11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самые странные технологии переключения автоматической коробки передач

Почему одни АКПП переключаются прямо, а другие зигзагом: какой принцип лучше

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В первую очередь стоит отметить, что развитие селекторов автоматической коробки передач (рычагов переключения) имеет достаточно долгую и насыщенную историю. На самом деле в автопроме существует и применяется намного больше типов переключателей, нежели прямые и зигзагообразные. В самих коробках передач принципиального отличия, основанного на разнице селекторов, нет.

Например, до 1990-х годов в автомобилях (преимущественного американского производства) с АКПП селектор переключения передач размещался на рулевой колодке, а вовсе не там, где большинство из нас привыкло его видеть. Данное решение позволяло установить в автомобиле на водительском месте диван для трех человек, вместо кресел всего для двух человек. Селектор при этом переключался достаточно сложно, чтобы сменить передачу, рычаг сначала нужно было потянуть на себя «из» рулевой колодки. С 1960-х годов была достаточно популярна также разновидность селектора, расположенного на приборной панели.

Напольный переключатель для АКПП появился впервые в 1953 году на Chevrolet Corvette. На сегодняшний день именно эта разновидность имеет наибольшую популярность в автомобилях, которые идут на рынок Старого Света. Напольный селектор имеет наибольшую популярность по причине того, что выглядит и функционирует более привычно для большинства автомобилистов, переходящих с «механики». Необходимо такая реализация была в первую очередь для того, чтобы не отпугивать покупателя.

Как уже можно было догадаться, селекторы с прямым и зигзагообразным рычагом – это просто разновидности напольного переключателя автоматической коробки передач. Форма паза для рычага в этом случае продиктована особенностями конструкции. Если паз под рычагом прямой, то это означает, что у него будет иметься кнопка-фиксатор, расположенная сбоку (или спереди) под большим пальцем на «шапке» переключателя. Нужна она для того, чтобы не допустить случайного переключения АКПП во время езды. Своеобразный «предохранитель».

Соответственно, если паз под рычагом зигзагообразный, то кнопки у него скорее всего не будет. Так как зигзаг уже работает предохранителем от произвольного переключения. Впрочем, при такой конструкции существуют также модели АКПП, в которых рычаг при переводе из положения «R» следует немного утопить, чтобы он сдвинулся с места. Вот в этом и заключается принципиальное отличие двух селекторов – организация механизма защиты.

Статья в тему:  Лучшие фото и легковых автомобилей на автосалоне в Детройте-2015

За окном зима, а это значит, что водителя то и дело подстерегают неприятности из-за непогоды. К примеру, сколько проблем доставляет обледенение лобового стекла по утрам. Но мы нашли простой способ очистить от корки льда лобовое стекло автомобиля, не нанося ему вред.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Самые странные технологии переключения автоматической коробки передач

Самые необычные ручки переключения автоматической трансмиссии.

На протяжении многих десятилетий автомобильные ручки переключателей коробок передач, по сути, давали нам не много выбора видов переключения. Все в первую очередь зависело от типа трансмиссии. То есть, мы, по сути, выбирали между автоматической и механической коробкой передач. От этого и зависело, какая ручка КПП установлена в салоне.

Максимум что могло быть, что ручка переключения передач могла быть расположена не между двумя передними сиденьями, а например, на рулевой колонке. Также, несмотря на месторасположение ручки переключения передач, почти всегда, переключая режим коробки, мы перебирали почти всегда строгий порядок режимов КПП: Паркинг, Задняя скорость, нейтральная передача, Драйв и в некоторых автомобилях пониженная передача.

Но теперь с появлением новых конструкций силовых агрегатов и распространением электронных технологий в автопромышленности, конструкторы автомобилей теперь могут легко и свободно экспериментировать с технологиями переключения трансмиссии.

Да, многие современные коробки передач фактически по технологиям остались прежними, хотя и имеют более эффективные передаточные числа. Но, несмотря на это ручки переключения автоматических коробок передач в последние годы буквально на глазах эволюционируют. Вы заметили, что за короткий срок многие ручки переключения АКПП изменились фактически до неузнаваемости, и теперь представлены во многих автомобильных марках в различных формах (порой странных). Давайте посмотрим все самые странные современные технологии и способы переключения режимов автоматических коробок передач.

Выбор переключения АКПП с помощью кнопки

Переключение коробки передач с помощью кнопки в современной автопромышленности становится все популярнее и популярнее. Но на самом деле это революционная технология не 21 века. Дело в том, что эту технологию еще в 1950-х годах предложила компания Chrysler, оснастив её в качестве эксперимента свои некоторые модели автомобилей.

Статья в тему:  Средняя стоимость ремонта автомобиля

Также в последующем некоторые Американские автомобильные компании решили попробовать расположить кнопку переключения автоматической коробки передач на рулевом колесе.

Но, к сожалению, в те годы эта технология не завоевала популярности. Но на удивление в наши дни технология переключения АКПП с помощью кнопок вернулась. Все началось с дорогих суперкаров и люкс автомобилей. Затем к этому тренду присоединились такие бренды как Acura, Alfa Romeo, Ferrari, GMC и Honda.

И мода на кнопки вместо ручек переключения трансмиссии продолжает набирать популярность во всем мире. Так что надо признать, что если речь идет об автоматических трансмиссиях, то их переключение с помощью кнопок намного комфортнее и удобнее.

Поэтому вполне возможно, что именно эта технология переключения АКПП станет основной во всей автопромышленности.

Необычные по форме ручки переключения передач

Начиная со второго поколения гибридного автомобиля Toyota Prius, в автопромышленности начала набирать популярность технология позволяющая устанавливать вместо обычных рычагов переключения АКПП, необычные по форме элементы управления трансмиссией.

Например, в наши дни стало модно вместо громоздких ручек АКПП устанавливать миниатюрные ручки. Это стало возможным благодаря электронным системам, которые, по сути, и переключают современные автоматические коробки передач. Вот пример как может необычно выглядеть современная ручка переключения передач. Посмотрите на интерьер Nissan Leaf, где в глаза сразу бросается круглая ручка передач, которая очень похожа на компьютерную мышь.

Моностабильная ручка переключения передач

Моностабильный рычаг переключения передач (особенно в виде джойстика) стал модным с момента его первого появления в автомобилях БМВ. Но наибольшее внимание эта ручка переключения АКПП получила после премьеры нового поколения 5-серии.

В итоге, мода на подобные ручки переключения автоматической коробкой передач начали набирать популярность во всем мире. Например, компания General Motors решила оснастить подобными ручками свои автомобили (Buick LaCrosse и Chevrolet Bolt EV).

Статья в тему:  Почему не следует «продавать» или «покупать» автомобиль по доверенности?

Компания Ауди, которая долгое время использовала в качестве ручки переключения передач классические рукоятки, также обратила внимание на эту технологию. Правда пока что Ауди решила внешне придерживаться более классического дизайна ручек переключения АКПП, расширив пока только их функциональную возможность за счет дополнительного оснащения кнопками.

Поворотная ручка переключения передач АКПП

То, что сегодня становится модным в современных автомобилях, в 1950-е года называлось «Dial-A-Gear». Да, да. Поворотные ручки переключения передач появились не в 21 веке, а в середине прошлого.

Впервые подобные ручки АКПП появились на классической модели Jaguar XF.

Но в итоге, в те годы эта технология так и не стала популярной. Но сегодня ряд автопроизводителей, понимая, что время пришло, стала оснащать многие автомобили красивыми и изящными поворотными ручками переключения передач.

В некоторых эксклюзивных роскошных автомобилях подобные ручки выполняют не только роль управления трансмиссией, но и является дорогим украшением интерьера.

Например, в некоторых редких роскошных автомобилях подобные ручки выполнены из драгоценных металлов и инкрустированы бриллиантами.

Ручка переключения АКПП на рулевой колонке

Компания Мерседес-Бенц, наверное, станет в 21 веке первой автомобильной компанией, которая в качестве стандарта будет оснащать все свои модели подрулевым переключателем автоматической коробки передач. По внешнему виду эта ручка переключения может напомнить нам позабытую технологию, которая была модна в 50-е и 80-е года прошлого века.

Особенно в США. Но в отличие от старых подрулевых переключателей ручка переключения передач Мерседес имеет ряд особенностей. Во-первых, по размеру ручки подрулевой рычаг Мерседес намного меньше. По размеру он такой же, как ручка переключения поворотников и щеток стеклоочистителей.

Также ручка переключения передач во время выбора режима работы АКПП остается на месте, а не перемещается в другое место, как это было в старых автомобилях. То есть ручка не механически переключает коробку, а делает это с помощью электроники.

Так что, для того чтобы водителю выбрать режим работы коробки, ему не нужно передвигать ручку КПП, а лишь только выбрать на экране нужный режим и дальше отправиться в путь.

Необычная ручка переключения передач на BMW i3

Честно говоря, когда мы обратили внимание на ручку переключения передач в электроавтомобиле BMW i3 мы долго думали, как назвать эту технологию. Но покопавшись на просторах интернета, мы на удивление так и не нашли официального названия этого вида переключения передач. Кстати подобной технологии для переключения автоматической трансмиссии вы больше не увидите ни в одном автомобиле.

Статья в тему:  Упрощена установка ГБО на автомобили, но автолюбители не почувствуют серьезных изменений

Эта необычная ручка переключения BMW i3 смонтирована на рулевую колонку электрокара под определенным углом. Ручка может вращаться в одну и другую сторону под углом. Таким образом, водитель может выбрать режим работы АКПП.

Скорее всего, этот стиль ручки переключения КПП в BMW i3 остался еще от концепт-кара, который был представлен задолго до появления серийной версии автомобиля. По всей видимости, дизайнеры и конструкторы решили оставить в серийной машине этот футуристический и необычный элемент интерьера.

Все странные способы переключения автоматической коробки передач

Топ необычных решений по управлению автоматической трансмиссией

На протяжении многих десятилетий ручки переключения коробок передач, как правило, предлагались в автомобилях только в нескольких вариантах. Причем ручка переключения механической коробки, по логике работы, была практически одинаковая в большинстве автомобилей. Ручка же переключения автоматической трансмиссии также, как правило, представляла собой обычный рычаг, который устанавливался либо в том же месте, где обычно находятся ручки МКПП, либо располагался на рулевой колонке. Но сегодня все изменилось. За короткое время автопроизводители предложили множество новых вариантов переключения автоматической коробки. Мы собрали для вас самые странные, необычные и футуристические ручки коробки передач, которые изменили наше представление о классических способах переключения трансмиссий.

Вы, наверное, знаете, что обычно механические коробки передач переключаются по H-схеме. То есть ручка переключения МКПП движется по траектории, напоминающей латинскую букву H.

В автомобилях с автоматической коробкой передач долгое время коробка оснащалась классической ручкой, которая двигалась либо взад-вперед, либо сверху вниз по зигзагообразной линии. Как правило, классическая ручка АКПП, перемещаясь вверх-вниз, включает следующие режимы: P (паркинг), R (задняя скорость), N (нейтральная передача), D (драйв). Также в некоторых автомобилях есть еще режим L (пониженная передача).

Да, в каких-то автомобилях логика переключения передач классической АКПП может быть немного другой, как и порядок расположения автоматических передач. Но в целом долгое время большинство автомобилей имели примерно одинаковую технологию управления АКПП.

Статья в тему:  Ожидаемая премьера Hyundai i10 на автосалоне во Франкфурте 2013

Теперь же, с приходом в автопромышленность прорывных электронных технологий, автодизайнеры и конструкторы могут свободно экспериментировать и пробовать оснащать свои новые автомобили необычными системами переключения АКПП.

Хотя стоит отметить, что, несмотря на удивительные возможности в современном автомире, которые позволяют автопроизводителям создавать сложные способы переключения трансмиссий, механические коробки передач практически не претерпели каких-то изменений в этом направлении. Посмотрите на современные авто и вы увидите те же классические ручки переключения МКПП, которые были и 20, и 30, и даже 40 лет назад.

Чего не скажешь о современных автомобилях, оснащенных АКПП. Вот самые инновационные и необычные способы переключения автоматической трансмиссии в современных автомобилях.

Переключение АКПП с помощью кнопок

Начнем мы с не самой революционной технологии переключения автоматической коробки передач. Речь идет о переключении АКПП с помощью обычных кнопок. Это не новая идея. Данная технология появилась еще в 1950-е годы прошлого века, когда компания Chrysler стала оснащать некоторые свои модели кнопками, с помощью которых можно было управлять АКПП. Затем компания Edsel (дочерняя структура компании Ford) даже оснастила свои автомобили кнопками переключения автоматической коробки на рулевой колонке.

Вот тогда это действительно была революция. Но в те годы технологии в автопромышленности были не так развиты, как сегодня, а кнопки переключения АКПП быстро вышли из моды из-за ненадежности и различных проблем, возникающих у автолюбителей в процессе эксплуатации автомобилей.

Но сегодня эта технология вернулась в автомир. Сначала кнопки АКПП появились на автомобилях Aston Martin. Затем к ним присоединилась компания Lincoln, оснастив второе поколение MKZ кнопками переключения коробки. Также кнопки можно найти в модели Continental (на фото).

Сегодня кнопки АКПП можно найти в таких автомобилях, как Acura, Alfa Romeo, Ferrari, GMC и Honda.

Nub Shifter

Вот еще один странный и необычный вид переключения АКПП, который вы можете встретить на втором поколении Toyota Prius. Перед вами на фото миниатюрная модернизированная ручка переключения передач АКПП, которая, в принципе, имеет классическую логику переключения режима работы коробки.

Статья в тему:  На американском аукционе Pebble Beach-2019 ценные автомобили можно было купить буквально за копейки

Благодаря современной электронике инженерам и дизайнерам Toyota удалось убрать большую классическую ручку переключения передач, заменив ее маленькой сферой, которая имеет небольшой ход. Для того чтобы переключать режимы АКПП, ручку необходимо сдвинуть на несколько сантиметров.

Кстати, что-то похожее вы можете также увидеть в Nissan Leaf, в котором ручка АКПП выглядит гораздо эффектнее.

Ручка-джойстик

Это одна из самых популярных ручек переключения передач в автомобилях BMW. Эта компания использует такую ручку почти во всех своих моделях. Также этот принцип работы и стиль стали применять в компании General Motors. Например, подобную ручку-джойстик можно встретить сегодня на автомобилях Buick LaCrosse и Chevrolet Bolt EV.

В некоторых автомобилях Audi и Chrysler также можно встретить похожие ручки переключения АКПП. Как вы видите на примере BMW, эта ручка-джойстик использует классическую логику переключения передач и даже имеет форму рычага. Но это не просто ручка. Она использует современные технологии. То есть ручка-джойстик теперь – сложное электронное устройство.

Поворотный переключатель автоматической коробки

Эта поворотная ручка переключения АКПП также не революция в автомире. Похожая технология на самом деле появилась еще в 1950-е годы. Но затем эта технология ушла из автомира, как и кнопки переключения. Но, как видите, сегодня поворотные переключатели АКПП снова вернулись в автомир.

Первыми заново открыли технологию в компании Jaguar, оснастив ею свой седан XF.

Затем поворотный переключатель появился в новом Ford Fusion (Mondeo). Далее Chrysler начал оснащать некоторые свои модели таким видом переключений АКПП. Также сегодня можно встретить эту технологию и на автомобилях Land Rover.

Рычаг переключения передач на рулевой колонке

Этот подрулевой переключатель АКПП похож на классическую ручку переключения коробки, которая устанавливалась на рулевую колонку во многих старых автомобилях. В современном мире о нем первая вспомнила компания Mercedes-Benz. Этот рычаг похож на ручки переключения стеклоочистителей и поворотников. Эта ручка АКПП также имеет классическую схему режимов работы: PRNDL.

Но благодаря новым технологиям эта ручка электронная, а не механическая. Переключение передач происходит путем сдвига ручки. Правда, чтобы ее сдвинуть, нужно нажать кнопку.

Статья в тему:  Самые популярные автомобили в мире в 2016 году

Ручка переключения передач АКПП на руле

Признаться, мы не знаем, как назвать эту технологию переключения передач. Дело в том, что подобное решение вы можете увидеть только на одном автомобиле в мире. Речь идет об электрокаре BMW i3. Этот блок переключения АКПП крепится под углом на рулевом колесе.

Эта ручка может вращаться. Судя по всему, подобное решение было использовано, чтобы подчеркнуть футуристический дизайн салона i3.

7 самых странных способов переключения передач в автомобиле

В вашем автомобиле автоматическая или механическая коробка передач? В любом случае, это означает, что процесс уже давно выработан до автоматизма. Скорее всего, вы даже не можете представить себе, что переключение передач может происходить как-то иначе.

Кнопочная беда Porsche

Коробка передач с двойным сцеплением PDK впервые была установлена на Porsche 911 в 2008 году. Это действительно отличная коробка передач, если бы дизайнеры по интерьеру Porsche не накосячили.

Вместо привычных подрулевых лепестков, Porsche установил щелкающие кнопки на каждой стороне рулевого колеса. Для переключения на повышенную передачу нужно было нажать на кнопку, а для перехода на пониженную — потянуть на себя.

Помимо того, что система позволяла водителю переключать передачи вручную во время движения всего одной рукой, система, по-видимому, не приносила реальной пользы, и водители считали её слишком сложной.

К счастью, в настоящее время Porsche полностью перешли на подрулевые лепестки.

Citroen DS

Управление коробкой передач у Citroen DS было возложено на элегантный подрулевой рычажок с хромированной ножкой. И это, скорее всего, напомнит вам ГАЗ-М20 «Победа» или ГАЗ-21 «Волга», если бы не одна особенность.

Дело в том, что коробка была снабжена полуавтоматическим гидравлическим приводом. Это означало, что во время движения при переключении передач можно было не выжимать сцепление, достаточно было снять ногу с педали газа.

Ford Model T

Мы должны быть искренне благодарны Форду Модели Е за то, что он навсегда изменил автомобильный мир, став, фактически, первым массовым автомобилем. Но процесс переключения передач был сущим адом, по сегодняшним меркам.

Статья в тему:  Лучшее видео игры: Подарки для автолюбителей

В коробке передач был применен планетарный механизм с управлением при помощи блокирующих отдельные его элементы ленточных тормозов. Это почти как в современных автоматических коробках, только управлять всем этим водитель должен был вручную.

Для переключения передачи нужно было нажать на одну из педалей, переключив скорость подрулевым рычагом. При этом водитель должен был держать нажатой вторую педаль, отвечающую за движение автомобиля (но это не педаль акселератора, им был рычаг на руле).

Abarth 695 BiPosto

Самый экстремальный Fiat 500 предлагает, пожалуй, самую безумную дополнительную опцию, когда-либо установленную на автомобилях такого класса: гоночную коробку передач (в оригинале она называется «dogring gearbox»).

Это механическая трансмиссия без синхронизаторов, прямо как на ГАЗ-53А из автошколы. Т.е. вам придется делать перегазовки во время переключения передач, или коробке быстро придет конец.

Очевидно, что совершенно непрактично для современного дорожного автомобиля, особенно учитывая, что такая опция стоит 700 тысяч рублей.

Bendix Electric Hand

Странное название, да? «Электрическая рука» устанавливалась на американские автомобили 1930-х годов, например на Cord 912. Это обещало сделать переключение передач максимально простым и легким, используя всего лишь пару пальцев.

С помощью миниатюрного селектора на рулевой колонке водитель мог выбрать нужную передачу, после чего вакуумные сервопривод подготавливал коробку передач к переключению на нужную передачу. Затем оставалось лишь опустить сцепление, чтобы передача переключилась.

Довольно неплохо для довоенного автомобильного мира, не правда ли?

Hurst Lightning Rods

Сколько рычагов коробки передач в вашем автомобиле? Один? Отлично. А как насчет трёх?

Подобная опция появилась еще в 80-х годах. Именно тогда в США активно развивался дрэг-рейсинг, и эта коробка могла совместить дорожную езду с гонками.

Первый рычаг — это обычный селектор автоматической коробки передач (P-R-N-D). Зато два других позволяли вручную переключаться с 1-ой на 2-ю и со 2-й на 3-ю.

Mitsubishi Super Shift

Помните, когда Porsche решил оснастить 911-й семиступенчатой коробкой передач? Это было в 2011 году. Это казалось безумием. Семь скоростей вперед? У большинства наших горных велосипедов было меньше.

Статья в тему:  Лучшие новогодние подарки для любителей автомобилей

Оказывается, еще в 1970-е годы Mitsubishi ставила восьмиступенчатые коробки передач на обычные хэтчбеки. Коробка называлась Super Shift. Она появилась из-за особенностей компоновки одного из первых переднеприводных автомобилей марки.

Для соединения понадобился второй вал холостого хода, что впоследствии привело к его использованию в качестве отдельной двухскоростной коробки передач. То есть тут было восемь передач вперед и. две передачи заднего хода!

Проблема заключалась в том, что переключение между обычными передачами и вторым валом требовало от водителя манипулирования двумя рычагами одновременно.

Почему одни АКПП имеют ступенчатый ход селектора, а другие — прямой?

Автоматические коробки передач таят в себе много секретов. Один из них — это алгоритм переключения селектора. В некоторых автомобилях пазы расположены прямо, а в других — «лесенкой». Почему?

Отгадка проста. Ступенчатые прорези появились в середине прошлого века для безопасности. Автоматические коробки тогда стали устанавливать не только на премиальные автомобили, но и на массовые модели. В США к началу семидесятых годов более половины легковых автомобилей использовало трехступенчатые гидроавтоматы. Однако алгоритм управления ими не был еще закреплен в качестве отраслевого стандарта. Поэтому каждый производитель старался привнести в конструкцию кулисы нечто свое. Это приводило к путанице.

Задний ход вместо первой скорости

В то время на многих американских автомобилях с ручной коробкой селектор находился под рулем, и, чтобы перевести его на первую скорость, приходилось нажать ручку на себя и дернуть вниз. Однако с появлением автоматической трансмиссии внизу стал располагаться задний ход. На первых гидроавтоматах рычаг двигался в такой последовательности: P-N-D-L-R (АКПП Buick DynaFlow) или P-N-D-S-L-R (GM Hydramatic).

Водители, еще недавно пересевшие с машин с ручной коробкой на автомат, забывались и проскакивали рычагом с D на R, искренне удивляясь, почему машина едет назад, а не вперед. Под рулем люди не видели, куда передвигают кулису, а ориентироваться на ощупь трудно. Кроме того, стопорная пружина на подрулевых рычагах была слабой и со временем ослабевала еще больше. Во время тряски рычаг выпадал из паза и на ходу активировал задний ход, что приводило к мгновенной блокировке колес, заносу и ДТП. На автопроизводителей стали подавать в суд. Поэтому пришлось придумывать защиту в виде пазов, чтобы избежать непредвиденных включений. Но под рулем места мало, и многие фирмы стали переносить кулису на центральный тоннель между двумя передними сидениями. Так идея с пазами реализовалась в новом качестве.

Статья в тему:  Автомобили 1980-х годов: Их должен знать каждый

Теперь все пазы находились на виду у водителя. Горизонтальные прорези не позволяли случайно «выбить» рычаг из своего паза при случайном касании локтем. А ступенчатый ход рычага помогал водителю буквально на ощупь определять расположение режимов движения. Можно было управлять коробкой буквально не глядя.

Но, главное, изменился алгоритм смены режимов. Задний ход (R) перенесли в промежуток между нейтралью (N) и паркингом (P). Впервые это было сделано на автомобилях Ford. А в 1964 году в США была законодательно закреплена последовательность переключения автомата P-R-N-D-L. Такая последовательность исключала случайное включение заднего хода. Сообщество автомобильных инженеров (SAE) превратило ее во всемирный отраслевой стандарт, который поддержали европеские и азиатские фирмы.

Таким образом, пазы — вынужденная мера, призванная обезопасить автомат от неопытных водителей.

Фиксатор под пальцем

Однако вскоре инженеры стали экспериментировать, и на спортивных автомобилях появился прямой ход селектора. Он экономил время и нравился водителям за быстроту и логичность. Кроме того, такая конструкция оказалась более компактной и впоследствии перешла на небольшие переднеприводные машины. Чтобы избежать случайного перескока селектора между D и R, инженеры вставили пружинный фиксатор под большим пальцем. Только при его нажатии селектор передвигался вперед или назад.

Со временем прямые кулисы с фиксатором вытеснили ступенчатые. Однако и им приходит конец. Новые премиальные автомобили оборудуются электронными кулисами, которые уже не имеют прямой механической связи с трансмиссией. Управление идет по проводам в виде электронных сигналов. Поэтому селектор превращается в джойстик, который не передвигается, а лишь качается из стороны в сторону. Если даже попытаться на ходу активировать задний ход, то электроника не даст это сделать.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: