0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лицензирование автомобильных перевозок более 8 человек возвращается

Лицензирование автомобильных перевозок более 8 человек возвращается

Государство будет строже отслеживать деятельность перевозчиков на наземном транспорте

Как отмечают в Правительстве, проект закона направлен на борьбу с незаконными регулярными перевозками пассажиров, выполняемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые совершают таковые под видом заказных и для собственных нужд. Таким образом вновь ужесточатся правила перевозки пассажиров наземным автотранспортом.

Глава Правительства, Дмитрий Медведев дал распоряжение внести в Государственную Думу РФ законопроект, который внесет изменения «в законодательство, исключив обстоятельство, при котором перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом могут осуществляться в уведомительном порядке без получения лицензии». Проектом вносятся изменения в несколько Федеральных законов.

Согласно пояснительной записки к проекту ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек» (ссылка), на данный момент штрафные санкции за деятельность по перевозке пассажиров накладываются по частям 3 и 4 статьи 14.1. «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)». Штрафы по этой части КоАП по мнению законодателей относительно невысокие и они не могут остановить нелицензированную перевозку пассажиров.

Ч. 3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Ч. 4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), — влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Планируется, что с изменением законодательства ответственность перевозчиков возрастет в 3-4 раза и будет осуществляться статьей 14.1.2 «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии». Штрафы по частям 3 и 4 статьи 14.1.2 гораздо выше:

Ч. 3. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

Ч. 4. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере семидесяти пяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Помимо поднятия штрафов, законотворцы перекроют еще одну лазейку. Дело в том, что перевозчики пассажиров для ухода от лицензирования нередко подают заявления на аннулирование действия лицензии, но при этом продолжают регулярные перевозки под видом заказных. Для исключения такой практики будут внесены изменения в федеральные законы №99-ФЗ и ФЗ №294-ФЗ.

Деятельность перевозчиков будут строже отслеживать контролирующие органы, в том числе при помощи неплановых проверок.

Статья в тему:  Жидкости в автомобиле

Отход государства от участия в отслеживании определенных видов перевозок привел к росту дорожно-транспортных происшествий и это вполне конкретно отражается на количестве ДТП с участием автобусов и другого пассажирского наземного автомобильного транспорта.

Постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 г. N 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 г. N 1616
«О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 октября 2020 г. N 1616

Положение
о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами

С изменениями и дополнениями от:

ГАРАНТ:

См. Справку о Правилах лицензирования отдельных видов деятельности

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее — лицензируемая деятельность).

2. Лицензирование лицензируемой деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (ее территориальными органами) (далее — лицензирующий орган).

3. Понятие «автобус», используемое в настоящем Положении, означает транспортное средство категории M 2 или M 3 , за исключением троллейбуса, специализированного пассажирского транспортного средства и его шасси.

4. Лицензируемая деятельность включает в себя перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства (далее — коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.

Осуществление лицензируемой деятельности не по адресу места осуществления лицензируемой деятельности, указанному в лицензии на лицензируемую деятельность (далее — лицензия), не требует переоформления лицензии.

II. Требования к соискателю лицензии

5. Соискатель лицензии обязан:

а) назначить работника соискателя лицензии, прошедшего в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, или в случае, если соискатель лицензии является индивидуальным предпринимателем и намерен осуществлять лицензируемую деятельность без привлечения наемных работников, быть аттестованным на право заниматься деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения;

б) иметь лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) или заключить договор оказания услуг по проведению таких медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) с медицинской организацией, или иной организацией, или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым);

в) владеть автобусами на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды автобусов с экипажем), которые предполагается использовать для осуществления лицензируемой деятельности.

6. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган в форме электронных документов (пакета электронных документов) заявление о предоставлении лицензии, предусмотренное частью 1 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, и следующие прилагаемые к нему документы:

Статья в тему:  Являются ли номера собственностью автовладельца: разъяснение Верховного Суда

копия приказа о назначении ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения — в случае, если лицензируемая деятельность будет осуществляться наемным работником соискателя лицензии;

копия договора с медицинской организацией, или иной организацией, или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), — в случае, если такие медицинские осмотры водителей осуществляются в соответствии с такими договорами;

копия свидетельства о регистрации автобусов, заявленных соискателем лицензии и, если такие автобусы не являются собственностью соискателя лицензии, а используются на ином законном основании, копии документов, подтверждающих указанное основание владения автобусом соискателя лицензии;

опись прилагаемых документов.

В случае если соискатель лицензии является ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и прошел в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, и (или) имеет лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), проверка наличия документов, подтверждающих наличие такой аттестации и (или) лицензии, осуществляется лицензирующим органом без представления соискателем лицензии копий документов, подтверждающих наличие такой аттестации и (или) лицензии.

7. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы, предусмотренные пунктом 6 настоящего Положения, соискатель лицензии вправе представить в лицензирующий орган или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, на бумажном носителе или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

III. Требования к лицензиатам

8. Лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования:

а) использовать для осуществления лицензируемой деятельности автобусы, принадлежащие лицензиату на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды автобусов с экипажем);

б) осуществлять деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения посредством исполнения должностных обязанностей работником, назначенным приказом лицензиата ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшим в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, или в случае, если лицензиат является индивидуальным предпринимателем и прошел указанную аттестацию, посредством исполнения соответствующих обязанностей;

в) заключить в отношении коммерческих перевозок договор (договоры) обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»;

г) заполнять путевые листы в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;

д) допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

Статья в тему:  Анонимная распродажа автомобильной коллекции Пола Уокера

е) осуществлять техническое обслуживание автобусов лицензита в сроки, предусмотренные документацией заводов-изготовителей этих транспортных средств;

ж) обеспечивать стоянку автобусов лицензиата на территории городских поселений, городских округов, гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении их из рейсов и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах), соответствующих требованиям, установленным Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;

з) передавать сведения о пассажирах и персонале (об экипаже) автобуса лицензиата в автоматизированную централизованную базу персональных данных о пассажирах и персонале (об экипаже) автобусов лицензиата в случаях и в порядке, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона «О транспортной безопасности»;

и) допускать к управлению автобусами лицензиата водителей, состоящих в трудовых отношениях с лицензиатом в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, которые имеют российское национальное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории «D» или иностранное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории «D» — для водителей, являющихся гражданами Киргизской Республики, а также гражданами государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального языка, а в случае организованной перевозки группы детей — водителей, которые соответствуют также требованиям правил организованной перевозки группы детей автобусами, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;

к) соблюдать установленные Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей;

л) осуществлять предусмотренные правилами обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», инструктаж водителя автобуса лицензиата, планирование мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, анализ дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов лицензиата и правонарушений, совершенных водителями при управлении ими;

м) проводить стажировки водителей автобусов лицензиата, предусмотренные утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 328 Трудового кодекса Российской Федерации порядком прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта;

н) обеспечивать проведение медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) водителей или в случае, если лицензиат является индивидуальным предпринимателем и непосредственно выполняет обязанности водителя, — проходить медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые), в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

IV. Особенности ведения реестра лицензий и размещения информации, относящейся к осуществлению лицензируемой деятельности

9. Лицензирующий орган включает в реестр лицензий следующие сведения об автобусах лицензиата, а также о дополнительных автобусах лицензиата, приобретенных для осуществления лицензируемой деятельности после предоставления лицензии:

а) государственный регистрационный номер;

б) идентификационный номер транспортного средства (VIN);

Минтранс отвечает на вопросы по автомобильным перевозкам пассажиров

Андрей Гладкий


Организация направляет в командировку за границу своих сотрудников на принадлежащем ей легковом автомобиле. Является ли эта перевозка международной перевозкой для собственных нужд? Необходима ли лицензия для выполнения перевозки в указанной ситуации?

В этом случае нужно рассматривать вопрос как с точки зрения законодательства об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках, так и с точки зрения ПДД. Следует понимать, кто относится к пассажирам, какие заключаются договоры (и заключаются ли). С учетом законодательства об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках данная перевозка является международной автомобильной перевозкой пассажиров для собственных нужд. При этом в данном случае пассажир — с точки зрения ПДД — лицо, находящееся в транспортном средстве и непричастное к его управлению. В указанной ситуации заключение договора перевозки и наличие лицензии на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта в ситуации не требуются.

Статья в тему:  Скоро будет разработана новая программа обучения в автошколе

Какие изменения коснулись порядка предварительной продажи билетов и бронирования мест для проезда при пригородных автомобильных перевозках пассажиров? Как это повлияет на перевозчиков?

Правилами автомобильных перевозок пассажиров установлено право автомобильного перевозчика в регулярном сообщении начинать бронирование и предварительную продажу билетов в любой срок, но не позднее чем за 15 дней до отправления транспортного средства в рейс. Заканчиваются они, как правило, не позднее 00:00 дня отправления автобуса в рейс. Забронированное место может быть аннулировано за 1 час до отправления автобуса в рейс. Бронирование мест для проезда при пригородных и междугородных автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении может производиться на пассажирском терминале, по телефону с возможностью установления обратной телефонной связи или посредством сети Интернет (при наличии технической возможности).

Случаи, когда у водителя закончились билеты, отдельно в Правилах автомобильных перевозок пассажиров не прописаны. Будет ли нести ответственность пассажир, который зашел в транспорт с остановки, где нет продажи билетов, и не смог купить билет у водителя?

С точки зрения Правил автомобильных перевозок пассажиров у пассажира есть обязанность заблаговременно приобретать билеты и оплачивать проезд. Соответственно, если по какой-либо причине у водителя не будет билетов (закончились, не было изначально), в случае отсутствия билета у пассажира последний будет считаться безбилетным и вся ответственность (в том числе административная, в виде штрафа за безбилетный проезд) будет лежать на пассажире.

Обязан ли водитель пассажирского автотранспорта иметь при себе размен денег при реализации билетов? Будет ли нести ответственность пассажир, если водитель не смог продать ему билет в связи с отсутствием сдачи?

Исходя из Правил автомобильных перевозок пассажиров обязанность по наличию разменных денег у водителя возлагается на автомобильного перевозчика. Именно он обязан обеспечить водителя разменными деньгами в случае продажи билетов за наличный расчет. Однако обязанности водителя иметь при себе размен Правилами автомобильных перевозок пассажиров не предусмотрено. Пассажиру в любом случае следует предусматривать ситуацию, в которой такой размен будет отсутствовать, и иметь при себе купюру (монеты) минимального номинала. Если же в результате отсутствия размена у водителя пассажир останется безбилетным и будет привлечен к административной ответственности, он может обратиться в адрес автомобильного перевозчика с конкретной претензией о том, что автомобильный перевозчик не выполнил ч. 2 п. 26 Правил автомобильных перевозок пассажиров и не обеспечил водителя разменными деньгами, и требовать возмещения уплаченного штрафа.

Ряд документов, упоминаемых в Правилах автомобильных перевозок пассажиров, установлен Минтрансом (в частности, формуляр поездки, список пассажиров). Что нужно учитывать субъектам хозяйствования при работе с ними?

Постановление N 2 устанавливает формы формуляра поездки международной автомобильной перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, списка пассажиров внутриреспубликанской автомобильной перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении и карточки маршрута автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении. Перевозчик должен учитывать, что формуляр поездки — документ с определенной степенью защиты, он выдается автомобильному перевозчику в транспортной инспекции для целей выполнения международных автомобильных перевозок. Список пассажиров не относится к документам с определенной степенью защиты, перевозчик имеет право самостоятельно распечатать и заполнить список с учетом тех сведений, которые предоставит ему заказчик перевозки в нерегулярном сообщении.

Статья в тему:  Топ-5 причин, из-за чего появляется скрип/визг автомобильных тормозов

При выполнении пригородных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении в автобусе, оборудованном автоматизированной системой оплаты и контроля оплаты проезда, для подтверждения и расчета оплаты проезда при посадке в автобус и высадке из него следует приложить электронный билет многоразового пользования к валидатору. Для чего необходимо прикладывать билет к валидатору при высадке?

Автоматизированные системы оплаты и контроля оплаты проезда постоянно совершенствуются. Планируется их развитие с учетом возможности оплаты поездки в зависимости от расстояния. Таким образом, пассажирам предоставляется возможность соразмерной оплаты. В настоящее время это реализовано в некоторых пригородных маршрутах, обслуживаемых КУП «Минсктранс». При посадке пассажир прикладывает электронный билет, и в этот момент отбивается начальная точка поездки. Для того чтобы система зафиксировала расстояние, которое проедет пассажир, последнему необходимо при выходе из транспортного средства повторно приложить электронный билет к валидатору. Если же пассажир этого не сделает, то у него будет автоматически списана сумма, соответствующая расстоянию от места посадки пассажира до конечного остановочного пункта маршрута.

Городские и пригородные автомобильные перевозки пассажиров к торговым центрам, осуществляемые по заказу администраций торговых центров, относятся к автомобильным перевозкам пассажиров в нерегулярном сообщении и подлежат согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом базового территориального уровня по месту нахождения торгового центра. Каков порядок такого согласования?

Заказчик подобной перевозки в большинстве случаев — администрация торговых центров — обращается с соответствующим письмом в адрес исполнительного комитета, на территории которого располагается данный торговый объект. Строгого регламента по подаче документации нет. В целях организации подобных перевозок хотелось бы порекомендовать администрациям торговых центров оборудовать соответствующие места для посадки и высадки пассажиров, размещать соответствующие дорожные знаки и согласовывать размещение остановочных пунктов (площадок) с органами ГАИ, чтобы соблюсти вопросы, связанные с безопасностью посадки и высадки пассажиров.

Действовавшая до 12.10.2018 редакция Правил автомобильных перевозок пассажиров содержала в себе требования к обязательной экипировке транспортных средств (аптечкой, огнетушителями и т.д.). В действующей редакции такой нормы нет. Чем теперь следует руководствоваться субъектам хозяйствования при экипировке транспортных средств?

Указанные требования исключены из новой редакции Правил автомобильных перевозок пассажиров, так как наличие такой экипировки в транспортном средстве регламентируется ПДД . Автомобильный перевозчик обязан руководствоваться ПДД.

Чем являются контрольно-ревизорские службы? Каковы их функции и полномочия?

Контрольно-ревизорские службы (далее — КРС) создаются государственными предприятиями, операторами автомобильных перевозок с целью контроля за полнотой оплаты проезда. Также в функции сотрудников КРС могут входить вопросы, связанные с контролем за соблюдением водителем Правил автомобильных перевозок пассажиров. К примеру, объявление остановок во время движения (а не до отправления транспортного средства), движение транспортного средства с открытыми дверями являются нарушением Правил автомобильных перевозок пассажиров.

Ряд иных функция может быть отдельно прописан в должностных инструкциях работников КРС и, соответственно, утверждается на уровне организаций — учредителей КРС. Отметим, что общего регламента действий сотрудников КРС на сегодняшний момент нормативными правовыми актами не предусмотрено. Все вопросы, не рассмотренные в Правилах автомобильных перевозок пассажиров, дополнительно регулируются должностными инструкциями и порядками, которые непосредственно утверждаются организациями — учредителями КРС. Поэтому если пассажир по какой-либо причине интересуется правильностью действия работников КРС, ему необходимо обращаться непосредственно к учредителям КРС.

Статья в тему:  Самые дорогие автомобили по затратам на обслуживание

Как используются электронные информационные системы при осуществлении автомобильных перевозок автомобилями-такси?

Минтранс считает, что тема развития информационных систем (ИС), электронных информационных систем (ЭИС) является очень актуальной, так как их использует достаточное количество граждан при заказе автомобилей-такси. Однако необходимо различать понятия ЭИС и ИС, с помощью которой осуществляется прием и передача заказов. Фактически ЭИС позволяет как оформить заказ автомобиля-такси, так и оплатить в безналичном порядке (по окончании поездки у пассажира автоматически с банковской карты будет списана сумма, соответствующая выполненной поездке). Если же система не позволяет воспользоваться такой функцией, как автоматическое списание с карточки клиента стоимости поездки, то тогда идет речь о мобильных приложениях, об ИС, которые просто позволяют передавать заказ от пассажира перевозчику, а перевозчику — предлагать свои услуги.

При использовании ЭИС автомобильный перевозчик может не применять КСА, совмещенный с таксометром, так как существует возможность безналичной оплаты. Если же возможность автоматического списания с карточки денежных средств не предусматривается, то у перевозчика должен быть КСА, совмещенный с таксометром, по которому осуществляется расчет. По окончании такой поездки перевозчик обязан предоставить пассажиру кассовый чек, подтверждающий факт выполненной автомобильной перевозки. В свою очередь пассажир оплачивает проезд — это можно сделать с помощью наличных денежных средств или путем использования банковской пластиковой карточки — как бесконтактной, так и в контактном режиме. Отметим, что в соответствии с законодательством все автомобили-такси должны быть оснащены в том числе платежными банковскими терминалами.

Встречаются случаи, когда организаторы перевозок в нерегулярном сообщении или субъекты, осуществляющие перевозки автомобилями-такси, включают граждан, недовольных качеством предоставленных услуг, в так называемый черный список. Вследствие этого указанные граждане не могут воспользоваться услугами предварительного бронирования, совершить поездку. Законно ли это? Если нет — какова ответственность?

Говоря о включении граждан в «черный список», необходимо четко разграничивать автомобильные перевозки пассажиров в регулярном и нерегулярном сообщении. Так, перевозка в регулярном сообщении является перевозкой, которая фактически осуществляется на основании публичного договора с выдачей билета. Сам характер такой перевозки подразумевает, что перевозчик не вправе отказать любому гражданину в перевозке.

Перевозка в нерегулярном сообщении — перевозка, которая выполняется на основании заключенного договора фрахтования с оформлением заказа-наряда на фрахтование. Заказчиком перевозки может быть только одно лицо — юрлицо, физлицо или ИП. Для заключения договора требуется взаимное согласие двух сторон. Соответственно, перевозчик может отказать лицу, которое хочет воспользоваться его услугами. Последствий для автомобильного перевозчика в данном случае не будет.

Грузоперевозки: лицензия, договор, транспортные документы

Многие организации осуществляют перевозку груза для собственных нужд. У некоторых из них возникает желание осуществлять грузоперевозки и для сторонних организаций — как по территории Республики Беларусь, так и за рубежом. Однако при этом субъект хозяйствования (далее — перевозчик) сталкивается с проблемой: необходима ли лицензия, требуется ли договор, какие документы должен иметь при себе перевозчик…

Лицензирование

Прежде всего перевозчику необходимо определить, какие именно грузоперевозки — внутриреспубликанские или международные — и на каком транспорте он будет осуществлять. От ответа на данный вопрос зависит, потребуется ли получение лицензии.

Статья в тему:  Подборка самых красивых девушек с Токийского автосалона 2017 года

Справочно
Внутриреспубликанские автомобильные перевозки — автомобильные перевозки, выполняемые по территории Республики Беларусь, за исключением международных автомобильных перевозок.
Международные автомобильные перевозки — автомобильные перевозки, выполняемые за пределы (за пределами) территории Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитные автомобильные перевозки, выполняемые через территорию Республики Беларусь между двумя пунктами пересечения Государственной границы Республики Беларусь в местах, установленных законодательством .

Лицензию необходимо получать, если планируется осуществление международных автомобильных перевозок грузов, и при этом будет использоваться автомобиль, предназначенный для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которого, включая вес прицепа (полуприцепа), превышает 3,5 тонны . Для осуществления внутриреспубликанских грузоперевозок, а также международных перевозок автомобилем, разрешенный максимальный вес которого, включая вес прицепа (полуприцепа), не превышает 3,5 тонны, лицензия не требуется.

Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии, являются :

— общие лицензионные требования и условия — наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании не менее одного механического транспортного средства соответствующей категории (в зависимости от работ и (или) услуг, составляющих лицензируемую деятельность, которые намерен выполнять (оказывать) соискатель лицензии), отвечающего требованиям НПА, в т.ч. обязательным для соблюдения требованиям ТНПА, и международных договоров Республики Беларусь в области автомобильного транспорта;

— для юрлица — наличие в штате назначенного в установленном порядке лица, ответственного за организацию и выполнение автомобильных перевозок, уровень профессиональной подготовки которого соответствует требованиям, установленным законодательством;

— для ИП — соответствие уровня его профессиональной подготовки требованиям, установленным законодательством, либо наличие привлеченного и назначенного в установленном порядке лица, ответственного за организацию и выполнение автомобильных перевозок, уровень профессиональной подготовки которого соответствует требованиям, установленным законодательством.

Транспортные и грузосопроводительные документы

Транспортными документами при выполнении автомобильных перевозок грузов признаются :

— ТТН (при выполнении внутриреспубликанских автомобильных перевозок грузов);

— CMR-накладная (при выполнении международных автомобильных перевозок грузов);

— иные документы в соответствии с Правилами автомобильных перевозок грузов.

Для выполнения автомобильной перевозки груза товарного характера оформляются ТТН или CMR-накладная, а в случаях, предусмотренных Правилами автомобильных перевозок грузов — заказ-поручение или иные документы. Выполнение автомобильной перевозки груза нетоварного характера оформляется путем внесения записи в путевой лист, а в случаях, предусмотренных Правилами автомобильных перевозок грузов — иными транспортными документами .

Обратите внимание!
С 26.02.2018 отменяется оформление путевых листов при выполнении автомобильных перевозок .

Грузосопроводительные документы, оформленные надлежащим образом, перевозчику предоставляет грузоотправитель, который и несет ответственность за их непредоставление в полном объеме. Перевозчик не обязан проверять правильность их оформления и не несет ответственности за неправильность .

Заключение договора

При грузоперевозках могут заключаться:

1. Договор автомобильной перевозки груза. Перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его лицу, уполномоченному на получение груза, а заказчик перевозки обязуется уплатить за перевозку установленную плату. Заключение договора осуществляется в порядке, установленном Правилами автомобильных перевозок грузов, и подтверждается составлением ТТН или иного транспортного документа .

2. Договор фрахтования для автомобильной перевозки грузов. Перевозчик (фрахтовщик) обязуется предоставить за плату заказчику автомобильной перевозки грузов (фрахтователю) всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для автомобильной перевозки грузов. Порядок заключения договора устанавливается Правилами автомобильных перевозок грузов и иными актами законодательства .

Статья в тему:  Экзаменационные подразделения ГИБДД в Ненецком автономном округе

3. Договор об организации автомобильных перевозок грузов — при систематических перевозках грузов. Следует учитывать, что заключение подобного договора не исключает необходимости заключения договора автомобильной перевозки либо договора фрахтования для автомобильной перевозки грузов .

ОБЪЕДИНЕНИЕ АВТОПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ

Лицензия

( Лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом)

Положение о лицензировании

Требования к соискателю лицензии. Постановление от 27 февраля 2019 года №195

Все перевозки автобусами подлежат лицензированию. Нововведение вступит в силу в 29 июня 2019 года

Организациям и индивидуальным предпринимателям, планирующим осуществлять перевозки пассажиров автобусами, следует иметь в виду, что, помимо регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, для легального осуществления пассажирских перевозок в большинстве случаев следует получить специальный документ – лицензию по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Лицензия на перевозку пассажиров, для чего она нужна?

Лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Лицензия на перевозку пассажиров согласно пункта 4 статьи 9 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности, действует бессрочно.

С какой целью выдается лицензия на перевозку пассажиров?

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Какие нормативные акты регулируют лицензирование перевозок пассажиров?

Ключевых нормативных актов два. Это:

а) назначить ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения работника соискателя лицензии, прошедшего в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, или в случае, если соискатель лицензии является индивидуальным предпринимателем и намерен осуществлять указанную деятельность без привлечения наемных работников, пройти такую аттестацию;

б) иметь лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) или заключить договор об оказании услуг по проведению таких медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым);

в) владеть автобусами соискателя лицензии.
Для получения лицензии на лицензируемую деятельность соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии на лицензируемую деятельность, предусмотренное частью 1 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», с приложением следующих документов:

а) копия приказа о назначении работника соискателя лицензии ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения — в случае, если лицензируемая деятельность будет осуществляться наемным работником соискателя лицензии;

б) копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), — в случае, если предрейсовые (послерейсовые) медицинские осмотры водителей осуществляются в соответствии с таким договором;

в) копия свидетельства о регистрации транспортного средства в отношении каждого автобуса соискателя лицензии и, если автобусы соискателя лицензии не являются собственностью соискателя лицензии, а используются на ином законном основании, копии документов, подтверждающих указанное основание владения автобусом соискателя лицензии;

Статья в тему:  Частые ошибки, которые люди совершают при покупке подержанного автомобиля

г) опись прилагаемых документов.

Куда обращаться за получением лицензии?

В Ваш территориальный орган Государственного автодорожного надзора РФ, которые имеются в каждом центре субъекта РФ.

Адрес своего территориального отдела можно найти на сайте «Автодорнадзора».

В отдельных случаях в получении лицензии на перевозку пассажиров может быть отказано. Причиной для этого может стать предоставление соискателем искаженной или недостоверной информации, также документ не будет выдан в случае несоответствия заявителя установленным требованиям.

— заявление по установленной форме;

— квитанцию об оплате государственной пошлины;

— копии документов, подтверждающих наличие транспортных средств (свительство о регистрации, договор аренды, договор безвозмездного пользования, ПТС);

— копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — сведения об этих помещениях), а также оборудования для осуществления технического обслуживания и ремонта транспортных средств, либо копия договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств ;

— копия диплома о высшем или среднем профессиональном медицинском образовании специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр, и удостоверения о прохождении им обучения по дополнительной образовательной программе «Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств» либо копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию на проведение предрейсовых медицинских осмотров;

— копии документов, подтверждающих квалификацию и стаж работы водителей транспортных средств соискателя лицензии и прохождение ими медицинского освидетельствования;

— уведомление о включении транспортного средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории.

Размер госпошлины составляет 7500 рублей на основании п. 92 ст. 333.33 Налогового Кодекса Российской Федерации

Подробную информацию можно также получить на Портале государственных услуг РФ.

Статья 14.1.2. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии

1. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии — влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — ста тысяч рублей; на юридических лиц — четырехсот тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пятидесяти тысяч рублей с конфискацией транспортного средства; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — ста тысяч рублей с конфискацией транспортного средства; на юридических лиц — четырехсот тысяч рублей с конфискацией транспортного средства или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме того, в целях недопущения осуществления противоправной деятельности Ваш автобус может быть арестован административным органом и помещен на специализированную стоянку

Главной целью лицензирования транспортной деятельности является создание безопасного дорожного движения, снижение риска аварийности. Основным документом, дающим право предпринимателям на коммерческие автоперевозки, является лицензия на перевозку пассажиров.

Справка юриста:

С 1 марта вступают в силу изменения в законодательство, касающиеся лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Согласно поправкам, вводится лицензирование любых перевозок пассажиров автобусами, даже если они осуществляются по заказам или для собственных нужд. Лицензия на пассажирские перевозки автобусами не потребуется пожарной охране, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательным службам, военной автомобильной инспекции, войскам национальной гвардии Российской Федерации, следственным органам Следственного комитета Российской Федерации и иных ведомств, а также перевозки, выполняемые автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования (к примеру, по территории завода).

Статья в тему:  Правила профессионального ухода за кожаной и текстильной обивкой автомобиля

Закон предусматривает переходный период на получение лицензии со дня вступления в силу положения, устанавливающего обязательный порядок лицензирования перевозки пассажиров и иных лиц автобусами. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров автобусами, дается 120 дней на получение лицензии. Последний срок – 29 июня. По истечении указанного срока лицензия на пассажирские перевозки должна иметься у всех перевозчиков, осуществляющих деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, а перевозка без лицензии будет запрещена.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, намеревающимся приступить к осуществлению деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами после 1 марта, обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности до начала ее осуществления. Максимальный срок оформления и выдачи лицензии составляет 48 рабочих дней с даты приема заявления и прилагаемых к нему документов. Решение о выдаче лицензии обязаны принять не позднее 45 рабочих дней со дня приема заявления и документов. Лицензия на пассажирские перевозки действует бессрочно.

Порядок получения лицензии на пассажирские перевозки предусматривает подачу заявления лицензирующему органу о включении информации о принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности или ином законном основании автобусах в реестр лицензий. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие право владения автобусами. Заявление и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган непосредственно или направляются заказным письмом с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов.

Лицензирующий орган в течение 3-х рабочих дней со дня получения заявления и прилагаемых к нему документов принимает решение о включении сведений об автобусах в реестр лицензий либо направляет уведомление об отказе во включении сведений в такой реестр. Основаниями для отказа могут являться: наличие в заявлении или прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; представление сведений в отношении автобуса, которым владеет другой перевозчик. Перевозка пассажиров с использованием автобусов,сведения о которых не включены в реестр лицензий, не допускается.

Перевозчики, у которых имеется лицензия на пассажирские перевозки, новые лицензии будут получать без проведения внеплановых документарных проверок (за исключением случаев реорганизации юридического лица, изменения места жительства, ФИО, паспортных данных индивидуального предпринимателя). Им также не требуется указывать в заявлении о предоставлении лицензии реквизиты документов, подтверждающих соответствие юридического лица или индивидуального предпринимателя лицензионным требованиям, и прилагать к этому заявлению копии таких документов.

За пассажирские перевозки без лицензии предусмотрена административная ответственность. Так, осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере 50 000 рублей; на индивидуальных предпринимателей – 100 000 рублей; на юридических лиц – 400 000 рублей. За повторное такое нарушение, помимо штрафа в повышенном размере, предусмотрена конфискация транспортного средства, а также административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: