52 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сколько на самом деле стоят автомобили: себестоимость производства

Себестоимость автомобиля. Расчет производства легкового и грузового типов

Как-то несколько лет назад, прошла такая интересная информация по многим сайтам – что себестоимость производства LADA GRANTA всего 55 000 рублей. Конечно, тогда на момент выпуска модели цена на «новую» была не так велика — порядка 279 000 рублей (сейчас цены выросли из-за кризиса). Однако это в несколько раз выше, чем заявленная цена. Проговорился про эту стоимость один из руководителей АВТОВАЗ, однако позже она была опровергнута маркетологами этого концерна, дабы не вводить потребителя в замешательство. Однако … сколько же реально стоит производство нового автомобиля? И сколько мы реально переплачиваем? Давайте вместе подумаем …

ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ

Понравилось мне писать статьи — которые заставляют читателей задуматься, первая была про непроданные машины, обязательно почитайте. Сегодня про реальную стоимость, думаю, вас не разочарую.

Если честно, то вам никто никогда не скажет стоимость нового автомобиля, это своеобразная коммерческая тайна. Причем она хранится под «семью замками»! И если кто-то публичный вам заявит что себестоимость копеечная, ее сразу же опровергнут – кому охота терять доход?

Общие заблуждения

Как реально оценивает потребитель автомобиль? Все просто — чем премиальнее и больше автомобиль, тем он дороже. Якобы на дорогие бренды уходит другой металл, на производство более качественный и практичный, так вот ребята — это по большому счету бред. Запчасти и материалы уходят на второй план, когда узнаешь реальную стоимость произведенного автомобиля. То есть, нет прямой привязки деталей и места где они произведены – к стоимости машины в целом. Конечно, различия между классами автопрома будут, ведь в бизнес-класс нужно добавить кожу и дерево, а в премиум сегмент – микролифты и т.д. Но по сути все это незначительно.

Небольшое расследование

Я долго изучал эту тему, читал многие бизнес журналы, а так как я технарь (когда-то разрабатывал станки), видел – из чего они делаются и как они продаются. Немного смыслю в этом. Если верить многим разоблачителям то себестоимость нового авто всего – 20% от стоимости! Просто вдумайтесь! Например, стоит бизнес класс – около 1 500 000 руб., а его реальная себестоимость производства всего – 300 000! Представляете — какой «навар»?

Из чего складываются эти цифры?

Не для кого уже не секрет, что машина-комплект, это кузов, двигатель, трансмиссия, все зеркала и стекла, отделка — стоят на уровне производства (не путать с розничной торговлей) – 10 – 15% от общей суммы. А вот чтобы это собрать, покрасить и т.д. Нужно еще 5 – 10% это так называемый конвейер, ну и применение роботов. То есть действительно, чтобы произвести машину нужно всего 20% от ее общей цены. И такой расклад работает уже очень давно, даже при плановой экономики в СССР, часть затрачивая на производство была всего около 28%, это конечно много — но также около трети общих затрат.

Но как вещают многие СМИ, лидерами экономии являются японцы, с их роботизированными линиями, где присутствие человека снижается год от года, у них эта цифра приближается к – 17-18%.

Так почему так дорого продают машины? Или совести совсем нет? Однако тут не все так просто, давайте копать дальше.

Статья в тему:  Физика: как разогнать автомобиль при помощи фар и почему это происходит?

Что еще добавляется к цене?

Конечно, если у вас есть технологии, и сама модель автомобиля уже разработанная и с нужными параметрами – то вам повезло! Вы смело можете внедрять ее на производство и штамповать сотнями экземпляров – но такого не бывает! Модель нужно разработать — нанять дизайнеров, технологов, инженеров, все просчитать и выверить все параметры, (скорости нагрузки и т.д.) — технические изыскания. Усовершенствовать техническую базу – разработать новые двигатели, подвеску и трансмиссию, потому как если поставить старые, вас просто не поймут — модель не будет продаваться.

Также если модель страшная, кузов — салон не привлекателен, также не будет продаж. Знаете тут целая индустрия, на которую тратятся миллиарды долларов, так например – разработать полностью новую легковую модель, оценивают примерно в 0,5 – 1 миллиард долларов, внедорожник – 1,5, а вот грузовой авто – 2 – 3 миллиарда. Поэтому новинки не так часто сходят с конвейеров, зачастую производитель балует обманками.

Это называется «FACELIFT» или по-русски «подтяжка лица», когда одну и туже модель начинают украшать новыми опциями, например фарами, бамперами и т.д. Но внутри она та же самая, вроде обновление – покупатель разогрет – минимальные вложения и в серию, продажи увеличены!

НО стоит помнить — что инженеры, дизайнеры, разработки, испытания, краш-тесты и прочее – стоят ОЧЕНЬ дорого.

Если подбить по процентам, то это примерно – 15 – 20% от себестоимости. Это очень существенно! А теперь представьте — что эта машина продаваться не будет, может привести практически к банкротству производителя.

Продукт в массы или маркетологи

После того как автомобиль произведен испытан и т.д. прибавляем к себестоимости услуги «продвиженцев» или маркетологов. Ведь они реально двигатель прогресса, а уже после реклама, которую они заказывают и выдумывают.

Мало того, чтобы ваш бренд был узнаваемым нужно открыть как можно больше дилерских салонов, сделать целую инфраструктуру, желательно по всему миру, со всеми вытекающими.

Далее набираем персонал, обучаем его и т.д. Также не стоит забывать про светские «рауты» и спонсорство и т.д.

ДА и сама реклама на телевидении, сайтах, интернете стоит ой как не дешево! Так например одна минута на центральном канале стоит для производителя около – 1 миллиона долларов!

Если подвести итог, то маркетинг съедает еще – 20% от себестоимости.

Переплата за бренд

Знаете стоимость бренда это очень интересная составляющая, ведь чем он круче, тем больше продукции он реализует. Поэтому на бренды работают целые команды, по нагону рейтинга в реальной жизни. Простыми словами — сидит куча людей и «пиарят» этот продукт, например автомобиль или определенную модель.

Хотя сейчас практически все производители начинают выравниваться, уже нет глобальных отрывов в технологиях, так и японцы, и немцы, и корейцы подтянулись и находятся примерно в одних статистических погрешностях.

Однако как я уже писал выше, чем круче вас распиарили – тем больше вас покупают, ничего личного только бизнес. Лидером этого является компания TOYOTA, далее идет BMW, PORSCHE, Mercedes и HONDA, это пятерка самых дорогих производителей. Однако в 10 – ке уже сейчас присутствуют такие бренды как KIA и Hyundai, которых еще 5 – 10 лет назад не было даже в рейтинге.

Статья в тему:  Ожидаемая премьера Kia Sedona Minivan на автосалоне в Нью-Йорке 2015

Переплату в себестоимости за бренд подсчитать достаточно сложно! Ведь она зависит от многих факторов, например от количества проданных автомобилей. Чем больше продано – тем больше производитель заработал – снизил издержки, не тратился на разработку обновлений и т.д. Вот почему каждый производитель старается выработать те модели, которые будут всегда на слуху, и будут хорошо продаваться. Например у той же TOYOTA, это Corolla и Camry, их будут покупать только из-за названия, потому как раньше это были качественные авто, а вот сейчас …

К сожалению многие из нас покупают вещи интуитивно, например взять те же IPHONE, телефон намного проигрывает по характеристикам многим ANDROID гаджетам, но его хватают интуитивно, потому что бренд – маркетологи, хорошо поработали, лапши вылито «тоннами на уши». И теперь можно гнуть за него цены, все-равно будут брать, не понимая ничего!

Также и с авто, например — уже давно TOYOTA это не то качество, а комплектующие производятся международными компаниями и поставляются и на FORD, и на те же KIA и т.д. То есть идет глобализация, но человек берет TOYOTA и говорит что это бренд! В голове каша, в общем … это и есть стоимость бренда.

И знаете, японские производители тут не в лидерах, как правило — пальму первенства всегда берут Немецкие авто, такие как AUDI, Mercedes – у них бренд в себестоимости может достигать до 50%, при их технологичности. А компания BMW по исследования международной компании «INTERDRAND», может получать до 60% от стоимости авто, только за свой логотип на капоте.

В заключение хочется сказать про грузовой транспорт, тут нет никакой разницы с легковыми машинами, все дело только в более сложном производстве, технологиях и испытаниях – все остальное как под копирку.

Небольшой расчет в цифрах.

Так что тут есть над чем подумать.

Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.

(16 голосов, средний: 4,31 из 5)

Сколько на самом деле стоят автомобили: себестоимость производства

Мало кто из потенциальных покупателей автомобилей задумывается, а сколько же на самом деле стоит выбранный им автомобиль?

Какая себестоимость будет у среднестатистического автомобиля, который сошел с заводского конвейера?

Составные компоненты стоимости автомобиля. Не секрет, что для каждой страны уровень цен на автомобили может кардинально отличаться от общепринятого. Что является причиной подобного развития событий, по каким правилам происходит образование цены и есть ли у компаний возможность выполнять работу себе в ущерб?

В первую очередь, этот параметр зависит от уровня объемов производства. У каждого автомобильного завода, вне зависимости от выпускаемой марки, имеются несколько разновидностей постоянных затрат. К примеру, одним из наиболее важных моментов, является оснастка, куда входят пресс-формы, а также другие приспособления и оборудование, которое требуются для создания и выпуска деталей машины. Цена на оснастку, используемую для линии моделей, чаще всего равна 200 миллионам долларов. Автомобили, обновляемые один раз в 5-7 лет, показывают стоимость оснастки в 600 миллионов долларов.

Из этого следует, что при продаже, например, одного миллиона машин, размер расходов на каждую из них будет равняться от 200 до 600 долларов. При падении объемов производства, например, до 100 тыс. единиц, расходы на приобретение оснастки будут составлять уже от 2 до 6 тысяч долларов, причем на каждую машину отдельно. При наличии небольших объемов выпуска машин, владелец предприятия имеет полноценное право выполнить переход на дешевое оборудование и оснастку, чтобы выпускать меньшее количество деталей. Но от этого может ухудшиться или качество создаваемых частей автомобиля, или степень надежности самого оборудования.

Статья в тему:  Что нельзя делать за рулем полноприводного авто?

Цены на материалы. Помимо этого, сюда стоит прибавить и стоимость материалов, используемых в производстве автомобилей. К примеру, на сегодняшний день цена на сталь в рулонах на территории Российской Федерации составляет примерно 550 долларов за тонну. На 1 февраля текущего года, цена на торгах на алюминий равнялась 1897 долларам за тонну. Еще одним материалом, необходимым для создания автомобилей, является пластик, который тоже является недешевым, в зависимости от качества.

Средний вес автомобиля, относящегося к эконом-классу, составляет 1360 кг. Общая стоимость материалов, необходимых для его производства, составляет от 2 до 3 тысяч долларов.

Кроме того, сюда следует добавить еще и затраты на сборку машины. Если время сборочного процесса составляет 16 часов, так как оборудования с возможностью автоматизации процесса не так и много, то средняя стоимость сборки при движении по конвейеру будет составлять от 40 до 60 долларов в час. Сюда входит сдельный тип оплаты сотрудникам, работающим на сборочной линии, оплата расходных материалов, электроэнергии и многих других расходов. Итогом за 16 часов работы станут затраты в размере от 640 до 690 долларов. Не стоит забывать еще и о дополнительных системах машины.

Итог. При производстве по миллиону автомобилей на протяжении года, за 30 лет их количество будет равно 30 миллионам. Для поддержания работоспособности завода, потребуется с каждой реализованной машины откладывать на вложение в инфраструктуру и другие нужды предприятия сумму от 100 до 500 долларов. Это позволит также не отставать от конкурирующих предприятий, своевременную замену оборудования и введение новых технологий производства и разработанных высокотехнологичных платформ для создания автомобилей.

Реальная стоимость автомобиля, интересно написано.

Все иллюзии по поводу зависимости качества деталей от цены рушатся, когда вы узнаёте правду о себестоимости автомобиля. Однако сведения о себестоимости – это коммерческая тайна. Поэтому в представительстве любого автоконцерна на вопрос: «Сколько на самом деле стоит в производстве автомобиль?» – после многозначительной паузы, вам ответят, что эти сведения конфиденциальны и точные цифры знают только члены совета директоров. Короче, правды вам не скажет никто.
Хотя, знаете, этого и не требуется… вы можете почитать книги по экономике и самостоятельно разобраться в вопросе «заводской себестоимости».

Бизнес-Журнал» провёл своё расследование и опубликовал его : цифры показывают, что за прошедшие 30 лет в автомобильной индустрии ничего кардинально не изменилось. Себестоимость современных автомобилей осталась примерно той же: около 20%. Причём доподлинно известно, что конвейерная сборка обычно составляет не более 10% от конечной розничной цены автомобиля. Таким образом, «машинокомплект» – набор деталей, из которых собирается автомобиль, по-прежнему стоит около 10%.

В общем, ничего удивительного… Представьте себе низкоэффективное хозяйствование Госплана СССР 70-х годов прошлого века с себестоимостью 27,7% и сравните его с суперсовременным японским или европейским роботизированным производством с идеальной логистикой. Себестоимость 20% при этом у вас вызывает сомнения? У нас – нет.

Вот и получается, что, например, цена автомобиля «Тойота Камри» в салоне 950 000 рублей, его себестоимость 190 000 рублей, а набор деталей, из которых он собран 95 000 рублей. Шокирующие цифры… Одно лишь знание этих цифр способно породить «классовую ненависть».
Но не спешите с выводами! Чтобы понять реальную стоимость автомобиля, необходимо рассмотреть все остальные расходы. Мы провели свой анализ. Если брать за точку отсчета премиум-бренды, на которые принято равняться в автоиндустрии, то структура стоимости современного автомобиля такова:

Статья в тему:  Кредит на покупку автомобиля: Важные советы

Стоимость конвейерной сборки – 10% + 10% – стоимость комплектующих: за железо, пластмассу, дерево, кожу. Итого: 20%. По утверждениям «Бизнес-Журнала», японские автомобили дешевле в производстве, поскольку, заказывая автомобиль, вы выбираете всего из двух-трех возможных комплектаций. Европейцы, напротив, предлагают игру в конструктор «Собери свою машину сам» из сотни разных опций. По индивидуальному заказу, ясное дело, может получаться несколько дороже.

Стоимость научных исследований и разработок – 20%

Прежде чем поставить машину на конвейер, её надо придумать. Например, разработка абсолютно новой модели от эскиза до серийного автомобиля стоит сегодня миллиард долларов, если это внедорожник – два миллиарда. Данная информация не является тайной, напротив, её очень любят озвучивать представители автоконцернов. Действительно, это огромные деньги и титанический труд. Сначала маркетологи изучают пожелания клиентов (то есть, наши с вами), по результатам этих исследований разрабатывается концептуальный дизайн автомобиля.

Потом начинаются инженерные проекты и предсерийные образцы. Затем продув в аэродинамической трубе, краш-тесты, скоростные испытания на гоночных треках, на выживание в условиях жары и холода. И так далее, и тому подобное. Кроме того, добавьте сюда постоянные расходы на научные изыскания и разработки. Ведь уровень конкуренции в автомобильной индустрии чрезвычайно высок и если вы отстали технологически – вы потеряли свой рынок.

Стоимость продвижения – 20%

После того, как машина придумана, создана, испытана, запущена в производство, собрана, покрашена и готова к продаже… её ещё нужно продать. А для этого автоконцернам, во-первых, приходится организовывать целую инфраструктуру. Представительства во многих странах мира – с офисами в центре города, пресс-парком и международными звонками. Участие в развитии дилерской сети и сервисных центров. Тренинги персонала. Светские мероприятия и спонсорские проекты. И так далее…

Во-вторых, если маркетинг стоит относительно дёшево, то реклама съедает …колоссальные бюджеты. Представьте себе, одна минута (!) рекламного времени в мировом эфире сегодня стоит не менее миллиона долларов. Однако и это не всё. На пути рекламы от идеи до проката по телевизору, кормится целая орава представителей рекламной индустрии. Всевозможные копирайтеры, арт-директора, аккаунт-менеджеры, продюсеры, режиссеры, актеры, медиа-планнеры, медиа–байеры. И все хотят денег.

Поскольку бренд автомобиля – это что-то нематериальное, которое невозможно потрогать руками (разве что шильдик на капоте), то стоимость бренда в цене автомобиля – это самая интересная позиция. На первый взгляд, посчитать стоимость автомобильного бренда – относительно несложно. Для этого достаточно от рыночной стоимости компании отнять стоимость её имущества. Поэтому ряд компаний постоянно занимаются мониторингом. Так, например, американская исследовательская компания Millward Brown обнародовала результаты последнего рейтинга BrandZ Top 100, в котором эксперты подсчитали стоимость автомобильных брендов:

Самым дорогим автомобильным брендом, четвёртый год подряд, был признан бренд Toyota, который оценили в 35 млрд. долларов. Бренд BMW признали самым дорогим в Германии. Его оценили в 28 миллиардов долларов. Среди других автомобильных брендов, вошедших в рейтинг, чтобы читатель представлял себе порядок сумм, можно отметить Porsche – 21,7 млрд., Mercedes – 18 млрд. и Honda – 16,6 млрд. долларов. Однако здесь следует сделать важное пояснение: каждая подсчитанная величина – это стоимость бренда ВСЕЙ автомобильной компании. А вот подсчитать долю стоимости бренда в цене каждого конкретного автомобиля – несколько сложнее.

Статья в тему:  Автомобили 1980-х годов: Их должен знать каждый

Дело в том, что цена на автомобиль складывается из того, сколько готов за него заплатить покупатель. Поэтому подсчитать долю бренда в цене автомобиля можно лишь после того, как автомобиль будет продан. А для этого необходимо вычесть все пункты затрат (разработка, исследования, реклама), вычесть брак, заложить заводскую гарантию и …разделить на конкретное количество проданных машин. Ну а поскольку разные модели имеют разный успех и по-разному продаются, то доля бренда в стоимости автомобиля – это не постоянная, а «плавающая» величина. Её можно назвать лишь обобщённо, в процентах.

Так, например, успешные премиальные бренды, как Audi, составляют около 40% в цене автомобиля. Наиболее успешные 50-60%. Мы здесь не говорим про Bentley за 200 тысяч долларов, Rolls-Royce за полмиллиона евро, Lamborghini за миллион и Bugatti – за полтора. Но когда международная компания Interbrand оценивала, сколько же в деньгах «весит» бренд в общей биржевой стоимости автомобильных концернов Mercedes-Benz и BMW, она получила такой результат: 49% и 61%, соответственно. Всё так и есть – данные немецкие автомобили продаются в среднем на четверть дороже японских собратьев.

Сколько на самом деле стоят автомобили: себестоимость производства

Ловкость рук и никакого мошенничества или холодный расчет?

Вы задумывались, сколько на самом деле стоят автомобили? Какова себестоимость новых транспортных средств, выходящих с линии автозавода? Вы наверняка знаете, что в каждой стране стоимость одинаковых моделей может существенно отличаться. Но почему подобное происходит? Неужели автопроизводители применяют для каждого авторынка свое ценообразование? И могут ли автомобильные компании продавать некоторые модели в убыток? Давайте рассмотрим вопрос более подробно и узнаем, из чего же складывается себестоимость производства автомобилей и конечная отпускная цена новых автомобилей.

Во-первых, все зависит от объема производства. Есть несколько значительных постоянных затрат любого автозавода. Например, главное – это оснастка (пресс-формы, приспособления и оборудование, необходимое для изготовления деталей автомобиля). Стоимость оснастки для обновления модели обычно составляет около 200 миллионов долларов. Для нового поколения автомобиля (новый кузов/новая платформа и т. п. – обычно каждые 5-7 лет) необходимо уже как минимум 600 миллионов долларов.

Таким образом, если вы продаете, к примеру, 1 миллион автомобилей, стоимость затрат для новой оснастки на каждую новую машину будет составлять в среднем от 200 до 600 долларов. Если объем производства упадет до 100 000 автомобилей, соответственно, затраты на оснастку в пересчете на каждый выпущенный автомобиль будут составлять от 2000 до 6000 долларов. При небольшом объеме производства автопроизводитель может, конечно, перейти на более дешевую оснастку и инструмент для изготовления деталей не в огромном количестве (от чего может либо пострадать качество выпускаемых деталей, либо надежность самого оборудования). Но все равно даже при более дешевой оснастке производство окажется очень дорогим.

Плюс помимо оснастки, оборудования, инструмента добавьте сюда себестоимость материалов, из которых изготавливаются компоненты автомобилей. Например, средние цены рулонной стали в России сегодня составляют 550 долларов за тонну. По состоянию на 1 февраля 2019 года стоимость 1 тонны алюминия на бирже составляет 1897 долларов. Кроме того для производства автомобилей нужен пластик, который также стоит немало (в зависимости от качества материала). Например, небольшой легковой современный автомобиль эконом-класса в среднем весит 1360 кг. Стоимость же всех материалов для изготовления недорогого автомобиля с таким весом составит примерно 2000-3000 долларов.

Статья в тему:  Рынок поддержанных автомобилей в РФ

Теперь нужно еще учесть затраты на сборку. Если на сборку уходит около 16 часов (при условии, что на линии не так много автоматизированного оборудования), то в среднем при продвижении по линии на сборку будет затрачиваться от 40 до 60 долларов в час (сдельная заработная плата работникам сборочной линии, электричество, расходники, другие накладные расходы). В итоге за 16 часов на один автомобиль будет затрачено 640-960 долларов.

Также нужно не забывать, что в автомобиле помимо пластика и металла есть множество подсистем (приборные панели, сиденья, двигатель, трансмиссия, проводка, датчики и т. д.), собранных в другом месте/цехе, в процессе производства которых также были трудозатраты. Таким образом, добавьте к себестоимости сборки еще 1-2 тыс. долларов.

Кроме того имейте в виду, что содержать сборочный завод недешево. Плюс нужно откладывать с прибыли будущие затраты на амортизацию оборудования. Дело в том, что каждые 20-30 лет на заводе желательно менять оборудование из-за естественного износа (амортизация), а также чтобы идти в ногу со временем, запуская новые высокотехнологичные высококонкурентные платформы.

Если вы производите миллион автомобилей в год, это 30 миллионов автомобилей за 30 лет. Так, из расчета на один автомобиль автомобильной компании с каждой проданной машины нужно будет откладывать где-то от 100 до 500 долларов для инвестиций в инфраструктуру и оборудование завода.

Плюс, конечно же, у любой автомобильной компании есть неизбежные инженерные расходы. К сожалению, об этих вложениях нам неизвестно (все автомобильные компании держат эту информацию за семью печатями). Но в любом случае эти затраты колоссальны. Ведь любой компании нужно создавать конкурентные, эффективные, надежные, качественные, технологичные и энергоэффективные автомобили.

Есть экспертные отчеты, которые говорят, что крупные автомобильные компании тратят на разработку новых моделей от 500 миллионов до 1 миллиарда долларов. То есть от 500 до 1000 долларов за машину при выпуске 1 млн штук в год. И все это только на инжиниринг. Как вам? А теперь представьте, как увеличиваются расходы из расчета на один автомобиль, если объем ежегодного серийного производства упадет до 100 000 автомобилей.

Так что автомобильное производство – очень сложный бизнес. Намного проще создавать компьютеры, планшеты и смартфоны. Хотя общего здесь также много. Например, сделали неудачный дизайн автомобилю – вам гарантированы колоссальные потери. Особенно сложно создать и запустить производство недорогих автомобилей (например, эконом-класса). Надо отдать должное автомобильным компаниям, которые каким-то чудом выпускают недорогие автомобили, где прибыль автобренда часто граничит с убытками.

Тем более что сегодня автомобили могут служить достаточно долго. Вы посмотрите, что получается. Сегодня средняя мировая стоимость нового автомобиля составляет 25 000 долларов. В России, например, это значение чуть больше 1,3 млн рублей. Автомобили при хороших раскладах без проблем прослужат среднестатистическим водителям от 15 до 20 лет (и с большой вероятностью, новые автомобили без проблем проедут не менее 320 000 км (а в большинстве случаев и более 500 тыс. км)). Купив автомобиль, допустим, за 25 000 долларов, за весь срок его службы потребителю покупка машины в итоге обойдется в 0,07 долларов за километр. В России это значение в среднем составит около 4 руб./км.

Статья в тему:  Лучшие представительские автомобили 2015 года

Для сравнения: средняя стоимость новых автомобилей в мире в начале 1970-х годов составляла 4000 долларов (что эквивалентно 22 тысячам долларов сегодня). Однако автомобили тех лет редко преодолевали 160 000 км. Таким образом, в те годы потребителю автомобиль за 1 км пройденного пути обходился в два раза дороже. Естественно, автомобильные компании получали больше прибыли при продаже новых машин, чем сегодня.

Почему в разных странах один и тот же автомобиль стоит по-разному (иногда разница существенная)?

Вспомните, что происходило, когда рубль резко обесценился по отношению к доллару, евро и другим мировым валютам? Да, наша национальная валюта обесценилась почти в три раза на пике паники на Российской валютной бирже.

В итоге многие импортные товары быстро подорожали в два раза как минимум. Но посмотрите, что же произошло с импортными автомобилями? В том числе с теми, которые не производятся на территории России, а импортируются из других стран. Вы будете удивлены, но автомобили в пик кризиса не подорожали в два раза. Мало того, если вы откроете статистику стоимости новых автомобилей в 2015 году, вы не обнаружите увеличения цен даже на 20 процентов. Но как же так? Ведь автомобильные компании должны были пересмотреть рублевые цены на свою продукцию сразу после обесценивания российской валюты. Однако, как известно, этого не произошло.

Это лишний раз доказывает, что стоимость автомобилей на разных рынках регулируется сложными расчетами автомобильных компаний. Да, конечно, местные ценники на новые автомобили часто жестко привязаны к курсу национальной валюты. Но тем не менее в острые фазы кризиса все автомобильные компании умеют держать цены.

Почему же на начальном этапе кризиса автомобильные компании не пошли на резкое увеличение цен на свою продукцию? А все дело в том, что это бы уничтожило авторынок России, который уже в начале кризиса постоянно падал. Плюс, судя по всему, стоимость новых автомобилей в России еще до начала кризиса была завышена. Вот у автомобильных компаний и была возможность начать постепенную переоценку позже, а также растянуть ее во времени. Кстати, последствия обвала рубля на авторынке ощущаются и сегодня, когда чуть ли не ежемесячно многие автомобильные компании повышают цены на новые автомобили.

В целом же на цены на разных рынках влияет себестоимость производства автомобиля на определенном рынке. Например, произвести автомобиль в Европе стоит намного дороже, чем в России, где средняя заработная плата в разы ниже, чем в Евросоюзе. Плюс стоимость энергозатрат в Европе существенно выше, чем в России (несмотря на рост стоимости электроэнергии, 1 кВт/час в нашей стране считается самым низким в Европе).

В целом же для любой автомобильной компании в стоимости нового автомобиля должны отразиться все затраты, связанные с его выпуском. Плюс нужно заложить 8-9% прибыли. То есть максимальная наценка на автомобиль многих автомобильных компаний. Этого достаточно, чтобы поддерживать и развивать компанию.

Статья в тему:  Статистика продаж новых автомобилей в России за май 2019 и январь-май 2018/2019 года

По данным же журнала Forbes, валовая прибыль большинства производителей составляет 10-15%. Но, например, по их мнению, у компании Тойота валовая прибыль немного выше, так как у них лучшие показатели в отрасли.

Также не стоит забывать, что некоторые дилерские сети автопроизводителей имеют право делать на продаваемые автомобили свою торговую наценку. Правда, чаще всего за продажу автомобилей автомобильные компании выплачивают дилерам вознаграждение по итогу продаж. Таким образом, автопроизводитель хочет, чтобы дилеры продавали автомобили по отпускным заводским ценам. Естественно, некоторые дилеры хитрят. Но это уже другая история.

Так что, чтобы узнать реальную себестоимость нового автомобиля, зайдите на официальный сайт автопроизводителя и загрузите конфигуратор. Выберите интересующей вас автомобиль и его опции, получив итоговую стоимость нового авто. Далее смело отнимите от этой цены 15% и вы получите достаточно близкую себестоимость новой машины (затраты на выпуск одного автомобиля).

Доходы и колеса. Сколько ваших зарплат должен стоить автомобиль?

Фото автора и из архива редакции

Фото автора и из архива редакции

Откуда пошла эта мысль, концов уже не найти, однако считается, что в развитых странах автомобиль должен стоить не более 6 (в иной интерпретации — 12) месячных зарплат, чтобы его владелец не становился заложником «вещизма».

12, а лучше 6

Смысл идеи таков. Автомобиль (если не говорим про редкий коллекционный экземпляр) не является ни исторической ценностью, ни объектом инвестиций. В лучшем случае это рабочий инструмент, который помогает зарабатывать деньги. Для большинства владельцев это лишь транспортное средство, которое, безусловно, улучшает качество жизни и отражает социальный статус, но требует затрат и при покупке, и при дальнейшей эксплуатации. И вот эти самые затраты должны как-то соответствовать уровню доходов и не превышать некой его части. В противном случае не машина будет для тебя, а ты для машины.

И якобы эта логика работает для разных стран и большинства слоев населения, за исключением крайне бедных и самых богатых. Скажем, даже в богатой стране менеджер среднего звена может себе позволить новый автомобиль гольф-класса, но никак не премиумный бизнес-седан. А его начальнику вполне по силам покупка новой «пятерки» BMW, но Porsche Panamera не его уровень.

Наши реалии

Понятно, что у нас своя специфика, корни которой уходят в прошлое. Скажем, в середине 1970-х средняя зарплата в СССР приближалась к 150 руб., новый «запорожец» стоил около 4000 руб., «Москвич-412» — порядка 5000 руб., ВАЗ — от 5500 до 6500 руб. в зависимости от модели. То есть для рядового гражданина машина стоила не менее всех его зарплат за 2 года.

При этом сэкономить на покупке подержанного автомобиля можно было далеко не всегда: в условия жесточайшего дефицита 5-летние «жигули» с рук вполне могли стоить как новые… которые все равно в свободной продаже фактически отсутствовали, так как на них была очередь на несколько лет.

Понятно, что в такой ситуации покупка автомобиля для многих становилась чуть ли не событием всей жизни, хотя, конечно, достаточно было и тех, кто мог себе позволить менять автомобиль каждые несколько лет, но ведь и уровень доходов тоже наверняка позволял.

Сейчас номинальная начисленная средняя заработная плата в Беларуси находится на уровне 1200 руб., так что новый «бюджетник» стоимостью 24.000-28.000 руб. эквивалентен усредненной двухлетней зарплате. К счастью, разнообразие автомобилей сейчас куда больше, чем в советские времена, даже несмотря на все таможенные и прочие ограничения. Есть выбор и среди дорогих автомобилей, и среди дешевых. Но можно ли придерживаться «правила 6 зарплат»? Скорее нет, чем да, и вот почему.

Статья в тему:  Почему, заправляя бензин АИ-92 в автомобиль, который нуждается в АИ-95, невозможно сэкономить

Можно рассуждать о том, что для многих белорусов автомобиль — это не просто средство передвижения, а еще и отражение своего «эго», способ самовыражения и так далее. Но думается, что основная причина — в существующем реальном уровне доходов.

Одно дело, если ты специалист IT-индустрии или топ-менеджер и получаешь на руки 4000-5000 руб. ежемесячно, и совсем другое, если зарабатываешь всего 600-800 рублей. Найти за 4000-5000 руб. автомобиль, который не превратится в «недвижимость» без постоянных вливаний, достаточно сложно, не говоря уже про желание удовлетворить свои требования по части комфорта, динамики, других потребительских качеств. Поэтому и увеличивается бюджет покупки, скажем, в полтора-два раза, чтобы ну хоть что-то приличное на «вторичке» найти. И это уже никак не 6 скромных зарплат.

Сколько-сколько?

На своих страничках в соцсетях мы организовали опрос, где попросили белорусских автомобилистов ответить, во сколько зарплат обошелся их последний автомобиль. В качестве примера приведем результаты опроса в нашей группе ВКонтакте. Как видим, около трети ответивших потратили на покупку машины примерно годовой доход. Еще 15,5% выбрали вариант с двухлетней зарплатой, а 23% понадобилось еще больше времени работать, чтобы приобрести автомобиль. И лишь около трети проголосовавших вписались в 6-месячный доход, причем часть из них (10,5%) даже смогла купить машину за три зарплаты.

Valera Aladka: Езжу на почти двухмесячной зарплате, и меня моя машина устраивает.

sasha.zenkovich: Учитывая, что стипендия 120 р, то 37.

weezyfbabyblr: Когда покупал, стоила как раз 6 зарплат, а сейчас выросла до 9…

aleksandrskulovers: Машина меня разорила, потом сломалась, теперь стоит под домом 🙂

Max130680: У меня две машины — первая стоила 18 зарплат , вторая — 1,5 🙂

senjzu: Было 6, стало 10.

Найти свой уровень

Пообщавшись с опытными автомобилистами, мы подобрали несколько показательных, на наш взгляд, историй на тему стоимости автомобиля в привязке к доходам.

«Был студентом, подрабатывал, наскреб на старые «жигули» за 200 долларов. Но это конец 1990-х, это тогда две зарплаты средних было, а моих подработок, наверное, 5-6 было. Поэтому уже после универа устроился работать, сменил «жигулятор» на Golf II за 800 долларов — и это 4 мои зарплаты на те времена.

Потом еще машины менял, постепенно рос в их качестве, но и доходы выше становились. Так что, наверное, в 5-6 зарплат почти всегда вписывался. Сейчас Focus свежий за 10.500 купил, но перед очередным витком «чудес» и доход был под 1500 долларов, так что тоже, считай, вписался», — рассказывает Константин.

«Первая машина 20 лет назад стоила 19 зарплат, вторая была на год старше и в 2,5 раза дороже, но обошлась в 15 зарплат. Потом уровень доходов немного рос, но и других расходов хватало, поэтому я как-то увлекся «старичками» — и они стоили 4-6 зарплат. Было весело, но они порой выбешивали внезапными поломками. Я понял, что от «ретро» устал.

Поэтому следующая машина была абсолютно новой — и обошлась чуть дороже годового дохода. Это было по-своему круто: я просто ездил и ни к чему не прислушивался, а к друзьям-«гаражникам» только на кофе приезжал. Но именно ее я безвозвратно потерял (угнали!), так что следующий автомобиль сгоряча купил по принципу «абы ездил». Сначала он обошелся в пол-зарплаты, но быстро наверстал упущенное вложениями в ремонт, и вскоре я от него избавился. Хотя там тоже был свой кайф: ездишь как хочешь, идешь в магазин — окна-двери можно не закрывать…

Статья в тему:  Статистика продаж новых автомобилей в России за периоды Декабрь 2016 и Январь- Декабрь 2015/2016 года

Сейчас пришел к некой золотой середине. Точнее, практически вернулся к «старичкам», только не таким дряхлым. Пусть обойдется в полугодовой доход, но мозги не компостирует. Вот только рубль упал, так что для будущей покупки или количество зарплат надо увеличивать, или сами доходы», — рассуждает Николай.

«Первые мои машины стоили дороже, чем я мог себе позволить, и их обслуживание было для меня слишком накладным. — вспоминает Алексей. — Я помню постоянные «напряги», когда надо было ехать в ремонт, потому что что-то скрипит, что-то стучит, мне некомфортно ездить на такой машине. Но я понимаю, что это 200 долларов, а для меня это деньги. Да, я тогда просто мало зарабатывал. Но я помню те впечатления: езжу — и парюсь. Это как носишь красивую обувь, которая выглядит отлично, но постоянно натирает.

Потом стал зарабатывать больше, но и машина стала дороже, и уровень расходов на содержание был весомым. Когда запускал свой бизнес, какое-то время жил практически на накопления. Стоимость машины была для меня достаточно большой. И я понимал, что если случится что-то, авария или серьезная поломка, то я не смогу ее отремонтировать, для меня это будет проблемой.

Поэтому я захотел машину с меньшим расходом топлива и чтобы ее ремонт был более доступным. Нынешний автомобиль покупался как временный «бюджетный» вариант. Но сейчас я понимаю, насколько мне комфортнее и спокойнее ездить на такой машине.

Теперь, даже когда доходы вновь возросли, это является моей концепцией отношения к автомобилю, который стоит 3-4 мои нынешние зарплаты и который можно легко себе позволить обслужить. С таким подходом я получаю гораздо меньше напряжений, связанных с расходами, самой машиной. Я не переживаю по поводу того, что с ней может что-то случиться, и получаю гораздо больше удовольствия от жизни. Вопрос не в автомобиле. Если я хочу машину лучше, я должен зарабатывать больше».

Наш вердикт

Вписать стоимость машины всего в несколько своих зарплат удается далеко не всем — слишком скромны наши доходы или высоки пожелание к личному автомобилю, — но оптимальный баланс находится не всегда. Говоря же о стоимости автомобиля применительно к доходам, неплохо бы помнить и о второй составляющей — расходах.

В любом случае, если вы чувствуете, что работаете только на бензин и запчасти, либо смените работу на более денежную, либо поменяйте автомобиль на более доступный.

Ну а для читателей Автобизнеса мы организуем отдельный опрос. Оставляйте в комментариях свои аргументы в пользу существующего мнения.

Подержанные, новые и даже на запчасти — в базе объявлений Автобизнеса найдутся машины для любых целей и на любой кошелек

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: