0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Минтранс разработал новые правила предрейсовых осмотров автомобилей

Содержание

Минтранс разработал новые правила предрейсовых осмотров автомобилей

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства транспорта РФ от 15 января 2021 г. № 9 “Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств”

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2018, N 45, ст. 6841) и пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.

МинистрВ.Г. Савельев

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2021 г.

УТВЕРЖДЕН
приказом Минтранса России
от 15 января 2021 г. N 9

Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств

1. Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств (далее — Порядок) устанавливает требования к организации и проведению предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств (далее — контроль) с целью исключения выпуска на линию технически неисправных транспортных средств.

2. Порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями) 1 (далее — субъекты транспортной деятельности).

3. Контроль проводится во время подготовки транспортного средства к выполнению водителем или группой водителей одного или нескольких рейсов в течение одного или нескольких рабочих дней с оформлением одного путевого листа.

4. Контроль проводится в любой промежуток времени, необходимый для определения технического состояния транспортного средства и ограниченный временем въезда транспортного средства на парковку (парковочное место), предназначенную для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства (далее — парковка), до выезда транспортного средства с парковки.

Статья в тему:  Лучшие автомобили Тойота когда-либо созданные

5. При сменной работе водителей на одном транспортном средстве контроль проводится до начала рейса или смены (рабочего дня) водителя транспортного средства, который первым выезжает с парковки.

6. Контроль осуществляется работником субъекта транспортной деятельности либо работником сторонней организации или привлекаемым для проведения контроля индивидуальным предпринимателем. Работники или индивидуальные предприниматели, указанные в настоящем пункте, осуществляющие контроль, должны соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», устанавливаемым Минтрансом России в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», предъявляемым к контролеру технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта или контролеру технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта.

7. При проведении контроля должны быть проверены:

тормозной системы (включая манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства);

колес (кроме трамвая);

шин (кроме трамвая);

тахографа (если обязательность его установки предусмотрена законодательством Российской Федерации) 2 ;

аппаратуры спутниковой навигации (если обязательность ее установки предусмотрена законодательством Российской Федерации) 3 ;

устройства (системы) вызова экстренных оперативных служб (если обязательность его (ее) установки предусмотрена законодательством Российской Федерации) 4 ;

2) исправность предусмотренных конструкцией транспортного средства:

замков дверей кузова или кабины, запоров бортов грузовой платформы, запоров горловин цистерн и пробок топливных баков (кроме транспортных средств городского наземного электрического транспорта);

устройств фиксации подушки и спинки водительского сиденья;

устройств обогрева и обдува стекол;

тягово-сцепного устройства, а также страховочных тросов (цепей);

держателя запасного колеса (кроме трамвая);

фиксаторов транспортного положения опор полуприцепов (при наличии);

3) наличие предусмотренных конструкцией транспортного средства:

индикации на щитке приборов, свидетельствующей о неисправности, влияющей на безопасность дорожного движения (проверяется при работающем двигателе);

стекол и обзорности с места водителя;

зеркал заднего вида и их креплений;

заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков;

ремней безопасности (если обязательность их установки предусмотрена законодательством Российской Федерации) 5 и (или) подголовников сидений и их работоспособность;

4) работоспособность в установленном режиме:

внешних световых приборов и световозвращателей;

5) герметичность систем, узлов и агрегатов транспортного средства, в том числе системы выпуска отработавших газов, а также дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств;

6) укомплектованность медицинской аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами (для грузовых транспортных средств и автобусов);

7) отсутствие внесенных в конструкцию транспортного средства изменений в нарушение установленного порядка, предусмотренного разделом 4 главы V Технического регламента, в части газобаллонного оборудования, кузовов транспортных средств, бортов грузовой платформы (для грузовых транспортных средств), дополнительных сидений, фар ближнего света, противотуманных фар (при наличии) и дневных ходовых огней (при наличии);

8) отсутствие установленных на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) без соответствующего разрешения, а также незаконно нанесенных на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб;

9) дополнительно для транспортных средств городского наземного электрического транспорта:

состояние и крепление колесных пар и трамвайных тележек (для трамвая);

Статья в тему:  Неприятные запахи в салоне автомобиля: возможные причины

соответствие силы тока утечки предельно допустимым значениям;

исправность токоприемников, тяговых двигателей, вспомогательных электрических машин, пускорегулирующей и защитной аппаратуры, вспомогательных цепей, аккумуляторной батареи, контрольно-измерительных приборов электрического оборудования.

8. При наличии конструктивных особенностей специальных и специализированных транспортных средств, а также при проведении контроля в отношении троллейбусов дополнительно должны быть проверены работоспособность, состояние и исправность систем, механизмов, агрегатов, узлов и деталей, характерных для данных типов транспортных средств, влияющих на безопасность движения транспортных средств, на соответствие требованиям, установленным пунктами 14-27 приложения N 8 к Техническому регламенту.

9. Субъект транспортной деятельности должен вести учет прохождения контроля. Журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств (далее — журнал) должен содержать следующие реквизиты:

1) наименование марки, модели транспортного средства;

2) государственный регистрационный номер транспортного средства;

3) фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, проводившего контроль;

4) дату, время проведения контроля;

5) показания одометра (полные километры пробега) при проведении контроля;

6) отметку о прохождении контроля (пройден или не пройден);

7) подпись лица, проводившего контроль.

10. Журнал ведется на бумажном или электронном носителе.

11. В случае ведения журнала в электронном виде внесенные в него сведения заверяются электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» 6 .

12. В журнале допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления перевозок автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

13. В случае если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 7 — 8 настоящего Порядка, сведения о пройденном контроле указываются в путевом листе в соответствии с порядком заполнения путевых листов, утверждаемым Минтрансом России в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» 7 , на основании записи о пройденном контроле, внесенной в журнал.

1 Пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

2 Пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

3 Пункты 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 35, ст. 4037; 2016, N 47, ст. 6640).

4 Пункт 13.1 технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятому решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 (Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 15 декабря 2011 г.; является обязательным для Российской Федерации со 2 августа 2014 г. в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommissing.org, 5 июня 2014); ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310)) (далее — Технический регламент).

5 Приложение N 2 к Техническому регламенту.

6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2020, N 24, ст. 3755.

7 Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5555.

Обзор документа

Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния ТС должен будет проводиться во время подготовки ТС к выполнению водителем или группой водителей одного или нескольких рейсов в течение одного или нескольких рабочих дней с оформлением одного путевого листа.

Статья в тему:  Лучшие и худшие автомобили 2013 года

Мероприятия реализуются в любой промежуток времени, необходимый для определения технического состояния ТС и ограниченный временем въезда ТС на парковку (парковочное место) для стоянки по возвращении из рейса и окончании смены водителя, до выезда с парковки.

При сменной работе водителей на одном ТС контроль проводится до начала рейса или смены (рабочего дня) водителя, который первым выезжает с парковки.

Уточнены требования к контролерам.

Приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.

Минтранс разработал новые правила предрейсовых осмотров автомобилей

ПИСЬМО
от 04.04.19 N ДЗ-514-ПГ

Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает.

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон N 196-ФЗ) установлена обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств как одно из требований обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно пункту 7 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон 323-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

В соответствии с пунктом 7 статьи 46 Федерального закона N 323-ФЗ и пунктом 5.2.54 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. N 835н (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г., регистрационный N 36866) утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (далее — Порядок проведения медицинских осмотров), в соответствии с которым предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

В соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В части проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств контролер должен руководствоваться приказом Минтранса России от 8 августа 2018 г. N 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» (далее — Порядок).

Статья в тему:  Как поменять тормозные колодки в вашем автомобиле

Пунктом 12 Порядка установлено, что в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10 — 11 Порядка, в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств и подписи контролера не допускается.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов установлены приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — приказ Минтранса России N 152).

В соответствии с приказом Минтранса России N 152 обязательными реквизитами путевого листа являются:

1) наименование и номер путевого листа;

2) сведения о сроке действия путевого листа;

3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

4) сведения о транспортном средстве;

5) сведения о водителе.

В соответствии с пунктом 10 приказа Минтранса России N 152 (в редакции приказа Минтранса России от 21.12.2018 N 467) путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

Таким образом, действующая редакция приказа Минтранса России N 152 разграничивает необходимость оформления путевого листа на рабочий день либо время выполнения рейса, если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня.

Ранее приказом Минтранса России N 152 был установлен срок, на который оформляется путевой лист (на один день или срок, не превышающий одного месяца). В действующей редакции данного приказа срок действия путевого листа не регламентирован.

Одновременно с этим, пунктом 4 приказа Минтранса России N 152 определяется срок действия путевого листа, в течение которого путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.

Таким образом, по мнению Департамента, оформление путевого листа заключается в создании нового путевого листа либо в проставлении в уже созданном путевом листе следующих его обязательных реквизитов:

показания одометра транспортного средства при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства (далее — парковка);

дата и время выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;

дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;

дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.

Оформление путевого листа посредством проставления в уже созданном путевом листе вышеуказанных обязательных реквизитов возможно при условии сохранения остальных реквизитов путевого листа неизменными.

При этом в соответствии с требованиями приказа Минтранса России N 152 установлено, что:

даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их подписями с указанием фамилий и инициалов, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя;

даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются индивидуальным предпринимателем в случае, если указанный предприниматель совмещает обязанности водителя;

Статья в тему:  Автомобиль года в Японии: Итоги 2016

даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов;

дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

Пунктом 9 приказа Минтранса России N 152 установлено, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

В соответствии с приказом Минтранса России N 152 даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов, дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Вместе с тем путевой лист должен оформляться каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с парковки с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителей, а также предрейсовом или предсменном контроле технического состояния транспортных средств. Обязанность проведения предрейсового медицинского осмотра водителя и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств до его возвращения из рейса на парковку законодательством Российской Федерации не установлена.

Одновременно сообщаем, что на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

Таким образом, приказом Минтранса России N 152 не установлен запрет на оформление одного путевого листа на нескольких водителей.

Однако, по мнению Департамента, в данном случае должна быть обеспечена идентификация отметок медицинского работника, проводившего предрейсовый (послерейсовый) медицинский осмотр, в части их отнесения к каждому водителю транспортного средства. Необходимо учитывать, что в самостоятельно разработанной форме путевого листа должны быть указаны обязательные реквизиты, которые приведены в приказе Минтранса России N 152.

Заместитель директора Департамента
государственной политики в области
автомобильного и городского
пассажирского транспорта
В.В.ЛУГОВЕНКО

Новые правила предрейсового контроля. Как пройти проверку с 1 сентября 2021?

С 1 сентября 2021 года вводятся новые правила предрейсового и предсменного контроля. Что изменилось в процедуре проверки? Что нужно проверять перед выходом машины на линию? Какие проблемы могут поджидать перевозчиков? Со всеми этими вопросами разбираемся в статье!

Изменения вводятся Приказом Минтранса №9 “Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств” от 15 января 2021 года. Новые правила прохождения процедуры предрейсового и предсменного контроля вступят в силу уже с 1 сентября 2021 года.

Зачем нужен предрейсовый контроль?
Предрейсовый или предсменный контроль обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся грузовыми и пассажирскими перевозки. Процедура необходима, чтобы регулярно проверять техническое состояние машины и не допустить выхода на рейс неисправного ТС.

Статья в тему:  Рейтинг безопасности автомобилей 2016 года

КАК ПРОЙТИ ПРЕДРЕЙСОВЫЙ И ПРЕДСМЕННЫЙ КОНТРОЛЬ?

Когда необходимо выполнять проверку?

1. Перед отправкой водителя (или водителей) на один или нескольких рейсов в течение одного или нескольких рабочих дней с оформлением одного путевого листа.
2. Проверка проводится в любой момент в промежутке между возвращением машины в парк и ее выездом на рейс.
3. Если несколько водителей работают на одной машине посменно, проверка проводится до начала рейса или смены водителя, который первым выезжает с парковки.

Что необходимо проверять во время предрейсового контроля?

В законе прописан длинный перечень механизмов, которые необходимо проверять во время процедуры. Мы перечислим их кратко, а полный список можно найти по ссылке.

Во время проверки надо отметить исправность всех основных механизмов ТС: тормозной системы, рулевого управления, стеклоомывателей, колес, шин, звукового сигнала, фар, всех зеркал, замков, запоров бензобака, индикацию на приборной панели. Нужно проверить герметичность систем, узлов и агрегатов, наличие аптечки, огнетушителя и противооткатных упоров (для грузовиков и автобусов), страховочных тросов и запасного колеса.

Дополнительно, если они есть в конструкции машины, надо проверять: запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн, фиксаторы транспортного положения опор полуприцепов.

Проверка тахографа, ЭРА-ГЛОНАСС и АСН (оборудования мониторинга)

Основные изменения в законе коснулись перечня для проверки. С 1 сентября 2021 года перед выездом на рейс необходимо проверять наличие и исправность тахографа, системы ЭРА-ГЛОНАСС и оборудования мониторинга. Это необходимо делать для всех категорий ТС, которые должны быть оснащены оборудованием по закону.

С 1 сентября 2021 года работать и выпускать на линию машину без тахографа, ЭРА-ГЛОНАСС или оборудования слежения (если они должны быть по закону) запрещено и наказывается штрафом.

У вас еще не установлено оборудование? Не знаете, обязательно ли вам ставить тахограф, ЭРА-ГЛОНАСС или оборудование мониторинга? Мы поможем разобраться в этом!

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НУЖНЫ ДЛЯ ПРЕДРЕЙСОВОГО КОНТРОЛЯ?

Проводить проверку может сотрудник компании, сам владелец или водитель авто, сторонний представитель или организация. Любой контролер должен соответствовать “профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

Необходимо вести учет всех проверок и заносить данные о каждом ТС в Журнале регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств. В Журнал нужно записывать данные о каждом осмотре машин:

1) наименование марки, модели машины;

2) государственный регистрационный номер ТС;

3) фамилию, имя, отчество (при наличии) контролера;

4) дату, время проведения контроля;

5) показания одометра (полные километры пробега);

6) отметку о прохождении контроля (пройден или не пройден);

7) подпись контролера.

Журнал можно вести в бумажном и электронном виде. Во втором случае его придется заверять электронной подписью организации.
После успешного прохождения предрейсового контроля, отметка о нем делается в путевом листе водителя.

Отсутствие путевого листа расценивается проверяющими как непрохождение предрейсового технического осмотра. Штраф за отсутствие путевого листа у водителя – 500 руб за каждый выявленный случай.

Новые правила предрейсового контроля и заполнения путевого листа

С 1 сентября 2021 года будут действовать новые правила технического контроля автомобилей. Порядок утвержден приказом Минтранса от 15.01.2021 № 9 (регистрация в Минюсте прошла 27.05.2021).

Статья в тему:  Ожидаемая премьера Chevrolet City Express 2015 на автосалоне в Чикаго 2014

Напомним, что прежний порядок, введенный приказом Минтранса от 08.08.2018 № 296, был отменен в рамках «регуляторной гильотины». В результате вопрос, как нужно проводить предрейсовый или предсменный технический контроль, «повис в воздухе». Старые правила были аннулированы, новые еще не утверждены. Поэтому в первые месяцы 2021 года владельцы авто были вынуждены следовать уже не действующим правилам (поскольку саму обязанность по техосмотрам никто не отменял):

  • обследовали транспортное средство перед выездом с парковки;
  • в случае отсутствия неисправностей вносили в путевой лист отметку «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием Ф.И.О. контролера, проводившего осмотр, дату и время его проведения.

С 1 сентября проверять состояние автомобиля можно будет в любой промежуток времени, необходимый для определения технического состояния транспортного средства (ТС) и ограниченный временем въезда транспортного средства на парковку и окончанием рабочей смены водителя до следующего выезда ТС с парковки. То есть новый порядок предусматривает, что контроль должен проводиться во время подготовки транспортного средства к выполнению поездок

В путевом листе по новым правилам надо делать отметку в формулировке: «Выпуск на линию разрешен», после чего ее следует заверить подписью с указанием Ф.И.О. должностного лица, которое отвечает за техническое состояние и эксплуатацию автомобиля.

Проводить осмотр может контролер, аттестованный в транспортной инспекции. Например, аттестацию может пройти мастер или сам водитель. Если же аттестованных сотрудников в штате владельца ТС нет, то провести осмотр и поставить отметку может сервисный центр, аттестованный работник другой организации или ИП.

Перечень узлов и агрегатов, которые необходимо проверить перед выездом, не изменился.

В новые правила не вошли некоторые «старые» требования (видимо, их решили не восстанавливать):

  • необходимость нумеровать и шнуровать страницы бумажного журнала регистрации результатов техконтроля;
  • необходимость заверять сведения в электронном журнале только квалифицированной ЭП. Полагаем, что можно будет использовать неквалифицированную ЭП.

Больше информации об изменениях в сфере транспорта и ПДД в 2021 году смотрите в Справочной информации «КонсультантПлюс» бесплатно с тестовым доступом.

Что изменилось в отношении предрейсового медицинского осмотра со вступлением в силу Указа №457?

Изменения, внесенные Указом № 475 в правила лицензирования, коснулись в т.ч. и деятельности по автомобильным перевозкам пассажиров, причем затронули интересы как организаций, осуществляющих такие перевозки, так и водителей. В частности, и тех, и других волнуют изменения в отношении предрейсового медицинского осмотра.

Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 № 475 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 475).

Справочно:
с 1 марта 2016 г. вступили в силу основные положения Указа № 475 (отдельные положения Указа № 475 вступили в силу 29 ноября 2015 г.).

Грубое нарушение правил лицензирования

Обеспечение проведения предрейсовых и иных медицинских осмотров водителей механических транспортных средств является одним из обязательных лицензионных требований.

Выполнение перевозок пассажиров водителями механических транспортных средств, не прошедшими предрейсовые и иные медицинские осмотры, и в прежней редакции Положения о лицензировании относилось к грубым нарушениям законодательства о лицензировании. Теперь грубым нарушением считается повторное (т.е. в течение 12 месяцев подряд) выполнение автомобильной перевозки пассажиров водителем, не прошедшим предрейсового медицинского осмотра.

Для организации, как видим, правила сильно не изменились, просто стали более четкими: теперь при обнаружении единственного факта непрохождения водителем предрейсового медицинского осмотра организация обязана устранить нарушения, но лицензией не рискует. Но если в течение 12 месяцев после обнаружения данного факта будет зафиксирован аналогичный факт, то в отношении такой организации лицензирующим органом может быть принято решение о прекращении действия лицензии (п. 83 Положения о лицензировании).

Статья в тему:  Десять самых необычных автопроизводителей в мире

Пример 1
Лицензия ООО «С» на право осуществления перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом была аннулирована приказом лицензирующего органа по причине того, что при проверке водителя ООО «С» инспекторами транспортной инспекции был зафиксирован факт отсутствия отметки о прохождении водителем предрейсового медицинского осмотра. ООО «С» подало заявление в суд о признании данного приказа недействительным.

Суд удовлетворил требование заявителя, поскольку водитель ООО «С» Иванов В.В. в момент проверки только прибыл в учреждение «МедГид» для прохождения медицинского освидетельствования, о чем имелась отметка в путевом листе. В момент проверки он находился на начальном остановочном пункте, лицензируемый вид деятельности не осуществлял и ранее в течение календарного года аналогичных нарушений законодательства не допускал.

Внимание! Все вышесказанное относится к лицензируемой деятельности по перевозкам пассажиров. Для организаций, имеющих лицензию на международные перевозки грузов (подп. 4.5 п. 4 приложения 1 к Положению о лицензировании), грубым нарушением, за которое они могут лишиться лицензии, является просто выполнение перевозок водителями, не прошедшими предрейсовые и иные медицинские осмотры.

Таким образом, случаи грубого нарушения лицензионных требований и соответственно количество прекращенных лицензий станут более редкими, так как организации предоставлена возможность еще в случае выявления первого факта непрохождения водителем предрейсового медицинского осмотра устранить данное нарушение и не допускать его возникновения впредь.

Требования к медицинскому персоналу

Со вступлением в силу Указа № 475 изменились требования к квалификации медицинских работников, в т.ч. осуществляющих медицинские осмотры и освидетельствования.

Так, если ранее высшая или 1-я категория должна была быть как минимум у одного работника на каждую медицинскую работу или услугу, составляющую лицензируемую деятельность, то теперь все медицинские работники, работающие в медицинских организациях частной формы собственности, должны иметь 1-ю либо высшую квалификационную категорию (даже работники со средним специальным медицинским образованием, не являющиеся врачами) (подп. 322.2 п. 322 Положения о лицензировании).

Это означает, что если предрейсовое или иное освидетельствование водителя проводится частной медицинской организацией, то ее работники, выполняющие такое освидетельствование или осмотр, должны иметь 1-ю или высшую категорию.

Документ:
Инструкция о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденная постановлением Минздрава Республики Беларусь от 03.12.2002 № 84 (далее – Инструкция № 84).

Напомним, что предрейсовые и иные медицинские обследования водителей проводятся средним медицинским персоналом (подп. 2.1 п. 2 Инструкции № 84):

– либо состоящим в штате организации, имеющей специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности, включающее работы и услуги по освидетельствованию на допуск к работе;

– либо не состоящим в штате такой организации, – на договорной основе между данной организацией и организацией здравоохранения, имеющей специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности, включающее работы и услуги по освидетельствованию на допуск к работе;

– либо индивидуальным предпринимателем, имеющим специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности, включающее работы и услуги по освидетельствованию на допуск к работе.

Медосмотры лиц, поступающих на работу и работающих, проводятся государственными организациями здравоохранения, имеющими специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности с указанием составляющих лицензируемый вид деятельности работ и услуг – экспертная медицинская деятельность (освидетельствование на профпригодность), выданное в порядке, установленном законодательством (далее, если не установлено иное, – организация здравоохранения) (п. 5 Инструкции № 47).

Статья в тему:  Реформа регистрации автомобилей: Из автосалона с номерами

Таким образом, повышение требований к квалификации медицинских работников, осуществляющих освидетельствование и медицинский осмотр, фактически распространяется на все случаи осуществления такой деятельности: даже если медицинский работник привлечен на договорной основе для выполнения такой деятельности, он, будучи работником медицинской организации, подпадающей под данные требования, обязан иметь высокую категорию. Исключение теперь составляют работники государственных учреждений здравоохранения, так как на них не распространяются лицензионные требования.

Справочно:
освидетельствование для установления факта употребления алкоголя, наркотических и токсикоманических средств и состояния опьянения, а также освидетельствование на пригодность к управлению автотранспортом относятся к лицензируемым видам деятельности (подп. 26.1.49 п. 26 приложения 1 к Положению лицензировании).

Какая категория должна быть у медицинского персонала, проводящего предрейсовое медобследование

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее – ИП), эксплуатирующие транспортные средства, самоходные машины, обязаны организовывать проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей принадлежащих им механических транспортных средств, самоходных машин (ст. 34 Закона о дорожном движении). Но реализация данной обязанности разная в зависимости от того, осуществляет ли эта организация или ИП лицензируемую или нелицензируемую транспортную деятельность.

Юридическое лицо или ИП осуществляет лицензируемую транспортную деятельность. Для таких субъектов хозяйствования проведение предрейсового медицинского осмотра водителей является обязательным и проводится по Инструкции о предсменном медицинском осмотре. Такой предсменный медицинский осмотр проводится только медицинским работником организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности (п. 4 Инструкции о предсменном медицинском осмотре). Соответственно и квалификация медицинского работника частной организации, осуществляющей медицинские услуги на основе лицензии, должна быть не ниже 1-й или высшей категории.

Документ:
Инструкция о порядке проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты и Минздрава Республики Беларусь от 02.12.2013 № 116/119 (далее – Инструкция о предсменном медицинском осмотре).

ЭТО ВАЖНО! Организация, осуществляющая лицензируемую транспортную деятельность, не вправе поручить своему штатному работнику, пусть даже имеющему медицинское образование, проведение предрейсового медицинского осмотра.

Юридическое лицо или ИП осуществляет нелицензируемую транспортную деятельность. Если организация или ИП используют собственный транспорт для доставки своих работников, или доставки заказов клиентам, или в иных целях, не подпадающих под лицензирование, то они обязаны просто обеспечить проведение контроля состояния водителей на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических, психотропных или других одурманивающих веществ. Порядок проведения такого контроля определен Инструкцией о порядке освидетельствования и представляет собой не медицинский осмотр, а приборный контроль.

Документ:
Инструкция о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты и Минздрава Республики Беларусь от 02.12.2013 № 116/119 (далее – Инструкция о порядке освидетельствования).

Приборный контроль проводится работником, уполномоченным на проведение такого освидетельствования, вне зависимости от его квалификации (п. 5 Инструкции о порядке освидетельствования). Таким образом, требование о квалификационной категории медицинского работника (подп. 322.2 п. 322 Положения о лицензировании) на такое освидетельствование не распространяется. Освидетельствование водителя на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических, психотропных или других одурманивающих веществ, по-прежнему может проводиться работником самой организации, осуществляющей нелицензируемую транспортную деятельность.

Статья в тему:  Статистика продаж новых автомобилей в России за март 2021 и январь-март 2020/2021 года

Освидетельствование проводится путем приборного контроля, т.е. с использованием таких приборов и средств, как алкотестеры, тест-полоски, экспресс-пластины и др. Такой контроль должны проходить все водители, управляющие и легковыми, и грузовыми автомобилями, и автобусами, без исключения.

В случае невозможности самостоятельно обеспечить надлежащее проведение освидетельствования организация должна обеспечить прохождение водителем такого освидетельствования в организации здравоохранения, в иной организации или у ИП, осуществляющих медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, на основании заключенного гражданско-правового договора между работодателем и соответствующей организаций или ИП (п. 13 Инструкции о порядке освидетельствования).

Таким образом, субъект хозяйствования – лицензиат проводит предрейсовый медосмотр водителей, соответственно медицинский персонал подпадает под изменившиеся требования Указа № 475, а субъект хозяйствования – нелицензиат проводит приборный контроль состояния водителей, и на работников, осуществляющих такой контроль, не распространяются требования Указа № 475.

Пример 2
Водитель, являющийся штатным работником автотранспортной организации, на автобусе, принадлежащем этой же организации, развозит других водителей к местам работы.

Должна ли автотранспортная организация соблюдать требование об уровне квалификации медицинского работника, проводящего предрейсовый медицинский осмотр?

Не должна, если водитель занимается перевозками только работников своей организации.

Указанный в примере вид перевозки относится к внутриреспубликанским автомобильным перевозкам пассажиров для собственных нужд, для которого не требуется получения лицензии (абзац третий п. 120 Положения о лицензировании). Следовательно, в этой организации допускается приборный контроль состояния водителя, который осуществляется уполномоченным работником вне зависимости от квалификации (п. 5 Инструкции о порядке освидетельствования).

Пример 3
Предприятие осуществляет как лицензируемый (международные транспортные перевозки), так и нелицензируемый (внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд) вид деятельности.

Можно ли предрейсовые медосмотры при осуществлении нелицензируемого вида перевозок проводить собственными силами или нужно это делать у врача, поскольку у предприятия имеется лицензия на перевозки?

В такой организации должен проводиться предрейсовый медицинский осмотр, который осуществляется медицинским работником организации здравоохранения, на основании заключенного гражданско-правового договора между работодателем и организацией здравоохранения (п. 4 Инструкции о предсменном медицинском осмотре).

Полагаем, что если в организации созданы условия для регулярного предрейсового медицинского осмотра, то его будут проходить все водители: и те, которые осуществляют лицензируемые виды транспортной деятельности, и те, которые используют транспортное средство в иных целях. Но теоретически возможно разделение: медицинский осмотр – для водителей, выполняющих лицензируемые перевозки, приборный контроль – для иных.

Пример 4
В организации имеется служебный легковой автомобиль, на котором ездит только директор без водителя по служебным делам.
Нужно ли в таком случае директору проходить обязательные предрейсовые медицинские осмотры?

Директор организации, осуществляющей деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется специального разрешения (лицензии), управляющий механическим транспортным средством, может не проходить предрейсовые медицинские осмотры, но он обязан пройти контроль состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, т.е. приборный контроль.

Следовательно, в организации должен быть уполномоченный на проведение такого контроля работник, а в случае невозможности назначить такого работника директор должен проходить освидетельствование в организации здравоохранения, в иной организации или у ИП, осуществляющих медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (пп. 5 и 13 Инструкции о порядке освидетельствования).

Маргарита Полевая, юрист

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector