Средний пробег автомобилей
Нормальный годовой пробег: большой или маленький?
В среднем автомобиль проезжает около 20 тысяч километров в год. Такую цифру Вы можете встретить в автомобильных журналах, на специализированных сайтах и в блогах. Порой люди уверенно говорят: если не знаешь честный пробег автомобиля, который собираешься купить на вторичном рынке, умножай его возраст на 20 тысяч.
На самом деле, не надо забывать о том, что речь идет о среднем показателе. Среднем между таксистом и дедушкой-дачником. Машин, которые проезжают те самые 20 тысяч в год, не больше, чем тех, которые проезжают 10, 15, 25, 30 или 40 тысяч. Потому что все люди разные, потребности у всех тоже разные. У одного работа на другом конце города (и он пилит каждый день 100 километров по КАД), у другого в соседнем доме. И цифра 20 тысяч обычно вызывает у реальных автовладельцев два вопроса: либо «А что так мало-то?», либо «Да куда столько ездить-то?»
Начнем, хотя бы, с меня. За первые шесть месяцев этого года я проехал (на трех разных машинах) 8 тысяч километров. Близко к заветным 20 тысячам в год? Вроде бы да. Но не будем спешить!
Во-первых, как я уже сказал, это — на трех машинах, а не на одной. То есть на каждую выпадает в среднем около трех тысяч.
Во-вторых, почти половина этого пробега (3500 км) приходится на четыре большие поездки: зимой вокруг Ладоги, на майские праздники в Псков, на июньские в Лахденпохью и совсем недавно на Селигер. Если бы я не был любителем дальних путешествий, мой пробег за полгода составил бы каких-то четыре с половиной тысячи километров.
Мало? А куда больше-то? На работу я стараюсь ездить на городском транспорте. Машиной пользуюсь только если погода совсем плохая либо надо везти что-то тяжелое. Гипермаркет от меня в двух километрах. Остаются поездки по выходным с семьей за город, нечастые визиты в гости да клубные встречи. Вот и все.
В то же время я знаю людей, которые ездят по 50 тысяч километров в год и больше — просто потому, что их работа связана с разъездами. При этом они — не таксисты и не наемные водители.
Поэтому те самые средние 20 тысяч — это как пресловутая средняя температура по больнице. Не существует «нормального», эталонного пробега. У каждого владельца и у каждой машины своя судьба и свои пробеги. И я уже не говорю о том, что 50 тысяч по хорошей трассе машина переносит гораздо лучше, чем 15 тысяч по глухим пробкам.
Какой годовой пробег можно считать идеальным для автомобиля
Состояние транспортного средства не всегда зависит от его возраста и количества пройденных километров.
Следует принимать во внимание также страну, где автомобиль эксплуатировался большее количество времени, условия и режим эксплуатации, количество владельцев и их манеру езды, наличие случаев ДТП, тип автомобиля и его общее состояние. Список вводных, как вы понимаете, далеко не полный, однако как минимум эти параметры следует учесть.
На первый взгляд идеальным вариантом для покупки выглядит автомобиль, владелец которого в течение нескольких лет проезжал в год от 15 тыс до 20 тыс. км. В теории это действительно так, однако при покупке стоит непременно выяснить, в каком режиме преодолевались эти километры.
Если речь идет о режиме дом-дача или дом-работа-дача, вам повезло, такой авто, вероятнее всего, будет свежим, и его можно смело брать, даже если он не слишком молод. Другое дело — когда машина эксплуатировалась исключительно в городских пробках или, того хуже, на бездорожье или разбитых загородных трассах. Типичный для мегаполиса алгоритм езды «газ-тормоз» крайне негативно влияет на многие системы автомобиля. Страдают прежде всего двигатель, трансмиссия и тормозная система. При езде же по «пересеченке» и ямам, понятное дело, основной удар принимает на себя подвеска.
Машина с пробегом в несколько сотен тысяч километров с большой степенью вероятности работала в режиме такси или, как вариант, на ней совершались регулярные поездки из загородной резиденции в городской офис и обратно.
Минусы такого варианта также очевидны. У машины, отходившей, к примеру, три — четыре сотни километров, многие узлы и расходники по сути полностью исчерпали свой ресурс. Это, впрочем, не означает, что покупать бывшие «таксомоторы» не стоит. Стоит. Но нужно понимать, что с среднем за год такая машина пробегает порядка 100 тыс. км.
Поэтому брать даже пятилетний «таксомотор» — не вариант. К тому же, чем больше езды, тем, как известно, больше аварий. Практически наверняка такие авто будут битыми, с потертыми сиденьями и поцарапанными или треснувшими лобовыми стеклами. В любом случае, вам следует с четкостью выяснить, как и когда такая машина обслуживалась, какое масло в нее заливали и какие расходники и запчасти ставили. В противном случае от покупки лучше отказаться.
Нередко в онлайн-магазинах можно увидеть предложения такого рода. «Пробег 30 тыс км. при возрасте машины пять лет. Жена ездила в магазин или на дачу». Или, скажем, такой вариант — «продаю машину отца, пенсионера, водил от случая к случаю, побег 15 тыс. км». Если даже такие послания не обман, и пробег не был скручен, с покупкой не стоит спешить. Ведь если машина не ездит, а по большей части стоит в гараже, это также негативно сказывается на ее техническом состоянии.
У машин, которые проводят большую часть своей жизни в гараже или во дворе, с большой степенью вероятности будет не в лучшем состоянии аккумулятор. Ведь после того как выключается зажигание, сигнализация, борткомпьютер, электронный блок управления и другие устройства продолжают поглощать «микротоки».
Причем процесс разрядки батареи многократно ускоряют зимние морозы. Если машина продолжительное время стоит без движения под лучами солнца, страдает ЛКП и резина, причем речь идет не только о покрышках, но также щетках стеклоочистителя и элементах салона.
Кроме того, при стекании моторного масла в поддон в ходе простоя пересыхают сальники и уплотнительные резинки. Активизируется также процесс коррозии металла кузова. Само собой, деградируют и топливо, и моторное масло. Поэтому, если сразу поехать на машине, долгое время стоявшей на приколе, то здоровья силовому агрегату и топливной системе это точно не прибавит.
При покупке подержанного автомобиля гораздо важнее выяснить подноготную эксплуатации машины, а не формально смотреть на ее пробег и возраст. Не будет лишним проверить «кандидата» на реальный пробег, обратившись в дилерский центр.
К слову, если с одометром (будь он механический или электронный) «химичили», продавец наверняка откажется от такой процедуры. Косвенными признаками «перепробега» (например, если продают машину, работавшую в такси со скрученным километражем), будет состояние сидений, ремней безопасности (в том числе и задних), порогов, лобового стекла и переднего бампера. Солидное количество потертостей, сколов и вмятин должны заставить вас забить тревогу.
В целом можно рекомендовать к покупке автомобили с пробегом максимум 75 тыс. км. в возрасте до четырех — пяти лет. При этом для машин, которые никогда не видели пробок, допустим средний годовой пробег в размере 15 тысяч километров.
Покупая такую машину, вы можете рассчитывать не только на то, что ключевые узлы не выйдут из строя в самый неподходящий момент, но также, что автомобиль не будет бренчать и скрипеть на неровностях, его подвеска будет нормально отрабатывать дорожный брак, обороты двигателя не будут плавать, и он не станет требовать экстренного долива масла.
Продавцам же можно посоветовать менять машину до того, как она пройдет 100 тыс. км. Если вы ездите много, авто не успеет сильно упасть в цене за два-три года эксплуатации, многие технические проблемы можно будет решить ремонтом по гарантии, а цена продажи ввиду «детского» возраста автомобиля будет выгодной для продавца.
Какой пробег считается нормальным для б/у авто: с каким пробегом лучше покупать машину
Если купить подержанную машину с нормальным пробегом, можно получить ощутимую выгоду. Даже если сейчас она стоит дороже конкурентов, позже сэкономите на ремонтах и ТО. Слишком уставшие автомобили, как показывает практика, начинают разваливаться уже в первые месяцы езды и потом их крайне сложно перепродать.
C каким пробегом лучше покупать машину, как его узнать и высчитывать, расскажу в сегодняшнем материале.
КАКОЙ ПРОБЕГ ДЛЯ МАШИНЫ СЧИТАЕТСЯ НОРМАЛЬНЫМ
Идеальным вариантом считаются автомобили с пробегом максимум 60 тыс. км. У них есть ряд неоспоримых преимуществ:
• Удовольствие от вождения. Авто с маленьким пробегом не доставляет серьезных хлопот. Вы ездите на резвом автомобиле, который не бренчит и не ломается где-нибудь на середине пути.
• Бюджетное обслуживание. Обслуживание иномарки с пробегом около 60 тыс. км обходится в среднем в 15-16 тыс. рублей в год, с пробегом 120 тыс. км — в более 40 тыс. рублей.
• Инвестиция в будущую машину. Машина не успеет сильно уцениться за время вашей эксплуатации. Через какое-то время продадите авто примерно за ту же цену, что и покупали, или хотя бы не сильно потеряете в деньгах.
Основной лайфхак для покупателей такой: нужно брать машину так, чтобы проехать на ней до 100 тыс. км и сразу продать. Во-первых, не придется сильно вкладываться, во-вторых, авто не успеет потерять в цене и будет все еще ликвидно.
Александр Сорокин, руководитель компании по автоподбору Armanyautoclub, г. Москва:
— Если хотите взять выгодный во всех отношениях автомобиль, точно не стоит рассматривать варианты с пробегом за 100 тыс. км. Такие машины уже считаются несвежими. Ездить на них неприятно и небезопасно. Кроме того, если вы сэкономите на покупке и выберете авто с большим пробегом, в итоге еще больше потратитесь на его обслуживание. И, в-третьих, потеряете при продаже на последующей уценке и ликвидности — продать замученное авто с космическим пробегом намного сложнее, и придется снижать ценник. А ведь это ваши деньги на будущее авто.
Итак, чтобы остаться в плюсе, покупаем авто с пробегом 30-60 тыс. км, ездим на нем до 100 тыс. км, а потом продаем по адекватной цене.
КАК РАССЧИТАТЬ ПРИМЕРНЫЙ ПРОБЕГ АВТОМОБИЛЯ
Чтобы рассчитать примерный пробег, нужно умножить среднегодовой пробег на возраст авто. В прошлом году средний пробег по России был 17,5 тысяч. Если машине, например, три года, то ее примерный пробег будет таким: 17 500 х 3 = 52 500 км.
Если одометр показывает, к примеру, 20 тыс. км, владелец, возможно, скрутил пробег. И наоборот: если километраж у машины 100 тыс. км, машину активно использовали, и она порядком износилась.
КАК УЗНАТЬ ПРОБЕГ АВТОМОБИЛЯ
Машины со скрученным пробегом часто встречаются на вторичке. На одометре может быть 40 тыс. км, а автомобиль выглядит видавшим виды: сиденья, особенно водительское, сильно продавлены, кнопки, ручки и пластик обшивки сильно истерты, ЛКП имеет много сколов и царапин и проч. Нечестные продавцы маскируют недостатки авто и сматывают пробег, а на осмотре рассказывают сказки.
Например, в этом объявлении у Nissan Stagea указан пробег в 270 тыс. км.
В отчете avtocod.ru отобразились другие данные.
Пробег по отчету – 120 тыс. км.
Данные взяты из диагностической карты. Там их зафиксировали в апреле 2020 года. Тремя годами ранее пробег был 215 тыс. км, то есть сократился почти вдвое. Возможно, текущий владелец и не знал, что до него уже сматывали показания.
Помимо скрученного пробега, у машины есть пять ДТП. Машина билась и спереди, и сзади, и сбоку. Удары в некоторых авариях были сильными.
Плюс с декабря 2020-го висит неоплаченный штраф.
ГИБДД может наложить ограничения на машину – ее нельзя будет поставить на учет.
КАКИЕ ФАКТОРЫ, КРОМЕ ПРОБЕГА, ВЛИЯЮТ НА ИЗНОС АВТОМОБИЛЯ
Пробег – лишь один из факторов, влияющих на износ авто. Иногда машины, прошедшие небольшое расстояние, оказываются сильно ушатанными. На состоянии автомобиля также сказываются:
• Активность использования. Если автомобиль не используется годами, резиновые элементы, в которых есть жидкость, ссыхаются. А когда ТС начинает снова ездить, шланги и соединения быстро приходят в негодность, потому что из-за простоя теряется их эластичность. Но если транспорт периодически заводится и передвигается (даже если очень мало), время на него никак не влияет.
• Страна-производитель. Немецкую классику автопрома (Audi, BMW, Mercedes) можно смело покупать с большим пробегом. Они могут проехать несколько сотен километров и не износиться. А вот с китайскими машинами лучше укладываться в минимальный пробег до 100 тыс. км.
• Качество дорог и погодные условия. Машина изнашивается быстрее в постоянно меняющихся погодных и дорожных условиях — к примеру, в регионах с переменчивым климатом. Негативно на ее состояние также влияют покрытия, активно посыпаемые жесткими реагентами.
• Стиль вождения и аккуратность водителя. Если водитель небрежно относился к машине, не обслуживал должным образом, авто может быть порядком ушатано. От манеры вождения износ авто тоже сильно зависит. Если она агрессивная, машина, скорее всего, убитая. Попросите продавца сесть за руль, и сразу все станет понятно.
• Сфера применения. Машина, работающая в такси, каршеринге или службе доставки, за день наматывает несколько километров, основные узлы подвергаются большому износу.
Учитывайте эти моменты при покупке автомобиля и не забывайте проверять историю эксплуатации. Даже если машина внешне выглядит идеально, а продавец расхваливает ее, не факт, что у нее все в порядке.
Какой пробег считается нормальным для б/у авто
Было бы здорово, если ретроавтомобиль из 70-х годов с пробегом 50 тыс. км продавался бы с рук задешево в идеальном состоянии, потому что водителю «срочно нужны деньги». Это утопия. Как правило, среднестатистический водитель проезжает от 10 до 30 тыс. км в год. Поэтому трехлетний автомобиль с пробегом 30000 км – это идеал, о котором можно мечтать.
Содержание
- Какие факторы влияют на износ автомобиля
- Где выпущен автомобиль
- По каким дорогам перемещался б/у автомобиль
- Как примерно рассчитать «нормальность» пробега
- Как избежать обмана
Скорее всего, владельцем такой подержанной машины будет менеджер среднего звена, перемещающийся в основном по городу между домом, магазином, работой и редкими вылазками в ближайший пригород. Но кроме «белых воротничков» за руль садятся и девушки в больших городах, перемещаясь по ровным дорогам; и лесники, проезжающие по 5 тыс. км в год, зато по пересеченной местности; и рабочие, живущие в центре небольшого города с плохими дорогами, преодолевающие ежедневно 200 км до рабочего объекта.
Для того, чтобы не попасть впросак и купить достойный подержанный автомобиль с рук, необходимо хотя бы немного разбираться, какой пробег машины считается нормальным в большом городе и крошечном уезде. Будет не лишним знать, где перемещался водитель: по лесам, горам, ровным дорогам или ямам.
Какие факторы влияют на износ автомобиля
Много или мало преодолела б/у машина на своем пути будет зависеть от:
- марки и страны производителя;
- дорог, по которым машина передвигалась;
- условий эксплуатации;
- стиля вождения и уровня заботливости владельца.
Нет четко обозначенной границы, с каким пробегом лучше покупать авто, какой именно километраж можно назвать «нормальным». При выборе б/у авто можно сопоставить год выпуска с пробегом, но нередко случается, когда юный и неопытный водитель за 20 тыс. км попадает в такое количество ДТП, что ездить на машине уже становится невозможным, поэтому ее приводят внешне в порядок и продают с рук, ведь пробег-то небольшой! Также можно повстречать перфекциониста, который сдувал все пылинки с «Ласточки», следил за ней лучше, чем за женой, и его 15-летнее авто выглядит и чувствует себя как только что с конвейера!
Где выпущен автомобиль
Китайские производители автомобилей хоть и заполонили российский рынок, но все еще не настолько надежны, чтобы покупать их с большим пробегом. Чаще всего «китайцы» беспроблемно служат ровно столько, сколько длится гарантия производителя. Первой, как правило, у них умирает электроника, затем — кузов и ходовая. Совсем по-другому обстоят дела с немецкими производителями, которые готовы бегать не одну сотню километров при должном уходе. То есть при владельце, который следил за ТО, вовремя менял все жидкости, заливал продукцию проверенных производителей, следил за коррозией и т. д.
По каким дорогам перемещался б/у автомобиль
Если машина намотала не один десяток километров по глубинке нашей страны, где и дорог-то нет, то даже 80 тыс. км могут вас насторожить. Магистрали в городах-миллионниках РФ немногим лучше проталин лесной степи. Машины, начавшие свой путь от дверей российских дилеров, требуют больше внимания и расходов, чем привезенные каким-то способом иномарки из-за рубежа. Если удастся найти подержанный автомобиль, привезенный из, например, Японии или Европы, то даже 40 тыс. км в год вас могут не пугать: где ровные дороги, там и машина бегает дольше.
Если же вы присматриваете внедорожник, уточните у владельца, по каким лесным перевалам он ездил. Не верьте, если он покупал мощного огромного «американца» только для того, чтобы парковаться на поребриках, для этого хватает и возможностей кроссовера. Вряд ли владелец оффроудного «джипа» охотно поделится информацией о том, что он – заядлый охотник или рыбак и каждые выходные покорял тайгу на продаваемом автомобиле, поэтому будьте внимательны.
Запомните: 10 тыс. км, пролетевших по хайвэю, в разы отличаются от 10 тыс. км в городских пробках или по сибирскому бурелому!
Как примерно рассчитать «нормальность» пробега
Следуйте нескольким полезным советам от «Автокода» при покупке подержанной машины с рук:
- Если автомобиль выглядит как «видавший виды», а на одометре гордо красуется цифра 40 тыс. км, не лишним будет уточнить у владельца, как он умудрился так «ушатать» машину.
- Узнайте, кем работает владелец. Если он «таксовал» на продаваемом авто, то даже несколько сотен тысяч километров для пятилетней машины будет нормальным пробегом. А если на приглянувшейся вам модели продавец только ездил за продуктами и на дачу с семьей, то и для 10 лет пробег в 100 тыс. км не будет удивительным.
- Бездорожье, не проведенные вовремя сервисные работы, невнимательность владельца к машине, «лихой» стиль вождения отразятся даже на небольшом пробеге авто.
- Узнайте все о марке и модели автомобиля, прежде чем покупать его с рук: сколько лет давал гарантии производитель, какие у него положительные и отрицательные отзывы, почитайте форумы и блоги, узнайте, какие узлы первыми приходят в негодность. Это позволит выбрать надежный автомобиль и знать, на что обратить внимание при покупке подержанного авто с рук.
- Выбирайте автомобиль, внешний вид, пробег и состояние которого действительно стоят столько, сколько просит за него продавец. Сильно заниженная или сильно завышенная цена – повод задуматься, пробег может быть скручен.
- Обращайте внимание на одометр, но не верьте ему слепо. Каждый отдельно взятый случай может иметь обоснования. Небольшой пробег может не быть «нормальным», если водитель не был добросовестен. Впрочем, как и сотня километров может не быть приговором.
Как избежать обмана
Сервис « Автокод » ежедневно проверяет тысячи машин. Каждый третий автомобиль оказывается со скрученным пробегом. Часто можно заметить, что пробег скручивался не один, а два, три и даже больше раз.
Иногда продавец автомобиля может и не знать, что бывшие владельцы уже скручивали пробег. Поэтому не верьте на слово, проверьте историю автомобиля перед покупкой. Для этого нужно знать лишь госномер автомобиля и ввести его в специальное окно поиска . Стоимость одной проверки — 349 рублей.
Если вы занимаетесь перепродажей авто и вам нужно проверить большое количество машин, воспользуйтесь сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи» . «Автокод Профи» позволяет оперативно проверять большое количество машин, добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде. Подписка на безлимитные проверки авто стоит 2 500 рублей в месяц.
Перед заключением договора купли-продажи советуем проверить владельца авто через специальный сервис. Возможно, в отношении него возбуждено исполнительное производство, которое может привести к ограничениям ГИБДД. Может быть ситуация, при которой судебные приставы направили документы на арест автомобиля в ГИБДД, но на момент сделки автоинспекция не успела получить эти документы или внести данные об ограничениях в базу. Новый владелец покупает юридически чистый автомобиль, а на следующий день у ТС появляются запреты. Пока старый собственник не погасит долги, новый владелец не сможет зарегистрировать машину в ГИБДД.
Из отчета о владельце авто вы узнаете, есть ли у него проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Посмотреть пример отчета
А из нашей бесплатной книги «Секреты безопасной покупки подержанного автомобиля», вы узнаете обо всех нюансах бу машин. Скачайте книгу прямо сейчас!
Безбожно врут или меньше ездят? Почему у 20-летнего автомобиля пробег почти такой же, как у 10-летнего?
Для многих пробег автомобиля такой же важный показатель, как и возраст. Не потому ли заявленный продавцом «бэушки» пробег так часто заставляет усомниться в его правдоподобности?
Считается, что типичный ежегодный пробег для бензинового легкового автомобиля составляет 15-20 тыс. км, для дизельного — от 30 до 50 тыс. км. По этой логике в зависимости от возраста автомобиля должны получаться примерно такие диапазоны цифр:
Модель | Возраст 2-3 года | Возраст 5-6 лет | Возраст 10-12 лет | Возраст 20-22 года |
Бензин | 30-60 тыс. км | 75-120 тыс. км | 150-240 тыс. км | 300-440 тыс. км |
Дизель | 60-150 тыс. км | 150-300 тыс. км | 300-600 тыс. км | 600-1100 тыс. км |
Мы решили проверить, насколько эта теория совпадает с практикой, и с помощью базы объявлений Автобизнеса проанализировали предложения на вторичном рынке.
Выглядело это следующим образом. Мы брали определенную модель автомобиля, выбирали экземпляры в возрасте 2-3 лет (2016-2017 г.в.), 5-6 лет (2013-2014 г.в.), 10-12 лет (2007-2009 г.в.) и 20-22 лет (1997-1999 г.в.) и фиксировали заявленные продавцами пробеги. Для каждой группы определяли «вилку» цифр, отсеивая «крайние» (слишком малые или рекордно большие) значения. Скажем, для автомобиля в возрасте 10-12 лет мы отбрасывали варианты с пробегом 57 тыс. и 650 тыс. км.
Далее из выбранного диапазона (допустим, 120-370 тыс. км) определяли характерное значение. Здесь мы ориентировались не только на арифметическое среднее (в данном случае было бы 245 тыс. км), но и на количество реальных объявлений с близкими к этому значению цифрами (например: больше предложений с диапазоном 230-235 тыс. км, чем 260-280 тыс. км, — выбираем 235 тыс. км). И уже эту цифру мы делили на наибольший возраст выбранной группы. В случае с группой 10-12 лет — на 12. И получали среднегодовой пробег (в данном примере это 19,6 тыс. км).
В ходе исследования мы проанализировали восемь моделей (четыре бензиновые и четыре дизельные) — все результаты свели в таблицу. Несмотря на исключения и неизбежные погрешности, тенденция налицо: с возрастом ежегодные пробеги становятся меньше.
Диапазон заявляемого пробега / средний пробег / ежегодный пробег, тыс. км | ||||
Модель | Возраст 2-3 года | Возраст 5-6 лет | Возраст 10-12 лет | Возраст 20-22 года |
Audi A4 (бенз.) | 57-100 / 84 / 28 | 74-175 / 138 / 23 | 100-295 / 176 / 4,6 | 220-440 / 320 / 4,5 |
Skoda Octavia (бенз.) | 51-90 / 60 / 20 | 73-300 / 120 / 20 | 140-270 / 180 / 15 | 220-380 / 310 / 14 |
Ford Focus (бенз.) | 25-80 / 48 / 16 | 80-170 / 94 / 15,6 | 100-280 / 180 / 15 | 230-390 / 270 / 2,2 |
Skoda Fabia / Felicia / Rapid (бенз.) | 40-120 / 54 / 18 | 75-205 / 138 / 23 | 123-290 / 175 / 14,5 | 190-400 / 250 / 11,3 |
VW Passat (диз.) | 120-200 / 173 / 57,6 | 146-200 / 180 / 30 | 150-450 / 290 / 24 | 246-550 / 370 / 16,8 |
BMW 5-series (диз.) | 55-200 / 144 / 48 | 120-200 / 150 / 25 | 193-350 / 265 / 22 | 280-570 / 390 / 17,7 |
Skoda Octavia (диз.) | 153-215 / 184 / 61,3 | 170-300 / 200 / 33,3 | 185-320 / 309 / 25,7 | 198-660 / 404 / 18,3 |
Opel Astra (диз.) | 123-200 / 150 / 50 | 120-200 / 160 / 26,6 | 160-350 / 230 / 19,1 | 200-520 / 350 / 15,9 |
Все модели анализировать не будем, пройдемся лишь по некоторым из них. Начнем с бензиновых версий. Представитель среднего класса — Audi A4. Машины в возрасте 2-3 лет имеют пробег от 57 до 100 тыс. км, но в среднем заявляется порядка 80-84 тыс. км. И если это трехлетка, получаем порядка 28 тыс. км в год.
Логично предположить, что если автомобиль в два раза старше, то пробег будет вдвое больше. Примерно так оно и есть: 5-6-летние «четверки» выставляются на продажу с пробегом от 74 до 175 тыс. км, а типичные цифры на одометре — 130-140 тыс. км. Правда, это означает, что среднегодовой пробег снизился примерно до 23 тыс. км в год.
Но настоящие сюрпризы нас ждут, когда мы обратим внимание на экземпляры 10-12 лет от роду. Здесь можно найти машины с заявленным пробегом как 100, так и 300 тыс. км, но если откинуть крайние в этом отношении варианты, получим диапазон 150-260 тыс. км. При этом большая часть машин имеет на одометре всего-то 170-180 тыс. км. То есть среднегодовой пробег сокращается до 15 тыс. км!
Ну а если возьмем экземпляры А4 конца 1990-х, то узнаем, что в возрасте 20-22 года эти машины имеют заявленный пробег от 220 до 440 тыс. км, а в среднем — 320 тыс. км. То есть средний ежегодный пробег остается на уровне все тех же 15 тыс. км. И это притом что 2-3-летние экземпляры должны наезжать 28 тыс. км в год!
Случайность? Что же, давайте возьмем другую модель. Например, Skoda Octavia. Автомобили в возрасте 2-3 лет уже накатали от 50 до 90 тыс. км, но в среднем пусть будет 60 тыс. км, то есть 20 тыс. км в год. Автомобили в возрасте 5-6 лет уже имеют пробеги от 80 до 300 тыс. км! Впрочем, среднее значение — на уровне 120 тыс. км, то есть все те же 20 тыс. км в год.
Но смотрим Octavia в возрасте 10-12 лет — и снова наблюдаем ту же картину, что и в случае с Audi: заявленный пробег таких машин колеблется в пределах 140-270 тыс. км, но «в среднем по палате» выходит лишь 180 тыс. км, а это уже 15 тыс. км ежегодно для 12-летних экземпляров. И если взять авто, которые в два раза старше, пробеги не будут вдвое больше — всего-то 220-380 тыс. км для 20-22-летних машин. То есть порядка 14 тыс. км в год. Ну что же, допустим…
А как насчет дизельных машин? У них ведь ежегодные пробеги по определению должны быть большими. Возьмем Volkswagen Passat. Машины в возрасте 2-3 лет уже имеют пробег от 120 до 200 тыс. км, а в среднем на одометре будет что-то около 173 тыс. км. Это, между прочим, более 57 тыс. км в год! По крайней мере похоже на правду.
Но берем 5-6-летние экземпляры — и для них заявлены практически те же 146-200 тыс. км, а в среднем получается около 180 тыс. км, то есть около 30 тыс. км в год. После трех лет эксплуатации машины ставятся на прикол и следующие несколько лет вообще не ездят?
Автомобили в возрасте 10-12 лет тоже имеют интересный цифры на одометре: разброс составляет от 150 до 450 тыс. км, и это не считая «крайних» вариантов (встречаются экземпляры с заявленным пробегом чуть более 100 тыс. км, а есть варианты, где пробег давно перевалил за полмиллиона). Но в среднем дизельные версии Passat этих лет на продажу выставляются с пробегом в районе 280-290 тыс. км, то есть с ежегодным пробегом около 24 тыс. км. Сложно поверить!
И уж тем более не верится, что 20-22-летние экземпляры пробежали всего 246 тыс. км. Правда, это нижняя планка, а встречаются машины с пробегом 600 тыс. км и больше, что больше похоже на правду. Но в среднем на одометре лишь 370 тыс. км. Итого — около 17 тыс. км в год.
Похожая картина наблюдается и при анализе данных о продаже BMW 5-й серии. 2-3-летние машины с ходу имеют пробег 55-200 тыс. км, а в среднем около 144 тыс. км (48 тыс. км в год). Но 5-6-летние экземпляры демонстрируют такие же цифры! В массе своей это «вилка» от 120 до 200 тыс. км, в среднем же будет «нарисовано» 150 тыс. км (25 тыс. км в год).
Автомобили в возрасте 10-12 лет будут иметь 193-350 тыс. км на одометре, а в среднем заявляется порядка 265 тыс. км (22 тыс. км). «Ветераны» из 1990-х — с пробегом от 280 до 570 тыс. км, хотя в среднем вы увидите 370-390 тыс. км (18 тыс. км в год). Еще раз напомним, что речь идет о дизельной версии «пятерки», а свежие экземпляры в первые годы наматывают под 52 тыс. км в год.
Наш вердикт
Конечно, можно предположить, что с возрастом автомобиль ездит меньше. Во-первых, доходы второго-третьего владельцев, не говоря уже о пятом-шестом, не позволяют иметь большие ежегодные пробеги. Есть еще и местная специфика: это в Европе дизельные машины покупают потому, что приходится ездить по 50 тыс. км в год, а в Беларуси у многих есть доступ к «халявной» солярке…
Во-вторых, автомобиль в принципе с возрастом больше простаивает в ремонтах. В-третьих, не будем забывать о том, что свежие автомобили на рынке — это зачастую служебный транспорт, ранее приобретенный на условиях лизинга. «Разгонные» машины, арендные автомобили и такси затем попадают в руки частника и начинают ездить значительно меньше.
Тем не менее велика вероятность того, что причина резкого уменьшения ежегодных пробегов еще и в том, что цифры на одометрах безбожно корректируются. И чем старше автомобиль, тем больше таких коррекций может быть. Вот вам и результат.
Иван КРИШКЕВИЧ
Автобизнес