1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Средний срок владения автомобилем в России

О среднем сроке владения автомобилем в России в период с 2007-го по 2019-ый год

Не так давно я рассказал Вам о том, что средний срок владения автомобилем в странах Европейского Союза больше, чем в Российской Федерации, теперь настал черед более подробно разобраться в вопросе того, как во времени изменялся срок владения автомобилем у нас в стране и каким средним возрастом автомобиля при этом характеризовался промежуток владения

Итак, в качестве источников для анализа будем использовать данные аналитического агентства «АВТОСТАТ» [ 1 ] и [ 2 ]. Для начала давайте посмотрим на динамику среднего времени владения автомобилем в России в период с 2007 года по 2019 год.

Из графика видно, что начиная с 2008 года наблюдается устойчивый рост среднего времени владения автомобилем, купленного новым. При этом период с 2012 по 2015 года можно назвать достаточно стабильным, когда срок владения плавно рос от 51 месяца (в 2012 году) до 53 месяцев (в 2015 году). А вот в 2018 году последовал резкий скачок в сторону увеличения — среднее время владения автомобилем увеличилось до 73 месяцев (чуть более 6 лет). Давайте график среднего времени владения автомобилем рассмотрим совместно с графиком колебания котировки доллара в аналогичный временной промежуток (согласно данным [ 3 ]):

Как видим, прослеживается достаточно сильная корреляционная связь между динамикой курса доллара (в частности резкий скачок вверх в 2015 году) и увеличением времени владения автомобилем, купленного новым . Поскольку даже на отечественных автомобилях часть комплектующих импортные, поэтому рост курса доллара (или евро) неминуемо влечет за собой удорожание производства автомобиля и, как следствие, увеличение его стоимости.

Таким образом, в условиях удорожания новых автомобилей автомобилисты не спешили расставаться со своими старыми автомобилями, поэтому срок владения существенно увеличился в 2018 и 2019 годах

Однако среднее время владением автомобилем, в общем-то, не очень говорящая статистика, поэтому гораздо более интересно посмотреть на распределение по возрасту владения автомобилем. Уж не знаю про ситуацию в Вашем городе, но в нашем можно увидеть вот такие раритетные автомобили:

Статья в тему:  Apple не будет заниматься разработкой собственного автомобиля

Почему так важен именно возраст автомобиля в контексте среднего времени им владения. Например, если автомобиль покупается новым в салоне, обслуживается в регламентные сроки, то срок владения в 7-8 лет таким автомобилем не должен, считаю, удивлять. Зачем менять автомобиль, если он исправно работает? И совсем другая ситуация, если мы покупаем автомобиль, который уже эксплуатировался до нас и его возраст составляет, скажем, 10 лет. Вряд ли мы будем долго владеть таким автомобилем. К сожалению, именно такую статистику я не нашел, придется анализировать опосредованные данные.

Вот так выглядит статистика по регистрациям автомобилей в 2017 году в зависимости от срока владения автомобилем (более поздней статистики я не нашёл, эта взята из источника [ 2 ]):

Здесь мы можем видеть очень интересную тенденцию — либо новым автомобилем владеют от 3 до 5 лет и потом продают, либо владеют более 10 лет и продают. Я думаю, ко второй категории (время владения более 10 лет) относятся не очень богатые автолюбители, которые покупают новым автомобиль, следят за ним и поэтому он им служит 10 лет и более. С первой группой тоже всё понятно — откатал гарантию (как правило это 3 года) и избавился от машины.

Если же говорить о среднем возрасте автомобиля, который эксплуатируется на территории нашей страны, то он составляет 13,6 лет, по состоянию на июль 2020 года [ 4 ]. А если говорить про мой регион, Сибирь, то здесь средний возраст автомобиля еще выше, чем по стране — 16,6 лет. А самый минимальный возраст автомобиля в Республике Татарстан — 10 лет.

Среди факторов, которые толкают автовладельцев чаще менять машины, я бы еще отметил и социально-географический фактор. Если машина эксплуатируется в тяжелых условиях (Сибирь, например), хранится на улице, владелец экономит на обслуживании и ГСМ, то узлы и агрегаты автомобиля выходят из строя значительно раньше, чем, например, в Европейской стране, где и климат мягче и более тщательный подход к обслуживанию автомобиля.

Статья в тему:  Гибридные и электрические автомобили: Краткая история

Поэтому, считаю, хоть в России и чаще меняют автомобили, но это явно не из-за того, что у автомобилистов рьяная потребность в обновлении автопарка.

Средний срок владения автомобилем в РФ вырос до 75 месяцев

МОСКВА, 11 июл — ПРАЙМ. Средний срок владения автомобилем в России в 2019 году увеличился до 75 месяцев, пишет Аналитическое агентство «Автостат».

Это более шести лет.

В прошлом 2018 году этот показатель составлял 73 месяца.

Как прокомментировал результаты исследования директор «Автостата» Сергей Целиков, рост среднего срока владения машиной — закономерный.

Помимо того, что люди стали дольше пользоваться одной машиной, россияне стали реже менять автмообили на новые.

Виной тому: покупательская способность населения снижается, а цены на авто за пять лет выросли на 60%.

Учитывая потерю в стоимости подержанного автомобиля, при замене его на авто с конвейера нужно доплатить порядка 100-150% от цены 5 или 6-летней машины.

Хотите получать самые важные новости экономики? Подпишитесь на обновления ПРАЙМ в вашем браузере.

  • Статьи
  • Мнения аналитиков
  • Календарь событий
  • Пресс-релизы
  • Регионы
  • Курсы валют
  • AUD
  • AZN
  • AMD
  • BYN
  • BGN
  • BRL
  • HUF
  • KRW
  • HKD
  • DKK
  • USD
  • EUR
  • INR
  • KZT
  • CAD
  • KGS
  • CNY
  • MDL
  • TMT
  • NOK
  • PLN
  • RON
  • SGD
  • TJS
  • TRY
  • UZS
  • UAH
  • GBP
  • CZK
  • SEK
  • CHF
  • JPY
  • USD/RUB
  • AUD/USD
  • EUR/AUD
  • EUR/GBP
  • GBP/CHF
  • USD/CAD
  • EUR/RUB
  • CAD/JPY
  • EUR/CAD
  • EUR/JPY
  • GBP/JPY
  • USD/CHF
  • AUD/JPY
  • CHF/JPY
  • EUR/CHF
  • EUR/USD
  • GBP/USD
  • USD/JPY

Мощный инструмент для анализа компаний и организаций, отраслей, рынков и территорий России

Специализированные ленты новостей по золотодобывающей отрасли, металлургии, транспорту и сельскому хозяйству.

Автоматизированная электронная система управления финансовыми потоками и активами

ПРАЙМ — агентство, уполномоченное финансовой службой Банка России на раскрытие информации эмитентами ценных бумаг.

Статья в тему:  Катализатор в автомобиле: проблемы, замена, демонтаж

Весь комплекс рыночной информации в реальном времени в одной системе.

Информационно-аналитический интернет-ресурс для профессионалов золотодобывающей отрасли.

Система комплексного анализа всех российских эмитентов.

Издания Банка России

Агентство ПРАЙМ является издателем и распространителем «Вестника Банка России» и «Статистического бюллетеня Банка России».

Новостные потоки Доу Джонс

Круглосуточные переводные ленты новостей по международному валютному, фондовому и товарно-сырьевому рынкам.

PRIME in English

Новостные ленты, периодические издания и бюллетени для англоязычных пользователей.

PR поддержка вашего бизнеса в мировых СМИ

Публикация пресс-релизов через крупнейшую международную сеть PR Newswire.

Справки по иностранным компаниям

Проверка надежности зарубежных бизнес-партнеров.

Во сколько обходится личный автомобиль

Структура расходов за первые три года владения автомобилем

Учитывались только обязательные расходы или актуальные для большинства автомобилистов.

Актуальные для большинства автомобилистов статьи расходов определили с помощью сервиса опросов Яндекс.Взгляд.

Источник данных о стоимости машин, мощности двигателей и расходе топлива — объявления о продаже автомобилей в интернете.

Стоимость ОСАГО посчитана с учётом официальных коэффициентов. Каско — на основе усреднённых тарифов крупных страховых компаний.

Размер транспортного налога определён исходя из региональных ставок и мощности машины.

Цены на топливо получили от Яндекс.Заправок и Яндекс.Справочника. Информацию о среднем пробеге автомобилей в России — из исследования агентства «Автостат».

Стоимость техобслуживания — данные официальных дилеров.

Среднюю стоимость мойки кузова и сезонной смены шин посчитали по данным Яндекс.Справочника.

Для сравнения стоимости владения личным автомобилем с затратами на такси и каршеринг использовали данные Яндекс.Такси, Яндекс.Драйва и открытую информацию о тарифах других каршеринговых сервисов.

Структура расходов за первые три года владения автомобилем

Учитывались только обязательные расходы или актуальные для большинства автомобилистов.

Актуальные для большинства автомобилистов статьи расходов определили с помощью сервиса опросов Яндекс.Взгляд.

Статья в тему:  Статистика продаж новых автомобилей в России за периоды Январь-Декабрь 2014/2013 года

Источник данных о стоимости машин, мощности двигателей и расходе топлива — объявления о продаже автомобилей в интернете.

Стоимость ОСАГО посчитана с учётом официальных коэффициентов. Каско — на основе усреднённых тарифов крупных страховых компаний.

Размер транспортного налога определён исходя из региональных ставок и мощности машины.

Цены на топливо получили от Яндекс.Заправок и Яндекс.Справочника. Информацию о среднем пробеге автомобилей в России — из исследования агентства «Автостат».

Стоимость техобслуживания — данные официальных дилеров.

Среднюю стоимость мойки кузова и сезонной смены шин посчитали по данным Яндекс.Справочника.

Для сравнения стоимости владения личным автомобилем с затратами на такси и каршеринг использовали данные Яндекс.Такси, Яндекс.Драйва и открытую информацию о тарифах других каршеринговых сервисов.

Кризис заставляет пользоваться автомобилем дольше

В среднем российские автомобилисты готовы пользоваться новым купленным автомобилем в течение 4,7 года (56 месяцев) — таковы данные, полученные аналитическим агентством «Автостат» в ходе исследования, которое было проведено в июне-июле 2015 года. Стоит отметить, что кризис накладывает свой отпечаток: по сравнению с прошлым годом этот показатель вырос на два месяца.

Владельцы автомобилей класса «премиум» меняют их чаще, чем автопотребители «бюджетников»: если средний срок владения новым автомобилем из наименее доступного в финансовом смысле сегмента составляет 37 месяцев (3 года), то в среде массовых авто показатель равен уже 57 месяцам (4,8 года). Эксперты отметили, что машины немецких брендов Mercedes, BMW и Audi, как правило, не задерживаются у первого хозяина дольше 2,5-3,1 года. Владельцы Lada не расстаются со своими транспортными средствами в среднем в течение 5,9 года.

Порядка 58-62 месяцев (4,9-5,1 года) эксплуатируются в России автомобили брендов Daewoo, Honda, Suzuki, Subaru и Mitsubishi — у них наиболее длительный средний срок владения среди массовых иномарок. Стоит также отметить, что для автомобилей с пробегом этот показатель составляет 29 месяцев (2,4 года), то есть примерно в 1,5 раза меньше по сравнению с купленными новыми автомобилями, причем тенденция на увеличение срока владения наметилась и в классе «премиум», и в массовом сегменте.

Статья в тему:  Как зарабатывают деньги на перепродаже автомобилей в Китай

«Показатель «средний срок владения автомобилем» имеет инерционный характер. С течением времени он будет увеличиваться. Прибавка в два месяца – это только начало, — прогнозирует директор аналитического агентства Сергей Целиков. — Реально автомобили в связи с кризисом будут эксплуатировать на один-два года дольше обычного. Тенденция уже наметилась, но в цифрах мы это сможем увидеть только тогда, когда автомобили с увеличенным сроком эксплуатации поступят на рынок и перейдут к новым хозяевам».

В США недавно были названы самые нестареющие подержанные машины, рейтинг массового сегмента возглавила Toyota, а в классе «премиум» победила Acura. Напомним, в России проводилось исследование по сохранению остаточной стоимости на вторичном авторынке и лидером оказался отечественный внедорожник Lada 4х4, который не теряет популярность, притом что в общей сложности находится на рынке с 1977 года.

Читайте также:

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Показное потребление

Средний срок владения автомобилем в России существенно ниже, чем в других странах. В большей степени это связано с психологическими особенностями российского потребителя, для которого автомобиль больше чем просто транспортное средство

Желание расстаться со своим нынешним автомобилем и пересесть на новый у россиян возникает гораздо чаще, чем у жителей в других странах. Согласно данным компании PricewaterhouseCoopers, а также ряда исследовательских организаций, средний срок владения автомобилем в России — 3–4 года, в то время как в США, Китае, Индии — 5 лет, в Японии — более 6,5, в Германии и Канаде — 7 (см. график).

Конечно, подобная усредненная статистика имеет некоторые погрешности, и пользуются автомобилем в России по-разному. Скажем, в глубинке машину меняют гораздо реже, чем в крупных городах. А премиальные марки меняют чаще массовых. Однако сам подход к продолжительности владения автомобилем в России иной, чем в других странах. Где-нибудь в Канаде автомобиль часто служит своему владельцу лет десять, у нас же представить такое почти невозможно. Почему?

Статья в тему:  Ожидаемая премьера SsangYong Korando на автосалоне во Франкфурте 2013

Разум и чувство

Конечно, частая смена автомобиля в России означает растущее благосостояние населения. Происходит это на фоне бурного роста автомобильного рынка, на котором ширится предложение новых моделей, а также схем их приобретения — трейд-ин, кредиты, лизинг и т. д.

Но в развитых странах доходы населения ничуть не ниже, схем покупок не меньше, да и автомобили стоят дешевле. Однако машины там меняют нечасто.

Все дело в типичных для России причинах смены автомобиля. Их можно разделить на рациональные и нерациональные. По мнению участников рынка, самая распространенная рациональная причина — увеличение расходов на содержание машины. Со временем она начинает требовать сначала мелкого, потом крупного ремонта, и рачительный собственник, подсчитав, во сколько она обходится (затраты на топливо, техобслуживание, страховку, транспортный налог, потеря стоимости при продаже — см. «Содержательные расходы», «Эксперт-Авто» № 6 (115) от 23 августа 2010 года), понимает, что ему выгоднее купить новую.

Нередко машину продают после окончания заводской гарантии (вполне логично обезопасить себя от непредвиденных трат на возможный ремонт) или после аварии (чтобы не иметь дело с возможными поломками после ремонта). «Плохие дороги, неблагоприятный климат, комплектующие низкого качества, особенности водительской культуры — вот причины частого ремонта автомобилей в России. А чем чаще ремонт, тем чаще владельцы задумываются о смене машины», — говорит Стенли Рут, руководитель автомобильной практики PricewaterhouseCoopers в России.

Еще одна распространенная рациональная причина — изменение потребностей. Скажем, случилось прибавление в семье, и стала нужна более просторная машина. Или появилась дача, куда можно добраться лишь на более проходимом автомобиле. Или срочно потребовались деньги — например, на ремонт или покупку квартиры.

Автомобиль как статус

Рациональные причины приобретения нового автомобиля на Западе примерно те же, что и в России. Однако у нас очень распространены мотивы, апеллирующие к чувствам и эмоциям. «Автомобиль в России больше, чем просто средство передвижения, это выражение социального статуса его владельца, — отмечает Ярослав Зайцев, руководитель сектора автомобильных исследований компании TNS. — В сознание российского покупателя крепко заложено понимание: чем марка “круче”, тем выше социальный статус ее обладателя, и это играет немаловажную роль при выборе и покупке автомобиля. В Европе при выборе автомобиля главным является соотношение цена—качество, а у нас оно воспринимается как некий компромисс: значит, на “нормальную” машину денег не хватило».

Статья в тему:  Самые безопасные автомобили по версии Euro NCAP

Кстати, смена класса автомобиля на более высокий в России объясняется именно стремлением человека повысить свой социальный статус: бюджетную малолитражку он меняет на размерный класс C, класс C — на компактный кроссовер, кроссовер — на внедорожник. Потребители же в европейских странах, скажем в Германии, долгие годы могут менять машину на новую того же класса.

В сегменте премиальных марок автомобили меняют особенно часто, примерно раз в два года. «Автомобиль премиум-класса особенно подчеркивает статус своего владельца, он, можно сказать, является частью его деловой репутации, — говорит Игорь Гапонов, руководитель отдела маркетинга марки Lexus в России. — У нас важно, на какой машине вы ездите. Если вы давно не меняли модель, это может отрицательно сказаться на вашем имидже и даже навредить бизнесу — деловые партнеры могут подумать, что дела у вас идут неважно».

Приобретение вещи как статуса маркетологи называют показным потреблением. Характерно оно не только для России, но и для некоторых стран с развивающимися экономиками, причем касается это не только автомобилей, но и других товаров (например, у нас любят одежду премиальных брендов и дорогие гаджеты, которые покупают в кредит и даже на последние деньги, лишь бы не отстать от людей «своего» круга). «Рост благосостояния населения еще недавно бедных стран чреват появлением показного потребления, — замечает Михаил Самохин, преподаватель по автомобильному маркетингу, руководитель маркетинговой аналитической группы AD Wiser. — Здесь мы не одиноки — Турция и Китай демонстрируют те же модели поведения. Непрочное общественное положение требует декоративного подтверждения — новой машины более крупного размера или высокого класса».

Заговор производителей?

Впрочем, не стоит отрицать, что немалые усилия для более частой смены машин прилагают и сами производители. Они, безусловно, стараются выпускать максимально качественные и долговечные модели, но в то же время заинтересованы, чтобы их чаще меняли. Среди обывателей распространен миф о «заговоре производителей»: мол, автомобильные компании намеренно делают ненадежные машины, раньше они были на века — чего стоил негниющий кузов из толстенных листов стали, а сейчас детали «одноразовые».

Статья в тему:  Топ лучших премьер на 2017 Детройт автошоу

В приватных беседах представители ведущих компаний признают: да, срок службы современных автомобилей меньше, чем лет двадцать-тридцать назад. Скажем, раньше ресурс двигателя в легковушках нередко составлял миллион километров. Сейчас же наиболее «долгоиграющие» моторы, в первую очередь дизельные, из-за сложностей в электронике (форсунках и т. д.) достигают ресурса в лучшем случае 500–600 тыс. км. Средний же пробег машины среднего уровня ограничивается 300–400 тыс. км. При этом некоторые машины, например городские малолитражки, за весь период эксплуатации смогут проехать в лучшем случае 100–150 тыс. км.

Однако следует иметь в виду, что в последние десятилетия изменился сам подход к потреблению, и не только машин, но и других вещей, которые раньше меняли редко. Скажем, еще в советские времена холодильники служили по тридцать-сорок лет. Сейчас же холодильник служит не более десяти лет, соответственно, производителям этой бытовой техники нет смысла закладывать в нее большой ресурс работы.

То же касается автомобиля — его меняют, во-первых, потому, что хочется нового, а во-вторых, из-за бурно развивающегося технического прогресса: модели быстро устаревают. Уже сейчас, например, ездить на автомобиле без системы электронной курсовой устойчивости (ESP) не то что немодно, а скорее небезопасно. «Люди хотят ездить на более комфортных, безопасных и динамичных автомобилях, — говорит Татьяна Натарова, директор по связям с общественностью представительства Nissan в России. — Смена модельного ряда и появление новых автомобильных функций сейчас происходит настолько быстро, что даже вроде бы недавно купленные машины могут быстро устаревать».

Что касается российского рынка, то, пожалуй, в будущем сроки владения автомобилем здесь будут увеличиваться, постепенно выравниваясь с показателями развитых стран. «При увеличении количества автомобилей на душу населения они действительно будут перемещаться в категорию транспортного средства, — прогнозирует Ярослав Зайцев из TNS. — Соотношение цена—качество будет играть все более важную роль, статусная составляющая — сокращаться, а важность функциональных характеристик, напротив, расти».

голоса
Рейтинг статьи
Статья в тему:  Lamborghini Huracan от Mansory на автосалоне в Женеве 2015
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: