорода. Кроме того, с выхлопными газами в атмосферу поступают предельные и непредельные углеводороды, альдегиды, канцерогенные вещества, сажа и другие компоненты.

Состав выхлопных газов

Компоненты выхлопного газаСодержание по объему, %Токсичность
Двигатель
бензиндизель
Азот74,0 — 77,076,0 — 78,0нет
Кислород0,3 — 8,02,0 — 18,0нет
Пары воды3,0 — 5,50,5 — 4,0нет
Диоксид углерода5,0 — 12,01,0 — 10,0нет
Оксид углерода0,1 — 10,00,01 — 5,0да
Углеводороды неканцерогенные0,2 — 3,00,009 — 0,5да
Альдегиды0 — 0,20,001 — 0,009да
Оксид серы0 — 0,0020 — 0,03да
Сажа, г/м30 — 0,040,01 — 1,1да
Бензопирен, мг/м30,01 — 0,02до 0,01да

При работе двигателя на этилированном бензине в составе выхлопных газов присутствует свинец, а у двигателей, работающих на дизельном топливе — сажа.

Мероприятия по снижению концентрации токсичных веществ в выхлопных газах

В настоящее время Правительства всех стран вводит определенные нормы на концентрацию вредных веществ в выхлопных газах автомобилей. Поэтому производители автомобилей, чтобы попасть на рынок, вынуждены проводить модернизацию систем ДВС с целью снижения уровня токсичных веществ.

Такими системами могут служить каталитические нейтрализаторы, сажевые фильтры, мочевина и многое другое. Так, например, для дизельных двигателей устанавливаются нейтрализаторы выхлопных газов, которые позволяют снизить токсичность на 80%. В системах безниновых двигателй устанавливают антитоксикатор в систему питания, что также позволяет добиться снижения концентрации вредных веществ.

Недоксид или моноксид — он же угарный газ (CO)

Прозрачный, не имеющий запаха ядовитый газ, немного легче воздуха, плохо растворим в воде. Оксид углерода продукт неполного сгорания топлива, на воздухе горит синим пламенем с образованием диоксида углерода (углекислого газа). В камере сгорания двигателя CO образуется при неудовлетворительном распыливании топлива, в результате холоднопламенных реакций, при сгорании топлива с недостатком кислорода, а также вследствие диссоциации диоксида углерода при высоких температурах. При последующем сгорании после воспламенения (после верхней мертвой точки, на такте расширения) возможно горение оксида углерода при наличии кислорода с образованием диоксида. При этом процесс выгорания CO продолжается и в выпускном трубопроводе. Необходимо отметить, что при эксплуатации дизелей концентрация CO в выхлопных газах невелика (примерно 0,1 — 0,2%), поэтому, как правило, концентрацию CO определяют для бензиновых двигателей.

Оксиды азота (NO, NO2, N2O, N2O3, N2O5, в дальнейшем NOx)

Оксиды азота являются одними из наиболее токсичных компонентов отработавших газов. При нормальных атмосферных условиях азот представляет собой весьма инертный газ. При высоких давлениях и особенно температурах азот активно вступает в реакцию с кислородом. В выхлопных газах двигателей более 90% всего количества NOx составляет оксид азота NO, который ещё в системы выпуска, а затем и в атмосфере легко окисляется в диоксид (NO2). Оксиды азота раздражающе воздействуют на слизистые оболочки глаз, носа, разрушают легкие человека, так как при движении по дыхательному тракту они взаимодействуют с влагой верхних дыхательных путей, образуя азотную и азотистую кислоты. Как правило, отравление организма человека NOx проявляется не сразу, а постепенно, причем каких либо нейтрализующих средств нет.

Закись азота (N2O гемиоксид, веселящий газ) газ с приятным запахом, хорошо растворим в воде. Обладает наркотическим действием.

NO2 (диоксид) бледно-желтая жидкость, участвующая в образовании смога. Диоксид азота используется в качестве окислителя в ракетном топливе. Считается, что для организма человека оксиды азота примерно в 10 раз опаснее CO, а при учете вторичных превращений в 40 раз. Оксиды азота представляют опасность для листьев растений. Установлено, что их непосредственное токсичное влияние на растения проявляется при концентрации NOx в воздухе в пределах 0,5 — 6,0 мг/м3. Азотная кислота вызывает сильную коррозию углеродистых сталей. На величину выброса оксидов азота оказывает значительное влияние температура в камере сгорания. Так, при повышении температуры от 2500 до 2700 К скорость реакции увеличивается в 2,6 раза, а при уменьшении от 2500 до 2300 К — уменьшается в 8 раз, т.е. чем выше температура, тем выше концентрация NOx. Ранний впрыск топлива или высокие давления сжатия в камере сгорания также способствуют образованию NOx. Чем выше концентрация кислорода, тем выше концентрация оксидов азота.

Углеводороды (CnHm этан, метан, этилен, бензол, пропан, ацетилен и др.)

Углеводороды органические соединения, молекулы которых построены только из атомов углерода и водорода, являются токсичными веществами. В выхлопных газах содержится более 200 различных CH, которые делятся на алифатические (с открытой или закрытой цепью) и содержащие бензольное или ароматическое кольцо. Ароматические углеводороды содержат в молекуле один или несколько циклов из 6 атомов углерода, соединенных между собой простыми или двойными связями (бензол, нафталин, антрацен и др.). Имеют приятный запах. Наличие CH в отработавших газах двигателей объясняется тем, что смесь в камере сгорания является неоднородной, поэтому у стенок, в переобогащенных зонах, происходит гашение пламени и обрыв цепных реакций Не полностью сгоревшие CH, выбрасываемые с выхлопными газами и представляющие собой смесь нескольких сотен химических соединений, имеют неприятный запах. CH являются причиной многих хронических заболеваний. Токсичны также и пары бензина, которые являются углеводородами. Допустимая среднесуточная концентрация паров бензина составляет 1,5 мг/м3. Содержание CH в выхлопных газах возрастает при дросселировании, при работе двигателя на режимах принудительного холостого хода (ПХХ, например, при торможении двигателем). При работе двигателя на указанных режимах ухудшается процесс смесеобразования (перемешивания топливовоздушного заряда), уменьшается скорость сгорания, ухудшается воспламенение и, как результат, — возникают его частые пропуски. Выделение CH вызывается неполным сгоранием вблизи холодных стенок, если до конца сгорания остаются места с сильным локальным недостатком воздуха, недостаточным распыливанием топлива, при неудовлетворительном завихрение воздушного заряда и низких температурах (например, режим холостого хода). Углеводороды образуются в переобогащенных зонах, где ограничен доступ кислорода, а также вблизи сравнительно холодных стенок камеры сгорания. Они играют активную роль в образовании биологически активных веществ, вызывающих раздражение глаз, горла, носа и их заболевание, и наносящих ущерб растительному и животному миру.

Углеводородные соединения оказывают наркотическое действие на центральную нервную систему, могут являться причиной хронических заболеваний, а некоторые ароматические CH обладают отравляющими свойствами. Углеводороды (олефины) и оксиды азота при определенных метеорологических условиях активно способствуют образованию смога.

Смог от выхлопных газов.

Смог (Smog, от smoke дым и fog — туман) ядовитый туман, образуемый в нижнем слое атмосферы, загрязненной вредными веществами от промышленных предприятий, выхлопными газами от автотранспорта и теплопроизводящих установок при неблагоприятных погодных условиях. Он представляет собой аэрозоль, состоящую из дыма, тумана, пыли, частичек сажи, капелек жидкости (во влажной атмосфере). Возникает в атмосфере промышленных городов при определенных метеорологических условиях. Поступающие в атмосферу вредные газы вступают в реакцию между собой и образуют новые, в том числе и токсичные соединения. В атмосфере при этом происходят реакции фотосинтеза, окисления, восстановления, полимеризации, конденсации, катализа и т.д. В результате сложных фотохимических процессов, стимулируемых ультрафиолетовой радиацией Солнца, из оксидов азота, углеводородов, альдегидов и других веществ образуются фотооксиданты (окислители).

Низкие концентрации NO2 могут создать большое количество атомарного кислорода, который в свою очередь образует озон и вновь реагирует с веществами, загрязняющими атмосферный воздух. Наличие в атмосфере формальдегида, высших альдегидов и других углеводородных соединений также способствует вместе с озоном образованию новых перекисных соединений. Продукты диссоциации взаимодействуют с олефинами, образуя токсичные гидроперекисные соединения. При их концентрации более 0,2 мг/м3 наступает конденсация водяных паров в виде мельчайших капелек тумана с токсичными свойствами. Их количество зависит от сезона года, времени суток и других факторов. В жаркую сухую погоду смог наблюдается в виде желтой пелены (цвет придает присутствующий в воздухе диоксид азота NO2 капельки желтой жидкости). Смог вызывает раздражение слизистых оболочек, особенно глаз, может вызвать головную боль, отеки, кровоизлияния, осложнения заболеваний дыхательных путей. Ухудшает видимость на дорогах, увеличивая тем самым количество дорожно-транспортных происшествий. Опасность смога для жизни человека велика. Так, например, лондонский смог 1952 г. называют катастрофой, так как за 4 дня от смога погибло около 4 тыс. человек. Наличие в атмосфере хлористых, азотных, сернистых соединений и капелек воды способствует образованию сильных токсичных соединений и паров кислот, что губительно сказывается на растениях, а также сооружениях, особенно на исторических памятниках, сложенных из известняка. Природа смогов различна. Например, в Нью-Йорке образованию смога способствуют реакции фтористых и хлористых соединений с капельками воды; в Лондоне присутствие паров серной и сернистой кислот; в Лос-Анджелесе (калифорнийский или фотохимический смог) наличие в атмосфере оксидов азота, углеводородов; в Японии — присутствие в атмосфере частиц сажи и пыли.

Какой отравой мы дышим в салоне автомобиля

23 августа 2021 0:03

НЕ БЕНЗОЛОМ ЕДИНЫМ

Недавно в сети распространилась информация, будто сразу после запуска двигателя (в оригинале — «заводки машины»), нельзя включать кондиционер. Потому что в салоне автомобиля якобы находится многократно превышающее допустимый уровень количество бензола, токсина, «который поражает почки, кости и печень». А кондиционер якобы «выбрасывает» весь бензол из нагретого пластика. В качестве аргумента автор использует фразу «согласно исследованиям». И действительно, есть англоязычный источник American Cancer Society, в котором указывается на проблему. Концентрация вредного бензола в припаркованной на солнцепеке машине, по их данным, может краткосрочно увеличиваться в 40 раз относительно допустимой. Поэтому перед поездкой машину рекомендуют сначала проветрить.

В реальности люди в салоне автомобиля действительно вынуждены дышать всякой дрянью. И источников ее — несколько. Условно разделим их на три группы.

1. Неметаллические материалы отделки.

Пластик панели и руля, ткани обивки, лаки и т. д. Помимо сильнейших канцерогенов — упомянутого уже бензола и формальдегида — содержатся там ароматические углеводороды, спирты, альдегиды, эфиры. В России такими исследованиями никто толком не занимается, а за границей их проводят. Например, Союз охраны природы и окружающей среды Германии выявил аж 50 различных летучих органических соединений. А американская организация Ecology Center регулярно составляет свой рейтинг самых «ароматных» автомобилей и говорит о сотне вредных соединений, из которых состоит пресловутый запах нового автомобиля, способных вызвать различные заболевания и даже рак. Ксилол, толуол, фенол, формальдегид, ацетон, амины, альдегиды, хлориды

Приводить здесь результаты их рейтингов лишено смысла — они оценивают автомобили американского рынка, там свои материалы, свои поставщики автокомпонентов. Тут все индивидуально. И о концентрациях говорить тоже бесполезно, потому как машина не находится в замкнутом пространстве, многое зависит и от окружающей среды.

В салоне машины циркулирует тот же самый воздух, что и за бортом. Он ведь с улицы берется. Что есть там — об этом спросите у экологов. Само собой, они начнут вам говорить о выхлопных газах. Особенно, если вы стоите в пробке. Более всего — в сухую безветренную погоду. Все, что вылетает из выхлопной трубы впереди стоящего автомобиля, залетает к вам в салон. Тут к химикам ходить не нужно, мы с вами сами все это чувствуем. Герметичность резинок уплотнителей и наличие салонного фильтра большой погоды здесь не делают. Даже угольные фильтры, которые, по рекламным заверениям, нейтрализуют вредные вещества, полностью с этой работой не справляются, уж поверьте собственному носу. За старым КАМАЗом приходилось ездить? Тут даже самый густой сигаретный дым станет незаметным. Эксперты компании «Авиа Космические технологии» говорят, что эффективность очистки воздуха серийно выпускаемыми для систем вентиляции и кондиционирования автомобиля фильтрами не превышает 2-5%. Эти фильтры хорошо улавливают разве что крупные частицы пыли. А ресурс работы угольных фильтров по нейтрализации целого ряда веществ составляет от нескольких часов до нескольких суток. Как часто вы салонный фильтр меняете, помните?

Большая концентрация токсичных веществ, содержащаяся в выхлопных газах автомобилей, вызывает аллергию, бронхиальную астму, дерматиты, интоксикацию, прогрессирующие поражения центральной нервной системы, печени, почек, мозга, половых органов, летаргию, синдром Паркинсона, пневмонию, подагру, рак. А еще увеличивается риск возникновения головной боли, замедления реакций, раздражения слизистых оболочек, бронхита, эмфиземы, сердечно-сосудистых заболеваний. Список долгий, включать или не включать кондиционер — какая тут разница, когда все это повсюду?

Согласно американской медицинской статистике, ежегодно в США 1500 человек погибают из-за отравления окисью углерода (суициды не в счет), из них 500 случаев — во время движения автомобиля. А из-за отравления отработанными газами в больницы обращается несколько сотен тысяч человек. То есть выхлопной трубы нужно бояться, а не включенного раньше времени кондиционера.

Сами водители и пассажиры тоже являются причиной загрязнения воздуха. Уже начали смеяться? Тогда вспомните, как вам дышится, если с головой накрыться теплым одеялом. В машине, конечно, пространства больше, но и кузовное железо воздух не пропускает. Если у вас хорошая новая иномарка с исправными резинками уплотнителей, да циркуляцию воздуха в салоне включить, вы находитесь уже в почти герметичном пространстве. И начинаете вдыхать то, что уже выдохнули.

То есть двуокись углерода, а также окись углерода, аммиак, углеводороды, альдегиды, кетоны, спирты и что там еще перечислено в учебниках анатомии и физиологии. И не думайте, что это пустяк, поверьте собственным глазам. Едва включаешь систему рециркуляции воздуха, стекла изнутри начинают запотевать почти мгновенно. Обычный дыхательный объем взрослого человека — половина литра, багажник седана — это 500 л. Тысяча выдохов — и вы полный багажник наполняете углекислотой. Да еще и с примесями, это у кого как вчерашний день прошел. Конечно, дышат люди все же не в багажниках, но так проще понять, салон не на много больше по объему, особенно если дышать в нем возьмутся пятеро.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

«Бояться нужно не бензолов»

— Эта плата за цивилизацию неизбежна. Если вы здоровы, то ваш организм хорошо очищается, иммунная система проводит собственную детоксикацию. А человеку достаточно прогуляться на свежем воздухе и пить много воды, — говорит Людмила ЛАПА, врач-терапевт высшей квалификации, биофизик.

— Сейчас нет доказательств, что все эти бензолы и фенолы в микроколичествах плохо влияют на наше здоровье. Потому что такие научные работы не проводились. Я, по крайней мере, о таких не слышала. Даже если в салоне машины есть превышение предельно допустимых концентраций, это длится непродолжительное время, вы же не целый день сидите в машине. Гораздо большим фактором риска является другой. Вы же знаете, что весной обычно происходит обострение различных заболеваний. Мы можем думать, что это из-за машины или кондиционера, но на самом деле это аллергии и интоксикации из-за растений, и люди себя чувствуют гораздо хуже именно на свежем воздухе. А концентрации иных веществ в машинах не страшны еще и потому, что автопроизводители контролируют эти явления. Нужно всего лишь по регламенту проводить замену фильтров. Вот воздух вы поменять не сможете, остается только обращаться к врачам. Аллергия сейчас хорошо лечится, нужно только этим заниматься.

СТРАНА СОВЕТОВ

Что имеем в остатке? Главной угрозой для автомобилиста, если говорить о вредных веществах, являются не столько токсины пластиков отделки, сколько выхлопные газы. Задраивать люки бесполезно — временно и незначительно снизив проникновение ядов извне, вы начнете потреблять те, что внутри салона. Так что формулируем

ПЯТЬ СПОСОБОВ МЕНЬШЕ ДЫШАТЬ ЯДАМИ, НАХОДЯСЬ ЗА РУЛЕМ

1. Постарайтесь меньше стоять в пробках, особенно в сухую безветренную погоду. Понимаем, сложно, но иногда можно отказаться от автомобиля.

2. Не нужно ездить следом за чадящими фурами, лучше перестроиться, обогнать или хотя бы отстать. Если же перед вами дымящий монстр — закройте поступление воздуха извне. Но лишь на то время, пока не уедете подальше от той выхлопной трубы.

3. Чаще меняйте салонный фильтр, пылесосьте салон, не пользуйтесь агрессивными ароматизаторами. Если разлили напиток или рассыпали еду — уберите все следы начисто.

4. Пользуйтесь качественными омывателями стекла, не возите без надобности в машине техжидкости, пахучие или заведомо токсичные вещества.

5. Паркуйте машины в тени. Не включайте кондиционер сразу на всю катушку, едва открыв разогретую на солнце машину. Сначала просто включите вентиляцию и откройте окна — потоки воздуха выгонят горячий и «ароматный» воздух наружу, температура в салоне сравняется с температурой снаружи. Вы же можете пока постоять минуту-другую рядом, а потом садитесь, поднимайте стекла и включайте кондишн.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Угарный газ в салоне автомобиля: как избежать отравления? (13.03.2013)

В этом виноват угарный газ – СО. При вдыхании воздуха с высоким содержанием угарного газа в крови гемоглобин и угарный газ образуют карбоксий гемоглобин. Гемоглобин уже не может выполнять транспортную функцию кислорода к тканям и, самое главное, к головному мозгу. Следствие – нарушение обменных процессов, вызывающее различные расстройства.

Как и почему может произойти отравление

В нашей стране от отравления угарным газом в транспортных средствах ежегодно гибнет несколько человек. В тёплое время это чаще всего случается, когда автомобиль въезжает в воду и, забуксовав, останавливается. Таким «водоёмом» может быть залитая колея, река или болото. Главное условие – вода должна доходить минимум до порогов. Автомобиль не может двигаться дальше (в силу специфики конструкции днища особую опасность в этом смысле представляют вездеходы УАЗ), люди в салоне остаются ждать подмогу, а двигатель работает…

Дальше происходит следующее: пузыри выхлопных газов затягиваются под днище и скапливается в технологических полостях. А ещё через какое-то время угарный газ начинает просачиваться в салон. В зависимости от разных факторов (возраст автомобиля, его техническое состояние, изоляционные свойства, конструкция кузова), в течение буквально пяти минут его концентрация может стать смертельной.

Что же касается зимнего периода, то в холодное время года отравления угарным газом чаще всего случаются в ходе сильных снегопадов и метелей (мы не рассматриваем отравления в гаражах). В этом случае стоящий с работающим мотором автомобиль зачастую буквально «обносится» снегом. Тем самым значительно снижается возможность выветривания выхлопных газов, и постепенно они начинают просачиваться в салон.

Что делать, чтобы снизить риск

Нужно располагать автомобиль так, чтобы ветер (или течение) «выдували» выхлоп в сторону от автомобиля. Если это невозможно (в луже нет течения; метель кончилась, а раскопать снег не получается), можно надеть на выхлопную трубу шланг, который отведёт вредные газы подальше от машины. Ну и наконец, просто не забывать открывать окна.

Симптомы отравления и первая помощь

Самое страшное в отравлении угарным газом то, что оно происходит незаметно. У СО нет ярковыраженного запаха, его воздействие начинает ощущаться только по уже достаточно серьёзным симптомам в виде головной боли, ухудшения самочувствия, тошноты, рвоты, сухого кашля, энцефалопатии (шаткой походки), неадекватного поведения. Если эта стадия прошла, потом наступает следующая – сон, и тогда самостоятельно спастись возможности практически нет. После потери сознания смерть может настать в течение 30 минут.

Токсическое воздействие угарного газа зависит от двух величин:

  • концентрации (т. е. количества СО во вдыхаемом воздухе),
  • экспозиции (т. е. того, насколько долго человек подвергался воздействию).

На начальной стадии у человека нарушаются зрение, слух, моторика. При длительной экспозиции развивается коматозное состояние, человек теряет сознание. Если воздействие продолжается, то начинается необратимый процесс отмирания клеток головного мозга, сбои в дыхательной системе, нарушение сердцебиения.

В случае длительной экспозиции возможны различные неврологические нарушения, гипоксия головного мозга (состояние, когда некоторые структуры мозга уже не функционируют). Люди не могут говорить, не осознают себя, возможны параличи, человек может остаться умственно неполноценным.

Нужно иметь в виду, что все люди по-разному воспринимают воздействие угарного газа. Это зависит как от веса человека, его близости к источнику, так и от того, насколько легко он поддаётся карбоксии. Дети более восприимчивы к воздействию СО.

Первая помощь при отравлении СО

В первую очередь нужно вытащить человека на свежий воздух. Карбоксий не в крепком соединении с гемоглобином, он быстро отсоединяется под влиянием простого атмосферного кислорода. Если человек недолго был в отравленной атмосфере, он может прийти в нормальное состояние.

Если воздействие было длительным, то пострадавшему срочно нужна специализированная помощь. В первую очередь нужно наладить внешнее дыхание. Иначе возникнет замкнутый круг: человек плохо дышит, воздействие яда усиливается, дыхание становится более затруднённым. В медицинском учреждении делается искусственная вентиляция лёгких, если пострадавший ещё сам дышит, он помещается в барокамеру. Если времени прошло немного, человек может прийти в себя после помещения в барокамеру.

Порог отравления угарным газом – 20 мг/м 3

Концентрация СО, мг/м 3Длительность воздействияСимптомы отравления
33 часаСнижение точности зрительного восприятия пространства и ночного зрения
625 минСнижение цветовой и световой чувствительности глаз
50–603–5 часовСнижение слуха, изменение ЭКГ
80–1003–5 часовСнижение скорости зрительного восприятия, ухудшение координации движений и аналитического мышления
440–4601 часБоль в области лба, пульсации
в висках, головокружение
8802 часаПотеря сознания, коллапс
1300–17001,5–3 часаУчащение дыхания и пульса, судороги, кома*
180020 минутГоловокружение, кома
1800–23001–1,5 часаОслабление дыхания и сердечной деятельности.
Может наступить смерть*

Помимо угарного газа, в выхлопе автомобилей могут присутствовать и другие, не менее опасные вещества:

Оксид азота NO

Четвёртый класс опасности. Кровяной яд, переводит оксигемоглобин в метгемоглобин и оказывает прямое воздействие на центральную нервную систему. Отличительные особенности отравления NO от отравления NO 2 – быстрота, с которой развивается отравление, синюха (образование метгемоглобина), паралич и судорога как результат поражения головного мозга.

Диоксид азота NO 2

Третий класс опасности. Бурый газ с удушливым запахом. Предельные концентрации: 0,14 мг/м 3 – порог по изменению цветовой чувствительности глаз, 14 мг/м 3 – раздражение глаз, носа и дыхательных путей, 95 мг/м 3 – уменьшение диффузии СО2, отёк лёгких.

Углеводороды СmHn

Четвёртый класс опасности. Сильные наркотики индифферентного действия и смогообразующие реагенты. Экспозиция 300 мг/м 3 в течение нескольких часов приводит к неустойчивости реакций нервной системы, аналогично наркотическому воздействию.

Несколько фактов о СО и автомобилях

На крупных автострадах средняя концентрация СО превышает порог отравления.

В выхлопе автомобиля содержится до 1–3 % СО по нормативам и свыше 10 % при плохой регулировке двигателя.

Дизельный мотор менее опасен с точки зрения отравления СО. Из-за того, что по сравнению с бензином, в продуктах сгорания дизеля более высокое присутствие других веществ, их наличие позволяет почувствовать высокую концентрацию выхлопных газов.

Угарным газом можно отравиться, перевозя крупногабаритные предметы на легковых автомобилях с открытой дверью багажного отсека.

В России испытания на содержание вредных веществ проводятся уже более двадцати лет. В 1992 году была введена сертификация, в том числе включающая «Оценку содержания вредных веществ в салонах и кабинах автомобилей». Была разработана методика испытаний и за ГОСТом 12.105-88 «Предельно допустимые концентрации в воздухе рабочих зон». В соответствии с ней проводится оценка герметичности, а также оценка вредности объекта испытаний (автомобиля) для водителя и пассажиров. Исследования ведутся на содержание CH, СО и оксидов азота. Сертификации подвергаются как отечественные, так и импортные автомобили.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: