0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему автомобили почти всегда симметричны?

Почему автомобили симметричны? Аэродинамика, красота и ассоциация с животными

Вы когда-нибудь задумывались, почему все автомобили имеют продольную симметрию кузова? Ведь мы легко воспринимаем асимметрию практически в любом предмете нашего быта: здания, мебель, посуда, бытовая техника… Даже одежда с разными по дизайну левой и правой сторонами не вызывает отторжения. Почему же автомобили за редкими исключениями всю свою историю были с идеальной внешней симметрией? Зачем некоторые автопроизводители экспериментировали с поперечной симметрией, когда машина имеет одинаковые переднюю и заднюю части? Чем закончились попытки выпустить на рынок асимметричные модели? Обо всем этом мы сегодня и поговорим. Для размышлений на эту тему нам понадобятся автомобильные энциклопедии, аэродинамические постулаты, а также… учебники биологии. Но обо всем по порядку.

Аэродинамика

Первое, что приходит на ум, когда речь идет о симметрии автомобилей, это аэродинамика. Если левая и правая части машины будут иметь разную форму, трудно предугадать, как поведет себя воздушный поток на большой скорости. Все современные автомобили «продувают» в аэродинамической трубе, чтобы дизайнеры могли подобрать оптимальную форму для уменьшения сопротивления набегающего воздушного потока. Это влияет на динамику, расход топлива и акустический комфорт в салоне.

Если бы форма машин была асимметричной, процесс оптимизации аэродинамического сопротивления был бы затруднительным. В зависимости от скорости воздушные массы по обе стороны кузова меняли бы свой угол и неизвестно как пересекались бы между собой, создавая лишние проблемы водителю. Из-за ошибок проектирования формы кузова автомобили могут терять устойчивость на большой скорости и даже переворачиваться (яркий пример — Audi TT первого поколения).

Именно из-за аэродинамики все массовые самолеты имеют идеальную продольную симметрию. Хотя при желании правильно направить воздушные потоки можно и при асимметричной форме. Прототип немецкого самолета Blohm & Voss BV 141 (на фото выше) отлично летал, несмотря на несимметричную конструкцию планера (это было сделано для улучшения обзорности). Понятно, что автопроизводителям невыгодно тратить деньги на подобные кузовные разработки, изучая аэродинамику потенциальных асимметричных машин на разной скорости. Но если углубиться в тему, то здесь речь идет лишь о симметрии формы кузова, но никак не о дизайне.

Производителям ничего не мешает создать «правильный» по форме автомобиль, но с несимметричным дизайном, сделав, например, слева и справа разные фары или нарисовав замысловатую форму остекления. На такой шаг пошли дизайнеры BMW в мотоцикле S1000RR. Получается, симметрия в дизайне (а не форме!) автомобилей берет свое начало не в аэродинамике. Так в чем же?

Сложность разработки

Разработка асимметричных машин значительно увеличила бы их стоимость. Сегодня дизайнеры автомобильных кузовов рисуют фактически только половину транспортного средства. Вторую половину просто дублируют. Даже макеты будущих автомобилей зачастую делают в форме половины кузова, подставляя в конце работы огромное зеркало для создания эффекта целостности.

Но не только зарплата дизайнера увеличила бы рыночную стоимость асимметричной машины. Представьте, как усложнился бы процесс штамповки кузовных деталей, если бы стороны автомобилей были разными. Сейчас для того, чтобы сделать левое крыло, достаточно разработать зеркальную версию правого. Та же история с оптикой, стеклами, дверными ручками, молдингами и декоративными элементами. В общем, делать симметричные машины однозначно дешевле, чем с нарушенной симметрией.

Статья в тему:  Тормозной путь автомобиля: Все что нужно знать

Но если вопрос только в цене, почему тогда автомобили за сотни тысяч долларов тоже симметричны? Дорогие костюмы, роскошные особняки, часы и обувь делают с ярко выраженной асимметрией, а Bentley должна быть одинаковой и слева, и справа. Значит, дело не только в стоимости.

Дизайн

Конечно, основная причина, почему все автомобили имеют симметричный кузов, — это внешний вид. Машины, у которых левая сторона отличается от правой, выглядят уродливо. Это факт. Сделай у автомобиля одну фару больше другой — он будет смотреться нелепо и никто в жизни не купит такую модель. В чем же причина подобного восприятия и почему асимметрия уродует машины, но не портит здания, предметы мебели или одежду? На этот вопрос попытался ответить американский ученый Мак-Креди, изучающий зрительное восприятие людей и животных. Согласно его теории люди, несмотря на то что давно живут в городах, зрительно воспринимают окружающий мир так же, как наши далекие предки, которые обитали в пещерах. Конечно, все это происходит подсознательно.

По мнению ученого, наш мозг постоянно ассоциирует объекты с заложенными в него в процессе эволюции заготовками и раскладывает их на свои «полочки». В мозге есть три условные «полочки», на которых умещается все, что мы видим вокруг себя. Вот эти категории: животные, растения и ландшафт (большие камни, горы и пр.). Именно это наши предки видели в течение миллионов лет. Хотим мы того или нет, но образы зданий в нашем мозге обрабатываются так же, как горы, фонарные столбы наше подсознание ассоциирует с растениями, а автомобили. как раз с животными!

Именно поэтому нам нравится, что у машины две фары (глаза), красивая решетка радиатора (ноздри), «улыбающийся» воздухозаборник (рот) и, безусловно, симметричный дизайн. Животное с нарушенной внешней симметрией воспринимается нашим мозгом как изуродованное и больное. «От него нужно держаться подальше!» — командует нам подсознание. Отсюда и наше восприятие несимметричных автомобилей. За анализ машин отвечают те же участки мозга, что обрабатывают образы животных. Они подсказывают нам, что «с автомобилем что-то не то», когда мы видим модель с разной формой фар. Да взгляните хотя бы на мотоцикл BMW S1000RR (на фото ниже). Вам не кажется, что он очень странный («больной»)? Баварцы, кстати, убрали эту асимметрию, и в новом поколении модель получит обычную оптику.

Любопытно, что большие грузовики и огромные автобусы с несимметричным дизайном не отпугивают нас. Возможно, из-за своих размеров: наш мозг не может ассоциировать такие большие объекты с животными и они отправляются на «полочку» с ландшафтом (асимметричные горы, как и здания, нас не отталкивают). Конечно, это лишь теория, но звучит правдоподобно. Между тем многие производители в качестве эксперимента выпускали (и выпускают) машины с поперечной симметрией, когда у автомобиля две передние (или две задние) части. С какой целью создаются подобные проекты?

Поперечная симметрия в автомобильном мире

Удобство в городе. В 1947 году французская компания Alamagny предположила, что в будущем все машины будут симметричные с обеих сторон. Это, по мнению инженеров, было бы удобно в городе, потому что автомобилю не пришлось бы разворачиваться. Был даже построен прототип «машины будущего». Двигатель у модели располагался посередине, спиной к нему сидели два человека — водитель и пассажир. Причем ролями они могли меняться по нажатию клавиши. Серийное производство автомобиля так и не наладили (хотя деньги на проект собрали).

Статья в тему:  Пять причин почему Apple может стать успешным автопроизводителем

Военные машины. Французы из Alamagny не были родоначальниками идеи машины с поперечной симметрией. Еще в 1939 году компания DAF представила миру свой первый военный автомобиль. Это был грузовик-амфибия МС-139, у которого не было передней либо задней части. Машина имела симметричную форму с двумя постами управления и всеми ведущими и управляемыми колесами. В движение рабочий прототип приводил 48-сильный двигатель Citroen 7СV, коробка передач размещалась поперечно в центре. Спереди и сзади (если можно так назвать стороны), спинками друг к другу, находились двухместные сиденья. Автомобиль мог двигаться в любую сторону со скоростью до 70 км/ч.

Безвыходная ситуация. Иногда поперечная симметрия машины — вынужденная мера. По дороге, ведущей от материка к знаменитому французскому острову-крепости Мон-Сен-Мишель, ходят необычные автобусы Cobus DES (о них мы писали в статье про автопутешествие по маршруту Минск — Париж). Это транспортное средство имеет кабины как спереди, так и сзади. Таких моделей нет больше нигде в мире, кроме севера Франции. Дело в том, что развернуться обычному автобусу там негде. А симметрия позволяет водителю просто перейти из одной части автобуса в другую и продолжить путь по обратному маршруту. Кстати, сам автобус, как видите, несимметричный продольно. И ведь не уродлив!

Это прикольно. Иногда поперечную симметрию в машинах делают забавы ради. В интернете полно информации о проектах, когда энтузиасты сваривают две передние части разных моделей. Порой автомобили с «двумя передами» создают для фильмов. В комедии «Каникулы» главные герои передвигаются на вымышленном минивэне Tartan Prancer. Он не совсем симметричный, но выполнен в необычном для нашего глаза стиле. Кстати, создатели этого абсурдного автомобиля вдохновлялись Toyota Previa первого поколения.

Согласитесь, поперечно симметричные машины уже не воспринимаются как «милые зверушки». Они больше похожи на мутантов а-ля вымышленный «котопёс».

Асимметричные авто

Автомобильная история знает десятки проектов абсолютно несимметричных машин. Есть среди них и серийные варианты. Один из популярных — Nissan Cube. Правда, дизайнеры побоялись «уродовать» переднюю часть автомобиля, поэтому странно выглядит лишь корма.

Редкое престижное купе Studebaker Avanti имеет легкую асимметрию в передней части (на капоте). Но дизайнеры умудрились не сделать машину отталкивающе-уродливой. Еще можно вспомнить Hyundai Veloster, который имеет абсолютно разные левую и правую стороны (с разным количеством дверей). Однако этот хетчбэк не воспринимается нами необычно, т. к. мы физически не можем одновременно видеть обе стороны.

Многие гоночные машины делают асимметричными, но там внешний вид не является определяющим фактором. Кроме того, нарушить зеркальное отражение левой и правой частей автомобиля можно с помощью аэрографии или даже простых полосок на кузове. Почему они не отталкивают наш взгляд? Возможно, по той же причине, по которой нам не кажутся уродливыми несимметрично расположенные пятна на собаках или коровах.

Конечно, если заглянуть под кузов, то окажется, что все машины являются несимметричными. Двигатель, салон, форма днища — все это не является дизайнообразующими элементами, поэтому там ни о какой симметрии речь идти не может. Но ведь животные (и люди) внутри тоже асимметричны. Впрочем, и идеальной до молекулы внешней симметрии в природе тоже не существует.

Статья в тему:  Mercedes-Benz представила 9-ти ступенчатую коробку автомат

Почему автомобили почти всегда симметричны?

За очень редким исключением автомобили, как правило, симметричны. Так сложилось с самого начала. Те автомобили, которые пытаются пренебречь этим устоявшимся законом, терпят ужасное поражение. Но может быть автомобили всё же не должны быть столь симметричны — кто им запрещает?

Сейчас многие из вас наверняка подумают: «Симметричные машины просто красивее». И вы будете правы, однако стоило бы задаться вопросом, почему они кажутся нам красивее. Человечество создало большое количество вещей, далеких от осевой симметрии, и многие из них кажутся нам красивыми: здания, одежда, различные потребительские товары — поэтому, всё-таки, почему именно автомобили?

Существует очень мало исследований на тему того, почему же так происходит, но у обозревателя Jalopnik Джейсона Торчински есть собственная любимая теория, которую он предлагает нашему вниманию. И она даже имеет отношение к Луне.

Да, действительно, это имеет отношение к так называемой «лунной иллюзии», но только в своей базовой идее. «Иллюзия Луны» возникает тогда, когда мы видим лунный диск низко на горизонте, и он кажется нам гораздо больше, чем на самом деле. Если вам случалось видеть гигантскую Луну на горизонте, а затем пытаться сфотографировать её на камеру телефона, вам должно быть знакомо ощущение разочарования при взгляде на крохотную Луну на снимке. Наш мозг по какой-то причине заставляет Луну у горизонта казаться значительно больше.

Не существует общепринятого объяснения этого эффекта, кроме единого мнения, что иллюзия зарождается внутри нашего мозга, в отличие от любого оптического эффекта. Одна из теорий кажется наиболее убедительной. Это концепция глазодвигательной микропсии, принадлежащая профессору психологии Дону МакКриди и указывающая на фундаментальную особенность восприятия окружающего мира нашим мозгом, которая сохранилась ещё со времён, когда все мы были охотниками и добычей.

«Операционная система» нашего мозга сформировалась в результате миллионов лет жизни млекопитающих, и большую часть этой жизни мы провели, убегая от тех, кто может нас съесть, или в погоне за теми, кого можем съесть мы. И это, как правило, были предметы из трёх основных групп: животные, растения или камни, предметы ландшафта и тому подобное.

Поэтому есть вероятность, что существует какая-то низкоуровневая система восприятия в нашем мозге, которая распознаёт объекты и совершает некоторую примитивную категоризацию. Эта категоризация происходит мгновенно, поэтому мы реагируем, даже не задумываясь об этом. Когда мы попадаем в новое визуальное поле, где-то на глубинном уровне происходит процесс разделения его на предметы ландшафта, растительности или животных. Это случается настолько быстро, что мы успеваем оценить для себя все возможные риски.

В современном обществе мы уже не живём в степи. Но наш организм всё ещё подчинён тем же базовым законам, по которым он развивался тысячелетиями. И то, что мы делаем с ним сейчас, находится далеко-далеко за пределами так называемого «лицензионного соглашения пользователя», которое каждый из нас виртуально подписывает при рождении.

Подобная низкоуровневая категоризация происходит и сейчас, но она приспособилась к нашему «искусственному» миру. Здания попадают в категорию объектов ландшафта, вертикальные формы (телефонные столбы, башни сотовых операторов и линии электропередач) понимаются как своеобразные варианты растительности, ну а автомобили, похоже, воспринимаются нами как животные.

Нельзя сказать, что мы смешиваем машины и животных, но на каком-то самом глубинном уровне нашего мозга эти большие подвижные предметы попадают в ту же ячейку мозга, где оказывались бизоны или носороги у наших предков. А раз так, то мы ожидаем, что автомобили будут соответствовать базовым правилам построения природы.

Статья в тему:  Как можно повредить свой автомобиль

Нам совершенно необязательно, чтобы машины были похожими на животных, но мы действительно ожидаем от них некоторого сходства, и именно поэтому мы всегда пытаемся разглядеть подобие лица на передней части автомобиля. Почти каждое позвоночное животное симметрично. Обе его стороны одинаковы. Поэтому мы считаем, что и машины должны выглядеть так же.

Состояние технологий Почему все автомобили стали выглядеть одинаково

Последние лет 15 люди жалуются, что новые авто стали выглядеть одинаково, а если взглянуть на топ-100 самых красивых машин, то модели, выпущенные с середины 90-х, в нем можно посчитать по пальцам. Редактор «Афиши» побывал в дизайн-центре Ford of Europe и выяснил, почему дела обстоят именно так.

Как разрабатывается дизайн автомобиля

«Многие люди не понимают, чем мы занимаемся. Инженеры думают, что мы играем в бирюльки, наши родители уверены, что мы лепим из пластилина, как маленькие дети, друзья думают, что у нас нескончаемая вечеринка. На самом деле, конечно, наши задачи труднее и скучнее. Разработкой внешнего дизайна автомобиля занимается группа из 5–6 человек под управлением главного дизайнера. Мало кто учится на дизайнера автомобилей. У нас в команде есть мебельный дизайнер, графический дизайнер, но главное условие для всех — специалист должен иметь видение будущего автомобиля.

Здесь, в Кельне (дизайн-центр Ford of Europe в Мерценихе. — Прим. ред.), мы специализируемся на автомобилях малого и среднего класса: Galaxy, Mondeo, Fiesta и Focus. Но обычно разработка проходит в конкурентных условиях: новые машины рисуют в дизайн-офисах Ford по всему миру, а затем из всех проектов выбирают лучший. Мы вовлечены в каждый этап работы над машиной с самого начала до самого конца — от бумажного эскиза до линии сборки. Мы рисуем очень много скетчей. Некоторые рисуют маркером, другие аэрографом, кто-то рисует на цифровом планшете. У нас есть огромные экраны — powerwall, на которые мы можем проецировать свои рисунки, чтобы лучше их воспринимать. Мы также анимируем скетчи, чтобы увидеть, как машина выглядит в движении.

Закончив с набросками, мы приступаем к полноразмерным моделям из пластилина. Это, пожалуй, единственная индустрия, где дизайнерам приходится работать с пластилином. Только так на реальном объекте мы можем изучать изгибы линий модели. Такая объемная модель авто дает совсем другие ощущения восприятия, чем любое, пусть даже трехмерное изображение. Одно дело, если ты видишь картинку, совсем другое — когда ты можешь прогуляться вокруг объекта. Сейчас в этот процесс включаются и цифровые технологии, но в основном это все же ручная работа. Далее мы наносим на пластилин пленку, имитирующую краску, и добавляем детали: дверные ручки, фары и колеса. Специальный материал имитирует затемненные стекла — в общем, мы делаем модель настолько реалистичной, насколько это возможно. На создание модели в масштабе 1:10 уходит около двух недель, весит она около 10 кг; для того чтобы внести финальные правки и сделать модель в реальную величину, дизайнерам необходимо потратить еще два месяца и 1,2 тонны пластилина. Одни только материалы, которые для нее используются, обходятся в 30 000 долларов, в то время как разработка модели целиком стоит 2 млн долларов.

Далее эта модель проходит испытания в аэродинамической трубе, где изучается поведение каждой детали с точки зрения аэродинамики. Далеко не у каждого автопроизводителя есть своя установка для этого, но нам повезло. После тестов мы передаем трехмерные чертежи инженерам, которые говорят, какие элементы и изгибы кузова возможно воплотить в реальной машине, а от каких придется отказаться. Затем мы проверяем модель, чтобы не было никаких щелей и просветов в панелях: все должно выглядеть премиально. Параллельно работают дизайнеры интерьера над тем, как выглядит авто изнутри. Мы, дизайнеры, просто чокнутые на деталях».

Статья в тему:  Как на самом деле звучат названия автомобильных марок?

Как разрабатывается интерьер автомобиля

«Работа над проектом интерьера начинается с мудборда. Определившись с размерами и параметрами салона, мы решаем, будет ли это классический, спортивный или элегантный стиль. Мы работаем с настроением и стараемся искать вдохновение в самых разных вещах — например, в кроссовках или гоночных куртках: у них много деталей и комбинаций материалов, швов и так далее. Мы часто бываем на индустриальных выставках: очень интересно наблюдать, например, как мебель вдохновляет дизайнеров техники, а техника вдохновляет мебельщиков. Нам важно следить за последними трендами, особенно когда мы определяемся с цветовой палитрой салона и основным цветом. Например, последние три года стали популярны автомобили в коричневых цветах: от светло-коричневого до оттенка темного шоколада. До этого самыми популярными были белые авто.

Важно, чтобы все было гармонично: и цвета, и текстуры, и разные на ощупь поверхности. Мы работаем на полноразмерном макете салона авто — здесь мы смотрим, как все сочетается. Это наша песочница, где мы играем с материалами, цветами и деталями. Бывает, что мы по 10 раз на дню просим изменить цвет того или иного элемента. Малейшие нюансы полностью меняют ощущение всего интерьера. На этом же макете мы проводим демонстрацию для нашего менеджмента. Но самое сложное — дать каждому отдельному элементу машины название и код цвета и текстуры. По этому детальному брифу затем выполняется наш заказ, после чего все проверяется отделом качества.

Работая на глобальный рынок, важно угодить вкусам каждого. Возьмем, к примеру, Apple — почему всем так нравится айфон? Он существует всего в нескольких цветах, но это очень эмоциональный продукт. В своей работе я также всегда стараюсь попасть в эти эмоции. Только тогда продукт понравится людям. Но каждый отдельный регион требует чего-то особенного. Например, в Турции и Израиле из-за жаркого климата популярны светлые интерьеры машин, но в Германии и Британии никому они не нужны. Для разных стран важны разные ощущения. Например, американцы любят что-то более броское и предпочитают мягкие на ощупь сиденья — как плюшевый мишка. Европейцы любят сухие твердые текстуры. Зернистость поверхности, твердость, блеск или его отсутствие, контраст в ощущениях от материала — все это создает ощущение качественной вещи. Однако у нас есть возможность сделать только один продукт — и ошибиться нельзя.

Дизайн панели Ford Focus был разработан в 2008–2009 годах; конечно, мы попытались ее «причесать», сделать менее загруженной, также мы старались разбавить ее материалами, более соответствующими новому времени. При разработке интерьера многое упирается в деньги: у меня есть определенный бюджет, за рамки которого я не могу выйти. И это всегда очень трудно. Например, я думаю: «Стоит потратить еще пару долларов», — но у меня их просто нет. Тогда я иду на компромисс: решаю использовать, например, меньше строчек, зато беру кожу более высокого качества. Всегда приходится искать баланс, торговаться, как на базаре».

Статья в тему:  Экскурсия на автозавод Aston Martin: Отчет

Почему же одни автомобили выглядят круто, а другие нет

Эрнесто Рупар: «Мой бывший босс говорил, что есть три главные вещи в автомобильном дизайне: пропорции, пропорции и пропорции. Они могут быть плохими, если, например, перед или зад машины слишком длинный. Важную роль играют колеса — они должны быть пропорциональны общему объему. Конечно, важна и форма кузова. Предыдущие модели Ford Focus были более плоские, без особых изгибов, — не такие интересные. Капот раньше казался плоским, также боковые стекла у Focus, как и у всех современных машин, стали уже. Мы можем заставить машину выглядеть круче — опустить ее, а можем, наоборот, приподнять посадку, как у внедорожника».

«Одна из аксиом автомобильного дизайна состоит в том, что колеса автомобиля должны быть выделены визуально, чтобы весь объем опирался на них, — это то, что связывает машину с землей. Чем крепче эта опора, тем больше к ней доверия. Обратите внимание, что гоночные автомобили всегда выглядят гораздо круче: у них намного более мощные моторы, и для улучшения ходовых качеств машины ставят большие, широко расставленные колеса (в случае переизбытка мощности маленькие колеса будут прокручиваться, к тому же в диск большего диаметра можно установить более эффективные тормоза)».

Эрнесто Рупар: «Конечно, при работе, например, над шоукаром у нас, дизайнеров, полная свобода. Мы делаем все что захотим; над нами нет инженеров — и нет таких жестких рамок по стоимости компонентов. Но я думаю, что на самом деле люди любят смотреть на такие красивые автомобили, но вовсе не обязательно хотят их приобрести. Все предпочитают практичные вещи, которые можно использовать каждый день, соответствуют потребностям и окажутся по карману. Даже если у кого-то есть деньги на концепт-кары и спорткары, их не так охотно покупают. На таких машинах некомфортно просто поехать в отпуск или в магазин, поэтому большинство выбирает что-то попроще».

Почему автомобили почти всегда симметричны?

Почему автомобили создаются симметричными?

За очень редким исключением, как правило, все автомобили симметричны. Примечательно, что такими транспортные средства были с самого начала истории автопромышленности. Некоторые автомобильные компании не раз экспериментировали с асимметрией автомобилей. Типичный пример Nissan Cube, который получился очень и очень странным, и с некоторых ракурсов выглядит ужасно. Так что все автомобильные компании знают, что автомобили должны быть пропорциональны со всех сторон. Но почему же машины симметричны? Ведь, по сути, они не должны быть обязательно симметричны. Но, тем не менее, по факту большинство автомобилей слишком симметричны. Давайте разбираться.

Многие могут подумать, что нам нечего делать, и мы на пустом месте раздуваем из мухи слона. Кто-то даже может сказать, что симметричные автомобили просто выглядят лучше. И мы не будем с этим спорить, поскольку, сколько людей — столько и мнений. Но позвольте задать вопрос: «Почему мы думаем, что симметричные автомобили выглядят лучше?» Ведь симметрия не обязательно означает идеал.

Дело в том, что наш мир производит много других вещей, которые мы не ожидаем увидеть симметричными. Например, в мире немало зданий, одежды и множество других товаров народного потребления, которые не симметричны, но, тем не менее, выглядят они на высшем уровне, и мы воспринимаем их нормально и вполне естественно.

Так почему же мы не хотим, чтобы автомобили были ассиметричны?

К сожалению, затронув этот вопрос, мы узнали, что в мире фактически нет исследований на эту тему, несмотря на явный интерес публики, которой хочется узнать, почему же все автомобили, как правило, симметричны.

Статья в тему:  Jaguar F-Pace стал Автомобилем года в 2017 году

И так, у нас есть своя личная теория, почему с самого начала все транспортные средства придерживаются симметрии.

Вы удивитесь, но скорее всего симметричность автомобилей связана с луной.

А точнее симметричность автомобилей появилась благодаря оптическому эффекту, который называется « лунная иллюзия ».

«Иллюзия Луны» заключается в том, что когда люди видят на горизонте Луну, то им кажется, что ее размеры в несколько раз больше, чем когда спутник земли находится высоко в небе (около зенита).

На самом деле Луна на горизонте реально выглядит намного меньше. Но наш мозг по каким-то причинам делает Луну больше.

Если вы, когда-нибудь, увидев большую Луну на горизонте, пытались сфотографировать ее, то наверняка были разочарованы тем, что в итоге на снимке получилась крошечный спутник земли.

Знайте кто виноват в вашем неудачном снимке? Виноват наш мозг, а не ваш смартфон или фотоаппарат, которому просто не хватило дальности для съемки удаленной луны на горизонте.

Все дело в оптической иллюзии. На самом деле Луна на горизонте удалена от вас намного дальше, чем в случае если она располагается высоко в небе. Просто вам ошибочно кажется, что Луна на горизонте большая.

Несмотря на то, что ученые доказали, что размер Луны на горизонте обманчив, за счет оптической иллюзии до сих пор нет единой теории о том, почему наш мозг увеличивает объекты, расположенные на горизонте или над ним.

Существует масса теорий. Но, тем не менее, ни одна из них пока не доказана.

Также стоит отметить, что в отличие от других оптических эффектов лунная иллюзия происходит сугубо внутри нашего мозга.

Соответственно, чтобы узнать причину нужно узнать процесс, который происходит в мозге при обзоре объектов расположенных близко к горизонту. К сожалению, точно установить причину «лунной иллюзии» в настоящий момент не представляется возможным.

Но есть одна теория происхождения «лунной иллюзии», которая кажется самой убедительной. Речь идет о теории относительного размера и другой более правдоподобной версии.

Вот выдержка из Википедии:

«По теории относительного размера воспринимаемый размер зависит не только от размера на сетчатке, но и от размеров остальных объектов в поле зрения, которые мы наблюдаем одновременно. При наблюдении Луны близко к горизонту мы видим не только Луну, но и другие объекты, на фоне которых спутник Земли кажется больше, чем есть на самом деле. Когда же Луна находится в небе, бескрайние просторы неба заставляют её выглядеть меньше»

Эту теорию может проверить каждый. Например, если вы вынесите из дома на улицу кухонный стол и поставите его на поляну с деревьями, то он будет выглядеть гораздо меньше рядом с большим пространством и большими объектами, чем в вашей кухне.

Но почему так происходит? Эта же теория не отвечает на вопрос, почему мы видим большую Луну на горизонте, несмотря на то, что ее размеры на самом деле меньше.

Скорее всего, это психический эффект в нашем мозге который наблюдается при некоторых заболеваниях. Речь идет о микропсии и макропсии. Это заболевание также называется «синдром Алисы в стране чудес».

При этом заболевании человек либо видит окружающие его предметы слишком маленькими (как игрушечными). То есть, многие предметы в глазах человека выглядят гораздо меньше их фактического размера. Это заболевание называется микропсия.

Статья в тему:  Немецкие власти предлагают устанавливать черный ящик на полуавтономные автомобили

Другое психическое заболевание, получившие название макропсия, дает обратный эффект, при котором люди видят предметы в увеличенных размерах.

Так что же получается, все мы, когда видим Луну на горизонте больше своих реальных размеров болеем психическим заболеванием, которое называется макропсия?

Конечно, нет. Ведь, что при микропсии, что при макропсии, люди видят неправильные размеры предметов фактически постоянно.

Но лунная иллюзия основана, скорее всего, на тех же процессах в мозгу, которые происходят при макропсии.

Например, есть правдоподобная теория, которая говорит о том, что когда мы видим объект на горизонте, то глазной нерв начинает реагировать особым образом, заставляя мышцы глаз фокусировать зрение на предмете нашего обзора, отделяя его от окружающего мира. В результате наши глаза, выделив объект на горизонте от других объектов, получают меньше сигналов от постороннего пейзажа.

В итоге наш мозг увеличивает предмет в размерах, на котором сфокусировалось зрение, заведомо уменьшив в размерах окружающий пейзаж. Считается, что таким образом наш мозг заставляет нас фокусировать внимание на опасных объектах, а также для того чтобы эти объекты были вовремя обнаружены.

В целом для нашей статьи не важны другие специфические моменты этой теории. Но ясно одно, что наш мозг, получая информацию об объектах на горизонте, начинает увеличивать предметы, на которых сфокусировалось зрение. Почему же мозг работает именно таким образом?

Скорее всего, ответ отправляет нас во времена, когда мы были охотниками и чтобы выжить целыми днями и ночами искали пищу для пропитания, а также постоянно прятались и защищались от хищников.

Дело в том, что наш мозг это как операционная система компьютера или смартфона, которая разрабатывалась миллионы лет при эволюции млекопитающих. Большая часть жизни млекопитающих миллионы лет проходила на улице, которая была связана либо с бегством от хищников, чтобы не быть съеденными, либо связана с постоянным поиском пищи, чтобы не умереть с голоду.

В результате за миллионы лет наш мозг запомнил самые важные вещи в жизни: животные, растения, скалы, пейзаж и т.д. и научился категоризировать объекты окружающего мира с целью их идентификации по мере опасности.

Так что, скорее всего, наш мозг, увеличивая объекты на горизонте, использует древнюю функцию, которая позволяет остаться в живых, в случае приближения хищника или издалека заметить добычу, чтобы не остаться голодным.

Самое интересное, что наш мозг за миллионы лет знает, что объекты окружающего пейзажа не представляют опасность и поэтому, как правило, не фокусирует зрение на них, в случае изучения горизонта. Но как только на горизонте появляется другой объект, наш мозг мгновенно (мы даже этого не осознаем) увеличивает в размерах его, чтобы мы могли вовремя его заметить и успеть предпринять меры.

Да, в современном обществе мы больше не живем в дикой природе и не гоняемся весь день за добычей, чтобы утолить голод, а также как правило, не прячемся от хищников. Но это не означает, что наш мозг не использует базовые средства своих функций, которые сложились за миллионы лет эволюции.

На самом деле наш мозг работает точно также, как и на протяжении тысячелетий.

То есть, наш мозг на подсознательном уровне выполняет все те же функции, как и в те времена, когда все человечество занималось охотой, чтобы выжить и пряталось от хищников.

Но наш мозг эволюционирует и в наши дни. Он продолжает запоминать различные объекты окружающего мира, категоризируя их на опасные и безопасные объекты.

Статья в тему:  Водитель Toyota Land Cruiser спас заправку от горящего автомобиля

Например, здания, скорее всего, наш мозг воспринимает как особенность ландшафта. Вертикальные структуры, такие как телефонные столбы, вышки сотовой связи и линии электропередач наш мозг, скорее всего, воспринимает как растительность. А интересно как же наш мозг воспринимает автомобили?

Вероятнее всего автомобили в нашем мозгу получили категорию животных. То есть наш мозг возможно воспринимает транспортные средства в качестве животных.

Нет, мы не говорим о том, что человек считает автомобили животными. Но вероятнее всего некоторые базовые отделы нашего мозга вероятнее классифицируют движущиеся транспортные средства в ту же категорию, как 6000 лет назад мозг древних людей воспринимал зубра, носорога или любое другое большое животное. В итоге на подсознательном уровне, сами того не осознавая, мы ожидаем от автомобилей опасности.

Но почему же наш мозг возможно на подсознательном уровне относит автомобили к животным? Ведь внешний вид машин не похож на животных. Все дело в том, что наш мозг за миллионы лет привык, что почти все позвоночные животные симметричны. То есть обе стороны у животных одинаковы.

В итоге мы ожидаем от автомобилей также симметричности. Именно поэтому если автомобиль будет несимметричен, мы будем в недоумении.

Ведь в таком случае наш мозг не сможет категоризировать объект во внешней среде, и тогда неизвестно, как мы будем воспринимать автомобиль.

Вот почему дизайнеры и конструкторы изначально начали создавать симметричные автомобили. Ведь иначе мы бы реагировали на несимметричные автомобили с большой тревогой и вряд ли нам захотелось бы их приобретать.

Например, если немного отклониться от идеальной симметрии автомобиля (даже на немного, допустим сместив значок логотипа или же незначительно сместить колесную базу или оптику автомобиля), то мы сразу заметим, что одна сторона заметно отличается от другой. В итоге наш мозг быстро отреагирует на асимметрию тревогой, так как такого рода асимметрия в животном царстве прямо говорит либо об отвратительном уродстве или травме (или о том и другом).

Но почему же многие асимметричные здания мы воспринимаем, как красивые строения и у нас не появляется отвращение или тревога? Как мы уже сказали, наш мозг за миллионы лет эволюции научился категоризировать окружающий мир. В итоге, по всей видимости, здания и любые строения воспринимаются нашим мозгом как особенность окружающего ландшафта.

А так как в природе ландшафт часто асимметричен, чем симметричен, то наш мозг категоризирует здания как ландшафт, воспринимая асимметрию строений, как вполне естественную форму в природе.

Но так как наш мозг воспринимает автомобили как животных, то когда мы видим ассиметричный автомобиль, то у нас появляется чувство отвращения и т.п. Примечательно, что мы даже не осознаем почему нам не нравится ассиметричный автомобиль. Мы чувствуем это на подсознательном уровне.

Вот почему с самого начала истории автопромышленности мы почти никогда не видели в производстве ассиметричные автомобили. Особенно если смотреть на переднюю часть машины, которую человек воспринимает на подсознательном уровне как «голову» животного.

Заметьте, что конструкторы и дизайнеры даже не пытались создать ассиметричные автомобили. Ведь дизайнеры и другие разработчики автомобилей такие же люди, как и мы с вами, и они на подсознательном уровне видят, что асимметрия автомобиля приводит к необычному восприятию дизайна, которое связано с большой тревогой и отвращением.

Хотим отметить, что это опять же все теория и у нас нет реальных доказательств того, что именно так все и происходит. Вся теория, описанная в нашем материале, основана на базовых знаниях антропологии начальных курсов института, а также на основе «лунной иллюзии».

Статья в тему:  Вот в каких случаях можно вернуть автомобиль в салон

Вполне возможно, что мы любим симметричные автомобили совершенно по другой причине.

Если у вас есть об этом какие-либо мысли, то предлагаем вам поделиться ими с нами и нашими читателями в комментариях ниже. Ведь вполне возможно наша теория может быть и ошибочна. А вы как считаете?

Информационное издание: Новости гаи, дтп, штрафы пдд, ГИБДД, Экзамен ПДД онлайн. Техосмотр

Симметричность

Симметричность может означать:
Симметрический многочлен
Симметричная функция от нескольких переменных
Симметрия
Симметричная операция от нескольких операндов
в линейной алгебре: Симметричный тензор
Симметричная матрица
в математической логике: Симметричное отношение

Симметричные криптосистемы также симметричное шифрование, симметричные шифры англ. symmetric — key algorithm — способ шифрования, в котором для шифрования
Симметричная многопроцессорность англ. Symmetric Multiprocessing, сокращённо SMP — архитектура многопроцессорных компьютеров, в которой два или более
В математике и теоретической физике тензор называется симметричным по двум индексам i и j, если он не меняется при перестановке этих индексов: T i j
В теории категорий, симметричная моноидальная категория — это моноидальная категория, в которой операция тензорного произведения настолько коммутативна
Симметричная система — шахматный дебют, разновидность отказанного ферзевого гамбита. Начинается ходами: 1. d2 — d4 d7 — d5 2. c2 — c4 c7 — c5. Впервые дебют
Двусторонне — симметричные или билатеральные, или билатерии лат. Bilateria — таксон, включающий настоящих многоклеточных животных, характеризующихся
Симметричной Симметрической называют квадратную матрицу, элементы которой симметричны относительно главной диагонали. Более формально, симметричной
Симметричный граф или транзитивный относительно дуг граф — граф G, для любых двух пар смежных вершин которого u1 — v1 и u2 — v2 имеется автоморфизм: f :
Двоичный симметричный канал ДСК — это простейший канал связи, на вход которого подаются двоичные символы с предположением, что данные всегда будут передаваться
Симметричные лады в музыке — лады модального типа см. Модальность звукоряд которых образуется делением равномерно темперированной 12 — полутоновой октавы
порядка — симметричность относительно поворотов на произвольный угол вокруг какой — либо оси. симметрия вращения n — го порядка — симметричность относительно
петербургский академик Леонард Эйлер, а позже интересовался Д. И. Менделеев. Симметричность при взвешивании на рычажных весах использовали с древнейших времён

В математике, симметричной булевой функцией называется такая булева функция, значение которой не зависит от перестановки её входных бит, а зависит только
математической логике: Антисимметричное отношение в линейной алгебре: то же, что и кососимметричность в лингвистике: Антисимметрия синтаксиса Симметричность
многогранник, причём сам зоноэдр и его грани всех размерностей центрально симметричны Наличия центров симметрии у всех двумерных граней выпуклого многогранника
существует две разновидности параллелоэдров: параллелограммы и центрально — симметричные шестиугольники. В трёхмерном пространстве существует ровно пять топологических
диаграммы: y 1 1 1 — 1 1 1 — x 1 1 1 На диаграмме хорошо видна симметричность по отношению к главной с наклоном вправо диагонали, т.е. при перемене
эти методы делятся, в зависимости от структуры используемых ключей, на симметричные методы и асимметричные методы. Кроме того, методы шифрования могут обладать
Полинейропатия — односторонний или двухсторонний степпаж, продолжительность и симметричность зависят от причины полинейропатии. Medline Plus Med Terms GP Notebook
Секретные Симметричные ключи — ключи, используемые в симметричных алгоритмах шифрование, выработка кодов аутентичности Главное свойство симметричных ключей:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector