5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Первая автомобильная навигационная система

Первая автомобильная навигационная система

Автомобильная система навигации доступная с 1981 года.

Глобальная автомобильная система определения местоположения с помощью спутников оказывает водителю незаменимую помощь на дороге. Если Вы потерялись в незнакомой местности, то GPS/Глонасс навигатор укажет Вам ваше местонахождения на местности и подскажет дальнейшую дорогу. Вопреки распространённому мнению, что автомобильная навигация стала появляться на машинах только в начале 90-х годов не вполне верное, самые первые навигационные приборы стали доступны уже вначале 1981 года.

Первый коммерческий автомобильный навигатор носил название Honda Electro Gyro-Cator. Правда стоит здесь отметить, что этот навигатор не использовал у себя сигнал со спутников для определения местоположения автомобиля. Данная система работы прибора была основана на похожей инерциальной системе навигации, которую использовали летчики-истребители во время холодной войны.

Эта инерциальная навигационная система основана на довольно простом принципе работы. Если вы допустим знаете, с какого именно места начали свое движение и как долго находились в пути, а заодно запомнили и знали в каком направление двигались, то не сложно было определить Ваше местоположение без спутников. Если обрабатывать эти сведения в постоянном режиме, то мы действительно получаем реальный навигационный прибор, который может определять Ваше местоположение без использования спутников.

Задача подобного прибора состоит в том, чтобы быть точным и даже на длинных маршрутах. Самое сложное для него — это определить маршрут с отправной точки и в течение всей поездки до конечного маршрута отслеживать маршрут передвижения.

Чтобы сделать прибор более точным компания «Honda» совместно с компаниями «Alpine» и «Stanley Electric» разработала систему, которая была подключена к коробке передач для того чтобы знать, когда автомобиль тронулся и когда он остановился. Аналоговый компьютер таким образом обрабатывал поступающую к ниму информацию. Чтобы знать в каком направлении движется автомобиль, данная система опиралась на данные поступающие из специального прибора, в котором находился газообразный гелий, на который подавалось электричество. По направлению струи гелия система определяла направление транспортного средства. По сути это можно назвать своеобразным гироскопом.

Как же все-таки в данной системе определялось местоположение транспортного средства? Все очень просто друзья. К каждому навигационному прибору поставлялись различные карты нанесенные на специальные пластиковые прозрачные пленки. Садясь в машину, вы должны были отметить на ней начальную точку маршрута (ваше текущее местоположение) и вставить карту в навигационный прибор.

Конечно, эта самая система не предлагала водителю маршруты объезда и не подсказывала на каком повороте Вам необходимо повернуть. Но это все-таки лучше, чем ничего. Чтобы определить, точно ли соответствует данная карта Вашему текущему местоположению, нужно было предварительно проехать примерно 1 — 2 километра пути, чтобы увидеть на карте ваш пройденный путь. Если ваш путь (маршрут) точно соответствовал нужной дороге на карте, то это означало для вас, что карта точно совпала с начальной точкой маршрута. Если нет, то необходимо было скорректировать начальную точку отправления.

В начале 80-х годов навигационное оборудование было монохромным. Вы можете ниже на видео-ролике посмотреть, как работала первая коммерческая навигационная система в автомобиле. Действительно, пользоваться ей было достаточно просто и интуитивно понятно.

Кроме всего, на что следует обратить внимание, так это то, что пользоваться этой старой системой было намного проще, чем сегодняшним современным автомобильным навигационным оборудованием.

Статья в тему:  Новое приложение «Автодруг» поможет защитить свой автомобиль от эвакуации

Компания «Хонда» не сообщает сколько всего было продано таких приборов для автомобилей. Известно только одно, что несмотря на полезность и практичность этого оборудования, в то время прибор не пользовался особой популярностью. Причина была в цене. Так, например, в качестве опции эта навигационная система предлагалась по цене 7000 тыс. долларов США, что очень дорого даже сейчас в наше время.

Штатная автомобильная навигация – история и перспективы

Проблемы навигации волновали человека испокон веков. Долгое время для точного позиционирования в пространстве служили лишь солнце да звезды, и ориентироваться по ним мог далеко не каждый. Все изменилось с началом космической эры, и теперь практически у каждого есть свой навигатор, как в смартфоне, так и в автомобиле. О штатных автомобильных навигационных системах и поговорим.

НЕМНОГО О КОСМОСЕ

Как вы думаете, сколько сегодня спутников находится на орбите, чтобы обеспечить работу навигационных систем? Ответ: на орбите Земли сегодня действует 90 навигационных спутников и планируется, что всего их будет 132. Пока преобладают американские спутники GPS – их 32. Оно и понятно, ведь именно американцы стали родоначальниками навигации по спутникам и развивают свою сеть аж с 1974 года, в связи с чем сегодня практически все навигационные системы в первую очередь взаимодействуют именно с ними. Точность позиционирования по ним довольно велика, что обеспечивает необходимую привязку к местности. Впрочем, есть у этой системы и один недостаток. Дело в том, что в первую очередь GPS создавалась как система для военных, поэтому при определенных условиях доступ к ним может быть прекращен одной лишь командой с военной базы Шривер. Именно это и сподвигло другие страны обзавестись своими спутниками.

Следующей по мощности группировки спутников пока считается Россия. Запуск системы был осуществлен в 1993 году, и на сегодня спутниковая система ГЛОНАСС насчитывает 24 действующих спутника, что подтолкнуло производителей автомобильных навигационных систем работать и с ними. Спутники ГЛОНАСС также принадлежат Министерству обороны, и если что…

На третьем месте сегодня система Beidou. Несмотря на то, что она была запущена в 2000 году, сейчас китайцы уже используют 20 спутников, а всего их будет 35, и тогда она, как и GPS и ГЛОНАСС, будет признана глобальной. Кстати, китайская Beidou активно сотрудничает с российской ГЛОНАСС.

Четвертой по количеству спутников можно считать европейскую систему Galileo. Пока на орбите находится 10 спутников, однако планируется, что к концу 2020 года их будет 30. Особенность системы в том, что она будет способна обеспечивать недоступную пока на сегодня точность позиционирования до 10 см, правда только над Европой.

Не хочет упускать свои выгоды от использования спутников и Индия. Сегодня на орбите висит 4 их спутника. В ближайшей перспективе они планируют подвесить еще 3, и тогда IRNSS обеспечит довольно качественное позиционирование над Индией, Пакистаном и Афганистаном.

А позади планеты всей плетутся японцы со своей QZSS. Пока на орбите висит 1 спутник, до конца 2017 года их должно стать 4. Основной их задачей будет обеспечение работоспособности мобильных приложений и мониторинг транспорта в азиатском регионе.

Статья в тему:  Десятка лучших автомобильных двигателей в мире

ВЕРНЕМСЯ НА ЗЕМЛЮ

Если говорить о навигационных системах для автомобилей, то они появились, как ни странно, еще задолго до того, как человек услышал сигнал от первого спутника земли. Первый автомобильный навигатор датируется 1930 годом.

В некое устройство, отдаленно напоминающее сегодняшние навигаторы, загружался рулон с картами соответствующей местности, и посредством механического привода от колес он прокручивался пропорционально скорости автомобиля, показывая тем самым на экране место пребывания. Доехав до нужного поворота, автолюбитель извлекал уже ненужный рулон и вместо него вставлял следующий, соответствующий направлению движения.

Мороки с ним, конечно, хватало, но именно это устройство от компании Iteravto стало прародителем всех нынешних навигаторов.

Несмотря на то, что в 1981 году на орбите земли уже работало несколько навигационных спутников, все же очередным автомобильным навигационным прибором был не спутниковый навигатор, а гироскопический.

Компания Honda стала первой, предложив свой Gyrocator как опцию. Созданный совместно с компанией Alpine, навигатор вычислял местоположение автомобиля на карте с помощью гироскопических датчиков, продвигая заранее выбранную и установленную карту вверх или вниз и показывая положение автомобиля на мониторе светящейся точкой.

Естественно, каждую карту нужно было предварительно привязать к местности и выставить место своего положения в центре монитора. Стоила эта опция по тем временам чуть ли не четверть цены автомобиля.

НАШЕ ВРЕМЯ

Бумом развития штатных навигационных систем можно считать начало нашего века. Именно с приходом новых технологий удалось существенно снизить стоимость комплектующих для производства приемников спутникового сигнала и тем самым перевести навигационные системы из ранга «не для всех» в ранг «для каждого».

Сегодня похвастать штатной навигационной системой может как автомобиль премиум-класса, так и бюджетная иномарка. Как правило, все системы интегрированы в так называемые мультимедийные комплексы, основной задачей которых изначально было лишь развлечь водителя в дальней дороге музыкой. Позже к ним «прикрутили» возможность проигрывать не только аудио-, но и видеофайлы. Были системы, которые могли похвастать и наличием TV-тюнера. Однако пределом мечтаний была именно навигация, и она пришла. Автопроизводители наперебой нахваливали каждый свою навигационную систему, свойственную именно их бренду.

Кто-то первым показал маршрут с высоты птичьего полета, а кто-то хвастался возможностью отслеживать пробки без интернет-трафика. Тем не менее сегодня тенденция такова, что разработанные под конкретный автомобильный бренд навигационные системы, как бы ни были они хороши или плохи, уходят в прошлое. Зачем выдумывать нечто, если уже есть готовое, решили автопроизводители и все чаще и чаще устанавливают на автомобили навигационные системы, завязанные на программное обеспечение компаний, занимающихся исключительно навигацией. Именно поэтому Navitel, СитиГИД или Garmin сегодня можно встретить как штатную навигационную систему во многих автомобилях. Со временем автолюбители все чаще стали отдавать предпочтение интерактивным навигационным системам, таким как «Яндекс навигатор» или «Гугл мэпс». Оно и понятно: актуальные карты и постоянный мониторинг трафика очень облегчают жизнь автолюбителям, особенно в мегаполисах. А зачем тогда предварительно ставить навигационные системы в автомобиль, если они есть почитай у каждого в кармане в виде предустановленного софта на смартфоне? Об этом же задумались и автопроизводители и придумали нечто, позволяющее без труда контролировать приложения со смартфонов непосредственно на мониторе штатной автомобильной мультимедиасистемы.

Статья в тему:  Краш- тест Volkswagen Eos (2007- 2013), боковой удар

APPLE CARPLAY, ANDROID AUTO И MIRRORLINK

Большинство сегодняшних смартфонов работают под управлением операционных систем Android и iOS. Именно с ними и решили подружить автопроизводители свои мультимедийные устройства. В итоге уже появились автомобили, поддерживающие возможность переносить на экраны штатных систем автомобилей «зеркала» экранов смартфона со всеми вытекающими из этого приятными последствиями. Какими? Во-первых, теперь нет необходимости привыкать к работе той или иной навигационной системы. «Яндекс карты», Google Maps, Navitel или СитиГИД в полном объеме отражаются на экране штатного монитора. Маршрут можно проложить, будучи еще дома или на работе, а позже воспользоваться им, как только вы сконнектите смартфон с автомобилем. Во-вторых, помимо работы с привычными встроенными навигационными системами, вы можете, также не отрываясь от руля, пользоваться и иными приложениями, будь то телефонная книга и СМС. Или, к примеру, просматривать комментарии к вашим постам в соцсетях. Да мало ли что еще можно делать со смартфона – он ваше все, и это все теперь доступно на большом и удобном экране.

Именно благодаря системам Apple CarPlay и Android Auto это отчасти стало возможно. Но почему отчасти? Дело в том, что пока признать эти системы работающими на все сто процентов нельзя. Не все функции доступны, а те, что есть, работают не так, как хотелось бы в идеале.

Куда больших успехов на этом поприще достигла компания MirrorLink, но штатно она ставится далеко не в каждый автомобиль. Да и не каждый смартфон готов работать с этой системой – придется покупать именно ту модель, которая поддерживает это сопряжение.

И все же, так или иначе, но именно за такими системами будущее, и очень хорошо, что автопроизводители это понимают. Осталось придумать такую систему, которая не позволит вам забыть смартфон дома или на работе. В противном случае останетесь и без навигации, и без музыки, и без соцсетей. А последнее для кого-то может быть смерти подобно.

История навигаторов

Когда-то люди ориентировались по звездам. Сейчас все гораздо проще — достаточно достать из кармана телефон, вбить в яндекс.карты нужный адрес и они проложат маршрут. Или включить навигатор в авто. Или посмотреть на «умные часы» — способов много. Но знали ли вы, как выглядели первые навигаторы? В посте — краткая история навигаторов: от механического наручного устройства до проекторов в шлеме.

Первые шаги

Первый навигатор появился в 1920 году. В комплекте к устройству Plus Fours Routefinder, похожему на часы, шли карты. Крутить их нужно было вручную.

Нужно было добавить это устройство в Историю умных часов. Ведь пройдет всего 90 лет, и функцию навигатора будут выполнять часы вроде Pebble.

Навигатор следующего поколения, Iter-Auto, появился в 1930-м. Основные его отличия от Plus Fours Routefinder состояли в автоматическом прокручивании карты — при этом скорость, с которой механизм это делал, зависела от скорости автомобиля. Но стоило свернуть с дороги — как водителю приходилось доставать карты, искать нужную, устанавливать её в навигатор и искать своё текущее местоположение.

General Motors в 1966 году выпустила «Driver Aid Information and Routing». Система была призвана ассистировать водителя и брать на себя часть функций водителя, чтобы он мог сосредоточиться, собственно, на вождении. Среди полезных функций — возможность позвонить по радиотелефону в аварийную или справочную службы. Пресс-релиз от 1 февраля 1967 года. В качестве носителей информации использовались перфорированные карты: по ним навигатор ориентировался и сообщал об ограничении скорости, направлении и других важных факторах.

Статья в тему:  Ожидаемая премьера Range Rover & Range Rover Sport на автосалоне в Париже 2014

В космос!

В 1957 году в Советском Союзе отправили в космос первый искусственный спутник Земли. Американские учёные при этом наблюдали сигнал, исходящий от спутника и обнаружили, что благодаря эффекту Доплера частота принимаемого сигнала увеличивается при приближении спутника и уменьшается при отдалении. Поэтому, зная свои координаты, можно выяснить положение и скорость спутника, и, зная положение спутника, можно определить собственную скорость и координаты. Технология глобальной спутниковой навигации: какие бывают системы, параметры и функции.

В 1974 году идея спутниковой навигации была реализована, и в США запустили первый из 24 GPS-спутников, необходимых для покрытия всей Земли. Последний из них запустили в 1994 году. На данный момент этих спутников 32. Как видны спутники из одной точки:

Этот спутник не запустили, он в музее в Сан-Диего.

Официально систему ГЛОНАСС начали разрабатывать в СССР в 1976 году, но только в 1984 запустили первые два спутника. На фото — спутник ГЛОНАСС второго поколения. Для полного покрытия Земли также требуется 24 спутника.

Для военных и гражданских

Первый GPS-приёмник, разработанный для вооруженных сил США, был двухместным и с колёсами. Весил около 122 килограммов. В 1983 году было принято решение о создании гражданской системы GPS — после того, как сбили пролетающий над СССР самолёт компании Korean Airline.

В 1985 в США уже появляется первый массовый навигатор — The Etak Navigator. Изображение на дисплее — приятного зелёного цвета. Музыку и фильмы на нем, конечно, смотреть было нельзя, но со своей работой он справлялся. Карты для него хранились на кассетах.

В 1991 году The Etak Navigator засветился в фильме «Сплошные неприятности» (Nothing But Trouble). В кадре — собственно, он и нога Деми Мур.

Как ГЛОНАСС, так и GPS изначально разрабатывались для военных целей. На фото — часть приборной панели вертолёта Black Hawk с GPS навигатором, начало 1990-х.

Январь или февраль 1991 года, операция «Буря в пустыне». GPS-навигатор, установленный в Хаммере.

Первый приёмник, рассчитанный на работу и с ГЛОНАСС, и с GPS одновременно, был выпущен в 1995 году компанией Ashtech. Он не был предназначен для массового рынка.

А спустя пять лет на рынке появляется первый смартфон с GPS — это Benefon ESC. Он был доступен массовому потребителю.

Первый смартфон, оборудованный ГЛОНАСС приёмником, поступил в продажу в 2011 году — МТС 945.

Сегодня

На данный момент роль навигатора могут выполнять не только специальные гаджеты, но смартфоны и разнообразные носимые устройства — часы и очки. Например, Google Glass позволяют водителю не отвлекаться от дороги.

Возвращаясь к часам — приложение для Pebble позволяет отображать подсказки о том, куда дальше ехать, прямо на наручных часах. Это один из 10 вариантов применения этого гаджета. Работают они совместно с запущенным на смартфоне приложением.

Штатными навигаторами часто оснащают автомобили прямо на заводе — даже российские производители авто это делают.

Статья в тему:  Видео краш- тестов Hyundai Accent

Но гораздо интереснее, конечно, устройства, приобретаемые дополнительно. Например, навигатор Garmin HUD оснащен проектором — водитель видит направление следующего поворота в виде стрелки на лобовом стекле автомобиля. Устройство синхронизируется со смартфоном на iOS или Android и использует запущенное на нем программное обеспечение. И получает пробки с него через Bluetooth.

Мотоциклисты тоже пользуются навигаторами, что сопряжено с рядом неудобств: во время вождения в шлеме не очень удобно наклонять голову к навигатору — это раз, приходится останавливаться, чтобы вбить адрес — это два. Поэтому среди носимых устройств с навигацией можно отметить мотоциклетный шлем NUVIZ — он нужен для того, чтобы повысить безопасность. Проект уже получил достаточную сумму на Kickstarter.

Программное обеспечение девайса позволит даже объехать непогоду, что для двухколесного транспорта является ощутимым бонусом.

В России подобный проект разрабатывается уже пять лет — это LiveMap для байкеров, мотоциклетный шлем с GPS навигатором. Сейчас можно сделать предзаказ на сайте — за 1500 долларов, а когда он появится в продаже — цена составит уже 2000.

Эволюция автомобильной навигации: от бумажных рулонов и перфокарт до беспилотников

Чем популярнее становились автомобили, тем дальше на них ездили. А в пути, конечно же, без карты не обойтись. Но останавливаться и разворачивать огромные бумажные атласы не всегда удобно, особенно если путь — долгий и изнуряющий. Еще в начале ХХ века британцы придумали наручные часы-навигатор, в которые вставлялся рулон с картами региона. Позже возникла идея установить под дорожное покрытие сотни магнитов, чтобы координировать движение. На появление первых спутниковых карт и бортовых систем потребовалось более полувека. Сейчас навигатор уже не является чем-то особенным или просто картой. Алгоритмы не только строят маршруты, но и подбирают интересные места и рассказывают о них водителю. Коммерческий директор AO «Навиком» Евгений Добринин рассказал историю о том, как изменялись системы автомобильной навигации и как обычные бумажные карты превратились в сложные гаджеты.

Читайте «Хайтек» в

Рулоны с картами и наручные часы

Первая половина XX века подарила нам первые навигаторы. Без GPS и голосовых подсказок, с небольшим набором карт они были скорее экспериментом, чем действительно полезной вещью, но всё же работали. И вдохновляли других разработчиков.

В 1920-х на рынке появился наручный навигатор The Plus Fours Routefinder. Это британское изобретение выглядело как наручные часы, только вместо циферблата и стрелок там была карта. В основе работы лежал очень простой принцип: карты были свернуты в рулон, прокручивать их приходилось вручную. Набор рулонов продавался в комплекте с навигатором, они охватывали основные автомобильные дороги Англии. Все крупные перекрестки были пронумерованы, чтобы водителю было легче заменить рулон, если предстояло куда-то свернуть. Также на этих картах было указано расстояние от одной точки маршрута до другой, а в конце стояло слово «Стоп».

В 1930 году предположительно в Италии был представлен первый автомобильный навигатор Iter Avto. В механическое устройство надо было вставить рулон с картой местности. Во время поездки она автоматически прокручивалась со скоростью, пропорциональной скорости движения автомобиля, потому что навигатор соединялся со спидометром специальным тросиком. Благодаря этому Iter Avto довольно точно показывал положение машины на местности. Если водитель сворачивал с дороги, то нужно было, как и в случае с Plus Fours Routefinder, заменить рулон с картой и найти на ней нужный перекресток.

Статья в тему:  Видео краш- тестов Skoda Rapid (2012)

Предвестники спутниковых систем: магниты, маячки и трансмиттеры

Автомобильный бум 60–70-х запустил первые исследовательские программы: люди пытались создать устройство, способное самостоятельно обнаруживать автомобиль на местности, а также анализировать дорожную ситуацию и учитывать ее при создании маршрута.

В 1966 году американская компания General Motors разработала устройство под названием DAIR — Driver Aid, Information and Routing (с англ. «Помощь, информация и навигация для водителей» — «Хайтек»). Оно, как и его механические предшественники, тоже работало без спутников, поэтому предполагалось, что под дорожное покрытие через каждые 3–5 миль (5–8 км — «Хайтек») будут установлены магниты. Также магниты планировали установить на всех крупных перекрестках. DAIR, взаимодействуя с этими магнитами, должен был с помощью зуммеров и световых индикаторов сообщать о приближении к поворотам и препятствиям. В качестве носителей информации в навигаторе использовались перфокарты. Гаджет предупреждал водителя об ограничениях скорости, о дорожных знаках и об опасностях на дороге: информация об этом выводилась на специальный экран, установленный на приборной панели. Также DAIR был оснащен радиотелефоном, с помощью которого можно было связаться со справочной службой или вызвать помощь.

Из-за плохой масштабируемости DAIR так и не стал массовым устройством. Однако предложенные инженерами General Motors принципы — позиционирование с помощью маяков, связь со спецслужбами — легли в основу современных навигаторов.

В 1973 году японское Агентство промышленной науки и техники предложило разработать систему, которая позволяла бы регулировать плотность автомобильного потока за счет перенаправления части трафика в объезд наиболее загруженных точек. Среди множества предложенных на конкурс проектов был выбран вариант компании Toyota — Comprehensive Automobile Traffic Control System (CACS). Он предполагал установку системы контроля на улицах городов и трансмиттеров в автомобилях. Вся информация о трафике собиралась и обрабатывалась компьютерами в контрольном центре. Благодаря этому обеспечивалась бы как односторонняя, так и двусторонняя связь, и система могла бы направлять транспортные средства по наиболее оптимальным маршрутам. Информацию водители получали с помощью специальных дисплеев и по радио. Первые испытания прошли в 1975-м, а в 1977 году, после более масштабных испытаний, специальная комиссия признала, что польза от системы перевешивает затраты, связанные с ее установкой, однако в 1979 году проект всё же свернули.

Первые навигаторы и появление GPS

К 80-м стало очевидно, что использование систем автомобильной навигации, агрегирующих информацию в контрольных пунктах и позиционирующих транспортные средства в пространстве с помощью специально установленных маяков, нерентабельно. Такие системы требовали больших материальных вложений, плохо масштабировались и практически не работали за пределами городов. Поэтому на первый план снова вышли автономные навигаторы.

В 1981 году японская компания Honda запатентовала в США первый коммерческий навигационный прибор для автомобиля — Electro Gyrocator. В нем использовался принцип инерциальной навигации: специальный датчик с газообразным гелием определял направление движения автомобиля, как гироскоп. Информацию о начале движения и об остановке Electro Gyrocator получал от коробки передач. Все данные обрабатывались аналоговым компьютером. В комплекте с прибором шел набор карт на прозрачной пленке. Перед началом движения водитель должен был выбрать карту, найти на ней начальную точку маршрута и вставить пленку в специальный отсек перед шестидюймовым кинескопным монитором. Перемещения автомобиля на этом экране показывала светящаяся точка. Устройство было очень дорогим, поэтому распространения не получило.

Статья в тему:  Что делать если автомобиль сломался на шоссе

А в 1985 году американская компания Etak представила свой навигатор. Он умел определять положение автомобиля с помощью электронного компаса и специальных датчиков, крепившихся к неведущим колесам. Оцифрованные карты хранились на кассетах, которые можно было легко заменить во время движения. Информация выводилась на черно-зеленый векторный экран. Компания сама разработала всё техническое оборудование с нуля, и хотя проект не стал коммерчески успешным, наработки Etak впоследствии активно использовались в других проектах.

За несколько лет до этого, в 1983 году, после того как Советский Союз сбил вторгшийся в его воздушное пространство «Боинг» «Корейских авиалиний» (пилоты были дезориентированы), президент США Рональд Рейган разрешил использование системы GPS в гражданских целях во всем мире. Поначалу точность системы для гражданских потребителей была намеренно уменьшена, однако и такое не очень точное позиционирование повлияло на дальнейшую историю развития автомобильных навигаторов. Параллельно велись поиски нового носителя для карт.

Так, уже в 1987 Toyota выпустила на рынок навигатор, карты к которому были записаны на CD. Устройство было установлено на модель Toyota Crown, отдельно приобрести его было нельзя.

В 1990 году Mazda представила миру первый GPS-навигатор. Им были оснащены автомобили четвертого поколения Eunos Cosmo. Это, как и у Toyota, было встроенное устройство.

Toyota к 1992 году разработала еще одну новинку — навигатор с голосовыми подсказками. Он был установлен на Toyota Celsior.

В 1994 году GPS-навигаторы появляются и на европейском рынке. BMW и Phillips представляют совместно разработанное устройство в числе опций 7-Series в кузове E38. Навигатор оснащен цветным дисплеем.

Через год, в 1995-м, GPS-навигаторы выходят и на американский рынок. Устройство с поэтичным названием GuideStar — «Путеводная звезда» — было установлено в некоторые модели Oldsmobile.

В этом же году японская Acura представила навигатор с картами на жестком диске.

Спустя два года, в 1997-м, японская компания Alpine представила свою версию мультимедийного устройства Alpine CVA-1005 со встроенным GPS-навигатором. Устройство можно было установить на любой автомобиль, а карты к навигатору записывались на CD. Каждый диск, несмотря на большой для того времени объем хранимой информации, покрывал небольшую площадь — например, всего несколько штатов.

В 1998 году компания Garmin выпустила Street Pilot, первый портативный автомобильный навигатор с монохромным экраном и предзагруженными картами. Устройство можно было закрепить на панели или на лобовом стекле. Чуть позже появилась улучшенная версия — с цветным дисплеем.

Появление ГЛОНАСС и Google Карт

2000 год запомнился тем, что Билл Клинтон отменил ограничения, которые накладывались на использование GPS в гражданских целях. На рынке навигаторов тем временем продолжались поиски оптимального носителя информации, а также дополнительных преимуществ, которые привлекли бы клиентов к продукции конкретного производителя.

В 2006 году навигаторы выходят на российский рынок. Первой компанией, предложившей эти устройства для нашей страны, стала BMW, выпустившая на CD карты Москвы и Подмосковья. Правда, они были не очень подробными, и вместо русского в них использовалась транслитерация.

Статья в тему:  Имеют ли детские автокресла срок годности?

Через год, в 2007-м, на рынке появился первый гражданский навигатор, поддерживающий и американскую GPS, и российскую ГЛОНАСС. Это был российский Glospace.

Примерно тогда же Toyota предпринимает попытку решить проблему недостаточно оперативного обновления карт и предлагает японскому рынку Map on Demand — обновление карт по запросу пользователя с помощью домашнего интернета. Японцы получили возможность легко и быстро загружать свежие карты в свои устройства.

А уже в 2008 году Toyota представила первые навигационные системы, связанные с системой помощи при торможении и с работой адаптивной подвески. Они подсказывали водителю, когда следует тормозить, основываясь на данных карт, а также регулировали подвеску.

Второе десятилетие XXI века в сфере автомобильной навигации принесло новые коллаборации, а также попытки интегрировать навигаторы в системы, прежде никак с ними не связанные.

Так, в 2011 году компания Audi представила навигационный модуль с картами Google, которые загружались из интернета. У водителей появилась возможность выбрать способ представления информации на дисплее. Они больше не были ограничены схематичным изображением местности.

В 2013 году компания Mercedes-Benz объявила о заключении соглашения с Garmin. Вместе они разработали навигационную систему, полностью интегрированную в информационно-развлекательный модуль автомобиля. Первой была представлена двухдисплейная бортовая система Garmin с трехмерными картами. Она устанавливалась в S-Class Coupe. А в CLA Coupe к системе навигации можно было подключать смарт-часы Vivoactive от Garmin, они постоянно отслеживали пульс водителя и оценивали его состояние.

Эти разработки позволили Mercedes-Benz в 2019 году представить функцию управления комфортом ENERGIZING: она с помощью музыки, света и других систем, отвечающих за комфорт в автомобиле, улучшает качество поездки. А если к этой системе подключить часы Mercedes-Benz Vívoactive 3 или другое совместимое устройство Garmin, то ENERGIZING подскажет, какую программу лучше выбрать, оценив личные показатели водителя, такие как уровень стресса или качество сна.

Компания Jaguar в 2014 году представила систему дополненной реальности Follow-me Ghost Car Navigation, которая проецирует на лобовое стекло различную информацию, необходимую для водителя, а также силуэт «машины-призрака» — она показывает, куда нужно ехать. Водителю достаточно следовать за ней, чтобы добраться до пункта назначения.

Эксперты полагают, что создатели систем навигации постараются создать беспилотники. И когда управление возьмет на себя техника, развитие навигаторов выйдет на новый виток: в этих системах будет расти количество и качество infotainment-функций.

По данным консультантов PWC, уже к 2021 году сегмент infotainment станет третьим по своему потенциалу — после обеспечения безопасности и поддержки автономного вождения — с оценочным объемом 13,4 млрд евро. Скорее всего, по мере развития беспилотных технологий решения в области connected cars и навигации станут более разнообразными. Верны ли прогнозы экспертов? Узнаем совсем скоро.

Автомобильные навигаторы доспутниковой эпохи

24 августа 2018

Современные навигационные системы автомобилей могут быть как интегрированы в приборную панель, так и быть в виде отдельного приложения для мобильного устройства. Они работают благодаря применению технологиям передачи данных и получения координат со спутников GPS или Глонас, которые стали активно использоваться в середине 90-х годов прошлого века. Несмотря на то, что первая спутниковая геолокационная сеть появилась в 60-е годы, производство автоматизированных автомобильных навигационных систем началось еще раньше. И технологии, которые в них применялись до сих пор летают в космосе.

Статья в тему:  Десять самых нелепых дизайнерских решений в автомобилях

Iter-Auto — первый общедоступный навигатор итальянского происхождения Бумажная карта для Iter-Auto

Первым автоматизированным навигатором принято считать устройство Iter-Auto, производимое итальянской компанией с 1930-х годов в Риме. Оно предназначалось для установки на приборную панель автомобиля и подключалось к спидометру. Во внутрь навигатора устанавливались бумажные свитки с картами и маршрутами, которые прокручивались во время движения автомобиля пропорционально пройдённому расстоянию. Карты, помимо самих маршрутов, имели оповещения о дорожных препятствиях, таких как мосты и развязки, а также объектах, полезных в поездках – заправки, отели, кафе, то что мы привыкли видеть в современных цифровых аналогах.

Однако, даже Iter-Auto не был первопроходцем в мире навигации. Патент США, зарегистрированный в 1921 году Джоном Дж. Бови, описывает навигационную систему, которая устанавливается на приборную панель автомобиля и использует карты, напечатанные на свитках.

Чертежи из патента Джона Дж. Бови 1921 года

Несколько лет спустя, а именно в 1927 году, британская фирма изготовила индикатор движения «Plus Four», который применил описанную в патенте технологию. Это был прадедушка современных «умных» часов с установленными на них картами Google Maps. В комплекте к устройству прилагались свитки с популярными туристическими маршрутами по всей Великобритании, а также свиток для занесения результатов игры в гольф, так что этот раритетный гаджет имел даже несколько «приложений». Для того чтобы передвигаться по маршруту, водителю необходимо было крутить четные ручки синхронно с движением, а в случае съезда с маршрута останавливаться и менять свиток. В свое время прибор стоил 5 фунтов стерлингов, что эквивалентно 45-50 фунтов в настоящее время.

Индикатор движения «Plus Four» — первый наручный навигатор Бумажный свиток с картой для навигатора «Plus Four»

Ключевой особенностью Iter-Auto был уровень автоматизации, ведь его система подключения тросом к спидометру, могла автоматически перемещать карту во время движения, и это был новый подход к осуществлению навигации. Однако, прибор опередил свое время. В начале 30-х годов не многие могли позволить себе иметь автомобиль, а точность Iter-Auto была довольно груба, по сути устройство работало только по прямым дорогам, и любой неожиданный поворот мог сбить навигацию. В такой ситуации необходимо было загрузить другую карту и точно выставить свое положение. Эти два фактора не позволили первому навигатору завоевать успех на рынке, хотя реклама устройства была очень завлекательной:

«Ярмарка в Милане в этом году представила нам триумф итальянского гения и интеллекта! Техногики и простые любители — все признали и нахваливали практичность и полезность элегантного навигатора Iter-Auto, с которым каждый автолюбитель почувствует необходимость его быстрой и легкой эксплуатации на приборной панели своего автомобиля!»

На долгие годы рынок автомобильных навигаторов прекратил свое развитие, идея объединения телеметрии с физическими картами появилась вновь у компании Honda в 1981 году с выпуском: Honda Electro Gyrocator – непомерно дорогой опции для некоторых моделей компании того времени.

Автоматизированный навигатор Honda Electro Gyrocator с прозрачными картами

Принцип работы прибора заключался в том, что в него вставлялась прозрачная карта местности, изображение которой выводилось на 6-дюймовый монохромный дисплей, а положение автомобиля указывала мигающая точка. С помощью газового гироскопа, установленного в автомобиле, навигатор определял положение автомобиля и перемещал эту точку по загруженной карте. Это был прорыв, по сравнению с прокручиваемыми картами Iter-Auto. В комплекте с устройством поставлялся маркер, с помощью которого водитель мог делать индивидуальные пометки на карте – интерактивность того времени. Прибор весил 9 килограмм, а его стоимость составлял до 25% от общей цены автомобиля!

Статья в тему:  Оригинальные способы освежить воздух в салоне автомобиля

Несколькими годами позже Honda Electro Gyrocator был заменен на Etak Navigator.

Навигатор Etak Navigator с ЭЛТ дисплеем и картами на кассетах

Эта система содержала векторный ЭЛТ дисплей и цифровые карты, хранящиеся на кассетах, но для определения местоположения автомобиля все еще использовалась телеметрия с датчиков колес и компас. Аппаратная начинка навигатора была размером с коробку из-под обуви и размещалась в багажнике автомобиля, на борту были процессор 8088 и 128 КБ памяти. Одной кассеты было достаточно, чтобы ездить в пределах города, для поездок по окрестностям надо было их менять, благо стример располагался в салоне. Чтобы откалибровать систему перед поездкой необходимо было доехать до перекрестка, ввести текущее положение, переехать к другому перекрестку и снова ввести положение – после этого система сопоставит известные ей координаты с информацией, полученной с датчиков колес и компаса. Вот отличная статья о создании Etak Navigator, автор которой занимался его непосредственной разработкой.

Особенностью Etak Navigator была его способность преобразовывать адреса в координаты долготы и широты, и осуществлять активную навигацию воителя к заданному месту. За свою историю Etak Navigator несколько раз менял компанию владельца и некоторое время назад перестал существовать, сама технология в настоящий момент принадлежит TomTom.

Разработкой первых спутниковых навигационных систем занимались многие компании еще до выхода Etak Navigator, в том числе и Ford, предложив концепт Ford Tripmonitor, основанный на спутниковой сети Transit. Это навигатор был представлен в концепте Ford Motor Company Continental Concept 100 в 1983 году, он был частью уникальной системы управления автомобилем, состоящей из девятидюймового ЭЛТ экрана, отображающего 8 цветов, магнитофона, эквалайзера и кнопок управления фарами, стеклоочистителями и другими элементами автомобиля. Благодаря спутникам Transit навигатор определял положения автомобиля с точностью до 400 метров в любой точке мира, что было уникальным для того времени.

Навигатор Ford Tripmonitor работающий со спутниковой сетью Transit

Первым автомобилем, оснащенным навигационной системой с GPS стала Mazda Eunos Cosmo, представленная в 1990 году, а общедоступной данная технология стала с 1995 года, после чего все навигационные системы, основанные на телеметрии, начали исчезать. Позже, такая же участь постигла и автономные спутниковые навигационные устройства. Теперь, для того чтобы добраться из пункта «А» в пункт «Б» мы все чаще используем картографические приложения в своем смартфоне, такие как Google Maps или Яндекс.Карты. Даже автопроизводители активно внедряют современные общедоступные операционные системы для управления всеми мультимедийными функциями своих автомобилей, в том числе навигацией. Это значит, что скоро и садясь за руль вы будете видеть на ЖК-дисплее своего автомобиля знакомое по смартфону приложение с картами и навигацией.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: