0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему россиянам не стоит ждать дешевых автомобилей

Почему россиянам не стоит ждать дешевых автомобилей

Снизить цены. А зачем?

Интересно, кто-нибудь из нас (вас) задумывался в последнее время, почему везде вокруг стало все очень дорого? Нет? Вроде бы, и курс рубля еще не стал по 80 за доллар, и НДС (налог на добавленную стоимость) по-прежнему старый, еще не изменился. Ну и самое главное – нефть сегодня не по 20 долларов за баррель, а инфляция в стране, вроде, как бы официально находится на низком уровне (?). Но, несмотря на это, вокруг все дорожает. Даже газовое топливо начало догонять подорожавший сегодня бензин. То ли еще будет впереди! А что же у нас с автомобилями? Стоит ли нам ожидать нормальных, адекватных ценников на новые автомобили? Остановится ли на какой-то черте постоянно растущее изменение цен на новые автомобили? Ведь не могут же машины дорожать постоянно и вечно?

На самом деле, если серьезно задуматься над тем, что происходит не только у нас в стране, но и во всем мире, все довольно-таки грустно. Кто сказал, что у цен на автомобили есть какая-то определенная планка? Это все равно что не верить в 200 рублей за доллар (кто-то из нас недавно не верил в доллар по 70 рублей, а в 1998 году – в доллар по 23 рубля). На самом деле никакой верхней планки не существует. Автомобили, как и доллар, могут дорожать еще очень и очень долго. К нашему сожалению, российская экономика не относится (надеемся, пока) к числу развитых. Так что поводов для оптимизма пока еще нет.

Если вы думаете, что все действительно дорожает, то попробуйте что-нибудь продать.

Роберт Лембке

Вспомните, например, а с чего началось постоянное удорожание новых автомобилей? Вспомнили? Ну конечно же, с падения продаж новых автомобилей, а также с крутого пике рубля по отношению к доллару. Далее нас (страну) ждала двухзначная инфляция, которую, если верить официальной статистике, государственные власти страны на данный момент успешно победили (?).

Хотя честно надо признаться: судя по ценам в магазинах, где постоянно и ежедневно меняются ценники на товар, мы этого не наблюдаем.

Самое плохое из этого то, что автомобили даже после такой стабилизации курса рубля по отношению к мировым валютам все равно продолжали дорожать. Причем такой рост стоимости автотранспортных средств продолжался даже тогда, когда наш деревянный с 80 рублей за доллар опустился до отметки в 56 рублей (?).

Сейчас, как многие знают, отечественная валюта снова начала испытывать на себе огромное давление, стала ослабевать без конца на валютной бирже. В результате этого рост цен в автопромышленности продолжил оказывать свое негативное влияние, делая тем самым автомобили все менее доступными для большинства российских граждан.

Статья в тему:  Рейтинг безопасности автомобилей 2016 года

В итоге мы временно наблюдаем тот всплеск автокредитования. Но это не может говорить о том, что российский авторынок постепенно восстанавливается. На самом же деле произошло следующее: люди побежали в автосалоны, чтобы можно было успеть купить автомобиль дешевле, так как очередной виток ослабления нашей валюты (рубля) и запланированное повышение НДС с 18% до 20% в ближайшее время по-любому сделает все автомобили у нас еще более недоступными для большинства граждан страны.

Казалось бы, ничего страшного нет, повышение ставки НДС на 2% не должно повлиять на потребительский спрос в стране. Но это с какого бока посмотреть. Если бы наша экономика была стабильной и курс валюты долгие годы стоял на месте, а доходы населения за это время росли и обгоняли бы РЕАЛЬНУЮ ИНФЛЯЦИЮ, то тогда было бы естественным, что повышение ставки НДС на два процентных пункта, скорее всего, никаким образом бы не повлияло на стоимость автомобилей.

Но, увы, мы с вами сегодня живем совсем в иной реальности, и, к нашему сожалению, надо признать, что спрос на автомобили в ближайшее время, вероятнее всего, существенно сократится. В этом случае автопроизводители снова будут вынуждены скорректировать ценники на свою продукцию, естественно, в сторону их повышения, чтоб хоть как-то компенсировать свои потери по запланированным прибылям.

На самом деле получается самая опасная для авторынка ситуация, то есть ослабление рубля по отношению к доллару и евро (ко всем валютам). Именно слабый рубль и является виновником постоянного удорожания новых автомобилей, и не только новых. Но как же так, спросите вы? Ведь сегодня большинство автомобилей производится в самой России, а значит, курс доллара (евро) к рублю не должен так сильно влиять на стоимость новых автомобилей?

Здесь не все так просто, на самом деле все зависит от уровня локализации самого автопроизводства. То есть от того, сколько отечественных запчастей и их компонентов используется при производстве того или иного автомобиля. Чем больше в машине импортных деталей, тем себестоимость автомобиля становится более зависима от курса рубля на валютной бирже.

Не многие производства в стране могут, к сожалению, сегодня похвастаться своим высоким уровнем локализации сборки автомобилей. Например, если мы возьмем все импортные автопроизводства в России, то их средний уровень локализации на сегодня составляет, по тем же данным Министерства автопромышленности, всего чуть более 50%, а это, согласитесь, ничего хорошего.

А что же с нашими автомобилями «Лада»? Почему они тоже постоянно дорожают? Дело в следующем. Несмотря на то что многие АвтоВАЗовские автомобили имеют сегодняшний уровень локализации более чем в 80%, зависимость от импортных комплектующих существует и у них. Плюс также у самого завода постоянно растут издержки в виде, например, повышения зарплаты всем работникам на заводе, роста стоимости самих энергоресурсов и т. д. Но больше всего на ценообразование АвтоВАЗа, безусловно, влияет его огромный финансовый долг, который как какое-то проклятье долгие годы висит над самым важным автозаводом нашей страны.

Статья в тему:  Все премьеры новых автомобилей на автосалоне во Франкфурте

Если сказать начистоту, то в целом складывается такое ощущение, что в нашей стране никто не заинтересован, кроме самих автолюбителей, в адекватных ценах на новые автомобили. Ведь чем больше стоит новый автомобиль, тем больше получает бюджет в виде налогов, банки – в виде определенных процентов по кредитам, страховые компании – в виде различных страховок, что зависят от стоимости конкретного авто, а также те компании, которые занимаются продажей запчастей и т. п., аксессуаров к автомобилям. В общем, как всегда. Это уже можно назвать своеобразным классическим капитализмом, когда государство, как это должно быть, заботится именно о капитале крупных компаний.

Скорее всего (к большому сожалению), в конце текущего 2018 года на фоне ожидаемого подорожания автомобилей, в течение следующего, 2019 года нас ждет какой-то невероятный скачок спроса не только на электронику, мебель и т. п. бытовые товары, но также и на сами автомобили.

Уже сегодня многие эксперты предрекают, что 2018 год, вопреки прогнозам аналитиков, станет для отечественного авторынка рекордным за все последние несколько лет. Ведь если авторынок будет расти так и дальше, т. е. такими же темпами, то план объема продаж новых автомобилей в этом году однозначно будет перевыполнен.

Но, увы, это, скорее всего, временное и разовое явление. В ближайшие годы, по мнению многих экспертов, ничего хорошего на автомобильном рынке не произойдет, поскольку подорожание новых автомобилей (изменение курса рубля, повышение ставки НДС и + официальная инфляция) неизбежно и быстро свернет весь наш авторынок к «0», что приведет к падению спроса на автомашины.

Золотой авторынок: почему цены растут и не останавливаются

Цены на автомобили растут, но к автодилерам выстроились очереди, а машины с пробегом в более-менее нормальном состоянии разлетаются как горячие пирожки. Мы что, в Советском Союзе?! Что произошло с российским авторынком и что будет дальше? Финтолк объясняет, подходящее ли сейчас время для покупки и продажи автомобиля.

Коврик за миллион

Если в скором времени вас ждет поход к автодилеру, то запаситесь деньгами и нервами. Это несколько лет назад можно было лениво ходить от одного к другому со словами «что-то дороговато» и «у конкурентов условия получше были», намекая на скидку. Все это в прошлом. Теперь ситуация развернулась к дилерам лицом, и они диктуют свои условия.

Типичная схема продажи автомобиля сейчас выглядит следующим образом. Машина приходит с завода, салон устанавливает на нее дополнительное оборудование (читай: магнитолу, сигнализацию и коврики), после чего выставляет на продажу по цене «прайс-лист плюс стоимость оборудования плюс стоимость установки». Ничего нового, такое активно встречалось и раньше, если не считать двух важных нюансов.

Во-первых, раньше автомобили без установленного дилером оборудования все-таки можно было купить. Сейчас — практически нельзя.
Во-вторых, раньше коврики и прочее у дилера обходились несколько дороже, чем на рынке, но все-таки в разумных пределах. Сейчас вполне обыденно, когда к автомобилю стоимостью 1,4 млн рублей дилер приплюсовывает еще 0,4 млн рублей за «допы» (это реальный случай из жизни).

А что, если отказаться и потребовать пустую машину с завода, для убедительности держа в руках купленные на рынке коврики? По закону отказать вам не могут, но сделают очень хитро. Понимаете, скажет менеджер автосалона, мы же не можем бесследно снять оборудование с тех машин, которые стоят у нас. Поэтому пустую можем привезти только под заказ. А это — ожидание на несколько месяцев, а то и на полгода. Цену узнаете, когда машину привезут.

«Для тех, кто категорически не готов доплачивать за опции и хотел бы подождать, существует возможность внести предоплату и дождаться поставки автомобиля в заводской комплектации. Для моделей, которые собираются в России, срок ожидания составит сегодня один-два месяца, для поставляемых из-за рубежа — дольше, от трех до восьми месяцев в среднем (и до двух лет — в отдельных случаях). Однако существует риск, что производитель за время ожидания поднимет стоимость автомобиля, и конечная цена покупки будет выше», — говорят в пресс-службе маркетплейса Bankauto.ru.

В итоге вроде бы все по-честному и дилер как бы наказан, но… Несколько месяцев без машины, та же цена, при этом ни ковриков, ни магнитолы. Что-то не так в этой схеме, и не очень понятно, кто выиграл.

Статья в тему:  Новые модели автомобилей, которые выпустит Тойота в 2019, в 2020 и в 2021 году

Дилеры из ЦРУ

Как мы дошли до жизни такой? Адекватных автодилеров забрали инопланетяне, а вместо них направили к нам своих соплеменников с окраин созвездия Гидры? Конечно, если смотреть на описанное выше, то эта версия не кажется такой уж неправдоподобной.
Но дело, конечно, не в инопланетянах и не в агентах КГБ ЦРУ. Дело в самом обычном законе рынка. Просто спрос стал превышать предложение. А раз есть желающие переплатить за машину 400 000 рублей — всегда найдутся желающие продать ее подороже.

Но откуда взялось столько желающих? Корни проблемы уходят в коронавирусную весну 2020-го, когда продажи автомобилей по понятным причинам встали. Ряд автопроизводителей даже приостановил производство, считая, что спрос быстро не восстановится. И это выглядело логично: доходы людей упали, из дома выходить себе дороже — какая там покупка новых машин. Но вскоре ограничения исчезли, и выяснилось, что прогнозы были слишком пессимистичными.

Покупатели буквально выстроились в очередь перед автодилерами — сказался эффект отложенного спроса. То есть те, кто планировал купить автомобиль весной 2020-го, пришли осенью — и встретились в автосалонах с теми, кто изначально покупку планировал на осень. Увидев такой ажиотаж, лидеры потерли руки и начали диктовать свои условия. А тут еще наложился дефицит полупроводников, который не дал быстро увеличить производство, да и другие факторы.

«Глобальный дефицит микрочипов, способный привести к уменьшению объемов производства автомобилей на 7–9 млн единиц в год, также стимулирует высокую потребительскую активность. Население стремится приобрести автомобиль уже сейчас, не дожидаясь роста цен. Дополнительным фактором служит высокая инфляция, чье официальное значение на конец 2021 года может достигнуть 5,7–6,2 %», — подчеркивает директор по коммуникациям ГК «АВТОDOM» Анна Уткина.

Что дешевеет быстрее: машина или рубль?

Высокая инфляция, как вы понимаете, приводит к тому, что люди стремятся активнее потратить деньги, пока те не обесценились. Кстати, если вас волнует вопрос, что дешевеет быстрее — стареющая машина или рубль, — то вот вам ответ на этот вопрос на личном примере. В 2013 году была у меня новая «Лада Гранта» средней комплектации, которая в автосалоне стоила на тот момент 320 000 рублей.

Статья в тему:  Ожидаемая премьера KIA Optima на автосалоне в Чикаго 2014

С тех пор прошли годы. Рубль обвалился два раза: сначала в 2014 году на фоне дешевеющей нефти, затем в 2020-м — снова на фоне дешевеющей нефти.
Машина эта прошла больше сотни тысяч километров, у нее как раз закончился установленный заводом восьмилетний срок службы. И сколько же она стоит теперь? Открываем сайт объявлений и видим, что разброс цен на такие комплектации — от 290 000 до 340 000 рублей. Даже в худшем случае — минус 30 000 рублей за восемь лет непрерывного пользования.

Какой каршеринг вам такие условия предложит?

Правда, подчеркнем, что этот пример хоть и показательный, но ориентироваться только на него не стоит. «Гранта» — простая и ликвидная машина, до сих пор один из лидеров продаж, к тому же ее не боятся брать с пробегом из-за отсутствия проблем с ремонтом. В общем случае ценообразование гораздо сложнее.

Екатерина Квашенкина, руководитель проекта Авто Mail.ru:

— Подержанные машины с возрастом дешевеют по-разному. Кроме того, удачный момент продажи зависит от конкретной марки и модели — как именно такие машины теряют в цене, не планируется ли выход на рынок нового поколения или рестайлинга модели. Не стоит забывать и о техническом состоянии и индивидуальных рисках вроде ДТП, а также о гарантии на конкретный экземпляр — пока она действует, продать машину можно выгоднее. Поэтому решение о продаже подержанного автомобиля нужно принимать индивидуально в каждом конкретном случае.

В сентябре — октябре всегда достаточно удачный период для продажи, это просто период сезонного спроса, но возможны и отличия во многих конкретных случаях, говорит эксперт Финтолка.

Будет только дороже

Что будет дальше? К сожалению, обрадовать нечем: цены на новые автомобили — а вслед за ними и на машины с пробегом — все равно продолжат расти.

«Цена точно будет расти на все автомобили, и предпосылок к снижению нет. Прогноз: рост на 3 % каждый месяц, больше всего будут повышаться цены на европейские и корейские автомобили. Китайские, скорее всего, подорожают в 2021 году на 10 % из-за колебания курса рубля, подорожания машин конкурентов и повышения уровня спроса», — считает генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев.

Единственное, что может измениться, — уровень жадности дилеров. В 2022 году (в крайнем случае через год) ситуация, по прогнозам экспертов, все-таки стабилизируется. Повышенный спрос будет удовлетворен, да и официальные цены производителей дорастут до тех сумм, которые готовы платить покупатели.

Что здесь можно посоветовать тем, кто думает, покупать новый автомобиль сейчас или подождать. Вопрос, насколько он вам сейчас нужен. Если очень и есть деньги — ждать смысла нет, дешевле не будет. Если у вас уже есть автомобиль и он в целом устраивает — лучше не спешите. Рассматривайте его как актив — по крайней мере, он защищен от колебаний курса рубля, а если цены опять резко вырастут — это отразится и на стоимости подержанных автомобилей. То есть и вашего тоже.

Статья в тему:  DS3 на автосалоне в Женеве 2016

Однозначно не стоит выбирать вариант «продать автомобиль и положить деньги под подушку». Тем более если потом вы вдруг решите на эти деньги купить другое транспортное средство. Если пользуетесь автомобилем — гораздо выгоднее сейчас его все-таки не продавать.

Почему в России всегда жалуются, что машины дорожают и все равно продолжают их покупать?

Ну и цены на новые автомобили! С ростом курса доллара они просто взлетели, сейчас даже не осталось машин дешевле 500 тысяч. Даже за миллион выбирать-то нечего, но у нас дефицит авто. Люди скупают все, что есть, несмотря на цены и кризис в стране. Как так выходит?

Несмотря на кризис, у нас сейчас огромный спрос на автомобили. Многие дилеры просто так без наценок не продают новые автомобили по официальному прайс-листу. Дилер докинет сотку допов и это будет еще очень- очень гуманно. На дешевые машины легко докидывали перед новым годом 200-300 тысяч рублей, а на машины премиум класса 2 миллиона!

Благо сейчас дилеры немного поумерили свой пыл, но скидок по-прежнему никто не делает. Вообще это уже повод для ФАС проверять дилеров. Почему они накручивают на дополнительное оборудование сумасшедшие деньги и отказываются продавать по официальному прайс-листу?

Впрочем, наши покупатели готовы покупать втридорога, а иногда и в 10 раз дороже, переплачивая за бесполезные опции в виде ковриков, сигнализаций и другого оборудования, чем и пользуются дилеры. Потому что люди действуют эмоционально, а не с холодным расчетом. Кому нужно, тот не будет переплачивать, а найдет за адекватные деньги себе автомобиль.

Несмотря на это, желающих купить в России машину, не убавлялось ни 10, ни 20 лет назад, ни сейчас. Как так? Я и сам удивляюсь. Вроде кризис, денег нет и все равно машины скупают только так. Дефицит, машин мало! Что кризис, что не кризис у нас всегда все стабильно. Вопрос только в объемах продаж. Вспомните предыдущие кризисы.

В России постоянно жалуются: ой какие дорогие цены стали на новые авто. Почитаешь тесты на Д2 и под каждым пишут в комментариях, что за эти деньги не будут покупать машину, дорого! И так каждый раз, несмотря на это машины как продавались с растущими ценами, так и продаются. Ничего не поменялось.
Помнится, когда например Solaris подорожал до миллиона. Многие писали: кому он нужен за эти деньги? А вот, очень даже нужен и это совсем недорого. Посмотрите на количество этих машин на улицах и все поймете сами.

Помню время, когда Solaris появился, цены тогда начинались от 420-450 тысяч. Минимальная же цена сейчас 820, в два раза выше! Теперь за миллион можно купить только в минимально комфортной комплектации, а максимальная стоит на 116 тысяч дороже. И так со всеми другими моделями и брендами.

Еще были времена, когда в России продавались новые Range Rover Evoque за 1.5 миллиона, то говорили: что это за мажоры покупают? А вот, это никакие не мажоры, а совершенно обычные граждане России. Правильно делали, что покупали. Потому что сейчас за эти деньги вы купите только б/у Эвок, или новый Duster. Например, тогда еще Mitsubishi L200 можно было купить за 750 тысяч, Toyota Corolla стоила 500-600, Duster же в максимальной комплектации стоил 600. И то у нас было нытье, что цены не для людей! Так что нечего ныть, все нормально с ценами.

Статья в тему:  Как подготовить автомобиль к лету после зимы

Скоро выбирать за миллион будет нечего, да и сейчас уже практически не из чего выбирать. Даже ели выбирать обычный кроссовер за 2 миллиона, то вариантов мало. Хорошая комплектация стоит 2.5-3, а еще 3 года назад такие можно было купить на 500-800 тысяч дешевле. Если курс поползет дальше, то скоро Duster в базе будет стоить 3 миллиона, а мечта многих Россиян Land Cruiser потянет на 10, и вы будете эти машины охотно покупать.

Остается из недорогих машин только вариант б/у, но и они тоже сильно подорожали. Раньше можно было купить нормальный японский кроссовер за миллион, например Toyota RAV4, Mitsubishi Outlander, Nissan X-Trail, Honda CR-V. Теперь такие стоят на 300 тысяч дороже и с пробегами 150-200 тысяч. Более бюджетные автомобили подорожали на сотню, а вот дорогие премиум авто стали еще дороже. Некоторые даже подскочили на миллион, привет Porsche! Эксперты нас уверяли, что цены подскочили временно и скоро опустятся, когда покупатели перестанут истерить и скупать все подряд, но нет. Это Россия, тут ничего не дешевеет, а только дорожает каждый год.

Так что не ждите дешевых машин, дальше будет только дороже. Это не машины дорогие, а рубль дешевый. Спасибо автопроизводителям, что они еще привозят новинки и продают не особо популярные модели почти не накручивая ценник, а есть модели, которые вообще продают в минус. Для нас хоть есть разнообразие из чего выбрать. Сейчас цены на новые авто очень даже невысокие, так что нечего жаловаться. Потом будете с теплотой вспоминать эти времена, как хорошо было в 2021 году и машины стоили недорого.

Вообще автомобиль это самое худшее вложение денег, чтобы их сохранить. Авто всегда дешевеет и приносит одни убытки на содержание. Исключение только ретро автомобили, которые каждый год прибавляют в цене. Но это совсем другая история. Потому что автомобиль это просто одни растраты ради своих хотелок, так что лучше вообще не покупайте машину. Нет автомобиля – нет проблем.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить другие статьи на тему автомобилей в России, за репосты (нажать красную кнопку D под этой записью) всем огромное спасибо! Меня это мотивирует писать новые интересные фоторассказы).Самые свежие фото из автопутешествий, как всегда, в инстаграм @di_artphoto и Telegram @ skazka_travel а на Ютубе выкладываю видео из путешествий.

Стоит ли покупать автомобиль в разгар дефицита

Несмотря на то, что автомобили в последнее время постоянно дорожают, спрос на них по-прежнему превышает предложение. Напомним, нехватка машин у дилеров возникла еще прошлым летом, после простоев на российских автозаводах и приостановки поставок импортных иномарок в период локдауна. Способствовал дефициту и повышенный спрос со стороны потребителей, которые тогда спешили совершить покупку на фоне нестабильности рубля.

Статья в тему:  Что такое рестайлинг автомобиля?

Осенью ситуация с наличием автомобилей у дилеров стала понемногу выправляться, однако впоследствии отрасль столкнулась с новой проблемой — нехваткой полупроводников, из-за которой автопроизводители вынуждены сокращать объемы выпуска по всему миру. Таким образом, дефицит на авторынке сохраняется вот уже более года, и, судя по всему, ситуация с поставками новых машин может нормализоваться не ранее 2022 года.

«На сегодняшний день рынок новых автомобилей так и не смог преодолеть дефицит, и в третьем квартале ситуация с доступностью товарных автомобилей в некоторых брендах даже ухудшилась. Практически во всех брендах есть модели или отдельные комплектации, которые невозможно найти в наличии. Причина такого дефицита — нехватка комплектующих и, в частности, электронных компонентов. Пока ситуация с их поставками не нормализуется, ожидать окончания дефицита на авторынке не имеет смысла», — рассказал директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников.

По мнению руководителя группы онлайн-продаж дирекции развития продаж ГК «Бизнес Кар» Андрея Творогова, восстановление ситуации, связанной с нехваткой машин, может нормализоваться в первом полугодии 2022 года, если эпидемиологическая обстановка в мире стабилизируется и не будут вводиться новые меры санкционного давления на страны, где расположены мировые производители микроэлектроники и прочих крупных комплектующих автомобилей.

В свою очередь, ситуацией с нехваткой машин воспользовались некоторые дилеры, которые при продаже автомобилей стали накручивать опции стоимостью до полумиллиона рублей. Впрочем, в былые времена покупателям даже предлагалось купить очередь на покупку машины, однако эта практика, судя по всему, осталась в прошлом.

«При дефиците все автомобили в наличии часто представлены в шоу-румах в качестве выставочных образцов, а они обычно предполагают дополнительное оборудование. Клиентов порой это смущает, они хотят приобрести автомобиль «в базе». Это не проблема, можно заказать его в поставку по предоплате, но придется подождать», — предупреждает Андрей Творогов.

На сегодняшний день, по данным ГК «Бизнес Кар», срок ожидания новых автомобилей может составлять от 3 месяцев до 2 лет в зависимости от марки, модели, сочетания комплектации и цвета конкретного автомобиля, а машины местного производства, как правило, почти всегда доступны в течение месяца.

Как говорит Владимир Мирошников, если удовлетворяющей запросы покупателя модели нет в наличии на складе дилера, ее всегда можно заказать, однако в этом случае к моменту поставки автомобиля цена на модель может увеличиться. Многие клиенты это понимают и стараются выбрать машину из наличия, а некоторые из них готовы рассмотреть покупку автомобиля с пробегом в качестве альтернативы новому.

Действительно, в условиях продолжающегося дефицита автопроизводители стали с завидной регулярностью повышать цены на свои модели. Согласно оценкам агентства «Автостат», за первое полугодие 2021-го средневзвешенная стоимость нового легкового автомобиля в России увеличилась на 12,5% и составила 1 млн 886 тыс. рублей. При этом сильнее всего подорожали иномарки: на 14,4% до 2 млн 246 тыс. рублей, в то время как цены на отечественные машины «потяжелели» в среднем на 11,6%, достигнув отметки в 782 тыс. рублей.

По мнению Андрея Творогова, за время ожидания поставки автомобиля в нужном цвете и комплектации его стоимость может вырасти на 8-12%, если ориентироваться на текущий темп роста цен.

Статья в тему:  Десять худших версий автомобилей легендарных марок

«В ожидании есть и другие риски — например, за это время сломается старая машина покупателя, и отложенные на покупку средства понадобятся на проведение ремонта, и прочее. В любом случае покупка автомобиля здесь и сейчас из имеющегося ассортимента или по предзаказу — это вопрос выбора, который зависит, в том числе от финансовой состоятельности каждого отдельного покупателя», — резюмирует Андрей Творогов.

Покупать сейчас или ждать: когда подешевеют новые автомобили

Виктория Павлова

Ведь такие новости дают надежду на то, что автомобильный рынок наконец-то насытится машинами, и люди вновь смогут выбирать понравившееся авто по доступной цене и без очередей. А пока спрос опережает предложение. Приходится брать то, что дают на условиях, которые устанавливают производители и дилеры. В лучших традициях дефицита советских времен.

При сохранении текущих тенденций (как известно, в России легко цены повышают, но почти никогда не снижают), автомобиль рискует вновь из средства передвижения перейти в категорию роскоши. Почему автомобили дорожают почти так же быстро, как морковь, и есть ли надежда на доступный личный транспорт – выясняли «Новые Известия» вместе с вице-президентом Национального автомобильного союза Антоном Шапариным.

С дефицитом 2020 года всё предельно ясно: пандемия, неопределённость, заводы простаивали. Однако в 2021 году, как бы странно это ни звучало, но маленькие чипы, которые миллионами используют в домашней и носимой электронике, стали причиной больших проблем у автопроизводителей. Сложилось множество факторов вместе: производство чипов сосредоточено в руках нескольких азиатских компаний (TSMC – крупнейшая из них), которые останавливали работу из-за пандемии и создали очереди, производственные мощности забронировали производители потребительской электроники на волне повышенного спроса на смартфоны, компьютеры, телевизоры и прочие необходимые для удалённой работы и самоизоляции вещи. Тайваньский TSMC столкнулся с рекордной за 56 лет засухой, из-за которой водные резервуары компании в мае 2021 года были заполнены лишь на 11%-23%, а в марте 2021 года в Японии сгорело производство кремниевых пластин компании «Renesas» – третьего по величине производителя автокомпонентов в мире.

Дефицит чипов коснулся всех – и производителей люксовых автомобилей, и народных. В апреле «Jaguar Land Rover» был вынужден останавливать работу двух заводов в Великобритании, «АвтоВАЗ» с 7 по 9 июня останавливал линию №1 и с 7 по 11 июня линии №3 и №5 из-за отсутствия блоков «Эра-ГЛОНАСС». К концу июня «АвтоВАЗ» нашёл способ продолжать производство – он начал продавать машины в упрощённых комплектациях. Так, «Lada Vesta» сейчас поставляется без кнопок на руле, круиз-контроля и мультимедийной системы.

Антон Шапарин также указывает на то, что сейчас уже нет разницы между классом автомобилей и страной производства машины: от чипов зависят все.

— Во Франции покупателям новых автомобилей доплачивают по 500 евро, если они отказываются от цифровой приборки в пользу старой аналоговой. Что касается технологичности, то даже в автомобиле разработки конца 60-х годов электрические блоки уже есть. И блок управления двигателем, и другие составляющие – это древние, но микрочипы. От этого никуда не деться. Современный автомобиль – это вообще, по сути, гаджет, в котором просто есть двигатель. И поэтому та же «Лада» точно также этому всему подвержена.

И ещё дефицит подогревается спросом: люди готовы покупать даже сильно подорожавшие машины. Данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) говорят о том, что в первом полугодии 2021 года проданы 871 тыс автомобилей – это на 5,1% больше, чем в доковидном 2019-м. Хотя до показателей 2013 года, когда трава была зеленее, деревья выше, а доллар ниже, ещё очень далеко. Тогда за первые 6 месяцев реализовали 1,33 млн автомобилей. Производители больше не вытягивают. Зато в ожидании того, что вскоре машины станут ещё дороже, а денег в заначке будет меньше, люди готовы выкладывать немалые суммы прямо здесь и сейчас. По данным Росстата, новые иномарки за год подорожали на 17,5%, новые отечественные машины – на 12,2%. А за 2 года рост составил 25,5% и 21,6%. Не такая уж и большая разница между отечественными машинами и иномарками. А как же локализация, импортозамещение, которые должны были отвязать отечественный автопром от курса доллара и евро? Всё это так и осталось в планах чиновников. Антон Шапарин вообще советует забыть о разделении машин на «отечественные» и «иномарки».

Статья в тему:  Статистика продаж новых автомобилей в России за периоды Июнь 2017 и Январь-Июнь 2016/2017 года

— Автомобиль давно перестал быть отечественным или иномаркой – он глобальный. Сегодня и в автовазовских «произведениях искусства» тоже значительная часть компонентов импортная, поэтому и валютная составляющая огромная.

Если автомобиль собран из российских компонентов, это ещё не значит, что он отечественный. Автокомпоненты зачастую производятся из импортных сырья и деталей. Такой «скрытый импорт» может составлять значительную часть стоимости машины. Исследования показали, что «Lada Vesta» отечественная (если смотреть по расходам на производство) только на 47%, «Lada Largus» — на 27%, а «Lada XRAY» — лишь на 22%. И это данные от 2016 года, когда средний курс доллара составлял 66,9 рублей. Сейчас доллар дороже почти на 12%, а значит и импорт может занимать большую долю – значительного прогресса за последние 5 лет не наблюдалось. Даже у флагманского лимузина «Aurus Senat», гордости России, на отечественную продукцию приходится не более 53% деталей и компонентов.

Вообще хочется верить, что рост цен обусловлен исключительно объективными рыночными факторами: отсутствие микрочипов, сталь, которая за год подорожала более чем в 2 раза… Но ситуация куда прозаичнее. На первый план выходит желание воспользоваться моментом и нажиться тем, кто не производит автомобили, а продаёт –дилерам. По мнению Антона Шапарина именно они ответственны за формирование нынешних цен.

— Дорогая сталь — это далеко не решающее обстоятельство. Свыше 90% проблем – это усилия автомобильных дилеров, которые долгие годы находились в условиях вынужденного предоставления скидок, когда особо не заработаешь. Они получили возможность манипулировать общественным мнением, рассказывая всем о том, что у нас страшный дефицит, машин нет и никогда больше не будет, и сейчас последний шанс купить машину. Поэтому они очень сильно поднимают цены. До 1,5 млн рублей доходит рост цены на самые ходовые модели. Не хочешь – не бери. Потому что всемирно разрекламированные способы покупки автомобиля онлайн (которые, например, Хендай продвигала очень активно) не работают вообще. Никакого онлайн автомобиля нет и не будет. К сожалению, это невозможно.

Естественно, представлять дилеров хищниками, а производителей – невинной жертвой тоже было бы неправильно. Рыночный беспредел возможен только с их молчаливого согласия.

Статья в тему:  Рейтинг безопасности автомобилей 2016 года

— Обычно автопроизводители очень жестко контролируют всевозможные жалобы на дилеров. А сейчас этим дилерам дали зеленый свет. К сожалению, все жалобы отправляются в урну, и никто продавцов не осекает. Поэтому они реально творят что хотят. А хотят они денег. Так и появляются варианты, когда автомобильные коврики начинают стоит 100 тыс рублей, автомобильная сигнализация – 200 тыс руб.

На первый взгляд – идеальная ситуация для того, чтобы вмешаться государству и начать регулировать цены. Это ведь даже не сахар, здесь суммы куда больше. И значимость серьезная: обеспеченность транспортом позволяет экономике развиваться. Но государство бессильно. А иногда оно даже действует на руку жадным дилерам. Так, например, автопроизводитель не может диктовать дилерам, по какой цене продавать машины или тем более ограничить верхнюю планку цен. Это уже сговор и нарушение антимонопольного законодательства, ФАС за такое выпишет штраф. А накручивать три цены за каждый чих – это легально. Можно ещё вспомнить импортные пошлины и акцизы, которые огораживают наш рынок от потока подержанных машин из других стран. Но, как поясняет Антон Шапарин, их отмена приведёт к большим проблемам у российских автопроизводителей, которые содержат огромный штат сотрудников, заключали с государством инвестиционные соглашения – СПИКи:

— Единственный способ, который могло бы применить правительство – снизить таможенные сборы бывших в употреблении автомобилей, тогда на рынок хлынет поток автомобилей из-за рубежа. Но этого делать никто не будет, потому что это противоречит всей государственной политике последних 15 лет.

Получается, что в ближайшее время вариантов нет – машина продолжит становиться всё большей роскошью. Правительству это даже на руку – список автомобилей, которые попадают под налог на роскошь (повышенный транспортный налог), постоянно расширяется. В 2018 году в этом списке было 1040 позиций, а сейчас Минпромторг насчитывает 1387 моделей машин. В итоге вся надежда только на ограниченную покупательную способность населения. Рано или поздно, деньги в заначках закончатся. А вместе с ними — и ажиотажный спрос. Надо только подождать – советует Антон Шапарин:

— Цены на таком уровне, как сейчас, долго оставаться не могут и не будут. У нас экономика не растет такими темпами, чтобы выдержать этот рост цен. Поэтому, как только ажиотаж схлынет, сразу же все вернется плюс-минус на круги своя. Более того, дилерам тоже нужно будет отчитываться перед автопроизводителями за план продаж, и начнутся скидки вместо накрутки. Так что этот период просто нужно переждать.

Конечно, цены 2019 года мы никогда уже не увидим, но то, что сумасшедшие накрутки дилеров сменятся скидками и прочими особыми условиями – уже хорошо. И тогда доступность автомобилей будет зависеть только от того, справится ли правительство с задачей развития экономки и повышения зарплат россиянам. Для себя чиновники проблему доступных автомобилей уже решили, выпустив «Aurus Senat» всего лишь за 18 млн рублей в базовой комплектации. Не можешь купить хлеб — ешь пирожные.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector