0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто изобрел автомобильный клаксон?

Устройство автомобиля –
«“Пронзительно кричать”. Родословная клаксонов»

ПЕРВЫЕ звуковые сигналы использовались еще на конном транспорте – кучер, сидя на облучке, дудел в рожок во всю силу собственных легких. Позже воздух в гудок начала подавать резиновая груша. Такие устройства стояли и на ранних автомобилях, например, “Benz Velo” 1894 года или “Duryea Motor Wagon” – оба считаются первыми в мире серийными моделями.

Одно из ранних упоминаний о применении электрического сигнала относится к 1899 году. Тогда проживавший в Германии русский инженер Борис Луцкой установил подобный гудок на почтовый автомобиль собственной конструкции “Loutzky-Motorwagen Model С”, демонстрировавшийся на Берлинской автовыставке. Но в те годы электрооборудование машин все еще оставалось примитивным, поэтому распространения такие устройства не получили. Куда надежнее и привычнее были пневматические сигналы с грушей.

В массовом порядке электрические клаксоны появились на автомобилях лишь десятилетие спустя, когда была решена проблема с аккумуляторами и их подзарядкой. В 1908 году их начала производить электротехническая компания “Lovell – McConnell Manufacturing Co.” из Нью-Джерси. Автором клаксона в его классическом виде является один из друзей Томаса Эдисона, изобретатель Миллер Риз Хатчисон (кстати, он же сконструировал слуховой аппарат – так называемый “акустикон”, и подслушивающее устройство “диктограф”). В Америке тех лет число автомобилей росло быстрыми темпами, в крупных городах появились плотные дорожные потоки, так что изобретение Хатчисона сразу стало популярным.

Продукция оказалась настолько востребованной, что вскоре фирма сменила имя на “Klaxon Signals Ltd.” – под такой вывеской она существует и по сей день. Это слово предложил использовать в качестве торговой марки один из учредителей компании Лавелл, позаимствовав его из древнегреческого языка: “klazo” переводится как “пронзительно кричать”. В дальнейшем клаксонами стали называть тип электрического рожка, который испускает особенно громкий и проникающий звук. Кроме автомобилей клаксоны нашли применение и в других областях как устройство для оповещения об аварийных ситуациях – например, на моторных лодках и даже в заводских цехах.

Внешний вид клаксона мало изменился за прошедшие сто лет. Как и прежде, это в первую очередь рожок, приложенный к диафрагме, который усиливает и направляет шум, создавая сконцентрированную область звука, слышного на значительном расстоянии, особенно если рожок большой. Благодаря такому усилителю даже маленький клаксон сигналит довольно громко, а крупные издают и вовсе оглушительный вой. Между прочим, первое время клаксонами оснащались не все автомобили – в ходу были и не столь агрессивно звучащие устройства, вплоть до самых простых, однотональных.

Статья в тему:  Что делать, если Вы просрочили автокредит?

Внимание, воздух!

ХАРАКТЕРНЫЙ клаксоновский рожок пытались использовать и в других целях. Так, к числу самых экстравагантных изобретений ХХ века можно отнести клаксон с… запахом, призванный помочь пешеходам со слабым слухом. По замыслу автора, при нажатии на такой клаксон из рожка должно было распространяться резкое специфическое амбре, предупреждающее о приближении автомобиля. Однако на деле в прохожих просто начинала бить мощная струя сжатого воздуха.

Электрические звуковые сигналы победили не сразу – какое-то время для большей надежности они дополнялись пневматическими. На старых фотографиях нередко можно увидеть автомобили, у которых рожок с проводами, закрепленный на боковине кузова, дополняется еще и грушей с медным раструбом – ее обычно ставили на рамку лобового стекла. Раструбы делались самых разных форм – от простых круглых и овальных до сложных “восьмерок” и фигурок животных.

Пневматика долго не сдавала позиции, развиваясь параллельно с электрическими устройствами. Так, французская фирма “Autovox” предлагала сигнал, воздух в который подавался от компрессора, приводимого маховиком двигателя. Но и эта система дополнялась грушей. Существовал еще так называемый “сифлофон” (от французского “siffler” – “свистеть”). Нетрудно догадаться, что в систему был встроен свисток. Верхом изыска являлись “тестофоны”, представлявшие собой своеобразные музыкальные шкатулки. Покупатель мог выбрать несколько мелодий, которые начинали звучать после подачи воздуха в “тестофон”.

Место под солнцем

ДОЛГОЕ время звуковые сигналы размещались снаружи автомобиля, поэтому, разумеется, они стали важным предметом экстерьера. Каждый автопроизводитель старался сделать их более изысканными и необычными. К примеру, британская компания “Rolls-Royce” специально для своих клиентов из Индии делала раструбы в форме змеиных голов с раскрытой пастью и агрессивно торчащими клыками – магараджи просто обожали автомобили с такими аксессуарами. А один из французских банкиров, отдававший предпочтение марке “Peugeot”, щеголял индивидуально изготовленными автомобильными сигналами в виде отлитых из меди львиных голов с пышными гривами.

На автомобилях 20-30-х годов прошлого века сигналы в большинстве своем уже отличались простотой и лаконичностью. С развитием электрической составляющей потеряла значение длина раструба – рожки стали небольшими по размеру, а то и вовсе в форме “таблетки”, и прописались на переднем бампере или бугеле (так именуется труба перед облицовкой радиатора, соединяющая передние крылья и служащая местом для крепления фар и регистрационных номеров).

Дальнейшие перемещения сигналов связаны с развитием автомобильного дизайна. С исчезновением вертикальных облицовок радиаторов, торчащих крыльев и отдельно стоящих фар они спрятались в подкапотное пространство, перестав быть частью внешнего облика автомобиля. Какое-то время “таблетки” ставились на передний бампер, но при отсутствии хромированного декора они стали там выглядеть вычурно и вообще не к месту.

Сейчас звуковые сигналы прячутся в самых разных полостях подкапотного пространства, включая внутреннюю часть бамперов. В своем исконном виде они сохранились разве что на капотных грузовиках американских дальнобойщиков, на свадебных лимузинах и на хот-родах. Во всех этих случаях они выполняют декоративную функцию, отсылающую к ретромотивам. Кстати, в каталогах той же “Klaxon Signals Ltd.” эти рожки называются именно клаксонами.

Гудок в тумане

ИСТОРИЧЕСКИ сложилось, что тон и сила звука клаксона связаны с размерами транспортного средства. Чем мощнее и ниже звук, тем больше и тяжелее его источник – скажем, тому же грузовику необходимо оповестить о себе на гораздо большее расстояние, чем какой-нибудь малолитражке. В ряде стран такая закономерность, когда по громкости сигнала можно судить о размерах машины, введена в статус закона.

Статья в тему:  Автопроизводители снижают вес автомобилей

На обычных легковых автомобилях клаксоны используются парно: один с высоким тоном, другой – с низким, что обеспечивает не только требуемую силу, но и красоту звучания. На более дешевых моделях встречаются и одиночные сигналы с не очень приятным “железным” звуком, который вдобавок не отличается громкостью.

Иногда громкость и частота звучания сигналов, установленных на машину на заводе, не может угодить вкусам автовладельцев. Для привередливых водителей в продаже имеются не только двухтональные сигналы, но и пьезоэлектрические, и пневматические – они до сих пор самые мощные. Как и сто лет назад, желающим усилить и украсить голос своего автомобиля есть из чего выбирать.

Кто изобрел автомобильный клаксон?

Узнайте историю появления на автомобиле клаксона.

Представьте, если в наши дни в автомобилях отсутствовал клаксон? Как бы вы предупреждали бы невнимательных водителей или пешеходов на дороге об опасности. С учетом сегодняшнего автомобильного трафика во всем мире, это привело бы к массовым авариям. К счастью во всех автомобилях в наше время устанавливается клаксон, который помогает нам подавать сигнал тем, кто не видит нашу машину. Но кто-нибудь когда-нибудь задумывался, кому мы должны быть благодарны за появление в автопромышленности этого полезного устройства?

Давайте же узнаем для начала, что же такое клаксон.

Автомобильный клаксон это устройство для подачи звукового сигнала. Водитель транспортного средства использует клаксон, для того чтобы подать предупредительный звуковой сигнал, чтобы привлечь внимание водителя другого автомобиля или пешехода, сообщая о какой-либо опасности.

Звуковым сигналом оснащаются не только автомобили, но и самолеты, корабли и поезда. Также во многих странах мира клаксон обязаны иметь велосипеды. Правда в некоторых странах вместо клаксона разрешено использовать на велосипеде и другие устройства для подачи предупредительного звукового сигнала.

Потребность в клаксоне возникла более ста лет назад. Более ста лет во многих странах действовали странные законы, которые обязывали владельцев транспортных средств различными способами предупреждать других участников дорожного движения о передвижение по дороге транспортного средства.

Например, в 1865 году в штате Массачусетс (США) местная власть приняла странный и необычный закон, который требовал, чтобы впереди любых моторизованных транспортных средств шел человек с флагом в дневное время, и фонарем в ночное время. Вы представляете, как это выглядело. В наше время это очень тяжело понять. Особенно если учесть что на многих современных трассах средняя скорость передвижения составляет 100-130 км/час.

Также этот закон безумен тем, что автомобили в то время не могли передвигаться быстрее скорости человека, который нес флаг или фонарь, предупреждая всех вокруг о движении транспортного средства.

В итоге на дорогу водитель и пассажиры затрачивали тоже время, которое потратили бы, если отправились бы в путь пешком. Тем не менее, передвижение на транспортных средствах в регионе Новой Англии (США) пользовалось популярностью. Ведь, несмотря на скорость передвижения, водитель и пассажиры не затрачивали никаких физических сил. А это уже признак комфортности и преимущества транспортных средств.

Статья в тему:  Статистика продаж новых автомобилей в России за периоды Апрель 2017 и Январь-Апрель 2016/2017 года

Затем в мире появились новые идеи. Например, законодательная власть Массачусетс предложило усовершенствовать безопасность передвижения транспортных средств по дорогам штата. Так было предложено обязать все транспортные средства оборудовать специальным колоколом, который бы звонил при каждом обороте колес. Часть членов законодательной власти Американского штата предлагала использовать римские свечи, которые водитель должен был зажигать при приближении к гужевым транспортным средствам.

С наступлением нового 20 века в истории сигнального автомобильного устройства произошел переворот. Вместо флагов, людей которые должны были носить их перед автомобилем, вместо использования свечей и колокольчиков, на автомобилях в качестве звукового устройства подачи сигналов начали использовать велосипедные клаксоны. Клаксон представлял собой механическое устройство, состоящее из пружинящей пластины с фиксирующей заклепкой в середине. Пластина, соприкасаясь с вращающимся зубчатым колесом, производила специфический звук. Для его усиления и придания направленности к пластине крепили специальный рупор.

К сожалению, этот клаксон по мощности мало чем отличался от велосипедных устройств подачи сигналов, и мощность звука была ничтожна мала. В итоге во время движения на автомобиле звук клаксона заглушался звуком работы двигателя автомобиля и водители не слышали предупредительные звуковые сигналы на дороге. Также существовала проблема. Это одинаковый тон звука с велосипедными клаксонами. Это приводило к тому, что участники дорожного движения (водители и пешеходы) путали звуковой сигнал клаксона автомобилей с велосипедом и часто попадали под колеса транспортных средств из-за неосмотрительности.

В итоге в автопромышленности настроили клаксоны на другой тон звучания (нота ми-бемоль). Правда, это стало возможным только при появлении первых в мире электрических клаксонов (об этом ниже).

Позже Американские изобретатели Рис Миллер и Томас Эдисон усовершенствовали клаксон, получив патент на новый тип клаксона, в котором внутри использовался электрический механизм вращения шестерни. Уровень шума нового устройства составлял примерно 107-109 децибел. Устройство потребляло 5-6 ампер. Помимо клаксонов, использовавших электромеханический принцип, впоследствии стали появляться пневматические и электронные модели. Звуковые автомобильные устройства стали изготавливать многие компании по всему миру. Далее сами автопроизводители начали также производить звуковые сигналы для своей продукции. Но несмотря на то что звуковые устройства изменились с технической точки зрения, в мире их по-прежнему называют клаксонами.

Справка 1ГАИ.РУ: В наши дни устройства подачи звукового сигнала в автомобилях достаточно громкие, чтобы их мог услышать каждый водитель и пешеход. Мощность звука в сегодняшних клаксонах позволяет услышать сигнал, даже двигаясь на большой скорости и слушая в машине громкую музыку. В современном мире в условиях плотного городского движения, клаксон незаменимое устройство для безопасности всех участников дорожного движения.

Клаксон в современных легковых автомобилей

В легковых автомобилях в настоящий момент применяются электрические звуковые устройства, питающие от аккумулятора автомобиля. В грузовых транспортных средствах используется клаксон выдающий звук с помощь подачи воздуха под давлением из компрессора, который используется для тормозной системы грузового автомобиля.

Статья в тему:  В ноябре 2019 года падение продаж новых автомобилей усилилось

Различие в устройствах между легковыми и грузовыми автомобилями связано с необходимостью подачи разного по мощности звукового сигнала.

Клаксон грузового автомобиля

Дело в том, что чем больше автомобиль, тем ему больше требуется времени для остановки. Поэтому грузовые автомобили должны подавать сигнал заранее на большом расстоянии. Но из-за особенностей распространения звука, для того чтобы его услышали на большом расстоянии необходим более мощный сигнал. Для этого и придумали использовать в грузовых автомобилях подачу воздуха с компрессора на специальную мембрану, которая от вибрации издает мощный низкий звук. Уровни шума грузового клаксона составляет примерно 117-118 децибел.

Класкон от ж/д локомотива

В поездах также используется клаксон, работающий по тому же принципу, как и в грузовых автомобилях. Единственное различие это в его размерах и мощности подачи воздуха из компрессора. Это также связано с тем, что поезд, как и грузовой автомобиль невозможно остановить очень быстро. Поэтому предупредительный сигнал должен подаваться заранее. Так как поезд имеет более увеличенный тормозной путь чем грузовая фура, то расстояние, на котором должен подаваться предупредительный сигнал, должно быть увеличено. Именно поэтому мощность ж/д клаксона составляет примерно 146-175 дБ.

Клаксоны: от и до (или из истории предмета, способного «пронзительно кричать»)

Что значилось в «Кратком курсе автомобилизма» в начале XX века? В нем значились слова-назидания для автолюбителей. По словам автора, когда водитель объезжает извозчика, трамвай или любой другой автотранспорт, он должен подать предупредительный сигнал. Кроме того, не подав его, нельзя выезжать со двора и пересекать перекресток. Понятное дело, что вышесказанное осталось в далеком прошлом. Современные правила дорожного движения предполагают другие действия автолюбителей, да и сами звуковые сигналы стали абсолютно другими.

О пользе электричества

Примечателен тот факт, что первые звуковые сигналы появились задолго до появления четырехколесного автомобиля. Их стали использовать на конном транспорте. К заветному приспособлению мог прикоснуться лишь кучер, который сидел, как водится, на облучке. Роль сигнала тогда исполнял рожок, а под словом «сигналить» подразумевалось вдувание в вышеназванный прибор всего накопленного в легких воздуха. Так как такой способ был не очень-то удобным и требовал определенных усилий со стороны автолюбителя, рожок впоследствии оснастили резиновой грушей. Такие приспособления использовались не только на конном транспорте, но и на первых авто. К примеру, можно вспомнить несколько автомобилей с клаксоном в виде рожка с грушей – « BenzVelo » (1894 г. в.) и « DuryeaMotorWagon ».

Кстати, отдельно стоит подчеркнуть один факт. Клаксон был самым дорогим звуковым сигналом. Его стоимость составляла 85 рублей. В ту пору такая цена была высокой, а в особенности для врачей и учителей, так как им приходилось за сей агрегат отдавать всю свою зарплату. Авто в далекие советские годы стоил от 1,5 до 7,5 тыс. рублей.

Первый электрический сигнал появился в 1899 г. По крайней мере, в тот год о нем было упомянуто. Б. Луцкой (русский инженер, который проживал на тот момент в Германии) установил электросигнал на автомобиль, который развозил почту. Первый такой гудок был произведен инженером и носил название « Loutzky — MotorwagenModelC ». Свое изобретение мужчина продемонстрировал на автошоу в Берлине. В 1899 г. модель такого гудка не пришлась общественности по душе, так как электрооборудование тогда было не в почете. Из вышесказанного можно легко заключить: устройство Луцкого не получило распространение. Тогда популярными были пневматические сигналы с грушей, которые и выглядели несколько примитивно.

Статья в тему:  Гид по 2015 Франкфуртскому моторшоу, все автомобили автосалона

Лишь спустя десять лет об электрических клаксонах заговорили. Они появились на авто, когда производители смогли-таки решить проблему с аккумулятором и подзарядным устройством для них. Производством таких устройств занялись сотрудники электротехнической компании под названием « Lovell – McConnellManufacturingCo »из Нью-Джерси. Сие знаменательное событие произошло в 1908 г. Кто же изобрел клаксон в его классическом виде? М. Р. Хатчисон (друг Т. Эдисона). На счету у этого мужчины есть и другие изобретения, а именно «акустикон» (слуховой аппарат) и «диктограф» (устройство, позволяющее подслушивать чужие разговоры). Сначала изобретение стало популярным в США, так как в городах этой страны стало катастрофически увеличиваться кол-во авто. Из-за увеличения числа автомобилей появилась необходимость в клаксоне, и, изобретение Хатчисона упало на благодатную почву, быстро став популярным.

Чуть позже произошло переименование фирмы « Lovell — McConnellManufacturingCo ». Она переродилась в « KlaxonSignalsLtd ». Сегодня фирма также существует. Почему слово « Klaxon »появилось в названии торговой марки? Такую идею предложил господин Лавелл (учредитель компании), и, все его коллеги ее поддержали. Кстати, слово « Klaxon »происходит от греческого, и, в переводе с него означает «пронзительно кричать». Что же такое клаксон в переводе на язык автолюбителей? Клаксон – это тип электрического рожка, который способен создавать громкий, проникающий в голову звук. Кстати, сегодня он используется не только в авто, но и на моторных лодках, в цехах заводов и т.д.

За прошедшие сто лет внешний вид клаксона практически не изменился. Как и раньше, так и сегодня, в основу прибора положен рожок, который прикладывается к диафрагме. Рожок отвечает за усиление, направление шума; создание сконцентрированной области звука, который должен быть слышен на значительном расстоянии. Маленький клаксон способен «сигналить» достаточно громко, а его более большие товарищи и вовсе «воют». Кстати, в первые годы с момента появления клаксонов их ставили не на все авто, а если и ставили, то разрешалось наличие исключительно однотональных приборов.

О разных клаксонах и воздухе…

Рожок, характерный для клаксона, пытались использовать в других целях. К примеру, в XX веке появилось довольно-таки экстравагантное изобретение. Речь идет о клаксоне с запахом, который должен был помогать пешеходам, которые от природы имели слабый слух. Автор создал устройство, которое издавало неприятный запах и тем самым говорило пешеходу о приближении авто. Резкое специфическое амбре не что иное, как мощная струя сжатого воздуха. Она-то и била в прохожих.

Электросигналы не сразу стали популярными, а только спустя годы. Поначалу их устанавливали на авто, но в качестве поддержки для пневматического клаксона. Считалось, что последний более надежный, чем первый. Чтобы убедиться в вышесказанном, стоит раздобыть в Интернете фото старого авто. 100% в нем помимо рожка с проводами, закрепленного на боковине кузове, найдется еще и старая добрая «груша» с медным (простым круглым, овальным или сложным) раструбом. Последняя красовалась на рамке лобового стекла.

Статья в тему:  Краш- тест Nissan Cube (2009- 2013)

Количество тональностей сигнала можно было определить по числу рожков разной длины.

Пневматические устройства долгое время не исчезали и не сдавали своих позиций. Они, кстати сказать, даже совершенствовались параллельно с развитием электроустройств. К примеру, можно вспомнить изобретение « Autovox »(французская фирма). Она предложила миру сигнал, воздух в который подавался от компрессора, но при этом он приводился в действие опять же маховиком мотора. «Груша» требовалась и новому устройству. Кроме изобретения французов существовали «сифлофоны» (свисток внутри системы), «тестофоны» (музыкальные шкатулки с разными мелодиями).

О месте клаксона в автомобиле

Поначалу звуковые сигналы размещались исключительно снаружи авто. Они являлись важнейшим предметом экстерьера. Каждый производитель старался изобрести нечто, что смотрелось бы изысканно, необычно и т.д. Удивила, к примеру, компания « Roll — Royce ». Она изобрела особое устройство для клиентов из Индии. Она делала раструбы, которые своей формой напоминали змеиные головы с раскрытой пастью и торчащими клыками, которые смотрелись очень-очень агрессивно. Индийские магараджи сходили с ума по такому аксессуару. Банкир из Франции специально для своего « Peugeot »заказал клаксон, сделанный по индивидуальному заказу. Производитель сделал ему сигнал в виде отлитых из меди голов льва с пышной красивой гривой.

Клаксон с раструбами в форме змеиной головы – любимый аксессуар магараджи из Индии.

Авто 20-30-х гг. XX века оснащались сигналами, форма которых была простой и лаконичной одновременно. Длина раструба тогда потеряла значение, так как электрическая составляющая развивалась семимильными шагами. Рожки стали небольшими с точки зрения размера. Порой, они стали напоминать собой «таблетку». Их местом установки стал передний бампер или бугеле.

Автомобильный дизайн развивался, а посему сигналы стали перемещаться вглубь. В подкапотном пространстве они разместились после того, как исчезла вертикальная облицовка радиаторов, торчащие крылья и отдельно стоящие фары. Они перестали быть частью внешнего облика авто. Иногда все же «таблетка» красовалась на переднем бампере, но так продолжалось недолго. Совсем скоро появились хромированные элементы на нем, и, «таблетка» стала не к месту.

Производством электрических сигналов в свое время занималась и компания « Bosch ». Ее клаксоны устанавливались перед радиатором.

Сегодняшние звуковые сигналы нашли свое место в разных полостях подкапотного пространства. Иногда они размещаются во внутренней части бампера. Клаксоны в исконном виде и сегодня можно увидеть на грузовиках дальнобойщиков-американцев, лимузинах для свадеб, хот-родах и т.д. Они исполняют в данном случае декоративные функции, и, причисляются к категории ретро-устройств.

PS :Так уж сложилось, тон и сила звукового сигнала зависят от размеров транспортного средства. К примеру, по сигналу можно понять, какой авто двигается по дороге. Если звук низкий, но мощный, значит, по автодороге едет грузовик. Легковые авто оснащаются двумя клаксонами. Первый имеет высокий тон, а второй – низкий. Те и другие в совокупности дают красивый звук. Если авто не слишком-то дорогой, то звук клаксона будет неприятным, «железным». В магазинах продаются разные звуковые сигналы. Есть среди них двухтональные, пьезоэлектрические, пневматические… Каждый человек сможет выбрать то, что устроит его больше, чем все остальное…

Статья в тему:  Ожидаемая премьера Infiniti QX70 S Design на автосалоне в Париже 2014

Автомобильный клаксон: история и применение в наши дни

А между прочим, оборудование на транспортных средствах сигналами со звуком устанавливалось задолго до того времени, как изобрели автомобиль. Вот яркий пример этому – бубенцы на русской тройке. Бубенцовый звон считался и музыкальным оформлением лихих прогулок, но в то же время он предупреждал зевак об опасности. Характер звона заблаговременно давал знать то, с какой скоростью приближается тройка.

Но бубенцы и колокольчики никак не подходят автомобилю. Чтобы подать звуковой сигнал, сначала начали использовать дудки, звук подавали при помощи сжатия резиновой груши. Как же устроена эта штука – об этом знает даже ребенок, поскольку груша является самым распространенным типом сигнала, вмонтированным на детский велосипед. Кстати сказать, пневматический клаксон изначально появился на велосипедах и потом только получил свое распространение на машинах.

Клаксон – слово, которое имеет греческое происхождение и переводится как вой либо гул. С русским, во всяком случае, общего ничего у него нет. Хотя первый механический клаксон для велосипеда и автомобиля скорее клацал, нежели гудел. Его делали из пружинистой пластинки и зубчатого колесика, который взаимодействовал с ней. А уже потом Рис Миллер и Томас Эдисон сделали так, что это зубчатое колесико стало вращаться с такой же мощностью, как электричество. При подаче сигнала было достаточно просто нажать на педаль. Вот этим и было положено начало электрическим звуковым сигналам.

На современных машинах используют сигналы двух типов – тональный и шумовой. В шумовых сигналах или, как еще говорят, безрупорных, используются мембрана и электромагнит, который возбуждает колебания. Все зависит от того, насколько упруга мембрана, частота колебаний которой составляет примерно 220-510 единиц в секунду, чем и порождается характерный звук. От высоты частоты колебания мембраны зависит высота музыкального звука. Низкий звук обычно свойственен большому автомобилю, а маленькому – более высокий или тонкий звук. Чтобы сравнить — нота ЛЯ по частоте равна 440 Гц, что значит характерность для колебания, равному 440 раз в секунду.

Большая машина, имеющая тоненький звуковой сигнал, будет смотреться комично, также, как и маленький автомобиль, издающий сигнал низкого баса. Интересно, что в зарубежных странах звуковая частота клаксона на транспортных средствах любой категории закреплена на уровне закона. Сделано это в целях определения по клаксону размера автомобиля. Можно лишь догадываться, для чего это им нужно. Однако низкий звук может передаваться на большие расстояния, а это полезно для тяжелых автомобилей, которые при экстренном торможении затрачивают гораздо большее время.

Сигналы тональные аналогичны тем же шумовым, только отличие в роли резонатора, которую исполняет воздушный столб в трубке. И для компактности трубки ее оборачивают в спираль, которую называют улиткой. Но иногда эту трубку сгибают змеевиком.

Статья в тему:  Тест на общие знания, начиная от организма человека и заканчивая автомобильными технологиями

В СССР в восьмидесятых-девяностых годах стали модными полифонические–многотональные сигналы, они могли проигрывать известные мелодии, к примеру – Контакт, Кукарачу, Ламбаду и т.д. Стоит отметить, что 7,8 пунктом ПДД запрещено оборудовать машину сигналом, который чередует тона – это делает музыкальный клаксон незаконным.

Как применяется клаксон? В ПДД конкретно сказано о том, что подача звуковых сигналов во время проезда по населенным пунктам запрещена, кроме таких случаев, при которых без него не получается предотвратить аварию. Выехав за пределы населенного пункта, подавать звуковые сигналы можно, чтобы предупредить водителя, который едет впереди, об обгоне.

Однако данные требования не часто соблюдают. Следует помнить о том, что подача звукового сигнала без особой необходимости привлекает одновременное внимание большого числа водителей, что может закончиться серьезной аварией.

Многие страны к звуковому сигналу относятся по-разному. В Индии, например, в оживленных местах раздается бесконечная какофония от автомобильных, мотоциклетных, мопедных и тук-туковых сигналов, что является своеобразным способом коммуникации водителей. А сигналят они при любых маневрах, таким образом предупреждают о присутствии на дороге. Такая же этика присутствует и в странах ЮВА, и в нескольких странах на Ближнем Востоке и в Африке.

Уже само по себе заметно то, что в экономически развитых странах гораздо меньше сигналят, что можно объяснить ужесточенным контролем за движением на дороге и довольно высокой подготовленностью тамошних водителей.

Тепловозный гудок на машину: как правильно «дунуть» за рулем?

История вопроса

Пневматический клаксон-рожок был первым сигнальным устройством на автомобилях эпохи зари моторных транспортных средств. Помните? «Балаганов надавил грушу, и из медного рожка вырвались старомодные, веселые, внезапно обрывающиеся звуки: «Матчиш – прелестный танец, та-ра-та, матчиш – прелестный танец, та-ра-та…».

Ноты матчиша, старинной португальской мелодии, ставшей популярной во всем мире в первом десятилетии ХХ века, выдавал ручной пневматический сигнал (видимо, многоголосный, с несколькими рожками) на знаменитой «Антилопе-Гну» – Лорен-Дитрихе Адама Козлевича из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова…

Сегодня пневматический сигнал перестал быть массовым на автомобилях, сохранившись в качестве штатного заводского узла в основном на грузовиках, да и то больше не для необходимости, а из дизайнерской шалости инженеров-разработчиков. Однако постепенно уходящая в прошлое технология породила своеобразное и очень любопытное хоббийное движение – любителей супермощных пневмогудков на рядовых легковых авто.

Ручной пневматический рожок английского автобуса марки Commer 1906 года. У «Антилопы-Гну» был примерно такой же. Фото: Les Chatfield .

Прикладные пневмотехнологии

Собственно, истинные «пневмосигнальщики» признают только настоящие тепловозные тифоны – мощные «рожки», которые можно прокачать лишь хорошим напором воздуха под высоким давлением. На разного рода китайские хромированные дудочки с насосиками размером с банку колы, предлагаемые китайскими подвалами, эти парни не размениваются. Поездной тифон – и точка! Российского производства, а еще лучше – американского. Даже один тифон заставит «откладывать кирпичи» водителя машины, которой вы прогудите на дороге! А если их смонтировано несколько?!

Статья в тему:  Ожидаемая премьера VW Scirocco на автосалоне в Женеве 2014

Но чтобы тифон издал вожделенный рев раненого слона, нужно предварительно подготовить и смонтировать целую систему. Тепловозная дудка нуждается в потоке воздуха высокой интенсивности – такой не даст ни один насос, питаемый от бортовой сети 12 вольт, даже самый мощный, рассчитанный на колеса внедорожников и грузовиков.

Дело в том, что подобный поршневой компрессор дает высокое давление при малой производительности, а нужно наоборот. Поэтому насос совмещают с ресивером – промежуточным баком-накопителем воздуха объемом от 10 литров и более. После запуска двигателя авто насос наполняет ресивер через электроклапан с регулятором давления. Накачаны нужные атмосферы – система отключает насос и ресивер хранит нужный запас воздуха под давлением. Нужно посигналить – нажимаете на кнопку, рабочий электрический клапан открывается и пускает поток воздуха в дудку тифона.

Пневмосистема, установленная на американский манер, под днищем внедорожника (нет нужды бояться влаги и грязи в солнечной Калифорнии!) – виден компрессор, ресивер с манометром и стравливающим клапаном и четыре разнотональных рожка.

В целом пневмогудок с сопутствующими компонентами – вещь достаточно несложная. Но вот его установка на автомобиль – дело непростое. Фактически в каждом случае – это индивидуальная работа. Изготавливается крепеж конкретно по месту, подрезаются элементы кузова, если что-то не умещается, тянется силовая электропроводка – ведь компрессоры прожорливы и требовательны к току! Иногда используются бочкообразные ресиверы из широкой продажи. А нередко и варится индивидуальный бак для воздуха – фигурный, чтобы вписать его в ниши автомобиля.

Ваш покорный слуга, автор этой статьи, ставил в свое время две полуметровых китайских дудки на Kia Rio – и, надо сказать, провозился чуть ли не целый день! Систему пришлось распределять под капотом, для чего посредством сварки из стальной полосы сечением 25х4 было изготовлено 3 индивидуальных кронштейна достаточно фантазийной формы – по одному для каждой дудки и еще один – для электрокомпрессоров. И это – для пустяковой по меркам истинных пневмосигнальщиков системы, без ресивера и с убогими мембранными насосиками! Серьезная система на порядок более трудоемка.

Все это сильно ограничивает распространение по-настоящему мощных тифонов на авто – у людей либо не хватает квалификации и инструмента, либо средств на услуги установщиков, либо просто страшно терять гарантию из-за столь заметного официальным сервисменам вмешательства в конструкцию авто…

Пневмосигнальщики в США

О заокеанском коммьюнити любителей от души «дунуть» Kolesa.ru рассказал Мэнни, владелец известного в узких кругах калифорнийского магазинчика пневмогудков.

– Кто он – среднестатистический американский покупатель пневмосигналов?

– Это белый мужчина возраста от 16 до 50 лет, как правило, владелец большого внедорожника или пикапа. Для приличия все они говорят, что устанавливают пневмосистемы для безопасности, но, будем откровенны – на самом деле, чтобы весело провести время и испугать ничего не подозревающих людей!

– Что говорят ваши законы о пневмосигналах – об установке и использовании?

– Законов, запрещающих конкретно пневматические сигналы на автомобилях, нет. Но в большинстве городов есть свои собственные постановления, контролирующие громкий шум. К нему относятся и пневмосигналы, и громкий выхлоп, и музыка и тому подобное. Если вы используете пневмосигналы ответственно – то есть, только для предотвращения опасной ситуации – к вам не будет претензий. Но за хулиганство с ними, конечно же, могут привлечь!

Статья в тему:  Статистика продаж новых автомобилей в России за периоды Январь-Июль 2014/2013 года

– Велик ли рынок компонентов для пневмосигналов?

– С 2002 года, как мы начали работать, он только растет. Но в целом он достаточно нишевый, о массовости говорить не приходится.

– Видео на YouTube не отражает громкости гудка в полной мере. Если к вам приходит клиент, который никак не определится, что ему нужно – как вы действуете в такой ситуации?

– Для этого у нас есть вот такой столик-стенд с дудками, насосом и ресивером. Мы выкатываем его во двор и наглядно демонстрируем превосходство пневматического гудка над любыми другими!

Сколько стоила самая дорогая система, созданная на ваших компонентах?

– Самый дорогой и мощный «рожок», который у нас есть – это Nathan AirChime K5LA, он стоит $1 849,99. Это гудок, использующийся на скоростных поездах, он очень мощный и невероятно громкий. Человек делал систему на двух таких гудках – он использовал большие 10-галлонные ресиверы, высокопроизводительные промышленные компрессоры и еще кучу различных компонентов для коммутации, и в результате его система стала самой дорогой, когда либо проданной нами – более чем $4 000.

Пневмосигнальщики в России

О том же самом Kolesa.ru побеседовали и с Виктором, владельцем едва ли не единственного в России магазина, торгующего комплектующими для придания автомобилю пневматического голоса.

– На каких машинах приезжают к вам покупатели тифонов и насосов?

– Чаще всего это крупные внедорожники, но не редкость – установка и на бюджетные седаны и на ВАЗы. Бывают случаи, когда пневмосигнал с компонентами и монтажом стоит чуть ли не столько же, сколько сам авто – людям просто хочется придать машине оригинальность таким экстравагантным способом.

– Преследуется ли в установке пневмогудка какой-то практический аспект?

– По опыту общения с людьми, которые создавали у себя мощные сигнальные системы на тифонах, у нас особо не принято развлекаться, как в многочисленных видеороликах про американских владельцев пневмогудков в машинах, которые намеренно пугают людей, развлекаясь. В России есть опасность за такое и кирпичом в стекло схлопотать…У нас народ больше хочет иметь, по принципу «чтобы было» и «не как у всех».

– Припомните интересные эпизоды из практики установки?

– Помню клиента откуда-то с северов, который приобрел комплект пневмосигналов для катера – отпугивать медведей по берегам реки. Еще интересный случай был – приехал клиент на новеньком LC Prado и пожелал управлять тифоном вручную – в смысле, не подключить электроклапан параллельно штатному гудку, как обычно делается, а сигналить именно ручным клапаном, открывая им воздушную магистраль от ресивера к дудке. Поставили ему ручной клапан от поезда – рядом с рукояткой КПП; человек не пожалел интерьер салона на новой машине ради желания почувствовать себя машинистом в полной мере…

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector