7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

КАСКО может не компенсировать стоимость угнанного авто: определение ВС

КАСКО может не компенсировать стоимость угнанного авто: определение ВС

Вот почему так важно читать договор страхования КАСКО

3 сентября 2015 г. некто Юрин П.Г. застраховал свой автомобиль Kia Rio по договору добровольного страхования по риску «Хищение» на срок с 9 сентября 2015 г. по 8 сентября 2016 года. Согласно договору оплата страховой премии была разбита на кварталы в году (3116, 72 руб. периодичностью раз в квартал в срок до 9 сентября 2015 г., до 9 декабря 2015 г., до 9 марта 2016 г. и до 9 июня 2016 года). То есть всю сумму страховки не нужно было вносить единовременно, что, с одной стороны, хорошо для равномерного распределения трат на автомобиль, но, с другой стороны, может иметь свои «подводные камни», если вдумчиво не ознакомиться с текстом договора.

Самый важный момент, из-за которого в итоге владельцу пришлось обращаться в суды, был прописан в дополнительном соглашении. Выписка из документа содержится в определении Верховного суда:

«Дополнительным соглашением от 3 сентября 2015 г. к договору страхования установлено, что полная страховая сумма по рискам «Ущерб» и «Хищение» на период действия договора составляет:

— с 9 сентября 2015 г. по 8 октября 2015 г. – 466 400,00 руб.;

— с 9 октября 2015 г. по 8 ноября 2015 г. – 459 404,00 руб.;

— с 9 ноября 2015 г. по 8 декабря 2015 г. – 452 408,00 руб.;

— с 9 декабря 2015 г. по 8 января 2016 г. – 445 412,00 руб.;

— с 9 января 2016 г. по 8 февраля 2016 г. – 438 416,00 руб.;

— с 9 февраля 2016 г. по 8 марта 2016 г. – 431 420,00 руб.;

— с 9 марта 2016 г. по 8 апреля 2016 г. – 424 424,00 руб.;

— с 9 апреля 2016 г. по 8 мая 2016 г. – 417 428,00 руб.;

— с 9 мая 2016 г. по 8 июня 2016 г. – 410 432,00 руб.;

— с 9 июня 2016 г. по 8 июля 2016 г. – 403 436,00 руб.;

— с 9 июля 2016 г. по 8 августа 2016 г. – 396 440,00 руб.;

— с 9 августа 2016 г. по 8 сентября 2016 г. – 389 444,00 руб.»

В июле 2016 года автомобиль был угнан. По факту хищения следственным органом возбуждено уголовное дело, в рамках расследования которого автовладелец был признан потерпевшим.

Статья в тему:  Ожидаемая премьера VW Crossover на автосалоне в Детройте 2015

Далее ситуация разворачивалась следующим образом:

15 августа 2016 г. между сторонами заключено дополнительное соглашение к договору страхования о том, что страховая выплата осуществляется в порядке, предусмотренном страховым полисом, дополнительными соглашениями к нему и Правилами страхования средств автотранспорта.

16 августа 2016 г. страховая компания выплатила Юрину П.Г. страховое возмещение в размере 396 440 руб., что на 70 тыс. меньше начальной стоимости движимого имущества.

17 августа 2016 г. потерпевший направил страховой компании претензию с требованием о выплате страхового возмещения в размере действительной стоимости имущества на момент заключения договора, то есть в размере 466 400 руб., однако данная претензия была оставлена без удовлетворения.

Не откладывая дело в долгий ящик, автолюбитель подал иск в суд первой инстанции, затем в апелляционный суд. Оба суда (первой и апелляционной инстанций) пришли к выводу о том, что размер страховой выплаты, полученной потерпевшим, установлен условиями договора страхования и не противоречит пункту 5 статьи 10 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Не найдя для себя правду в таком решении судей, гражданин отправился в Верховный суд. Однако последний поддержал ранее сделанные выводы, разъяснив, почему стоит очень внимательно читать текст договора.

Согласно пункту 5 статьи 10 Закона об организации страхового дела в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.

«В случае полной гибели имущества, то есть при полном его уничтожении либо таком повреждении, когда оно не подлежит восстановлению, страхователю выплачивается страховое возмещение в размере полной страховой суммы в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Закона об организации страхового дела (абандон)», – говорится в определении, составленном ВС.

При этом законом установлен запрет лишь на установление страховой суммы выше действительной стоимости имущества на момент заключения договора страхования. Запрета на установление при заключении договора размера страховой суммы ниже действительной стоимости застрахованного имущества, в том числе путем последовательного уменьшения размера страховой суммы в течение действия договора страхования, законом не предусмотрено.

Требований о том, что определяемая при заключении договора страховая сумма должна быть равной страховой стоимости имущества, либо о том, что при полной утрате имущества страхователю подлежит выплате не полная страховая сумма, а действительная стоимость утраченного имущества, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона об организации страхового дела не содержат.

Статья в тему:  Обзор новой автономной системы следующего поколения БМВ 5-Серии

Поскольку стороны при заключении договора определили конкретную страховую сумму по договору, уменьшающуюся по периодам в течение действия договора страхования, исходя из которой страхователем уплачена страховая премия по соответствующему для такой дифференцированной страховой суммы тарифу. То есть страховая выплата по риску «Хищение» была прописана за каждый месяц использования полиса добровольного страхования.

Требовать большего после наступления страхового случая владелец не мог, поскольку в договоре и в дополнительном соглашении к нему не обнаружено нарушений или юридических неточностей, а страховая компания выплатила полную сумму, выполнив со своей стороны все обязательства.

Поэтому решения судов были оставлены без изменений, а кассационная жалоба Юрина – без удовлетворения. Читать договор нужно внимательно, и, если он вас не устраивает, отказываться от его заключения и искать другой вариант.

Разбили, поцарапали, спустили шины. КАСКО покроет, но не все

Обычно КАСКО оформляют с расчетом защититься от серьезных финансовых потерь в случае аварии или угона. Но сейчас не менее актуальны другие риски – то, что называется противоправными действиями третьих лиц. Страховка поможет?

Августовские события показали: в нашем правовом государстве сотрудники ГАИ могут лишить вас водительского удостоверения за подачу звукового сигнала, неопознанные люди в черном готовы разбить дубинками стекла, а если вы имели «наглость» нанести на автомобиль символику, то вполне можете обнаружить его разукрашенным, поцарапанным, со спущенными колесами. Искать виноватых, жаловаться, требовать возмещения имеет довольно призрачные перспективы на успех. Гораздо проще тем, у кого автомобиль застрахован по КАСКО. Впрочем, и здесь есть свои нюансы.

Не все случаи страховые

«Внимательно читайте договор!» – говорим мы каждый раз, когда рассказываем про КАСКО. У каждой компании свои правила страхования, которые в общем похожи, но могут различаться в нюансах. Например, как часто и на какие суммы можно обращаться по страховым случаям без справки из компетентных органов. Обычно компании допускают не более 2-3 таких случаев в год, причем нередко они ограничены по сумме, а иногда и по характеру происшествия или повреждения.

Не все случаи в принципе считаются страховыми.

Статья в тему:  Аксессуары для чистки салона и корпуса автомобиля

Например, гидроудар двигателя. Или – внимание – повреждение шин! Многие компании не считают страховым случаем обычный прокол, если он не привел к другим повреждениям. При этом намеренное повреждение (порез) может рассматриваться как противоправное действие третьих лиц – и заявления по таким случаям может быть принято, а владелец получит выплату. Но, повторимся, такой подход лишь у некоторых компаний, поэтому внимательно читайте правила страхования.

Если говорим о тех случаях, когда в ваше отсутствие автомобиль поцарапали или нанесли на кузов краску, то это также классифицируется как противоправные действия третьих лиц. Правда, и здесь есть нюанс: некоторые компании поверхностные повреждения, не требующие перекраски элемента, не возмещают. Вот, к примеру, пункт правил страхования одной из компаний: «Не подлежат возмещению убытки, возникшие в результате повреждения лакокрасочного покрытия кузова и(или) кузовных деталей (мелкие царапины, сколы, пятна), не приведших к изменению геометрической формы, параметров, функциональных свойств кузова и(или) кузовных деталей и не требующие ремонтной окраски и окраски с повышенным расходом лакокрасочных материалов».

Если автомобили повреждаются в ходе протестов, скажем, по ним «прошлись» силовики, здесь все может быть сложнее. «Насколько я знаю, каждая компания принимает решение в каждом конкретном случае. В правилах страхования есть ссылки на форс-мажорные обстоятельства или боевые действия, что может быть причиной отказа в выплатах, но сослаться на это в случае с августовскими событиями компании тоже не могут, так как официально у нас ни чрезвычайного, но военного положения объявлено не было. В любом случае в таких случаях владельцам следует обращаться в отдел урегулирования убытков, – объясняет страховой брокер. – У нас ни одного такого клиента, который бы столкнулся с подобной ситуацией, не было, но некоторые интересовались, что им делать, если что-то подобное произойдет. Наш ответ: при наступлении такого случая вызывать милицию и связываться со своей страховой компанией».

Рубль падает, но КАСКО все нипочем?

На самом деле курсовые колебания на клиентов КАСКО практически никак не влияют. Большинство полисов заключаются в привязке к иностранной валюте, это значит, что страховые взносы хоть и в рублях, но пересчитываются по более высокому курсу, точно так же и страховая сумма, и выплаты также привязаны к доллару или евро.

Однако прямо сейчас рубль отчаянно лихорадит, разница между установленным на бирже официальным курсом, курсами покупки и продажи доллара и евро существенна, из-за чего возможны некоторые потери при оплате очередного взноса или при выплате по страховому случаю.

Статья в тему:  Рейтинг автомобилей, в которых чаще всего встречаются проблемы с электрикой

Что там вообще по стоимости?

Стоимость КАСКО может заметно отличаться от компании к компании. Скажем, автомобиль стоимостью 20.000$ можно застраховать и за 550$, и за 650$. Дело в том, что страховой тариф зависит не только от стоимости и года выпуска автомобиля, но и от прочих условий: кто водитель, будут ли пользоваться автомобилем другие лица, планируются ли поездки за границу и так далее. Снизить тариф позволяет отказ от некоторых условий (покрытие 24 часа в сутки, что означает хранение на охраняемой стоянке в ночное время, пакет «мультидрайвер»), а также использование франшиз.

Для новых машин страховой взнос составляет порядка 3% от стоимости, для подержанных он может быть и большим (в среднем от 3 до 4,5%, особенно если выбирается вариант возмещения убытков «без учета износа»). При этом конечная сумма также зависит и от того, как вносится страховой взнос. Например, если все деньги вносятся сразу, стоимость страховки составит 540$, если поквартально – 600$.

Но еще раз повторим: стоимость страховки это еще не все. Не менее важны условия страхования, так что все подходящие предложения советуем рассматривать не только с точки зрения цены, но также и предоставляемых возможностей по части компенсации тех или иных видов повреждений, признания тех или иных ситуаций страховым случаем и т.д. Особенно сейчас, когда велик риск того, что автомобиль может быть поврежден или утерян не только в результате ДТП.

Когда не поможет каско?

Автостраховка каско является хорошим способом защиты автомобиля от хищения и повреждения. Однако полис не защищает абсолютно от всех бед. Как раз наоборот: случаев, когда страховая компания откажется возмещать убытки гораздо больше, чем тех, когда выплата гарантирована.

Страховка каско обычно не защищает в следующих случаях:

1. Злой умысел или умышленные действия автовладельца или лица, управляющего транспортным средством, которые привели к повреждению автомобиля или его хищению.

2. Управление автомобилем в состоянии алкогольного, наркотического или токсикологического опьянения (любой степени).

3. Застрахованный автомобиль был передан лицу, не имеющему права на управление данным транспортным средством (например, отсутствовало водительское удостоверение), не имеющему соответствующих документов для управления ТС.

4. Эксплуатация неисправного автомобиля (перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация автомобиля, приведён в Правилах дорожного движения – включает неисправность тормозов, рулевого управления, стеклоочистителя со стороны водителя, приборов освещения в тёмное время суток, изношенность протекторов и т.д.).

Статья в тему:  Почему половина автопарка в России не безопасна

5. Отсутствие талона техосмотра. В то же время это не повод отказывать в выплатах по риску «Угон» и в случаях, когда автомобиль находился без движения – скажем, поврежден на стоянке.

6. Страховой случай произошёл вне территории страхования.

7. Автомобиль использовался в соревнованиях или испытаниях, если это специально не оговорено в условиях страхования.

8. Автомобиль использовался для обучения вождению.

9. Когда происходила погрузка, выгрузка, транспортировка застрахованного автомобиля любым видом транспорта (например, буксировка автомобиля).

10. Воздействие ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения.

11. Военные действия, манёвры или иные военные мероприятия.

12. Террористические акты, беспорядки и народные волнения, если иное не предусмотрено договором страхования.

13. Конфискация, изъятие, арест или уничтожение застрахованного авто по распоряжению государственных органов.

14. Использование источников открытого огня для подогрева двигателя автомобиля.

15. Заводской брак или брак, допущенный во время восстановительного ремонта.

16. Вымогательство, мошенничество.

17. Использование транспортного средства не по назначению (например, при поездке по реке), если застрахованный автомобиль не предназначен для таких целей.

18. Нарушение правил пожарной безопасности; пожар или взрыв при погрузке, выгрузке или перевозке горючих или взрывоопасных веществ и предметов, если застрахованный автомобиль не предназначен для таких целей.

19. Неисправности электрооборудования, в том числе электропроводки.

20. Поломка, отказ, выход из строя деталей, узлов, агрегатов.

21. В случае невозврата застрахованного авто при прокате, аренде или лизинге.

22. Повреждение покрышек, колесных дисков, декоративных колпаков, если это не сопряжено с повреждениями других узлов, деталей или агрегатов автомобиля.

23. Кража колёс и/или декоративных колпаков, если их хищение произошло без причинения повреждений самому застрахованному автомобилю или если украденные детали не застрахованы отдельно.

24. Мелкие царапины, точечные повреждения лакокрасочного покрытия без повреждения детали (выбоины и сколы).

25. Ущерб, вызванный повреждением, уничтожением или утратой (в том числе хищением) комплекта инструментов, домкрата, насоса, аптечки, огнетушителя, стационарных противоугонных средств, если последние не установлены заводом-изготовителем или не были застрахованы в качестве дополнительного оборудования.

26. Ущерб, вызванный утратой товарной стоимости застрахованного автомобиля, естественным износом и установленного на нем дополнительного оборудования, если договором не предусмотрено иное.

Статья в тему:  Ожидаемая премьера Nissan Murano на автосалоне в Нью-Йорке 2014

27. Моральный ущерб, упущенная выгода, простой.

28. Хищение застрахованного авто, если оно было оставлено с незапертыми дверями, незакрытыми окнами, выключенными механическими и электронными противоугонными средствами.

29. Хищение дополнительного оборудования или частей автомобиля, находившихся в момент хищения отдельно от застрахованного транспортного средства.

30. Хищение или повреждение регистрационных знаков автомобиля.

31. Повреждение или хищение автомагнитолы и/или съёмной передней панели автомагнитолы, а также любого другого дополнительного оборудования, если оно не было дополнительно застраховано.

32. Нарушение режима хранения автомобиля, если договор страхования заключен с условием хранения вашего автомобиля в ночное время на охраняемой стоянке или в гараже.

33. Повреждение обивки и внутренних деталей салона застрахованного автомобиля, вызванное курением или неосторожным обращением с огнём.

Однако наиболее распространёнными случаями отказа в выплатах по каско является несоблюдение правил страхования:

1. Заявление о страховом случае подано позже установленного срока (прописан в договоре). Сравни.ру советует не затягивать с подачей заявления и документов по страховым выплатам.

2. Документы, подтверждающие страховой случай и величину ущерба, оформлены не должным образом или поданы в нарушение установленных сроков.

3. Страховой случай относится к списку исключений по договору в данной страховой компании (см. выше).

4. Сведения, указанные в документах по страховому случаю, не соответствуют действительности или содержат существенные противоречия.

5. Возмещение ущерба уже было получено автовладельцем от виновной стороны.

6. Если автовладелец своими действиями лишает страховую компанию, после выплаты ему возмещения, права суброгационного требования (возместить убытки от виновного лица).

7. Если сумма ущерба превышает стоимость автомобиля.

Объективные обстоятельства:

1) Страховая компания признана банкротом.

2) Договор страхования признан недействительным.

3) Бланк полиса находится в списке украденных или потерянных.

4) На момент получения выплаты не оплачены 100% страховой премии (однако, по согласованию сторон, остаток страховой премии может быть вычтен из суммы страховой выплаты).

Совет Сравни.ру: Столь обширный список случаев, когда страховая компания может отказаться возмещать убытки, не должен стать для автовладельца главным аргументом при поиске ответа на вопрос: покупать ли каско? Сравни.ру рекомендует изучить правила страхования, которые выдаются при покупке полиса каско. Их знание поможет избежать неприятных последствий и разочарований при обоснованном отказе в выплатах.

КАСКО может не компенсировать стоимость угнанного авто: определение ВС

Что не покрывается договором страхования

Статья в тему:  Огненное шоу на автомобиле

По договору страхования Автокаско «Классический» не являются страховыми следующие случаи:

1. производственный дефект, низкое качество, потеря эксплуатационных качеств или естественный износ материалов и деталей транспортного средства;

2. возгорание транспортного средства возрастом старше 10 лет, за исключением случаев возгорания в результате ДТП, аварии или неправомерных действий третьих лиц;

3. возгорание транспортного средства в результате использования открытого огня;

4. повреждения, полученные транспортным средством в результате проведения ремонтных работ или подготовки к их проведению;

5. появление мелких царапин и сколов деталей остекления транспортного средства, не повлекших за собой трещины этих деталей или нарушения их эксплуатационных параметров, а также повреждение лакокрасочного покрытия не приведшие к деформации кузовных деталей;

6. повреждение шин, колесных дисков и их декоративных элементов, щеток стеклоочистителей, внешних антенн, брызговиков, ключей зажигания, брелоков от противоугонных систем, дефлекторов капота и проемов дверей, за исключением случаев, когда произошли и другие повреждения транспортного средства;

7. хищение или утеря декоративных колпаков к колесным дискам и ступицам, дефлекторов капота и проемов дверей, щеток стеклоочистителей, внешних антенн, брызговиков, ключей зажигания, брелоков от противоугонных систем;

8. хищение, утеря или повреждение государственного регистрационного номера;

9. утеря (повреждение) багажа и перевозимого груза;

10. угон или хищение транспортного средства, если страхователем не предоставлены регистрационные документы и комплект ключей зажигания, кроме случаев изъятия их компетентными органами;

11. угон или хищение транспортного средства или отдельных частей транспортного средства, не имеющего противоугонной маркировки (наносится по направлению страховщика), либо отсутствие в базе данных Министерства внутренних дел Республики Беларусь промаркированного транспортного средства при наличии направления страховщика;

12. повреждение легкового автомобиля (за исключением пикапов и грузо-пассажирских автомобилей) в процессе перевозки грузов или его загрузки;

13. повреждение или хищение застрахованной магнитолы со съемной передней панелью, если передняя панель была оставлена в транспортном средстве;

14. попадание во внутренние полости механизмов посторонних предметов и веществ (гидроудар) во время эксплуатации транспортного средства, если при этом не имеется внешних повреждений данных деталей, за исключением повреждения в результате стихийных бедствий;

15. гибель или повреждения, полученные при эксплуатации легкового автомобиля, переданного в прокат или аренду, либо использования в качестве такси, если это не указано в заявлении о страховании;

16. невозврат застрахованного транспортного средства, переданного по договору проката (аренды и т.п.);

17. гибель или хищение дополнительного оборудования или частей транспортного средства, если они не были установлены надлежащим образом;

Статья в тему:  Как озонатор может помочь продезинфицировать автомобиль, квартиру и дом

18. поломка транспортного средства, если она не является результатом ДТП или аварии;

19. повреждение деталей электрооборудования транспортного средства, за исключением повреждения в результате ДТП, пожара либо повреждения животными;

20. повреждение транспортного средства в результате буксировки при помощи гибкой сцепки;

21. хищение ящика с инструментами или запасного колеса;

22. повреждение транспортного средства в результате перевозки животных или оставления животных в транспортном средстве (за исключением перевозки животных грузовыми транспортными средствами, предназначенными для этих целей);

23. повреждение транспортного средства, используемого в качестве такси, по причине неудовлетворительного состояния дороги, не подтвержденное документами из компетентных органов.

Ущерб, который не подлежит возмещению

В случае повреждения транспортного средства не возмещается ущерб, который причинен в результате следующих событий:

1. в результате несоблюдения правил эксплуатации транспортного средства, установленных заводом-изготовителем или использование его не по назначению;

2. в результате курения в салоне или неосторожного обращения с огнем и легковоспламеняющимися средствами;

3. в результате погрузки или перевозки горючих или взрывчатых веществ в не предназначенном для этих целей транспортном средстве;

4. при управлении транспортным средством лицом, не имеющим право управления транспортным средством соответствующей категории; в состоянии алкогольного опьянения; под воздействием наркотических и медикаментозных препаратов, применение которых не рекомендовано или противопоказано при управлении транспортным средством, а также в случае отказа от медицинского освидетельствования после дорожно-транспортного происшествия.

Также не признается страховым случаем, если лицо, управлявшее транспортным средством, употребляло алкогольные напитки, наркотические средства или другие одурманивающие вещества после совершения ДТП до прохождения освидетельствования или оставило место ДТП;

5. во время использования транспортного средства в соревнованиях;

6. во время использования транспортного средства в целях обучения вождению (для физических лиц);

7. при эксплуатации технически неисправного транспортного средства (при которых запрещается его участие в дорожном движении, определенном Правилами дорожного движения Республики Беларусь);

8. в результате погрузки или перевозки транспортного средства, за исключением случаев эвакуации с места события, которое в последствии может быть рассмотрено как страховой случай;

9. при эксплуатации транспортного средства, не прошедшего в установленном порядке очередной технический осмотр, если это привело к ДТП (выявлена причинно-следственная связь);

10. в процессе принудительной эвакуации либо буксировки;

11. если заявление об ущербе подано по истечении 3-х рабочих дней со дня наступления события и к моменту обращения договор страхования прекращен (применяется в отношении событий, не подтвержденных документами компетентных органов);

Статья в тему:  Самые мощные полицейские автомобили в мире

12. ущерб, вызван некачественным ремонтом, техническим обслуживанием или недостаточным креплением (фиксацией) деталей транспортного средства;

13. ущерб, произошел в результате необеспечения сохранности транспортного средства, выраженного в незакрытии окон, дверей или люка.

Угон с регистрацией

Такое решение принял Верховный суд. Примечательно, что в этом решении он, по сути, разрешил страховщикам предусматривать разные риски угона. Например, риск угона машины с документами и без документов. Ранее практика у судов была несколько иной. Но обо всем по порядку.

Некая Бондаренко застраховала свой Datsun On-Do по риску «Угон без документов и ключей». По всей видимости, решила сэкономить. Ведь пакет страховки с таким риском стоил чуть менее 16 тысяч рублей. У страховой компании было предложение по страхованию риска «Угон с документами и ключами». Но стоил гораздо дороже — почти 37 тысяч рублей. И вот незадача — через четыре месяца машину угоняют. И, как назло, вместе с документами. Неизвестно, почему она хранила документы в машине, но факт остается фактом: в страховую компанию она передала все необходимые документы, кроме свидетельства о регистрации машины. Страховщик отказал ей в выплате, указав, что событие — не страховой случай по риску «Угон без документов и ключей».

Тогда Бондаренко обратилась в суд. И суд первой инстанции указал, что законом не предусмотрено такого основания для освобождения страховщика от выплаты, как оставление в машине свидетельства о регистрации. А потому это не может служить основанием для отказа в выплате. При этом суд сослался на пункт 32 постановления Пленума ВС от 27 июня 2013 года №20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан». Согласно ему оставление в транспортном средстве по неосторожности регистрационных документов не является основанием для освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения.

Суд частично удовлетворил требования Бондаренко и обязал компанию произвести выплату. Однако страховщик обжаловал это решение в апелляционной инстанции. Но там решение первой инстанции оставили в силе. Тогда страховщик обратился в Верховный суд. И Верховный суд не согласился с решением нижестоящих судов.

Он указал, что в соответствии с пунктом 32 уже упомянутого постановления Пленума ВС оставление по неосторожности документов в машине не освобождает страховщика от выплаты. Но только в том случае, уточнил ВС, если наступившее событие относится к риску, которое входит в страховое покрытие.

Статья в тему:  Бензиновые и дизельные автомобили полностью исчезнут к 2050 году

Но, как следует из страхового полиса, договор был заключен по риску «Угон без документов и ключей». И этот риск значительно дешевле, чем «Угон с документами и ключами». Таким образом Бондаренко самостоятельно выбрала условия договора страхования и заплатила соответствующую премию.

По правилам страхования, в этом случае непредоставление автовладельцем ключей или документов страховщику после наступления события, имеющего признаки страхового случая, рассматривается, как их оставление в машине. Кроме случаев, когда страхователь до наступления случая письменно сообщил об их утрате. Или когда они были похищены вместе с машиной в результате грабежа, сопряженного с разбоем.

Суды не учли, что исходя из принципа свободы договора страховщиком могут быть определены различные варианты перечня страховых случаев и соответствующий размер платы за них, что позволяет учесть интересы как страховщика, так и автомобилиста. Поэтому ВС вернул дело на новое рассмотрение.

Напомним, что до недавнего времени страховое мошенничество активно развивалось. В том числе благодаря судебным решениям по делам, в которые судьи не особенно вникали. Не столь давно за такое мошенничество были привлечены муж и жена, которые организовали следующую схему. Машина страхуется по каско. Через некоторое время она перегоняется в другой регион. Потом автовладелец заявляет в полицию об угоне и требует со страховой компании выплату. Машина уходит и с документами, и с ключами. Тот, кто ее якобы угнал, спокойно ее продает, ведь документы чистые. А в это время якобы пострадавший получает страховку. Семейству удалось провернуть несколько подобных махинаций. Машины страховались в разных компаниях, поэтому с ходу аферу было сложно выявить. И только благодаря службе безопасности одной из крупных страховых компаний аферу удалось раскрыть.

Примечательно, что подобным способом действовали и иностранные автовладельцы, сбывая нашим соотечественникам поддержанные машины в 90-х годах. Так что ничего нового в этой махинации нет.

Но было решение Пленума ВС, которое позволяло получить страховку в такой ситуации. Сейчас страховщики нашли способ себя обезопасить, разнообразив условия страхования тех или иных рисков. А Верховный суд этим решением их поддержал.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: