7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Советское видение будущего автомобилей

Советские авто будущего

Сейчас стало модно устраивать целые выставки, где производители представляют свои концепт-кары , т е автомобили, в представлениях производителя конечно, которые будут на дорогах в будущем. Их отличает футуристичный вид, функционал, не присущий серийным авто. Это воплощение будущего в настоящем.

И в СССР были такие прототипы, которые вобрали в себя социалистическое будущее в кузове.

ГАЗ «А-Аэро»

База в этом концепте была от привычного и стандартного ГАЗа, а вот корпус. Корпус конечно же и делал этот автомобиль столь футуристичным на то время. Разработал его инженер Алексей Никитин. Он полностью руководствовался аэродинамическими характеристиками при проектировании этого корпуса. Дело в том, что в 30-е (времена создания этого авто) о аэродинамике слышали едва-едва и инженер Никитин решил исправить это положение.

Благодаря корпусу, «Аэро» ехала несколько быстрее, нежели ГАЗ в стандартном кузове. На данный момент судьба этого авто неизвестна.

НАМИ-013

Этот концепт воплощал в себе так называемую вагонную компоновку. Инженер, который спроектировал этот автомобиль — Юрий Долматов, был родным братом советского поэта Евгения Долматова.

Автомобиль был 5 метров в длину, имел три ряда сидений для пассажиров. Это, как бы сейчас назвали, семейный бус или прототип некой «маршрутки». Автомобиль прежде всего получил восторженное одобрение западной прессы, где его назвали прорывом. В Союзе же, он не встретил подобных восторженных отзывов и был утилизирован в 1954 году.

Были конечно у этого проекта и минусы. Так, этот автомобиль брал разгон до 100 кмч за 50 секунд, что конечно было долго.

ЗИС-112

На базе шасси от ЗИС-110 был спроектирован гоночный кузов, который придавал этому автомобилю такой гоночный вид. Проектировался он тогда именно с этой целью — советский спорт-кар. Хотя результаты он показывал не самые лучшие.
6 метров в длину, одна большая фара в центре. компоновался восьмицилиндровым двигателем и имел 200 лошадиных сил. Брал разгон порядка 200 кмч.

Конечно, те, кто видели американскую классику, могут возразить, что этот автомобиль поход на представителей западных концепт-каров. Оно так и есть, инженер Валентин Ростков вдохновлялся западными представителя концептуального дизайна, но не в коем случаи не копировал один в один.

Имел съемную крышу, участвовал в гонках. Судьба известна до 1960 года, а что дальше — тайна.

Вот так в СССР видели машины будущего

Москвич-408 «Турист» (1964)

На счету инженеров столичного автозавода МЗМА (АЗЛК с 1968 г.) было великое множество интересных ходовых прототипов от гоночных автомобилей до настоящих рамных внедорожников Москвич-415 в духе легендарного Jeep CJ-5. Но, пожалуй, один из самых красивых — двухдверный купе-кабриолет Москвич-408 «Турист».

Этот автомобиль был построен в двух экземплярах (черный и синий) на базе обычного седана Москвич-408 с целью запуска в мелкосерийное производство. Кузов первого из них был максимально унифицирован с исходником и сделан из металла, отличаясь от серийного «четыреста восьмого», по сути, только рамкой лобового стекла и съемным стеклопластиковым колпаком крыши.

Статья в тему:  Самые практичные автомобили

Кузов синей машины был изготовлен с широким использованием алюминия. Из «крылатого металла» этому «гранд-туризмо» сделали двери, задние крылья, а также крышки капота и багажника.

К сожалению, за стеной поставленных перед заводом сверхзадач до запуска двухдверки в серию дело так и не дошло. Да и до наших дней эти прототипы увы не дожили.

ВАЗ-Porsche-2103 (1976)

Не только лишь многочисленными предсерийными образцами будущей «Нивы», похожими на армейские внедорожники, удивляли прототипы тольяттинского автозавода в семидесятых годах. Довольно интересно выглядел проект рестайлинга флагманской «трешки», в которому приняли участие спецы из Porsche.

Они здорово модернизировали внешность советского седана, убрав с него весь хром, предложив оригинальную радиаторную решетку, пластиковые бамперы в цвет кузова и большое боковое зеркало опять же в пластиковом корпусе. Немцы улучшили изоляцию салона, заменили переднюю панель, установили новый руль, как в Porsche 924, а заодно перенастроили подвеску.

Но из-за слишком больших затрат и сложностей «зеленого света» такой рестайлинг не получил. Вместо него тольяттинцы реализовали уже готовый к тому времени упрощенный вариант, благодаря которому родился ВАЗ-2106. А предложенные зарубежными коллегами идеи пришлись впору вышедшей позже «пятерке».

ЗИЛ-4102 (1988)

Преемника знаменитого «членовоза» ЗИЛ-4104 в Советском Союзе хотели построить задолго до «Ауруса». Одним из проектов, претендовавших на эту роль, был лимузин ЗИЛ-4102. Два его ходовых прототипа построили на ЗИЛе в конце восьмидесятых с подачи Михаила Горбачева.

Новый более демократичный и современный правительственный лимузин разрабатывали с оглядкой на Rolls-Royce Silver Spirit, Volvo 760 и Cadillac Fleetwood. В четырехместном салоне с отделкой кремовой кожей и велюром присутствовали климат-контроль и аудиосистема с десятью динамиками.

Несмотря на свежий дизайн и ряд инноваций, вроде несущего кузова, уменьшенного на полтонны веса, лучшей аэродинамики и экономичности, машина не получила одобрения. Говорят, автомобиль не понравился Горбачеву. Может, не хватило грандиозности и монументальности?

КамАЗ-1101 «Мишка» (1980)

Еще до того, как в Тольятти разработали «Оку», идея выпустить простой и доступный народный автомобиль посещала умы конструкторов завода в Набережных Челнах, известного своими надежными грузовиками.

С подачи тогдашнего ведущего конструктора «КамАЗа» Владимира Баруна был спроектирован и построен в экспериментальном цехе предприятия небольшой двухместный автомобильчик. Ему присвоили индекс 1101 и имя «Мишка» в честь младшего сына Баруна.

Несколько прототипов 26-сильной машинки, в том числе с четырехместным салоном, в котором задний ряд занял место багажника, «КамАЗ» показывал на разных выставках того времени. Видимо, этого было недостаточно, потому что вместо «Мишки» на ЗМА в 1995 году начали собирать «Оку».

Статья в тему:  Как обратное давление выхлопных газов влияет на мощность автомобиля?

УАЗ-3170 (1979)

Прежде чем на УАЗе сформировалось понимание того, как должны выглядеть внедорожники нового поколения, известные нам под именами «Симбир» и «Патриот», в Ульяновске построили несколько довольно интересных прототипов под индексами 3170, 3171 и 3172. Первый чем-то отдаленно напоминал Defender и Range Rover.

Несколько итераций второго отличались внешне головной оптикой и мягким складным верхом. У одного фары были круглыми в духе Suzuki Samurai, а у другого — «жигулевскими» прямоугольными. Однако и эта серия, разработанная по заказу минобороны в качестве замены модели УАЗ-469, также не получила одобрения, оставшись в статусе ходовых прототипов.

УАЗ-3172 (1991)

Еще одна попытка выпустить новый внедорожник по запросам военных, но уже под индексом 3172, была предпринята в начале девяностых, когда УАЗ представил многоцелевой универсал повышенной проходимости. Изображенный на фотографии синий прототип был построен в единственном экземпляре как гражданская версия новинки, рассчитанная не столько на аграриев и геологов, сколько на туристов и любителей путешествий на природе.

Автомобиль будущего: взгляд из прошлого

Автомобиль будущего по Арямову

Наверное, каждому из нас не раз приходилось слышать восторженные эпитеты по поводу новейших автомобилей. И удобные они, и экономичные, и безопасные, и… Словом, практически совершенные. А сколько в них разного рода ультрасовременных сервоустройств! Словечко «инновационный» стало так часто встречаться в текстах, что успело набить оскомину внушительных размеров… По всему выходит, автомобиль ныне — верх совершенства. Страшно подумать, что ждет его лет через 20–30, куда выведет его кривая прогресса. Некоторые журналисты пытаются заглянуть в будущее и смело прогнозируют появление автомобилей на водородном топливе, на газе, биотопливе, электромобили… Разве что с ядерным реактором никто не осмелился предложить. Некоторые рассуждения выглядят весьма убедительно. Интересно, а как будет на самом деле?

Для того, чтобы оценить насколько могут сбыться подобные прогнозы, удобно оглянуться назад, и посмотреть, как же представляли себе автомобиль близкого будущего каких-нибудь 50 лет назад. Напомню. Гордостью советского автопрома были «Волга» ГАЗ-21, ЗИМ и «Москвич-402».

Журнал «За рулем». Июльский номер за 1957 г., страница 14, статья с многозначительным названием «СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ». Написанная про автомобиль будущего, каким он виделся в середине века, причем писал не кто-нибудь, а инженер. Фамилия его — Арямов.

(Для справки. В.Арямов вместе с Ю.Долматовским разработали перспективную модель, призванную сменить ГАЗ-М-20 «Победа», вариант рестайлинга сейчас известен как «Победа-НАМИ», это был, по сути, один из вариантов первой «Волги»).

Что же нам предсказали?

Угадал автор многое. «Все большее значение приобретает надежность и эффективность тормозов, рулевого управления и узлов ходовой части. Улучшение этих узлов достигается, с одной стороны, путем применения мощных сервомеханизмов, увеличения длины рессор, усиления амортизаторов и т. д.». И в самом деле, эффективность тормозов росла и растет, как и рулевого и ходовой. Правда, во многом за счет комфорта. С сервомеханизмами (усилитель тормозов, усилитель руля и т.д.) тоже угадал. Разве что других упругих элементов, кроме рессор, не увидел, что странно: тогда уже вовсю применялись пружины, а Ситроен DS щеголял гидропневматической подвеской. Впрочем, это детали.

Статья в тему:  Автомобильный дизайн ЖК экранов наконец то выйдет за рамки прямоугольного стиля

«Недавно начали получать распространение раздельные гидроприводы для передних и задних тормозов, уменьшающие опасность выхода их из строя при разрыве шланга». В самом деле, на «Волге» был ОДИН гидропривод на все четыре колеса. И при разрыве шланга она оставалась без тормозов… Здесь автор тоже спрогнозировал верно.

«На серийных автомобилях появляются и более эффективные дисковые тормоза». И снова в яблочко. Если не обращать внимания на такую мелочь, как ошибка в эффективности. На самом деле, дисковые тормоза прижились потому, что у них практически линейная характеристика торможения в зависимости от нажатия педали, то есть ими попросту легче управлять (то есть — дозировать).

«На современных машинах устанавливаются сервомеханизмы. Они позволяют поднимать или опускать стекла, регулировать положение сидений простым нажатием кнопок, не отвлекая от наблюдения за дорогой». И это написано в 1957 году! А ведь широкое распространение такие сервомеханизмы получили лишь во второй половине девяностых…

«Наружное зеркало позволяет водителю видеть обгоняющие автомобили, не отвлекая внимания от наблюдения за дорогой». Во как! Не было в стандартной комплектации наружных зеркал. Впрочем, в качестве опций — тоже. Однако появление этих необходимых атрибутов автомобиля автор предсказал точно. Правда, в единственном числе — зеркало задумывалось одно, левое. Не учел плотности движения…

«В ненастную погоду возможность наблюдения за дорогой почти целиком определяется формой и зоной действия стеклоочистителей. В некоторых автомобилях ставят опрыскивающие приспособления, смывающие со стекол подсохшую грязь». Опять угадал. И рост очищаемой поверхности, и омыватели стекла. Любопытно, что слова «омыватель» еще не было.

«Наиболее распространенное расположение переключателя света фар — под левой ногой водителя — не всегда дает возможность переключить свет в нужный момент, так как нога в это время часто оказывается на педали сцепления. На некоторых автомобилях переключатель размещают под рулем так, чтобы можно было достать его пальцем, не снимая руки с рулевого колеса». И тут наш автор как в воду глядел! Ножной переключатель «ближний-дальний» стал таким архаизмом, что многие даже и не ведают о его существовании.

«Различные безопасные конструкции рулей предлагались давно, но на серийных автомобилях они появились лишь в последнее время. Наилучшим конструктивным решением, пока еще не осуществленным на практике, вероятно, будет телескопическая пружинная рулевая колонка, которая к тому же позволит регулировать положение руля относительно сиденья». Уже давно, лет 40, все без исключения автомобили комплектуются травмобезопасными рулевыми колонками.

Статья в тему:  Ожидаемая премьера McLaren 650S на автосалоне в Женеве 2014

«Для маленьких пассажиров на автомобилях последних выпусков за рубежом устанавливаются специальные сиденья с ремешками». Когда-когда появились у нас детские сиденья? А в каком году ПДД обязали их применять? Напоминаю: статья напечатана в 1957 году…

Неужели Владимир Иванович Арямов ясновидец? Конечно, нет. Все, что он предугадал, истекает из обыкновенной логики. А кое в чем он и ошибся. Например:

«Размещение рычага коробки передач на руле и в ближайшей перспективе автоматическое сцепление — таковы в настоящее время основные элементы безопасности конструкции автомобиля». Рычаг на механической коробки на рулевой колонке не прижился — удобство в таком расположении сомнительное, а надежность так себе. Автоматическое сцепление тоже кануло в лету.

В другом месте Владимир Иванович озвучивает не свои мысли, а планы ГАЗа. «На „Волге“ будет устанавливаться и автоматическая коробка передач». Какие радужные прожекты… Не вышло у ГАЗа с автоматом. Только на «Чайку» и ставили…

«Особенно хорошую обзорность обеспечивают панорамические ветровые и задние стекла». И панорамные стекла исчезли в ходе эволюции автомобиля. В основном, по причинам, связанным с безопасностью.

Автор и словом не обмолвился об экологичности и экономичности автомобиля, ему и в голову не могло прийти, что возможны будут навигационные системы. А также — системы АБС и подобные им. Передний привод — и тот остался без внимания. Да много чего упущено. Полагаю, читатель сам сможет продолжить список.

Самые забавные заблуждения оказались на рисунках (кстати, автор их — тоже Арямов). Смотрите сами:

— прозрачный плужок на капоте отбрасывает мошек и пыль от ветрового стекла.

— высокие «хвосты» кузова, как оперение стрелы, улучшают устойчивость автомобиля в потоке воздуха.

Наивность, с которой автор на полном серьезе рассуждает о таких вещах говорит только о том, что в 50-е годы конструкторы автомобилей имели весьма смутное представление об аэродинамике. Ясно, что от хвостовых килей, равно как и от плужка толку не будет.

Забавно, что переднее сиденье — сплошное, без малейшего намека на боковую поддержку. Да и профиль его оставляет желать лучшего. Очевидно, специалисты по эргономике решили, что достаточно сделать его мягким…

Обратите внимание: ведущие колеса — задние. Подвеска задних колес — независимая. И, что прелюбопытно, поток мощности на дифференциал передается гидроприводом! Это — из области фантастики…

На иллюстрациях можно увидеть огромный руль с тонким ободом и утопленной в целях безопасности ступицей. Огромное кольцо клаксона — видимо, им предполагалось часто пользоваться. Мягкая обивка. Часы. Рычаг КП под рулем

Какой же вывод из всех ошибок и совпадений? Он прост: Как бы ни расхваливали новейший автомобиль, как бы ни превозносили его удобство, экономичность и безопасность, совершенным он кажется только нам, современникам. Через каких-нибудь 30–40 лет станет видно, как наивны были наши оценки. В конце концов, «Москвич-402» в свое время считался венцом автомобильного прогресса.

Статья в тему:  Смартфон в автомобиле может стать смертельной угрозой

На заставке — НАМИ-013 — первый послевоенный, авангардный по стилю экспериментальный автомобиль, созданный дизайнерами В. И. Арямовым, Ю. А. Долматовским, К. В. Зейвангом. Так они видели автомобиль будущего. То есть на этом мы с вами должны ездить сейчас.

Ну а весь интересный архив журнала, с 1928 по 2011 включительно находится здесь.

Автомобили будущего с точки зрения СССР

Трудно провести границу между «сегодня» и «завтра» автомобилей. Тем более автобусов и грузовиков. Интервалы между сменами их моделей длиннее, чем у легковых автомобилей, поскольку программа выпуска меньше и затраты на производственное оборудование окупаются медленнее. К тому же для «действительно полезных» не важна мода, их рассчитывают на долгую жизнь. И вот получается, что и на сборочных конвейерах, и на дорогах можно увидеть архаичные машины бок о бок с прогрессивными.

Автобусное будущее

Получить представление о перспективном автобусе поможет своеобразное предполагаемое продолжение, экстраполяция развития… автобусного остановочного пункта. Когда- то его обустройство заключалось в табличке на фонарном столбе. Таблички становились подробными, превратились в щиты с расписанием. Появились платформы, «карманы» в тротуарах для заезда автобусов, застекленные павильоны. Растут требования к информации, комфорту, безопасности. Продолжением этой линии развития станет небольшая станция, под крышу которой заходит автобус. В пересадочных узлах она образует комплекс со станциями трамвая, метро, железной дороги (может быть, под землей).

Платформу станции, конечно же, выполнят высокой, на одном уровне с полом автобуса. Отпадает необходимость в ступеньках, из-за которых автобус долго задерживается на остановках. Улучшится удобство входа и выхода, очень важное для пассажиров с детьми и пожилых. За счет сокращения продолжительности остановок возрастет эксплуатационная скорость автобуса. Не потребуется ни понижения его пола (оно имеет конструктивные пределы), ни «южных устройств для опускания подножки, применяемых, например, в США. Соответственно изменится внешний вид автобуса.

За станцией с высокой платформой видится новый расцвет двухэтажных автобусов, вместительных, но занимающих мало места на улице. Препятствием их распространению служит внутренняя лестница, с ней связаны потери площади обоих этажей и большая высота кузова. Стоит выполнить станцию двухэтажной, может быть, с эскалатором, и верхний этаж автобуса превратится в комфортабельный, как у легкового автомобиля, невысокий салон с несколькими дверями, сплошь заполненный рядами кресел.

Ожидаемое возрождение двухэтажного автобуса — типичный для истории техники пример развития «по спирали». Когда-то все омнибусы, конные, паровые или бензиновые были с «империалом» и естественно выглядели на улицах, забитых экипажами. Погоня за скоростью, сокращением времени остановок уничтожила империал. Он сохранился лишь в Англии. Но в последние годы двухэтажные автобусы вновь появились и за ее пределами. Им откроет широкую дорогу решение проблемы «лестница — остановочный павильон». Сегодня против этого решения еще возражают радетели безопасности; мол, как обойтись без внутренней лестницы, если… Точно такие возражения звучали по адресу пневматических шин, запрета звуковых сигналов, выдвинутой вперед кабины водителя, да и самого автомобиля! И во всех случаях найдены технические решения, обеспечивающие безопасность полезных устройств. Так будет и с двухэтажным автобусом.

Статья в тему:  Столь безумный срок автокредита на подержанный Mercedes-AMG доказывает, что даже богатые люди могут ошибаться в математических расчетах

В малых городах и на окраинах больших в часы пик автобусы переполнены, а в остальные часы ходят редко, чтобы не «возить воздух» (и опять-таки переполненные). Найдено решение и этой проблемы — так называемые «модульные» автобусы и автобусы, работающие по вызову.

«Модульные» выполняются в двух вариантах — с рабочим местом водителя и без него, но оба с двигателями. Их можно соединять в поезда с единым управлением всеми двигателями и трансмиссиями. В часы пик работают поезда, в остальные часы — головные машины без прицепов. Соблюдается постоянная частота движения автобусов, равномерное их наполнение, минимальные расход топлива, загрязнение воздуха и занятость водителей.

Автобусы для работы по вызову снабжены радиоустановкой. Центральная диспетчерская держит связь с водителями и с остановочными пунктами. Ожидающий пассажир нажимает кнопку нужной ему цели поездки, сигнал поступает на ЭВМ; она диктует водителю одного из автобусов кратчайший маршрут, обеспечивающий реализацию нескольких вызовов и недолгое ожидание пассажиров на остановках. Система «по вызову» уже применяется в ряде западноевропейских городов.

Будущее развитие грузовиков

Хотя пути развития автобусов и грузовиков давно стали самостоятельными, между ними сохраняется общность в главном: растет грузоподъемность больших машин и вместе с тем распространяются малые.

Повышенная грузоподъемность проявляется в советском автостроении еще с 30-х годов. Она отражает особенности социалистической системы — крупные сельские хозяйства, централизованная перевозка промышленных и торговых грузов. Среднее значение грузоподъемности единичного автомобиля достигло в 1960 году 3 т, в 1975-м — 5,5 т, в 1985 году — около 7 т. Этому способствовал пуск величайшего в мире завода грузовых автомобилей — КамАЗ. За рубежом рост грузоподъемности сопровождается массовым применением малотоннажных автомобилей, так что ее среднее значение остается меньшим, чем в СССР.

Развитие грузовых автомобилей АМО-ЗИЛ.

Вместе с тем для советских автомобилей характерна умеренная нагрузка, приходящаяся на каждую пару колес. Поэтому наиболее распространенные грузовые автомобили ГАЗ и ЗИЛ будут и впредь строиться с капотной компоновкой, ныне мало популярной на Западе, но обеспечивающей равномерное распределение массы по колесам.

В связи с ограничениями нагрузки на оси при одновременном росте грузоподъемности автомобиля число осей, в основном ведущих, у грузовых автомобилей увеличивается. Давно ли трехосный автомобиль считали специальной машиной? А ныне это повседневный массовый автомобиль. Представляются реальными и уже выпускаются большегрузные автомобили с числом осей четыре— шесть. Этому сопутствует увеличенная платформа, которая займет впоследствии всю длину машины. Увеличение количества ведущих осей, возможно, ускорит внедрение электро- или гидропривода, согласующихся с автоматизацией управления.

Статья в тему:  Что произойдет с автомобилем если на скорости 100 км/час включить заднюю передачу

Развитие компоновки большегрузных автомобилей

Все вместе взятое изменит облик грузового автомобиля. Он превратится в своеобразный шоссейный вагон. Кабина «вагона», по удобствам превосходящая салон нынешнего легкового автомобиля, вероятно, окажется под платформой, так же как и сместившийся к середине колесной базы двигатель. Скорей всего, кабина станет одноместной: грузчиков заменят механизмы, а экспедитора, как это уже делается, — сам водитель, если его не заменит робот. Облегчение труда водителя не ограничится автоматизацией трансмиссии, от-личным обзором дороги и низкой посадкой кабины. Она будет оборудована кондиционером, не менее обязательным здесь, чем на тракторе, комбайне или представительской легковой машине, и всевозможными электронными устройствами, контролирующими работу агрегатов автомобиля.

Такой вагон станет особенно удобным объектом для получающих все большее распространение комбинированных автомобильно-железнодорожно-водных перевозок. Размеры платформы автомобилей и прицепов будут согласованы с размерами железнодорожных платформ, корабельных трюмов, палубных площадок, а может быть… и фюзеляжей самолетов. Кузов грузового автомобиля окончательно превратится в унифицированный контейнер.

Конечно, это картина сравнительно далекого будущего. Ему должны предшествовать переходные стадии.

Разделению грузовых автомобилей на магистральные и городские будут способствовать многие обстоятельства, в том числе и такое, как различие в типах двигателей. Каким бы успешным ни было совершенствование двигателей внутреннего сгорания, городским автомобилям придется с ними рано или поздно расстаться. Для этой сферы использования автомобилей наиболее перспективным видом энергии представляется электричество. Поэтому во всех странах ведутся большие работы по электромобилям, некогда сданным в архив. Напомню, что главные препятствия к распространению электромобилей — их большая масса и малая энергоемкость доступных по стоимости аккумуляторных батарей. Можно ожидать улучшения показателей батарей примерно вдвое, но все-таки электромобили будут значительно уступать жидкотопливным и газовым соперникам. Однако при специализации городских электромобилей к ним не обязательно предъявлять те же требования, что и к машинам, рассчитанным на большую скорость и дальние рейсы. Суточный пробег грузовых и служебных автомобилей в городе не превышает 100 км (значительно больший пробег только у автобусов и такси), скорость ограничена, в течение суток неизбежны одна или несколько продолжительных остановок. Эти особенности создают условия для внедрения электротяги, близкие к условиям…XIX века. Можно рассчитать пробег от одной зарядки до другой, а для пополнения запаса энергии предусмотреть в местах стоянок зарядку или смену батарей. Пока электромобилей немного, можно подзаряжать их от городской электросети, а затем придется создать изолированные от населенных пунктов центры зарядки батарей. Ведь они нетоксичны только во время работы, разрядки, а при зарядке выделяют ядовитые пары.

Электромобили будущего

Подчеркнем: речь идет только о городских электромобилях. Перспектива замены всех автомобилей электромобилями неоправданна, да и вряд ли реальна. На загородных дорогах двигатели автомобилей не приносят большого вреда. Вместе с тем при «тотальной» замене общая мощность электромобилей была бы равна мощности сотен крупнейших электростанций, необходимых для зарядки батарей. Парк же городских машин значительно меньше, причем на каждую расходуется, учитывая ее умеренные скорость и суточный пробег, в 5—7 раз меньше энергии, чем на быстроходный автомобиль.

Статья в тему:  Как определить перекрашивался ли автомобиль?

Электромобили отечественного производства. На схемах показано расположение их агрегатов: А — аккумуляторы, В — двигатели

Его силовой установкой, как показывают исследования, еще долго будет служить двигатель внутреннего сгорания, однако отличный от теперешнего. Отличия уже проявляются. Если в 60—70-х годах произошла замена на грузовых автомобилях рядных двигателей с боковыми клапанами на У-об- разные, верхнеклапанные, то к 90-м годам ожидается массовый перевод грузовых автомобилей на дизель. Дальнейшая перспектива с учетом экономии топлива, содержания вредных веществ в отработавших газах, ресурсов топлива такова: следует ожидать прогресса двигателей, работающих на спиртовом и газовом топливе. Исследования подтвердили перспективность двигателей с непосредственным впрыском топлива, турбодизелей, вероятность интенсивного развития водородных силовых установок.

Что еще может измениться в конструкции грузовых автомобилей? Очень многое, как и в конструкции автобусов, легковых машин. Вот лишь один пример: у городских «развозных» фургонов руль, возможно, переместится вправо, чтобы водителю было удобнее выполнять функции экспедитора и маневрировать около пунктов погрузки-разгрузки. К тому же будет исключен опасный выход водителя на проезжую часть улицы. Еще один пример развития «по спирали»!

Можно было бы продолжить взятые из современной практики примеры, которые приобрели новые перспективы внедрения, но нам пора обратиться к более общим проблемам будущего автомобиля и к судьбе его идеи.

17 автомобилей будущего из прошлого: какими видели их инженеры

Часто в научно-фантастических фильмах можно увидеть, как сценарист или режиссёр пытаются представить зрителю мир будущего, создавая футуристические модели транспортных средств, предметов интерьера и многие другие атрибуты. Особенно интересным это выглядит, если обратить внимание не на современный кинематограф, а взглянуть на уже прошедшую ретро-эпоху. Ярким примером этого может стать фильм «Назад в будущее 2», где Роберт Земекис (Robert Zemeckis) показал своё видение того, чего же достигнет технический прогресс цивилизации в 2015 году. Увы, но ни cамозашнуровывающихся кроссовок, ни ховербордов (летающих скейтбордов) по-прежнему приобрести не представляется возможным, хотя на календаре уже 2014 год. Отдельным же предметом обсуждения являются так называемые «автомобили будущего», представления о которых воплощали в жизнь не только на больших экранах, но и в виде полноценных концептов.

Организованная недавно выставка необычных четырёхколёсных средств передвижения сумела собрать в одном месте самые невероятные и фантастические концепт-кары из прошлого. Для поиска представленных моделей автомобилей организаторам пришлось связываться с владельцами редких экспонатов по всему миру — от Европы до США. Место проведения экспозиции был обозначен музей High Museum of Art в штате Джорджия. Представленные экземпляры никогда не предназначались для продажи (кроме одного), а конструировались лишь для демонстрации передовых возможностей исключительно в рекламных целях, чтобы качественным образом и своим неординарным подходом выделиться на фоне конкурентов.

Статья в тему:  Ожидаемая премьера Chevrolet Camaro Convertible F/L на автосалоне во Франкфурте 2013

Первым задерживающим на себе взгляд концептом стало «Электрическое яйцо» — модель «Electric Egg», собранная в 1942 году. Французский инженер, который стал автором проекта, видел предназначение своего детища в качестве транспортного средства личного пользования для передвижения по городским улицам Парижа во время Второй мировой войны.

Вряд ли сможет оставить вас равнодушным и Firebird XP-21, обладающий футуристическим ракетообразным дизайном. Концепт был воплощён в жизнь усилиями инженеров из компании General Motors в 1953 году. Экстерьер «болида» был выбран не случайно и имел скрытый подтекст, символизируя своим видом взявшую старт космическую гонку между двумя сверхдержавами. Создатели Firebird XP-21 настолько увлеклись выбранной ими тематикой из области самолёто- и ракетостроения, что даже оснастили разработку газовой турбиной. Однако подобная установка оказалась коммерчески нецелесообразной, поэтому от её применения в дальнейшем пришлось отказаться.

Cadillac Cyclone XP-74, показанный в 1959 году, стал ещё одним отображением начала космической эры. Широкие крылья, стеклянная кабина, которая лучше всего подходила бы для пилота реактивного истребителя, а не водителя наземного транспорта,в совокупности с утончённым фирменным стилем фирмы из Детройта воплотились здесь в едином и слаженном тандеме. Главный конструктор автомобиля также подсмотрел некоторые элементы дизайна у самолётов того времени.

Ретро-спорткар компании Bugatti, известной сегодня своим гиперкаром Veyron, также оказался в числе приглашённых на выставку. Созданная самим основателем итальянской компании модель из далёкого 1935 года выглядела со своими округлыми формами явно выходящей за рамки привычного образа автомобиля, характерного для того периода времени.

Творение Ford под названием 40 Special Speedster слегка отклонилось от повсеместно используемых грубых квадратных форм кузова, приобретя плавные линии дизайна. Автомобиль, представленный в 1934 году, был оснащён самыми новаторскими технологиями и решениями. Позднее часть из них успешно получила развитие и стала применяться уже в серийном производстве.

Период с 30 по 40 гг. был по-настоящему продуктивен для автомобильных дизайнеров и инженеров. Ещё одним ярким представителем того времени, олицетворяющим «бунтарский стиль» и отклонение от негласных традиций в автоиндустрии, стал C-25 Aerodyne под авторством французского пионера авиации Габриэля Вуазена (Gabriel Voisin). Показанный на парижской выставке в 1934 году он успешно сыграл отведённую ему роль, привнеся свежее веяние во французскую автомобильную промышленность, которая переживала период творческого застоя.

В 1941 году моделей Chrysler Thunderbolts было построено всего пять единиц, но машина сразу успела получить неофициальный статус «автомобиля будущего», созданного для информирования не слишком знакомой с тонкостями автомобилестроения общественности о таких немаловажных параметрах при проектировании, как аэродинамика.

Статья в тему:  Автомобильная авария, которая научит самому главному

Концепт Tasco заложил основы использования в конструкции автомобиля такого материала, как стекловолокно. Он был применён здесь для создания крыльев, практически полностью закрывающих колёса. Использованная разновидность кузова тарга с продольной балкой (T-top roof), крыша которого состоит из нескольких съёмных панелей, нашла дальнейшую реализацию при создании популярной модели Corvette 1968 года.

Менее 10 моделей минивэна Stout Scarabs были вручную собраны американской компанией Stout Motor Car Company в 1936 году . Целью, которую преследовало руководство фирмы и участвовавшие в работе специалисты, являлась реализация концепции «гостиной на колёсах», которая без труда вмещала бы одновременно до семи персон.

Инженер из Соединённых Штатов Норман Тимбс (Norman Timbs) решил по примеру более именитых коллег воплотить своё представление об автомобиле будущего, создав в 1936 году модель для личного передвижения. На реализацию творческого потенциала ему понадобилось 2,5 года и примерно $10 тыс. Взглянув на транспортное средство, лишь лобовое стекло подскажет не знакомому с данным концептом человеку, в какую же сторону должен начать своё движение автомобиль.

Le Sabre XP-8 стал первым концептом General Motors, созданным в послевоенное время. Машина, выполненная с использованием алюминиевых листов и отдельных компонентов из того же металла, получилась с виду «острой», как лезвие бритвы. В конструкции также применялись материалы из стекловолокна и магниевого сплава. Здесь даже присутствовал подогрев сидений, что являлось достаточно экзотической опцией для автомобиля 1951 года выпуска.

А вот и ещё один концепт, который хоть и обладал не самым броским видом, но мог заслуженно носить название «автомобиля из будущего», значительно опередив прогресс своего времени. Buick Centurion XP-301, показанный в 1956 году, не имел вовсе зеркал заднего вида. Вместо них уже тогда было решено применить камеры с широкоугольным объективом, а за визуальное отображение происходящего вокруг отвечал встроенный в приборную панель дисплей с физическими размерами 4×6 дюймов.

Элегантный Chrysler Ghia, спроектированный итальянским дизайнером Джованни Савонуззи (Giovanni Savonuzzi) в 1955 году, воплотил в себе все лучшие черты от итальянской харизматичности и американской прагматичности, разбавленной фантазией конструктора о том, как будут выглядеть автомобили будущего.

Стилистика концепта от Lanica легла в основу последующих раллийных автомобилей и оставалась неизменной на протяжении достаточно долгого периода. Именно Lancia Stratos HF, появление которого датировано 1970 годом, стал началом новой эпохи итальянской компании. Попасть на водительское или пассажирское место возможно было лишь со стороны нестандартного по форме и размерам лобового стекла, которое поднималось наподобие багажника. А вот привычные для современного понимания компоновки авто двери здесь отсутствовали.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: