3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правительство утвердило правила лицензирования автобусов для перевозки пассажиров

Постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 г. N 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 г. N 1616
«О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 октября 2020 г. N 1616

Положение
о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами

С изменениями и дополнениями от:

ГАРАНТ:

См. Справку о Правилах лицензирования отдельных видов деятельности

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее — лицензируемая деятельность).

2. Лицензирование лицензируемой деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (ее территориальными органами) (далее — лицензирующий орган).

3. Понятие «автобус», используемое в настоящем Положении, означает транспортное средство категории M 2 или M 3 , за исключением троллейбуса, специализированного пассажирского транспортного средства и его шасси.

4. Лицензируемая деятельность включает в себя перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства (далее — коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.

Осуществление лицензируемой деятельности не по адресу места осуществления лицензируемой деятельности, указанному в лицензии на лицензируемую деятельность (далее — лицензия), не требует переоформления лицензии.

II. Требования к соискателю лицензии

5. Соискатель лицензии обязан:

а) назначить работника соискателя лицензии, прошедшего в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, или в случае, если соискатель лицензии является индивидуальным предпринимателем и намерен осуществлять лицензируемую деятельность без привлечения наемных работников, быть аттестованным на право заниматься деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения;

б) иметь лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) или заключить договор оказания услуг по проведению таких медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) с медицинской организацией, или иной организацией, или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым);

в) владеть автобусами на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды автобусов с экипажем), которые предполагается использовать для осуществления лицензируемой деятельности.

6. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган в форме электронных документов (пакета электронных документов) заявление о предоставлении лицензии, предусмотренное частью 1 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, и следующие прилагаемые к нему документы:

копия приказа о назначении ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения — в случае, если лицензируемая деятельность будет осуществляться наемным работником соискателя лицензии;

копия договора с медицинской организацией, или иной организацией, или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), — в случае, если такие медицинские осмотры водителей осуществляются в соответствии с такими договорами;

копия свидетельства о регистрации автобусов, заявленных соискателем лицензии и, если такие автобусы не являются собственностью соискателя лицензии, а используются на ином законном основании, копии документов, подтверждающих указанное основание владения автобусом соискателя лицензии;

Статья в тему:  В сети появилось видео, которое показывает странность: двигатель автомобиля запускается от поворота ключа в дверном замке

опись прилагаемых документов.

В случае если соискатель лицензии является ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и прошел в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, и (или) имеет лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), проверка наличия документов, подтверждающих наличие такой аттестации и (или) лицензии, осуществляется лицензирующим органом без представления соискателем лицензии копий документов, подтверждающих наличие такой аттестации и (или) лицензии.

7. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы, предусмотренные пунктом 6 настоящего Положения, соискатель лицензии вправе представить в лицензирующий орган или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, на бумажном носителе или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

III. Требования к лицензиатам

8. Лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования:

а) использовать для осуществления лицензируемой деятельности автобусы, принадлежащие лицензиату на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды автобусов с экипажем);

б) осуществлять деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения посредством исполнения должностных обязанностей работником, назначенным приказом лицензиата ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшим в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, или в случае, если лицензиат является индивидуальным предпринимателем и прошел указанную аттестацию, посредством исполнения соответствующих обязанностей;

в) заключить в отношении коммерческих перевозок договор (договоры) обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»;

г) заполнять путевые листы в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;

д) допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

е) осуществлять техническое обслуживание автобусов лицензита в сроки, предусмотренные документацией заводов-изготовителей этих транспортных средств;

ж) обеспечивать стоянку автобусов лицензиата на территории городских поселений, городских округов, гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении их из рейсов и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах), соответствующих требованиям, установленным Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;

з) передавать сведения о пассажирах и персонале (об экипаже) автобуса лицензиата в автоматизированную централизованную базу персональных данных о пассажирах и персонале (об экипаже) автобусов лицензиата в случаях и в порядке, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона «О транспортной безопасности»;

и) допускать к управлению автобусами лицензиата водителей, состоящих в трудовых отношениях с лицензиатом в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, которые имеют российское национальное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории «D» или иностранное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории «D» — для водителей, являющихся гражданами Киргизской Республики, а также гражданами государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального языка, а в случае организованной перевозки группы детей — водителей, которые соответствуют также требованиям правил организованной перевозки группы детей автобусами, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;

Статья в тему:  Видео, которое показывает, как на самом деле снимается автомобильная реклама и автомобили в кино

к) соблюдать установленные Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей;

л) осуществлять предусмотренные правилами обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», инструктаж водителя автобуса лицензиата, планирование мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, анализ дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов лицензиата и правонарушений, совершенных водителями при управлении ими;

м) проводить стажировки водителей автобусов лицензиата, предусмотренные утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 328 Трудового кодекса Российской Федерации порядком прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта;

н) обеспечивать проведение медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) водителей или в случае, если лицензиат является индивидуальным предпринимателем и непосредственно выполняет обязанности водителя, — проходить медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые), в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

IV. Особенности ведения реестра лицензий и размещения информации, относящейся к осуществлению лицензируемой деятельности

9. Лицензирующий орган включает в реестр лицензий следующие сведения об автобусах лицензиата, а также о дополнительных автобусах лицензиата, приобретенных для осуществления лицензируемой деятельности после предоставления лицензии:

а) государственный регистрационный номер;

б) идентификационный номер транспортного средства (VIN);

Декрет N 7: изменения в области транспортной деятельности

25 ноября 2017 г. официально опубликован Декрет от 23.11.2017 N 7 «О развитии предпринимательства» , предусматривающий минимизацию вмешательства должностных лиц госорганов в работу субъектов хозяйствования и усиливающий механизмы саморегулирования бизнеса.

Ряд положений Декрета, вступающих в силу с 26 февраля 2018 г. , касается непосредственно транспортной деятельности. Рассмотрим основные из них.

1. Вводится уведомительный порядок начала осуществления деятельности по предоставлению услуг по перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом .

Уведомительный порядок заключается в следующем: субъект хозяйствования, намеревающийся оказывать услуги по автомобильным перевозкам пассажиров и багажа, направляет письменное уведомление по установленной Совмином форме в местный исполнительный и распорядительный орган. Начать соответствующую деятельность можно будет со дня, следующего за днем направления уведомления .

В настоящее время автомобильный перевозчик допускается к городской и пригородной автомобильной перевозке пассажиров, междугородной автомобильной перевозке пассажиров, перевозке пассажиров автомобилями-такси, международной автомобильной перевозке пассажиров только после получения лицензии .

Уведомительный порядок не будет распространяться на деятельность по автомобильной перевозке пассажиров и багажа :

— в регулярном сообщении;

— для обеспечения собственных нужд юрлиц и ИП.

В отношении последнего отметим, что получение лицензии для внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров для собственных нужд не требуется .

Обратите внимание!
Уведомительный принцип начала осуществления деятельности не отменяет необходимости прохождения субъектом хозяйствования иных административных процедур после начала осуществления деятельности .

2. Отменяется оформление путевых листов при выполнении автомобильных перевозок .

В настоящее время организации обязаны заполнять путевой лист при использовании транспортных средств для автомобильных перевозок пассажиров и грузов. Исключение составляют внутриреспубликанские автомобильные перевозки для собственных нужд .

Сведения путевых листов, в том числе о пробеге автомобиля и израсходованном топливе, используются при составлении ПУД на его списание. Кроме того, стоимость топлива, израсходованного при эксплуатации автомобиля в производственных целях, включается в учитываемые при налогообложении прибыли затраты только с учетом установленных норм . Поэтому, полагаем, что в случае неиспользования путевого листа необходимые данные о транспортной работе нужно будет отразить в ином документе.

3. Водителей можно допускать к выполнению международных автомобильных перевозок грузов независимо от стажа их работы в качестве водителя транспортных средств или составов транспортных средств соответствующей категории .

В настоящее время субъекты хозяйствования могут допускать к выполнению международных автомобильных перевозок грузов на транспортных средствах категорий «B» и «C» (разрешенный максимальный вес которых не превышает 7500 кг), составах транспортных средств категорий «BE», «CE» водителей при условии наличия у них стажа работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее двух лет .

Статья в тему:  Формула-1: Сравнение болидов 2015 года с автомобилями 2016 года

4. Изменяется порядок контроля состояния водителей при допуске к выполнению международной автомобильной перевозки грузов.

Состояние водителей механических транспортных средств перед выездом в рейс при допуске к выполнению международной автомобильной перевозки грузов контролируется. Этот контроль будет осуществляться с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, и экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ (далее — приборный контроль). Проведение предрейсовых и иных медицинских обследований (далее — предрейсовое обследование) отменяется . При этом Декрет не устанавливает требований к квалификации лица, проводящего контроль. Им в том числе может быть не медицинский работник.

На заметку
Вышеуказанный приборный контроль состояния водителей будет производиться на предмет их нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ.

Аналогичный приборный контроль состояния водителей в настоящее время проводится при осуществлении деятельности в области автомобильного транспорта, не требующей лицензирования. Порядок его проведения определен .

В сферу действия данного порядка не входят случаи приборного контроля состояния водителей при международных автомобильных перевозках грузов (лицензируемая деятельность). Возможно, область его применения будет расширена либо соответствующие разъяснения будут приведены госорганами в рекомендациях по применению Декрета.

В настоящее время субъекты хозяйствования, выполняющие международные автомобильные перевозки грузов, обязаны обеспечивать предрейсовое обследование водителей транспортных средств. Такой осмотр проводится медицинским работником, состоящим в штате организации, или медицинским работником организации здравоохранения, с которой заключен договор на проведение обследований. При этом помимо контроля с использованием приборов и экспресс-тестов проводятся и иные обследования (опрос водителя, измерение пульса и др.) .

Минтранс отвечает на вопросы по автомобильным перевозкам пассажиров

Андрей Гладкий


Организация направляет в командировку за границу своих сотрудников на принадлежащем ей легковом автомобиле. Является ли эта перевозка международной перевозкой для собственных нужд? Необходима ли лицензия для выполнения перевозки в указанной ситуации?

В этом случае нужно рассматривать вопрос как с точки зрения законодательства об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках, так и с точки зрения ПДД. Следует понимать, кто относится к пассажирам, какие заключаются договоры (и заключаются ли). С учетом законодательства об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках данная перевозка является международной автомобильной перевозкой пассажиров для собственных нужд. При этом в данном случае пассажир — с точки зрения ПДД — лицо, находящееся в транспортном средстве и непричастное к его управлению. В указанной ситуации заключение договора перевозки и наличие лицензии на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта в ситуации не требуются.

Какие изменения коснулись порядка предварительной продажи билетов и бронирования мест для проезда при пригородных автомобильных перевозках пассажиров? Как это повлияет на перевозчиков?

Правилами автомобильных перевозок пассажиров установлено право автомобильного перевозчика в регулярном сообщении начинать бронирование и предварительную продажу билетов в любой срок, но не позднее чем за 15 дней до отправления транспортного средства в рейс. Заканчиваются они, как правило, не позднее 00:00 дня отправления автобуса в рейс. Забронированное место может быть аннулировано за 1 час до отправления автобуса в рейс. Бронирование мест для проезда при пригородных и междугородных автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении может производиться на пассажирском терминале, по телефону с возможностью установления обратной телефонной связи или посредством сети Интернет (при наличии технической возможности).

Случаи, когда у водителя закончились билеты, отдельно в Правилах автомобильных перевозок пассажиров не прописаны. Будет ли нести ответственность пассажир, который зашел в транспорт с остановки, где нет продажи билетов, и не смог купить билет у водителя?

С точки зрения Правил автомобильных перевозок пассажиров у пассажира есть обязанность заблаговременно приобретать билеты и оплачивать проезд. Соответственно, если по какой-либо причине у водителя не будет билетов (закончились, не было изначально), в случае отсутствия билета у пассажира последний будет считаться безбилетным и вся ответственность (в том числе административная, в виде штрафа за безбилетный проезд) будет лежать на пассажире.

Статья в тему:  Автопилот Тесла- самая продвинутая из современных систем на рынке

Обязан ли водитель пассажирского автотранспорта иметь при себе размен денег при реализации билетов? Будет ли нести ответственность пассажир, если водитель не смог продать ему билет в связи с отсутствием сдачи?

Исходя из Правил автомобильных перевозок пассажиров обязанность по наличию разменных денег у водителя возлагается на автомобильного перевозчика. Именно он обязан обеспечить водителя разменными деньгами в случае продажи билетов за наличный расчет. Однако обязанности водителя иметь при себе размен Правилами автомобильных перевозок пассажиров не предусмотрено. Пассажиру в любом случае следует предусматривать ситуацию, в которой такой размен будет отсутствовать, и иметь при себе купюру (монеты) минимального номинала. Если же в результате отсутствия размена у водителя пассажир останется безбилетным и будет привлечен к административной ответственности, он может обратиться в адрес автомобильного перевозчика с конкретной претензией о том, что автомобильный перевозчик не выполнил ч. 2 п. 26 Правил автомобильных перевозок пассажиров и не обеспечил водителя разменными деньгами, и требовать возмещения уплаченного штрафа.

Ряд документов, упоминаемых в Правилах автомобильных перевозок пассажиров, установлен Минтрансом (в частности, формуляр поездки, список пассажиров). Что нужно учитывать субъектам хозяйствования при работе с ними?

Постановление N 2 устанавливает формы формуляра поездки международной автомобильной перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, списка пассажиров внутриреспубликанской автомобильной перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении и карточки маршрута автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении. Перевозчик должен учитывать, что формуляр поездки — документ с определенной степенью защиты, он выдается автомобильному перевозчику в транспортной инспекции для целей выполнения международных автомобильных перевозок. Список пассажиров не относится к документам с определенной степенью защиты, перевозчик имеет право самостоятельно распечатать и заполнить список с учетом тех сведений, которые предоставит ему заказчик перевозки в нерегулярном сообщении.

При выполнении пригородных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении в автобусе, оборудованном автоматизированной системой оплаты и контроля оплаты проезда, для подтверждения и расчета оплаты проезда при посадке в автобус и высадке из него следует приложить электронный билет многоразового пользования к валидатору. Для чего необходимо прикладывать билет к валидатору при высадке?

Автоматизированные системы оплаты и контроля оплаты проезда постоянно совершенствуются. Планируется их развитие с учетом возможности оплаты поездки в зависимости от расстояния. Таким образом, пассажирам предоставляется возможность соразмерной оплаты. В настоящее время это реализовано в некоторых пригородных маршрутах, обслуживаемых КУП «Минсктранс». При посадке пассажир прикладывает электронный билет, и в этот момент отбивается начальная точка поездки. Для того чтобы система зафиксировала расстояние, которое проедет пассажир, последнему необходимо при выходе из транспортного средства повторно приложить электронный билет к валидатору. Если же пассажир этого не сделает, то у него будет автоматически списана сумма, соответствующая расстоянию от места посадки пассажира до конечного остановочного пункта маршрута.

Городские и пригородные автомобильные перевозки пассажиров к торговым центрам, осуществляемые по заказу администраций торговых центров, относятся к автомобильным перевозкам пассажиров в нерегулярном сообщении и подлежат согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом базового территориального уровня по месту нахождения торгового центра. Каков порядок такого согласования?

Заказчик подобной перевозки в большинстве случаев — администрация торговых центров — обращается с соответствующим письмом в адрес исполнительного комитета, на территории которого располагается данный торговый объект. Строгого регламента по подаче документации нет. В целях организации подобных перевозок хотелось бы порекомендовать администрациям торговых центров оборудовать соответствующие места для посадки и высадки пассажиров, размещать соответствующие дорожные знаки и согласовывать размещение остановочных пунктов (площадок) с органами ГАИ, чтобы соблюсти вопросы, связанные с безопасностью посадки и высадки пассажиров.

Действовавшая до 12.10.2018 редакция Правил автомобильных перевозок пассажиров содержала в себе требования к обязательной экипировке транспортных средств (аптечкой, огнетушителями и т.д.). В действующей редакции такой нормы нет. Чем теперь следует руководствоваться субъектам хозяйствования при экипировке транспортных средств?

Статья в тему:  АвтоВАЗ планирует создать новый кроссовер

Указанные требования исключены из новой редакции Правил автомобильных перевозок пассажиров, так как наличие такой экипировки в транспортном средстве регламентируется ПДД . Автомобильный перевозчик обязан руководствоваться ПДД.

Чем являются контрольно-ревизорские службы? Каковы их функции и полномочия?

Контрольно-ревизорские службы (далее — КРС) создаются государственными предприятиями, операторами автомобильных перевозок с целью контроля за полнотой оплаты проезда. Также в функции сотрудников КРС могут входить вопросы, связанные с контролем за соблюдением водителем Правил автомобильных перевозок пассажиров. К примеру, объявление остановок во время движения (а не до отправления транспортного средства), движение транспортного средства с открытыми дверями являются нарушением Правил автомобильных перевозок пассажиров.

Ряд иных функция может быть отдельно прописан в должностных инструкциях работников КРС и, соответственно, утверждается на уровне организаций — учредителей КРС. Отметим, что общего регламента действий сотрудников КРС на сегодняшний момент нормативными правовыми актами не предусмотрено. Все вопросы, не рассмотренные в Правилах автомобильных перевозок пассажиров, дополнительно регулируются должностными инструкциями и порядками, которые непосредственно утверждаются организациями — учредителями КРС. Поэтому если пассажир по какой-либо причине интересуется правильностью действия работников КРС, ему необходимо обращаться непосредственно к учредителям КРС.

Как используются электронные информационные системы при осуществлении автомобильных перевозок автомобилями-такси?

Минтранс считает, что тема развития информационных систем (ИС), электронных информационных систем (ЭИС) является очень актуальной, так как их использует достаточное количество граждан при заказе автомобилей-такси. Однако необходимо различать понятия ЭИС и ИС, с помощью которой осуществляется прием и передача заказов. Фактически ЭИС позволяет как оформить заказ автомобиля-такси, так и оплатить в безналичном порядке (по окончании поездки у пассажира автоматически с банковской карты будет списана сумма, соответствующая выполненной поездке). Если же система не позволяет воспользоваться такой функцией, как автоматическое списание с карточки клиента стоимости поездки, то тогда идет речь о мобильных приложениях, об ИС, которые просто позволяют передавать заказ от пассажира перевозчику, а перевозчику — предлагать свои услуги.

При использовании ЭИС автомобильный перевозчик может не применять КСА, совмещенный с таксометром, так как существует возможность безналичной оплаты. Если же возможность автоматического списания с карточки денежных средств не предусматривается, то у перевозчика должен быть КСА, совмещенный с таксометром, по которому осуществляется расчет. По окончании такой поездки перевозчик обязан предоставить пассажиру кассовый чек, подтверждающий факт выполненной автомобильной перевозки. В свою очередь пассажир оплачивает проезд — это можно сделать с помощью наличных денежных средств или путем использования банковской пластиковой карточки — как бесконтактной, так и в контактном режиме. Отметим, что в соответствии с законодательством все автомобили-такси должны быть оснащены в том числе платежными банковскими терминалами.

Встречаются случаи, когда организаторы перевозок в нерегулярном сообщении или субъекты, осуществляющие перевозки автомобилями-такси, включают граждан, недовольных качеством предоставленных услуг, в так называемый черный список. Вследствие этого указанные граждане не могут воспользоваться услугами предварительного бронирования, совершить поездку. Законно ли это? Если нет — какова ответственность?

Говоря о включении граждан в «черный список», необходимо четко разграничивать автомобильные перевозки пассажиров в регулярном и нерегулярном сообщении. Так, перевозка в регулярном сообщении является перевозкой, которая фактически осуществляется на основании публичного договора с выдачей билета. Сам характер такой перевозки подразумевает, что перевозчик не вправе отказать любому гражданину в перевозке.

Перевозка в нерегулярном сообщении — перевозка, которая выполняется на основании заключенного договора фрахтования с оформлением заказа-наряда на фрахтование. Заказчиком перевозки может быть только одно лицо — юрлицо, физлицо или ИП. Для заключения договора требуется взаимное согласие двух сторон. Соответственно, перевозчик может отказать лицу, которое хочет воспользоваться его услугами. Последствий для автомобильного перевозчика в данном случае не будет.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»

Принят Государственной Думой 16 октября 2018 года

Статья в тему:  Продажи новых автомобилей в июле упали на 8 процентов

Одобрен Советом Федерации 24 октября 2018 года

Внести в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2002, N 18, ст. 1721; 2009, N 48, ст. 5717; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4320; 2013, N 17, ст. 2032; N 19, ст. 2319; N 52, ст. 7002; 2016, N 18, ст. 2502; N 27, ст. 4229; 2017, N 52, ст. 7921; 2018, N 1, ст. 27) следующие изменения:

1) статью 2 дополнить абзацем следующего содержания:

«тахограф — техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности.»;

а) в абзаце десятом пункта 1 слова «техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее — тахографы)» заменить словом «тахографами»;

б) пункт 3 дополнить абзацами следующего содержания:

«обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;

соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации;

соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.».

Внести в Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N46, ст. 5555; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4320; 2014, N 6, ст. 566; 2016, N 27, ст. 4191) следующие изменения:

а) часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении своей деятельности требований (за исключением лицензионных требований в области автомобильного транспорта), установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее — обязательные требования). При осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта плановые проверки в отношении видов деятельности, подлежащих лицензированию, не проводятся.»;

б) часть 6 после слов «транспортных средств» дополнить словами «, объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров (автовокзалов, автостанций, остановочных пунктов),»;

а) дополнить статьей 3 2 следующего содержания:

«Статья 3 2 . Особенности лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами

1. Сведения о принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании транспортных средствах, которые используются для осуществления подлежащей лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее — лицензируемый вид деятельности), включаются в реестр лицензий. Состав указанных сведений устанавливается положением о лицензировании данной деятельности.

2. Включение в реестр лицензий сведений о приобретенных лицензиатом для осуществления лицензируемого вида деятельности дополнительных транспортных средствах, исключение сведений о транспортных средствах из реестра лицензий осуществляются на основании заявления лицензиата в порядке, установленном положением о лицензировании соответствующего вида деятельности, с учетом положений настоящей статьи.

3. К заявлению о включении в реестр лицензий сведений о приобретенных лицензиатом для осуществления лицензируемого вида деятельности дополнительных транспортных средствах прилагаются документы, подтверждающие право владения указанными транспортными средствами. Основаниями для отказа во включении этих сведений в реестр лицензий являются:

1) наличие в данном заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

Статья в тему:  Факты об автомашинах - интересно и познавательно

2) представление заявления в отношении транспортного средства, которым в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет другой лицензиат.

4. Указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи заявление и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган в порядке, предусмотренном частями 5 и 6 статьи 13 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Данное заявление должно быть рассмотрено лицензирующим органом в течение трех рабочих дней со дня получения. В этот же срок лицензирующий орган направляет лицензиату в порядке, установленном положением о лицензировании соответствующего вида деятельности, выписку из решения о включении сведений об указанных в заявлении транспортных средствах в реестр лицензий или уведомление об отказе во включении данных сведений в реестр лицензий.

5. Осуществление лицензируемого вида деятельности с использованием транспортных средств, сведения о которых не включены в реестр лицензий, запрещается.»;

б) дополнить статьей 7 1 следующего содержания:

«Статья 7 1 . Требование о наличии на транспортном средстве копии уведомления о начале осуществления отдельных видов деятельности

Перевозчик, осуществляющий виды деятельности, о начале осуществления которых подаются уведомления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязан иметь на каждом транспортном средстве копию такого уведомления с отметкой органа государственного надзора, осуществляющего прием такого уведомления.»;

3) части 7 и 8 статьи 19 признать утратившими силу.

Внести в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2009, N 18, ст. 2140; N 29, ст. 3601; N 52, ст. 6441; 2010, N17, ст. 1988; N31, ст. 4160, 4193, 4196; 2011, N 7, ст. 905; N 17, ст. 2310; N23, ст. 3263; N 27, ст. 3873; N30, ст. 4590; N 48, ст. 6728; 2012, N 19, ст. 2281; N26, ст. 3446; N31, ст. 4320, 4322; N47, ст. 6402; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4041; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6961, 6979, 6981; 2014, N 26, ст. 3366; N 30, ст. 4220, 4235, 4243, 4256; N 42, ст. 5615; N 48, ст. 6659; 2015, N 1, ст. 72, 85; N 18, ст. 2614; N 27, ст. 3950; N 29, ст. 4339, 4362; N 48, ст. 6707; 2016, N 11, ст. 1495; N 27, ст. 4160,4164, 4194,4210; N50, ст. 6975; 2017, N9, ст. 1276; N18, ст. 2673; N 31, ст. 4742; N 49, ст. 7304; 2018, N 1, ст. 26, 27; N 18, ст. 2564; N 32, ст. 5116) следующие изменения:

1) в пункте 9 части 4 статьи 1 слова «и автомобильного транспорта» заменить словами «, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;

2) пункт 6 части 2 статьи 8 признать утратившим силу.

Внести в Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N19, ст. 2716; N48, ст. 6728; 2012, N26, ст. 3446; N31, ст. 4322; 2013, N9, ст. 874; N27, ст. 3477; 2014, N 30, ст. 4256; N 42, ст. 5615; 2015, N 1, ст. 11, 72; N 27, ст. 3951; N 29, ст. 4339, 4342, 4389; N 44, ст. 6047; 2016, N 1, ст. 50, 51; 2017, N 31, ст. 4765; 2018, N 1, ст. 35, 87; N 31, ст. 4838; N 32, ст. 5116) следующие изменения:

1) часть 4 статьи 1 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.»;

2) пункт 24 части 1 статьи 12 изложить в следующей редакции:

«24) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;»;

Статья в тему:  Вот что может сделать ветер с автомобилем на дороге

3) в части 1 статьи 13:

а) пункт 1 после слов «который намерен осуществлять соискатель лицензии» дополнить словами «(за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц)»;

б) пункт 2 после слов «который намерен осуществлять соискатель лицензии» дополнить словами «(за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц)»;

4) в части 1 статьи 15:

а) пункт 2 после слов «адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности» дополнить словами «(за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц)»;

б) пункт 3 после слов «адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности» дополнить словами «(за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц)»;

5) часть 1 статьи 18 после слов «адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности» дополнить словами «(за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц)».

Внести в статью 1 Федерального закона от 20 декабря 2017 года N 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 52, ст. 7921) следующие изменения:

1) в абзаце тринадцатом пункта 2 слова «находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд)» заменить словами «и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями)»;

2) пункт 3 изложить в следующей редакции:

а) дополнить пунктом 2 1 следующего содержания:

«2 1 . В целях осуществления контроля за оснащением транспортных средств тахографами и соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, а также режима труда и отдыха должностные лица органов государственного надзора имеют право доступа к тахографу, установленному на транспортном средстве.»;

б) пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Плановые проверки не проводятся в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации транспортных средств.».».

1. В целях осуществления деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности до истечения ста двадцати дней со дня вступления в силу пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона. По истечении указанного срока осуществление без лицензии деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами не допускается.

2. Лицензия, указанная в части 1 настоящей статьи, предоставляется юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), без проведения внеплановой документарной проверки, за исключением следующих случаев:

1) реорганизация юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения;

2) изменение места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность.

3. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, указанные в части 2 настоящей статьи, освобождаются от обязанности указывать в заявлении о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами реквизиты документов, свидетельствующих о соответствии юридического лица, индивидуального предпринимателя лицензионным требованиям, а также прилагать к этому заявлению копии таких документов.

4. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, имеющие намерения приступить в течение ста двадцати дней со дня вступления в силу пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона к осуществлению деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности до начала ее осуществления.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Статьи 2, 3 и пункты 1, 2 статьи 4 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Статья в тему:  Главные факторы, которые влияют на цену подержанного автомобиля во время продажи. Страница 2

3. Статья 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации В. Путин

Правила перевозки пассажиров в автобусе

В России существует много компаний, осуществляющих перевозку пассажиров автобусами. В сферу их деятельности входят городские, пригородные и междугородние перевозки. Имеется возможность совершать на автобусе туристические поездки в другие страны. Законодательство России содержит нормативы, в которых содержатся требования к автобусным пассажирским перевозкам.

Основные моменты :

Законодательной базой, регламентирующей правовую деятельность всех компаний, занимающихся этим бизнесом, является:

2.Приказ Министерства транспорта РФ от 15 января 2014 г. № 7.

3.ФЗ от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ.

4. ФЗ от 15 ноября 1995 г. № 196-ФЗ.

Выполнение этих правил является обязательным для всех юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в этой области.

Правила утверждаются, вводятся в действие, отменяются Министерством транспорта РФ. Оно также обладает правом вносить изменения и дополнять их.

Кто попадает под категорию

В первую очередь должен быть гарантирован профессионализм водителей, осуществляющих перевозку пассажиров наземным путем. Это регулируется законом «О безопасности дорожного движения» .

Предъявляются требования и к поведению пассажиров автобуса.

Во время поездки они становятся участниками дорожного движения, и их правильное поведение также обеспечивает безопасность.

Координированность действий транспортных работников и их клиентов, которые являются пассажирами, обеспечивает нормальную перевозку в автобусном транспортном средстве.

Соблюдение правил перевозок гарантирует не только сохранение здоровья и жизни пассажиров, но и отсутствие причинения вреда их имуществу.

Что сказано в законодательной базе

Постановлением Правительства РФ № 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. В частности они определяют правила, которыми следует руководствоваться при пассажирских перевозках автобусом.

Главные требования предъявляются к профессиональным качествам водителя автобуса. Соответствие указанным требованиям контролируется законом «О безопасности дорожного движения». Определены требования, которые относятся к самому транспортному средству – его техническому состоянию.

Новые правила перевозки пассажиров автобусами

Основа закона, определяющего безопасность пассажиров, осуществляющих поездку в автобусе, остается неизменной. Но регулярно в него вносятся изменения и дополнения. Они являются результатами анализа, статистики происшествий с участием пассажирских автобусов и пожеланий пассажиров и водителей.

Изменения и дополнения, вносимые в законодательство, относятся к различным видам маршрута, назначения поездки, правил поведения пассажиров и должностных лиц в этом виде транспортного средства.

Автобус, предназначенный для перевозки пассажиров, должен соответствовать следующим требованиям:

техническое состояние должно быть исправным;

в наличии должен иметься сертификат о соответствии;

путевой талон должен содержать разрешение на осуществление дорожного движения;

соответствие нормам экологии;

в наличии должна иметься аптечка, содержащая необходимый перечень медицинских средств для оказания первой помощи;

должны иметься два огнетушителя, один из которых находится около водителя, а второй – в пассажирском салоне;

в наличии должны иметься противооткатный упор и устройство для открытия доступа к аварийному выходу;

наличие знака аварийной остановки;

в автобусах междугородного сообщения должны иметься отсеки, в которые помещают крупногабаритный багаж;

снаружи должны быть размещены знаки о том, что совершаются рейсовые пассажирские перевозки;

наличие указания маршрута следования;

внутри салона должна иметься хорошо различимая надпись «Запасной выход»;

наличие валидаторов для считывания с карточек информации;

в кабине водителя должны иметься навигатор и видеорегистратор;

правила перевозки должны быть размечены на видном месте.

Водитель автобуса должен обладать способностью концентрации внимания и быстрого принятия решений при наступлении нестандартных ситуаций. Помимо профессиональных качеств предъявляются требования к его самочувствию в день поездки.

Требования к водителю автобуса включают:

наличие в водительском удостоверении необходимой категории;

соблюдение маршрута следования и расписания остановок;

предъявлять инспектору ГИБДД необходимые документы;

при длительных поездках участвовать в грамотном размещении багажа пассажиров в предназначенных для этого отсеках;

Статья в тему:  Статистика продаж новых автомобилей в России за периоды Февраль 2018 и Январь-Февраль 2017/2018 года

следить за необходимым запасом топлива;

около железнодорожных путей при необходимости производить незапланированную остановку;

остановку автобуса для посадки и высадки производить на расстоянии не ближе, чем 50 см от края дороги или тротуара;

объявлять название очередной остановки;

продавать билеты на совершение поездки только во время остановки;

по возможности помогать при посадке пассажиров с ограниченными возможностями и женщинам с колясками.

Требования предъявляются также к самому водителю .

Перед началом рейса он должен пройти предрейсовый контроль и медицинский осмотр.

При наличии высокого давления и плохого самочувствия водитель к рейсу не допускается. Не должны быть признаки состояния в нетрезвом виде. При общении с пассажирами водитель должен проявлять вежливость.

Пассажир, во время поездки ставший участником дорожного движения, должен также подчиняться определенным правилам:

Приобретать билет в начале осуществления перевозки.

При длительной поездке занимать место, указанное в билете.

Находясь в салоне соблюдать порядок – не курить и не беспокоить остальных пассажиров.

Не перевозить опасные вещества.

Не высовываться в открытое окно.

Устанавливать багаж, взятый с собой в салон, таким образом, чтобы он не мешал другим пассажирам.

Правила перевозок пассажиров автобусом отличаются в зависимости от того, где они осуществляются и в какое время. Правила перевозки пассажиров в автобусах в ночное время предполагают небольшую скорость.

Посадка и высадка

Пассажиры автобусов осуществляют посадку и высадку через служебные двери. Кроме них имеются запасные выходы и аварийные люки. Они могут использоваться только при возникновении опасности, например, пожара.

Все двери должны иметь возможность открываться изнутри с легкостью. Над запасным выходом должна иметься надпись «Запасной выход», а над аварийным – «Аварийный выход».

В маломестных автобусах должны иметься как минимум две двери. Их необходимое количество определяется наличием пассажирских мест. В автомобилях большой вместимости выходных дверей должно быть больше.

При необходимости контроля со стороны водителя оплаты за проезд высадка пассажиров на остановке осуществляется через переднюю дверь. Посадка и высадка возможна только при полной остановке автобуса.

Междугороднего сообщения

Междугородние перевозки, осуществляемые с помощью автобусов , предполагают расстояние от десятков до нескольких тысяч километров. Ввиду длительности поездок сидения в салоне имеют повышенную комфортабельность.

Билеты на такие поездки следует приобретать заранее в специальных кассах.

Пригородного направления

С 1 июля 2018 года ведены новые правила установки тахометра в пригородные автобусы. Этот прибор позволяет осуществлять контроль соблюдения водителем автобуса режима труда и отдыха.

Нововведение касается не только больших автобусов, но микроавтобусов типа «Газели», имеющих 8 пассажирских мест или более.

Регулярные рейсы по пригородным маршрутам осуществляются согласно расписанию, которое может быть различным в зависимости от времени года.

Особые требования предъявляются, когда осуществляется организованная перевозка групп детей. Это могут быть загородные экскурсии, перевозка групп детей в летний лагерь. Такие перевозки осуществляются только при наличии официальных сопровождающих.

При количестве автобусов в количестве более трех, колонна автобусов с детьми должна сопровождаться машинами, принадлежащими Госавтоинспекции. Снаружи на автобусе должен быть знак «Перевозка детей».

Перед тем, как осуществлять перевозку детей по пригородному маршруту большим количеством автобусов, в ГИБДД должно быть получено разрешение. Если перевозка осуществляется одним или двумя автобусами, то подается уведомление.

Экскурсионного назначения

При использовании автобусов не для регулярных рейсов, а для экскурсий, к конструкции транспортного средства и водителю предъявляются такие же требования. Пассажиры экскурсионного автобуса являются организованной группой.

Правила перевозки пассажиров в автобусах по заказу указываются в договоре.

Их прибытие должно закончиться не позднее 15 минут до начала поездки в назначенном месте. Экскурсовод или сопровождающий должен иметь список участников экскурсии.

Движение экскурсионных автобусов по согласованным предварительно маршрутам, имеющим большую протяженность, возможно в период с 6 до 22 часов.

Договора на экскурсионные перевозки оформляют при получении заявки .

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: