2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самые знаковые Советские автомобили

Самые знаковые Советские автомобили

Топ лучших автомобилей в СССР.

Советский Союз (СССР) когда-то был локомотивом многих научных и медицинских достижений. Именно СССР подстягнул (начал) космическую гонку технологий, которая перевернула весь мир. Благодаря нашей стране во всем мире начала развиваться космическая отрасль. На самом деле это побочный положительный продукт холодной войны, которая велась между тогдашним Советским Союзом и США. В нашей стране в те годы хорошими темпами развивалась и автопромышленность. Но не смотря на научный в те годы прогресс по развитию всей автопромышленности мы находились в отличие от других ведущих стран мира, все-же на ролях отстающих и догоняющих. Но это совсем не означало, что в СССР в те годы не было хороших автомобилей. Уважаемые читатели, друзья, давайте сегодня вместе о них и поговорим. И так, давайте приступим к воспоминаниям.

В 1927 году глава тогдашнего СССР Иосиф Сталин потребовал, в течение первого пятилетнего плана который был реализован с 1928 по 1932 годы, создать конкурентоспособную мировым державам автомобильную промышленность. Но перед тем, как жестко потребовать создать полноценную промышленность, надо признать честно, что автомобильная отрасль в отличии от промышленности Европы и США у нас фактически отсутствовала, она была полностью не конкурентноспособной и не представляла мировым автомобильным компаниям ни какой угрозы. Но благодаря быстрой индустриализации СССР к середине 1928 года промышленная рабочая сила в автомобилестроении в стране насчитывала почти-что 3,12 миллионов человек.

К концу истечения первого пятилетнего плана (к концу 1932 года) количество граждан работающих в автопромышленности стало уже составлять более 6 млн. человек. Благодаря плана высшего руководства СССР в стране образовался новый социальный класс, т.е.,- рабочий класс, который был привлечен в автопромышленность и имел на то время неплохие зарплаты (доходы). Правда не смотря на создание новых рабочих мест и увеличения уровня жизни рабочего класса, многие люди в то время не могли себе позволить иметь автомобиль. В те годы транспортное средство могли приобрести только люди, которые относились к обеспеченному рабочему классу. И это с учетом того, что мощность выпуска автомобилей с конвейера к 1932 году составляла примерно 2,3 млн. автомобилей.

Давайте вместе вспомним самые знаковые автомобили из Советского союза, которые тогда производились не только на территории нашей страны.

ВАЗ-2105/2107 и универсал ВАЗ 2104.

Главным и основным продуктом автомобилестроения в СССР стали автомобили Лада, которые выпускал Тольяттинский автозавод — «АвтоВаз».
Самыми знаковыми авто-моделями Тольяттинского автозавода стали автомашины: Ваз 2105, Ваз 2107 и универсал Ваз 2104. Эти модели машин поставлялись и в Европу под брендовым
названием — Lada Riva. Эти авто-модели безусловно были основаны на той же классической базе, на которой в основном и создавались самые первые автомобили «Жигули» (Ваз 2101, Ваз 2102). Напомним, что Ваз 2101 был основан (построен)
на базе Итальянского автомобиля Fiat 124.

В итоге страна получила то, что требовала, не смотря, что автомобиль «копейка» (Ваз 2101) была намного хуже того же Фиата, начиная с 1970 — по 2012 годы страной было продано более 10 млн. штук автомобилей, начиная с модели Ваз 2101 и заканчивая Ваз(ом) 2107.
Напомним нашим читателям, что с 2012 года компания «Автоваз» больше не производит свои легендарные классические автомобили. Правда модель автомобиля Ваз-2104 по-прежнему еще выпускается в Египте.

Лада «Нива»

Еще один знаковый многим автомобиль, который стал известен на весь мир. Это автомобиль внедорожник Lada Niva 4×4. Данная машина в отличие от моделей Ваз 2101 и Ваз 2107 пользуется пока популярностью и в наши дни, не смотря на свои устаревшие технологии и несовременный внешний вид.

Дело здесь вот в чем. Наша «Нива» стала первым в мире серийным автомобилем с независимой передней подвеской. И еще, известную в мире компанию «Suzuki» данная модель Lada Niva конкретно вдохновила на создание своей модели автомобиля, названной в последующем — Vitara.

Статья в тему:  Экзаменационные подразделения ГИБДД в Ненецком автономном округе

Но не смотря на определенную знаковость этой модели автомобиля, стоимость Российского полноприводного автомобиля «Нива», что в Советские годы, что в наше время неоправданно была завышена. Например, автомобиль «Нива», пользующийся неплохой популярностью в Германии, стоит на сегодня примерно 12,000 тыс. евро.

Но если к этой цене добавить примерно еще 4,000 тыс. евро, то в Германии можно будет купить автомобиль Suzuki Jimny или автомобиль Renault Captur, существование которых сегодня могло бы быть под сомнением, если бы в 1977 году в СССР не появился автомобиль Lada Niva.

Парадокс Отечественного (тогдашнего) автопрома как говорится на лицо.

В нашей же стране автомобиль Лада «Нива» пользовался в свое время достаточной популярностью, ну а сегодня, из-за своего устаревшего дизайна и отсталых технологий позиция Российского внедорожника на нашем рынке далеко оставляет желать лучшего.

Trabant.

Многие из вас будут наверное удивлены присутствием этой модели в нашем списке. Но это «автоизделие» по своей сути тоже является продуктом нашей страны (СССР). Эта модель автомобиля выпускалась Восточной Германией еще в послевоенные годы. Напомним нашим читателям, что после окончания Великой Отечественной войны Восточная территория Германии оказалась под контролем СССР. В итоге косвенно, но все-же, эту Немецкую машину можно также считать нашей Отечественной авто-моделью.

Автомобиль создавался из хлопковых отходов и фенольной смолы. Она оснащалась двух цилиндровым двухтактным мотором. С 1957 — по 1991 годы их было произведено 3,7 млн. штук (экземпляров).

В мире еще существует немало коллекционеров, которые собирают для коллекции эти необычные низкокачественные автомобили. И не удивительно, что после падения Берлинской стены производство автомашин Trabant было прекращено.

Wartburg 353.

Еще один автомобиль, который выпускался тогда в Восточной Германии, которую контролировал Советский Союз. Перед вами друзья знаковая многим модель под номером 353, которая была создана еще в 1938 году.

Дизайн этого автомобиля был разработан компанией «БМВ». Машина оснащалась двухтактным трехцилиндровым двигателем. Не смотря на маломощный силовой агрегат ее двигатель на то время имел потрясающую конструкцию.

Мотор машины имел всего семь движущихся частей, что позволяло даже и непрофессионалу легко ремонтировать такой автомобиль.

МОСКВИЧ 412.

Автомобиль марки Москвич 412 являлся в то время небольшим семейным автомобилем, который содержал в себе небольшие, но похвальные атрибуты.

Так например, автомобиль модели УЗАМ-412 оснащался 1,5 литровым четырехцилиндровым двигателем, который был очень надежным и в достаточной мере мощным. Дело все в том, что двигатель этого «Москвича» был основан и создан на базовой основе двигателя БМВ М10. Например, данный силовой агрегат использовался на таких моделях автомобилей как, BMW — 1500 и БМВ -1502.

Автомобиль «Москвич» стал популярной автомобильной маркой в Советские годы, и не только в нашей стране, он отлично продавался и в странах Европы.

ГАЗ 69.

После того, как компании «Land Rover» и «Toyota» скопировали военную версию авто Jeep Willys, наша страна последовала тому же примеру, создала своего конкурента военному автомобилю Willys, им стал автомобиль — ГАЗ-69.

Данный автомобиль начал производиться в 1953 году. Модельный ряд автомобилей ГАЗ-59 стал самым популярным не только в СССР, но и в других странах европы. Правда наша страна лично сама практически не отправляла эту модель на экспорт, просто ее популярность привела к тому, что Румынская автомобильная компания «IMS» обратилась к Советскому руководству с просьбой, помочь ей произвести на базе ГАЗ-69 свой собственный автомобиль.

Таким образом в 1957 году на мировом авторынке появилась модель автомобиля — IMS 57.

Производство автомобиля ГАЗ-69 прекратилось в 1972 году, когда эту машину заменил другой внедорожник — это УАЗ-469.

Tatra 603.

Этот культовый автомобиль хоть и не производился в самом СССР, но тем не менее был очень популярен в тогдашней нашей стране.

Дело тут вот в чем, этой машиной пользовалось тогда в основном высшее руководство КГБ СССР. А это надо сказать, довольно серьезная причина. Не правда ли?

Самые знаковые Советские автомобили

Топ лучших автомобилей в СССР.

Советский Союз (СССР) был локомотивом научных и медицинских достижений. Именно СССР начал космическую гонку технологий, которая перевернула весь мир. Благодаря нашей стране во всем мире начала развиваться космическая отрасль. На самом деле это побочный положительный продукт холодной войны между Советским Союзом и США. Также в нашей стране развивалась и автопромышленность. Но, несмотря на научный прогресс нашей страны в те годы, мы все-таки в автопромышленности были в роли отстающих в отличие от других стран. Но, тем не менее, это не означает, что в СССР не было хороших автомобилей. Давайте сегодня о них и поговорим.

Статья в тему:  Обычное средство для волос поможет отполировать автомобиль

В 1927 году глава СССР Иосиф Сталин потребовал в течение первого пятилетнего плана, который реализовался с 1928 по 1932 года, создать конкурентоспособную автомобильную промышленность. Перед тем как Сталин жестко потребовал создать полноценную промышленность, надо отметить, что автомобильная отрасль по сравнению с промышленностью Европы и США, фактически отсутствовала и не представляла ни какой конкуренции мировым автомобильным компаниям. Но благодаря быстрой индустриализации уже в середине 1928 года автомобильная промышленная рабочая сила насчитывала около 3,12 миллионов человек.

К концу первого пятилетнего плана (к 1932 году) количество людей, которые работали в автопромышленности составляло более чем 6 млн. человек. Благодаря плану высшего руководства страны в нашей стране образовался новый социальный класс — рабочий класс, привлеченный в автопромышленность, и имеющие неплохие доходы. Правда, несмотря на создание новых рабочих мест, увеличения уровня жизни, многие люди в то время не могли себе позволить приобрести автомобиль. В те годы транспортное средство могли приобрести только люди, относящиеся к обеспеченному рабочему классу. И это с учетом того что мощность выпуска автомобилей к 1932 году составляла примерно 2,3 млн. автомобилей.

Давайте вспомним самые знаковые автомобили Советского союза, которые производились не только на территории нашей страны.

ВАЗ-2105/2107 и универсал ВАЗ 2104

Главным продуктом автомобилестроения в СССР стали автомобили Лада, которую выпускал Тольяттинский завод «АвтоВаз».
Одни из самых знаковых моделей Тольяттинского автозавода стали автомобили Ваз 2105, Ваз 2107 и универсал Ваз 2104. Также эти модели поставлялись в Европу под брендом
Lada Riva. Эти модели, конечно, основаны на той же классической базе, на которой создавались первые автомобили «Жигули» (Ваз 2101, Ваз 2102). Напомним, что Ваз 2101 был основан на базе Итальянского автомобиля Fiat 124.

К сожалению, взяв за основу Фиат 124, наши инженеры ухудшили оригинал. Но это было не неизбежно, так как руководство страны в те годы требовало разработку
доступного автомобиля по приемлемой стоимости.

В итоге несмотря на то что «копейка» была гораздо хуже Фиата, начиная с 1970 года по 2012 год было продано более 10 млн. автомобилей начиная с Ваз 2101 и заканчивая Ваз 2107.
Напомним, что, начиная с 2012 года компания Автоваз больше не производит легендарные классические автомобили. Правда Ваз-2104 по-прежнему выпускается в Египте.

Лада Нива

Еще один знаковый автомобиль, который известен на весь мир, это внедорожник Lada Niva 4×4. Эта машина в отличие от Ваз 2101 и Ваз 2107 пользуется популярностью даже в наши дни, несмотря на устаревшие технологии и несовременный внешний вид.

Дело в том, что наша Нива стала первым в мире серийным автомобилем с независимой передней подвеской. Также компанию Suzuki вдохновила модель Lada Niva на идею создания модели Vitara.

Но, несмотря на знаковость этой модели, стоимость Российского полноприводного автомобиля, как в Советские годы, так и в наше время неоправданно завышена. Например, наша Нива, которая пользуется популярность в Германии, стоит примерно 12,000 Евро.

Но если добавить примерно 4,000 евро, то в Германии можно купить Suzuki Jimny или Renault Captur существование которых не могло бы быть, если бы в 1977 году не выпустили Lada Niva.

Парадокс Отечественного автопрома налицо.

В нашей же стране Лада Нива в свое время пользовалась популярностью, но сегодня из-за устаревшего дизайна и технологий позиции Российского внедорожника на нашем рынке оставляют желать лучшего.

Статья в тему:  Ожидаемая премьера Chevrolet Camaro Coupe на автосалоне во Франкфурте 2013

Trabant

Вы, наверное, удивлены присутствием этой модели в нашем списке. Но это, по сути, также является продуктом нашей страны. Эта модель выпускалась Восточной Германией, в послевоенные годы. Напомним, что после окончания Великой Отечественной войны Восточная территория оказалась под контролем нашей страны. В итоге косвенно эту Немецкую машину также можно считать и нашей Отечественной моделью.


Автомобиль создавался из отходов хлопка и фенольной смолы. Машина оснащалась двух цилиндровым двухтактным мотором. С 1957 по 1991 года было произведено 3,7 млн. автомобилей.

В мире есть немало коллекционеров, которые собирают эти необычные низкокачественные автомобили. Не удивительно, что после падения Берлинской стены, производство Trabant было прекращено.

Wartburg 353

Еще один автомобиль, который выпускался в Восточной Германии, которая контролировалась Советским Союзом. Перед вами знаковая модель под номером 353, которая была создана в 1938 году.

Дизайн автомобиля был разработан компанией БМВ. Машина оснащалась двухтактным трехцилиндровым двигателем. Несмотря на маломощный силовой агрегат, двигатель имел потрясающую конструкцию.


Мотор имел всего семь движущихся частей, что позволяло даже не профессионалу легко ремонтировать автомобиль.

МОСКВИЧ 412

Москвич 412 это небольшой семейный автомобиль, который имеет некоторые похвальные атрибуты.


Так, например модель УЗАМ-412 оснащалась 1,5 литровым четырехцилиндровым двигателем, который был надежным и достаточно мощным. Дело в том, что двигатель Москвича был основан на конструкции двигателя БМВ М10. Например, этот силовой агрегат использовался на таких моделях как BMW — 1500 и 1502.


Москвич стал популярной автомобильной маркой в Советские годы не только в нашей стране, но и отлично продавался в странах Европы.

ГАЗ 69

После того как компании Land Rover и Toyota скопировали военную версию Jeep Willys, наша страна последовала такому же примеру и создала конкурента военному Willys — модель ГАЗ-69.


Автомобиль начал производится в 1953 году. Модельный ряд ГАЗ-59 стал популярным не только в СССР, но и в других странах. Правда наша страна практически не отправляла эту модель на экспорт. Популярность этой привела к тому, что Румынская автомобильная компания IMS обратилась к Советскому руководству с просьбой помочь произвести на базе ГАЗ69 свой собственный автомобиль.


Так в 1957 году на мировом рынке появилась модель IMS 57.

Производство ГАЗ-69 прекратилось в 1972 году, когда эту машину заменил внедорожный УАЗ 469.

Tatra 603

Этот культовый автомобиль хотя и не производился в СССР, тем не менее был популярен в нашей стране.



Дело в том, что в основном этой машиной пользовались высшее руководство КГБ СССР.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Советские машины, которыми можно гордиться

Перед самой записью хотелось бы пояснить ряд моментов:

1) Неожиданно для меня, одна из первых записей блога попала на главную, хотя я к этому никак не стремился, и честно сказать, каким образом сыграло «зеро», не представляю

2) Да, я практически сам не пишу эти статьи (да и великие блоггеры здесь на д2 порой так же грешат копированием стороннего материала, к слову сказать), авторство их себе не присваиваю, указываю источники, едиинственное я убираю междометия от 1 лица и стараюсь не копировать цитаты журналистов и т.д., чтобы не подумали, что это я придумал, так сказать немного правлю текст, но сохраняю его смысл.
Позиция в выкладывании таких статей простая: — надоело частенько читать записи в стиле «не о чем» и др. похожего рода.
Я стараюсь выложить в блог что-то интересное, преимущественно из истории, чтобы возможно разбавить те самые записи, со сторонних сайтов, — не у многих хватает времени и желания мониторить разные ресурсы в поиске различной информации, чтобы просто почитать и поинтересоваться. Люди могут просто сидеть на д2 и тыкать F5 в надежде, что выскочит что-то интересное кроме сисек, мойки и не о чем …
Сам так делал, пока не понял, что интересного маловато порой на д2, поэтому начал искать то, что на мой взгляд будет более позновательным, чем «трещина в козе» 😉

Статья в тему:  Самые важные новинки на Нью-Йоркском автошоу в 2015 году

3) Ну и на счет критики того, что СССР ничего не мог сам, копировал и т.д., Ну у каждого свое видение ситуации, переубеждать никого не буду. Скажу только одно, примеров копирования того или иного хватало и хватает везде, а не только в СССР и России.
И возможность, надобность, практичность, необходимость и др. понятия в той или иной стране накладывали отпечатки на автомобили и их оснащенность

Историю можно любить, а можно ненавидеть … Вы в свободной стране, это Ваше право =)
Вообщем приятного чтения, а если уже читали этот материал, то приятного настроения 😉

Если поставить знаменитого «Захара» рядом с американским грузовиком Autocar Dispatch SA, то сразу лезет привычное для многих критиков: «И этот слизали, скопировали и т.д.». Слизали, конечно, но… не совсем.
Во-первых, американские машинокомплекты, положившие начало грузовику, поставлялись в СССР совершенно легально.
А главное! инженеры, создававшие ЗИС-5, сумели заметно упростить и удешевить заокеанскую конструкцию без существенных потерь в потребительских качествах.
Именно это и сыграло решающую роль в героической судьбе «трехтонки».

В годы Великой Отечественной войны ЗИС-5 уже выглядел устаревшим, однако простота и безотказность грузовика сделали его фигурой чуть ли не былинного масштаба. За надежность при самой жестокой эксплуатации ЗИС-5 любили все. Даже немцы, привыкшие к грузовым «Опелям» и «Мерседесам», охотно использовали трофейные «Захары», искренне восхищаясь неприхотливостью русской техники.

Зато слизали, — это же определяющий критерий в военные годы для страны, на территории которой проходили ужасные блокады!

Идём дальше, слизывать …

ГАЗ-М20 «Победа»

Первая послевоенная легковушка СССР и, возможно, одна из самых знаменитых, в народных умах.

Разработка «Победы» началась еще в 1943-м, когда до победы оставалось долгих два года. Это была действительно передовая разработка: один из первых в мире понтонных (то есть с интегрированными в боковины крыльями) кузовов, актуальная несущая силовая структура. Не говоря уже о диковинных для советских машин поворотниках, стеклоочистителях с электроприводом и радиоприемнике в салоне.

Появившийся в 1946-м, ГАЗ-М20 – современный, красивый и передовой (в то время) – стал символом советского триумфа в кровопролитной войне. И хотя качество первых экземпляров хромало (за что, к слову, главный конструктор автомобиля Андрей Липгарт получил выговор с самого верха), «Победа» навсегда осталась в памяти народа легендарным автомобилем. — а разве это не так ?

Лижем дальше …

Даже попав в опалу с «Победой», Андрей Липгарт продолжил работать и стал крестным отцом еще одной знаковой советской машины.

ЗИМ уникален тем, что это первый в мире шестиместный легковой автомобиль с тремя рядами сидений и несущей конструкцией кузова. Возможно, это звучит так же громко, как «занял первое место в своем классе», но, тем не менее…
Седан длиной пять с половиной метров получился удачным во всех смыслах. У ЗИМа была солидная внешность (с явными нотками «кадиллаковских» мотивов, а какой из нынешних автомобилей не повторяет что-то из другой марки: Мерседес у Соляриса или наоборот ? 🙂 ), довольно высокий уровень комфорта (печка с подводом воздуха к задним сиденьям, трехдиапазонное радио и завидная плавность хода), а также неожиданная… близость к народу. Дело в том, что ГАЗ-12 стал первым и, как позже выяснится, единственным советским автомобилем высшего класса, который предлагался к продаже в частные руки. Правда, стоил ЗИМ почти в три раза дороже «Победы», но это, как говорится, уже другая история.

Если предшественника «козлика» – армейский ГАЗ-67 – еще можно считать развитием конструкции «лендлизовского» Willys MA/MB, то 69-й – совсем другая тема.

Разработку легкого выносливого внедорожника под условным, но весьма живописным обозначением «Труженик» начали сразу после войны. Конструктивно машина получилась скорее традиционная: – мощная лонжеронная рама, балки-мосты по кругу, великолепные характеристики геометрической проходимости.
По долинам и по грязи «шестьдесят-девятый» ездил ничуть не хуже хваленых «ленд-роверов» и «джипов». Важнее!, что «козлик», более чем на половину созданный из узлов и агрегатов других «газонов», вышел простым в обслуживании и феноменально ремонтопригодным. К тому же в свое время ГАЗ-69 активно шел на экспорт.

Статья в тему:  Людей попросили нарисовать 10 автомобильных логотипов по памяти: что из этого вышло

Сколько «козликов» и уазиков среди джипперов и сколько «ленд-роверов» и «джипов» сегодня месят субстанцию, именуемую грязью ? 🙂

И тут слизали …

С этой машиной все просто. Не любить «волжанку» решительно невозможно, хотя никакой сенсацией в автомобильном мире она не стала. По сути основательно переработанная «Победа», «Волга» даже для своего времени была набором стандартных технических решений.
Главной инновацией21-й должна была стать автоматическая коробка передач, которой на ГАЗе планировали оснащать все машины, однако эта идея разбилась о твердь советских реалий. Хорошего масла для «автоматов» в СССР было не сыскать, а специалистов по их ремонту не было и подавно.

Вот и ответ на вопросы про автомат в СССР, а вопрос, почему у нас не было масла и специалистов по ремонту, это, как говорится, уже другая история. Мы тут об истории машины в целом.

Зато по части харизмы «Волга», нарисованная Львом Еремеевым, заткнула за пояс даже Ford Mainline, на который она походила своими ныне бессмертными обводами, и, конечно, все отечественные легковушки эпохи.
Чего стоит только фигурка оленя на капоте!

И тут нализали …

Красота – страшная сила. Пусть даже красота эта с сильнейшим американским акцентом. Глупо отрицать, что музой для дизайнеров «Чайки» (среди них был и создатель «Волги» ГАЗ-21 Лев Еремеев) стали заокеанские аналоги. Вернее, один вполне конкретный аналог – невероятно элегантный, но при этом жутко несчастливый Packard Caribbean/Patrician. Машина, ставшая последней в истории знаменитой американской фирмы, без существенных изменений перекочевала на кульманы газовских инженеров, после чего стала легендой в Советском Союзе. — а что не так что ли ?

Американизмами пронизана не только внешность «Чайки». Вместо прогрессивной «зимовской» несущей конструкции ГАЗ-13 получил раму, а рядную шестерку под капотом заменил 5,5-литровый 195-сильный V8, который затем использовался на бронетранcпортере БРДМ-2. Плюс, конечно, автомат, плюшевые сиденья, гидроусилитель руля и даже электростеклоподъемники. — ну и чем не набор «ленивого американца» ? =)
Красавицу «Чайку» не предлагали к продаже простым смертным. ГАЗ-13 стал эксклюзивным транспортом советских чиновников разного калибра.

Автомобиль, ознаменовавший собой короткую золотую эпоху АЗЛК. История «Москвичей», начавшаяся с условно-лицензионных версий «Опель-Кадет», продолжилась более современной, но так похожей на Ford Anglia моделью 403. И только затем на вершину производственной цепочки взгромоздился элегантный, современный и ни у кого в общем-то не «слизанный» 408-й.

Выпуск 408 седана стартовал в сентябре 1964-го. Можно взглянуть на тогдашних европейских одноклассников «Москвича», Opel Kadett A, Volkswagen typ 3 или Renault 8 на фоне советского автомобиля смотрелись явно бледновато.
И именно 408-й проложил советским легковушкам тропинку на рынки не только Восточной, но и Западной Европы.

Эта модель, как и созданная на ее базе 412-я, успешно продавалась во Франции, Бельгии, Великобритании и в Скандинавских странах. В лучшие годы за границу уплывало свыше 50 процентов всех выпущенных на АЗЛК автомобилей! Жаль, что вся дальнейшая история завода – лишь стремительное движение по наклонной плоскости и наклонена она была, к сожалению, не вверх.

1967 – настоящее время

На этом месте, в принципе, мог бы оказаться любой карьерный самосвал Белорусского автозавода. Многотонные исполины поражают воображение, даже на фотках с явно не большими фигурками людей.

За полвека славной биографии предприятие (подробней историю Белаза можете прочитать на сами) из белорусского местечка Жодино выпустило свыше 130 тысяч грузовиков-монстров – значительно больше, чем американский Caterpillar, еще один авторитет в области крупногабаритного самосвалостроения.

«Белазы» разбирали престижные призы на международных специализированных выставках еще в советское время, а сегодня завод в Жодино является одним из главных добытчиков иностранной валюты для Белоруссии, выпуская полтора десятка моделей грузоподъемностью от 30 до 450 тонн.

Статья в тему:  Порядок действий в случае ДТП: Удостоверьтесь что у других автомобилей есть возможность движения

1977 – настоящее время

Многие патриоты из числа неравнодушных к автомобилям уверены – жанр легковых машин повышенной проходимости (или, проще говоря, комфортабельных внедорожников) придумали в СССР. В качестве аргумента часто приводят ГАЗ-72 – задранную «Победу» с приводом 4×4, что неизбежно порождает ожесточенные споры. — как же без вентилятора и лопаты ? 🙂

На самом деле, первым в мире компактным комфортабельным вездеходом имеет честь считаться ВАЗ-2121 «Нива». Соединив в едином форм-факторе легковую управляемость (в те годы) и комфорт, отличную проходимость, постоянный полный привод и несущую конструкцию кузова, «Нива» еще в 1970-х показала, какими будут внедорожники следующих 20-30 лет.

Возможно именно ВАЗ-2121 справедливо считать самым удачным советским автомобилем в истории. И то, что «Ниву» (сейчас Lada 4×4) планируют еще выпускать до 2020 или 2021 года, наверное тому подтверждение.
Имхо. Отличная машина для охоты и рыбалки 🙂

Еще один автомобиль, стыдно за который ВАЗу может быть только по одной-единственной причине: на конвейере «зубило» во всех его версиях простояло аж тридцать лет! Слишком много даже для культового автомобиля: сборка «Самар» прекратилась лишь в конце 2013 года.

Вообще же оригинальная «восьмерка» – прорыв для своего времени. Первая отечественная переднеприводная машина для начала 1980-х – это вызов общественным устоям. Смелый агрессивный дизайн, нетрадиционный для СССР двухобъемный кузов типа хэтчбек, а главное – инженерия высокой пробы. То, что в создании автомобиля принимали участие специалисты Porsche – отнюдь не красивая сказочка маркетингового отдела. В музейных запасниках немецкой фирмы хранится одна из первых серийных «восьмерок» (бежевый колер, коричневый салон): как свидетельство сопричастности к рождению русского «Спутника», ставшего затем «Самарой».

С 1984 года «АвтоВАЗ» сумел продать более 5,2 миллиона экземпляров «Самары». Из них 70 процентов пришлось на машины первого поколения. «Самары» продавались не только в России, но и на экспортных рынках. А в девяностых сборку особой версии пятидверки наладили даже в Финляндии на заводе Valmet.
Все же были перспективы! Но надо было их развивать! а не разворовывать! Эх…

Конечно, можно накидать кучу критики в сторону советского автопрома, и картинка ниже наверное наиболее наглядно может продемонстрировать эти негодования…

Я бы согласился с критикой, НО применимо к последним 10 годам (до этого, считаю, мы шли довольно ровно в ногу со временем с оговоркой на некоторые моменты), когда уже можно было (ведь есть и ресурсы и возможности, ну или по крайней мере были …) производить машины на уровне Европы и Америки, но увы …

Но все же это история, наша история! Я, считаю: Историю, по крайней мере, надо Знать и Уважать,

Жизнь удалась! Самые желанные автомобили советского прошлого

Автомобиль — это не только средство передвижения, но и средство самовыражения, признак статуса его обладателя. Есть новый Mercedes — жизнь удалась. А о чем мечтали наши отцы и деды — автолюбители советской эпохи? Перечислим не все модели, но самые знаковые: каждая из них является отражением своего времени как в техническом, так и культурном отношении. Итак…

«Победа»

Работы над ГАЗ-М20 начались в феврале 1943 года: верить в победу Советского Союза над фашистской Германией помогала разработка «Победы» — легкового автомобиля для мирных целей. Ходовой экземпляр был показан советскому вождю в июне 1944-года, а 28 июня 1946 года был начат серийный выпуск «Победы». К слову, изначально ГАЗ-М20 планировали назвать «Родина», но когда товарищ Сталин поинтересовался, сколько будет стоить «Родина», имя машины быстро изменили…

На момент своего появления «Победа» была для советского автопрома революционным автомобилем. Это была первая серийная легковая модель с несущим кузовом и отсутствующими подножками. Не было и выступающих крыльев, как на довоенных машинах, что позволило улучшить аэродинамику. Впервые были применены электрические указатели поворотов, очистители стекла, автомобиль был оборудован гидравлическими тормозами, стоп-сигналами, а лобовое стекло обдувалось теплым воздухом.

Статья в тему:  Почему Японские автомобили самые популярные в мире

Наконец, «Победа» оснащалась радиоприемником, а в то время это был настоящий шик! Нижнеклапанный двигатель объемом 2,1 л в зависимости от модификации развивал 50-52 л.с., что обеспечивало разгон с места до 100 км/ч аж за 46 секунд, что тогда считалось приемлемой динамикой.

Но автомобиль оказался «сырым». То тут то там вылезали большие и малые технические проблемы, касавшиеся работы практически всех узлов и агрегатов — двигателя, трансмиссии, ходовой части. Разработчики «получили по шапке» и за шапку, точнее — за папаху: сидеть на заднем диване, не снимая этот офицерский головной убор, не представлялось возможным. Поэтому впоследствии толщина подушки дивана была уменьшена. Первая партия, насчитывающая 700 автомобилей, так и не оправдала присвоенное автомобилю гордого имя…

В конце 1949-го появились машины второй серии, в которых многие недостатки были устранены. Ну а по-настоящему удачной стала последняя версия «Победы», увидевшая свет в 1955 году. Автомобиль получил индекс ГАЗ-М20В, внешне от предшественников отличался видоизмененной фальшрешеткой радиатора с более редкими и крупными горизонтальными полосами.

Удивительно, но «Победа» не стала чисто номенклатурным автомобилем — ее разрешили продавать населению, установив стоимость на уровне 16.000 рублей. «Победа» стоила почти вдвое дороже, чем «Москвич-401», который продавали за 9000 рублей (в ценах до 1961 года). «Победы» активно экспортировались, являясь постоянным источником иностранной валюты. А в братской Польше на заводе ФСО даже был налажен выпуск аналогичной модели под названием «Варшава».

Заводом были предусмотрены специальные исполнения для использования в качестве такси или санитарного автомобиля. Кроме того, была разработана открытая версия «Победы». Для сохранения жесткости кузова стойки крыши и оконные рамки были сохранены, а вот самой крыши не было, ее в ненастную погоду заменял складной тентовый верх.

Самой необычной модификацией «Победы» стал полноприводный автомобиль с повышенным дорожным просветом, получивший индекс ГАЗ-М72. Концепция отечественного «кроссовера» (и это за 40 лет до появления самого класса!) предусматривала использование узлов и агрегатов от армейского внедорожника ГАЗ-69, но кузов был от легковой «Победы». Передний мост подключался через раздаточную коробку, имелась понижающая передача. Дорожный просвет составлял 21 см, что вкупе с 16-дюймовыми покрышками с развитыми грунтозацепами обеспечивало отличную проходимость по разбитым сельским дорогам, а в послевоенное время других и не было. Автомобиль выпускался всего три года, с 1955-го по 1958-й, в общей сложности было произведено 4677 экземпляров.

«Волга»

«Двадцать первая» уже сама по себе часть эпохи 1960-х, ее символ и один из самых любимых и желанных советских автомобилей. Увы, доступна она была лишь наиболее преуспевающим гражданам, в то время как простой смертный мог проехать на «Волге» разве что в качестве пассажира такси. Но она хотя бы была в свободной продаже в отличие от «Чайки» и правительственных ЗИЛов.

Правда, это касалось лишь седана, универсал ГАЗ-22 производили для госслужбы (в качестве санитарных машин, такси, развозных фургонов) или экспортных поставок. Одним из немногих владельцев-частников в СССР был знаменитый артист Юрий Никулин, который сумел аргументировать покупку такого автомобиля необходимостью перевозки циркового оборудования.

Выпуск ГАЗ-21 стартовал в 1956 году, автомобили первой серии («Звезда») первоначально оснащались доработанным двигателем от «Победы» (индекс ГАЗ-21Б) с увеличенным рабочим объемом и мощностью до 65 л.с. Более современный (с верхним расположением клапанов и алюминиевым блоком цилиндров) ЗМЗ-21А объемом 2,4 л и мощностью 75-85 л.с. стали устанавливать с середины 1957 года.

Любопытно, что «Волги» первых лет выпуска комплектовали 3-ступенчатой автоматической коробкой, которая должна была стать стандартом (за исключением автомобилей-такси), однако уже в 1959 году от нее отказались. Официальная причина — ненадлежащий уровень технической культуры эксплуатации и обслуживания. В итоге вернулись к повсеместной установке 3-ступенчатой механической коробки. А в 1960-м убрали и удобную, но ненадежную централизованную систему смазки деталей подвески и рулевого управления, поэтому более свежие машину уже приходилось «шприцевать».

В целом же на момент своего появления «Волга» имела достаточно современную конструкцию, а главное — демонстрировала высокий уровень потребительских качеств. Просторный салон с раскладывающимися в спальные места сиденьями, высокая плавность хода и очень хорошая проходимость, неплохие для тех лет динамика и управляемость, а также выносливость автомобиля сделали «Волгу» не просто желанной моделью для тысяч советских граждан. Более современная 24-я модель, перенявшая эстафету в 1969 году, безусловно, была не менее престижной, но была ли он столь же любимой?

Статья в тему:  Самые интересные новые автомобили 2015 года

«Шестерка»

В условиях многолетних очередей на автомобиль желанным был даже «москвич», но куда более престижными считались «жигули», причем любой модели. Хотя и здесь была своя иерархия. С расширением модельного ряда выяснилось, что круче «копейки» может быть «тройка», а еще круче — «шестерка». Позже, уже в 1980-х, появились ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 с более современным дизайном и интерьером, анатомическими сиденьями с интегрированными подголовниками. Дачники мечтали об универсалах, сначала — о ВАЗ-2102, затем — о ВАЗ-2104. Агрономы, лесники и охотники бредили «Нивой»…

Но в 1970-х одной из самых желанных моделей из Тольятти была «шестерка». Спортивный дизайн с двойной оптикой, многосекционными задними фонарями и обилием хрома, стильный интерьер и мощный мотор — весь этот шик спустя десятилетия вызывает улыбку, но «шахи» очень долго оставалась одним из самых желанных автомобилей на советском пространстве.

Конвейерная жизнь ВАЗ-2106 (созданного, кстати, на базе Fiat 124 Speciale 1972 модельного года) началась в 1976 году. Первоначально модель оснащалась 1,6-литровым двигателем ВАЗ-2106 (77/80 л.с.), что делало ее одной из самых скоростных советских легковушек тех лет. Позже появились менее мощные модификации ВАЗ-21061 (1,5-литровый двигатель ВАЗ-2103 развивал 71 л.с.) и ВАЗ-21063 (устанавливался 1,3-литровый мотор ВАЗ-21011 мощностью 64 л.с.). «Шестерка» в люксовом исполнении, оснащенная 5-ступенчатой коробкой, имела индекс ВАЗ-21065, а реэкспортный вариант обозначался ВАЗ-21064. Была даже экспортная праворульная версия ВАЗ-21062/64!

Мало кто знает, что мелкими сериями выпускали «шаху» и с роторно-поршневым двигателем Ванкеля (ВАЗ-21069), впрочем, на вторичном рынке эти автомобили все равно отсутствуют. Ну а уникальный пикап «Турист» и вовсе был сделан в одном-единственном экземпляре…

Модель продержалась в производстве 32 года, в общей сложности за это время было произведено 4,3 млн автомобилей! Правда, следует уточнить: последние годы «шестерка» из престижных моделей перешла в разряд бюджетных. Число модификаций постепенно сокращалось, хром с кузова убрали, само производство перенесли в Ижевск, а в 2008 году модель окончательно сняли с производства.

«Девяносто девятая»

Принято считать, что первый переднеприводный автомобиль из Тольятти ВАЗ-2108, он же «Спутник», появившийся в 1984 году, советские автомобилисты встретили настороженно. Принципиально иной тип привода, который «не пойми как» ведет себя на скользкой дороге, «несуразный» трехдверный кузов, а на первых порах и отсутствие оригинальных запчастей (на «жигули» даже в эпоху дефицита можно было хоть что-то достать). В общем, скептиков у новой модели хватало, известны случаи, когда при получении талона на «восьмерку» его пытались обменять на «классику»…

Но к концу 1980-х семейство «Самара» уже завоевало популярность, тем более что в продажу поступила более практичная пятидверная «девятка», а в 1990-м начались продажи ВАЗ-21099. Именно на этой модели появилось модное длинное крыло, стала устанавливаться высокая панель (потом выяснилось, что из-за особенностей сборки хитрой конструкции воздух до дефлекторов почти не доходит). Ну а главное — это был престижный седан! А если удавалось достать машину цвета «валюта» или «мокрый асфальт»…

Вот он, новый автомобиль-мечта для тех, кто не имел доступа к иномаркам и не видел ничего крутого в устаревших «Волгах». И в самом деле: на фоне неповоротливых «барж» ВАЗ-21099 был свеж, подтянут и быстр. Правда, по простору и комфорту предсказуемо им уступал. Ведь, если задуматься, чем была «девяносто девятая»? Сейчас бы ее назвали «бюджетником» сегмента В+. От бампера до бампера всего 4205 мм, а под капотом — малолитражный мотор объемом 1,3 или 1,5 л с карбюратором или инжектором мощностью 53-78 л.с. Версию 21099-91 со 140-сильным роторно-поршневым двигателем Ванкеля (190 км/ч и 9,0 секунды с места до «сотни») в расчет не берем, то была штучная серия.

Статья в тему:  Статистика продаж новых автомобилей в России за периоды Январь-Март 2014/2013 года

Ходовые качества были лучше у «восьмерки» с более легким и жестким кузовом. Но то был выбор «спортсменов», а по части престижа седан оказывался вне конкуренции. За 1990-2004 годы произвели более миллиона ВАЗ-21099 («девяток» — 1,6 млн, а выпускавшихся куда дольше «восьмерок» — в два раза меньше), а затем на смену пришел модернизированный ВАЗ-2115 проекта Samara II.

Пожалуй, «девяносто девятая» стала последним отечественным автомобилем, о котором искренне мечтали на просторах Страны Советов. Падение таможенного занавеса обеспечило приток иномарок — теперь грезили о них. Но это тема для отдельного разговора.

Самые культовые автомобили СССР

В конце 1960 года запорожский завод «Коммунар» выпустил первую серию автомобилей «Запорожец». Мечта о «народном автомобиле» стала реальностью. Советский автопром выполнял мечты и о крестьянском автомобиле, и об автомобиле для партийной верхушки.

Запорожец

С середины 50-х годов запросы населения на компактный недорогой «народный» автомобиль стали принимать все более массовый характер. Задача создания такового была поставлена органами государственного экономического планирования для освоения в период 1959—1965 годов. За основу будущего автомобиля было решено взять Fiat 600. Нужно сказать, что «горбатый» не был слепой копией итальянской малолитражки. Многие конструктивные узлы претерпели значительные изменения. ЗАЗ 965 стал настоящей «народной машиной», «снимался» в таких фильмах как «Три плюс два», «Королева бензоколонки» и многих других. Появился «горбатый» даже в мультфильмах «Ну погоди» и «Каникулы в Простоквашино».

Украинский автопром, поэкспериментировав на «горбатом» «Запорожце», который был репликой шестисотого Fiat, в годы брежневского правления выпустил новую модель, почти полноценный, но очень компактный седан, в экстерьере схожий с Chevrolet Corvairс. Отличительной особенностью автомобиля стали большие воздухозаборники, которые в народе тут же окрестили ушами, от них ЗАЗ 966 и получил своё прозвище. В более поздних моделях «уши» были купированы, но прозвище осталось. «Ушастый» был первой машиной Владимира Путина, 19-ти летний студент юрфака выиграл свой первый автомобиль в лотерее ДОСААФ.

ЗИЛ-111

«Догонять и обгонять Америку» было главной целью в развитии советской промышленности 1950-60 годов. Эта тенденция касалась и отечественного автопрома, особенно его представительского сегмента. Первый секретарь КПСС Никита Хрущев хотел такой же автомобиль как у американского президента, только лучше. К концу 50-ых годов «сталинский» ЗИС-110, верно служивший на протяжении 13 лет, морально устарел и перестал устраивать сразу по нескольким причинам. Во-первых, он внешне никак не соответствовал тенденциям развития автодизайна, во-вторых, ЗИС-110 не был штучным, выпускался на конвейере и наполнял таксопарки. Понятно, что глава Советского Союза не мог ездить на одном авто с простыми смертными. Был дан заказ на производство нового представительского автомобиля; результатом выполнения этого заказа и стал ЗИЛ-111. Подозрительно похожий на американский Cadillac, Зил-111 соединил в себе всё лучшее, что мог дать автопром: автоматическая коробка передач с кнопочным управлением, электропривод стеклоподъёмников, V-образный восьмицилиндровый двигатель, гидроусилитель руля, четырёхфарная система освещения и представительский семиместный салон. За время производства модели, было произведено всего 112 автомобилей. Интересный факт: когда в Китае начали выпуск представительских автомобилей «Хунцы», за основу была взята конструкция ЗИЛ-111.

«Чайка»

Самая красивая машина Советского Союза, «Чайка» была самым массовым советским автомобилем представительского класса. По части своего внешнего облика автомобиль являлся компиляцией дизайнерских решений американского автопрома, так называемого плавникового стиля, или «детройтского барокко». «Чайку» можно отнести к долгожителям советского автопрома: автомобили выпускались с 1959 по 1981 год. На «Чайках» ездили главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР за рубежом. Кроме того, выпускалось несколько особых модификаций автомобиля: киносъёмочные, полуфаэтоны, известен также случай производства железнодорожной дрезины на базе «ГАЗ-13».
Сразу после начала выпуска «Чаек» за ними началась «охота» — изящная, удобная машина прельщала партийных функционеров, однако главным членовозом оставался морально устаревший ЗиМ. Выход из положения был найден: на одном из оборонных заводов к кузову «Чайки» приваривалась передняя и задняя часть от ЗиМа. На практике получался закамуфлированный автомобиль высокого уровня комфортности, прозванный в народе «Ослобык». «Чайка» долгое время была недоступна для массового покупателя, после двух капремонтов её полагалось утилизировать. Только в 70-ых годах Брежнев разрешил зарабатывать на «Чайках»: машины начали широко эксплуатироваться ЗАГСами , обслуживали Интурист, диппредставительства зарубежных стран, министров, военные парады, советских послов за рубежом и звезд, посещающих СССР.

Статья в тему:  ГИБДД напомнила о новых правилах перевозки детей на автобусах

«Волга»

Волга должна быть чёрной. Чёрная 24-ая «Волга» была символом целой эпохи, что не удивительно – автомобиль выпускался с 1970-го по 1992 год. Этот автомобиль являлся показателем благополучия и заветной мечтой каждого советского гражданина. Массовая продажа «Волг» в частные руки, однако, никогда не предусматривалась: большая часть автомобилей уходила по распределению в государственные учреждения, в таксопарки и на экспорт. «Волгу» могли себе позволить только очень обеспеченные люди, по сравнению с «народными» «Москвичами» и «Жигулями» стоили номенклатурные авто очень дорого. «Волги» выпускались в нескольких модификациях, самой распространённой был, конечно, седан. Универсалов было меньше, и почти все они шли на нужды народного хозяйства, поэтому их долгое время можно было купить либо в магазинах сети «Берёзка» за чеки, либо получить по индивидуальному заказу.

ВАЗ 2101 («Копейка»)

ВАЗ 2101, «Копейка» — автомобиль-легенда, самая народная машина в СССР. За прототип первой модели «Жигулей» был взят итальянский Fiat 124. Правда, «итальянец» был значительно усовершенствован, в конструкцию Fiat было внесено более 800 изменений.
«Единичка», как любовно поначалу назвали в народе ВАЗ 2101, была для советских автолюбителей машиной революционной. Уровень исполнения и сборки автомобилей был на очень высоком уровне. Достаточно сказать, что многие изменения, внесённые советскими конструкторами, были использованы позднее при выпуске автомобилей в Италии. «Копейка» была любимым автомобилем не только в Советском Союзе, но и в странах социалистического блока. На Кубе до наших дней в ходу «копейки-лимузины», используемые в качестве маршрутных такси. В 2000 году по результатам опроса почти 80 тысяч автолюбителей из России и стран СНГ, проведенного журналом «За рулем», ВАЗ 2101 признан «лучшим российским автомобилем столетия».

ВАЗ-2108 («Зубило»)

«Восьмёрка» была первым переднеприводным советским автомобилем. Для отечественного автомобилестроения это была революционная модель. До этого все модели «Жигулей» были исключительно заднеприводными. Некоторые узлы и агрегаты ВАЗ-2108 разрабатывались совместно с западными компаниями Porsche и UTS. Сумма контракта между Минавтопромом и компанией Porsche неизвестна. Однако поговаривают, что заточка «зубила» позволила компании построить полноразмерную аэродинамическую трубу взамен убогой климатической камеры. За свою непривычную форму «восьмёрку» в народе сразу же окрестили «зубилом», однако, несмотря на прозвище, машина «прижилась». Особенную популярность «восьмёрка» (а позднее «девятка») заслужили в годы перестройки среди представителей криминалитета. Резвые переднеприводные автомобили с «хищными» очертаниями – идеальная машина «братков».

ВАЗ 2121 «Нива»

Задачу сделать полноприводной автомобиль «Жигули» поставил перед «ВАЗом» председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин. Задача была не из лёгких, но справились с ней даже лучше, чем хорошо. «Нива» стала первым в мире внедорожником малого класса. По сути, именно с «Нивы» началась эпоха кроссоверов. Кроме того, «Нива» была первым автомобилем с постоянным полным приводом. Решение о постоянном полном приводе было принято конструкторами из-за экономии, чтобы уменьшить нагрузки на трансмиссию: при сборке первого советского джипа использовались детали от легковых «Жигулей». «Нива» стала очень успешной моделью и пользовалась заслуженной любовью не только в СССР, но за рубежом. Экспортные варианты «Нивы» были основательно тюнингованы, цена на них за границей была сопоставима с ценой «Мерседесов», спрос был не меньшим. «Нива» успешно продавалась более чем в 100 стран мира, ее собирали в шести странах: в Бразилии, Эквадоре, Чили, Панаме, Греции, Канаде. Во многих странах до сих пор существуют клубы любителей «Нив», а в Англии поклонники «Нивы» даже издают свой журнал.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: