Самые инновационные автомобильные компании
Названы самые инновационные автопроизводители в мире
Аналитическая компания Boston Consulting Group (BCG) в десятый раз опубликовала результаты ежегодного глобального исследования, которое выявляет 50 самых инновационных компаний мира. В рейтинг–2015 попали восемь автопроизводителей: Tesla, Toyota, BMW, Daimler, Tata, GM, Renault, Volkswagen. (Apple и Google пока не будем считать полноценными машиностроителями.) Заметим, что методология BCG — это опрос 1500 отраслевых экспертов, которым предлагают назвать инновации года в целом и лидеров в собственной индустрии.
Рейтинг BCG, конечно, имеет право на существование, но безоговорочное лидерство американских фирм и слабенькое присутствие японских вызывают вопросы. Тем более что исследование идёт вразрез с другим глобальным докладом, который в середине ноября представило агентство Thomson Reuters. Его работа — Топ-100 мировых инноваторов, составленный по результатам изучения патентной активности компаний, то есть числа реально зарегистрированных изобретений. Пожалуй, такой подход посерьёзнее опросов. И что же мы видим в отчёте Thomson Reuters? Доминирование японцев.
Если в рейтинге 2015 Top 100 Global Innovators рассматривать только автомобильную отрасль, то в данном секторе находится лишь пара инноваторов из США. Зато из числа японских в списке не хватает разве что Subaru да Suzuki. Все остальные — здесь: Toyota, Honda, Nissan, Aisin, Bridgestone, Yamaha, JTEKT, Yazaki. (Mitsubishi тоже присутствует, но не в категории Automotive.) Притом для Теслы места в сотне лучших не нашлось.
Доля Японии на графике выше — 80%. Пять лет назад в список входили лишь три фирмы из этой страны. С тех пор патентная активность во всей индустрии выросла на 233%. Интересно, что Toyota и Honda находятся в Топ-100 четыре года подряд, а Nissan два. Эксперты считают, что для окончания доминирования японцев в среднесрочной перспективе нет никаких причин.
Константин Болотов, 4 декабря 2015 в 15:22. Фото: Tesla. Иллюстрации: Boston Consulting Group, Thomson Reuters
Самые инновационные автомобильные компании
Чем больше патентов, тем больше инноваций
Автоиндустрия – одна из самых наукоемких областей человеческой деятельности. За традиционным обликом автомобиля, за блеском огней и красотой линий кузова скрывается в высшей степени сложное технологическое устройство. Порой – шедевр инженерной и технической мысли.
Ниже приводим список автомобильных брендов, для которых на первом месте, как ни странно, не соображения надежности. А емкость патентного портфеля. Именно отсюда, с объема инноваций и технологий начинается путь к надежности и безопасности будущего автомобиля и его владельцев.
Патент в современном мире является универсальным средством, способным защитить правообладателя от копий или подделок. И таким образом обезопасить его бизнес.
Представляем первую 10-ку, самых крупных игроков отрасли. Данные основываются на отчете, который в 2018 году опубликовала аналитическая компания Harrity. Исследование базируется на количестве патентов, поданных каждой компанией в Ведомство по патентам и товарным знакам США.
На первом месте японская Toyota. В прошлом году она зарегистрировала 2554 патентов. Из них 55% – механика. Японцы занимают почетное 7 место среди прочих мировых индустриальных гигантов, таких как IBM, Samsung, Canon, Intel, Alphabet и General Electric.
Далее – Ford, с также весьма внушительным количеством: 2149. Из них 72% составляли механические решения, а 23% касались электрической, электронной или информационной тематик. В общемировом списке брендов-инноваторов Ford находится на 15 месте.
Hyundai. 1539 патентов выводит южно-корейский бренд на 3-е место среди автомобильных компаний и на 22 в общем рейтинге.
Японская Honda подала 958 патентов, 4-е место.
Porsche со своими 503 патентами разместился на 5-м месте и на 89-м в мировом списке.
Последним, 100-м брендом в общем «тотале» инноваций стал Nissan, который занял 6 место в своей автомобильной категории.
Дальше патентная активность идет на убыль. Нижняя часть нашего списка выглядит так.
BMW – 190 патентов (198-е место в мире).
Mazda – 159 патентов (234-е место).
FCA – 155 патентов (244-е место).
Tata Motors – 126 патентов.
Рейтинг BCG по-прежнему возглавляют Apple, Google и Tesla
Консалтинговое агентство The Boston Consulting Group опубликовало свой 11-й ежегодный рейтинг самых инновационных компаний, опросив более 1500 руководителей компаний со всего мира. В результате первые четыре строчки этого списка не претерпели изменений по сравнению с прошлым годом — на них вновь расположились Apple, Google, Tesla Motors и Microsoft. Всего же в топ-50 вошли 34 компании из США, десять представителей Европы и шесть — из Азии.
Новые технологии внедряются в нашу жизнь как никогда быстро, и бизнесу просто жизненно необходимо успевать отслеживать их появление и развитие и внедрять в свою работу. Кто-то рассчитывает только на собственные силы, кто-то активно собирает чужие разработки. Очевидно одно — те, кто не справляются с этой задачей, остаются за бортом. Лучше же всех с внедрением инноваций, по мнению топ-менеджеров со всего мира, справляется Apple. Об этом свидетельствует новое исследование The Boston Consulting Group (BCG) «Самые инновационные компании 2016 года: преодолевая неприятие “чужих” изобретений».
Специалисты BCG каждый год составляют рейтинг самых инновационных компаний, проводя опрос менеджеров высшего звена в области инноваций из различных стран и широкого спектра отраслей. Первые четыре строки получившегося на этот раз списка не претерпели изменений по сравнению с прошлым годом: на них расположились Apple, Google, Tesla и Microsoft. На пятое место поднялся онлайн-ритейлер Amazon, который в прошлом рейтинге занимал только девятую строчку. Отметим, что впервые в десятке лучших оказались Netflix и Facebook, которые расположились на шестом и девятом местах рейтинга BCG.
Составители доклада отмечают, что разница между наиболее инновационными компаниями и отстающими в этом аспекте фирмами заключается в активности поиска разработок у третьих лиц. Так, активные новаторы очень часто получают технологии или идеи для развития за счет стратегического партнерства, поглощений и лицензионных сделок или благодаря анализу деятельности конкурентов. Так, согласно докладу, 65% новых идей им удается найти благодаря социальным сетям и анализу больших данных (по сравнению лишь с 14% у неактивных новаторов). Между тем, уверены авторы исследования, именно умение находить и получать технологии у сторонних лиц и конкурентов играет сейчас самую важную роль во внедрении инноваций: «С учетом увеличивающегося темпа рыночных изменений и того факта, что даже в более традиционных секторах технологии становятся ключевым фактором, отношение к внешним изобретениям как к “чужим” может оказаться фатальным,— считает партнер BCG и соавтор отчета Эндрю Тейлор.— Сегодня самые успешные новаторы находят стратегический баланс между внутренними и внешними инновациями. Они проявляют мудрость и эффективность в поиске и сканировании внешних идей,— и действуют молниеносно, внедряя их в своих компаниях».
Названы самые инновационные автопроизводители в мире
Компания Tesla Motors (на фото её завод), по версии Boston Consulting Group, в этом году стала самым инновационным автопроизводителем в мире. Однако агентство Thomson Reuters в свой глобальный Топ-100 инноваторов Теслу даже не включило. Странная ситуация.
А налитическая компания Boston Consulting Group (BCG) в десятый раз опубликовала результаты ежегодного глобального исследования, которое выявляет 50 самых инновационных компаний мира. В рейтинг–2015 попали восемь автопроизводителей: Tesla, Toyota, BMW, Daimler, Tata, GM, Renault, Volkswagen. (Apple и Google пока не будем считать полноценными машиностроителями.) Заметим, что методология BCG — это опрос 1500 отраслевых экспертов, которым предлагают назвать инновации года в целом и лидеров в собственной индустрии.
В Топ-50 вошли 29 компаний из США, 11 из Европы и 10 из Азии, в том числе три китайские и одна индийская. Абсолютное большинство — 38 фирм (76%) — занимаются нанотехнологиями.
Рейтинг BCG, конечно, имеет право на существование, но безоговорочное лидерство американских фирм и слабенькое присутствие японских вызывают вопросы. Тем более что исследование идёт вразрез с другим глобальным докладом, который в середине ноября представило агентство Thomson Reuters. Его работа — Топ-100 мировых инноваторов, составленный по результатам изучения патентной активности компаний, то есть числа реально зарегистрированных изобретений. Пожалуй, такой подход посерьёзнее опросов. И что же мы видим в отчёте Thomson Reuters? Доминирование японцев.
На графике слева — доли стран в мировом инновационном процессе за последние пять лет. (Имеются в виду все изобретения вообще, а не только в автоиндустрии, чья доля «пирога» составляет 10%.) У США и Японии тут паритет. «Бублик» справа — демонстрирует то же распределение в 2015 году. Штаты и Страна восходящего солнца на пару отхватили 75%, причём у японцев на 5% больше.
Если в рейтинге 2015 Top 100 Global Innovators рассматривать только автомобильную отрасль, то в данном секторе находится лишь пара инноваторов из США. Зато из числа японских в списке не хватает разве что Subaru да Suzuki. Все остальные — здесь: Toyota, Honda, Nissan, Aisin, Bridgestone, Yamaha, JTEKT, Yazaki. (Mitsubishi тоже присутствует, но не в категории Automotive.) Притом для Теслы места в сотне лучших не нашлось.
Американский автопром в рейтинге за 2015 год представляет только фирма Johnson Controls (сиденья, аккумуляторы). Гигант Lockheed Martin, строящий много всякого транспорта для ВПК, проходит в списке по другой статье. Французская инновационная компания — Valeo (автокомпоненты). В прочих категориях фигурируют Safran (электроника) и Thales (системы для ВПК).
Доля Японии на графике выше — 80%. Пять лет назад в список входили лишь три фирмы из этой страны. С тех пор патентная активность во всей индустрии выросла на 233%. Интересно, что Toyota и Honda находятся в Топ-100 четыре года подряд, а Nissan два. Эксперты считают, что для окончания доминирования японцев в среднесрочной перспективе нет никаких причин.
Как крупнейшие автоконцерны переходят на выпуск электромобилей
По данным The Electric Vehicle World Sales Database, в Европе продажи электромобилей в 2020 году выросли сразу на 137%, достигнув отметки в 1,4 млн машин. В Китае рост составил 12%, а число таких машин в стране достигло 1,3 млн. В США продажи электрокаров увеличились на 4%, а их количество составило 328 тыс.
General Motors
- Весной 2020 года GM презентовала новую модульную платформу EV третьего поколения для своих электрокаров. Концерн сообщил, что на ней уже к 2023 году выпустят 22 новых модели. Они будут выходить под брендами Chevrolet, Buick, Cadillac и GMC;
- октябрь 2020 года — представлен электропикап Hummer EV;
- январь 2021 года — на выставке технологий CES показали линейку электромобилей, в том числе Chevrolet Bolt EUV, GMC Hummer EV Pickup, Cadillac Lyriq, Cadillac Celestiq, Buick и электропикап Chevrolet;
- апрель 2021 года — вышла внедорожник-версия электропикапа EV SUV.
Концерн планирует к 2035 году полностью отказаться от производства дизельных автомобилей. Компания собирается использовать на 100% возобновляемые источники энергии для своего автопарка к 2030 году в США и к 2035 году по всему миру.
Jaguar Land Rover
Концерн Jaguar Land Rover в феврале 2021 года пообещал полностью перейти на производство электрокаров к 2025 году. Концерн намерен превратить Jaguar в электрический бренд класса люкс. Land Rover выпустит шесть новых электромоделей, и они будут продаваться параллельно с нынешним модельным рядом.
- 2018 год — вышел первый электрический кроссовер I-Pace;
- 2020 год — компания зарегистрировала торговую марку «EV-Type» для выпуска электрической версии купе F-Type;
- 2024 год — будет представлен первый электромобиль Landy;
- 2030 год — 60% автомобилей Jaguar будут выходить в электроверсии.
Jaguar Land Rover будет использовать три платформы для производства: EMA (электрическая модульная архитектура) для своих электромобилей, MLA (модульная продольная архитектура) для гибридов, а также отдельную «чисто электрическую архитектуру» для Jaguar.
Ford Motor
Ford объявил в феврале 2021 года о том, что к 2030 году намерен продавать в Европе только электромобили. Компания планирует, что к 2026 году все ее легковые автомобили станут машинами с нулевым уровнем выбросов и будут либо полностью электрическими, либо гибридными. Говоря о коммерческом транспорте, Ford заявила, что его уровень выбросов должен быть сведен к нулю к 2024 году.
Для этих целей компания вкладывает $1 млрд в модернизацию своего завода по производству электромобилей в немецком Кельне. Первые электромобили должны сойти с конвейера в 2023 году.
Ford воспользуется своим партнерством с немецким автопроизводителем Volkswagen. Компания будет разрабатывать свои электрокары на их платформе MEB, которая лежит в основе электромобилей Volkswagen ID.3 и ID.4.
При этом Ford обещает, что его электромобили будут сильно отличаться от Volkswagen.
- 2021 год — Ford Motor должна начать продажи в Европе электрического кроссовера Mustang — Mach-E;
Концерн обещает сделать свои электромобили бюджетными. Предполагается, что в будущем они будут стоить от $20 тыс. (₽1,6 млн) до $70 тысяч (₽5,5 млн). На сегодняшний день электрокроссовер Mustang Mach-E оценивается в $42 895 долларов (₽3,4 млн) за базовую версию.
Volkswagen Group
Гендиректор VW Group Герберт Дисс поставил перед концерном задачу выпустить 26 млн электромобилей к 2028 году и стать крупнейшим в мире производителем в этой области, опередив Tesla. К 2030 году концерн должен представить 75 электрических и 60 гибридных моделей.
- 2019 год — на платформе Volkswagen MEB вышел первый хэтчбек ID.3;
А в 2019 году группа Volkswagen показала концепцию автономной роботизированной зарядки электромобилей. Робот способен подвозить устройство для зарядки к транспортному средству.
Mercedes-Benz
Маркетологи Daimler заявили, что к 2030 году на электромобили и подзаряжаемые гибриды будет приходиться более половины мировых продаж автомобилей Mercedes-Benz.
- 2016 год — концерн представил бренд электрокаров Mercedes-EQ;
- 2018 год — вышел электрокар-паркетник Mercedes-Benz EQC;
- 2019 год — представлен серийный вариант электро-минивэна Mercedes-Benz EQV;
- 2021 год — начнется серийный выпуск четырех моделей: представительского седана, аналога S-класса EQS, компакта EQA, более крупного EQB и бизнес-седана EQE;
- 2022 год — для американского рынка выпустят кроссоверы EQS-SUV и EQE-SUV. Кроме того, компания анонсировала новый электромобиль EQT — электрическую версию модели T-Class.
BMW AG
Компания планирует к 2030 году выпустить девять электромоделей на модульной платформе Neue Klasse. Операционная система этих автомобилей будет настроена в зависимости от региона.
- 2013 год — вышел электромобиль концерна BMW i3. Он стал первым в мире электрокаром премиум-класса;
- 2021 год — на рынке уже представлены электромобили компании BMW i3, BMW iX3 и MINI SE. В этом году ожидается выпуск BMW iX и четырехдверного купе BMW i4;
- в ближайшие годы появятся электроверсии BMW 5 серии и BMW X1, а затем — BMW 7 серии и MINI Countryman;
- 2023 год — автопроизводитель планирует выпустить десять моделей электромобилей;
- 2025 год — компания обещает, что к концу этого года поставит около 2 млн электромобилей;
- 2030 год — на электрокары будет приходиться не менее 50% ее мировых поставок.
Nissan
- 2010 год — компания выпускает первый электрокар-хэтчбек Nissan Leaf;
- 2019 год — вышла усовершенствованная версия Leaf с модернизированной технологией контроля скорости и улучшенной функцией парковки;
- 2020 год — компания заявила, что электропаркетник Nissan Ariya готов к массовому выпуску. Это первый электромобиль на новой электрической платформе альянса Renault-Nissan-Mitsubishi;
Renault
- 2011 год — компания запускает линейку электромобилей: Fluence Z.E, Kangoo Z.E, Twizy и ZOE;
- 2014 год — вышел компактный хэтчбек Renault Twingo;
- 2019 год — производитель представил субкомпактный электрокроссовер Renault Сity K-ZE — версию бюджетного кроссовера Kwid и электрический хэтчбек Zoe второго поколения. Кроме того, был представлен обновленный Twingo;
- 2020 год — Renault показала электрический кроссовер-трансформер Morphoz. Он построен на платформе CMF-EV, которая будет использоваться во всех будущих серийных электромобилях;
Mitsubishi
Производитель выпустил пока только один электромобиль — Mitsubishi i-MiEV, который представляет собой пятидверный электромобиль-хэтчбек. Он продается с 2010 года.
В апреле 2021 года компания анонсировала выпуск электрического кроссовера Airtrek, смеси кроссоверов Eclipse Cross и Outlander, который пока предназначен только для Китая.
Компания с 2018 года выпустила только один электромобиль класса люкс Audi e-tron, но в этом году резко начала развивать линейку:
- февраль 2021 года — представлен седан e-tron GT;
- апрель 2021 года — компания показала кроссоверы Q4 e-tron и Q4 Sportback e-tron.
Hyundai Motor
Производитель заявил о планах продать 160 тыс. единиц восьми различных моделей электромобилей в 2021 году. Компания планирует нарастить продажи до 560 тыс. единиц из 12 моделей электромобилей в 2025 году.
- Февраль 2021 года — Hyundai показала кроссовер Ioniq 5, который стал первым на модульной платформе E-GMP, разработанной специально для электромобилей. Позднее на этой платформе выйдет первый электрокар бренда Kia;
- март 2021 года — вышла седан-версия Ioniq 6;
- 2022 год — будет представлен электромобиль Propechy;
- 2024 год — производитель выпустит более крупный кроссовер Ioniq 7.
Что в Азии
В 2021 году китайская корпорация Baidu заявила о планах совместного выпуска электромобилей в партнерстве с китайским автопроизводителем Geely. Последний владеет Volvo и долей в компании Daimler.
Между тем гигант электронной коммерции Alibaba уже создал совместное предприятие по производству электромобилей с крупнейшим автопроизводителем Китая SAIC Motor.
Китайская Didi Chuxing совместно с автопроизводителем BYD выпускает электротакси.
А корейская Samsung намерена инвестировать почти $1 млрд в производство аккумуляторов для электромобилей, чтобы обеспечить, в том числе, и растущие потребности Volkswagen. Автопроизводитель Rivian уже объявил о том, что будет использовать аккумуляторы Samsung SDI для батарей своих электропикапов R1T и внедорожников R1S. Эти электромобили были представлены еще в конце 2018 года, но выйдут на конвейер летом 2021 года.
Другая корейская компания, LG Energy Solution, намеревается увеличить производство аккумуляторов в США в 30 раз, чтобы ими оснащали не менее 2 млн электромобилей ежегодно.
Спрос на экологичный транспорт растет вместе с производством. Согласно прошлогоднему отраслевому исследованию BloombergNEF, средняя цена литий-ионных аккумуляторов, которые используются в электромобилях, за период 2010−2020 годов упала с $1 191 до $137 за кВт·ч или в девять раз.
Аналитики прогнозируют, что к 2023 году эта цена будет близка к $100 за кВт·ч. Первые такие аккумуляторы дешевле $100 за кВт·ч, кстати, уже выпустили. Ими оснастили китайские электроавтобусы.
Именно такая цена позволит автопроизводителям производить и продавать на некоторых рынках массовые электромобили по той же цене, что и обычные машины.
Аналитики Boston Consulting Group считают, что к 2026 году на электромобили будет приходиться более половины мировых продаж легковых машин.