Новый список автомобилей, попадающих под налог на роскошь
В список облагаемых налогом на роскошь машин добавили Honda и Mazda
Минпромторг обновил перечень дорогих легковых автомобилей, транспортный налог с владельцев которых взимается в повышенном размере. Новая версия списка опубликована в пятницу, 28 февраля, на сайте ведомства.
В соответствии с Налоговым кодексом (ст. 362) транспортный налог для включенных в список Минпромторга новых автомобилей стоимостью более 3 млн руб. увеличивается на 10%, для автомобилей дороже 5 млн руб. — вдвое, а для автомобилей дороже 10 млн руб. — втрое.
В новую версию списка Минпромторга, подлежащую применению в 2020 году, добавлено несколько ранее отсутствовавших в перечне марок:
- Chrysler — Pacifica;
- Honda — Pilot;
- Mazda — CX-9 Supreme, CX-9 Exclusive и CX-9 Executive;
- Subaru — Outback 2.5i-S ES Premium ES, Outback 2.5i-S ES Black Line, Outback 3.6R-S ES Premium ES, Outback 3.6R-S ES Black Line и WRX STI Premium Sport;
- Jeep — Cherokee, Grand Cherokee (с объемом двигателя от 2985 до 6417 куб. см), Wrangler, Wrangler Unlimited.
При этом все автомобили, кроме двух моделей Jeep Grand Cherokee с объемом двигателя более 6 л, вошли в список автомобилей стоимостью 3–5 млн руб., а упомянутые джипы — в список машин ценой 5–10 млн руб.
Одновременно с добавлением в список новых марок машин увеличилось и число включенных в него моделей тех марок, которые фигурировали в нем ранее. В результате общее число моделей автомобилей стоимостью 3–5 млн руб. выросло с 578 до 632 (+54), машин стоимостью 5–10 млн руб. — с 446 до 486 (+40), стоимостью 10–15 млн руб. — с 97 до 100 (+3), машин дороже 15 млн руб. — с 73 до 82 (+9).
В то же время некоторые автомобили, на отсутствие которых в списке подлежащих обложению повышенным налогом машин ранее указывала Счетная палата, в перечень так и не вошли. В июле 2019 года Счетная палата сообщила, что регионы России недополучают транспортный налог из-за отсутствия в списке Минпромторга, в частности, таких автомобилей премиального класса, как Tesla Motors Model S, Mercedes Benz S63 АМG 4МАТIС Limousine L и Bugatti Veyron Grand Sport. Отвечая на претензию Счетной палаты, Минпромторг заявил, что готов «по предложениям ФНС России дополнить перечень теми автомобилями, которые не производятся в России и официально не импортируются, но ввозятся гражданами самостоятельно». Однако в итоге ни один из вышеупомянутых автомобилей в списке на 2020 год не появился.
В августе 2019 года Счетная палата сообщила, что только бюджеты Смоленской и Ивановской областей недополучили 547 тыс. и 712,9 тыс. руб. транспортного налога из-за того, что некоторые из дорогостоящих автомобилей либо в определенные периоды отсутствовали, либо так и не попали в перечень Минпромторга, где перечислены автомобили, к которым применяется повышенная ставка транспортного налога.
В связи с этим Счетная палата предлагала рассмотреть «вопрос об изменении параметров, определяющих применение повышающих коэффициентов при исчислении транспортного налога».
Налог на роскошь — 2021. Какие машины включат в список (таблица)
Минпромторг в апреле расширит список роскошных машин, которые облагаются повышенным транспортным налогом. Автовладельцу, который купил машину дороже 3 млн рублей, придется умножить стандартный транспортный налог по мощности на специальный «роскошный» коэффициент. Налог на дорогие автомобили появился в России в 2014 году, и тогда под него попадали премиальные и люксовые марки: Bentley, BMW, Aston Martin, Mercedes, Ferrari, Audi, Rolls-Royce, и другие. Но с тех пор машины подорожали больше, чем вдвое, и в список роскошным моделей стали попадать даже автомобили из масс-маркета.
Сначала в список добавили Nissan Murano и Kia Stinger GT, а в прошлом году в перечень роскошных включили Mazda CX-9, Honda Pilot и Jeep Wrangler. В следующем месяце список снова расширят, и на этот раз туда рискуют попасть еще больше машин из масс-маркета, стоимость которых из-за нестабильной экономики, роста курса и пандемии поднялась выше 3 млн рублей. Autonews.ru изучил рынок и нашел модели, которые могут включить в перечень Минпромторга. В нем оказалась даже Skoda.
Сейчас в списке роскошных автомобилей, который опубликован на сайте Минпромторга, указано 1300 моделей. Под повышенную налоговую ставку попадают абсолютно все автомобили, стоимость которых превышает 3 млн рублей. А с каждым днем таких машин на рынке становится все больше — из-за девальвации рубля и повышения ставок утилизационного сбора автокомпании ежемесячно переписывают ценники. Мы подробно изучили российский рынок иномарок и нашли 12 машин, которые могут пополнить список Минпромторга в марте.
Перечень автомобилей, на которые могут распространить повышенный транспортный налог в 2021 году | |||
Модель | Комплектация | Цена, руб. | Налог, руб.* |
Honda CV-R | 2.4 CVT Prestige | 3 099 900 | 10 230 |
Hyundai Palisade | Все версии | от 3 199 000 | от 11 000 |
Hyundai Santa Fe | 3.5 АТ 4WD High-Tech | 3 009 000 | 20 542,5 |
Kia Mohave | Все версии | от 3 299 900 | от 20 542,5 |
Kia Sorento | 2.2 D DCT AWD | от 3 149 900 | 10 945 |
Toyota Fortuner | 2.7 АТ | 3 034 000 | 8 217 |
Toyota Fortuner | 2.8 TD AT | от 3 298 000 | 11 000 |
Jeep Compass | 2.4 АТ AWD S | 3 094 000 | 5 775 |
Mini Countryman JCW | 2.0 T AT ALL4 | 3 300 000 | 50 490 |
Mini Clubman JCW | 2.0 T AT ALL4 | 3 190 000 | 50 490 |
Skoda Kodiaq | 2.0 TDI DSG 4×4 Scout, Sportline, Laurin&Klement | от 3 181 000 | 5 775 |
Skoda Kodiaq | 2.0 TSI DSG 4×4 Scout, Sportline, Laurin&Klement | от 3 234 000 | 9 900 |
Skoda Superb лифтбек | 2.0 TSI DSG Sportline, Laurin&Klement | от 3 211 000 | 10 450 / 15 730 |
Skoda Superb лифтбек | 2.0 TSI DSG 4×4 Style, Sportline, Laurin&Klement | от 3 126 000 | 46 200 |
Skoda Superb универсал | 2.0 TSI DSG Laurin&Klement | 3 089 000 | 10 450 / 15 730 |
Skoda Superb универсал | 2.0 TSI DSG 4×4 | от 3 075 000 | 46 200 |
Subaru Forester | 2.5 CVT | от 3 019 900 | 10 175 |
* — Ставка для Москвы
Планку в 3 млн рублей уже пробили многие представители масс-маркета, и не всегда речь идет о топовых комплектациях с мощными моторами. Например, список моделей с повышенными налоговыми ставками может пополнить даже 150-сильная Skoda Kodiaq с полным приводом в высоких комплектациях.
Для расчета повышенного транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу берется действующая схема расчета, принятая в 2003 году. Когда количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Ставку каждый регион выбирает сам, с повышением мощности она растет. В Москве, например, автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 150 до 200 л. с. — ставку 35-50 руб. за 1 лошадиную силу.
Налоговая ставка умножается на мощность двигателя. В случае роскошных машин полученная сумма умножается еще на один показатель — коэффициент стоимости автомобиля. Если цена машины от 3 млн до 5 млн руб., то сумма транспортного налога будет умножена на 1,1. Если машина стоит от 5 млн до 10 млн руб., то коэффициент для умножения составит 2. Для более дорогих автомобилей коэффициент еще выше — 3. Значение имеет и возраст автомобиля: какие-то модели облагаются повышенным налогом только первый год после приобретения, какие-то — первые два или три года. Чем дороже автомобиль, тем дольше его владелец будет платить повышенный транспортный налог.
Транспортный налог в России обязаны платить как физические, так и юридические лица, на которые зарегистрирован автомобиль. Деньги идут в региональный бюджет, в каждом субъекте не только действуют разные ставки, но и разные льготы. Льготниками на федеральном уровне считаются герои Советского Союза, инвалиды боевых действий и ВОВ, ветераны труда, пострадавшие от радиации и облучения в связи с авариями или ядерными испытаниями, а также инвалиды 1-й и 2-й группы (но только за одно транспортное средство).
В ряде регионов, в том числе и в Москве, от транспортного налога освобождается один из родителей ребенка-инвалида. В многодетных семьях с тремя и более детьми льгота на транспортный налог также предоставляется одному из родителей на один автомобиль. Также в зависимости от региона от транспортного налога освобождаются матери-одиночки.
Зачем массовые иномарки облагают налогом на роскошь
Минпромторг недавно актуализировал перечень автомобилей стоимостью от 3 млн рублей, которые облагаются так называемым «налогом на роскошь». По сравнению с прошлогодней версией этот список стал более чем на 100 пунктов длиннее и теперь включает 1298 наименований различных моделей и модификаций. Как поясняют в ведомстве, средняя стоимость машины рассчитывается на основе розничных цен на базовые версии определенной модели каждой марки с учетом года выпуска, при этом фактическая цена, указанная в договорах купли-продажи, не учитывается. Дело в том, что средняя стоимость автомобиля вычисляется по налоговому периоду, за который владелец обязан заплатить, а не по тому, во сколько обходилась машина в год покупки.
Стоит отметить, что в обновленный перечень «роскошных автомобилей», помимо премиальных кроссоверов Jeep Cherokee, Grand Cherokee и Wrangler, а также минивэна Chrysler Pacifica, попали иномарки массовых брендов: Honda Pilot, Mazda CX-9 и Subaru WRX STI. Таким образом, в условиях продолжающегося роста цен на авторынке стоимость некоторых импортных машин уже превысила 3-миллионную отметку, однако поднимать ценовой лимит для автомобилей, облагающихся налогом на роскошь, пока не планируется. Показательно, что средневзвешенная цена новой легковой машины в России в прошлом году достигла 1 млн 556 тыс. рублей, показав рост на 8,2%, гласят данные агентства «Автостат». В то же время средний ценник на автомобили премиум-класса вырос чуть меньше — на 6,5% до 4 млн 346 тыс. рублей.
Как отмечает заместитель директора департамента по работе с корпоративными клиентами ГК «АвтоСпецЦентр» Константин Авакян, конкретные перечисленные модели сами по себе продаются в незначительном количестве на российском рынке. Кроме того, в структуре продаж внутри своих брендов (кроме Jeep) они не являются объемообразующими, а, скорее, несут имиджевые функции, повышая статус производителя в глазах потенциальных потребителей. В этой связи спрос на них будет снижаться по причине того, что покупатель, скорее, выберет автомобиль из линейки премиальных немецких или японских брендов, так как налог в любом случае придется платить. Либо же из соображений экономии уйдет к конкурирующему массовому бренду, чьи автомобили не включены в перечень. В большей степени может пострадать Jeep, так как в обновленный список попал практически весь модельный ряд марки.
«Мы ожидаем незначительно падения спроса на автомобили в сегменте от 3 до 5 млн рублей, так как клиенты, планирующие покупку машины в данной ценовой категории, внимательно подходят не только к стоимости автомобиля, но и к стоимости владения, составной частью которой являются налоги. Обновление списка не повлияет на автомобили в сегменте стоимость от 5 до 10 млн рублей и выше, поскольку налог на роскошь не является определяющим фактором при покупке дорогостоящего автомобиля. В прошлом году в связи с обновлением списка автомобилей, попадающих под налог на роскошь, мы наблюдали незначительное снижение покупательского спроса», — рассказал операционный директор АГ «Авилон» Олег Шамба.
Напомним, закон о повышенных коэффициентах транспортного налога вступил в силу с января 2014 года. Для машин, чья стоимость составляет 3-5 млн рублей и возраст которых — от 1 до 3 лет, установлен коэффициент 1,1. Двойной налог придется выплатить владельцам автомобилей, которые стоят 5-10 млн рублей и не старше пяти лет. Тройной налог — за модели дороже 10 млн рублей и возрастом в 10-20 лет.
По словам директора по развитию компании «Рольф» Владимира Мирошникова, в целом повышенный налог на дорогие машины не является ключевым в структуре расходов на владение автомобилем. Он имеет в большей степени психологический характер. Правильнее говорить о перетекании спроса: те, для кого «налог на роскошь» является неприемлемым, вынуждены будут выбрать модели или комплектации, которые остались за пределами списка.
«При этом вопрос экономии на налогах более актуален для аудитории массовых брендов. Так, именно в этом сегменте отдельные модели автомобилей на российском рынке имеют двигатели мощностью до 250 л.с., которые не попадают под максимальную ставку транспортного налога, тогда как на зарубежных рынках аналогичные двигатели развивают бОльшую мощность», — комментирует Владимир Мирошников.
Между тем, учитывая предстоящий рост цен из-за обвала рубля, перечень «роскошных автомобилей», очевидно, будет расширятся и дальше, в том числе и за счет массовых иномарок. При этом участники рынка не исключают, что автопроизводители будут сдерживать рост цен на модели стоимостью около 3 млн рублей за счет частичного упрощения комплектаций, в также маркетинговых поддержек.
Как говорит Олег Шамба, с учетом того, что стоимость автомобилей каждый год в среднем увеличивается от 2 до 10% в зависимости от марки, за счет таких факторов как инфляция, рост акцизных и налоговых сборов, волатильности национальной валюты, ежегодного обновления модельного года у производителей, то список автомобилей, облагающихся налогом на роскошь, будет увеличиваться. Это затронет те модели автомобилей, стоимость которых приближается к отметке в 3 млн рублей.
В свою очередь, Константин Авакян отмечает, что на данный момент нет четкого понимания дальнейшего развития ситуации относительно стоимости национальной валюты, в связи с чем большинство производителей пока выбрали выжидательную позицию в отношении возможной коррекции прайс-листов.
«В случае, если ситуация будет носить затяжной негативный характер и повлечет за собой рост цен, перечень автомобилей может быть расширен за счет моделей, которые вплотную приблизились к планке в 3 млн рублей: это богатые модификации Kia Sorento Prime, Hyundai Santa Fe, Citroen SpaceTourer, Peugeot Traveller. Удивительный факт, что в перечне роскошных до сих пор нет модели Volkswagen Multivan», — констатирует Константин Авакян.
В то же время существует вероятность, что из списка «роскошных машин» могут исчезнуть электромобили. По крайней мере, с такой инициативой выступают депутаты Госдумы, по мнению которых повышенный транспортный налог на «зеленые» машины противоречит стратегии по популяризации электромобилей в нашей стране. Пока же они не пользуются спросом у россиян: по данным «Автостата», в начале 2020 года в России насчитывалось 6,3 тыс. электромобилей, что составляет всего лишь 0,01% от общего парка легковых машин в стране.
По мнению Владимира Мирошникова, налоговые льготы — один из способов стимулирования спроса на экологически чистый транспорт, который используется во всем мире, но одной этой меры будет недостаточно, чтобы существенно изменить расклад сил на рынке.
«Предложение исключить электромобили из перечня «роскошных машин» вполне рационально, учитывая их высокую начальную стоимость. При этом хочется верить в то, что движение навстречу популяризации транспорта на электротяге этим не ограничится. Если брать в пример опыт передовых в данном отношении европейских стран то, в первую очередь, это развитие инфраструктуры для пользования электромобилями в виде большого количества станций быстрой зарядки, существенные налоговые льготы при приобретении такого автомобиля, бесплатная парковка в центре города и прочие привилегии, позволяющие снизить стоимость владения по сравнению с обычным автотранспортом», — резюмирует Константин Авакян.
Налог на роскошь в 2021 году
В России существует довольно большой список разнообразных налогов. С развитием экономики и согласно актуальной финансовой ситуации это список постоянно корректируется: вносятся поправки в существующие налоги, некоторые налоги упраздняются, а некоторые, наоборот, только внедряются. Так, в 2014 году в нашу налоговую систему был введен так называемый налог на роскошь.
Что такое налог на роскошь?
Данный вид налога тесно связан с транспортным налогом, который всегда уплачивается при покупке автомобиля. База транспортного налога очень специфическая и подразумевает под собой количество лошадиных сил, т.е. мощность автомобиля, плюс налоговая ставка и время владения. Но если вы купили автомобиль, который стоит больше, чем 3 миллиона рублей, то вы должны рассчитать налог на роскошь.
Таким образом, согласно законодательным нормам, те, кто покупает себе дорогие автомобили, должны пополнить казну и уплатить дополнительный налог, который, по сути, представляет собой увеличенный в размерах транспортный налог.
Следовательно, данный вид налога не относится к самостоятельным видам налога, а входит в структуру стандартного транспортного налога.
Порядок расчет и уплаты налога на роскошь
В России величина налога рассчитывается следующим образом: количество лошадиных сил автомобиля умножается на величину транспортного налога, установленную в регионе регистрации транспортного средства, и на повышающий коэффициент.
Вся суть налога на роскошь автомобиля в 2021 году заключается именно в повышающем коэффициенте, который зависит от двух базовых показателей:
- стоимость автомобиля;
- возраст автомобиля (год выпуска).
В зависимости от сочетания этих двух показателей и формируется повышающий коэффициент:
от 3 до 5 млн. руб.
от 5 до 10 млн. руб.
от 10 до 15 млн. руб.
свыше 15 млн. руб.
Очевидно, что все-таки более весомым показателем является именно стоимость автомобиля. Для расчета налоговые органы возьмут стоимость нового автомобиля вашей модели, с учетом года выпуска и количества лошадиных сил (все показатели должны быть идентичными). Поэтому вас не должен удивить тот факт, что стоимость автомобиля для расчете налога может несколько отличаться от фактически уплаченной вами при его покупке.
Это означает, что перед покупкой автомобиля каждый может проверить, попадает под налог на роскошь выбранная им модель или нет.
Сделать это можно, в том числе, благодаря тому, что Министерство промышленности и торговли составляет полный список автомобилей, на которых данный налог распространяется.
Стоит отметить, что он постоянно корректируется (как минимум, 1 раз в год). Связано это с тем, что любые колебания курса рубля приводят к повышению или понижению рублевого эквивалента стоимости автомобиля. Следовательно, какие-то автомобили вносятся в перечень, а какие-то могут быть исключены. До сегодняшнего дня перечень только расширялся.
Полный список автомобилей, попадающих под налог на роскошь 2021, можно найти на официальном сайте Минпромторга. На данный момент в этом перечне уже 708 автомобилей, хотя в 2015 их было меньше больше, чем в три раза.
Кроме этого, каждый производитель автомобилей при покупке, как правило, может подсказать, входит ли ваш автомобиль в перечень, и какой налог вам придется заплатить.
Платит данный налог тот, кто является собственником автомобиля. Если же транспорт разделен на доли, то и налог делится между всеми дольщиками. А если полноправных владельцев несколько, то они сами должны договориться о том, кто будет платить налог.
Применяется налог на роскошь и для новых, и для поддержанных автомобилей. Но от его уплаты (т.е. от повышения транспортного налога) могут быть освобождены следующие группы граждан:
- инвалиды (включая все группы);
- ветераны ВОВ;
- родители в многодетных семьях;
- признанные участники военных действий;
- герои России.
Кроме этого, есть и группы транспортных средств, по которым данный налог не начисляется:
- транспорт, который находится в собственности компаний и используется для грузоперевозок или для перевозки людей;
- транспорт, который относится к сельхозтехнике;
- автомобили, которые находятся в розыске или угоне.
Иных законных способов избежать уплаты данного налога нет (несмотря на очень большой шквал критики после его введения).
Стоит отметить, что введение данного налога во многом стало попыткой законодательной системы уравнять положение разных групп населения (такой налог ввели и для дорогой недвижимости). Безусловно, это стало только первым шагом, и данный законопроект постоянно пересматривается и дорабатывается.
Налог на роскошь или защита рынка? К каким изменениям приведут новые ставки утильсбора
Фото autonews.ru и из архива редакции
Фото autonews.ru и из архива редакции
В конце прошлой недели стало известно, что с 1 января 2021 года в Беларуси начнут действовать новые ставки утилизационного сбора на автомобили. Автобизнес узнал, по кому нововведения ударят сильнее и как это может повлиять на автомобильный рынок страны.
Действующие ставки оставались неизменными без малого полтора года – с 16 июля 2019 года. Тогда они выросли как для юридических, так и для физических лиц. Главное отличие нынешнего повышения в том, что изменения коснутся не всех белорусов.
До 7 лет – без изменений
При ввозе авто в возрасте до трех лет физическое лицо, как и раньше, должно будет внести в казну 544,5 рубля. Если с момента выпуска автомобиля прошло более трех лет – 816,7 рубля. Чтобы не ощутить новые ставки на себе, возраст ввозимого авто не должен превышать 7 лет – в противном случае ставка утильсбора вырастет до 1225,1 рубля.
Появление новой градации по возрасту – единственное новшество для физических лиц. Ранее авто делились лишь на две категории: до 3 лет и более 3 лет. Теперь на три: не более 3 лет, от 3 до 7 лет и свыше 7 лет.
На ввоз электромобилей ставки остаются прежними – 544,5 руб. для авто моложе трех лет и 816,7 руб., если автомобиль старше трех лет.
Учитывая, что самые выгодные тарифы на растаможку авто из-за пределов стран ТС действуют на машины в возрасте до 5 лет, то данные нововведения практически никак не скажутся на пригоне подержанных автомобилей из Европы или США.
В компании AutoGroup, которая занимается автомобилями из Европы и США, рассказали Автобизнесу, что в общем объеме заказов автомобили старше 5 лет составляют незначительную часть. В основном это электромобили, растаможка на которые отсутствует независимо от года выпуска.
«Старше «проходного» возраста пригоняют варианты вроде BMW i8 с объемом 1,5 литра – дорогое авто с невысокой растаможкой даже старше пяти лет. Также есть масса автомобилей, которые постепенно переходят в статус 5-7-летних, и если клиент очень хотел машину в конкретном кузове, то купить ее на аукционе станет заметно проще по причине выпадения с «радаров» локальных брокеров. Эксклюзивные и классические авто покупаются и так в пределах погрешности. На наш взгляд, рынок авто из США/Европы сможет укрепиться с точки зрения заказов от физлиц. Возможно, произойдет перелив трафика из дилерских центров, так как они импортируют автомобили как юридическое лицо», – считают в AutoGroup.
Выходит, что появление новой градации «старше 7 лет», а вместе с ней и нового тарифа лишь сможет сделать чуть менее выгодным пригон из РФ машины, которая достигла 7-летнего возраста.
«Это скорее защита рынка ТС от импорта»
Зато изменения почувствуют юридические лица. С нового года за автомобиль с мотором объемом до 1 литра дилерам придется платить 1652,2 руб. вместо 936,5 руб., более литра — от 4655,9 до 9264,2 рубля. Важно отметить, что эти нормы распространяются только на автомобили, экспортируемые из третьих стран. Для машин, произведенных в странах ТС, все останется неизменным.
Объем двигателя
Ставка до 1 января, руб.
Ставка после 1 января, руб.