4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему более быстрый разгон автомобиля иногда приводит к уменьшению расхода топлива

Быстрее или дешевле? Проверяем расход топлива в реальных условиях

Быстрее едешь — больше топлива тратишь, но экономишь время. Но каков проигрыш/выигрыш того и другого в реальных условиях? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, во время очередной командировки я провел ряд измерений и готов поделиться результатами с читателями.

В реальных условиях

Суть эксперимента проста: в одну сторону (из Минска в Полоцк) я поеду как можно быстрее, но в рамках ПДД, обратно — с расчетом на минимальный расход. Сколько времени сэкономлю в первом случае и сколько топлива во втором?

На примере собственного автомобиля я уже измерял зависимость между скоростью и расходом топлива, но тогда испытания проводились на достаточно коротком отрезке трассы при движении с постоянной скоростью. А какой будет зависимость при движении в реальных условиях, с подъемами и спусками, разгонами и торможениями, различным направлением ветра? Все эти факторы, безусловно, влияют на чистоту эксперимента. Особенно в данном случае, поскольку дорога туда и обратно будет одинаковой лишь по километражу и установленным скоростным режимам, а вот число спусков и подъемов, направление ветра и тот же трафик окажутся разными.

С точностью измерений тоже не все идеально: все данные — на основании показаний бортового компьютера (впрочем, довольно правдивого, как показали многочисленные эксперименты), хронометраж — с точностью до минуты. Но ведь я и не ставлю целью получить цифры с точностью до сотых — они все равно были бы справедливыми лишь применительно к выбранной дороге и автомобилю.

Тем более что рекордов экономичности ставить не собираюсь. Во-первых, это я уже делал. Во-вторых, экономтесты позволяют судить о том, какими экономичными могут быть автомобили, если постараться, но не говорят о том, сколько именно ты при этом сэкономил топлива и потерял времени. А меня интересует как раз эта разница! При этом тотальной экономии все равно не будет: перекачивать шины, выключать кондиционер, глушить двигатель на спусках или ехать в «воздушном мешке» за фурой я не собираюсь. Основным моим оружием на обратном пути будет скорость не более 90 км/ч.

Где-то теряем, где-то находим

Весь маршрут от Минска до Полоцка можно разбить на несколько отрезков, каждый из них имеет свои особенности, что влияет на скорость движения и соответственно расход топлива.

Так, первые 33 км от Минска — это двухрядная трасса, где практически сразу со старта разрешено ехать 100 км/ч, а есть небольшой отрезок и со знаком «120». Если добавить «ненаказуемые» плюс 10 км/ч от лимита, скорость доходит до 130 км/ч, а мгновенный расход подскакивает до 8 л/100 км.

Статья в тему:  Как избежать отравления угарным газом в вашем автомобиле

На обратном пути средняя скорость едва доходит до 80 км/ч (на затяжных подъемах мгновенная и вовсе падает до 70 км/ч), но и расход меньше 6 л/100 км. Стоит ли удивляться, что именно на этом отрезке до Логойска и будет наибольшая разница между «быстрым» и «экономичным» режимами: на 33 км дистанции — порядка 6 минут и расчетно около 0,8 л бензина!

А вот дальше начинается узкая дорога, причем отрезок до поворота на Плещеницы вы при всем желании (если только не нарушать ПДД) будете ехать со средней скоростью 80 км/ч, потому что знаки «70», запрет обгонов и медленный попутный транспорт. Но именно благодаря этому расход топлива снижается: вот он уже упал до 7 л/100 км!

На обратном пути этот же отрезок преодолевался всего на минуту дольше, и то только потому, что впереди маячил тихоходный грузовик, который тормозил всю колонну. Зато благодаря этому даже в «экономном» режиме удалось найти резерв для снижения расхода еще на 0,1 л/100 км!

Следующий отрезок — 26 км до Бегомля. Здесь уже достаточно мест для обгона, что позволяет взвинтить темп. По пути туда я стараюсь не терять времени: как можно быстрее разгоняться после снятия скоростных ограничений, совершать обгоны, не стесняясь раскручивать двигатель. Но и зря топливо не «палю»: если вижу, что все равно «упрусь» в более медленный транспорт, заранее сбрасываю скорость, торможу двигателем, придерживаюсь высоких передач. Именно по этой причине, а также благодаря тому, что даже на свободных участках скорость не превышает 100 км/ч, расход продолжает снижаться: бортовой компьютер показывает 6,9 л/100 км.

Обратно этот же участок проходится в совершенно другом стиле — куда медленнее (примерно на 6 минут) и с расчетом на экономию топлива. Крейсерская скорость — в районе 80 км/ч: на спусках будет чуть больше, на подъемах, наоборот, меньше, но в любом случае почти на 20 км/ч меньше, чем во время первой поездки. Здесь главная задача — очень аккуратно работать педалью «газа», не допуская ненужных ускорений, поэтому и немногочисленные обгоны будут по возможности совершаться с ходу, с минимальным изменением скорости. Куда чаще будут обгонять меня. Облегчаю коллегам маневр, прижимаясь к правой обочине.

От Бегомля до Лепеля — отличный 48-километровый участок дороги с широкими полосами и асфальтированными обочинами, на него приходится всего несколько населенных пунктов, включая сам Бегомль. Поэтому в обоих направлениях средняя скорость близка к крейсерской, ничто не ведет к перерасходу топлива. Но разница — 5 минут и примерно 0,5 л…

Статья в тему:  Регистрационные подразделения ГИБДД в Ненецком автономном округе

Наконец, последний отрезок длиной 72 км от Лепеля, включая сам город, до Полоцка представляет собой классическую загородную трассу, где достаточно населенных пунктов, место для обгона есть не всегда (если действовать по Правилам), а медленных машин в попутном направлении хватает. Так что темп движения туда получается рваным: слишком много разгонов-торможений. Тем не менее даже на этом отрезке удается показать среднюю скорость 90 км/ч и все равно удержать расход на уровне 6,7 л/100 км.

Обратно этот же отрезок проезжается всего на 5 минут дольше (средняя скорость 81,5 км/ч), а все потому, что крейсерскую скорость приходится держать на уровне 90 км/ч, чтобы не тормозить другие машины (обочины гравийные, смещаться некуда). Поэтому и средний расход на данном отрезке составляет порядка 6 л/100 км.

Цена вопроса

Как видим, на разных отрезках трассы в зависимости от условий темп движения менялся, соответственно были разными скорость и расход. Ну а что получается в сумме? От Минска до Полоцка бортовой компьютер показал 214,5 км. Путь туда занял 2 часа 20 минут (средняя скорость 93,2 км/ч), обратно — 2 часа 45 минут (79 км/ч), то есть выигрыш от более высокого темпа движения составил всего 25 минут (11,6 минуты на каждые 100 км пути).

При этом по дороге до Полоцка бортовой компьютер показал средний расход 6,7 л/100 км (фактически затрачено 14,5 л бензина), обратно — 5,8 л/100 км (потрачено 12,4 л). То есть разница составила в среднем 0,9 л/100 км, или 2,1 л на всю дорогу.

Параметр1-я поездка2-я поездкаРазница
Дистанция214,5 км214,4 км0,1 км
Затраченное время2 часа 20 минут2 часа 45 минут25 минут
Средняя скорость93,2 км/ч79,0 км/ч14,2 км/ч
Затрачено топлива14,5 л12,4 л2,1 л
Средний расход6,7 л/100км5,8 л/100 км0,9 л/100 км

Выводы, которые из этого должны следовать, каждый сделает для себя сам. Для одних весомее экономия времени, для других — топлива. Я же очередной раз убедился, что применительно к моей машине на скорости выше 70 км/ч каждый следующий км/ч прибавляет около 1% к текущему расходу топлива. Причем, как оказалось, это правило справедливо не только для моментальных, но и для средних показателей.

Если же абстрагироваться от цифр, то стоит обратить внимание на то, что само по себе «экономное вождение» может быть комфортным и безопасным лишь при условии, что дело не доходит до крайностей. Одно дело, когда выбранный неспешный темп соответствует дорожной обстановке (как на отрезке между Логойском и поворотом на Плещеницы) или никому не мешает (как на участке между Бегомлем и Лепелем или на широкой части дороги под Минском), и совсем другое — когда твой автомобиль является помехой для остальных, особенно на дороге с интенсивным движением. Опять же у каждого свое отношения к этому вопросу. Но, например, мне было неуютно, когда каждые несколько минут кто-то обгоняет, а я вынужден «плестись», максимально приняв к обочине.

Статья в тему:  Главный минус старых автомобилей: Безопасность

Наш вердикт

Время — деньги. Например, в моем случае каждая сэкономленная минута «стоила» порядка 0,084 л бензина, или же около 10 копеек. Но отыграть время тоже не так-то просто: опять же в моем случае на дистанции 214,5 км разница составила лишь 25 минут, выкроить больше можно было, грубо нарушая ПДД. Если же экономить топливо, то здесь тоже эффект не бог весть какой: в данном случае всего-то 0,9 л/100 км. С другой стороны, это около 14% первоначального расхода. Причем получается, что (как минимум в диапазоне скоростей 70-130 км/ч) каждый лишний км/ч позволяет экономить около 1% времени и обходится в тот же +1% к расходу. Такая вот арифметика получается. Ну а выводы, как было сказано выше, пусть каждый для себя делает сам: что ему выиграть в этой поездке важнее, время или деньги.

Влияет ли быстрый разгон на расход топлива: вот что говорит физика

Всем привет!
На днях попалась вот такая статейка, немного удивила- делитесь своими наблюдениями, очень интересно, у кого какое мнение

Влияет ли быстрый разгон на расход топлива: вот что говорит физика

Очень плавные старты ведут к избыточным тратам на горючее

Хотите экономить — не увлекайтесь скоростью. А вот ускоряться можно интенсивно, и вот почему
Хотите экономить — не увлекайтесь скоростью. А вот ускоряться можно интенсивно, и вот почему

Что такое экономичный стиль вождения? Медленные разгоны, низкие скорости и плавные торможения? Не всё из этого верно, например, вялые ускорения иногда приводят к перерасходу топлива.

Стереотип о пользе черепашьих разгонов особенно любят владельцы крупных машин: если видишь внедорожник, отползающий от светофора в темпе раненого ленивца, — владелец как пить дать экономит топливо. Или болтает по телефону. Но, как ни странно, очень плавный разгон не улучшает топливной экономичности. Если вы совсем далеки от физики, можете пропустить следующий параграф и перейти сразу к выводам.

Выше нагрузка — лучше КПД

При скорости 60 км/час автомобиль массой 1500 кг запасает 208 килоджоулей кинетической энергии: столько содержится в 4–5 граммах бензина. Будет ли разгон плавный или стремительный — итоговое количество энергии одинаково. Есть, правда, ещё сопротивление воздуха и прочие потери, но и они зависят от кривой разгона слабо (при одинаковой конечной скорости).

Статья в тему:  Автосалон в Пекине 2014 года

На деле всё чуть сложнее. Реально количество сгоревшего бензина ощутимо выше упомянутых 4–5 граммов, потому что КПД двигателя и трансмиссии далеки от 100%. Но парадокс в том, что чем сильнее вы жмёте на газ, тем выше эффективность мотора.

На графике показана зависимость удельного расхода топлива от частоты вращения и нагрузки на двигатель. Для конкретного мотора наименьший удельный расход достигается при частоте 2750 об/мин и 90-процентном нажатии на педаль газа — эта точка обозначена меткой «Оптимум». И даже если педаль утоплена полностью, удельный расход почти вдвое ниже, чем если вы едете с едва нажатой педалью.

Подчеркнём, что речь об относительных цифрах: то есть расходе на единицу вырабатываемой энергии — он измеряется в граммах на киловатт-час.

Почему так происходит? Причин несколько. Например, у бензиновых моторов закрытие дроссельной заслонки (малый газ) приводит к увеличению насосных потерь — то есть затрат на прокачку воздуха через дроссельный блок. У дизелей дросселя нет, но на экономичность всех моторов влияют механические потери (трение, привод агрегатов и т. п.), которые на малых нагрузках становятся доминирующими. В результате лучший КПД двигателя достигается на режимах больших нагрузок, когда педаль утоплена почти в пол. Парадоксально, но это так.

Вывод: разгоняйтесь в комфортном режиме

Говоря метафорически, двигатель на низких нагрузках похож на фирму, сотрудники которой скучают от безделья и получают свои оклады зазря. Чтобы они стали эффективнее, полезно сократить время их работы, но увеличить интенсивность.

По аналогии и разгон в тошнотворном режиме совсем не гарантирует снижения расхода топлива. Это доказано экспериментально, например, авторы вот этой научной работы сравнили расход топлива при ускорении до 100 км/час за 78, 58 и 20 секунд — самым невыгодным оказался самый медленный разгон, самым экономичным — наиболее интенсивный.

Естественно, речь не идёт о стритрейсерских ускорениях с дымом из-под колёс или езде с ненужными разгонами, за которыми сразу следуют торможения: такая манера ухудшает экономичность. Но в остальном можете разгоняться в темпе потока без угрызений совести.

Не грубите со скоростью

А вот что на расход топлива влияет — так это скорость, до которой вы разгоняетесь. Зависимость километрового расхода топлива от скорости близка к квадратичной, то есть очень крутая. Поэтому если хотите сэкономить, разгоняйтесь бодро, но выбирайте невысокие круизные скорости и высшие передачи. Кстати, чем дольше вы держите стабильную скорость — тем ниже средний расход топлива, что хорошо видно при включении круиз-контроля.

Статья в тему:  Топ-10 подарков на Новый Год для любителей автомобилей

Используйте торможения двигателем

У автомобилей с механическими коробками и «роботами» экономить помогают торможения двигателем. Когда вы отпускаете газ при включённой передаче, компьютер отключает топливоподачу — двигатель вращается за счёт инерции самого автомобиля. Тормозить мотором можно, если, например, далеко впереди зажёгся на светофоре красный.

Безопасность важнее экономичности

Но размышления об экономичности не должны идти вразрез с безопасностью. Не нужно ехать с необоснованно низкой скоростью или тормозить двигателем там, где это создаёт неудобство другим.

Впрочем, способные водители умеют экономить топливо и без компромиссов для безопасности. И вялые разгоны для этого совсем не нужны.

Почему более быстрый разгон автомобиля иногда приводит к уменьшению расхода топлива

Вот почему быстрое ускорение не всегда приводит к перерасходу топлива.

Каких только споров не возникает на автомобильную тематику в Сети. Чего только не увидишь на просторах Интернета, где люди готовы сутками напролет доказывать свою правоту на форумах, в комментариях и соцсетях. Например, недавно мы увидели большую ругань на одном из известных форумов, где его участники толпой напали на молодого водителя, который, наверное, пожалел уже, что выложил в Сеть свой вопрос. Тема эта касается расхода топлива автомобиля. Молодой человек заявил, что его машина по каким-то причинам при более динамичном разгоне начинает расходовать меньше бензина. Но возможно ли это?

Естественно, многие завсегдатаи этого автофорума сразу налетели на молодого человека, доказывая, что этого не может быть. Ведь давно известно, что чем быстрее ты топишь педаль в пол, тем больше кушает автомобиль. И, в принципе, это так. Но не все так просто. Итак, вот дословное сообщение этого водителя:

«Обычно я стараюсь экономить топливо в своей машине во время вождения, используя на приборке расходомер, который всегда подсказывает, как нужно ехать оптимально, чтобы эффективно расходовать топливо.

До недавнего времени я считал, как и многие автолюбители, что чем медленнее происходит ускорение автомобиля, тем лучше экономия топлива. Однако мои наблюдения, похоже, противоречат этому. Это удивительно.

Я замечаю, что ускорение прямо пропорционально экономии топлива, по крайней мере в моем новом BMW 328i. Правда, речь идет о нормальном режиме вождения (повседневном). Сколько расходует автомобиль при сильном ускорении, я пока не проверял.

Что с моей машиной? Я же понимаю, что законы физики нельзя изменить. Почему же тогда мой BMW при ускорении начинает меньше потреблять топлива, чем при более плавном и медленном разгоне?»

Итак, давайте разберемся, возможно ли такое, что автомобиль при более динамичном разгоне потребляет меньше топлива, чем при более плавном и спокойном ускорении?

Молодой водитель, задавший спорный вопрос на одном из популярных автомобильных форумов, на самом деле не лукавит. То, что его автомобиль при определенном динамичном ускорении потребляет немного меньше топлива, чем при более плавном разгоне, не говорит о том, что владелец авто врет или что его авто нарушило законы физики. Вы не поверите, но такое вполне имеет место быть. Особенно если речь идет о современных автомобилях.

Статья в тему:  Управление ГИБДД УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре

Но почему же тогда на молодого человека накинулась стая матерых автолюбителей, которые с пеной у рта начали доказывать владельцу BMW, что он не прав?

Все дело в том, что многие владельцы автомобилей опираются на свои знания, связанные со старыми автомобилями, порой часто забывая о том, что современные автомобили чаще всего работают совсем по- иному.

На старых машинах, действительно, чем больше вы нажимаете педаль акселератора, тем больше топливная смесь обогащается кислородом. В итоге супербогатая смесь позволяет получить максимальное ускорение. Таким образом, вжав педаль в пол, вы получите на старой машине 100% мощь, а также расход топлива на 180%.

В новых же автомобилях весь процесс смешивания топлива с кислородом и впрыск регулируется компьютером, который имеет специальное программное обеспечение, настроенное на основе расчетов автомобильных инженеров, которые спроектировали и создали автомобиль. Например, в современных машинах, если вы вжимаете педаль газа в пол, это еще не означает, что топливная смесь будет максимально обогащена кислородом. Тем не менее, если вы вожмете педаль газа в пол, топливо будет обогащено достаточным уровнем кислорода для оптимально быстрого ускорения. Но не более того, чтобы держать потребление топлива на эффективном уровне.

Да, конечно, в современных автомобилях не последнюю роль играет ваш стиль вождения. Но даже если вы намеренно решите обмануть компьютер автомобиля, у вас вряд ли получится заставить машину потреблять больше положенного.

Также стоит отметить, что на итоговом потреблении топлива сказываются и различные накладные расходы, на которые вы не можете повлиять. Речь идет о том, что когда, например, вы останавливаетесь в пробке, движетесь со скоростью 180 км/час или стартуете на максимальных оборотах с одного светофора до другого, ваша машина постоянно потребляет топливо из-за того, что ей приходится питать энергией оптику, электронику и т. п. Также в любом автомобиле постоянно происходит лишняя потеря топлива для преодоления механического трения в коробке передач и двигателе, в приводах, мостах и т. д. В том числе энергия нужна для питания бензонасоса, помпы и других систем машины.

Статья в тему:  В июле 2019-го продаж новых автомобилей стало меньше на 2,4%

В итоге чем меньше вы будете в процессе движения автомобиля использовать все вспомогательное и навесное оборудование, тем меньше будет затрачено энергии для их питания. Соответственно, будет меньше израсходовано топлива.

Также стоит обратить внимание на то, что при разной динамике разгона потребление топлива меняется из-за изменения схем или стиля переключения передач. Например, при медленном плавном разгоне многие водители в современных автомобилях, оснащенных механической коробкой передач, слишком поздно переключают передачи с первой на вторую, со второй на третью. В итоге из-за запаздывания переключения многие современные авто начинают потреблять больше топлива, чем обычно. Однако при более резвом ускорении почти все водители своевременно переключают передачи на МКПП, что в конечном итоге и приводит к более эффективному потреблению топлива.

К сожалению, многие водители не понимают, что современные автомобили работают по-другому. В итоге сегодня немало автовладельцев до сих пор думают, что, чтобы получить лучшую экономию топлива, нужно ускоряться очень мягко и медленно. Но на деле оказывается, что для лучшей экономии топлива нужно разгоняться быстро, но в меру (плавно). То есть не нужно жать гашетку максимально сильно. Не вжимайте педаль газа в пол. Например, эксперты советуют нажимать на педаль газа на две трети доступной мощности. Далее переключайте передачи при разгоне очень быстро, не запаздывая. Так вы добьетесь лучшей экономии топлива, чем при скучном медленном и плавном разгоне, когда чаще всего большинство водителей запаздывает переключать передачи.

Когда автомобиль больше всего экономит топливо при разгоне?

Ну, во-первых, напомним, что наибольший расход топлива, как правило, происходит при работе автомобиля на холостых оборотах. Именно поэтому во многих современных автомобилях в последние годы появилась система старт-стоп, которая автоматически выключает двигатель при длительных остановках машины. Эффективность использования топлива во время ускорения обычно улучшается по мере увеличения числа оборотов двигателя и достигает лучшей экономии где-то вблизи максимального крутящего момента (Нм). Однако слишком быстрое ускорение может также привести к перерасходу топлива. Например, из-за того, что в связи с быстрым и динамичным разгоном придется резко тормозить, а затем снова начинать ускорение. В итоге это приведет к лишней трате топлива. Поэтому эксперты всегда рекомендуют для максимальной экономии топлива ускоряться быстро, но плавно.

При какой скорости у автомобиля минимальный расход топлива — результаты исследований

Техническое состояние автомобиля, расход горюче-смазочных материалов напрямую зависят от способа его эксплуатации. Загрузка машины, привычка «прогазовывать», разогревать двигатель перед ездой, быстрые разгоны, резкие торможения сказываются не только на состоянии мотора или протекторов, но и на расходе топлива.

У каждого авто есть своя оптимальная «крейсерская» скорость, при которой бензин расходуется в оптимальном режиме. Чаще всего это 90 км/час. Более точно определить эти данные можно с учетом конкретной модели машины.

Влияние скорости на расход

Насколько тесно связаны такие параметры, как скорость и «прожорливость», специалисты подробно исследовали на протяжении длительного времени. Швейцарский журнал Automobile Revue опубликовал результаты работ, проведенных с 1987 по 1996 год. Это были данные тестирования различных автомобилей, которые передвигались со скоростью от 60 до 180 км/час.

Стало очевидным, что при разгоне представителей различных автомобильных брендов со 100 до 180 км/час коэффициент расхода топлива может варьироваться в пределах 1,86-4,49. Этот параметр зависит от разных видов сопротивления, крутящего момента двигателя, противодействия качению и выражается в кВт.

Например, при движении на скорости 100 км/час он равен 14 кВт, а при 200 км/час данный коэффициент повышается до 80 кВт. Таким образом, во втором случае расход топлива повышается до 15 литров на 100 км.

Статья в тему:  Тормозной путь автомобиля: Все что нужно знать

Манера езды

Оптимальный стиль вождения автомобиля с самого начала формирует для себя каждый водитель. При этом на первых порах редко обходится без повышенного расхода топлива из-за резкого нажатия на педаль акселератора, торможения. После доведения основных навыков до автоматизма, манера управлением машиной зачастую меняется.

С другой стороны, существует группа водителей, которые пропагандируют «агрессивный» стиль езды. Они резко разгоняют авто, тормозят, передвигаются на высоких скоростях по неровным дорогам. Такие действия приводят к повышенному сгоранию бензина, дизельного топлива.

Для большей экономии рекомендуется плавное вождение без резких движений, равномерная езда на трассе. Кроме того, важно вовремя переключать передачи, избегая неоправданного повышения крутящего момента в работе двигателя.

Множество молодых водителей не представляют свое авто без мощной аудиосистемы. Они устанавливают дополнительные колонки, усилители для использования полной мощности во время езды. Следует учитывать, что, чем больше электрических приборов работает во время передвижения по дороге, тем больше бензина будет расходоваться.

Как экономить

Уменьшить расход топлива помогут правильно сформированные водительские навыки. Среди них можно выделить правильное переключение передач на авто с «механикой». Важно разгонять автомобиль на оборотах, соответствующих крутящему моменту двигателя. При этом нажимать на педаль акселератора следует плавно, избегая резких движений.

На трассе лучше придерживаться крейсерской скорости 90 км/час. Такая тактика показала свою целесообразность, поскольку на фоне ощутимой экономии время преодоления длительной дистанции остается на достойном уровне.

Если при управлении автомобилем возникает необходимость длительных остановок, то лучше в это время отключать двигатель. При этом желательно избегать пробок и не передвигаться в часы пик. Чтобы сэкономить, рекомендуется отдавать приоритет равномерной езде без резких торможений и разгонов.

На расход топлива влияет также давление в шинах, поэтому этот параметр нужно постоянно контролировать. Недостаточно накачанные шины способствуют лишним затратам на бензин.

Таким образом, максимально сэкономить топливо можно при плавной езде со скоростью 60-90 км/час. При этом важно формировать полезные привычки и навыки вождения, отрабатывая их до автоматизма.

Статья в тему:  Автосалон в Пекине 2014 года

Влияет ли быстрый разгон на расход топлива: вот что говорит физика

Очень плавные старты ведут к избыточным тратам на горючее

Хотите экономить — не увлекайтесь скоростью. А вот ускоряться можно интенсивно, и вот почему

Фото: Артем Краснов

Что такое экономичный стиль вождения? Медленные разгоны, низкие скорости и плавные торможения? Не всё из этого верно, например, вялые ускорения иногда приводят к перерасходу топлива.

Стереотип о пользе черепашьих разгонов особенно любят владельцы крупных машин: если видишь внедорожник, отползающий от светофора в темпе раненого ленивца, владелец как пить дать экономит топливо. Или болтает по телефону. Но, как ни странно, очень плавный разгон не улучшает топливной экономичности. Если вы совсем далеки от физики, можете пропустить следующий параграф и перейти сразу к выводам.

Выше нагрузка — лучше КПД

При скорости 60 км/ч автомобиль массой 1500 кг запасает 208 килоджоулей кинетической энергии: столько содержится в 4-5 граммах бензина. Будет ли разгон плавным или стремительным — итоговое количество энергии одинаково. Есть, правда, ещё сопротивление воздуха и прочие потери, но и они зависят от кривой разгона слабо (при одинаковой конечной скорости).

На деле всё, конечно, чуть сложнее. Реальное количество сгоревшего бензина ощутимо выше упомянутых 4-5 граммов, потому что КПД двигателя и трансмиссии далеки от 100%. Но парадокс в том, что чем сильнее вы жмёте на газ, тем выше эффективность мотора.

На графике показана зависимость удельного расхода топлива от частоты вращения и нагрузки на двигатель. Для конкретного мотора наименьший удельный расход достигается при частоте 2750 об/мин и 90-процентном нажатии на педаль газа — эта точка обозначена меткой «Оптимум». И даже если педаль утоплена полностью, удельный расход почти вдвое ниже, чем если вы едете с едва нажатой педалью.

Подчеркнём, что речь об относительных цифрах: то есть расходе на единицу вырабатываемой энергии — он измеряется в граммах на киловатт-час.

Почему так происходит? Причин несколько. Например, у бензиновых моторов закрытие дроссельной заслонки (малый газ) приводит к увеличению насосных потерь, то есть затрат на прокачку воздуха через дроссельный блок. У дизелей дросселя нет, но на экономичность всех моторов влияют механические потери (трение, привод агрегатов и т. п.), которые на малых нагрузках становятся доминирующими. В результате лучший КПД двигателя достигается на режимах больших нагрузок, когда педаль утоплена почти в пол. Парадоксально, но это так.

Статья в тему:  В июле 2019-го продаж новых автомобилей стало меньше на 2,4%

Вывод: разгоняйте в комфортном режиме

Говоря метафорично, двигатель на низких нагрузках похож на фирму, сотрудники которой скучают от безделья и получают свои оклады зазря. Чтобы они стали эффективнее, полезно сократить время их работы, но увеличить интенсивность.

По аналогии и разгон в тошнотворном режиме совсем не гарантирует снижения расхода топлива. Это доказано экспериментально, например, авторы вот этой научной работы сравнили расход топлива при ускорении до 100 км/ч за 78, 58 и 20 секунд — самым невыгодным оказался самый медленный разгон, самым экономичным — наиболее интенсивный.

Естественно, речь не идёт о стритрейсерских ускорениях с дымом из-под колёс или езде с ненужными разгонами, за которыми сразу следуют торможения — такая манера ухудшает экономичность. Но в остальном можете разгоняться в темпе потока без угрызений совести.

Не грубите со скоростью

А вот что на расход топлива влияет, так это скорость, до которой вы разгоняетесь. Зависимость километрового расхода топлива от скорости близка к квадратичной, то есть очень крутая. Поэтому если хотите сэкономить, разгоняйтесь бодро, но выбирайте невысокие круизные скорости и высшие передачи. Кстати, чем дольше вы держите стабильную скорость, тем ниже средний расход топлива, что хорошо видно при включении круиз-контроля.

Используйте торможения двигателем

У автомобилей с механическими коробками и «роботами» экономить помогают торможения двигателем. Когда вы отпускаете газ при включённой передаче, компьютер отключает топливоподачу — двигатель вращается за счёт инерции самого автомобиля. Тормозить мотором можно, если, например, далеко впереди зажёгся на светофоре красный.

Безопасность важнее экономичности

Но размышления об экономичности не должны идти вразрез с безопасностью. Не нужно ехать с необоснованно низкой скоростью или тормозить двигателем там, где это создаёт неудобство другим.

Впрочем, способные водители умеют экономить топливо и без компромиссов для безопасности. И вялые разгоны для этого совсем не нужны.

Мощность двигателя измеряется не только в киловаттах, но и в лошадиных силах — вот откуда пошла эта традиция.

А недавно мы разбирались, зачем опытные водители открывают зимой окна в машинах.

Знаете любопытный лайфхак, связанный с автомобилем? Ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте» и Facebook, а также во все мессенджеры по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: