2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стоит ли в автомобиле делать чип-тюнинг

Стоит ли делать чип-тюнинг?

«Стоит делать чип-тюнинг или это бесполезная трата времени и денег?» Вопрос наверное много кого интересует, и эта процедура имеет как поклонников, так и противников. Но для того, чтобы разобраться в этом, надо определиться с терминами, которые здесь будут упомянуты.
Итак:

Чип-тюнинг – это всего-навсего настройка режимов работы электронных контроллеров путем коррекции внутренних управляющих программ (firmware). В основном понятие применяется для обозначения коррекции программы блока управления двигателем автомобиля с целью увеличения мощности, но это так сказать распространенное мнение. Вообще, под словосочетанием «чип-тюнинг», надо понимать любое изменение внутреннего ПО блока управления с определенной целью (например: изменение границ температурных режимов включения вентилятора, отключение мониторинга катализатора, отключение клапана EGR и прочее…)

Каталитический нейтрализатор — (обиходное название – катализатор) в составе выпускной системы предназначен для снижения выброса вредных веществ в атмосферу с отработавшими газами. Каталитический нейтрализатор применяется как на бензиновых, так и на дизельных двигателях. Нейтрализатор обычно устанавливается непосредственно за выпускным коллектором или перед глушителем. Короче не из дешевых запчасть =)

EGR — Exhaust Gas Recirculatiоn (Система рециркуляции отработавших газов)
Эта система предназначена для снижения образования оксидов азота, образуемых при работе двигателя. Образование этих веществ имеет место быть при очень высокой температуре. Для снижения температуры и, следовательно образования оксидов азота, небольшое количество выпускных газов возвращается обратно в двигатель.

А теперь по порядку:

Есть мнение, что «Чипануть» — это добавить коней хренову тучу под капот. Это не совсем правда! Например для стокового атмосферного двигателя увеличить крутящий момент реально на 5-12% и на этом всё (например результат с прибавкой для двигателя мощностью 70л.с. составит 73.5-78.4 соответственно) этого действительно мало, но если учесть, что при грамотной настройке уходят недочеты заводских настроек и появляется уверенная тяга «на низах» то по ощущению и со слов клиентов, это гораздо больше чем 12% =) Думаю на миф про «аццки дикую прошивку с дополнительным табуном коней» можно смело забить.

Существует еще один миф про то, что чип-тюнинг «убивает моторы и сокращает его жизнь». И это тоже не совсем правда. Почему? На этот вопрос ответ очень прост: ввиду того, что в интернете огромная куча статей о том «как сделать чип своего ТАЗа в домашних условиях быстро и недорого» на сегодняшний день каждый второй автолюбитель сам себе «шиночиповщик», но вот ведь не задача, заливать ПО научились, а вот какое ПО да чтобы не дорого, а еще лучше на халяву приобрести и запихать – это проблема. Вот тут то самое интересное и начинается… В поисках халявы человек в интернете нарывается на отломанные редакторы калибровок, но что, как и какие параметры крутить – это познается методом научного тыка… Вот и создаются разного рода сообщества, интернет-помойки и прочие ресурсы посвященные данной теме, где любой желающий что-то исправил, выложил для скачивания, а остальные льют и радуются что бесплатно, напевая хвалебные меморамбы автору, и глубоко по боку, что двигло в мусорку. =) А еще существует особый тип людей, которые пользуясь чужим именем, зарабатывают себе псевдоавторитет и в название файла и в идентификатор прошивки включают всем известные бренды (например: paulus, ADACT, ledokol, SVV…) тем самым делая антирекламу тем,
кто НЕ ЯВЛЯЕТСЯ автором свободнораспространяемого «творения». И таких людей, могу уверенно сказать – огромное количество. Потом появляются автомастерские, которые льют всякую херню с подобных сайтов в впаривают всем подряд, особенно такой контингент выдаёт очень низкая стоимость процедуры перепрограммирования, типа «работаю за пиво», «лучше количество, чем качество» или например такие предложения в каком-нибудь профильном клубе: «Чуваки, а давайте по 500 скинетесь толпой (как правило от 10 человек и более), а я вас всех чипану «. Итак, вывод очень прост: Прежде чем прошивать своего железного питомца у кого-нибудь в сервисе, можно предварительно и почитать интернет, глянуть на отзывы и особенно на список РЕАЛЬНО существующих представителей в вашем конкретном регионе и городе. Другого способа подтвердить, то что прошивка действительно авторская, а не с какого-нибудь халтая, лично я не вижу.

Статья в тему:  Постановка на учет автомобиля: Новые правила с 15 октября 2013 года

А вот еще одна и не мало важная сторона вопроса – экономическая.

Бывает такое, что ввиду мягко говоря «херового» бензина в некоторых регионах, ну или просто подходит конец срока службы каталитического нейтрализатора, стоимость которого довольно-таки не маленькая, машина начинает ехать и разгоняться очень вяло, а иногда даже возникают проблемы с холостым ходом или вообще с запуском. В таком случае существует только четыре способа решения:

1)Купить новый и заменить – это наиболее дорогой вариант (запчасть+стоимость работы+через какое-то время повторная замена)
Для примера стоимость катализатора можно глянуть на сайте — co-ch.ru/
ну или просто в любом поисковике набрать «катализатор автомобильный купить»
2)Выкинуть датчик и поставить «обманку» — последнее время много от кого слышал (запчасть+стоимость работы по удалению катализатора физически+стоимость работы электрика) На счет долговечности, качества работы и ценника данной приблуды, к сожалению, однозначной информацией не располагаю.
3)Тупо пробить и выкинуть — самый дешевый способ (только стоимость работы по удалению катализатора физически) если авто было оснащено 2-я и более датчиками кислорода на одном выпускном тракте, то тупо ездить с горящим чеком и выбитым каталиком, а если стоял 1 ДК, то хозяевам таких авто повезло.
4)Чип — самый оптимальный (стоимость перепрограммирования+стоимость работы по удалению катализатора физически+раз сделал и забыл про данную деталь) под «евро2» или если этого позволит логика ПО, возможность редактора, а также рационализм для определенного блока, то можно и «евро0» она же «Р-83». Стоимость процедуры в среднем зависит от стоимости отключаемых программно запчастей.

У некоторых клиентов бывают предрассудки по поводу того, как чип-тюнинг отразится на прочих системах управления (ABS, ESP, SRS)– ответ НИКАК, так как изменение программы затрагивает только блок управления двигателем, остальными системами управляют свои отдельные для этого блоки управления.

Миф о том, что прошивка слетает и возвращается на заводскую, ну или может слететь – также является полным бредом незнающих. Простой пример: блок управления имеет свою флеш-память, только меньшим объемом в отличии от обычной флешки, на которые много кто пишет всякую информацию, так вот, если записать на обычную флешку скажем группу «Краски», то спустя какое-то время на ней не будут петь песни «Золотое кольцо». =)

Статья в тему:  Статистика продаж новых автомобилей в России за периоды Ноябрь 2015 и Январь-Ноябрь 2014/2015 года

Исходя из всего, вышеописанного, можно сделать однозначный вывод, что чип-тюнинг это не пустая трата бобла и времени, а все-таки эффективное инженерное решение большинства дорогостоящих проблем, а также получение дополнительного запаса мощности и немного комфорта, например, по возможности снижается ощутимое отсутствие тяги при езде с кондиционером, более мягкая работа двигателя на холостом ходу, устраняется проблема с холодным запуском и так далее… Но не стоит забывать, что прежде чем делать чип, — в обязательном порядке необходимо пройти компьютерную диагностику ДВС на предмет выявления возможных дополнительных проблем и только после этого, если всё в порядке, то приступать к репрогу, причем желательно делать это не у «Дядей Васей» в шиномонтажке за 500 рублей.

А на вопрос где, как и у кого, могу только посоветовать Региональные представители
так как сам являюсь представителем PAULUS’a, а про других авторов ничего не могу сказать, ввиду того, что после репрога прошивкой данного автора, клиенту больше ничего не требовалось переделывать или дорабатывать, и соответственно хозяин авто всегда расставался со своими кровными легко, а не с чувством, что его нае***и. =)

ЗЫ
Данная статья не претендует на нобелевскую премию и не является постулатом, к прохожим с высказываниями: «Я делал, хз где – короче фуфло это всё», «Да я знаю где каталики за 1000рэ можно купить», «Да нафиг, пусть едет – пока едет»… Просьба проходить мимо, можно и через лесной массив. =)
А тем кому не безразлична данная тема и есть вопросы, то задавайте их в комментах и по возможности ответы будут добавлены и раскрыты в самой статье или для этого будет отдельная тема =)

Чип-тюнинг авто: хорошо или плохо?

Чип-тюнинг – это коррекция электронной программы управления двигателя, с помощью которой без механического вмешательства в узлы улучшаются его характеристики, такие как мощность, плавность хода, динамика и экономичность.

Современные автомобили снабжены Электронным Блоком Управления (ЭБУ), который является «мозгами» автомобиля. Через датчики ЭБУ принимает цифровые сигналы от различных узлов и преобразует их в команды для зажигания, впрыска топлива, регулировки оборотов холостого хода, контроля выбросов и так далее.

ЭБУ – это своего рода компьютер, в котором имеется микропроцессор, а также Постоянное Запоминающее Устройство (ПЗУ), в котором хранится программа управления (прошивка) со специальными настройками, необходимыми для правильной работы двигателя.

Чип-тюнинг содержит в своем названии слова «чип» – микросхема и «тюнинг» – изменять, модифицировать. То есть чип-тюнинг – это изменение микросхемы или отдельной программы в ней. Программисты изменяют существующую программу на более совершенную, доработанную. Сначала производится считывание с ЭБУ имеющейся заводской прошивки, затем в нее вносятся необходимые изменения, а после откорректированная прошивка записывается обратно на ПЗУ блока управления.

ПЛЮСЫ ЧИП-ТЮНИНГА

Чип-тюнинг может повысить мощность автомобиля. Более заметное увеличение мощности достигается на турбированных двигателях (до 35%). Мощность безнаддувных двигателей можно повысить не более чем на 5–7%.

Статья в тему:  Мечта каждого автомобилиста-экстремала: мини-гоночная трасса вокруг дома

Быстрота настройки. Процесс усовершенствования прошивки у специалистов занимает около 15 минут. Заводские параметры системы можно восстановить также быстро.

Возможность заметно увеличить динамику разгона.

Можно достигнуть более плавного хода автомобиля под нагрузкой, к примеру с работающим кондиционером.

Чип-тюнинг можно применять на новых машинах, которые находятся на гарантийном обслуживании, в основном официальные дилеры не проверяют электронные настройки блока управления, а некоторые сами предлагают под свою ответственность установку тюнинговых комплектов.

С помощью чип-тюнинга можно настроить двигатель автомобиля под иной вид топлива. Например, двигатель употреблял 95 бензин, а будет – 92.

Чип-тюнинг позволяет снять ограничение максимальной скорости, заданное заводом-производителем.

С помощью чип-тюнинга можно отключить некоторые элементы, которые вышли из строя, и их поломка мешает работе двигателя. К примеру – катализатор. По достижении предельных сроков службы, его пропускная способность значительно снижается, а затрудненное прохождение выхлопных газов снижает мощность автомобиля. Катализатор стоит дорого, а чип-тюнинг сделает возможной работу машины без него.

Можно выбрать любую подходящую Вам прошивку для ЭБУ: агрессивную, увеличивающую мощность двигателя; экономичную, позволяющую значительно экономить топливо; заводскую доработанную, которая немного усилит динамику (на 3 – 5%), и так же немного уменьшит расход топлива (3 – 5 %).

МИНУСЫ ЧИП-ТЮНИНГА

Высокая стоимость услуги. Сертифицированные прошивки и их установка стоит недешево. Некоторые автовладельцы самостоятельно делают чип-тюнинг автомобиля. Это довольно просто сделать на автомобиле ВАЗ, однако с иномарками лучше не рисковать и обращаться только к специалистам.

При самостоятельной прошивке существует риск спалить ЭБУ, а это очень дорого обойдется.

Непрофессионально выполненный чип-тюнинг, неправильно подобранная прошивка может привести к проблеме «заливания» свечей бензиновых двигателей либо к выходу мотора из строя.

При установке агрессивной прошивки одновременно с увеличением мощности двигателя увеличится и расход топлива, а также немного уменьшится ресурс двигателя (на 5 – 7%).

СТОИТ ЛИ ДЕЛАТЬ ЧИП-ТЮНИНГ?

Современные иностранные автомобили изначально обладают оптимальными параметрами, поэтому чип-тюнинг для них – это только вопрос желания владельца. Если Вам очень хочется сделать какие-то параметры более совершенными – то делайте.

Владельцы же автомобилей российского производства часто нуждаются в лучших характеристиках экономичности и мощности авто. Поэтому для ВАЗов чип-тюнинг – хороший шанс раскрыть больше возможностей автомобиля, а также исправить заводские ошибки в программах управления (рывки при переходе от холостого хода к движению, неконтролируемый подскок оборотов холостого хода, неустойчивый холостой ход и др.). К тому же для ВАЗов в интернете можно найти множество прошивок, а также инструкции по самостоятельной установке. Разобравшись в теме, автолюбитель сам сможет собрать устройство для прошивки и сделать чип-тюнинг своего авто. Только нужно быть очень осторожным и прежде чем выполнять процедуру прошивки на своем рабочем ЭБУ, желательно потренироваться на приобретенном запасном блоке.

ЧТО ГОВОРЯТ СПЕЦИАЛИСТЫ?

Мнения специалистов по поводу полезности или вредности чип тюнинга разные, есть и противоположные друг другу, и у всех сторон есть свои аргументы. Сторонники «перечиповки» считают, что чип-тюнинг при правильном исполнении имеет лишь положительные стороны. Они утверждают, что профессионально выполненный чип-тюнинг никак не навредит автомобилю, а лишь сделает его более резвым и удобным для городской езды, в то же время расход и вредные выбросы не увеличатся (если пользоваться качественной программой), т.е. работа двигателя не будет выходить за рамки нормативов, установленных заводом-производителем.

Статья в тему:  Механическая коробка передач против автоматической

Противники же чип-тюнинга утверждают, что увеличение мощности в любом случае приводит к ухудшению эксплуатационных характеристик масла, дисбалансу трансмиссии авто и в результате – к уменьшению общего ресурса. Кроме того, по их мнению, не разумно тратить большие суммы на запутывание «мозгов» машины, рискуя ее «здоровьем», целесообразней будет, доложив эти деньги, купить автомобиль с улучшенными характеристиками.

Надеемся, информация окажется для Вас полезной, а делать или не делать чип-тюнинг предстоит решать Вам самим. Удачи!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Чиповать или не чиповать двигатель автомобиля

Сегодня каждый автолюбитель знаком с таким понятием, как чип-тюнинг. Дословно это означает «настройка микросхемы». Как известно, современные двигатели имеют электронную систему управления, которая полностью контролирует топливный впрыск, зажигание и работу других систем ДВС.

Указанная настройка предполагает внесение определенных изменений в управляющую программу, которая «зашита» в память ЭБУ. Также может быть реализована полная замена программы на модифицированную. В ряде случаев отдельно практикуется установка дополнительных модулей (так называемых чип и тюнинг-боксов).

Казалось бы, данный способ является известным и доступным решением, однако далеко не все задумываются, вреден ли чип-тюнинг для двигателя. В этой статье мы намерены поговорить о том, как влияет на ДВС чиповка мотора, последствия такой операции, а также почему для многих гражданских авто в такой доработке на практике нет никакой необходимости.

Чип-тюнинг двигателя: плюсы и минусы

Итак, перепрошить электронный блок управления сегодня можно практически везде, причем недорого. Сразу отметим, как правило, квалификация и профессионализм мастеров интересует водителей далеко не всегда. Главное, чтобы после доработки владелец ощутил обещанные улучшения и остался доволен конечным результатом.

Для заметной разницы нужно сделать так, чтобы изменилось ощущение разгона. Сразу отметим, разгон не является максимальной мощностью. Другими словами, после чип-тюнинга водитель на старте ощущает не добавленные мотору «лошади». На самом деле вместе с мощностью меняется и крутящий момент ДВС на разных оборотах, который затем трансмиссия преобразовывает в силу тяги на колесах. Именно моментная характеристика определяет интенсивность ускорения машины.

Другими словами, над прошивкой для каждой модели авто с конкретным двигателем работает целая команда автоинженеров. В обязательном порядке учитывается огромное количество различных параметров. В совокупности результат позволяет добиться приемлемых характеристик работы мотора на различных режимах, нужной отдачи от ДВС с сохранением его ресурса, экономичности, экологичности и т.д.

Однако при создании прошивки инженеры закладывают, скажем так, несколько усредненные параметры. Именно по этой причине чип-тюнинг позволяет менять настройки. Например, можно менять углы опережения зажигания. В результате в конце такта сжатия происходит воспламенение смеси и создается увеличенное давление газов на поршень, крутящий момент также возрастает.

Еще добавим, что разные двигатели имеют индивидуальный запас стойкости к детонации. Если на одних моторах изменение УОЗ проходит без явных последствий, на других такие манипуляции могут быстро вывести ДВС из строя. Также важно понимать и то, что изменение угла опережения зажиганием проявляет себя не во всем диапазоне оборотов.

Статья в тему:  Советские автомобили в США: Видео

Обычно на высоких оборотах изменение УОЗ не дает результата, то есть мощность и момент не растут. Это значит, что максимальная скорость фактически остается прежней. При этом улучшение динамики можно наблюдать на низких и средних оборотах, чего обычно достаточно для большинства рядовых автолюбителей.

Добавим, что непрофессиональные настройщики часто идут самым простым путем, то есть фактически заходят в память ЭБУ и изменяют основные параметры заводской программы. Далее машину и работу ЭСУД никто не настраивает. В этом случае последствия могут быть катастрофическими.

Чип-тюнинг дизельного двигателя или бензинового мотора: влияние на ресурс ДВС

Вполне очевидно, что даже если все операции по прошивке и настройке выполнены правильно, увеличение мощности и крутящего момента так или иначе будет означать износ ДВС.

Прежде всего, происходит ускоренный механический износ нагруженных элементов и пар трения (поршневое кольцо и стенки цилиндров, шатунные и коренные вкладыши в местах соединения с шатунами, коленвалом, в постели коленвала в БЦ и т.д.)

Например, работа поршневого кольца в цилиндре имеет следующие особенности. Пока топливо в цилиндре не горит, кольца испытывают минимум нагрузки. Стенка поршневого кольца находится параллельно стенке цилиндра. Однако в момент воспламенения топлива происходит скачок давления, в результате чего кольцо в своей канавке начинает выворачивать от нагрузки.

Что касается вкладышей, а также опорных элементов, кроме трения на детали воздействует и так называемая радиальная деформация. Простыми словами, происходит изменение формы отверстий. Вполне очевидно, что в парах трения образуются зазоры, появляются ударные нагрузки. Вкладыши попросту разбиваются, их также может провернуть.

Так вот, чип-тюнинг позволяет изменить параметры, которые были настроены на заводе. В результате увеличивается момент и мощность, но параллельно возрастают и нагрузки в самых важных узлах ДВС. Естественно, баланс износа, прогнозируемый конструкторами мотора, также будет нарушен.

Стоит добавить, что подобные процессы затрагивают не только ДВС, но и КПП. Параллельно могут быстрее выйти из строя катализатор и кислородный датчик. Также сокращается ресурс моторного и трансмиссионного масла, то есть смазочные жидкости нужно чаще менять.

На многих моторах вдобавок увеличивается расход масла на угар.
Еще дополнительные нагрузки испытывает и система охлаждения ДВС, которая работает более интенсивно в результате увеличения мощности. По этой причине нужно следить за работоспособностью, качеством антифриза и чистотой каналов системы охлаждения.

Как правильно чиповать двигатель и эксплуатировать прошитый мотор

Становится понятно, что для грамотного чип-тюнинга необходимо иметь специальное оборудование, а также развернутый доступ к технологическим картам работы мотора. Многое будет зависеть и от опыта и квалификации самих специалистов.

Дело в том, что изменение любого параметра (например, момент зажигания или впрыска) приводит к тому, что другие параметры также потребуют коррекции. Причем делать это нужно только с учетом полного понимания процесса и различных нюансов. Только такой подход позволяет получить прирост мощности и момента с минимальным ущербом для ДВС.

Статья в тему:  Викторина: вспомните название советских мультфильмов по автомобилям, которые в них встречаются

Причина заключается в том, что все системы остаются штатными, при этом не всегда запаса их производительности хватает для того, чтобы справиться с дополнительной мощностью без последствий для мотора.

Получается, ресурс двигателя зависит не только от прошивки и квалификации настройщиков, но и от самого водителя. Если учесть, что даже стоковый двигатель на заводской прошивке под большими нагрузками быстрее выйдет из строя, тогда понятно, что постоянно нагруженный чипованный мотор попадет на капиталку еще быстрее.

Другими словами, водителю не нужно постоянно использовать появившиеся после прошивки дополнительные возможности агрегата. Еще важно понимать, что если мотор изношен и потерял мощность, запрещено пытаться улучшить отдачу от ДВС при помощи изменения программы блока управления. В этом случае, скорее всего, быстро проявятся серьезные неисправности.

Что в итоге

С учетом вышесказанного можно сделать вывод о том, что внесение любых изменений в штатную прошивку ЭБУ или установка дополнительных модулей осуществляется владельцем на свой страх и риск. Иногда бывает так, что тюнингованные прошивки из непроверенных источников могут содержать ошибки. В результате силовой агрегат работает с большими отклонениями от нормы и быстро ломается.

Нужно понимать, что модифицированное ПО для блоков управления от различных производителей может стоить начиная от 150-200 у.е. до 3000 у.е. и даже больше. Цена зависит от типа и модели двигателя, а также от целого ряда других факторов.

Однако кустарные мастера не имеют такой возможности и материальной базы. Главной задачей для них является приобретение прошивки как можно дешевле. Как правило, такие предложения поступают исключительно от малоизвестных изготовителей или даже частных лиц. Естественно, дальнейшая проверка и правка ПО затем осуществляется прямо на машине.

Напоследок отметим, что если владелец имеет стойкое желание сделать чип-тюнинг своего автомобиля, тогда нужно быть готовым к тому, что после прошивки мощность увеличится на 5-15%, однако ресурс ДВС сократится, как минимум, на 10-20%. Параллельно может увеличиться расход топлива, возрастут требования к качеству горючего и его октановому числу.

К этому следует добавить, что в обязательном порядке необходимо будет дополнительно сократить межсервисный интервал по замене масла в двигателе и КПП, топливных фильтров, антифриза или тосола в системе охлаждения, свечей зажигания и других «расходников».

Другими словами, для сохранения ресурса мотора после чип-тюнинга нужно будет закономерно увеличить общие затраты на содержание и обслуживание автомобиля. Становится понятно, что с учетом всех рисков и нюансов для рядового гражданского ТС целесообразность подобного вида тюнинга ставится под большое сомнение.

Лишние лошадки: опасный и бессмысленный чип-тюнинг атмосферных моторов

Очень многие автолюбители слышали о чудесном способе повышения мощности мотора. Всего-то нужно поменять управляющую программу – и тут же машина обретет много мощности и станет «пулять», как спортивное авто.

Лучше всего перспективность подобного подхода демонстрируют, как ни странно, сами автопроизводители. Вот два почти одинаковых Polo Sedan, но у одного мотор мощностью 85 л. с., а у другого – 110, а отличие только в прошивке электронного блока управления двигателем. А турбонаддувный мотор 1,8 есть и 152 л. с., и 180 л. с.! При этом по «железу» снова никаких отличий, только по «софту». Значит, чип-тюнинг работает, дает результаты… И вот уже владелец машины решает, что получить 30 сил сверх отведенного заводом не так уж сложно, нужно только поставить новую прошивку.

Статья в тему:  ТОП-7 самых надежных автомобилей Toyota

Проблема в том, что как не все йогурты одинаково полезны, так и чип-тюнинг бывает и вовсе даже вредным. Заводские прошивки не только крайне консервативны и соответствуют строгим экологическим нормам и оптимизированы по расходу топлива, но и очень тщательно обкатаны во всех возможных режимах. Чего нельзя сказать о программах ECU от сторонних поставщиков, даже весьма недешевых, не говоря уже о совсем кустарных.

Что приобретают и что могут потерять владельцы машин в результате изменений? Тюнинг турбированных и атмосферных моторов стоит рассмотреть отдельно, потому что подход и требования к таким прошивкам очень уж отличаются. И начнем с наиболее распространенных, простых, надежных и не особенно мощных атмо-моторов малого и среднего объема. С которыми чаще всего и ощущается недостаток мощности.

«Атмосферный» тюнинг

Казалось бы, вот у уже упомянутого VW Polo заводской «тюнинг» дает 20-25 сил, что составляет солидную прибавку для его мотора. Но не обманывайтесь, подобный результат лишь следствие того, что более слабая прошивка на самом деле просто специально урезана по мощности от оптимального.

Тюнинг 110-сильной версии двигателя тоже может прибавить лошадиных сил, но, во-первых, совсем немного, а во-вторых, даже это дополнение почти не ощутить на деле. Фактически это будет плацебо для водителя. И суть проблемы – в особенностях тюнинга атмосферных моторов.

Давайте вспомним немного теории. Мощность – это работа в единицу времени, а в случае с двигателем внутреннего сгорания – это произведение крутящего момента на число оборотов в единицу времени. Нетрудно догадаться, что для повышения максимальной мощности можно увеличить либо момент, либо обороты.

Крутящий момент на промежуточных режимах увеличить можно, но поднять максимальное его значение без переделки «железа» уже намного сложнее. А если еще и нельзя ничего поменять в самой начинке двигателя, то вся прибавка максимальной мощности будет строго за счет меньшего падения момента на самых высоких оборотах и сдвига «отсечки» на 500-1 000 оборотов.

К счастью, для ощущения динамики при езде важна не только максимальная мощность, которую так сложно поднять. Момент и мощность на промежуточных режимах можно увеличить более существенно, в результате чего мотор будет лучше раскручиваться, и улучшится его эластичность. Нет, не надейтесь, на разгон до сотни это почти не повлияет, тут-то как раз важна именно максимальная мощность, особенно если коробка передач у машины многоступенчатая и быстрая. Но ездить с «тюнингом промежуточных режимов» будет приятнее.

Помимо минусов, для двигателя возможны и другие «фокусы», связанные с неумелым вмешательством, но в абсолютном большинстве случаев «тюнеры» не трогают работу вспомогательных систем. Часто они даже избегают очень желательного вмешательства в алгоритмы работы управляемого термостата, координируемого маслонасоса и помп системы охлаждения. Это бывает крайне полезным для многих современных моторов, в частности – на BMW.

Статья в тему:  Два крупных отзыва автомобилей Ауди и Лада в России

Так что же, сплошные минусы? Конечно нет. Обычно в плюсах «атмосферного» чип-тюнинга – улучшение отзывчивости на средних оборотах за счет отказа от соблюдения жестких экологических норм, иногда даже может быть небольшое улучшение экономичности, и присутствует призрачная надежда на повышение объективных динамических параметров за счет увеличения максимальной мощности.

Вряд ли плюсов будет больше, ибо комплексная работа с прошивками пока остается областью работы «больших» тюнинговых фирм и чаще всего касается машин премиальных марок или хотя бы чего-то очень харизматичного и спортивного, вроде Honda или Mazda. И даже они, серьезные тюнеры, мало что обещают без изменений в самом моторе.

Если вы все же решились

Конечно же, при выборе прошивки стоит отдать предпочтение «брендированной» версии ПО или редкому случаю, когда есть заводская прошивка большей мощности. Если у вас имеется возможность хотя бы найти отзывы обладателей таких же моторов с подобным чип-тюнингом, то это уже большой плюс.

А гарантии Дяди Васи из гаража, который «да уже много кому ее залил и все летает», как вы понимаете, действуют вплоть до выезда за ворота этого самого гаража. Вряд ли Дядя сам знает, какие особенности несет прошивка.

Гарантия серьезного тюнингового ателье уже куда весомее, вот только цена за совершенно незначительное улучшение характеристик машины может оказаться несоразмерной. Ведь лишние 5-10 л. с. с мотора мощностью в 150-250 сил обойдутся не дешевле 40 тысяч рублей, а зачастую еще раза в два-три дороже. Потому-то, собственно, и шьют неизвестно что.

Вся правда о чип-тюнинге: риски, нюансы и таблица мощности

Чип-тюнинг — самый простой способ сделать машину быстрее и динамичнее без серьезного вмешательства в конструкцию и больших затрат. Многие автомобилисты, покупая машину, заранее откладывают деньги на последующую перенастройку блока управления двигателем, но результат далеко не всегда соответствует ожиданиям. Объясняем, чего стоит ожидать от чип-тюнинга и к каким затратам готовиться.

Самый распространенный вариант чип-тюнинга — прибавка мощности двигателя, вместе с которой обычно обещают и ряд других улучшений: от увеличения тяги на низких оборотах до уменьшения расхода топлива. Процедура перепрограммирования занимает не больше часа, а все, что нужно сделать с машиной, — подключиться к ее электронной начинке. «Чип-тюнинг позволяет взять то, что изначально присутствует в двигателе, но зажато экологическими требованиями. Экология требует определенных рамок, а тюнинг дает мотору как следует продышаться», — объяснил руководитель техцентра «Автоглобус» Андрей Савин.

Расчетная мощность некоторых автомобилей до и после незаводской перенастройки ПО
МодельДо чип-тюнинга, л.с.После чип-тюнинга, л.с.
Lada Vesta122135
Volkswagen Polo125150
Hyundai Solaris123135
BMW 320i184285
Skoda Octavia180220
Volkswagen Tiguan220315
Skoda Kodiaq180250
Toyota Camry249300
Mercedes E-Class184230
Jaguar XF340400
Volvo XC60163270

Чип-тюнингу подвергают как атмосферные, так и турбированные моторы, но в первом случае прибавка мощности обычно не превышает 10%. Другое дело, что некоторые атмосферники изначально выпускают в нескольких вариантах мощности и, заменив прошивку, можно получить максимальный вариант, говорит Андрей Савин: «Производитель зажат законодательными ограничениями и требованиями рынка. Поэтому с одного и того же мотора на разных рынках снимается разная мощность».

Статья в тему:  Почему одни автомобили служат долго, когда другие быстро оказываются на свалке

С турбомоторами возможностей больше — они позволяют менять давление наддува, а это обещает прибавку мощности и момента на 30–50%. Так, фольксвагеновский двигатель 2,0 TSI можно раскачать с 220 до 315 л. с., а дизельные турбомоторы Volvo могут выдать до 270 л. с. против минимальных 163 сил.

«Фольксвагеновские TSI хорошо поддаются тюнингу. Например, для мотора 1,4 TSI все давно отлажено, его мощность легко можно поднять на 20–30 сил, что будет очень заметно», — подтверждает управляющий автокомпании «ЛСД-Сервис» Леонид Дементьев.

Помимо предельного значения мощности чип-тюнинг позволяет, например, снизить задемпфированность акселератора или адаптировать двигатель к топливу другого типа (например, 95-й бензин вместо 98-го).

Тут возможны варианты. Тюнеры обещают снижение расхода на 5–10%, но это почти невозможно проверить, так как расход в конечном итоге зависит только от манеры езды. В большинстве случаев именно стандартные заводские калибровки подходят наибольшему числу водителей и режимов движения, поэтому и будут самыми экономичными.

Крупные тюнинговые фирмы действительно могут тщательно работать с калибровками двигателя, тонко настраивая параметры потребления топлива в разных режимах, но большая часть компаний делают акцент на разгоне и быстроте отдачи, и о снижении расхода топлива в этих случаях речь не идет.

«Серьезную прибавку чип-тюнинг турбированных моторов дает путем снижения экологии и уменьшения ресурса», — объяснил Леонид Дементьев.

Наконец, автомобилист, прибегающий к чип-тюнингу, скорее всего, вообще не будет ездить экономично, добавляет эксперт: «Если ты собираешься сделать тюнинг, то собираешься гонять. А турбомотор экономичен только до тех пор, пока не начала дуть турбина».

Для каждого двигателя, вплоть до экзотических китайских моделей, можно найти большое количество прошивок. Существуют официальные заводские прошивки, программы от специализированных фирм или кустарные, сделанные чуть ли не в гаражных условиях. Чаще всего их делают на базе штатных и называют нормализированными.

Чистый чип-тюнинг подразумевает только замену программы управления двигателем. В хорошем сервисе при этом делают тест мощности на стенде до и после изменений, чтобы клиент своими глазами видел результат.

Часто тюнеры идут дальше, предлагая, например, удалить каталитический нейтрализатор, сажевый фильтр или систему рециркуляции в случае дизельного двигателя. Эти операции также подразумевают внесение изменений в прошивку блока управления. Иногда их проводят для подержанных машин, владельцы которых не хотят менять дорогое «железо». Все остальное, включая замену элементов двигателя, впускной и выпускной системы, выходит за рамки чип-тюнинга.

Повышение мощности вызывает повышенные нагрузки механизмов, более быстрый износ системы нейтрализации отработавших газов, изменение самого выхлопа. Более того, плохие прошивки из-за изменения углов опережения зажигания и перенастройки подачи топлива повышают риск возникновения губительной для мотора детонации.

«Возрастает нагрузка на поршневую, шатуны, изменяется тепловой режим. Кустарная программа может не учитывать всех тонкостей работы двигателя, возникает детонация при слишком раннем зажигании, которая убивает мотор, ломает шатуны и коленвалы», — отметил управляющий автокомпании «ЛСД-Сервис» Леонид Дементьев.

«В некоторых случаях чип-тюнинг идет вразрез с длительностью службы — мотор изначально настроили определенным образом, но теперь он попадает в более напряженный режим», — добавляет руководитель техцентра «Автоглобус» Андрей Савин.

Статья в тему:  Сравнение цен на автомобили в России и США

В случае турбомоторов, когда тюнеры меняют давление наддува, быстрее изнашивается турбокомпрессор. Могут возникнуть и проблемы с коробкой передач, рассчитанной на определенный крутящий момент. У механической и роботизированной первыми страдают сцепление, а также синхронизаторы, особенно если водитель исповедует агрессивный стиль езды. Хуже других переносят чип-тюнинг «роботы» с сухим сцеплением. «Автоматы» излишне нагружают пакеты фрикционов, вызывая пробуксовку и изнашивая их.

Стоимость прошивки варьируется от уровня сервиса и используемого ПО. В гаражных условиях можно сделать чип-тюнинг неизвестной программой, скачанной в Сети, всего за пару тысяч рублей. А серьезные игроки рынка могут просить за услугу до 30 000 рублей. Однако конкретная стоимость сильно зависит от модели и вида работ.

Например, чиповку атмосферных «Жигулей» или «Самар» профильный сервис сделает за 3000–4000 руб., увеличить мощность Vesta 1,8 до 135 л. с. стоит 6000 рублей. За 10 000 руб. можно разогнать атмосферный мотор Hyundai Solaris 1,6 до 135 л. с. либо Kia Sportage 2,0 со 150 до 165 сил.

Skoda Octavia третьего поколения с мотором 1,4 TSI может выдать 170 л. с. всего за 14 000 руб., а довести мотор 1,8 TSI до 220 л.с. стоит 20 000 рублей. Чип-тюнинг BMW 320i актуального поколения обойдется в 24 000 руб., причем тюнеры обещают прибавку со 184 до 285 сил.

Программно отключить датчик кислорода стоит около 6000 рублей. Особняком стоит сервис замера мощности — минимум 3000 рублей.

Чип-тюнинг — это вмешательство в заводской программный код, то есть фактически — в конструкцию автомобиля, из-за чего он не может пройти техосмотр. Но Леонид Дементьев не считает такое вмешательство переоборудованием, требующим согласования: «Это всего лишь изменение софта, вмешательств в конструкцию вы не делаете. Одно дело, когда вы ставите ревущий глушитель, что является явным нарушением, а другое — грамотное вмешательство в программу управления».

К тому же способов и технологий проверки программ управления двигателем не существует, а в процессе технического осмотра никто не проводит диагностику ПО. Точно так же можно было бы запретить эксплуатацию автомобиля, не отвечающего действующим экологическим требованиям, но токсичность выхлопа на ТО опять-таки не проверяют.

Дилеры точно откажут в ремонте двигателя, если он был чипован не при помощи сертифицированных программ производителя. «Есть сертифицированные заводские прошивки, а есть сторонние, при которых с вероятностью 95% дилеры снимут с гарантии двигатель, топливную систему и коробку передач», — объяснил управляющий «ЛСД-Сервиса» Леонид Дементьев. Предъявить претензии тюнерам будет сложно — клиент, как правило, подписывает документ с отказом от последующих рекламаций.

Представители тюнинг-сервисов часто предлагают услугу возврата заводского программного обеспечения перед посещением официального сервис-центра, однако на современных автомобилях дилеры чаще всего могут отследить все эти изменения. Услуга возврата также бывает востребована перед продажей автомобиля, чтобы будущий покупатель не догадался о том, что автомобиль использовали не совсем в штатных режимах.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: