0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нужно ли выходить из автомобиля по требованию инспектора ДПС

ТРЕБОВАНИЕ РАБОТНИКА МИЛИЦИИ ОБ ОСТАНОВКЕ

1. Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требования сотрудника органов внутренних дел об остановке транспортного средства влечет наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин.

2. Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, неоднократных требований сотрудника органов внутренних дел об остановке транспортного средства влечет наложение штрафа в размере от 6 до 20 базовых величин или лишение права управления транспортными средствами сроком до одного года.
Примечание. Требование работника милиции в форменной одежде об остановке транспортного средства выражается путем подачи сигнала жестом руки, жезлом, диском со световозвращателем или с помощью громкоговорящего устройства. Сигналы должны быть понятны водителю и поданы своевременно, чтобы их исполнение не создавало аварийной обстановки. В темное время суток вне населенного пункта рядом с работником милиции должно находиться оперативное (патрульное) транспортное средство, имеющее специальную окраску, с включенным проблесковым маячком.

Пункт 9.1 ПДД Республики Беларусь обязывает водителя произвести остановку автомобиля по требованию работника милиции и иных должностных лиц. О процедуре остановки автомобиля, об основаниях для остановки автомобиля инспектором ГАИ сказано немало. А если оснований нет и вас останавливает не инспектор ГАИ, а человек в милицейской форме?
Требование сотрудника милиции об остановке желательно все же выполнять. Мало ли что он скажет. Может, на дороге вас ожидает опасность, о которой он хочет вас предупредить? Может, где-то рядом человеку плохо и срочно нужны медикаменты, которые находятся в вашей аптечке?
Но мы же люди умные, смотрим телевизор и читаем газеты, где периодически мелькает информация об «оборотнях в погонах». Поэтому мы очень неохотно останавливаем машину по требованию работника милиции, особенно если это происходит в малолюдном месте, на трассе и в ночное время.
Если вы видите патрульный автомобиль с характерной окраской и «мигалками», скорее всего, опасность отсутствует. Если возле человека в форме милиции стоит обычный легковой автомобиль или он вообще отсутствует, требуется реальная оценка ситуации и принятие решения.
Остановимся на ситуации, в которой вы принимаете решение не останавливать автомобиль. Вариантов развития событий может быть несколько:
1. Не остановились, поехали дальше, и все на этом закончилось. Скорее всего, сотрудник милиции хотел воспользоваться услугой попутной машины и куда-то подъехать.
2. Не остановились, поехали дальше, но на этом все не закончилось. Сотрудник милиции зафиксировал номер вашего автомобиля, «накатал телегу» в Госавтоинспекцию, что такого-то числа в таком-то месте, руководствуясь законом «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», останавливал автомобиль, водитель которого не выполнил требования, чем нарушил ст.18.21 КоАП Республики Беларусь. Через некоторое время вы получаете бумагу (повестку, извещение) из Госавтоинспекции, в которой вас просят прийти на беседу по вышеизложенному факту. Далее вас будут подводить к процедуре наложения штрафа за правонарушение, предусмотренное вышеупомянутой статьей КоАП.
Теоретически такой вариант развития событий маловероятен. Но если он произойдет, для своей защиты можете использовать любой способ: не был, не знаю, не видел, в этот момент находился в другом месте, где доказательства и т.д.
3. Не остановились, поехали дальше и вдруг в зеркале заднего обзора видите кадры из боевика: идет погоня с мигалками, с сиреной. Как интересно! Спустя несколько секунд вы понимаете, что преследуют именно вас. Возникает стрессовая ситуация — вас догоняет патрульная машина, и работники ДПС уже раздражены вашим неподчинением.
Следует спокойно и внятно объяснить сотрудникам милиции, что вы вовсе не предполагали оказывать им сопротивление или скрываться. Просто, памятуя о многочисленных случаях разбойных нападений людей, переодетых в форму, вы не были уверены в том, что вас останавливает действительно милиция. Как только это выяснилось, вы немедленно прекратили движение.
Если же сотрудник ГАИ все-таки захочет применить санкции, сообщите ему, что такую линию поведения вам разрешает так любимая руководством ГАИ ст.5.3 КоАП Республики Беларусь: «Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный. Состояние крайней необходимости признается также в случае, если действия, совершенные с целью предотвращения опасности, не достигли своей цели и вред наступил, несмотря на усилия физического лица, добросовестно рассчитывавшего его предотвратить».

Статья в тему:  Насколько за 2 года подорожали новые автомобили

И не забудьте об этом указать в своих пояснениях в протоколе.

По секрету
Противоправность деяния характеризуется следующими особенностями: противоправность в общем виде устанавливается диспозицией соответствующей статьи Особенной части КоАП, в которой нарушение (несоблюдение) порядка или правил осуществления определенной деятельности запрещается под угрозой применения административно-правовой санкции, а конкретные деяния, выступающие элементом объективной стороны состава административного правонарушения, детализируются в Правилах дорожного движения.
Применительно к указанным нормам деяние является противоправным и влечет применение мер административной ответственности при одновременном наличии двух условий (нормы KoАП и соответствующих ей предписаний Правил дорожного движения). Отсутствие хотя бы одного из вышеназванных элементов достаточно для устранения противоправности деяния и, следовательно, административной ответственности.
Так, например, в соответствии с п.9.1 Правил дорожного движения требование работника ГАИ об остановке транспортного средства должно быть подано им своевременно, понятно водителю и выражаться в том числе и путем включения на транспортном средстве оперативного назначения маячка красного цвета.
Статьей 18.21 КоАП предусмотрена административная ответственность за невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требования работника милиции об остановке транспортного средства, выраженного путем подачи сигнала жестом руки, жезлом, диском со световозвращателем или с помощью громкоговорящего устройства. Включение в темное время суток вне населенного пункта проблескового маячка оперативного (патрульного) транспортного средства, имеющего специальную окраску, предусмотрено как дополнительное условие для подачи требования об остановке.
Таким образом, невыполнение водителем требования об остановке транспортного средства, выраженного путем включения на транспортном средстве оперативного назначения маячка красного цвета, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.18.21 КоАП. В таких случаях, а также при невыполнении требований п.28 Правил дорожного движения имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.18.22 КоАП.

Александр СТАРИЧЕНКО.

Как разговаривать с сотрудниками ГАИ и чего не следует делать. Лайфхак от Юрия Краснова

Юрий Краснов, отслуживший в ГАИ тринадцать лет, как никто другой знает о сложившейся традиции коммуникации между инспектором и остановленным водителем в Беларуси. Стоит ли выходить из салона автомобиля? А если потом вменят непристегнутый ремень безопасности? Как отстаивать правоту? И что насчет специальных отметок на удостоверении и талоне к нему? Ведущий «Разборов. » рассказывает о том, как правильно общаться с сотрудниками ДПС.

Стоит ли после остановки выходить навстречу инспектору?

Для начала дискуссионный вопрос. Часть автомобилистов, в основном старой закалки, считают: после остановки сотрудником ГАИ лучше выйти из машины, демонстрируя тем самым открытость и уважение к инспектору.

Однако многие действуют иначе, то есть остаются в салоне. Мотивов много: «еще чего, сам подойдет», «я не обязан, в правилах не сказано».

Но есть более весомые аргументы. Например, один из автомобилистов припомнил случай, когда он вышел из машины, а ему вменили то, что он якобы не был пристегнут ремнем безопасности.

Статья в тему:  Как выглядел мир, если было бы всего 100 автомобилей?

— Когда я только начинал работать в ГАИ, водители обычно выходили из автомобилей, — вспоминает Юрий Краснов. — Это действительно был жест уважения к инспектору. Мне кажется, так сложилось исторически. Раньше сотрудники ДПС патрулировали улицы в пешем порядке. А когда надо было переместиться, то останавливали водителей и просили подвезти. Это называлось «ездить на палке». Сейчас такого уже нет. Как бы то ни было, когда сотрудники ДПС еще ходили пешком, автомобилисты обычно выходили из машин.

По словам ведущего рубрики, раньше если водитель оставался в салоне, это с высокой вероятностью могло означать, что он настроен агрессивно: «Тогда стоило ждать конфликта, и разговор начинался с популярного вопроса „В чем причина остановки?“»

— Сейчас люди гораздо реже покидают салон автомобиля после остановки сотрудником ГАИ, — продолжает ведущий «Разборов. ». — Думаю, это следствие того, что белорусы стали регулярно ездить за границу. А там запрещено предпринимать активные действия без разрешения. На Западе водитель во время остановки полицией должен держать руки на руле и вести себя очень спокойно. В США это обусловлено тем, что там разрешено ношение огнестрельного оружия. Где-то слышал статистику, что в этой стране ежегодно погибают от 50 до 100 полицейских.

«У нас, конечно, такого нет. Но в последние годы был поднят вопрос о том, что водитель, покинувший салон, может представлять угрозу. Никто не знает, что у него за пазухой. Поэтому моя рекомендация такая: сидите в машине и ждите, когда инспектор подойдет сам. Это лучше с точки зрения безопасности»

«А давайте ограничимся предупреждением»

Самое популярное предложение водителя после того, как он признает нарушение ПДД, звучит примерно так: «А давайте ограничимся предупреждением».

— На самом деле предупреждение — это не устное замечание, как думают многие, а письменное, — замечает Юрий Краснов. — Тем не менее в некоторых случаях сотрудники ДПС прибегают именно к устной форме предупреждения.

«Предупреждение состоит в письменном предостережении лица о недопустимости противоправного поведения» (статья 6.4 Кодекса об административных правонарушениях)

Несмотря на то что все, казалось бы, прописано в законодательстве, в реальной ситуации очень сложно разграничить обоснованность применения штрафа, письменного и устного предупреждения, считает ведущий рубрики.

— Получается, одного водителя предупредили устно, а остальных пускай штрафуют? — задается вопросом Юрий Краснов. — Честно говоря, я сам не всегда знал, что ответить на вопрос «Почему меня штрафуете?». Сотрудник ГАИ иногда мотивирован на оформление. Да, планов давно не существует, но если инспектор ничего не привез с линии, то невольно возникает вопрос, что же он делал на работе?

По этой причине, говорит ведущий «Разборов. », иногда упрашивать сотрудника ГАИ о простом вынесении предупреждения бессмысленно.

Привлекать / не привлекать?

Однако в некоторых случаях решает контекст ситуации. Вспоминая себя в бытность сотрудником ГАИ, Юрий Краснов объясняет, о чем речь:

— Как-то остановил водителя и с первых же его слов понял, что он настроен агрессивно. Спросил: «Наверное, вас кто-то останавливал уже?» Так и оказалось. За день до этого его оштрафовали за отсутствие техосмотра. Я в этот момент открыл документы и увидел, что отметки о ТО по-прежнему нет. Формально его надо привлекать. Но если бы я оштрафовал, то спровоцировал бы нервное поведение на дороге еще одного автомобилиста. Решил отпустить с миром. Думаю, это решение было правильным.

Ведущий рубрики предупреждает, что не все инспекторы хотят и готовы вникать в ситуацию. А агрессию со стороны водителя могут воспринять неправильно.

Статья в тему:  Статистика продаж новых автомобилей в России за периоды Январь 2014 и Январь 2013 года

— В то же время был принцип: аккуратно и культурно ставить дорожного хама на место, привлекая к ответственности, — продолжает Юрий Краснов. — Правда, опять-таки вопрос: а какой эффект получим, когда он продолжит поездку? Вдруг он станет делать еще больше гадостей? Признаться, я до сих пор не знаю правильный ответ.

Несогласие с нарушением

В ГАИ работают люди, которые тоже могут ошибаться. Если водителю вменяют нарушение, которое он не совершал, то все грозит обернуться скандалом, задержанием, протоколом о неповиновении и т. д.

— В таких случаях не надо нервничать, кричать, выплескивать агрессию, — рекомендует ведущий «Разборов. ». — Лучше подумать над тем, какие доказательства своей правоты вы можете представить и что написать в протоколе. Затем вас пригласят на разбор в ГАИ, где вы сможете изложить свою позицию руководителю подразделения.

Чаще же, по словам ведущего рубрики, бывало так, что водитель, несогласный с нарушением, обращался с жалобой уже после того, как подписал постановление. В этой ситуации оспаривать что-то довольно сложно.

Чем может обернуться излишнее отстаивание прав?

Юрий Краснов вспоминает такой случай: «Как-то совместно с участковым патрулировали подъезды к пляжам Минского моря. Обычная история: автомобиль заехал на зеленую зону, остановившись едва ли не у самого берега. Стали оформлять нарушение. Жена водителя устроила натуральную истерику, активно вмешивалась в процесс, даже данные супруга называла за него. А когда оформление было закончено, перешла на оскорбления, стала выкрикивать, что мы, мол, взяточники».

«В этот момент участковый проявил принципиальность и предупредил женщину, что ее придется доставить в РУВД, так как она оскорбила сотрудников при исполнении. Дама сразу схватилась за сердце, стала требовать вызвать скорую. Приехавшие врачи сказали, что забрать ее не могут — „пациентка“ полностью здорова. В тот момент, когда она поняла, что сейчас ей всерьез придется отвечать за свои слова, на нее жалко было смотреть. Не делайте так»

Отметки на правах? Бывало

Сейчас это уже секрет полишинеля. Раньше сотрудники ГАИ оставляли специальные отметки на водительских документах, предупреждая коллег о склочности или склонности отдельных автомобилистов к агрессии.

— Раньше удостоверение и талон были бумажными, без дополнительного покрытия, — рассказывает ведущий «Разборов. ». — После встречи с наглым водителем было принято, например, писать шариковой ручкой букву «К» — дескать, плохой человек. После того как права стали ламинировать, иголкой значка начали прокалывать на фотографии ноздри или глаза автомобилиста. Инспектор замечал пометку и понимал, что с этим человеком надо быть осторожнее.

Юрий Краснов и сам не раз видел такие отметки в правах остановленных водителей: «Самое удивительное, что в процессе общения я понимал: человек-то нормальный, адекватный. А пометку поставили, вероятно, потому, что он просто не понравился конкретному сотруднику ГАИ».

По мнению ведущего рубрики, после получившего огласку случая, когда водитель поднял вопрос о порче документа, эта практика сошла на нет. Будем надеяться, что так оно и есть.

— Какова бы ни была ситуация, после остановки сотрудником ГАИ следует вести себя корректно, не грубить и не оскорблять, — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — Если реально было нарушение, то лучше признать. А если уверены в своей правоте, то стоит доказывать это правовым способом, апеллируя к фактам, а не эмоциям.

Законно ли требование инспектора ГИБДД выйти из машины?

Статья в тему:  Вот как менялся хэтчбек Honda Civic

Требование выйти из авто

Требование инспектора ГИБДД выйти из машины для прохождения тех или иных проверок, пройти в патрульный автомобиль для составления административного материала и другие обоснования на 2021 год могут быть как законными, так и незаконными. Прежде всего, всё зависит от того, требование ли это вообще или же простая просьба. Но есть и другие нюансы и тонкости, когда требования сотрудника выйти из автомобиля могут быть законными, хотя, в большинстве случаев они не подкреплены правовыми актами.

Итак, инспектор ДПС на дороге — это не закон, как бы ни уверял Вас в этом он сам. Инспектор — это исполнительная часть закона. То есть это сотрудник, на которого возложена обязанность нести службу в целях предупреждения и пресечения нарушения в области дорожного движения. И сотрудник несёт исполнительную службу. Какими бы заверениями ни подкреплялись слова инспектора «Я здесь закон» и подобные, это неправда.

Исходя из этого, сотрудник обязан пресекать и предупреждать нарушения исключительно те, которые запрещены конкретными нормативно-правовыми актами. И делать это он может исключительно теми способами, которые прописаны для него в конкретных правовых актах. И, если запреты в области дорожного движения прописаны в большом ряде законодательных актов, то обязанности, права и конкретные процессуальные действия инспектора, в том числе требования — в основном, в трёх:

  1. Кодексе об административных правонарушениях,
  2. Административном регламенте, введённом Приказом №664 МВД,
  3. Федеральном законе «О полиции».

Причём, Административный регламент по большинству пунктов дополняет или уточняет процессуальные действия, прописанные в КоАП.

Таким образом, если что-то даёт право инспектору требовать у Вас выйти из машины, пройти в патрульный автомобиль и так далее, это должно быть чётко отражено в одном из перечисленных правовых актов. В частности, закон «О полиции» предписывает следующее:

Статья 6. Законность.
1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
.
4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.
.
6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.

Мы не будем загружать Вас всеми ненужными пунктами из них, а просто и доступно объясним всего несколько случаев, когда инспектор имеет такое право. А теперь давайте обо всём по порядку!

Инспектор просит или требует?

Прежде всего следует выяснить, просит инспектор ДПС или требует выйти из машины. И чаще всего в его изначальных словах не будет звучать «требую» или «прошу» — он просто скажет: «Выйдите, пожалуйста, из машины«. Аналогичным образом он может попросить/потребовать открыть багажник, дверь машины, капот, заглушить машину, пройти медосвидетельствование и так далее.

Чтобы выяснить, просьба это или требование, просто спросите его напрямую об этом. В просьбе по закону Вы можете ему вполне отказать. В требовании тоже можете отказать, но только если оно незаконное (потому что, опять же, инспектор тоже обязан соблюдать закон, и незаконные требования ему запрещены). За отказ от законного требования сотрудника полиции наказание может быть довольно суровым — административный арест до 15 суток. Но об этом ниже.

Законно ли требование инспектора ГИБДД выйти из машины?

Как уже было сказано выше, требование инспектора незаконно, если не подкреплено законом — банально, но логично. Просто так сотрудник ГИБДД требовать выйти из машины не может.

Статья в тему:  Водород в автомобилях: Опасности и сложности использования

Но всё же есть законные основания для такого требования, и их на 2021 год всего два:

  • проведение досмотра транспортного средства,
  • административное задержание водителя.

Пункт 207 Административного регламента:

207. Досмотр транспортного средства проводится после того, как водитель и пассажиры покинули салон автомобиля и за их поведением установлен контроль сотрудниками наряда.

Пункт 180 Административного регламента:

180. Для осуществления административного задержания (задержания) лицо доставляется в дежурную часть территориального органа МВД России, на стационарный пост, при которых имеется специально отведенное помещение для содержания задержанных лиц.

Оба этих требования должны быть подкреплены соответствующим материалом: протоколом досмотра транспортного средства или протоколом задержания.

В протоколе задержания должны быть обязательно указаны, помимо данных водителя и инспектора, основания и мотивы задержания. В протоколе досмотра должны быть просто указаны все данные. Ни досмотр, ни задержание незаконны без соответствующего протокола, поэтому и требование выйти из машины не может быть законным.

В остальных же случаях регламент, введённый Приказом №664, предусматривает, что инспектор может только предложить водителю выйти из автомобиля:

93. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
93.1. Выйти из транспортного средства в случаях:
наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Как видим, даже предложить выйти из машины сотрудник ГИБДД может только по определённым основаниям.

Законно ли требование инспектора пройти в патрульный автомобиль для составления протокола?

А вот требование инспектора ГИБДД пройти в патрульную машину для составления протокола, постановления или другого административного материала, незаконно. Нет обязанности у водителя выходить из своей машины и, тем более, садиться в патрульный автомобиль только для подписания, опроса и тому подобных процедур в рамках возбуждаемого административного дела.

По закону, если на Вас составляется материал о нарушении, Вы можете сидеть в своём авто, инспектор составит протокол или выпишет постановление и принесёт Вам на подпись.

Какое наказание за невыполнение инспектора выйти из машины?

А вот за отказ от законного требования инспектора ДПС, являющегося по форме организации сотрудником полиции, в 2021 году предусмотрено наказание по части 1 статьи 19.3 КоАП, которая предусматривает вилку наказаний в виде штрафа или административного ареста. Штраф может быть от 500 до 1000 рублей, а арест — до 15 суток.

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей
влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

И, собственно, немного о практической части незаконного требования выйти из машины или присаживаться в патрульный автомобиль инспектора ГИБДД. Дело в том, что не столь важно в данный конкретный момент, законно какое-либо требование сотрудника ГИБДД или незаконно, сколь важно то, что, если Вы не сможете убедить последнего в незаконности, то «присесть» на задержание Вы можете реально, а потом уже будете доказывать незаконность и привлекать такого сотрудника к ответственности.

Статья в тему:  Dodge Ram 2500 на автосалоне в Чикаго 2016

Поэтому на любое незаконное требование нужно реагировать с минимальными для себя потерями в данный момент. Такие возможные потери и риски Вы должны оценивать самостоятельно. Поэтому иной раз не так уж и важно просто идти на принцип и не выходить из машины. Хотя, с другой стороны, безнаказанность порождает беззаконие, и это вполне применимо и к сотруднику ГИБДД, поэтому с любыми незаконными действиями и требованием в частности нужно бороться.

«Маленькие секреты» общения с ГАИ (часть 1)

«Полосатая» палка в руках инспектора ГАИ нагоняет тревогу, особенно если указывает на твой автомобиль. Наши взаимоотношения с хранителями правопорядка, обоюдные права и обязанности интересуют многих автовладельцев.

Если Вас остановил сотрудник ГАИ ?

По правилам дорожного движения водитель обязан остановиться по требованию инспектора ГАИ в форменной одежде, если требование последнего об остановке подано своевременно, а сигналы понятны для водителя транспортного средства. В такой ситуации бывает, что водитель находится в нерешительности: прибегнуть ли к маневрированию и дать задний ход или самому выйти из машины? Тут Вы можете сами выбрать как вам поступать. Другими словами, Вы вправе не выходить из автомобиля и даже не отстегивать ремень безопасности. Инспектор обязан подойти к вам и в дальнейшем действовать в зависимости от причин остановки, состояния и поведения водителя. При этом, вы можете узнать причину, по которой остановлено ваше транспортное средство, а также фамилию и должность сотрудника ГАИ. По вашему требованию инспектор обязан предъявить служебное удостоверение. Он не имеет права давать его вам в руки, но вы должны легко рассмотреть документ и, если понадобится, переписать интересующие вас сведения. Для чего это нужно? Если сотрудник ГАИ ведет себя некорректно, Вы точно будете знать, на кого жаловаться. С другой стороны, такой исход событий будет предполагать и сам инспектор.

Вы имеете право вести видео съемку (например, видеорегистратором, телефоном) или фотографировать сотрудников ГАИ. Такое право вам дает статья 34 Конституции Республики Беларусь, которая гласит: «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. «. Другими словами, если инспектор начнет уверять вас, что его снимок является государственной тайной, нужно обязательно попросить, чтобы он ознакомил Вас с законом, подтверждающим его слова. Существует и другой поворот, «о вторжении в его личную жизнь». В таком случае советуем поинтересоваться: «Знает ли Ваш начальник, что вы свое свободное от работы время, проводите на дорогах в форме и с палочкой?».

Вы можете НЕ останавливаться в темное время суток вне населенного пункта, ЕСЛИ ВЫ НЕ видите рядом с сотрудником ГАИ транспортное средство оперативного назначения с включенным маячком.


Процедура проверки и когда вы ОБЯЗАНЫ выходить из салона машины?


Самой распространённой причиной остановки транспортного средства по праву считается проверка документов. По требованию инспектора ДПС вы обязаны предоставить:

• свидетельство о регистрации (паспорт) транспортного средства;

• сертификат о прохождении государственного технического осмотра;

• разрешение органа связи на использование средств радио- и спутниковой связи (при их наличии).

Существуют и другие причины. Например, если инспектор говорит Вам, что на дорогах проводится операция «N». Вы можете легко уточнить его слова, набрав круглосуточный телефон доверия ГАИ: (0212) 60-90-63 (Витебск). Здесь можно поинтересоваться, действительно ли патруль, расположенный на улице (указываем), говорит о проведении операции «N».

Статья в тему:  В России сделали один из самых тяжелых автопоездов в мире, грузоподъемностью 200 тонн

Если инспектор ДПС просит водителя выйти из машины, это будет законно, только если:

• требуется устранение технической неисправности транспортного средства;

• водитель нарушает правила перевозки грузов;

• когда у сотрудника ГАИ есть все основания предполагать, что водитель находится в состоянии опьянения;

• необходимо сравнить номера частей автомобиля с его паспортом;

• для досмотра вашего транспортного средства и осмотра груза (только вы имеете право открывать багажник);

• при оформлении документов, требующих присутствие водителя.

У большинства патрулей имеется индикаторная трубка «Контроль трезвости», с ее помощью проводится проверка водителя на наличие алкоголя в организме. Это достаточно простая процедура, необходимо лишь дунуть в трубку, а по изменению цвета сотрудник ГАИ определяет наличие и количество алкоголя. К сожалению, при таком освидетельствовании возможны ошибки и погрешности. Если водитель не согласен с заключением или сотрудник ГАИ имеет достаточные основания полагать, что водитель не трезв, вы вправе пройти проверку в специальных наркологических диспансерах или больницах. При этом ваше транспортное средство отбуксируется на охраняемую стоянку.


Открываем багажник?

Сотрудник ГАИ может вас попросить открыть багажник и провести осмотр всех вещей, находящихся в нем. Основанием для проведения осмотра является наличие достаточных оснований полагать, что в его процессе могут быть обнаружены следы административного правонарушения, иные материальные объекты, выяснены другие обстоятельства, имеющие значение для дела об административном правонарушении. Осмотр транспортного средства проводится в присутствии лица, управляющего этим транспортным средством, либо собственника, либо представителя собственника, а при невозможности обеспечить их участие – в присутствии не менее двух понятых. Результаты проведения заносятся в протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении. При этом должны быть отражены время и место проведения осмотра, результаты осмотра, а также высказанные участниками осмотра замечания, если таковые имеются.

Лица, участвующие в осмотре, вправе обращать внимание должностного лица на все, что, по их мнению, может способствовать выяснению обстоятельств дела об административном правонарушении (Ст. 10.13 ПИКоАП).

Другими словами, водитель транспортного средства имеет право знать причину, на каком основании требуется открытие багажника. Он может присутствовать при самом осмотре автомобиля и привлечь свидетелей, а также вносить свои замечания в составленный протокол.


При возникновении конфликтных ситуаций
, претензиях или по первому требованию участника дорожного движения инспектор ДПС сообщает номер личного нагрудного знака, разъясняет право и порядок обжалования своих действий. Также свою жалобу вы можете оставить, набрав круглосуточный телефон доверия ГАИ: (0212) 60-90-63.

Памятка инспектору ДПС (Беларусь) часть 1

1. Права и обязанности работников дорожно-патрульной службы.

1.1 Обязанности работников дорожно-патрульной службы.
Глава 7 Наставления по ДПС ГАИ МВД Республики Беларусь.
Приложение к приказу МВД Республики Беларусь от 18 апреля 1995 года №60.

Работник при несении дорожно-патрульной службы обязан:

— контролировать в пределах предоставленной компетенции соблюдение участниками дорожного движения установленных Правил, нормативов и стандартов, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
— предупреждать и пресекать административные правонарушения в зоне поста /маршрута/ патрулирования, выяснять причины и обстоятельства, способствующие их совершению, в пределах своих прав принимать меры к их устранению;
— оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
— осуществлять производство по делам об административных нарушениях Правил дорожного движения;
— регулировать дорожное движение, в том числе с использованием жестов (согласно типового перечня жестов сотрудника дорожно-патрульной службы по регулированию дорожного движения и порядка их выполнения);
— оказывать помощь в пределах предоставленных прав депутатам, кандидатам в депутаты, должностным лицам государственных органов и учреждений, а также представителям общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;
— проводить неотложные действия на месте дорожно-транспортных происшествий, тщательно и квалифицированно разбираться в обстоятельствах нарушений Правил и дорожно-транспортных происшествий;
— принимать меры по оказанию доврачебной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, охране имущества, оставшегося без присмотра, оказывать гражданам содействие в транспортировке поврежденных средств;
— оказывать содействие в беспрепятственном проезде транспортных средств аварийно-спасательных служб в районы аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий, принимать участие в охране общественного порядка в этих местах;
— выявлять и задерживать объявленные в розыск транспортные средства, а также транспортные средства, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий, или используемые в противоправных целях;
контролировать наличие у водителей документов, предусмотренных Правилами;
— проверять техническое состояние транспортных средств и в установленном порядке запрещать их эксплуатацию;
— контролировать содержание в исправном и безопасном для движения состоянии улиц, дорог, дорожных сооружений и их освещенность;
— изучать порядок и условия движения транспорта и пешеходов, принимать соответствующие меры по улучшению организации движения и повышению его безопасности;
— осуществлять контроль за соблюдением условий обеспечения безопасности дорожного движения при проведении на автомобильных дорогах и улицах ремонтно-строительных и других работ;
— быть вежливыми и внимательными в обращении с гражданами, строго соблюдать законность;
— оказывать / в период, не связанный с выполнением конкретных специальных заданий/ помощь водителям в устранении неисправностей транспорта, своевременной доставке пассажиров и грузов к месту назначения, а также содействие и помощь пешеходам, особенно инвалидам, престарелым и детям, при переходе улиц и дорог.

Статья в тему:  Краш- тест Smart Fortwo (2012- 2013), боковой удар

1.2 Права работников дорожно-патрульной службы.
Глава 7 Наставления по ДПС ГАИ МВД Республики Беларусь.
Приложение к приказу МВД Республики Беларусь от 18 апреля 1995 года №60.

Работник дорожно-патрулъной службы при несении службы имеет право:

— останавливать транспортные средства для проверки у водителей документов, предусмотренных Правилами, и, в соответствующих случаях, изымать эти документы в установленном порядке;
— отстранять в соответствии с действующим законодательством от управления водителей или иных лиц, управляющих транспортным средством, а транспортное средство задерживать до устранения причины задержания;
— проводить в установленном порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, производство по которым отнесено к компетенции Госавтоинспекции, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств либо направлять или доставлять данных лиц в медицинские учреждения если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении;
— применять в установленном порядке оперативно-технические средства и средства контроля для выявления и фиксации нарушений Правил, осуществления контроля за техническим состоянием транспортных средств, а также в предусмотренных законодательством случаях оружие и специальные средства для принудительной остановки транспортных средств;
— осуществлять в установленном законодательством порядке административное задержание и личный досмотр граждан, досмотр транспортного средства при подозрении, что водитель использует его в противоправных целях или оно незаконно приобретено, а также досмотр груза при наличии основания полагать, что он незаконно перевозится;
— составлять административные протоколы, налагать в пределах своей компетенции взыскания на граждан, совершивших административные правонарушения; — временно, с ведома руководства отдела ГАИ УВД, ограничивать или запрещать дорожное движение на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий, либо когда пользование ими угрожает безопасности дорожного движения;
— запрещать эксплуатацию транспортных средств, … (см. разделы 6,7 настоящей Памятки);
требовать от лиц, не соблюдающих Правила или иные нормативные акты, действующие в сфере дорожного движения, либо нарушающих общественный порядок, прекращения противоправных действий;
— пользоваться в случае необходимости в служебных целях средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям, организациям, независимо от форм собственности, общественным объединениям, а в неотложных случаях и гражданам; использовать беспрепятственно транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям, независимо от форм собственности, общественным объединениям или гражданам, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и автомобилей специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в органы внутренних дел, а также для транспортировки поврежденного при авариях транспорта, проезда к месту происшествия или сбора личного состава по тревоге и в других, не терпящих отлагательства случаях.

Статья в тему:  Концепт-кар Maserati Quattroporte EZ Edition на автосалоне во Франкфурте 2013

2. Взаимоотношения инспектора ДПС с участниками дорожного движения.
Глава 8 Наставления по ДПС ГАИ МВД Республики Беларусь.
Приложение к приказу МВД Республики Беларусь от 18 апреля 1995 года №60.

2.1. Взаимоотношения инспектора ДПС с участниками дорожного движения строятся на неукоснительном соблюдении гражданских прав и свобод, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и доброжелательным отношением к гражданам.
2.2.
2.2.1. Ограничение прав и свобод участников дорожного движения допускается только в случаях, предусмотренных законом.
2.2.2. При нарушении правил дорожного движения участником дорожного движения, его вина должна быть доказана в предусмотренном законом порядке. Участник дорожного движения не обязан доказывать свою невиновность.
2.2.3. Недостаток доказательств по делу .о нарушении правил дорожного движения трактуется в пользу нарушителя, в таких случаях административное дело не возбуждается, а возбужденное дело в установленном порядке должно быть прекращено.
2.2.4. Все участники дорожного движения имеют равные гражданские права и свободы вне зависимости от материального положения, национальности, вероисповедания и пр.
2.2.5. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь (за исключением лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью).
(Выдержки из Раздела 2 Конституции Республики Беларусь.)

2.3.
2.3.1 При обращении к участникам дорожного движения инспектор ДПС обязан поздороваться с ними, четко и разборчиво назвать свою должность, звание, фамилию и в обязательном порядке кратко сообщить причину и цель обращения.
2.3.2 Действия инспектора ДПС должны быть понятны участникам дорожного движения, а сигналы, подаваемые водителям, истолковываться однозначно и подаваться своевременно во избежание создания помех для движения других транспортных средств.
2.3.3. Работник при остановке транспортного средства обязан подойти к нему и в дальнейшем действовать в зависимости от причин остановки, состояния и поведения водителя.
2.3.4. Распоряжения следует отдавать коротко и ясно, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания гражданами, которых они касаются.
2.3.5. Инспектор ДПС не вправе, руководствуясь личными чувствами к участнику дорожного движения, изменять в сторону ужесточения меру административного воздействия за совершенное правонарушение.
2.3.6. При возникновении конфликтных ситуаций, претензиях или по первому требованию участника дорожного движения инспектор ДПС сообщает номер личного нагрудного знака и предъявляет, не выпуская из рук, служебное удостоверение, разъясняет право и порядок обжалования своих действий.
2.3.7. Разъяснения участнику дорожного движения необходимо давать без нравоучений, спокойно, доброжелательно. Если инспектор ДПС уверен в правильности своей позиции, объяснить ее нужно убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие положения нормативных документов. В противном случае административное дело не возбуждается.
2.3.8. В обязательном порядке инспектор ДПС обязан оказать содействие гражданам и участникам дорожного движения в случаях предусмотренных Законом «О милиции», оказания доврачебной помощи, в проезде по территории республики, устранении технических неисправностей транспортных средств, а также в иных случаях.

Статья в тему:  Ожидаемая премьера Subaru Outback на автосалоне в Нью-Йорке 2014

2.4.
2.4.1. Взаимоотношения инспектора ДПС с проверяющими лицами, начальниками и старшими по званию осуществляются в строгом соответствии с требованиями Строевого Устава и Устава внутренней службы ОВД.
2.4.2. Порядок взаимоотношений с судьями, работниками органов прокуратуры, имеющими классные чины, военнослужащими, работниками органов внутренних дел, другими должностными лицами определяется действующим законодательством, устанавливающим их правовой статус.

3. Порядок применения оружия и спецсредств.
Статьи 18, 19, 20, 21 Закона Республики Беларусь «О милиции».

3.1 Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Милиция применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иными способами выполнение возложенных на нее обязанностей не представляется возможным. Физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие применяются исходя из складывающейся обстановки по усмотрению работника милиции в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О милиции».
Когда это возможно, применению силы, специальных средств и огнестрельного оружия должны предшествовать предупреждения о намерении их использовать. Специальные средства и огнестрельное оружие не применяются против женщин с видимыми признаками беременности, малолетних, а также инвалидов с явными ^ признаками инвалидности, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения или иных действий, угрожающих жизни и здоровью людей.
Во всех случаях, когда избежать применения физической силы, специальных средств и оружия невозможно, работники милиции обязаны стремиться причинить наименьший вред здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также обеспечить предоставление пострадавшим медицинской и иной помощи.
О ранении или смерти лица вследствие применения физической силы, специальных средств или оружия работник милиции обязан сообщить непосредственному начальнику для уведомления прокурора. Применение силы, специальных средств и оружия в случаях и порядке, противоречащих Закону Республики Беларусь «О милиции», влечет за собой ответственность, установленную действующим законодательством.
3.2 Применение огнестрельного оружия.
Работник милиции имеет право применять огнестрельное оружие для:

1) защиты граждан и самозащиты от нападения, угрожающего смертью или причинением вреда здоровью, либо для предотвращения такого нападения или захвата оружия работника милиции;
2) освобождения заложников;
3) пресечения общественно опасных действий, представляющих собой угрозу жизни, здоровью или имуществу людей, а равно задержания лиц, совершивших такие действия и пытающихся скрыться;
4) пресечения группового или вооруженного нападения на органы внутренних дел, охраняемые объекты, войсковой или служебный наряд органов внутренних дел, а также пресечения нападения на иные объекты, сопровождающегося поджогами, разрушениями и попытками завладения огнестрельным оружием;
5) задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление либо совершившего тяжкое преступление или совершающего побег из-под стражи, а также вооруженного лчца, отказывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия, в том числе предметов, специально приспособленных для нанесения телесных повреждений. Совершение задерживаемым лицом умышленно неожиданных движений или других опасных действий, попытки приблизиться к работнику милиции ближе указанного им расстояния, достать что-либо из своей одежды без команды работника милиции, прикоснуться к его оружию и другие подобные действия, которые могут быть истолкованы работником милиции как угроза насилия, предоставляют ему право применить огнестрельное оружие в соответствии с Законом Республики Беларусь «О милиции».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: