1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новые правила оформления ДТП: Попав в аварию, водитель должен убрать автомобиль самостоятельно с дороги

Нужно ли при ДТП убирать машины с дороги, чтобы не «собирать пробку»?

Виновники аварий часами перекрывают главные трассы городов, пока не приедут сотрудники ГИБДД. Почему это не позволено делать, рассказывает член Ассоциации юристов России, заместитель председателя Общества защиты автомобилистов «ОСА» Алексей Румянцев.

Порой небольшое ДТП провоцирует создание гигантского затора. Автомобили притерлись бортами, причинив друг другу ущерб на 5-10 тысяч рублей, а мегаполис в результате возникшего транспортного коллапса несет убытки на миллионы. Однако многие остаются на месте аварии, дожидаясь сотрудников ГИБДД. Они побаиваются связываться с мудреным европротоколом. Непонятных позиций там много, а страховые компании нередко используют ошибки в его заполнении для отказа в выплате компенсаций и порой даже прибегают к практике регресса, то есть покрывают ущерб за счет допустившего письменные ошибки водителя.

Поэтому многие просто вызывают ГИБДД на место аварии и оказываются правы. Однако существует ряд основных правил, которые необходимо соблюдать водителям, чтобы избежать возможных проблем с приехавшими инспекторами и с другими участниками движения.

Пункт 2.5 Правил дорожного движения гласит: «При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки». В соответствии с требованиями пункта правил 7.2, ему запрещено перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Между тем нужно обратить внимание на то, что после внесенных поправок пункт 2.6.1 ПДД РФ обязывает водителей совершать и другие действия: «Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств».

Другими словами, водители столкнувшихся автомобилей не должны стоять на месте и ждать, пока сотрудники ГИБДД примчатся на помощь и начнут оформлять протокол. Они обязаны по закону взять в руки фотокамеры и начать предельно досконально фиксировать место аварии, причем с привязкой к местности. Необходимо, чтобы в кадр попадали ближайшие дома и номерные таблички на них. Кроме того, важно отснять все предметы на проезжей части и нарисовать схему ДТП. После этого можно убрать автомобили с дороги и открыть движение для другого транспорта.

За невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных ПДД, налагается штраф 1 000 руб. по ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. Инспекторы, прибывшие на место ДТП и увидевшие многокилометровый транспортный затор и скучающих виновников аварии, запросто могут применить к ним штрафные санкции за то, что они не убрали поврежденные автомобили с проезжей части дороги, не освободили её.

Если авария не мешает потоку транспорта и не перекрывает движение, то можно оставить место ДТП в изначальном виде. Однако и в этом случае нужно быть внимательными и соблюдать требования закона.

Часто прибывшие сотрудники ГИБДД штрафуют водителей, попавших в ДТП, за то, что те не выставили знаки аварийной остановки и не включили световую сигнализацию. А это может стать причиной возникновения новых ДТП. В стоящий посреди дороги транспорт может врезаться грузовик с полным кузовом песка или бетономешалка. Причем днем это происходит даже чаще, так как в облачную погоду в зимней слякоти, да еще на фоне мелькающего по полосам транспорта, бывает трудно разглядеть обездвиженные объекты. И тогда будет обидно, что вовремя не мигнул аварийкой.

Статья в тему:  Ожидаемая премьера Kia Sorento на автосалоне в Париже 2014

Оформление ДТП без ГАИ

Порядок и условия оформления извещения о ДТП

С 1 сентября 2019 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 11 мая 2019 г. № 175 «О страховании», в соответствии с которым увеличен лимит страхового возмещения при оформлении ДТП без вызова ГАИ с 400 до 800 евро.

Преимуществами оформления ДТП путем заполнения Извещения являются быстрота и удобство, так как водителям не требуется ожидать приезда сотрудников ГАИ. При этом страховая компания выплачивает потерпевшему страховое возмещение на основании Извещения, а виновник не привлекается к административной ответственности.

Оформление ДТП без вызова сотрудников ГАИ возможно только в случаях, если:

  1. вред не причинен жизни или здоровью;
  2. ДТП произошло с участием только двух транспортных средств;
  3. не причинен вред иному имуществу, помимо транспортных средств;
  4. у обоих участников ДТП действуют договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  5. водители, участвовавшие в ДТП, имеют право на управление ТС (владелец ТС не обязан иметь водительское удостоверение, если его автомобиль был припаркован);
  6. размер причиненного вреда не превышает 800 евро для каждого из участников;
  7. нет разногласий у участников ДТП по обстоятельствам ДТП (по характеру и перечню повреждений ТС, размеру вреда, по установлению виновного лица);
  8. лица, управлявшие ТС, не находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  9. виновник ДТП признает свою вину.

Бланк извещения о ДТП состоит из двух самокопирующихся листов. При его заполнении используется шариковая авторучка и пишется с нажимом, чтобы можно было прочесть копию.

После заполнения бланка извещения первый лист (оригинал) остается у потерпевшего, второй (копия) – у виновника ДТП.

Потерпевший должен обратиться либо в страховую компанию виновника, либо в ту, с которой он заключил договор страхования.

Напоминаем, что бланк извещения о ДТП выдается бесплатно:

  • при заключении договора страхования;
  • по требованию страхователя в любой страховой организации, осуществляющей обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • на автозаправках.

Что ещё необходимо сделать:

  • до того, как вы уберете транспортные средства на обочину, обязательно сфотографируйте место ДТП с разных сторон (дорожные знаки, взаимное расположение транспортных средств с четырех сторон с различимыми регистрационными знаками (четыре фотоснимка) и видимые повреждения транспортных средств с близкого расстояния (от одного до трех фотоснимков));
  • если вы потерпевшая сторона, необходимо проверить, оплачена ли вторая часть взноса, если срок ее оплаты уже прошел (для этого вы можете позвонить в страховую компанию виновника ДТП или обратиться по телефону 140 круглосуточной инфолинии);
  • если вы виновник ДТП, храните свой экземпляр извещения о ДТП и фотографии с места ДТП три года, чтобы потерпевшая сторона, выбросив свой экземпляр извещения, не решила заявить о том, что вы скрылись.
Статья в тему:  Водитель 12-тонного автобуса чудом успел остановиться

Оформления извещения о ДТП в электронном виде.

С 1 апреля 2020 г. извещение о ДТП можно заполнить в электронном виде.
Белорусским бюро по транспортному страхованию совместно со страховыми организациями — членами Белорусского бюро создана система по оформлению извещений о ДТП в электронном виде.

Мобильное приложение для заполнения информации о ДТП доступно для скачивания (только для Android )по ссылке.

Для заполнения электронного извещения участниками ДТП необходимо в программном приложении:

  • выразить свое согласие на сбор, передачу, хранение и обработку персональных данных в соответствии с законодательством Республики Беларусь для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств путем проставления отметки в соответствующем поле программного приложения;
  • подтвердить наличие одновременно следующих обстоятельств и условий:

— транспортные средства зарегистрированы на территории Республики Беларусь;
— ДТП произошло на территории Республики Беларусь;
— дата заполнения электронного извещения соответствует дате ДТП;
— участники ДТП имеют при себе технические устройства (смартфон, планшет и др.) с действующими абонентскими номерами мобильных телефонов, обслуживаемыми операторами мобильной связи Республики Беларусь, и хотя бы одно из данных устройств обеспечивает возможность фотографирования, фиксации данных о местоположении (геолокации) и передачи информации посредством сети Интернет.

  • указать дату, время, место ДТП (город, улица, перекресток, номер дома, участок дороги, км и т.д.);
  • указать регистрационные знаки транспортных средств;
  • указать номера своих мобильных телефонов и свои адреса электронной почты (при их наличии);
  • подтвердить согласие с тем, что один из участников ДТП является причинителем вреда, а второй участник ДТП — потерпевшим, путем внесения в соответствующее поле программного приложения кода, поступившего на номер мобильного телефона, указанного причинителем вреда, и кода, поступившего на номер мобильного телефона, указанного потерпевшим;
  • указать сведения о собственниках транспортных средств. Если собственником транспортного средства является физическое лицо, то указываются фамилия, собственное имя, отчество (при его наличии), место жительства (место пребывания) согласно свидетельству о регистрации (техническому паспорту) транспортного средства. Если собственником транспортного средства является юридическое лицо, то указывается его полное наименование и место нахождения согласно свидетельству о регистрации (техническому паспорту) транспортного средства;
  • указать сведения о водителях транспортных средств: фамилию, собственное имя, отчество (при его наличии), дату рождения, место жительства (место пребывания), серию, номер водительского удостоверения на право управления транспортным средством, соответствующие категории, дату, до которой водительское удостоверение действительно;
  • сделать фотоснимки лицевой и оборотной стороны (обеспечивая различимые символы) водительских удостоверений участников ДТП и свидетельств о регистрации (технических паспортов) транспортных средств;
  • сделать фотоснимки взаимного расположения транспортных средств с четырех сторон с различимыми регистрационными знаками (четыре фотоснимка) и фотоснимки видимых повреждений транспортных средств (от одного до трех фотоснимков);
  • указать фамилию, собственное имя, отчество (при его наличии), место жительства (место пребывания) и номер телефона свидетелей ДТП при их наличии;
  • указать по желанию характер и перечень видимых повреждений транспортных средств, полученных в результате ДТП;
  • указать по желанию обстоятельства ДТП;
  • проверить правильность, полноту и достоверность введенной информации при заполнении электронного извещения;
  • отправить сведения, указанные в программном приложении согласно пунктам 1 — 13, в АИС «Бюро» для регистрации электронного извещения.
Статья в тему:  Новый 2020 Kia Soul представлен на «Лос-Анджелес Автошоу»

Круглосуточная инфолиния по вопросам оформления ДТП без вызова ГАИ.

Если у Вас остались вопросы, вы также можете позвонить в колл-центр по короткому номеру 140 (работает в круглосуточном режиме) и получить консультацию о порядке и условиях оформления ДТП на территории Республики Беларусь без вызова сотрудников ГАИ, включая проверку наличия действующих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в базе данных Белорусского бюро, а также о порядке заполнения бланка Извещения о ДТП.

Консультации операторами колл-центра 140 предоставляются бесплатно. При этом стоимость услуг мобильной связи — по тарифам мобильных операторов (СООО «Мобильные ТелеСистемы», УП «А1», ЗАО «БеСТ»), звонки для абонентов стационарной телефонной сети (РУП «Белтелеком») являются бесплатными.

ДЕЙСТВИЯ ВОДИТЕЛЯ НА МЕСТЕ ДТП

Как известно, от участия в дорожно-транспортном происшествии не застрахован ни один человек, садящийся за руль, как бы аккуратно и осторожно он ни ездил. Любое ДТП, особенно первое в жизни, — большой стресс, а то и шок для водителя. При этом многие теряются настолько, что забывают самые очевидные вещи и совершают ошибки, которые не позволяют впоследствии точно восстановить ход событий и принять верное решение о том, кто прав, а кто виноват. В подобной ситуации всегда выигрывает тот, кто заранее вооружен необходимыми знаниями и лучше подготовлен психологически.

В пункте 31 Правил дорожного движения четко расписаны действия водителя, ставшего участником ДТП.
При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
«31.1. немедленно остановиться и не принимать мер по изменению положения транспортного средства, при участии которого совершено дорожно-транспортное происшествие, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки с соблюдением положений главы 8 настоящих Правил, остаться на месте дорожно-транспортного происшествия по возможности вне проезжей части дороги;
31.2. принять меры по оказанию необходимой помощи пострадавшему (пострадавшим), вызвать скорую медицинскую помощь, а если это невозможно, принять меры по доставке пострадавшего (пострадавших) в ближайшую организацию здравоохранения на одном или нескольких попутных транспортных средствах (при их отсутствии доставить пострадавшего (пострадавших) на транспортном средстве, при участии которого совершено дорожно-транспортное происшествие).
Водитель, доставивший пострадавшего (пострадавших) в организацию здравоохранения, обязан сообщить в этой организации свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства, предъявив водительское удостоверение или другой документ, удостоверяющий личность, и свидетельство о регистрации транспортного средства, и возвратиться к месту дорожно-транспортного происшествия;
31.3. в случае необходимости доставки пострадавшего (пострадавших) в организацию здравоохранения на транспортном средстве, при участии которого совершено дорожно-транспортное происшествие, предварительно зафиксировать в присутствии очевидцев положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию;
31.4. записать фамилии и адреса очевидцев дорожно-транспортного происшествия, сообщить о случившемся в милицию и ожидать прибытия работников ГАИ;
31.5. до прибытия работников ГАИ принять все возможные меры по сохранению следов и предметов, относящихся к дорожно-транспортному происшествию, их ограждению и организации объезда места дорожно-транспортного происшествия.
32. Водителю, являющемуся участником дорожно-транспортного происшествия, запрещается:
32.1. перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отношение к дорожно-транспортному происшествию, кроме случая, указанного в подпункте 31.3 пункта 31 настоящих Правил;
32.2. употреблять алкогольные напитки, наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества до прохождения проверки (освидетельствования) для определения, находится ли водитель в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
32.3. вскрывать тахограф без разрешения работника ГАИ».

Статья в тему:  Топ-10 самых популярных опций современных автомобилей

Запомните в первую очередь: как бы вы ни были потрясены и напуганы, уехать с места ДТП — это наихудшее из возможных решений. Во-первых, это не по-человечески. Но если совесть у некоторых водителей спит крепким сном, то есть и другие аргументы против. Даже если очевидцы запомнили только часть букв и цифр номерного знака, по этим данным, марке и цвету автомобиля можно установить и само транспортное средство, и его владельца, и страховую компанию, в которой оно зарегистрировано.
По закону водителю, скрывшемуся с места совершения ДТП, грозят следующие неприятности:
— уголовная ответственность.
«Статья 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оставление в опасности»
1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.
2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.
3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет» (в редакции Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. — Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., №83, 2/974);
— если действия водителя не подпадают под Уголовный кодекс, административная ответственность предусмотрена по ч.4 ст.18.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Эта статья гласит: «Оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, либо употребление алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или лишение права управления транспортными средствами сроком до двух лет».
Кроме того, на данное ДТП не будет распространяться действие страхового полиса. То есть водитель, заранее застраховавший свою материальную ответственность перед другими участниками ДТП, не сможет воспользоваться страховкой и всю сумму ущерба будет выплачивать из своего кармана. Иначе говоря, платить за одно и то же ему придется дважды — при заключении договора страхования (это требование обязательно для всех, кто садится за руль) и при возмещении причиненного вреда. Причем судиться ему придется не с потерпевшим, а со страховой компанией, в которой наверняка найдутся опытные и квалифицированные юристы.

Статья в тему:  Топ-10 не дорогих роскошных автомобилей

Поясню приведенные выше требования Правил: аварийная световая сигнализация и знак аварийной остановки предназначены для того, чтобы другие участники движения не совершили наезд на ваше транспортное средство, стоящее, как правило, на проезжей части. За невыполнение этого требования ч.6 статьи 18.14 КоАП предусмотрен штраф:
«Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил движения по автомагистрали, пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами, а равно нарушение правил применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до четырех базовых величин».

Как правильно вызвать скорую помощь — это тема отдельной статьи. Также я не могу углубляться здесь в способы и приемы оказания доврачебной медицинской помощи. Скажу только, что то и другое играет исключительно важную роль, поэтому любой водитель должен хорошо ориентироваться в данных вопросах.
Если ДТП произошло в малонаселенной местности, где нет надежды на быстрое прибытие медиков, Правила допускают отправку пострадавших в ближайшую больницу на попутном, а если это невозможно, то и на своем транспортном средстве. В больнице водитель будет обязан сообщить свою фамилию, номерной знак своего транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и документов на транспортное средство). После этого участник ДТП должен возвратиться к месту происшествия. Однако прежде чем оставить место ДТП, необходимо предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, а также все следы и предметы, относящиеся к происшествию. Выполнить это требование далеко не просто, поэтому доставлять пострадавших в больницу на своем транспортном средстве допускается только в исключительных, безвыходных случаях.
В дополнение к рассмотренным нами пунктам Правила дорожного движения обязывают водителя освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. Однако при этом требуется составить в присутствии свидетелей схему ДТП, причем таким образом, чтобы картина происшествия не была искажена. Ошибки водителя при выполнении этого требования могут быть приняты за попытку исказить картину происшествия. Поэтому самостоятельно, без разрешения автоинспектора, освобождать проезжую часть не рекомендуется, если для этого нет каких-то исключительно важных причин.
К счастью, подавляющее большинство ДТП (более 80%) обходится без погибших и раненых. При этом процедура оформления ДТП существенно упрощается. В подобных ситуациях рекомендуется в первую очередь запомнить номер автомобиля-«обидчика» — на тот случай, если он вздумает скрыться с места ДТП. После того как вы включили «аварийку» и выставили знак аварийной остановки, сразу же записывайте имена и координаты очевидцев, особенно если обстоятельства происшествия могут быть истолкованы по-разному. Через несколько минут свидетели разойдутся, а шансов разыскать их впоследствии очень мало, да и доверять их показаниям будут неохотно: вдруг это ваши знакомые, которых вы «подговорили»?
Записывая данные свидетелей, поинтересуйтесь, что именно они видели и что готовы подтвердить в ходе разбирательства. В качестве свидетелей могут выступать не только посторонние лица (пешеходы, водители и пассажиры других транспортных средств), но и люди, ехавшие вместе с вами, даже если они являются вашими родственниками или знакомыми.
Не забывайте о том, что «противная сторона» тоже озабочена поиском свидетелей. Не исключены случаи сговора участника ДТП со случайными людьми, отсутствовавшими в момент происшествия, но готовыми встать на защиту одной из сторон за вознаграждение. Если вы замечаете что-либо подобное, то отрезвить аферистов может громкое и внятное предупреждение об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
После того как выполнено все, что предписано пунктом 31 Правил, у водителя, как правило, остается некоторое время до прибытия сотрудников ГАИ. Не сидите сложа руки. Попытайтесь самостоятельно определить, являетесь ли вы виновником происшествия или, наоборот, потерпевшим. Не позволяйте другим участникам происшествия оказывать на вас психологическое давление — их претензии, убедительные на первый взгляд, часто оказываются на поверку совершенно беспочвенными. Чтобы разобраться в сложной ситуации, в автомобиле всегда должны лежать две небольшие брошюры — Правила дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях. Имея под рукой эти документы, вы всегда сможете отыскать нужные пункты и статьи и впоследствии ссылаться на них при общении с сотрудниками ГАИ.
При серьезном ДТП, обстоятельства которого могут быть истолкованы не в вашу пользу, есть смысл сразу же вызвать на место происшествия своего адвоката (если он у вас есть). Рекомендуется также сделать фотоаппаратом или мобильным телефоном снимки места происшествия с нескольких точек, сфотографировать дорожные знаки, разметку, следы столкновения, оставшиеся на проезжей части, и все повреждения на вашем автомобиле, включая скрытые под капотом или днищем. Кроме того, любой участник происшествия имеет право записывать на диктофон или на мобильный телефон свои переговоры с сотрудниками ГАИ и другими лицами, причастными к происшествию, и требовать приобщения этих записей к материалам дела о ДТП.

Статья в тему:  Видео показывает, что не всегда полный привод AWD делает автомобиль быстрее

И еще: не забудьте получить у инспектора, оформлявшего происшествие, справку о ДТП (форма №3).
Форма №3 должна содержать следующую информацию:
* имя, отчество и фамилия полностью (Ваши);
* дата и точное время происшествия;
* точный адрес или описание места ДТП;
* марка автомобиля;
* номер государственной регистрации ТС;
* характер повреждений, выявленных визуальным осмотром инспектором ГАИ, и место их расположения на автомобиле, его узлах и агрегатах;
* сведения о других участниках ДТП:
— полные фамилия, имя, отчество;
— полные адреса по прописке и по факту проживания (желательно);
— все возможные номера телефонов;
* название страховой компании (СК) другого участника ДТП (обычно записывается на обороте справки);
* номер полиса, дата его выдачи и желательно окончания действия (обычно записываются на обороте справки);
* марка и номер госрегистрации автомобиля или автомобилей, если в ДТП пострадало более двух единиц техники;
* должность, звание, фамилия и инициалы оформившего справку инспектора ГАИ заверяются печатью.

Александр СТАРИЧЕНКО.

Водителям грузовиков. Что можно и чего нельзя делать после ДТП 09:23, 29 июля 2020 Версия для печати

От дорожно-транспортных происшествий не застрахован ни один водитель. Если последствия аварии серьёзны, особенно важно правильно вести себя при её оформлении, чтобы из участника происшествия не превратиться в его виновника.

Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко побеседовал с автоюристом и узнал, как нужно вести себя после ДТП с серьёзными последствиями.

Есть вещи, мысли о которых человек в силу своей психологии гонит от себя прочь. Смерть близких, онкологические заболевания, авиакатастрофы, ДТП… это всё отодвигается на задний план в целях сохранения здоровой психики. Мозг ставит своеобразный барьер: «это может произойти с кем угодно, только не со мной». Но в какой бы дальний угол сознания мы эти мысли не задвигали, сами явления от этого существовать не перестанут. Достаточно открыть любую новостную ленту по происшествиям и авариям: за пару дней десятками высыпаются сообщения о ДТП с участием грузовиков. Помятые машины, потерпевшие, трупы…

Статья в тему:  Mercedes E-Class - лучшие представительские автомобили

Могу вспомнить изречение старого-старого водителя, совтрансавтоского дядьки: он говорил, что у профессионального водителя три ноги. Одной ногой он стоит в больнице, второй в тюрьме, третьей в могиле. Работа профессионального водителя – это сплошные риски и высочайшая опасность попасть в ДТП. Не ты, так в тебя.

Цикл материалов, который мы готовим на эту тему посвящен тому, каким образом вести себя после ДТП, какие действия следует предпринимать, а какие ни в коем случае нельзя предпринимать, чтобы:

  • обеспечить максимальную эффективность расследования обстоятельств ДТП;
  • минимизировать для себя последствия аварии.

Признак профессионализма

Виталий Харитонов, эксперт, ассоциация специалистов по ДТП:

— Я езжу в такси и замечаю, что каждая первая машина не оборудована видеорегистратором. Я считаю, что если вы выехали на трассу без регистратора – вы непрофессионал. Вас могут обвинить в причинении ущерба, и если мы говорим о фурах, это могут быть очень большие суммы и очень большие сроки. Я считаю, что в автомобиле должно быть как минимум два регистратора. Это поможет доказать невиновность водителя, спасти его.

Я практически каждый день вижу, как невиновных привлекают к ответственности, и это страшно. На водителей, не обладающих специальными знаниями, находящихся в шоковом состоянии после ДТП часто вешают ответственность, и она бывает очень большой. Например, моральный вред за погибшего в Москве достигает миллиона рублей. Я не говорю о разбитых машинах. Поэтому как минимум два недорогих регистратора должны быть в машине. А если регистратор у водителя многоканальный и пишет в две стороны, это еще лучше.

Понятно, почему два регистратора? Потому что у одного устройства, какой бы широкий угол охвата у него не был, камера выхватывает только среднюю часть.

Две камеры выхватывают и левую, и правую сторону, что для нас, перевозчиков, критически важно. Левая – это встречка, идущие на обгон машины. Правая – обочечники, пешеходы, велосипедисты; кто угодно может выскочить на дорогу. Две камеры, установленные слева и справа, покрывают практически всё поле обзора, дают больше информации.

Момент ДТП записан. Кому и когда отдавать флеш-карту с информацией?

Кто-то где-то рассказывал о том, что карту надо сразу запечатывать в конверт и под роспись отдавать сотрудникам ГИБДД. Оказывается, это не так.

Статья в тему:  Экологический налог для неэкологичных автомобилей

Виталий Харитонов:

— Карточку передать можно через три дня, через неделю, через месяц: это никогда не будет поздно. Есть такое понятие, как видеотехническая экспертиза. Она определяет обстоятельства ДТП: скорость автомобиля, расстояния. И в той ситуации, когда вам кажется, что водитель не виноват, по видеотехнической экспертизе можно доказать обратное. И если в этой ситуации водитель отдаст карточку регистратора, он сам докажет свою вину и помочь ему будет уже невозможно. Кроме того, мы наблюдаем случаи, когда ГАИ или следователи теряют карточки видеорегистраторов.

Поэтому запись отдаётся только после того, как водитель успокоится и проконсультируется со специалистами. Когда произошло ДТП, водитель должен снять регистратор, вытащить из него карточку и убрать её, не извещая инспектора. Через три дня можно написать ходатайство, и карточку примут.

Схема ДТП: мелочей не бывает

Что делать, когда произошло ДТП? В этот момент водители обычно находятся в шоковом состоянии. Один мой клиент признался, что после происшествия он не мог набрать номер телефона, потому что у него тряслись руки. Человек попадает в стрессовую ситуацию вне зависимости от того, по его вине произошло ДТП или нет. Но даже если он сохраняет спокойствие, он всё равно не обладает необходимыми познаниями.

Оформление ДТП происходит на месте: сперва приезжает ДПС, затем выездной дежурный. Если много погибших, выездной дежурный может вызвать следователей. На месте ДТП формируется доказательная база. Это самая основная база, которая формируется в результате осмотра места происшествия. Схема ДТП визуализирует его обстоятельства. От осыпи стекла фары может зависеть виновность или невиновность водителя, если она, например, оказалась на встречке.

Место столкновения зачастую определяется либо по следам торможения или бокового скольжения, либо по осыпи, потому что во время удара опадает сухая грязь. От того, как она будет зафиксирована (если нет, конечно, регистратора) может быть определено, кто из водителей выехал на встречку. Этих нюансов водители не знают, и универсальный совет может быть только один. Поскольку оформление происходит от часу до трех (иногда до пяти), водитель имеет возможность позвонить специалистам.

Следователь не может быть твоим другом. У него одна задача – оформить и направить дело в суд. Если он выступает в роли друга, предлагает дать какие-то показания, нужно понимать, что ничего хорошего он советовать не будет. Его цель – облегчить себе работу, чтобы направить дело в суд.

Простой пример, который показывает, как можно на месте происшествия подписать себе приговор. Водитель едет со скоростью 80-90 км/ч, на дорогу выскакивает пешеход. Не повезло! При скорости 90 км/ч водитель не успел бы остановиться. Его вины в принципе нет, потому что вина в таких ситуациях определяется технической экспертизой, которая устанавливает, располагал ли водитель возможностью избежать наезда на пешехода. Но ДТП произошло, пешеход погиб, происходит оформление. Приезжает следователь и видит длинный след торможения, 35-40 метров. Следователь понимает, что автотехническая экспертиза покажет превышение, и от того, где водитель укажет место наезда, зависит его судьба.

Первое, что сделает неподготовленный водитель – скажет, что ехал не быстро. Этого говорить нельзя! Скорость нужно назвать ту, что была в пределах разрешенной. Следователь остановит понятых и акцентирует их внимание, что водитель покажет нам, где он совершил наезд.

Статья в тему:  Skoda Kodiaq, фотографии интерьера автомобиля

Если водитель скажет, что совершил наезд в начале полосы торможения, то результаты экспертизы покажут, что он и при 60, и при 80 километрах в час не успевал остановиться. В таком случае он будет не виноват. Если в конце, то экспертиза покажет, что если бы водитель ехал со скоростью 60, он просто не доехал бы до этого места. Поэтому если водитель скажет, что столкнулся с пешеходом в конце полосы торможения, он подпишет себе приговор. Обычно водители этого не понимают. А наказание за ДТП с одним погибшим сегодня – это 2, 3 или 4 года колонии-поселения.

Всё самое хреновое уже произошло, поэтому спешить некуда и незачем

После ДТП, как и в любой стрессовой ситуации, человек испытывает адреналиновый шок. Вот что пишут специалисты:

«…При наступлении первой фазы человеку свойственна гиперактивность, то есть он старается выполнить какое-то действие, но не отдает себе отчет какое именно. В это время ему свойственны суетливые движения, много разговоров, он может не заметить, что пострадал сам, так как чувство боли приглушено.

Сразу после этого наступает прямо противоположное состояние вялости, заторможенной реакции и сонливости. В это время нервная система организма отмечается достаточно слабой реакцией на внешние раздражители. В этот момент человек полностью погружается в себя и не реагирует на внешний мир, внимание его рассеяно»

Давайте исходить из того, что в таком физиологическом состоянии человек действительно может не отдавать себе отчет в своих действиях. Поэтому требовать от него четкого изложения обстоятельств и подписания каких-то бумаг по меньшей мере глупо. И здесь у вас есть право ссылаясь на своё состояние отказаться от дачи показаний. В 51-й статье Конституции РФ сказано: у гражданина есть право не свидетельствовать против себя и своих близких. Если вы не в состоянии адекватно реагировать на окружающую обстановку, внятно и грамотно отвечать на вопросы следователя и дознавателя, выстраивать линию собственной защиты – у вас есть право не отвечать на задаваемые вопросы. «Ребят, чуть все устаканится, успокоится, проконсультируюсь с юристами и расскажу, как всё было!»

Виталий Харитонов:

— Все знают о 51 статье Конституции. Она даёт право не свидетельствовать против себя. Каждому её в протоколе разъясняют. Но никто ей не пользуется! Я вижу практику по ДТП по всей России: от Калининграда до Дальнего Востока, и я ни разу не видел, чтобы кто-то отказался от дачи показаний.

Точно нельзя отказываться от протокола медицинского освидетельствования, потому что это будет интерпретировано как нахождение в состоянии опьянения. Обязательно нужно пройти эту процедуру.

Но отказ от подписания протокола и дачи объяснений никак не усугубляет вину, никак не мешает прийти через три дня с адвокатом и дать соответствующие объяснения. Хуже всего, когда первоначальное объяснение является подробным, потому что если человек даёт подробные показания против себя – это очень плохо. ДТП не такая сложная тематика, это не какие-то высокие материи. Водителю-профессионалу можно разобраться самому, можно проконсультироваться у разных специалистов и принять взвешенное решение, дать осознанные показания, которые не будут использованы против водителя.

Статья в тему:  Интерьеры автомобилей: Неудачники 2016 года

ВС РФ: покидать место ДТП можно, но только если в нем пострадал всего один автомобиль

lightpoet / Depositphotos.com

Если в ДТП пострадал только один автомобиль, то его водитель вправе оставить место происшествия без вызова сотрудников полиции. На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая жалобу автолюбителя, лишенного прав по ч. 2 ст.12.27 КоАП (оставление места ДТП его участником).

Его машина, действительно, попала в ДТП – неудачно съехала в кювет и перевернулась. К счастью, в инциденте больше никто не пострадал. Водитель добрел до ближайшего придорожного кафе (там работала его жена), чтобы перевести дух. Вскоре туда же подъехали и сотрудники ГИБДД. Его обвинили в том, что он скрылся с места аварии, привезли обратно к опрокинутой легковушке и составили протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Районный суд согласился с тем, что водитель нарушил предписания п. 2.5 ПДД, что правонарушение это вообще имеет повышенную общественную опасность, а потому отобрал права на год. Краевой суд с ним целиком согласился.

ВС РФ рассуждал более тонко:

  • Правила дорожного движения содержат несколько наборов правил для водителей – участников ДТП;
  • в частности, согласно п. 2.5 ПДД (нарушение именно этого пункта и вменялось автолюбителю) при ДТП водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
  • п. 2.6 ПДД устанавливает обязанности для участников ДТП, в результате которого погибли или ранены люди: вызвать неотложку и полицию, оказать первую помощь и другие обязанности;
  • п. 2.6.1 ПДД устанавливает обязанности для участников ДТП, в результате которого вред причинен только имуществу: освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав положение транспортных средств. При этом если участники ДТП имеют разногласия по поводу его обстоятельств, то они должны сообщить о случившемся в полицию для получения указаний о месте оформления ДТП. А вот если разногласий нет, то причастные к происшествию водители не обязаны звонить стражам порядка, могут уехать с места ДТП и оформить документы, используя различные варианты;
  • следовательно, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения в результате такого происшествия вреда только имуществу и отсутствия между ними разногласий на предмет характера, перечня и оценки полученных повреждений;
  • а значит, при отсутствии пострадавших, при отсутствии иных участников ДТП, с учетом причинения вреда только владельцу перевернувшегося автомобиля у его водителя отсутствует императивная обязанность оставаться на месте дорожно-транспортного происшествия и сообщать о случившемся в полицию (Постановление ВС РФ от 8 ноября 2018 г. № 18-АД18-59).

Итог – дело прекращено за отсутствием события правонарушения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: