Продажи новых автомобилей продолжают расти, плюс 17,9%
Дорожающая рекордными темпами «бэушка» и спрос на новые машины: что будет с авторынком дальше?
В середине весны, после провалов 2020-го года, авторынок Беларуси наконец начал оживать. По итогам второго квартала продажи новых машин выросли больше, чем на 20% по сравнению с таким же периодом прошлого года. Myfin.by посмотрел, какие машины покупают белорусы, а заодно узнал, какие прогнозы дают эксперты на будущее.
Вспомним 2020-й год: от рекордного подъема к рекордным падениям
Еще в 2019 году автодилеры Беларуси рапортовали о рекордных продажах, так по итогам года в салонах было реализовано более 66 тысяч авто. Но буквально через 3 месяца, то есть в апреле 20-того, коронавирусная инфекция в один момент переворачивает ситуацию в мировой экономике – границы на замке, от чего страдают и автопроизводители. Заводы крупных концернов берут паузу, поставки транспорта останавливаются, реализация стагнирует. В Беларуси рекорд продаж 2019-го будет побит антирекордом, в апреле 2020-го – рынок рухнет, уйдя в минус на целых 40%.
«Это рекордный спад, – констатировал тогда председатель Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич. – В итоге наш рынок откатился года на два назад: за 2-й квартал 2020-го реализовано порядка 10 тыс. машин.
К сожалению, после того, как к коронакризисным проблемам присоединилось ужесточение условий автокредитования с осени 2020-го, падение продолжилось. В итоге дилерам удастся реализовать 53 тысячи 516 авто, что на 17% меньше, чем за 2019 год.
Год 2021-й: пробуксовка закончилась?
Правда, в этом году ситуация стала налаживаться. Спрос на новые машины возвращается и по итогам второго квартала продажи новых железных коней подскочили на 20,79% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За это время было продано 12 309 свежесобранных авто.
«Это рост скорее восстановительный, во втором квартале прошлого года было сильное падение на волне пандемийного шока, в этом году мы этого шока не наблюдаем, у людей другое отношение к пандемии. И, соответственно, я говорю, что рынок вышел на некоторую равновесную ситуацию спроса и предложения. Триггером, наверное, является то, что на фоне подорожания, люди решили активно приобретать авто», — объясняет ситуацию Сергей Михневич.
В лидерах Lada и Geelly, а вот Maserati и Mitsubishi не купили ни одной
Примечательно, что жители нашей страны чаще всего предпочитают – седаны и паркетники российского производства, белорусско-китайские кроссоверы, а также немецкие семейные «бюджетники». Стабильно чувствует себя и премиальный сегмент – с начала года продано более 500 штук.
По итогам полугодия рейтинг популярности выглядит так:
- Lada – 5 546 проданных авто;
- Geelly с показателем 2 935 машин;
- Volkswagen – из салонов этого дилера убыло 2 534 автомобиля;
- KIA – 2146 оформлений продаж;
- Renault – авто этой марки белорусы предпочли 1 845 раз.
Впрочем, есть марки, которые не продаются совсем. Например, Maserati с начала года не продал ни одной машины. Также известно, что было продано 5 MINI, 10 новых Jaguar и 31 Porsсhe.
Напомним еще, что в этом году с рынка ушел и такой игрок, как Skoda: новые автомобили этой марки теперь нельзя продавать в Беларуси. Предполагается, что покупатели этой марки стали активнее смотреть в сторону марок-одноклассников (например, тот же Volkswagen Polo).
Индикатор стабильности для официальных дилеров – более 4000 тысяч проданных авто в месяц по всей стране. Но, как отмечают в профильной ассоциации, не все зависит от дилеров и покупателей. Крупные автоконцерны не стабильны до сих пор. Сегодня сразу несколько факторов заставляют бурлить мировой рынок.
«Первым фактором является удорожание автомобилей, которое активными темпами продолжается в настоящее время, в силу мировой инфляции на сырье и материалы, а также в силу дефицита некоторых комплектующих, в том числе микросхем, — рассказывает Сергей Михневич. — Второй фактор, который влияет на динамику рынка, – это дефицит автомобилей, который, как ни странно, в паре с удорожанием, фиксируется сегодня на рынке. Почти все автопроизводители сталкиваются с проблемой производства. Опять-таки связанного с недостатком комплектующих, именно микросхем. Видно и нарушение кооперационных связей на сборочных производствах. В этом и кроется проблема поставки автомобилей в нужном объеме. Очевидно, в Беларуси рост продаж новых автомобилей мог быть выше, если бы не было удорожания и дефицита автомобилей».
А что будет дальше?
По прогнозам Белорусской автомобильной ассоциации, в начале второго полугодия 2021-го официальные дилеры готовятся к снижению продаж. А вот к концу года ставку сделают на ввоз большего количества единиц техники и моделей, это должно повлиять на рынок в позитивную сторону.
«Есть надежда, что дилеры все-таки привезут большее количество машин. И тут все будет зависеть от того, насколько цены на эти автомобили будут соответствовать ожиданием потребителей. Может случится так, что авто просто станут не по карману. Можно точно сказать, что сейчас есть дефицит, люди ждут, есть машины, которые уже проданы до конца третьего квартала, заказы раскупаются вперед. Сегодня активно продаются все популярные марки. Мы будет рассчитывать на то, что рынок подрастет во втором полугодии, на фоне увеличение спроса в 4-ом квартале», – высказывает надежду Сергей Михневич.
Как там у соседей?
В России за первое полугодие 2021 было продано 870 749 штук легковых и коммерческих автомобилей, что по сравнению с аналогичным периодом 2019 года больше на 5,1%, а по сравнению с 2020 годом – на 36,9%. Эксперты отмечают, что стоимость новых машин за последние несколько месяцев выросла на 7%.
В Европе продажи новых автомобилей тоже растут. Только за первое полугодие они прибавили 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отмечает аналитическое агентство «Автостат». В странах ЕС машины тоже дорожают, прирост в цене уже составил, как минимум, 10%.
Пересядем ли на «электрички»?
Сегодня в Беларуси насчитывается более 2000 электромобилей. Ввезены они в основном из-за границы. Что касается продаж моделей, которые представлены в нашей стране официально, то это скорее разовые покупки. Впрочем, пока, как отметили в Белорусской автомобильной ассоциации, новые модели авто на электротяге у дилеров появятся вряд ли. Причиной всему – сложная таможенная сертификация и высокая цена для покупателей.
«Пока автодилеры не убедят своих производителей в том, что рынок будет поглощать электромобили в массовом сегменте по тем ценам, которые есть сегодня, до тех пор мы этих машин здесь не увидим. Цены на электромобили в массовом сегменте европейского рынка по-прежнему высоковаты для ожиданий наших потребителей. Стоимость самых бюджетных моделей стартует от 30 тысяч евро. Если класс авто премиальный, то эту цифру можно умножать на 2 или даже 3», – объясняет эксперт.
Впрочем, Bloomberg NEF и Международное энергетическое агентство уже к концу этого года прогнозируют прирост количества электрокаров в Беларуси до 5 тысяч, в 2022 – до 25 тысяч, в 2023 – до 54 тысяч, В 2024 – до 82,8 тысяч, В 2025 – до 112 тысяч.
«Бэушка» готовится к росту продаж
А вот рынок подержанных авто явно ожидает рост продаж, и да, причина одна – увеличение цены на новые «ласточки». Впрочем, транспорт с пометкой «б/у» во все времена продавался на ура. Ведь в этом сегменте можно найти авто на любой вкус, цвет и размер кошелька. Но 2021-й диктует свои правила: из-за нехватки машин у дилеров владельцы подержанного транспорта не стесняются накручивать цены. В результате свежие «бэушки», с 2-3 летней историей, предлагаются покупателю существенно дороже недавних ценников.
«На фоне дефицита новых машин спрос на б/у резко пошел вверх. И при этом, на фоне такого спроса пошли вверх цены на автомобили с пробегом. Есть информация, что ввоз автомобилей из Европы и Америки сейчас на подъеме».
Дефицит чипов обрушил продажи автомобилей в августе на 17%
Продажи новых легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей в России в августе 2021 г. снизились на 17% относительно того же месяца 2020 г., до 114 130 штук, сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) 6 сентября. Это рекордное месячное снижение в этом году. В июле авторынок России снижался на 6,5%. В феврале, а также в апреле – июне продажи росли, в январе и марте наблюдался спад на 4,2 и 5,7% соответственно.
«Хотя спрос остается стабильным, падение производства в результате нехватки электронных компонентов на мировом рынке продолжает увеличивать разрыв между спросом и предложением, оказывая негативное влияние на объемы продаж», – сообщил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель. Никаких признаков быстрого решения этой проблемы нет и рынок будет продолжать сокращаться в ближайшие месяцы, уточнил он.
Ключевой проблемой для глобального и российского авторынка сейчас является дефицит микрочипов. После восстановления спроса на автомобили в 2021 г. отрасли не хватает электронных комплектующих, из-за чего поставки ограничиваются, а некоторые автозаводы вынуждены останавливаться.
На прошлой неделе об итогах августа отчитался крупнейший российский автопроизводитель — «АвтоВАЗ»: его продажи рухнули на 32% до 19 428 ед. Это произошло из-за тех же простоев производства на фоне дефицита электроники и летних корпоративных отпусков, сообщала компания. Снижение стало максимальным с мая прошлого года, но тогда в России действовал жесткий локдаун из-за распространения COVID-19 и дилерские центры были закрыты.
По данным АЕБ, снизились продажи и у других автомобильных брендов: автомобилей KIA было продано на 13% меньше, чем в августе 2020 г. (17 277 шт.), Hyundai – на 19% (до 14 106 шт.), Renault – на 11% (до 9699 шт.), Toyota – на 4% (до 6848 шт.), Volkswagen – на 41% (до 6754 шт.), Skoda – на 39% (до 5497 шт.). Volkswagen летом приостанавливал конвейер в Нижнем Новгороде, где собираются Skoda Karoq, Kodiaq, Octavia. В сентябре автоконцерн запланировал временные паузы на производстве в Калуге. Другие производители пока не объявляли о сокращении объемов производства или приостановках.
При этом продажи китайских машин в августе продолжали расти, по данным АЕБ. Нарастили реализацию Chery (в 2,6 раза, до 2956 автомобилей), Haval (+37%, 2372 шт.) Geely ( +25%, 2165 шт.). В плюсе оказались также Lexus (+1%, 1957 машин), Audi (+32%, 1651), Volvo (+20%, 986) и Suzuki (+19%, 918). Всего за восемь месяцев в России был продано 1,1 млн легковых и LCV-автомобилей, что на 21,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
«Наверное, у китайских производителей есть запас, или им проще организовать поставки комплектующих. Для «АвтоВАЗа» ситуация сложнее, потому что у него большие объемы производства (более 20% рынка автомобилей в России). На таких объемах обеспечить поставки комплектующих сложнее», – говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Но, по его словам, ситуация может меняться от месяца к месяцу: «Я бы не стал делать выводы об изменении трендов на рынке на основе августовских данных».
Эксперты прогнозируют, что дефицит чипов будет влиять на ситуацию на рынке как минимум до конца текущего года, а по некоторым оценкам и весь 2022 г. Ситуация разрешится до конца 2022 г. или в начале 2023 г., считает независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев. По его словам, в России практически нет необходимой компонентной и производственной базы для изготовления полупроводников, микрочипов и процессоров. Три компании — производители полупроводников («Микрон», «Группа Кремний Эл», «Ангстрем-Т») не могут быстро освоить необходимую автопрому продукцию, говорит Бургазлиев: «Даже если предположить, что им удастся это сделать, то интеграция их решений в компоненты поставщиков первого уровня для самих автоконцернов займет примерно от года до двух лет. На глобальном уровне в ближайший год существенно нарастить производство чипов и полупроводников не получится».
АЕБ пока оставила свой прогноз по итогам 2021 г. на прежнем уровне (+9,8% к 2020 г.), но обещала вернуться к этому вопросу после III квартала. По оценке Бургазлиева, продажи легковых автомобилей и LCV в 2021 г. составят 1,6 млн шт. (аналогично уровню пандемийного 2020 г., когда продажи падали на 9,1%) при потенциальном объеме спроса в 1,8 млн машин. Но партнер Deloitte Татьяна Кофанова прогнозирует рост рынка на 5-9% по итогам года.
По словам председателя правления автодилера «Авилон» Андрея Павловича, заметных изменений в ситуации с дефицитом машин можно ожидать только ближе к концу года. «Нехватка чипов так или иначе повлияла на все бренды, но больше всего страдает более дорогой сегмент – технически наиболее сложные автомобили, оснащенные различными инновационными опциями», – добавляет он.
«Абсолютно все топовые модели, за исключением очень точечных позиций, находятся в ограниченном доступе. Очень напряженная ситуация с моделями SUV (городских внедорожников. – «Ведомости») с ограниченными опциями, без которых эти модели выглядят не так привлекательно, – например, с пневмоподвеской, беспроводной зарядкой и т. п.», – говорит гендиректор «АВТODOMа» Андрей Ольховский. Дилер не ждет серьезных улучшений с поставками комплектующих для российских заводов и в I квартале 2022 г.
Продажи новых автомобилей продолжают расти, плюс 17,9%
Автомобильный рынок РФ в сентябре 2017 вырос еще на 17,9%
В сентябре 2017 года показатель роста составил 17.9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост продолжается, и он уже не похож на кратковременное восстановление.
Стандартный комментарий Йорга Шрайбера (Председателя Комитета автопроизводителей АЕБ):
«Сентябрь доказал, что является еще одним месяцем на пути восстановления российского рынка. По сравнению с прошлым годом квартальные продажи с июля по сентябрь выросли на существенные 17.7% и в абсолютных цифрах (410 тыс. автомобилей) достигли показателей того же квартала 2 года назад.
На рынке царит настроение, что позитивный тренд продолжится и в предстоящие месяцы. Соответственно, прогноз АЕБ на 2017 календарный год был изменен в сторону увеличения и равен сейчас 1,58 млн. автомобилей или +10,8% по сравнению с 2016 годом».
Минусов, как и в прошлом месяце, практически ни у кого не наблюдается. Все автопроизводители постепенно выходят в плюсы и по всей видимости рассчитывают на долгий плавный рост продаж. Аутсайдерами в этом месяце стали:
Toyota— 7.599 проданных автомобилей в России за месяц, против 8.419 в сентябре годом ранее, -10% (август месяц также показывал минус в продажах у этого бренда)
УАЗ, 4.020 авто в сентябре 2017 года, против 4.220 единиц техники за АППГ, -5%, снижение у отечественного автопроизводителя притормаживается
Lifan, 1.423 единицы автомобилей, -13%
Audi -3% и всего 1.559 автомобилей было продано за месяц, чуть больше чем в конце лета этого года
В минусах остаются Land Rover, -12%, Mercedes-Benz, -1%, Jaguar, -7%.
17.9% рост- это немало. Но показатель этот актуален в месячном исчислении, за период с января по сентябрь рост несколько менее большой, но не менее значительный- 10.6%, по сравнению с периодом прошлого года было продано на 108 тыс. автомобилей больше.
А вот топ самых ходовых моделей не меняется, разве что происходит перетасовка среди лидеров (количество проданных автомобилей за сентябрь месяц):
Kia Rio 10.446 шт.
Lada Granta- 9.098 автомобилей
Lada Vesta 6.861 автомобиль
Hyundai Solaris 6.581 ед.
Hyundai Creta с 5.843 единицы
Топ-5 моделей за период с начала 2017 года по-прежнему не изменился:
Kia Rio 73.532 шт.
Lada Granta 67.702 единиц
Lada Vesta 54.641 шт.
Hyundai Solaris 53.264 автомобиля
Hyundai Creta 37.188 штук
Статистика продаж новых авто в Беларуси за 2020 год: изучаем цифры и тенденции
14 января автомобильная ассоциация БАА провела традиционную пресс-конференцию, посвященную итогам 2020 автомобильного года в Беларуси. Белорусский рынок новых автомобилей составил всего 52768 новых авто и упал — по сравнению с 2019 годом — на 18,2%. Главная новость: белорусские Geely вышли на второе место по продажам и подобрались вплотную к лидеру LADA. Какие модели продавались хорошо, а какие — не очень? Какие классы «выстрелили», а какие теряют клиентов? Отвечаем на эти и многие другие вопросы.
К сожалению, чуда не случилось. Представители БАА не первый раз говорят, что потенциал рынка новых авто в Беларуси — около 100 тысяч штук в год. И правда, преодолев очередной валютный шок 2014-2015 годов, мы начали хорошо прибавлять. Если в 2016 году было продано 26,5 тысячи новых авто, то в 2019 — целых 64,5 тысячи! В 2020 году мы должны были поставить новый рекорд — но всё пошло не так. Очередная девальвация белорусского рубля, затем коронавирус, затем политический и экономический кризис. Прогнозы БАА на 2021 год неутешительны: в оптимистичном сценарии сохраним примерно такой же объем продаж, в пессимистичном — будем проваливаться дальше вниз.
Теперь — к хорошим новостям. Завод «БЕЛДЖИ» можно смело называть не только надеждой, но уже и гордостью отечественного легкового автопрома. На фоне так и не взлетевшего «Юнисона» марка Geely идет вперед семимильными шагами: второе место по продажам в 2020 году (9200 новых авто)! Для сравнения, лидирующая LADA продала в прошлом году 10342 новых автомобиля. Обратите внимание — на фоне падения продаж практически у всех брендов, включая ключевых игроков (LADA, Renault, Volkswagen), у Geely — рост продаж на 33%! Да, не без помощи льготного кредитования. Но и сами модели ведь хороши! Если не брать в расчет устаревший седан Emgrand 7, который расходится по госзакупкам, остальные модели — вполне отличный вариант за свои деньги. А новые Coolray и Tugella — вообще огонь!
Не удивлюсь, если в 2021 году у нас будет новый лидер на рынке новых авто. Все предпосылки для этого есть. Во-первых, гендиректор «БЕЛДЖИ» Геннадий Свидерский рассказал на пресс-конференции, что уже есть договоренности на 2021 год с «Беларусбанком» и «БПС-Сбербанком». Так что, если не случится форс-мажора, клиенты по-прежнему смогут купить новый «Джили» в кредит на очень выгодных условиях.
Во-вторых, «БЕЛДЖИ» продолжает обновлять и расширять модельный ряд. Помимо Coolray и Tugella, которые дебютировали в прошлом году и еще не раскрыли полностью свой рыночный потенциал, совсем скоро (конец января 2021 года) ожидается премьера еще одной новой модели. Скорее всего это будет бюджетный кроссовер Geely GS, который уже не раз засветился на белорусских дорогах. Кстати, в России уже объявили цены на Geely GS — от 1,1 миллиона российских рублей (примерно 38,5 тысячи белорусских рублей или 15 тысяч долларов по текущему курсу).
Кроме того, что этой весной завершаются испытания и техническая адаптация электрической модели Geometry A — так что через несколько месяцев может быть выпущена пилотная партия на продажу. Свидерский намекнул, что окончательное решение пол модели лежит в плоскости финансов. Вероятно, речь идет о том, удастся ли в Беларуси запустить программу субсидирования покупки электромобилей (по схеме, которая давно действует во многих цивилизованных странах мира).
Вернемся к обзору рынка. На верхнем слайде — динамика по продажам новых авто (в штуках) в 2020 году в разрезе брендов (по сравнению с 2019 годом). И снова обращает на себя внимание заметное падение продаж у LADA, Renault и Volkswagen. Это лакмусовая бумажка, которая лучше всяких слов говорит о финансовой ситуации в среднестатистической белорусской семье.
В премиальном сегменте тоже нет повода для радости. Продажи падают, а доля премиальных автомобилей в общем зачете составляет мизерные 3,5%.
Марку BMW можно поздравить — в 2020 году она окончательно закрепила свое превосходство в Беларуси, продав 411 новых легковых авто. Да, Mercedes-Benz продал 420 новых автомобилей, но 118 из них — коммерческие бусы Sprinter. Если их отнять — «трехлучевой звезде» достается только второе место. Audi удалось реализовать всего 290 автомобилей — марка продолжает терять свои позиции, хотя несколько лет назад являлась безоговорочным лидером белорусского «премиума». Неплохо стартовали официальные продажи Lexus — 205 новых авто за 2020 год.
В какую сторону повернется белорусский рынок новых автомобилей в 2021 году? Очевидно, что в нынешней ситуации делать какие-то прогнозы — дело совершенно бесполезное. Надеюсь, что прорвемся!
Статистика по классам
БАА в своих презентациях иногда путается в классификации и дает мало конкретики по продажам моделей в каждом классе. Domkrat.by исправляет ситуацию и представляет данные в более развернутом виде. Далее — продажи новых авто в Беларуси за 2020 год в разрезе моделей и классов.
NB. Не удивляйтесь отсутствию моделей Renault (Sandero и Logan) в классе «В» — теперь они кроссоверы с приставкой Stepway и переехали в класс «SUV-B».
Дорожающая рекордными темпами «бэушка» и спрос на новые машины: что будет с авторынком дальше?
В июле в Беларуси реализовано 4 124 новых легковых автомобиля (4 134 месяцем ранее). Это практически повторяет июньские показатели (минус 0,24%), а в сравнении с аналогичным периодом прошлого года авторынок сократился на 15,75%. Всего же за семь месяцев 2021 года, согласно последним данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), её члены продали 16 433 экземпляров.
Среди наиболее популярных в Беларуси автомобильных брендов рокировок не произошло. Лидерство по-прежнему удерживает российская Lada, составляя 28,24% отечественного рынка легковых авто. Lada Vesta занимает первое место в топ-20 самых реализуемых моделей. В общем рейтинге продаж за 2021 год модель стабильно остаётся на верхней строчке с результатом в 11,25% доли рынка.
В рейтинге прошлого месяца Lada Largus переместилась с 7-го на 5-е место. К Lada Granta интерес у наших соотечественников также вырос. А вот Lada Niva 4×4, наоборот, потеряла место в тройке бестселлеров. Ну и у хэтчбека Lada XRay дела никак не могут наладиться — всего 33 проданных экземпляра и предпоследнее место в топ-20.
С отставанием почти в 3 тысячи единиц по итогам семи месяцев на второй строчке в топе наиболее продаваемых автомобильных марок держится Geely — 15,45% доли рынка. Самая востребованная модель белорусско-китайского бренда прошлого месяца — Coolray, который в июле вернулся в пятёрку машин, продаваемых лучше всего.
Белорусы активно покупали и Geely Atlas, проявили интерес к Geely Tugella. Чуть хуже результаты у уходящего на покой Geely Emgrand X7 и новенького Atlas Pro — 78 и 71 проданная машина соответственно. А к хэтчбеку Geely GS интерес неожиданно угас — всего 14-я позиция.
Третье место остаётся за Volkswagen. Дилеры немецкой марки смогли реализовать с начала года 2 712 автомобилей (11,64% доли рынка). Бо́льшая часть сделок по-прежнему приходится на лифтбеки Polo. Бестселлер марки ещё сильнее закрепился на 2-й позиции рейтинга. А вот VW Tiguan серьёзно подрастерял клиентов и выбыл из топ-20. Возможно, новый VW Taos улучшит положение бренда: ожидания у руководства от модели высоки, впрочем, как и стартовая цена — от $23 600!
Корейский бренд Kia не сдаёт 4-ю позицию — 2 561 проданный экземпляр и 10,99% доли рынка. А бестселлер компании — Kia Rio — в июле вернул себе 2-е место. Поднялся в рейтинге и кроссовер Sportage — он разошёлся тиражом в 57 экз., что обеспечило ему переход с 18-й на 15-ю строчку.
Никаких перестановок в сравнении с июнем и на 5-й позиции — здесь располагается Renault (чуть более 8,67% доли рынка). Белорусов по-прежнему интересует обновлённый кроссовер Duster, который второй месяц подряд удерживает 9-е место. Logan Stepway расположился следом — 10-е место. А вот продажи Sandero Stepway по сравнению с месяцем ранее значительно просели, отсюда падение с 14-й на 17-ю позицию. Замыкает июльский топ Renault Kaptur. Кросс разместился на 20-м месте с результатом в 31 реализованный экземпляр.
Что касается премиум-сегмента — Audi, BMW, Jaguar, Land Rover, Volvo, Porsche, Maserati, Lexus, то в июле опять же лучшие результаты показал импортёр Audi. Дилеры бренда продали 53 авто, и это на 9 ед. больше, чем в июне. У BMW ситуация немного улучшилась: было реализовано на одну машину больше, чем месяцем ранее, — 43 шт. Mercedes также показал положительную динамику — 19 проданных авто в июле против 9 ед. в июне. У Land Rover и Lexus по 14 сбытых автомобилей.
А что будет дальше?
По прогнозам Белорусской автомобильной ассоциации, в начале второго полугодия 2021-го официальные дилеры готовятся к снижению продаж. А вот к концу года ставку сделают на ввоз большего количества единиц техники и моделей, это должно повлиять на рынок в позитивную сторону, пишет MyFin.by.
«Есть надежда, что дилеры все-таки привезут большее количество машин. И тут все будет зависеть от того, насколько цены на эти автомобили будут соответствовать ожиданием потребителей. Может случится так, что авто просто станут не по карману. Можно точно сказать, что сейчас есть дефицит, люди ждут, есть машины, которые уже проданы до конца третьего квартала, заказы раскупаются вперед. Сегодня активно продаются все популярные марки. Мы будет рассчитывать на то, что рынок подрастет во втором полугодии, на фоне увеличение спроса в 4-ом квартале», – высказывает надежду Сергей Михневич.
Как там у соседей?
В России за первое полугодие 2021 было продано 870 749 штук легковых и коммерческих автомобилей, что по сравнению с аналогичным периодом 2019 года больше на 5,1%, а по сравнению с 2020 годом – на 36,9%. Эксперты отмечают, что стоимость новых машин за последние несколько месяцев выросла на 7%.
В Европе продажи новых автомобилей тоже растут. Только за первое полугодие они прибавили 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отмечает аналитическое агентство «Автостат». В странах ЕС машины тоже дорожают, прирост в цене уже составил, как минимум, 10%.
Пересядем ли на «электрички»?
Сегодня в Беларуси насчитывается более 2000 электромобилей. Ввезены они в основном из-за границы. Что касается продаж моделей, которые представлены в нашей стране официально, то это скорее разовые покупки. Впрочем, пока, как отметили в Белорусской автомобильной ассоциации, новые модели авто на электротяге у дилеров появятся вряд ли. Причиной всему – сложная таможенная сертификация и высокая цена для покупателей.
«Пока автодилеры не убедят своих производителей в том, что рынок будет поглощать электромобили в массовом сегменте по тем ценам, которые есть сегодня, до тех пор мы этих машин здесь не увидим. Цены на электромобили в массовом сегменте европейского рынка по-прежнему высоковаты для ожиданий наших потребителей. Стоимость самых бюджетных моделей стартует от 30 тысяч евро. Если класс авто премиальный, то эту цифру можно умножать на 2 или даже 3», – объясняет эксперт.
Впрочем, Bloomberg NEF и Международное энергетическое агентство уже к концу этого года прогнозируют прирост количества электрокаров в Беларуси до 5 тысяч, в 2022 – до 25 тысяч, в 2023 – до 54 тысяч, В 2024 – до 82,8 тысяч, В 2025 – до 112 тысяч.
«Бэушка» готовится к росту продаж
А вот рынок подержанных авто явно ожидает рост продаж, и да, причина одна – увеличение цены на новые «ласточки». Впрочем, транспорт с пометкой «б/у» во все времена продавался на ура. Ведь в этом сегменте можно найти авто на любой вкус, цвет и размер кошелька. Но 2021-й диктует свои правила: из-за нехватки машин у дилеров владельцы подержанного транспорта не стесняются накручивать цены.
В результате свежие «бэушки», с 2-3 летней историей, предлагаются покупателю существенно дороже недавних ценников.
«На фоне дефицита новых машин спрос на б/у резко пошел вверх. И при этом, на фоне такого спроса пошли вверх цены на автомобили с пробегом. Есть информация, что ввоз автомобилей из Европы и Америки сейчас на подъеме».