Основные уловки автомехаников, на которые попадаются доверчивые клиенты
Основные уловки автомехаников, на которые попадаются доверчивые клиенты
Мы раскроем технологию их обмана
Не секрет, что не все автомеханики чисты на руку. Доброжелательное отношение еще не признак чистоплотности намерений. Результатом излишней доверчивости со стороны клиентов автосервисов становится изрядно похудевший кошелек, оставшиеся проблемы с машиной и испорченное настроение.
Предлагаем три простых совета:
- Доверяй, но проверяй
- Обмануть могут и в специализированном сервисе
- В словах правды нет, только подписанный документ имеет законный вес
Трюк № 1: замена, которой не было
Самый простой способ – заработать не на честном ремонте, а на сервисе исправного автомобиля.
Например, замена масла. Качественное синтетическое масло надолго сохраняет свои эксплуатационные свойства, и владельцу просто невдомек, что на самом деле он заплатил за услугу, которая была оказана только на бумаге. Хотя сейчас все больше автомобилей имеют датчики, контролирующие параметры использования масла. А как быть с другими жидкостями или расходными материалами вроде фильтров и свечей? Может так случиться, что вместо дорогой и качественной синтетики вам зальют дешевую подделку, а счет выставят по полной.
Трюк № 2: ремонт, который не нужен
Типичная ситуация. Вы отдали машину в сервис, откуда через время раздается звонок. «Необходимо поменять передние тормоза: они износились. Плюс тормозную жидкость, вы же понимаете, речь о вашей безопасности. Хорошо бы еще сделать это, проверить то, заменить одно, отрегулировать другое…»
Большая ошибка со стороны клиента вести ответственные переговоры обо всех нюансах ремонта по телефону. Удаленный формат – лучшее средство дать провести себя.
Несмотря на занятость, найдите время заехать на СТО и попросить менеджера показать воочию все «болячки». Наконец, воспользуйтесь мобильным телефоном: пусть вам пришлют фотки озвученных узких мест и неисправных узлов. И задумайтесь, если вам откажут в такой услуге.
Трюк № 3: замена шила на мыло
Например, вам могут поменять подвеску на «хлам», предварительно отмытый и покрашенный. Подобными фокусами нередко грешат мастерские вдоль трассы. Клиент приехал, заплатил и уехал. К сожалению, лечения от такого «развода» практически не существует. Вы уже заплатили за металлолом под видом новой детали, а также его установку.
Чтобы избежать подобной ситуации, следует внимательно следить за машиной и своевременно производить все положенные замены и ремонтные работы.
Аналогичные проблемы могут возникнуть при замене оригинальной детали на аналог. При этом сервис выставит счет как за дорогостоящий оригинал.
Что делать автолюбителю, чтобы избежать обмана в сервисе
- При выборе СТО уточните, какие марки и модели обслуживает. Как правило, узкая специализация помогает мастерам быстро разобраться в проблеме, а дилерская диагностика – оперативно выявить конкретную неисправность
- Узнайте ценовую составляющую, стоимость нормо-часа и возможность вашего присутствия во время ремонта, чтобы непосредственно пообщаться с мастером
- Избегайте те компании, где вам отказываются назвать конечную сумму, предлагая «договориться»
- Не лишним будет пригласить специалиста, которому вы доверяете, чтобы он присутствовал во время работы
- Важно: весь комплекс работ, включая дополнительные, должен быть согласован и зафиксирован документально. Вы можете отказаться от заранее не согласованного ремонта.
- Оставляя свой автомобиль в мастерской, предупредите сервисера о необходимости регулярных звонков с его стороны для разъяснения тех или иных моментов, возникающих в процессе ремонта и особенно в случае появления новых работ. Многие СТО фактически навязывают клиентам свои услуги, принуждая их оплачивать работы, которые в действительности были не нужны.
Советы автомеханика: как защититься от обмана в автосервисе
Бывший владелец автосервиса раскрыл 4R.ru профессиональную кухню изнутри. Все истории абсолютно реальны!
Разводка N1: вписать в счет процедуры, которых не было
Насчитать в заказ-наряде лишних работ или запчастей, убедить клиента в том, что его проблема намного масштабнее, чем на самом деле. Например, приезжает в сервис лопух с характерным клапанным стуком из двигателя, и ему с порога приговаривают гидрокомпенсаторы, да не один-два, а все, да ещё «Давай маслосъёмные колпачки поменяем, чего два раза «голову» вскрывать?» Хорошо, если обходится без снятия-установки ГБЦ с сопутствующей обязательной заменой нескольких прокладок, масла и антифриза — на многих моделях иначе поменять маслосъёмные колпачки просто нельзя.
Если лопух соглашается и оставляет машину, хитрый мастер для начала доливает в двигатель масла, и если это не помогло и стук сохраняется — вскрывает клапанную крышку и действительно меняет один-два стучащих «гидрика». Если сработал первый вариант, то выгода от такой операции может составить несколько десятков тысяч рублей, если второй — то тысяч 5-7 вполне может «прилипнуть»!
Как можно лучше знать устройство своего автомобиля и симптомы неисправностей, задавать наводящие вопросы, и если мастер начинает плавать — отказываться от ремонта. В случае с гидрокомпенсаторами уместен будет вопрос «Что, все?» — в 4-цилиндровом двигателе их от 8 до 16 штук, и они очень редко выходят из строя одновременно.
Разводка N2: дешевое вместо дорогого
Это один из самых популярных вариантов. Практикуется везде — от гаража до дилерского центра. Вам говорят, что поставят «оригинал» (и даже, может быть, положат в багажник упаковку от оригинальной детали), а в автомобиль установят либо поделку дядюшки Ляо, либо хорошо отмытое б/у в состоянии чуть лучше вашего. Разница в стоимости запчастей может составлять 10 раз и больше, а кроме того — может иметь для сервиса отсроченную выгоду — об этом чуть позже.
Мониторить цены на запчасти, понимать, на каких деталях и расходниках возможно такое мошенничество, и заниматься их закупкой самостоятельно. Имеет смысл также узнать, в каких именно случаях необходим оригинал, а в каких можно обойтись лицензионными запчастями — вам это поможет сэкономить, а разводиле сильно уменьшит пространство для маневра.
Разводка N3: отдать на аутсорс
Практикуется в дилерских сервисах и просто крупных автоцентрах – главное, чтобы у сервиса был как можно более дорогой фасад и высокая стоимость нормо-часа. Автомастерская принимает в ремонт дорогой автомобиль с серьезной проблемой – мАсштабными кузовными работами, капиталкой двигателя или АКП. Клиент подписывает заказ-наряд, уезжает, после чего. автомобиль грузят на эвакуатор и отправляют в какую-нибудь гораздо более дешёвую мастерскую , где починка обойдется в 3-4 раза дешевле (с примерно такой же разницей в качестве ремонта, хоть и не всегда это видно на глаз). Разница в цене — в карман изобретателям схемы.
Если вашему автомобилю предстоят масштабные работы и машину придется оставлять в сервисе надолго, старайтесь контролировать этапы ремонта под любыми благовидными предлогами:
- «Забыл в салоне зарядку для планшета, через полчаса заеду, заберу»
- «Веду свой блог, и мне нужны фото этапов ремонта»
- «Хочу пообщаться с мастером по поводу использования нового антикоррозийного грунта»…
В конце концов, это ваш автомобиль, и вы имеете право в любой момент справиться о его состоянии и лично убедиться в том, что все хорошо. У добросовестных мастеров такой клиент не вызовет ничего, кроме уважения (если не будет придираться по пустякам), недобросовестные начнут юлить и придумывать отмазки типа «Застрял в лифте».
Если вы приехали и выясняется, что машины нет на территории техцентра, лучше сразу проконсультируйтесь с проверенным автоюристом и смело затевайте скандал, он может быть для вас весьма выгоден.
Разводка N4: ремонт вместо замены
Тоже характерна скорее для крупных дорогих сервисов, которые любят говорить «Мы автоматы (суппорты, приводы, мосты, стойки, рулевые рейки, стартеры, генераторы — нужное подчеркнуть) не перебираем, только замена!»
«Не перебираем» не означает «не умеем перебирать», это уж точно. И если выгода будет достаточно существенной, то такой вариант вполне возможен.
По возможности знать, какие запчасти возможно восстановить, а какие нет, какова разница в ценах — и при малейших сомнениях спрашивать мастеров, почему они не предлагают ремонт. Убедительные варианты ответов (особенно, когда они сопровождаются наглядной демонстрацией и подтверждаются в других источниках, например, в сервисе конкурентов):
- «Шаровая уже стучит, если я поменяю только пыльник — ничего не изменится»
- «Вам не повезло: именно на этой модели внешний ШРУС невозможно снять с вала, поэтому максимум, что мы можем — поставить неоригинальный резиновый пыльник, заменить ШРУС получится только в сборе»
Неубедительные варианты звучат примерно так:
- «Пусть вам в гаражах перебирают»
- «Мы не можем гарантировать работоспособность после переборки» (в случае если этот аргумент не сопровождается демонстрацией того, как был определен износ)
- «Это противоречит политике нашего сервиса»
От таких лучше сразу бежать сломя голову, не испытывая никаких угрызений совести за их якобы потраченное бесценное время (а уж поверьте, они постараются этот комплекс вины на вас повесить).
Разводка N5: экономия на спичках
Заметите ли вы, что вам чуть-чуть недолили масла? Правда, совсем немного: даже риску минимального уровня закрывает! Или вместо двух слоев лака положили один? Или что антифриз разбавили водой? Вряд ли, по крайней мере, пока масло внезапно не кончится, лак при полировке не протрется до «базы», а замёрзший антифриз не сломает помпу. А автосервису — небольшая, но приятная «прибавка к пенсии». за ваш счёт.
Если с маслом все понятно (проверять уровень и просить долить), то с остальными. Ну, может быть, только над душой стоять и следить да процессом ремонта детально, и то не всегда помогает. Обязательно поменять сервис, если такой обман вскроется — но, как правило, сервисы, где все настолько плохо, долго не живут в любом случае.
Разводка N6: сорок+сорок=рупь сорок
Просто вписать в заказ-наряд работы, которые не проводились, запчасти, которые не использовались, написать две одинаковых по сути работы разными словами или существенно увеличить количество каких-нибудь мелких расходников в надежде на невнимательность клиента. Развод простейший, но работает до сих пор, иногда с вариациями «А у нас в программе написано, что замена рычага производится только со снятием стабилизатора поперечной устойчивости».
Внимательно изучать документы. И опять же — постоянно прокачивать свои знания в области авторемонта, знать технологии и значения терминов. А то придется долго платить «за краскопульт, потому что он одноразовый» и другие подобные глупости.
Разводка N7: не называть итоговую сумму сразу
Вторая древнейшая уловка, на которую до сих пор пачками ведётся автомобильный люд в автосервисах любого уровня: сказать одну сумму, но с приставкой «от», а при расчетах — внезапно выяснится, что ремонт будет стоить в. 2,3, 10 раз больше! Особую пикантность приобретает при крупных ремонтах или когда автомобиль уже разобран и собрать все «как было» тоже стоит (по версии сервиса) неадекватных денег.
В небольших мастерских, где все по понятиям, обязательно спрашивать: «Хорошо, от 10 тысяч – и до…?» Узнавать, в зависимости от чего может вырасти смета. Например, если при покраске ковши вам предлагают оплатить покупку лобового стекла – это нормальная практика, но по-хорошему мастер должен предупредить: «Мы постараемся срезать аккуратно, но оно все равно может треснуть – тогда придется заменить стекло». Кроме того, список работ и цены желательно подтверждать хоть как-то письменно – например, в смс или мессенджере.
У официальных дилеров стопроцентный вариант застраховаться от подобных неприятностей всего один. Он действенный, но очень неудобный ни для сервиса, ни для клиента.
Нужно просто поставить в заказ-наряде галочку или отдельно написать пункт «Согласование допработ только при личном присутствии под подпись». В этом случае вам придется либо сидеть и ждать, пока сделают вашу машину, либо по любому звонку срываться в сервис и согласовывать дополнительные траты. По умолчанию действует вариант «согласовывать по телефону», но доказать, что вам не звонили (или звонили совсем не по этому поводу), может быть довольно непросто.
Можно записывать звонки, можно потом распечатывать детализацию и долго-муторно судиться за свои кровные, но, по факту, если подобный развод предотвратить не удалось, то его последствий можно избежать, только имея серьезные рычаги давления на руководство сервиса. Но мы вам этого не говорили…
Разводка N8: помощь угонщикам
Это уже не просто развод, а самое настоящее уголовное преступление. Сотрудники автосервиса — это люди, которые имеют доступ ко всему самому интимному в вашем средстве передвижения: сигнализации, ключам, документам. Сделать необходимые копии, поставить «жучок», блокирующий сигналку, проще, чем вы себе можете представить. Со всеми вытекающими.
Не покупать угоняемые модели и стараться избегать сервисов с сомнительной репутацией. Если все-таки пришлось заехать для экстренного ремонта в «гараж-монтаж», то не стоит светить документами, лучше не показывать всех «секреток» и постараться ограничить доступ к ключам. Кстати, это же касается не только сервисов, но и автомоек, шиномонтажей и т. п.
Разводка N9: было ваше — стало наше
Распространена у дилеров, хотя иногда встречается и на обычных сервисах: скрутить у клиента новую запчасть, а ему поставить старую. Как вариант — списать по гарантии вполне исправный агрегат, клиенту поставить новый, а снятый — продать. Или вообще ничего не трогать — тут уж как получится выкрутиться.
Следить за ремонтом, внимательно осматривать замененные делали, требовать положить старые детали в багажник вместе с упаковками от новых.
В случае с гарантийным мошенничеством (если вы его тем или иным образом обнаружили) — вам решать, стоит ли вообще обращать на это внимание.
Разводка N10: операция «Имитация»
Вариант предыдущей схемы – вместо вполне исправной запчасти вами ставят такую же, только в состоянии «вот-вот сломается» , причем сделать это можно так, что комар носа не подточит! Например, при замене загудевшего подшипника ступицы походя поменять привод на более старый. Да еще сказать с умным видом:
Знаете, я попутно посмотрел привод — что-то там во внешнем шарнире люфты сильные.
С подшипником все будет тип-топ, а вот привод через две-три тысячи километров начнёт хрустеть, и вам снова придется ехать в сервис. Скорее всего, в тот же, в котором работает такой провидец-диагност.
В первую очередь — внимательно следить за процессом ремонта (конечно, с пониманием того, зачем и почему делается та или иная операция, без этого вам на голубом глазу поменяют полмашины, а вы и глазом не моргнете). Но лучше всего, конечно, поискать честный сервис.
Пора колодки менять. Какими способами хитроумные автомеханики пытаются обмануть доверчивых дам
О способах развода в автосервисах было известно и до пандемии. Но безденежье , резкий спад клиентов и растущая кредитная нагрузка вызвали у недобросовестных владельцев ремонтных мастерских соблазн подзаработать. Известная фраза «что для клиента хорошо — механику плохо» как нельзя лучше характеризует стремление нажиться на некомпетентном клиенте. Ну , а как иначе? Кто чаще ломается , тот чаще и чинится. О том , как станции технического обслуживания и автомастерские обманывают клиентов и особенно клиенток , в материале altapress.ru.
Любителя за версту видно
Ушлые мастера на станциях техобсуживания попытаются обмануть владельца , если поймут , что он не разбирается в устройстве автомобиля. Для этого профессионалу достаточно задать клиенту несколько наводящих вопросов о характере поломки и посмотреть на реакцию любителя.
«Обычно с первых минут можно определить уровень осведомленности водителя. Некоторые сразу и честно говорят , что они ничего не понимают. Или что автомобиль давно не обслуживался. Есть и такие , кто просто отдает ключи , просит осмотреть авто и уезжает по своим делам. Такие , кстати , очень рискуют потом искать угнанный автомобиль , потому что опытному слесарю сделать ключ к сигналке не так уж сложно», — комментирует Виктор Сомов , автомеханик и водитель с 13-летним стажем.
По словам Виктора , как бы ему не хотелось обижать дам , но именно женщины чаще попадаются в ловушки из-за неподготовленности к походу в автосервис.
Самые распространенные способы
Некомпетентного клиента несложно аккуратно развести на деньги. Например , всем известная фраза «у меня там что-то стучит» может вылиться в крупную сумму , потому что работник сервиса неожиданно обнаружит полнейший износ всей ходовой части ( от протектора до коллектора). А на деле , нужно было заменить резинку в подвеске.
Но если клиент поверил в износ шаровой опоры , рулевой рейки и концевой при таких симптомах , то список услуг может оказаться для него просто «золотым».
Ольга Холуянко,
автоледи из Барнаула:
Был один случай у меня. Надо в машине было поменять бензобак: купила я его , притащила в сервис и попросила заменить. Стоило эта услуга тогда по прайсу пару тысяч рублей. Так вышло , что с автомехаником , который занимался моей машиной , мы потом задружили. Как-то он мне признался , что цену за услугу написали в прайсе якобы потому , что выполнили работы по максимуму , то есть сняли спецзащиту на дне и прочее для машин более высокого класса. А на деле , мой новый знакомец открутил 4 болта и закрутил их обратно , что по сути стоило гораздо дешевле.
Подобных ситуаций очень много. Чтобы не попасть впросак , есть два решения. Первый — если не разбираешься , бери с собой человека , который понимает в ремонте автомобилей. Второй — выясняй стоимость услуги , смотри средний ценник в интернете и сравнивай.
Торгашество и «кража» старых запчастей
В некоторых автосервисах есть собственные склады и магазины с автозапчастями. Естественно , продукцию нужно как-то реализовывать. И не факт , что запчасти для вашего авто будут новые и оригинальные. Зачастую бывает так , что вполне рабочую деталь , которую по регламенту уже пора заменить , механик оставляет себе.
Вера Николаева,
автоледи из Бийска:
Пару лет назад , когда только получила права , муж отправил меня менять колодки. Он не смог со мной поехать , но сказал , чтобы все , что работники сервиса снимут , я забрала с собой. За работой механиков я не смотрела , сейчас понимаю , что зря. В общем , спустя какое-то время выходит мастер и говорит все готово. Я спросила про старые колодки. Молодой человек начал объяснять , что они стерлись и толку от них не будет. И вообще он их выбросил в мусорку. Разбираться я не стала , не буду же лазить по мусорным бакам. Что делать в таких случаях , я не знала , да и новые колодки мне поставили.
Манипуляция с мусоркой делается для того , чтобы деталь не возвращать , а в дальнейшем «отреставрировать» и перепродать в качестве новой. Такое часто проделывают с китайскими дисками , выставляя их на витрины в качестве оригинала. На таких запчастях машина живет следующие 1−2 тыс. км , а потом снова посещает СТО. И так по вечному кругу.
Не виноватые мы — он сам принес
Автосервисы , у которых в наличие есть собственные магазины и склады , как вы уже поняли , вынуждены искать уловки , чтобы реализовать свои запчасти. Но автовладелец может нагрянуть в СТО с собственной деталью. в таком случае , по словам Виктора , нужно быть готовым к тому , что деталь может оказаться «бракованной». И когда разгневанный клиент предъявит претензию , получит закономерный ответ о том , что он сам привез бракованную деталь.
Затем ему , конечно же , предложат все исправить , но для этого нужно купить «вот в этом магазине» качественные запчасти.
В правильных СТО колодки , диски , шланги и прочие снятые детали выдают владельцу — аккуратно укладывают в багажник снятые запчасти.
Сделано из навоза и пиломатериалов
Конечно , некоторые автовладельцы виноваты сами. Они ищут способы сэкономить и выбирают мастерскую по принципу «где бы подешевле». Но в результате в стремлении не переплатить они обращаются в богом забытые «шиномонтажки» в районе местных гаражей и попадают на более крупные суммы. Обычно результаты работ умельцев из таких контор вызывает шок — либо выхлопная труба по дороге отвалится , либо машина «сядет» в ближайшем кювете.
Елена Ткацева,
автоледи из Барнаула:
Когда навещала родственников в Рубцовске , решила воспользоваться отпуском и установить , наконец-то , новенькую магнитолу. Мне посоветовали одно из небольших СТО , недалеко от окраины города. Сказано-сделано. Машину отогнала в небольшой гараж , где улыбающийся молодой человек заверил , что все будет в лучшем виде. После установки , казалось , что магнитола стоит в панели , как влитая.
Но через несколько месяцев , на очередной кочке она вылетела. Выскочила из ниши как хлебушек из тостера! Жаль , что я не сфотографировала то , что они наляпали на бедную магнитолу изнутри. Это были куски чего-то черного , старый двусторонний скотч , какие-то палки. Если перефразировать известную идиому , все было сделано с использованием навоза и пиломатериалов.
Решение проблемы для экономных: выберите автосервис , который нравится вашим опытным друзьям-автомобилистам. Таким образом вероятность быть обманутыми становится , как минимум , меньше , и о ценах на услуги ремонта вы будете осведомлены.
Как не попасться на обман
Виктор дал несколько простых советов , в том числе и для автоледи. Для того , чтобы не стать обманутым в автосервисе нужно:
- Выбрать узкоспециализирующийся сервис или дилерский центр , который занимается конкретной маркой.
- Посоветоваться с друзьями о репутации СТО. Сарафанное радио всегда хорошо работало. Однако автосервисы в гаражном кооперативе лучше избегать.
- Узнать заранее цену за нормо-час. А также уточнить , можно ли находиться в ремонтной зоне.
- Берите с собой мужа , брата , свата , которые хотя бы немного понимают , как производится ремонт.
- Проверить заказ-наряд и услуги , которые там прописаны. Если в акте будут указаны работы , на которые клиент ранее не давал согласие , то он может их не оплачивать. Также уточните , есть ли компьютерный учет , который обеспечит фиксирование всех работ , чеки и гарантии.
- Запросить пакет документов от поставщика-производителя и осмотреть запчасть на наличие логотипа , если в автосервисе пытаются продать детали со склада.
Когда клиент понимает , что его обманули или что автосервис некачественно выполнил работы , он может обратиться непосредственно в СТО для решения проблемы. Либо по гарантии , либо согласно Закону «О защите прав потребителей» автосервис в удобные для клиента сроки должен устранить «оплошность». В случае , когда СТО не идут на контакт , клиент может подать в суд.
Вне шаблона
Не всегда автоледи становятся «жертвами» недобросовестных автомехаников. В подтверждение — небольшая история об одной из таких представительниц.
Елена Вобина,
автоледи из Барнаула:
Была такая веселая ситуация у моей подруги. Она раньше работала мастером приемщиком на СТО , занималась подбором автомобильных запчастей. Прошло время , она уволилась и переехала на другой конец страны , в Москву. Наступила зима , а всем автовладельцам известно , что при переходе сезонов лето-зима необходимо менять жидкости в машине ( а также отслеживать их состояние и вне сезона , менять по километражу), проверить ремни и прочее. В общем , пришла она в популярную сеть СТО и там ей начали втирать про то , что у нее стойки «пробиты» и большие проблемы в ГРМ.
Она послушала и попросила показать , где и в чем проблема. Когда они начали грязь выдавать за поломку ( понятия не имею , как это выглядело), она провела элементарную диагностику , показав этим ремонтникам , что если девушка в СТО обратилась , это не всегда пустая голова.
Дело закончилось звонком на горячую линию и записью в книге жалоб. Девушка обратилась в другое СТО , где ей оказали качественную услугу.
- Дарья Зыкова
- Места
- Барнаул
- Бийск
- Рубцовск
«Толсторогий баран» и гранат за три «лимона». ТОП-10 самых дорогих автомобилей на вторичном рынке Барнаула
Водители не экономят только на шинах: в два раза снизились расходы на подготовку к зиме
Недовольный клиент застрелил сотрудника российского автосервиса
- Сюжет: Автокурьезы
- Сюжет: Автомобили в нашей жизни
Эта закладка предназначена для тех наиболее внимательных из вас, кто замечает опечатки, орфографические, пунктуационные и фактические ошибки в наших текстах и хотел бы помочь нам исправить их. Мы заранее благодарим всех, кто вместе с нами стремится улучшить качество наших материалов. Ваша помощь неоценима не только для редакции — она также важна для тех читателей, которые благодаря вам прочтут эти тексты в правильной редакции.
Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
10 частых уловок столичных автосервисов: как не отдать все деньги на СТО
Чем быстрее автосервис поймет, что если ничего не скрывать и не обманывать клиента, то выстроится очередь до Луны, тем ему лучше. Но соблазн «наварить» здесь и сейчас велик — мало кто сегодня разбирается в ценах и устройстве автомобиля.
Поэтому среди автосервисов Москвы и отдельно взятых мастеров встречаются откровенные «разводилы». Они готовы пожертвовать репутацией и обмануть вас в мелочах или по-крупному. Разберем десять частых уловок столичных техцентров и СТО, с помощью которых наживаются на клиентах.
Завысить цену
Часто клиент автосервиса слабо ориентируется в ценах. А выяснять их некогда — поломки случаются всегда не вовремя и устранить их хочется как можно быстрее. Отсюда появляется спешка и звонок в первый попавшийся сервис (далеко не у всех есть свой проверенный мастер). Клиент просто не успевает оценить стоимость аналогичных предложений на рынке. Этим и пользуются. В итоге простая замена гаек и болтов выливается в кругленькую сумму. Но работа уже выполнена и за нее придется заплатить.
Как бороться. Смотрите цены на агрегаторах сервисов. Это что-то типа доски объявлений. В одном месте за пять минут можно ознакомиться со стоимостью конкретной услуги во многих автосервисах региона. Там же найдете отзывы и рейтинги организаций, ориентируясь на которые сможете выбрать подходящий вариант.
Несуществующие проблемы
Предположим, что у вас застучало что-то в подвеске.
И вы слабо разбираетесь в ее устройстве. Приезжаете на сервис, мастер видит, что вышел из строя копеечный сайлентблок. Вместо того, чтобы честно выполнить замену сайлентблока, сервисмен начинает громко охать и говорить, что заодно придется менять и сам рычаг — он сильно люфтит. Может даже подергать за него, чтобы продемонстрировать стук. Конечно, рычаг будет люфтить и стучать, пока не заменили сайлентблок. Если сам рычаг не имеет деформаций, стук уйдет и без его замены.
Или вот — был реальный случай, когда далекий от механики парень приехал на сервис. У него в бачке омывателя отломался щуп для проверки уровня жидкости. Вместо того, чтобы достать его и заменить крышку, клиенту заменили бачок. Рассказали, что хвостик не достать из старого бачка, а он может проскочить в двигатель и застрять в коробке. АКПП сломается, и ее придется менять. А это очень дорого… В итоге покупка нового бачка вместо копеечной крышки с щупом.
Как бороться. Во-первых, нужно хоть немного интересоваться своим автомобилем. Если что-то сломалось, погуглите 10 минут — это может сэкономить вам тысячи рублей. Во-вторых, если вы полный «чайник» в этом деле, возите с собой знакомого, который разбирается в починке автомобилей. Если такого приятеля нет, проведите частичную диагностику автомобиля на двух разных автосервисах, прежде чем принимать решение о ремонте.
Фиктивная замена исправных деталей
Очень часто, если при автосервисе есть собственный магазин запчастей, а клиент не присутствует при обслуживании автомобиля.
Смысл аферы — диагностика выявляет несуществующую поломку исправной запчасти, которая еще поработает пару-тройку лет. Но вам говорят, что ее нужно заменить. И по чеку, вроде бы, меняют. Но вы не получаете на руки старую деталь — «мы ее уже выкинули, потеряли, сразу утилизировали по закону, уронили в кратер вулкана. »
Конечно потеряли, потому, что она осталась внутри автомобиля на том же месте.
А новая деталь со склада списывается, как проданная, и уходит на повторную продажу «налево».
Вариация обмана. Деталь могут действительно заменить на новую, а старую показушно при вас выкинуть в мусорку со словами, что она больше никуда не годится. Вы уезжаете с сервиса, а вашу слегка пользованную деталь достанут из мусорки, сдуют пыль и продадут как недорогой аналог, или б/у запчасть.
Как бороться. Требуйте, чтобы вам возвращали старую запчасть.
Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденные постановлением правительства РФ от 11.04.2001 N 290 (ред. от 31.01.2017), в пункте №35 содержат следующие строки:
«После исполнения договора или отказа потребителя от его выполнения исполнитель обязан выдать потребителю справки-счета на вновь установленные на автомототранспортное средство номерные агрегаты, представить потребителю отчет о расходовании оплаченных им запасных частей и материалов и возвратить их остатки либо с согласия потребителя уменьшить цену услуги (работы) с учетом стоимости остающихся у исполнителя неиспользованных запасных частей и материалов, а также возвратить замененные (неисправные) узлы и детали»
Закон «О защите прав потребителей» тоже на вашей стороне. В статье №35 этого закона говорится, что исполнитель обязан представить отчет об израсходовании материала и возвратить его остаток.
Не стесняйтесь требовать свое по праву.
Частичный долив масла по цене полной замены
СТО часто грешат показной заменой масла.
Вместо полного слива отработки, промывки двигателя, замены масляного фильтра и заливки свежего масла, мастер делает по-своему — просто доливает масло до необходимого уровня и меняет масляный фильтр. Это мало похоже на правильную смену масла в двигателе.
Делается это с целью перепродажи неизрасходованного масла из канистры, особенно, если это масло премиального класса.
Как бороться. Наблюдайте за процедурой замены масла. Если это невозможно, обязательно проверьте масляный щуп после окончания процедуры. Сажа с грязью на нем тонко намекнет вам о том, что масло не менялось. Свежее масло в чистом двигателе должно быть без примесей и иметь золотистый оттенок.
Намеренная порча сайлентблоков
Одна из уловок столичных техцентров и СТО при диагностике подвески.
Когда автослесарь находит реальную проблему с рычагами подвески или стойками стабилизаторов, он демонтирует их. Вместе с ними снимают сайлентблоки, которые мастер незаметно для клиента режет или пережигает. Зачем? Чтобы показать поломку клиенту и развести его еще и на дорогую замену сайлентблока.
Как бороться. Можно в процессе ремонта внимательно следить за инструментами в руках автослесаря, чтобы там не появилась паяльная лампа. Если обратились с подвеской, лучше самому осмотреть сайлентблоки, когда машину поднимут.
Симуляция серьезных повреждений АКПП
Все боятся поломки АКПП. Все думают, что это дорого. Но бывают случаи, когда ремонт отдельных элементов коробки стоит копейки. И мастерам это не нравится. Возни много — денег мало. Хочется большего.
Поэтому бывает, что при сливе масла из КПП аккуратно подсыпают металлическую стружку в сливную тару. Потом показывают опилки в отработанном масле — это гарантирует неизгладимое впечатление. И вот уже клиент верит в то, что коробка нуждается в капитальном ремонте или, если повезет сервису, в полной ее замене.
Как бороться. Только контрольная диагностика коробки на другом СТО, либо ваша внимательность.
Б/у деталь вместо новой
Классика, хоть и встречается чаще в придорожных сервисах, где клиент оказался случайно, проездом и по экстренной необходимости. Там и так знают, что клиент к ним больше никогда не вернется. И ему можно подсунуть вместо новой запчасти старую, но хорошо отмытую и даже крашеную. По цене заводского оригинала.
Как бороться. Проверять чек, смотреть на номенклатуру и название детали, которую пробили. Проявить бдительность, если в чеке неопределенное «товар 1» или «услуга N». Следите за четким заполнением заказа-наряда. Проверяйте наличие ФИО мастера и описание гарантии, либо наличие отдельного гарантийного талона.
Лучше всего вовремя проводите плановое ТО автомобиля. Не тяните с заменой изношенных запчастей до того момента, когда поломка настигнет вас на трассе и придется заезжать в придорожный сервис.
И если обнаружили обман, знайте, что на вашей стороне 10 статья Закона о правах потребителей, которая гласит: «Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом»
Навязывание услуг, которые всплыли во время ремонта
Любимая тема для сотрудников московских (да всех в мире, наверное) СТО.
Клиент отдает автомобиль для замены подшипника ступицы, а в процессе работы мастер (не от прямоты рук) ломает саму ступицу. В конце ремонта заявляет, что эту деталь пришлось поменять — она была негодная. Хотя изначально это не оговаривалось и вопрос замены ступицы не стоял в листе заказа-наряда.
В итоге, представители СТО настаивают на том, что ступицу придется оплатить клиенту, иначе он не получит обратно свой автомобиль.
Как бороться. Платить только за то, что оговаривалось изначально. И смело забирать автомобиль. Если работники автосервиса препятствуют этому, звоните в полицию. Если есть возможность уехать без машины, обращаетесь в суд и выигрываете его (со 100-процентной вероятностью) с компенсацией за причиненный ущерб — посчитайте, сколько дней вы были без своего транспорта, какую выгоду потеряли, сколько денег могли бы заработать в это время, если бы были «на колесах».
Закон на вашей стороне.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме. В соответствии с ч. 3 той же статьи Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.
Дополнительные расходники
Чаще всего эта проблема встречается у официалов. Они пытаются заработать буквально на всем. Особенно там, где при ремонте был затрачен всего один баллон WD-40 или любой другой смазочной или очищающей жидкости, они с радостью впишут в заказ-наряд три таких баллона.
Как бороться. Основываясь только на внутренних ощущениях, которые вам подсказывают, что восемнадцать баночек ступичной смазки на один подшипник — это перебор. Можете попробовать поскандалить и потребовать предоставить пустую тару.
Водила-разводила
Подвох директора компании, в которой есть штатный водитель. Этот человек в один момент может решить, что вы ему мало платите. Он может задумать заговор с работниками автосервиса, на котором постоянно обслуживается ваш служебный автомобиль.
Далее события могут развиваться всеми описанными способами. Только обманывать вас будет СТО через посредника (вашего водителя), который заверит, что там работают грамотные ребята и он полностью им доверяет. А то, что обращения на сервис стали еженедельными, так это от того, что автомобиль просто уже очень старый.
Водитель с мастерами СТО находится в доле. Ему выгодно «ремонтировать» автомобиль все чаще.
Как бороться. Контролируйте расходы на содержание автомобиля. Если они растут — это косвенный признак обмана. Следите за поведением водителя. Если у него на сервисе появились закадычные друзья-товарищи, с которыми он все чаще встречается и упоминает в разговорах — тоже звоночек.
Появились подозрения — смените сервис. Загоните автомобиль на диагностику в любой другой сервис и попросите присутствовать при осмотре.
Как себя вести на автосервисах
Погуглите проблему и сравните цены
Требуйте старые запчасти
Если можно, присутствуйте при ремонте (даже если это бесит мастера)
Проверяйте чеки, следите за номенклатурой
Платите только за то, на что договаривались
Делайте контрольный осмотр в разных сервисах
«Продавцы обманывают в 90% случаев». Откровенный разговор с автоподборщиком
Каждый покупатель хочет быть уверенным в том, что товар, за который он отдает свои деньги, стоит этой самой суммы. Покупка автомобиля не исключение. Довольно трудно не попасться на удочку нечестных продавцов, уверяющих, что машина «небитая, некрашеная, в отличном состоянии, а пробег вообще мизерный, честное слово». Тогда прибегают к помощи автоподборщиков, которые выносят свой вердикт о целесообразности покупки того или иного экземпляра. Мы решили пообщаться с таким человеком (пожелавшим остаться инкогнито) и узнать побольше о его работе и обманах на авторынке, а также выяснить, о чем стоит помнить как покупателям, так и продавцам автомобилей.
Главное — побыстрее найти хоть что-то?
«Для меня нет разницы, выбираю я машину для клиента или же для себя, — начинает собеседник. — Человек моей профессии должен кайфовать от автомобиля, от его состояния, он должен найти такую машину, чтобы самому захотелось ее купить. Есть сомнения — двигаемся дальше. Когда подборщик заключает договор, он не должен стремиться его побыстрее закрыть. Поэтому иногда сложно говорить о каких-то конкретных сроках выполнения заказа. Для примера, Toyota Avensis подбирается в среднем 40—50 дней. А однажды нашлась всего за два дня. Всегда говорю клиенту, что если мне понравится найденный экземпляр, то ему тоже».
За какую работу не берутся?
«Я считаю, что нет такого понятия „машина в свои деньги“, это самообман. Есть хороший автомобиль, а есть плохой. Ценовой диапазон довольно обширный, но мы принципиально стараемся не работать с бюджетом до $7000, — продолжает мужчина. — Почему? Потому что это основной бюджет разного рода перекупщиков. Найти что-то достойное до $7000 чрезвычайно сложно, а людям, естественно, хочется купить новую машину, и не важно, за $4000 или за $40 000. При бюджете в $8000 и более шанс увидеть что-то приличное, что-то „посвежее“ увеличивается. Хотя бывают моменты, когда люди, имея на руках $10 000, пытаются искать Porsche или Audi A8, чтобы создать видимость владельца качественного автомобиля. Но ведь несложно понять, что за такие деньги упомянутых машин в приличном состоянии не будет. В основном же мы работаем с клиентами, ищущими автомобили в диапазоне от $10 000 до $25 000. Есть часть покупателей с бюджетами $40 000 или $50 000 (а то и больше), но такая публика не любит сильно светиться. Оно и неудивительно, на самом деле».
Подталкивают к выбору советами?
«Самые популярные марки, конечно, немецкие или японские, а также корейские, — рассказывает автоподборщик. — Французские машины тоже пользуются хорошим спросом, но это практически всегда новые модели с японскими коробками и проверенными моторами, поскольку люди хотят покупать не просто „свежачок“, но качественные автомобили. Я сам, являясь пользователем японской машины, зачастую подталкиваю клиентов к такому же выбору, потому что в Стране восходящего солнца делают реально крутые вещи, которые будут долго и исправно тебе служить. Некоторые двигатели мы даже не рекомендуем рассматривать к покупке, например мотор Audi TFSI объемом 3 литра или 1,6 ЕР6 от PSA».
Как часто продавцы обманывают?
«Я бы сказал, что обманывают в 90% случаев, — признается специалист. — И далеко не всегда в этом виноват продавец. У многих складывается мнение, что все, кто занимается перепродажей автомобилей, — это обязательно барыги. Вовсе нет. Барыга покупает хлам, чистит его, полирует и пытается „впарить“ под видом нормальной машины. Перекупщик — другое дело. Он покупает хороший автомобиль, который по адекватной цене надо продать в Беларуси. Самой большой проблемой перекупщиков является скручивание пробега. Это ежедневная практика. Часто пытаются выдать минимальную комплектацию машины за топовую. Допустим, в Mercedes меняют решетки колонок и ставят с названием дорогой акустики Burmester. Все это отлично работает с покупателем, ведь когда человек сильно хочет купить автомобиль, он зачастую теряет бдительность и не видит элементарных вещей до тех пор, пока не будет слишком поздно».
Что делать со сматыванием пробега?
По мнению мужчины, в первую очередь в случае импульсивных покупок стоит обращаться к автоподборщикам: «Первое впечатление очень важно, продавцы этим пользуются. Натирают машину до блеска, перешивают салон в какой-нибудь необычный цвет. Усыпляют бдительность клиента. Однако сейчас многие ищут варианты через подборщиков, считая их более непредвзятыми. Соответственно, продавцам нужно быть готовыми к серьезным проверкам, а не бросаться с критикой в наш адрес. Покупатели же, в свою очередь, должны перестать воротить нос от автомобилей со смотанными километрами. Раньше, по сути, вообще не было возможности определить точный пробег. В итоге человек практически всегда покупал машину, которая якобы отъездила 120 000 км, но с реальным пробегом под 200 000. Тогда это было в порядке вещей, однако сейчас вызывает удивление, хотя в действительности благодаря этому клиенты теперь могут получать представление о том, как далее обслуживать автомобиль. Можно ли перестать сматывать пробег? Сложный вопрос. Я часто слышу от продавцов, что, оставив реальный пробег, они лишаются всякого интереса со стороны покупателей. Но тут все относительно. Скрутить со 190 000 до 130 000 или же с 300 000 до 100 000 — есть разница? То-то и оно. К тому же рынок сильно изменился. Когда-то были двигатели-миллионники, а теперь бывает так, что после 190 000 мотору уже пора на покой».
Бывает ли, что клиент становится на сторону продавца против подборщика?
«Случается, укажешь продавцу на жесткий кузовной ремонт, а у него сразу глаза на лоб, как будто он и не знал, — смеется собеседник. — „Вот это четко сделали, да? Я даже не заметил!“ Ну, я ему говорю, что ничего не четко, что все видно. Потом отмечаю смотанный пробег — 100 000 км скрутили. Продавец и здесь не теряется. Говорит: „Сотку скрутили? Ну так это не миллион!“ И ладно, когда настолько все заметно. Но когда таких, казалось бы, мелочей много, то продавец все спускает на тормозах, а клиент, если не слишком твердо настроен, начинает с ним соглашаться. В итоге я оказываюсь занудой и придирой. Приходится объяснять человеку, что из мелочей соберется нормальный такой снежный ком, который сильно ударит по карману».
За подборщиками надо перепроверять?
«Различные курьезы происходят чуть ли не каждый день, — честно говорит автоподборщик. — Однажды у меня была перепроверка. Девушка хотела себе BMW 330. Я нашел. Идеальное состояние, все как надо (выявил только дефектацию КПП), даже несмотря на то, что „утопленник“. Что значит „утопленник“? В США кто-то воспользовался страховкой, залил немного машину водой, будто бы она пострадала от наводнения, провел независимую экспертизу по АКПП, и „тройка“ улетела на аукцион. Короче говоря, я все проверил, девушка со мной согласилась, но потом устроила перепроверку у „бээмвистов“. Они нашли дефектацию КПП (как и я), но еще отметили, что силовая часть покрашена. При этом навесные элементы оказались нетронутыми. Я не поверил. Не может быть, чтобы при повреждении силовой части прочие элементы не получили никакого урона. Предложил приехать и осмотреть автомобиль дополнительно, чтобы мне показали, из-за чего они сделали такое заключение. Они, понятное дело, отказались».
Рынок вторички не просел?
«С учетом нынешних событий в Беларуси заказов у нас меньше не стало, даже наоборот, — отмечает собеседник. — У тех, кто продает машины, есть проблемы, а наши услуги по-прежнему остаются весьма востребованными. Тут важно понимать, что тех, кто хочет купить хороший автомобиль, много. Проблема в другом: найти стоящий экземпляр становится сложнее».
Не много ли подборщиков стало?
«В последнее время действительно появилось немало автоподборщиков, — соглашается специалист. — Нетрудно понять, почему люди решили заняться этой деятельностью. Они думают, тут очень много денег. Но они не учитывают, с какими трудностями сопряжена данная работа. Без грамотной логистики ничего не выйдет. У нашей команды есть представители по всей Беларуси, имеются контакты в России. Подбирать машины только по Минску или только по Бресту бессмысленно. И очевидно, недостаточно просто купить толщиномер и посмотреть видео на YouTube, чтобы мнить себя экспертом в этой области».
А не бывает, что продавцы дружат с подборщиками?
«Меня, бывало, спрашивали, какова вероятность того, что я не вступлю в сговор с продавцом, не захочу обмануть, — вспоминает оценщик. — Я в таких случаях отвечал просто: „Вам не ко мне“. А что еще можно ответить? Зачем доказывать что-то на словах? Пусть заходят в соцсети, смотрят, чем мы занимаемся. После осмотра я предоставляю отчет объемом в 150—200 фотографий и 5—15 видео с комментариями. Там любому клиенту будет понятно, стоит брать машину или нет».