0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

От кризиса до кризиса: как изменился авторынок в России за 10 лет

Как изменится авторынок в России через семь лет

Правительство РФ утвердило Стратегию развития автомобильной промышленности до 2025 года. Представляем основные прогнозы о том, какие машины будут покупать чаще, как рынок изменит уберизация и когда на дорогах появятся автомобили-беспилотники.

Больше российской сборки

На рынке легковых автомобилей ожидаются два основных тренда.

Спрос, падавший в прошлые годы, вырастет в ближайшие семь лет. Рост обеспечат два фактора: восстановление покупательной способности и разные меры стимулирования, такие как трейд-ин и маркетинговые ходы. Впрочем, продажи не достигнут уровня 2012 года, когда был потребительский бум и россияне купили 2,8 млн автомобилей.

К 2025 году, по мнению составителей стратегии, в стране продадут 2,21 млн легковушек.

Через семь лет россияне будут покупать меньше импортных автомобилей. В 2025 году их доля от общего объема продаж снизится до 13–14%. Для сравнения: в 2016 году 20,2% покупаемых автомобилей были ввезены из-за границы.

Это не означает, что на дорогах будет появляться больше «Приор». Сегодня многие иностранные марки имеют российскую сборку. Все иностранцы — лидеры продаж прошлого года — Kia Rio, Volkswagen Polo, Hyundai Solaris — собраны в России.

Эти два тренда провоцируют следующий: производство легковых автомобилей в России вырастет на 35–45% к 2025 году. Заводы будут выпускать больше, чем планируют продавать на внутреннем рынке. Производители рассчитывают на экспорт автомобилей.

Экспорт в Азию и на Ближний Восток

Автозаводы увеличивают экспорт автомобилей. Рост в 2017 году составил 47% за три квартала, по данным Российского экспортного центра. Самые популярные экспортируемые модели — это автомобили Skoda, которые собирают в Нижнем Новгороде, машины Lada, а именно Vesta и внедорожнки, и автомобили Hyundai, Renault, Volkswagen.

Экспорт автомобилей серьезно вырастет в ближайшие семь лет, считают составители стратегии. Если в 2016 году российские производители продали в другие страны 67 тыс. легковушек, то в 2025 году они будут экспортировать 270 тыс. машин. Такой рост обеспечит заключение соглашений о свободной торговле с целевыми рынками для локальных и локализованных производителей. Целевые рынки, по данным документа, — это многие государства СНГ, Восточной Европы, Азии и Ближнего Востока.

Статья в тему:  Простой способ очистить сиденья в автомобиле с помощью соды и мыла

Электромобили: сначала в люксе

Электромобили займут долю в 17% от всего объема выпуска автомобилей в мире к 2020 году. Большинство из них — примерно 75% — будут не «чистыми» электромобилями, а гибридами.

Цены на автомобили обязательно рухнут, только вам это не понравится

Без малого пять лет назад ослабление российского рубля привело к двукратному падению цен на автомобили в валютном эквиваленте. Такое бывает раз в жизни и больше не повторится? История белорусского автомобильного рынка говорит об обратном…

1998-й: дефолт в России

17 августа 1998 года в России был объявлен дефолт, одновременно с этим российский рубль отправился в свободное плавание — до этого его курс к доллару искусственно сдерживался. В результате произошла девальвация российской валюты: если до объявления дефолта в первой половине августа за доллар давали около 6 рублей, то уже в сентябре — более 9 рублей, а в октябре — 16. К концу года курс превысил 20 рублей за доллар!

Сильное ослабление российской валюты привело к значительному снижению цен на выпускаемую в РФ продукцию в валютном эквиваленте. Если в начале 1997-го «жигули» стоили около 5000$, а «самары» шли по 6000-7000$, то уже к осени цены рухнули в два с лишним раза! Как вам ВАЗ-2107 за 2100$ или ВАЗ-21093 за 2700$? «Волгу» ГАЗ-3110 можно было купить за 3500$, а «Ока» и вовсе стоила 1500$! Дайте две… нет, лучше три! Правда, постепенно цены свое отыграли.

К тому же от подобных ценовых чудес могли выиграть лишь те из белорусов, кто имел доходы и сбережения в иностранной валюте. Ведь белорусский рубль в ту пору тоже изрядно лихорадило. Подняв архивы, можно узнать, что в январе 1998-го доллар стоил около 30 тыс. белорусских рублей, в конце августа достиг отметки 50 тысяч, а к концу года превысил 100 тыс. рублей! И это был официальный курс — на черном рынке он был в полтора-два раза выше!

2008-й: мировой экономический кризис

К концу года отголоски мирового кризиса, начавшегося с ипотечного кризиса в США, докатились и до нас. Если говорить об автомобильном бизнесе, то он пострадал в первую очередь из-за изменившейся банковской политики.

Важный нюанс состоял в том, что к тому моменту рынок был на «разгоне», многие дилеры вкладывали значительные средства в расширение бизнес, в первую очередь развивая отделы продаж и увеличивая складские запасы (если кто забыл, в 2008-м одним из конкурентных преимуществ стало наличие автомобиля у дилера или его скорая поставка). К тому моменту и белорусы привыкли покупать в кредит — финансовые инструменты стали локомотивом продаж. И вот в конце 2008-го этот самый локомотив применил экстренное торможение!

Сначала пропали относительно доступные кредиты (дешевыми они у нас никогда не были); банки если и продолжали предлагать свои услуги, то с куда большей осторожностью и разборчивостью и под куда больший процент. Те, кто имел возможность оплатить дорогостоящую покупку сразу, по вполне понятным причинам предпочли повременить — мало ли как начнут развиваться события. И тут началось!

Статья в тему:  Оригинальные способы освежить воздух в салоне автомобиля

Многие из дилеров, стремясь как можно быстрее распродать складские запасы (ибо это не что иное, как «замороженные» деньги, причем далеко не всегда собственные, а привлеченные средства, по которым до сих пор «капает процент»), прибегли к невиданным акциям и скидкам. Кто мог купить новый автомобиль, получил редкую возможность сделать это, заплатив на 15-25% меньше первоначальной стоимости.

Весной 2009-го автомобили Renault можно было купить со скидкой 10-20%, Toyota — 20-25%, Hyundai — 12,5-15%, Mazda и VW — около 10%, на покупке моделей Ford можно было сэкономить до 5000$, а в случае с BMW получить скидку в пределах 6000-7000 евро. Ну а самым неожиданным и при этом щедрым было предложение от дилера Land Rover: при покупке двух британских внедорожников клиент получал в подарок Mazda 2!

А вот несколько конкретных примеров. Toyota Corolla предлагалась по цене 13.320$ против старой цены 17.750$, Toyota Camry с 2,4-литровым двигателем (167 л.с.) и в вовсе не бедной базовой комплектации Comfort продавали за 22.320$ против 29.900$, а Renault Koleos с полноприводной трансмиссией и 171-сильным мотором можно было купить со скидкой 20%, заплатив всего 20.500$ против 25.600$. А как вам Outlander 2.0 за 17.970$, что на 22,6% меньше предыдущего ценника (23.207$)?

Но опять же внешние кризисные явления нашли свое отражение и в белорусской экономике. Самым значительным проявлением этого для простых граждан стала девальвация белорусского рубля: 2 января 2009 года Нацбанк Беларуси снизил его курс на 20,5% по отношению к доллару США — до 2650 рублей за доллар. Кстати, именно с этого момента Нацбанк перешел к механизму привязки курса к корзине иностранных валют.

2014-й: ослабление российского рубля

Санкции против России и снижение цен на нефть привели к серьезным изменениям в российской экономике и практически двукратному ослаблению национальной валюты. Так, если летом 2014-го за доллар давали 33,8 рос. рубля, то к концу году курс снизился до 60 рублей, а в отдельные дни уходил за 65-рублевую отметку. При этом цены на все товары в России оперативно не переписывались, даже на импорт! В том числе на автомобили. «Отыгрывать» стоимость импортеры начали позже, но к тому моменту белорусы сориентировались и бросились в Россию за подешевевшими вдвое покупками.

Пик «халявы» пришелся на конец 2014-го — начало 2015-го года, когда многие автомобили в долларовом эквиваленте стали стоить вдвое дешевле. Вот вам немного арифметики. При курсе 35 руб. за доллар автомобиль стоимостью 600.000 рос. руб. обходился белорусскому покупателю в 17.140$. При курсе 45 ценник в валютном эквиваленте опустился до 13.333$, при 55-ти — составлял 10.900$, при 65-ти — скатился до 9230$! Итого меньше десяти тысяч за новый хорошо оснащенный «бюджетник», а то и начальную версию модели гольф-класса!

Статья в тему:  Нужно ли выходить из автомобиля по требованию инспектора ДПС

На какое-то время белорусы получили возможность купить «Ниву» (ладно, Lada 4×4) за 5000$, Volkswagen Polo дешевле 10.000$ или Renault Duster за 15.000$. Причем вскоре такую возможность предоставили и белорусские дилеры, переписавшие цены в соответствии с установившимися курсами. Пожалуй, это было самым большим и масштабным снижением цен на автомобили, причем не только на новые, так как сложившаяся ситуация значительно отразилась и на рынке подержанных машин.

Правда, этот праздник был омрачен для белорусов стремительным падением белорусского рубля. Если в начале 2014-го доллар стоил порядка 9500 руб., то уже в ноябре был на уровне 10.750. В конце декабря курс составлял уже 11.800 руб., а уже к середине января достиг 15.000 — в несколько этапов Нацбанк девальвировал рубль почти в полтора раза. К концу 2015-го года доллар стоил уже 18.550 рублей …

А как же 2011-й?

Да-да, мы помним тот веселый год, в котором белорусский рубль ослаб в три раза. Но в том-то и фокус, что на ценах на автомобили это практически не отразилось — все цены были привязаны к долларам или евро, а рублевые ценники рассчитывались по курсу на день оплаты.

Вот что существенно подешевело, так это топливо. Разумеется, в долларовом эквиваленте, зато почти в два раза! В рублях же его стоимость неоднократно повышалась, что даже привело к протестам. К слову, в 2015-м топливо совершило практически такое же падение в стоимости, только на этот раз оно было куда более стремительным. Так что, если хотите, чтобы литр 95-го стоил 50 центов, будьте осторожнее с вашими мечтами!

Что дальше?

Аналитики по-разному оценивают нынешнее положение дел в мире и отдельных странах, а в отношении Беларуси всегда имеет значение не только влияние мировой экономики, но и тенденции в России, а также административный фактор. Перспективы на ближайшее будущее все рисуют по-разному, и часть экономистов полагают, что очередной мировой кризисный виток может случиться уже в конце 2019 — 2020 года.

Признак №1. Уровень безработицы — перед кризисом она начинает расти.
Признак №2. Отток капитала с фондовых рынков.
Признак №3. Buyback: крупные компании начинают выкупать с рынка собственные акции. Чаще всего, в обычное время, компания старается направить свободную ликвидность на модернизацию, развитие бизнеса, а не на выплаты дивидендов. Это выгоднее с точки зрения налогов на дивиденды, подробнее можно изучить этот вопрос в сети. Но перед кризисом важно удержать стоимость акций на достаточно высоком уровне как можно дольше.
Признак №4. Инвертированная кривая доходности. Когда на рынке все хорошо, инвесторы готовы вкладывать средства в рисковые активы, например, в акции. Спрос на долгосрочные долговые облигации падает. Чтобы привлечь интерес инвесторов, ставки по долгосрочным облигациям поднимают, поэтому они более привлекательны чем краткосрочные бумаги. Когда на рынке появляются какие-либо признаки надвигающегося кризиса, инвесторы начинают покидать фондовый рынок, продавать акции и прятать деньги в активы убежища, например, в такие как долгосрочные государственные облигации, золото и т.д. По мере роста спроса на долгосрочные облигации, ставка по их доходности начинает падать. В итоге разница в доходности между долгосрочными и краткосрочными бумагами стремится к нулю.
Признак №5. Активы-убежища. Начинается перетекание капиталов из рисковых активов, в активы убежища. Среди традиционных активов – золото, швейцарский франк и японская йена. Реже, недвижимость и акции золотодобывающих компаний.

Статья в тему:  МВД планирует наделить полицейских возможностью вскрывать автомобили

Кризисы цикличны, так что рано или поздно мы вновь станем свидетелями интересных событий, курсовых колебаний и «удивительных» цен. Кому-то даже повезет поймать момент и купить по дешевке автомобиль. Но стоит помнить, что и выгодно продать старую машину при этом не получится (в эту ловушку многие попали в 2014-2015 гг.). Но главное — кризис приводит к девальвации национальной валюты и снижает уровень доходов, по крайней мере у тех, кто имеет рублевые зарплаты. И тут уже не до обновления автопарка.

Иван КРИШКЕВИЧ
ABW.BY

В любое время можно купить и продать автомобиль выгодно — достаточно воспользоваться нашей базой, там более 65.000 объявлений

Автомобильный рынок России сократился на 9,1% по итогам 2020 года

В 2021 году рост российского авторынка составит 2,1%, прогноз продаж — более 1,6 млн машин, заявил на ежегодной конференции Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) председатель комитета автопроизводителей Томас Штэрцель. По его словам, прогноз основан на том, что в стране больше не будет локдаунов, не будут применяться ограничительные меры во внешней торговле (в частности санкции) и все существующие меры господдержки будут сохранены.

В 2020 году рынок сократился на 9,1%, до 1 598 825 штук, по данным АЕБ, а в 2019 году — на 2,3%. Год стал серьезным испытанием, но дилеры обошлись без крупных банкротств и массового ухода с рынка, сказал Штэрцель, Россия одна из первых отреагировала на кризис и приняла меры господдержки, которые способствовали быстрому восстановлению после локдауна. Несмотря на все трудности, по динамике продаж в 2020 году Россия показала один из лучших результатов среди крупнейших автомобильных рынков мира, а в Европе вышла на четвертое место, заявил Штэрцель.

В 2021 году российский автомобильный рынок вырастет до 2-5%, такой прогноз дает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. База 2020 года относительно низкая, есть вероятность, что пандемия коронавируса отступит и экономическая ситуация в России стабилизируется, что вызовет спрос на новые автомобили, надеется он. Беспалов считает, что спросу будут способствовать госпрограммы поддержки автопроизводителей. Все прежние программы господдержки отработали хорошо, объясняет он.

В конце прошлого года правительство продлило действие программ льготного кредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» до конца 2023 года. Скидка при получении кредита на новый автомобиль, сделанный в России, составляет от 10% до 25% от его стоимости. В декабре замминистра промышленности и торговли Александр Морозов заявил о том, что госпрограммы льготного кредитования начнут работать уже в начале 2021 года. Минпромторг подтвердил Forbes, что госпрограмма заработала.

Статья в тему:  Что произойдет, если в на скорости 110 км/час в автомобиле включить заднюю скорость

В программах льготного автокредитования участвуют все модели УАЗ, LADA, ГАЗ. А также модели Renault Logan, Sandero, Duster, Kaptur, Arkana, Kia Rio, Hyundai Creta, Solaris. В 2021 году на льготное автокредитование будет выделено 8,87 млрд рублей.

Противоречивые прогнозы

Новый год скорее всего не принесет роста, а по его итогам возможно даже небольшое снижение, рассуждает руководитель группы по обслуживанию компаний автомобильной промышленности Deloitte Татьяна Кофанова. Причина тому, по ее словам, ряд негативных факторов: заявленные государственные планы по повышению до 30% утилизационных сборов, а также сокращение объема субсидий для локальных производителей автотранспорта.

На спрос негативно будет влиять и увеличение стоимости автомобилей. Цены росли всю вторую половину 2020 года, отмечает Антон Забанных, генеральный директор компании «Яндекс.Вертикали» (включает Авто.ру): рост курсов доллара и евро привел к резкому подорожанию машин, в среднем на 10% по году. А с 1 января началось сезонное подорожание. Так, автомобили, выпущенные в 2021 году, уже прибавили в цене минимум 2–3% с начала года, писала газета «Коммерсант». Например, цены на Volkswagen из-за смены модельного года выросли на 2%, Audi — на 2,2%, Mercedes — на 4–5%, BMW — на 4,5%. Демократичная Lada прибавила от 1% до 4% (в зависимости от модели).

Год будет непростой, покупательная способность населения продолжает снижаться, говорит Кофанова, тем не менее, традиционно не ожидается снижение объема продаж в премиальном сегменте и категории подержанных машин. Будет расти средний срок владения автомобилем, добавляет Забанных: «Из-за непростой экономической ситуации потенциальные покупатели будут отказаться от планируемой замены автомобиля на новый, особенно если в семье уже есть автомобиль в хорошем состоянии, который не требует дополнительных трат на обслуживание и ремонт».

Дилеры разошлись в прогнозах. Продажи новых автомобилей в 2021 году сохранятся на уровне 2020 года, такой прогноз кажется наиболее реалистичным Владимиру Мирошникову, директору по развитию компании «РОЛЬФ». Если рынок и вырастет, то всего лишь на несколько процентов, говорит Андрей Павлович, председатель правления АГ «АВИЛОН». Авторынок продолжит сокращение, ожидается минус 10-15% к показателям 2020 года, прогнозирует Денис Петрунин, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр».

Главным трендом, определяющим дальнейшую динамику рынка, будет наличие или отсутствие дефицита автомобилей, считает Павлович, пока ожидается, что объемы складских запасов существенно не изменятся до середины 2021 года. «Дефицит сохранится. В этом году ситуацию могут усугубить проблемы с поставками микроэлектроники, с которыми в последнее время столкнулись мировые автопроизводители», — добавляет Беспалов. «Продолжатся перебои в поставках автомобилей, а изменение сроков и объемов поставок из-за нарушения логистических цепочек приведет к неравномерному наполнению складов. Как итог — мы получим несбалансированность спроса и предложения», — говорит Петрунин.

Восстановление рынка если и возможно, то не ранее второго полугодия 2021 года, считает Мирошников, покупатели привыкнут к новому уровню цен, и на рынок поступят товарные автомобили в достаточном количестве. Он надеется на то, что правительство предложит новые меры для стимулирования спроса. По его словам, сейчас к моделям-участникам программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» предъявляются жесткие требования по локализации, а с учетом роста цен даже не все бюджетные модели уже вмещаются в ценовой диапазон до 1,5 млн рублей. «Основным бенефициаром программы, как и в прошлые годы, остается «Автоваз», в то время как иностранные автопроизводители, локализовавшие производство в России, получают ограниченную поддержку или совсем ее не получают из-за текущих условий программы. Это сильно сокращает количество допущенных моделей, что приводит к сужению возможности выбора для покупателей. Если спектр моделей, которые доступны по льготной программе, не будет расширен, то часть ее потенциальной аудитории в итоге сделает выбор в пользу автомобилей с пробегом», — отмечает он.

Статья в тему:  Мировые продажи автомобилей в 2015 году могут составить 88,600,000 автомобилей

Год опасной жизни: что ждет авторынок в 2021-м

Прошлый год оказался очень сложным для российского авторынка: слабый рубль, пандемия, дефицит. Эксперты предупреждают: новый, 2021-й, также станет непростым для отрасли. Что будет с ценами, наличием машин и спросом, разбирались «Известия».

Спрос под вопросом

Несмотря на то что к середине ушедшего года автомобильный рынок оправился от первых ударов, нанесенных пандемией, и даже пошел в рост, эксперты смотрят на 2021-й без оптимизма.

«Рост рынка в последние месяцы — это в том числе удовлетворение платежеспособного спроса будущих периодов, поэтому в 2021 году можно ожидать снижения потребительской активности», — отметил генеральный директор автосалона АвтоDom Андрей Ольховский.

Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев также настроен пессимистично. «Год будет тяжелый с точки зрения платежеспособного спроса. Повышение утилизационного сбора неизбежно потянет цены вверх, а господдержку придется продлевать», — рассказал «Известиям» Бургазлиев. По его словам, в 2020-м своевременная помощь правительства позволила избежать коллапса отрасли и массовых банкротств дилерских сетей.

«Без господдержки объем рынка легковых автомобилей едва ли превысил бы 1–1,1 млн штук», — уверен Бургазлиев.

Как изменятся цены

Автомобили начнут дорожать уже с января. Насколько — зависит от колебаний курса рубля.

«Если сильных колебаний не произойдет, изменение цен будет не таким существенным, как в 2020 году. К настоящему моменту это в среднем +10% и до +30% по отдельным брендам. Если на валютном рынке опять будут резкие взлеты, то участники авторынка неминуемо отреагируют на ситуацию», — дал свой прогноз аналитик компании JATO Dynamics Сергей Баранов.

Андрей Ольховский отметил, что существует ежегодный рост стоимости автомобилей с учетом инфляции и таких факторов, как утилизационный сбор и размер НДС. Источники в кругу автопроизводителей утверждали, что с нового года в России снова вырастет утилизационный сбор на все автомобили, включая спецтехнику. Причем повышение грядет ощутимое — на 25–30%.

«Делается это для того, чтобы давать больше преференций тем компаниям, которые производят автомобили внутри страны. Само повышения утилизационного сбора дает прибавку к цене всего на 1–2%, для тех, конечно, кто играет по правилам Минпромторга. На остальных это бремя ложится полным грузом», — обрисовал ситуацию вице-президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев.

Статья в тему:  Ожидаемая премьера Nissan Frontier Cummins Concept на автосалоне в Чикаго 2014

По прогнозу Андрея Ольховского, в течение I квартала 2021 года цены по разным брендам и моделям вырастут от 5% до 10%. Генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин считает, что средний рост цен по итогам года составит до 15%.

Хватит ли на всех автомобилей

Несмотря на закрытие автосалонов на карантин и рост цен, российский рынок столкнулся с острым дефицитом автомобилей. Виной тому отсутствие грамотного и оперативного планирования в начале года ввиду недостаточно ясной оценки масштабов влияния пандемии на отрасль, считает Сергей Бургазлиев,

«Как следствие — перебои с поставками комплектующих и неполный объем планируемого производства даже после того, как основная волна пандемии в Китае стала ослабевать. Вся отрасль и дилеры оказались в очень уязвимом положении. Плюс дала о себе знать колоссальная зависимость многих брендов, имеющих представительства в РФ, от комплектующих и/или компонентов из Китая», — полагает он.

В новом году автомобилей вновь не достанется всем желающим, предупреждают игроки рынка.

«Как минимум, в I квартале 2021 года сохранится дефицит, который будет сдерживать рост продаж. Дилеры и сейчас могли бы продавать больше автомобилей, если бы они были в наличии», — поделился с «Известиями» директор по маркетингу АГ «Авилон» Андрей Каменский. Он предположил, что рост объема поставок по сравнению с аналогичными периодами этого года можно ожидать к середине 2021 года. Он составит около 6–8% и будет связан с низкой базой.

Генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин настроен более оптимистично и не ожидает острого дефицита автомобилей — баланс будет достигнут за счет сокращения покупательского спроса.

Автомобили с пробегом: дефицит и подорожание

Покупатели автомобилей с пробегом тоже могут столкнуться с дефицитом и ростом цен.

«Дело в том, что типовой цикл владения автомобилем в России составляет около пяти лет. Это значит, что сейчас на рынке должны появиться машины, приобретенные во время кризиса [2014 года]. А продажи тогда были невысокими. Плюс из-за отсутствия возможности купить новую машину, автовладельцы не будут продавать ту, что у них есть сейчас», — дала прогноз руководитель пресс-службы Авто.ру Валентина Ананьева.

Объем продаж на вторичном рынке, по мнению генерального директора сети салонов Fresh Auto Дениса Мигаля, останется на нынешнем уровне реализации: примерно 5,5 млн экземпляров.

«Можно ожидать роста средневзвешенной цены поддержанного авто из-за дальнейшего ослабления курса российской валюты. Это коснется как иномарок, так и отечественных авто, так как большинство комплектующих для них привозятся из-за границы», — отметил Мигаль.

Рост без вируса

По оценке аналитиков «АвтоВАЗа», если не будет вводиться локдаун или другие ограничительные меры, рынок в 2021 году, возможно, продемонстрирует умеренный рост в сравнении в 2020-м, хотя и не восстановится до уровня 2019 года.

Статья в тему:  Продажи новых автомобилей продолжают расти, плюс 17,9%

«Динамичный рост продаж во втором полугодии уходящего 2020-го был, в основном, обусловлен эффектом отложенного спроса и активным внедрением госпрограмм. Поэтому в наступающем году данная тенденция, в отсутствие внешних стимулов, начиная со II квартала ожидаемо замедлится», — рассказал представитель российского автогиганта.

В I квартале продажи несколько упадут, поскольку будет удовлетворен отложенный спрос, считает генеральный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. II квартал, по его словам, покажет двухзначный рост на очень низкой базе 2020 года. Вторая половина года будет сильно зависеть от состояния дел в борьбе с пандемией.

«Если победим, рынок по году может показать рост на 5–10%. Если борьба уйдет в затяжную фазу, а вирус будет мутировать и распространяться, то минус будет. Процентов до 10–15. Есть большая неопределённость на вторую половину 2021», — рассказал «Известиям» Целиков.

Сокращения, банкротства, увольнения. Авторынок ждут страшные месяцы

За помощью к автопроизводителям обратились члены Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Они прогнозируют резкое падение спроса на машины после мартовского бума продаж и повышение цен на машины пропорционально уровню падения рубля. Следствием может стать повторение сценария кризиса 2014 года, который привел к закрытию более чем 1200 дилерских центров и увольнению порядка 100 000 сотрудников. Соответствующее письмо в адрес комитета автопроизводителей АЕБ имеется в распоряжении Autonews.ru.

Чтобы снизить нагрузку на дилеров в период кризиса, РОАД просит производителей зафиксировать выплату бонусов в полном объеме за каждый проданный автомобиль в течение всего 2020 года. Так, дилеры с каждой проданной машины получают от производителей фиксированную часть маржи и переменную, которая зависит от выполнения разных показателей — например, общих объемов продаж автомобилей и запчастей. Дилеры сомневаются, что смогут выполнить все планы.

Также на период пандемии коронавируса и одного квартала после нее дистрибьюторы просят увеличить период отсрочки платежей и не требовать плату в отношении автомобилей, которые находятся на складах дилера и пока не проданы.

На время борьбы с вирусом дилеры надеются избавиться от обязанностей по обновлению и ребрендингу дилерских центров. Как правило, закупать всю мебель, материалы и оборудование приходится у определенных иностранных поставщиков. Расчеты ведутся по текущему курсу евро, что на фоне просевшего курса рубля представляет серьезные сложности. Кроме того, некоторые дилеры оказались в более затруднительном положении: ряд салонов открылись совсем недавно, а обновлять их по новым стандартам уже пора. К примеру, по оценке одной из премиальных марок, обновление одного центра стоит около 40 млн рублей.

Еще одна мера, на которую рассчитывают дилеры, — получение возможности самостоятельно определять, когда обновлять парк тестовых и подменных автомобилей, а также самим решать, сколько средств тратить на маркетинг, обучение персонала и размер штата сотрудников.

О том, что дилеры уже знают, как будут развиваться события, по опыту кризиса 2014 года, Autonews.ru рассказал вице-президент РОАД Сергей Киселев. По его словам, после каждого колебания курса валют в большую сторону происходит одно и то же: в первые несколько недель, пока падает национальная валюта, идет ажиотажный спрос на автомобили. Клиенты пытаются зафиксировать текущие цены, многие делают предзаказы.

Статья в тему:  Несмотря на 20.1% падение, наметилось улучшение продаж автомобилей

«Но это не волна дополнительного спроса, — поясняет Киселев. — Просто на более раннюю покупку решаются те, кто планировал ее чуть позже. Сейчас мы видим, что накоплений у граждан гораздо меньше по сравнению с 2008 и 2014 годами. Если в те годы повышенный спрос был на машины абсолютно всех сегментов, то сейчас он неравномерный. Берут больше дорогие модели, машины премиального класса, потому что у богатых деньги все-таки остались. А вот на массовые недорогие бренды спрос практически стоит. Спад спроса уже начался еще до введения карантинных мер. Все, кто хотел, автомобили уже купил. За этим, как показывает опыт, наступает очень долгий период спада, который однозначно продлится до конца года».

Представитель отрасли назвал еще несколько факторов, помимо падения курса рубля, из-за которых спрос на машины будет падать. Большую роль сыграют карантинные меры, введенные для борьбы с коронавирусом. Они пришлись как раз на месяцы самого высокого спроса, когда дилеры делают до 40% всей своей годовой выручки. Кроме того, банки резко снизили количество одобряемых кредитов — сейчас их получают лишь 30–40% обратившихся, в то время как раньше банки одобряли 60–70% заявок.

«Более 50% машин в России покупают в кредит, по некоторым маркам — все 60%. Теперь получить их могут только «пятизвездочные» зарплатные клиенты», — отметил Киселев.

Третий фактор, который, по оценке РОАД, приведет к падению спроса и росту цен, это перебои с запчастями из Европы и Китая. «При падении объемов производства все остальные расходы остаются на прежнем уровне. Поэтому машины еще больше дорожают — чем меньше их продается, тем выше цена за единицу», — говорит эксперт.

По словам представителя РОАД, многие дилеры сейчас близки к просрочке платежей и банкротствам. Банкам такие заемщики в дальнейшем будут неинтересны.

«Кризис когда-нибудь кончится, но игроки, которые захотят вернуться, просто не смогут этого сделать, потому что не получат одобрения на кредиты, — рассуждает Киселев. — В итоге производители останутся без товаропроводящей сети. А найти новых партнеров и отстроить новые салоны будет не так просто. Ведь дилерский бизнес низкорентабелен. У нас нет такой прибыли, как, например, у ресторанов, где она достигает 20–30%. У дилеров это 1–2%. По моей оценке, не менее 10–15% дилеров после этого кризиса обанкротятся. Мы просим о мерах, которые не позволят допустить потерю 50% дилерской сети».

Пока еще дилеры продают автомобили из стоков, на которые не повиляла индексация цен. «Но по предыдущему кризису мы четко знаем, что цены вырастут, — прогнозирует Киселев. — Это произойдет не сразу, глобальная структура брендов позволит растянуть этот рост в течение года, но за год цены повысятся настолько, насколько упал рубль. У разных брендов это будет происходить по-разному. Кто-то поднимет цены сразу примерно на 20%, кто-то будет поднимать по 5% в месяц или в квартал. Этот прогноз еще не учитывает прочих косвенных затрат».

Статья в тему:  Краш- тест Buick LaCrosse (2008- 2009), боковой удар

В свою очередь, генеральный директор ГК «Феникс» (дилер Audi в Санкт-Петербурге) Вячеслав Жигалов сообщил, что на фоне падения курса рубля большинство производителей с 1 апреля поднимут цены либо как минимум урежут все доступные скидки.

«Сейчас большинство продаж делается благодаря скидкам на автомобили, на данный момент они достигают порядка 10%, — рассказывает Жигалов. — Кроме того, дорожают автозапчасти, не так резко, как падает рубль, но тоже достаточно, только у Audi они стали дороже на 4% и продолжают расти. Сейчас мы опять ждем снижения спроса из-за роста цен. В апреле будет отскок спроса после ажиотажа. Вопрос только в том — насколько».

Жигалов уверен, что никакой существенной поддержки от автопроизводителей дилеры не получат. В текущей ситуации он больше рассчитывает на меры поддержки, которые пообещал обеспечить президент Владимир Путин в своем обращении.

«Политика у производителей цинична — один ушел, придет другой, — говорит Жигалов. — Конечно, нас стараются держать на плаву, но при больших проблемах бренды могут в любой момент расторгнуть договор. Сейчас некоторые производители вовсе принуждают дилеров при помощи хитроумных схем субсидировать продажи автомобилей. Мы зарабатываем на продаже подержанных автомобилей, на сервисе, а за возможность продавать новые автомобили даже доплачиваем. Поэтому дилеры банкротятся, а на их место приходят новые бизнесмены, которые открывают другие салоны. Поэтому я не жду помощи от производителей. А вот обещание президента ввести налоговые и кредитные каникулы действительно может нас поддержать».

В свою очередь, глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков уверен в том, что у автопроизводителей есть все возможности поддержать российских дилеров.

«У производителей запас прочности сейчас больше, чем у дилеров, отложить ребрендинг, дать отсрочки — для брендов это несложно, — объяснил Целиков Autonews.ru. — Всем важно сохранить свою дилерскую сеть. Если они выйдут из кризиса с полуживой сетью, придется тратить гораздо больше средств на создание новой, чем поддержание текущей. Все основные игроки в России последние годы работали с хорошей прибылью. Volkswagen, Toyota, Mercedes, BMW, бренды Альянса и так далее — у них достаточно прибыли, чтобы инвестировать в помощь своим дилерам, которые последние годы буквально выживают за счет своих внутренних ресурсов».

Большинство автопроизводителей на запрос Autonews.ru о реакции на обращение не ответили. Некоторые, в том числе Volkswagen, отметили, что пока наблюдают на рынке повышенный спрос, поэтому прогноз на март у них в настоящий момент скорее позитивный.

«Что касается дальнейшего развития ситуации, мы наблюдаем за рынком и обсуждаем с дилерами те меры, которые могут потребоваться в будущем. Решения будут приниматься в соответствии с рыночной ситуацией», — сказали в Volkswagen.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector