Оптимизма и не видно: по итогам 2019 года продажи новых автомобилей упали
Оптимизма и не видно: по итогам 2019 года продажи новых автомобилей упали
По итогам 2019 года рынок новых автомобилей сократился на 2,3%
По данным Комитета автопроизводителей АЕБ, в период с января по декабрь 2019 года в России было продано 1 759 532 автомобиля. Таким образом, за весь прошедший год было реализовано на 41 059 штук меньше новых автомобилей, это на 2,3% меньше, чем в 2018 году.
При этом, как сообщают аналитики, декабрь 2019 года ознаменовался ростом уровня продаж на те же 2,3%, или на 3 995 штук в количественном эквиваленте по сравнению с декабрем 2018 года и составил 179 235 автомобилей. Этот финишный рывок несколько сгладил не самый удачный год, в котором, несмотря на старания игроков и выгодоприобретателей, получить очередные растущие значения не получилось.
Тем не менее Йорг Шрайбер, Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ, в своем ставшем привычном подведении итогов заявил следующее:
«Благодаря усилиям игроков по закрытию месяца продажи декабря выросли на 2,3% относительно прошлого года.
Несмотря на это, общие продажи за 4-й квартал остались в негативной зоне, показывая 3,0% падение по сравнению с таким же периодом прошлого года. В целом продажи в 2019 году составили 1,76 млн единиц, что на 41 тыс., или 2,3% ниже уровня 2018 года».
Но эти рассуждения сплошь о прошедшем. Что ждать в будущем? А вот на этот животрепещущий вопрос не может ответить ни один из специалистов. По крайней мере, чтобы на 100, да что там, хотя бы на 80%.
Вот, как считают, будут развиваться события в наступившем году в Комитете автопроизводителей АЕБ:
«В наступившем году мы ожидаем похожей по сложности ситуации на рынке. Прогноз на 2020 год – 1,72 млн единиц, что представляет собой дальнейшее понижение на 2,1% относительно уровня, достигнутого в 2019 году».
Таким образом, ждать новых высот по продажам пока не только преждевременно, но и неразумно, хотя бы потому, что никто не знает, какие влияния окажут уже устоявшиеся препоны на пути развития рынка и будут ли новые вызовы для автопроизводителей и в конечном счете для покупателей.
Отметим лишь, что 25 самыми продаваемыми новыми легковыми и легкими коммерческими автомобилями в РФ за январь-декабрь 2019 года стали:
1. | Lada Granta | 135 831 |
2. | Lada Vesta | 111 459 |
3. | Kia Rio | 92 475 |
4. | Hyundai Creta | 71 487 |
5. | Hyundai Solaris | 58 682 |
6. | Volkswagen Polo | 56 102 |
7. | Lada Largus VP | 43 123 |
8. | Renault Duster | 39 031 |
9. | Volkswagen Tiguan | 37 242 |
10. | Renault Logan | 35 391 |
11. | Skoda Rapid | 35 121 |
12. | Kia Sportage | 34 370 |
13. | Toyota Camry | 34 017 |
14. | Lada 4×4 | 31 923 |
15. | Toyota RAV4 | 30 627 |
16. | Renault Sandero | 30 496 |
17. | Lada XRAY | 28 967 |
18. | Skoda Octavia A7 | 27 161 |
19. | Renault Kaptur | 25 799 |
20. | KIA Optima | 25 707 |
21. | Nissan Qashqai | 25 158 |
22. | Skoda Kodiaq | 25 069 |
23. | Mitsubishi Outlander | 23 894 |
24. | Hyundai Tucson | 22 753 |
25. | Mazda CX-5 | 22 565 |
Что касается остальных наиболее и наименее успешных автомарок, информацию о них вы можете подробнее прочитать в статистике продаж новых автомобилей здесь
Скажем лишь, что среди марок наиболее успешными в процентном соотношении за январь-декабрь 2019 года стали:
Haval – 12 284 ( 282%)
Geely – 9 602 ( 1 86%)
Changan – 2 805 ( 86%)
Лидерами остаются Lada c 362 356 ( 1% ) проданных автомобилей всех моделей, Kia с 225 901 ( -1% ) автомобилями и Renault – 144 989 ( 6% ) штуки.
К сожалению, у большинства остальных марок год по итогу не задался, уйдя в минусовые значения.
Не лучшие ожидания: россияне стали хуже покупать новые машины
Ассоциация европейского бизнеса опубликовала результаты продаж новых легковых автомобилей по итогам июня и первого полугодия 2019 года. По сравнению с теми же периодами прошлого года, рынок просел на 3,3% и 2,4% соответственно. В абсолютных цифрах это выглядит так: за июнь было продано 151 180 новых автомобилей против 156 351 в 2018-м, а всего за первое полугодие 2019-го в России было реализовано 828 750 автомобилей против 849 221 за первые шесть месяцев прошлого года.
По словам председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, поводов для оптимизма почти нет: «Ожидания на рынке в отношении второй половины года не лучше. Ясно, что рост рынка в 2019-м уже больше нереалистичный сценарий. Даже при некотором положительном тренде во второй половине года самое лучшее, на что можно было бы надеяться, — повторение результата продаж прошлого года».
Тренд к снижению наиболее заметен в сегменте масс-маркета. По итогам июня лидером по продажам остается отечественная Lada (30 768 автомобилей), однако по сравнению с прошлым годом продажи снизились на 2%. На втором месте идет Kia с результатом в 19 343 машины и также с падением на 3%. А третью строчку в рейтинге занимает Hyundai, продавший 16 331 автомобиль, но показавший наименьшее снижение в 1%. Самое серьезное падение (-12%) продемонстрировала французская марка Renault с результатом в 11 944 автомобиля.
В масс-маркете есть и компании, которые продолжают показывать рост, несмотря на общее падение рынка. Volkswagen реализовал 9441 машину, показав рост в 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рекорд принадлежит Ford, который показал рост в 43%.
Впрочем, как пояснил Autonews.ru директор по маркетингу АГ «АВИЛОН» Андрей Каменский, этот взлет продаж связан с уходом легковой линейки Ford из России: «Ford перед уходом с рынка активно распродает оставшиеся в наличии автомобили с большими скидками. Мы, например, в настоящий момент реализуем легковые автомобили американской марки со скидками от 175 до 400 тыс. руб., в зависимости от модели, что составляет от 10 до 20% от базовой стоимости машин».
В сегменте премиальных и люксовых автомобилей наблюдается стабильный прирост продаж. Наилучший темп роста (+56%) продемонстрировала новая корейская марка Genesis, реализовавшая за первое полугодие 1061 автомобиль против 678 за аналогичный период прошлого года. Рост в 25% процентов показала и шведская Volvo, продав за 6 месяцев 3913 автомобилей против 3132.
Среди немецких премиум-брендов лучший показатель у Porsche — рост на 23%. Но в абсолютных значениях лидерство продолжает удерживать BMW, реализовавшая за первое полугодие 19 845 машин, — это на 17% больше, чем годом ранее.
Следом идет Mercedes-Benz, продажи которого увеличились на 3%, до 18 969 против 18 504 машин. Третье место в общем рейтинге занимает Lexus (9257 единиц), сместивший на четвертое Audi с результатом 7313 автомобилей. При этом обе компании показали падение в 20% и 1% соответственно.
Но наиболее крутое пике среди премиум-брендов продемонстрировала марка Cadillac, входящая в концерн General Motors. За первое полугодие 2019 года падение составило 24% в сравнении с тем же периодом прошлого года.
На сегодня концерн GM продает в России «тяжеловесов» Chevrolet Tahoe и Traverse, имиджевые модели Camaro и Corvette, а также четыре модели Cadillac (XT5, Escalade, CT6 и CTS-V). Российские дилеры реализуют все эти автомобили, отмечая отсутствие какого-либо дефицита в стоке, несмотря на сильное падение продаж по рынку в целом.
Дилеров подвела жадность: продажи новых машин в России рухнули
Накрутки дилерами цен на новые автомобили привели к ожидаемому финалу: на фоне триумфального июньского отчета продажи в июле резко пошли на спад
По итогам июля продажи новых автомобилей на российском рынке сократились сразу на 6,5%, при том, что еще в июне они взлетели почти на 29%. В Ассоциации Европейского Автобизнеса считают, что продажи снизились из-за дефицита машин у дилеров на фоне продолжающихся проблем с нехваткой микрочипов. И еще к июлю прошлого года в России как раз закончился локдаун, после чего спрос на новые машины резко пошел вверх.
Однако причина не только в этом. В целом автомобильный рынок сейчас слишком перегрет и не выдерживает роста цен, обусловленного как объективными факторами (рост цен на металлы и автокомпоненты), так и банальной жадностью дилеров, которые на фоне нехватки машин накручивают к рекомендованной цене производителя еще 10-20% сверху. Плюс в июле россияне традиционно много тратят на отдых, а тут как раз открыли так любимую нашими соотечественниками Турцию – свободных денег на покупку машин попросту не осталось.
Но, как бы там не было, итог для большинства автопроизводителей не радующий. По сравнению с результатами июля прошлого года в пятерке лидеров российского авторынка в небольшом плюсе только Lada, а Kia, Hyundai и Renault демонстрируют падение в пределах 3-7%. Замыкающая Топ-5 Skoda рухнула сразу на 36%. Не лучше дела и у VW – минус 33%. При этом Chery смогла нарастить продажи на 248% и впервые стать самой популярной китайской маркой в России, обогнав Haval, прибавивший в июле «всего» 60%. Geely немного отстает, но тоже показывает неплохой рост – плюс 87%.
В Топ-5 самых популярных автомобилей в России подросли продажи только у Lada Vesta и Hyundai Solaris, а у остальных упали, причем у иномарок (Hyundai Creta, Kia Rio) – заметнее всего. В десятке бестселлеров схожая ситуация: заметно выросли продажи Lada Niva, и вдвое меньший рост показал Renault Duster, а вот VW Polo и Skoda Rapid ушли в минус, причем у «Поло» продажи упали более чем на треть.
Если падение продаж связано именно со снижением покупательской активности – это хороший знак. Есть шанс, что это позволит обуздать аппетиты дилеров и откатить цены на автомобили (как новые, так и подержанные) к более реалистичным цифрам.
Резкое торможение: с чем связан рекордный за 11 лет обвал мирового автомобильного рынка
В 2019 году продажи легковых автомобилей в мире упали на 4,4% — до 90,3 млн единиц. Обвал рынка стал самым масштабным со времён мирового финансового кризиса 2008 года. Об этом говорится в отчёте консалтинговой компании LMC Automotive.
Согласно исследованию агентства, продажи легковых машин сократились в большинстве регионов мира. Самое серьёзное снижение зафиксировано в Китае (на 8,3%), Мексике (8%), Канаде (3,4%) и Аргентине (43,1%). При этом относительно небольшой спад наблюдается в России (2,3%), странах Восточной Европы (2,7%), Южной Корее (1,6%) и США (1,4%).
«Главной причиной падения глобального рынка стало снижение спроса на автомобили. В первую очередь проблема затронула Китай, на долю которого сегодня приходится порядка 25% мировых продаж транспортных средств», — рассказал RT главный стратег «Универ Капитал» Дмитрий Александров.
Снижение китайского спроса на легковые автомобили эксперты связывают с обострением тарифной войны между КНР и США. Весной 2019 года отношения между Пекином и Вашингтоном резко ухудшились и стороны начали вводить взаимные торговые ограничения. После продолжительных переговоров государства договорились о перемирии и 15 января 2020 года подписали торговую сделку. Между тем эксперты не ожидают восстановления китайского и американского авторынков в ближайшее время.
«Торговые ограничения нанесли удар не только по спросу на авто, но и по производителям комплектующих. Это привело к снижению производственной активности в отрасли. Как ожидается, до 2021 года китайский авторынок, который остаётся крупнейшим в мире, может сократиться ещё на 10%. Вслед за ним ослабление начнётся на рынках США, Европы и Индии»,— рассказал RT главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович.
На мировой авторынок повлияло и массовое ужесточение экологических стандартов. Как рассказал RT эксперт компании «Международный финансовый центр» Дмитрий Иногородский, с 2020 года в Европе разрешена продажа новых автомобилей только с двигателями, соответствующими стандарту Евро-5. Норма позволяет бензиновым машинам сокращать выбросы серы на 80%, сажи — на 25% и оксидов азота — на 25%. В Китае аналогичный стандарт уже введён.
Однако эксперты утверждают, что новые экостандарты осложняют работу автопроизводителей и наносят удар по продажам.
«Компаниям приходится подстраивать свои производственные циклы под новые экологические требования. Для этого нужны средства, поэтому такие вливания значительно снижают финансовую устойчивость организаций», — пояснил Антон Покатович.
Усиление мер по борьбе с загрязнением окружающей среды не только сказывается на производстве, но и снижает спрос на бензиновые и дизельные автомобили. Об этом в интервью RT рассказал эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский.
«Автовладельцы постепенно пересаживаются на общественный транспорт и другие средства передвижения. Так, например, в 2018 году производственные доходы от продаж электровелосипедов достигли $15 млрд. Как ожидается, к 2025 году ежегодно продажи таких велосипедов будут составлять 50 млн единиц», — отметил Кричевский.
Давление на отрасль оказало и развитие сервисов каршеринга. Как отмечают аналитики, в последнее время аренда автомобиля становится доступнее и обходится дешевле покупки собственного транспорта.
«Каршеринговые и арендные сервисы оттягивают на себя значимую часть и без того подорванного спроса. Все факторы, оказывающие давление на спрос, имеют структурный характер и поэтому продолжат воздействовать на отрасль. Таким образом, в 2020 году авторынок может снизиться на 3—5%», — добавил Антон Покатович.
Дмитрий Александров полагает, что падение автомобильного рынка может привести к замедлению темпов промышленного производства в мире. Эксперт подчеркнул, что в будущем такая ситуация рискует усилить замедление глобальной экономики.
В своём новом докладе МВФ ухудшила прогноз по росту мирового ВВП с 3,4% до 3,3% в 2020 году и с 3,6% до 3,4% в 2021-м.
При этом в зону риска попали страны, чьи экономики зависят от экспорта автомобилей, предупреждают эксперты международного рейтингового агентства Fitch.
«Даже если продажи в Китае смогут вырасти хотя бы на 1%, мы не видим особых оснований ожидать восстановления глобального авторынка в 2020 году. В результате автомобильная отрасль продолжит негативно влиять на мировое производство и экономики стран с высокой долей этого сектора в ВВП, например, Германии» — утверждает главный экономист агентства Fitch Брайан Коултон.
Оптимизма и не видно: по итогам 2019 года продажи новых автомобилей упали
Середина января в Беларуси отмечается очередным подведением итогов работы официальных дилеров на рынке страны. Представители Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) вновь пригласили журналистов и других заинтересованных лиц на традиционную пресс-конференцию. Традиционно на ней нашлось место и нескольким сюрпризам.
Подведение итогов деятельности БАА происходило на площадке Национального пресс-центра Республики Беларусь. О статистике продаж, основных причинах их роста и прогнозах на 2020 год сообщили: председатель правления БАА Сергей Михневич, генеральный директор БАА Александр Сидоревич, член правления БАА Дмитрий Ярота, а также директор СЗАО «БелДЖИ» Геннадий Свидерский.
Главным сюрпризом, безусловно, стала информация о совокупных продажах новых автомобилей дилерами, входящими в Белорусскую автомобильную ассоциацию. Во время подведения прошлогодних итогов , представители БАА в будущее смотрели со сдержанным оптимизмом, предупреждая о комплексе факторов, которые могут негативно повлиять на удержание динамики роста рынка в 2019 году.
Однако эти опасения не оправдались – белорусский рынок ставит очередной рекорд продаж новых автомобилей. На этот раз своих покупателей нашли 64 504 машины – на 22% больше, чем годом ранее. Да, прошлогоднего рекорда роста продаж в 54% достичь не удалось, однако абсолютный рекорд по количеству реализованных автомобилей 2019-й всё же поставил.
В 2019 году белорусы вновь покупали больше всего автомобилей B класса, на долю которых пришлось 46,74% всех проданных машин. А всё благодаря популярности хита нашего рынка – семейства LADA Vesta, которое продалось совокупным тиражом 7 585 машин, показав рост по сравнению с прошлым годом в 44%. На втором месте в сегменте разместился ветеран нашего рынка и по совместительству символ служб такси и сервисов каршеринга – Volkswagen Polo – 5 804 проданных машин и рост в 18%. Тройку лидеров замыкает Kia Rio с 2 906 автомобилями (+60%), которая сместила с этого места Renault Logan (1 861 автомобиль).
Почти 24% продаж пришлось на сегмент среднеразмерных кроссоверов. Две лидирующие позиции в категории занимают автомобили белоруской сборки – Geely Atlas (3 320 шт., +43%) и Geely Emgrand X7 (2 237 шт., +321%). Очевидно, что программы льготного кредитования зарекомендовали себя очень хорошо. Третью строчку занимает Renault Duster – 2 147 автомобилей с падением в 9% по сравнению с 2018 годом.
Третьим по популярности сегментом стали компактные кроссоверы. Стоит отметить, что грань между кроссоверами и седанами/универсалами с внедорожными комплектами постепенно стирается, а потому появление ряда моделей в этой категории может вызывать сомнения. Тем не менее, по данным БАА лидирующие позиции в сегменте занимает LADA Xray – 2 839 автомобилей с ростом на 116% по сравнению с 2018 годом. Остальные две позиции занимают модели Renault – Sandero Stepway (2 647 шт., -11%) и дебютант Logan Stepway (2 316 шт.).
Кроссоверы D класса заняли четвертую по объёму нишу, которая, правда, составляет всего 4,68%. Лидером здесь стала Škoda Kodiaq, которая разошлась тиражом 1 022 экземпляра (+84%). Пальму первенства чешской модели уступил Nissan X-Trail (471 автомобиль, -33%), тройку замыкает Hyundai Santa Fe с 267 проданными машинами.
В пятёрку популярных всё ещё входит сегмент седанов С класса, которые когда-то давно пользовался самым большим спросом. Но время расставило свои акценты – всего лишь 2,68% от общего объёма продаж. Лидером здесь является Škoda Octavia, которую купили 622 раза. На втором месте находится прошлогодний лидер класса – Nissan Almera (177 шт., -81%). На третьем месте расположился Ford Focus – 162 автомобиля (-56%).
Также в список сегментов, где общее количество проданных автомобилей перешагнуло отметку в тысячу экземпляров, как и в прошлом году, попадает сегмент кроссоверов Е класса. Здесь лучше всего продавались немцы. Лидером стал Audi Q7 (233 шт., +66%), второе место занял BMW X5 (147 шт., +75%), третье – Volkswagen Touareg (106 шт., +140%).
В остальных сегментах продажи исчислялись всего лишь сотнями, на что влияют либо высокая цена одних классов, либо непопулярность – других. Что же касается интересных сегментов, то можно выделить электромобили, общая доля которых составляет крайне малые 0,018% – Беларусь явно не в тренде электрификации транспорта. За весь 2019 год было продано всего 11 автомобилей: 8 экземпляров Jaguar I-Pace и 3 штуки BMW i3.
Что же касается популярности автобрендов на нашем рынке, то первая пятёрка выглядит следующим образом: 1-е место занимает LADA (16 281 автомобилей), 2-е – Renault (11 895), 3-е – Volkswagen (7 919), 4-е – отечественный Geely (6 894), 5-е – Kia (4 029). При этом, наибольший прирост продаж у Geely – +108,7%, у BMW – +60,9%, у Porsche – +60,5%, у Haval – +59,7%. Потеряли же больше всего в процентном выражении Mitsubishi (-53,8%), MINI (-51,7%), Chery (-37,7%) и Nissan (-33,2%).
Доля коммерческого транспорта в продажах участников БАА составила 6,6% от общего числа проданных машин или 4 288 экземпляров. Здесь бесспорное лидерство принадлежит сегменту малотоннажных автомобилей – 3 424 проданные машины и рост +7%. Два лидера класса остались на тех же местах, как и по итогам 2018 года: GAZ Next – 1 288 шт. и +12%, GAZ Gazel – 589 шт. и +4%. А вот новичком тройки стал Ford Transit – 535 проданных автомобилей и рост +49%.
Что же касается причин роста продаж, то их участники пресс-конференции связывают с влиянием отложенного спроса, сформированным во время кризисных 2014–2016 годов. Значительно повлияли на ситуацию и различные финансовые программы, которые были разработаны автодилерами совместно с банками и лизинговыми компаниями.
Таким образом, потребность в новых автомобилях, возможность покупать их с привлечением кредитов и лизинга, а также стабильная ситуация в экономике – основные факторы, удерживающие белорусский авторынок на плаву. А вот объясняя замедление темпов роста рынка до 22% (по сравнению с 54% в предыдущем году), речь шла о 140-м указе, благодаря которому, по данным спикеров, по льготной схеме растаможки было ввезено от 20 до 30 тысяч иномарок.
Анимированная статистика по всем сегментам SUV
Впрочем, судя по всему, указ в следующем году отменён не будет, а потому следует ожидать дальнейшего замедления темпов роста рынка, которое будет происходить также и на фоне постепенного насыщения спроса.