Какая древесина используется в автомобилях
Какая древесина используется в автомобилях
Какие конкретно виды дерева используются в отделке машин?
Дерево всегда было добропорядочным и полезным материалом отделки. Конечно, что сначала появления первых машин дерево прочно вошло в автомир в качестве главного материала при конструкции кузова, а также в качестве отделки интерьера.
Самое необычное, что кроме того спустя 100 лет, современные машины оснащаютсядревесными отделочными элементами интерьера. Но не все виды отделки деревом однообразны. В зависимости от модели и марки автомобиля, интерьер возможно отделан красным деревом либо вторыми видами полезных пород древесины.
Давайте определим, какие конкретно породы древесины возможно отыскать в современных машинах.
1) Ясень
Самые первые модели самолетов были выстроены из ясеня, поскольку древесина этого растения весьма прочная, но одновременно легкая. Кроме этого ясень эластичен. Как раз исходя из этого луки и бейсбольные биты кроме этого сделаны из данной древесины.
Смотрите кроме этого: Десять самых нелепых дизайнерских ответов в машинах
Первые модели машин в автопромышленности кроме этого имели древесный каркас кузова из ясеня. К примеру, компания Morgan Motor, оснащал ранние собственные машины древесными элементами из ясеня, каковые имели возможность сгибаться без повреждения под нагрузкой подвески.
На данный момент ясень в автопромышленности употребляется лишь в качестве отделки интерьера. Действительно, не частенько.
2) Красное дерево
Красное дерево это весьма полезная порода древесины, которая уже продолжительное время используется для рабочих помещений и отделки домашних, и для отделки шикарных интерьеров люксовых машин. Отчего же данный материал стал популярным в автопромышленности среди производителей эксклюзивных машин?
Все дело в его страно прекрасном рубиновом уникальной структуре и цвете волокон древесины. Любопытно, что чем старше древесина красного дерева, тем глубже будет прослеживаться рубиновой оттенок.
Помимо этого, красное дерево прочный материал и устойчивый к гнили.
Красное дерево весьма ценится столярными и плотниками мастерскими, за счет того, что эта порода древесины легко держит форму. К примеру, красным деревом на данный момент возможно в качестве опции отделан интерьер Porsche Cayman.
3) Сапеле
Дерево Сапеле (Сапелли) родом из Центральной и Западной Африки. Это самая популярная древесина для дорогой музыкальных инструментов и мебели. Внешний вид Сапеле напоминает красное дерево.
Отличительной изюминкой Сапеле есть однородная определённый волокон рисунок и структура древесины на срезе, что страно сияет естественным образом.
Значительно чаще данный вид породы древесины употребляется дизайнерами компании Cadillac, каковые в буквальном смысле являются фанатами Сапеле. Компания предлагает отделку собственных машин данной породой дерева в двух стилях: Nutella и Raven.
Кроме этого обратили внимание на Сапеле и Японские дизайнеры, каковые применяли эту древесину при отделке салона Lexus RX 2016 года выпуска.
Действительно, дизайнеры компании Lexus сперва отбеливают Сапеле, а уже после этого окрашивают древесину с серый цвет, придавая ему более красивый внешний вид, дабы древесина смотрелась еще богаче.
4) Бамбук
Бамбук есть одним из самый скоро растущих растений на Земле. Так, к примеру некая разновидность бамбука растет со скоростью 90 сантиметров в сутки.
Бамбук один из самых легко пополняемых натуральных дешёвых материалов в мире. Благодаря собственному неповторимому бежевому цвету, бамбук прекрасно может дополнить любой чёрный интерьер. При попадании броского света на бамбук текстура этого растения может напоминать матовый алюминий.
Компания Lexus довольно часто применяет бамбук для отделки интерьеров собственных современных машин.
В большинстве случаев дизайнеры Lexus оснащают интерьер ярким бамбуком. Но, к примеру компания BMW предпочитает применять бамбук, окрашенный в чёрный и блестящий цвет.
Помимо этого, бамбук один из самых легких материалов, что актуально для производителей машин, потому, что сейчас, в борьбе за экономичность, понижение веса машин стало значительно актуальней. Так как из года в год снижать потребление горючего делается все сложнее и сложнее.
В отечественные экономия каких-то граммов в весе автомобиля уже достижение. Как раз исходя из этого в автомобильные компании полюбили применять бамбук в качестве отделочного материала интерьера.
Вторичная переработанная древесина (Reclaimed Wood)
Сейчас у дизайнеров, архитекторов и столяров стало актуальным применять ветхую древесину для прекрасных изделий либо отделочных материалов. К примеру, многие мировые дизайнеры готовы отправиться за ветхой древесиной, амбарной доской либо антикварной древесиной хоть куда макар телят не гонял.
Так что многие дизайнеры мира готовы отправиться в болота Новой Зеландии, дабы отыскать многовековую древесину, срубленную столетия назад. Либо готовы в любой время лететь в Венецию, в отыскивании ветхих стыковых столбов.
Смотрите кроме этого: Девять нехороших автомобильных недочётов конструкции машин
Эта мода на ветхую древесину, которую в последующем по окончании вторичной переработки превращают в неповторимые изделия и дорогостоящие отделочные материалы, пришла и в автопромышленность.
Особенно популярна вторичная ветхая древесина при изготовлении концепт-каров и шикарных дорогостоящих машин, где отделка интерьера должна быть отличной и эксклюзивной.
Дело в том, что при применении не ветхого дерева никакие технологии не смогут повторить неповторимую текстуру ветхой древесины, которая продолжительное время медлительно старела и получала собственный неповторимый внешний вид. Этот вид и придает ветхой древесине полезный винтажный стиль.
К примеру, сравнительно не так давно компания RAM начала предлагать за дополнительную плату эксклюзивную отделку салона винтажным деревом.
1) Грецкий орех
Компания Rolls-Royce говорит, что для отделки одного автомобиля древесина употребляется лишь одного дерева. Это нужно дабы цвет и текстура древесины совпадал со всеми элементами интерьера. Традиционно в машинах Rolls-Royce употребляется довольно много дерева.
Для этого употребляется миллиметровый толщины древесный шпон из грецкого ореха, что вырезается вручную, совмещается и склеивается совместно. На изготовления одной подробности шпона нужно около 30 дней.
Грецкий орех в качестве отделочного материала салона машин Rolls-Royce употребляется уже на протяжении многих лет. Но, однако, по заказу клиента автомобиль возможно отделан любой породой древесины.
К примеру в модели Rolls-Royce Ghost Majestic Horse Edition 2014 года дизайнеры компании применяли пара видов полезных пород древесины: Американский орех, клен, мореный Дуб, фигурные элементы их дерева Анегри и Красное дерево.
Породы древесины . ТиП СС
А знаете ли Вы? (Автомобили из дерева)
…А если серьёзно, то дерево применялось в наружной отделке автомобилей. Были кузова, деревянная конструкция которых не скрывалась, а была выставлена напоказ.
До конца 30-х годов кузова автомобилей имели деревянные каркасы. Их изготовление было делом весьма трудоемким. И все же мастера-кароццери сумели создать поистине прекрасные формы. Они были настоящими художниками. Но отреставрировать такой кузов ох как непросто. Ведь каждый брусок каркаса – собственной, как правило, криволинейной формы. То есть, дерево надо гнуть, а для этого его нужно размачивать, распаривать… Заготовки лучше подбирать с естественным изгибом волокон и тесать топором, чтобы сохранить их направление. А ещё дерево нужно морить, чтобы не гнило. Эти секреты пришлось постигать Александру Алексеевичу Ломакову, когда он восстанавливал, можно сказать, из ничего, кузов Mercedes 540К. И овладел он ими, надо сказать, в совершенстве. Он посвятил этому всю жизнь, в то время как прочие советские граждане гонялись за дублёнками и магнитофонами.
Дерево применялось и в наружной отделке. Были кузова, деревянная конструкция которых не скрывалась, а была выставлена напоказ. Это были, к примеру, торпедо типа Normandie. В основном же подобным образом выполнялись грузопассажирские кузова, причём считались они весьма престижными и ставились на шасси таких марок, как Rolls-Royce, Daimler и Napier. Не случайно английское название такого кузова – estate, то есть «поместье, загородная усадьба». Утилитарная разновидность называлась commercial и выглядела гораздо проще. У дорогих машин, естественно, выставленный напоказ деревянный каркас был тщательно отлакирован. Смотрелось это красиво. Такие кузова были распространены в Америке. Причем если до войны такие машины были транспортом для фермеров, то после войны ездить на них считалось особым шиком. Им давали красивые названия, например, Adventurer или Invincible («Непобедимый»), выпускавшиеся компанией De Soto.
Кроме универсалов (station wagon), были деревянные кабриолеты и country-sedans, как правило, с наружным противосолнечным козырьком и багажной решёткой из деревянных планок. Машины эти известны как woodies. Это слово не переводится как «деревянные» или «деревяшки», оно появилось в разговорной речи калифорнийских сёрферов начала 60-х, фанатов группы Beach Boys. Такие машины выпускались в крайне небольшом количестве, их покупатели являли собой малочисленную специфическую группу, и в условиях роста продаж и, соответственно, совершенствования технологий и производственных мощностей, им не нашлось места в производственной программе. Но вплоть до 90-х годов американские универсалы имели декор боковин «woodie-style».
Бентли с кузовом красного дерева.
Кузовные дома Barker и Labourdette в 20-30-е годы строили из дерева стильные кузова в форме лодки. У некоего индийского магараджи был Bentley с таким кузовом и капотом из алюминия, отполированного до зеркального блеска. Шикарно!
После войны дерево вышло из употребления при изготовлении кузовов. А деревянные рамы были большой редкостью уже в конце 20-х. Одной из последних от них отказалась фирма Franclin. Впрочем, современный Morgan Aero8 имеет кузов на каркасе из английского ясеня, при том, что установлен этот кузов на шасси-монокок, склеенное из алюминиевых панелей. Morgan – ярчайший пример истинно английского консерватизма. Прекрасным ясеневым рощам вырубка не грозит, во-первых, потому, что каждый день со стапеля сходит не больше одного Morgan, а во-вторых, потому, что Morgan не только спиливает ясени, но и тут же сажает новые.
А Джем Марш и Фрэнк Костин применили на своих автомобилях Marcos несущее основание, примерно такое же, как на Jaguar E-type, но выполненное из авиационной фанеры. Джем Марш весьма успешно выступал на них в гонках.
Дерево, особенно ценной породы – благородный материал и с успехом используется в отделке автомобильных салонов. Однако не всякому автомобилю дерево к лицу. В салоне Mitsubishi Pajero дерево смотрится просто дико, хотя там применен натуральный шпон. Дело в том, что дизайн интерьера Pajero второго поколения разрабатывался в конце 80-х в духе новейших на то время тенденций, и дерево в нем не было предусмотрено вообще. Ну а пластик «под дерево» в салонах корейских машин смотрится просто пошло.
Натуральное дерево – принадлежность элитных, классических автомобилей. В салоне Jaguar Mkll тщательно изготовленные деревянные панели смотрятся отменно. Поражает своей роскошью салон «Аденауэра» – Mercedes 300 50-х годов, сравнимый с гостиной аристократического особняка. Салон Mercedes 600 Pullman выглядит гораздо строже, но дерева там не меньше. Им отделаны панели с кнопками управления приводами стёкол, сидений и люка в крыше, рамки окон и, конечно же, бар с хрусталём авторской работы. Трудно представить себе Rolls-Royce без традиционной отделки двумя сортами ореха. А в салоне Bentley право заменить дерево имеет только полированный алюминий. В интерьере Ferrari никогда не было дерева. Имидж этих машин – скорость, ничего лишнего. Исключение может составить лишь руль Nardi с ободом красного дерева. Но вообще-то такой руль не очень удобен при быстрой езде – проскальзывает в руках. Если вы решите совершить прогулку на Jaguar или Austin-Healey с деревянным рулем, раздобудьте перчатки соответствующего фасона, закрывающие пальцы.
Рассказ о дереве и его роли в автомобилестроении подходит к концу. Из дерева делали рамы, колёса, каркасы и панели кузовов, каркасы кабриолетных тентов и багажные решетки. Впоследствии оно стало использоваться лишь при отделке салона и используется сейчас, потому что это красиво. В своё время некий слесарь автосервиса раздобывал водку, держа пари, есть ли дерево в «Жигулях». Он получал свой литр, подняв заднюю полку салона, под которой обнаруживалась пара деревянных клинышков. А «деревянный автомобиль» в наше время – чудачество. Недавно на одном из автошоу среди всяких автодиковинок присутствовал автомобиль с мотором мощностью около 800 сил, семиметровый кузов которого был выдолблен вручную из махагона. А один американец снял кузов со своего старенького пикапа и поставил вместо него другой, типа родстер, в стиле 20-х годов, который сам смастерил из фанеры. Но получить разрешение дорожной полиции штата на эксплуатацию своего детища, названного гордым именем «Лумбергини», ему не удалось.
Работа некоего американского краснодеревщика.
Дерево в салоне автомобиля: особенности использования
Может показаться, что из-за того, что дерево хорошо горит, ему не место в автомобилестроении. Тем не менее, есть ряд автопроизводителей, которые имеют многолетнюю традицию использования древесины как материала отделки салона. Morgan, например, тот и вовсе деревянные кузова делает.
Дерево отлично подходит для строительства домов. На сайте domabrusom.ru можно посмотреть совершенно шедевральные вещи из бревен. Что касается автомобилестроения, то сегодня оно используется, прежде всего, как декорация, причем дорогая.
Автомобильные дизайнеры любят применять дерево в интерьере и даже для концептов. В салоне авто премиум класса зачастую встречаются деревянные вставки из экзотических и ценных пород дерева, это и делает такие машины элитарными.
В ретро-автомобилях также встречаются детали из натурального дерева. За счет отделки салона транспортное средство можно сделать креативным, современным и особенным, даже произведением искусства, это способ самовыражения дизайнеров.
Деревянные вставки присутствуют обычно в рулевом колесе, передней панели, дверях и даже на поверхности коробки передач. Деревянный интерьер относится к одному из сложных видов тюнинга, с точки зрения технологии, но при этом является и самым эстетичным дизайнерским трендом.
Выделяют 2 вида отделки деревом — это имитация под дерево и натуральное дерево. Имитация под дорогую породу древесины стоит недорого и в работе не сложна. Берут пленку и покрывают ее каждую отдельную деталь, после, если применялась аквапечать, наносят лак на поверхность. Один из видов пленки для таких работ — карбоновая. Она дорогая и не точно повторяет рисунок древесины. Ее приклеивают с помощью строительного фена.
Отделка интерьера автомобиля натуральной древесиной — более сложный вид работ, кропотливый, но это красиво, экологично и, конечно, того стоит. Декоративные деревянные накладки на детали салона используются как более простой способ отделки — их прикрепляют клипсами на поверхность консоли. Покрытие отдельных элементов тонким слоем прочной древесины ценных пород — более сложный процесс, требующий специальных навыков и особой технологии.
Среди используемых в автомобилестроении пород древесины — орех, карельская береза, сапеле, палисандр, амарант и другие. Текстуру и цвет можно подобрать под характер владельца.
Отделка натуральным деревом — это респектабельное, элитарное, дорогое высококачественное оформление, подчеркивающее статус владельца; это топовый, уникальный премиум дизайн, который благодаря богатой и разнообразной фактуре древесного покрытия выглядит потрясающе, ярко, темпераментно.
Иногда это классический шик, иногда — экзотический теплый интерьер, но всегда деревянные детали освежают салон авто, выглядят дорого и стильно.
Какая древесина используется в автомобилях
Какие виды дерева применяются в отделке автомобилей.
Дерево всегда было благородным и ценным материалом отделки. Естественно, что с самого начала появления первых автомобилей дерево прочно вошло в автомир в качестве основного материала при конструировании кузова, а также в качестве отделки интерьера.
Самое удивительное здесь это то, что даже спустя 100 лет после становления автомобилестроения в современных автомобилях элементы интерьера по-прежнему продолжают отделываться ценными породами дерева. Но не все виды отделки деревом салона машины одинаковы. Все зависит от марки и модели автомобиля, тде интерьер может быть отделан красным деревом или другими видами ценных пород древесины. Давайте уважаемые друзья вместе узнаем, какие-же породы древа в настоящее время можно найти в современных автомобилях.
1) Ясень
А знаете ли вы, что самые первые модели самолетов были построены из ясеня, так как древесина этого дерева очень прочная и одновременно легкая. Также, ясень сам по-себе эластичен. Именно поэтому луки и бейсбольные биты делают из этой древесины.
Первые автомобили в автопромышленности также имели деревянный кузов изготовленный из ясеня. Например, компания «Morgan Motor» оснащала свои первые автомобили деревянными элементами из ясеня, которые могли сгибаться без особого повреждения под той-же нагрузкой подвески.
В настоящий момент ясень в автопромышленности используется только в качестве отделки интерьера. Правда это встретишь не так часто.
2) Красное дерево
Красное дерево — очень ценная порода древесины, которая долгое уже время применяется при отделки домашних и рабочих помещений, а вместе с тем и для отделки роскошных интерьеров многих люксовых автомобилей. Почему же этот материал стал таким популярным в самой автопромышленности и в основном среди производителей эксклюзивных автомобилей? Отвечаем.
А дело все в его удивительно красивом рубиновом цвете и в уникальной структуре волокон древесины. Примечательно здесь другое, а именно, чем старше древесина красного дерева, тем глубже будет прослеживаться ее рубиновой оттенок.
Кроме того, красное дерево достаточно прочный материал, который устойчив против гнили.
Особенно красное дерево ценится у столяров и плотников в столярных мастерских, и все благодаря одному своему свойству, а именно, эта порода древесины легко держит заданную форму. Например, красным деревом в настоящий момент может быть отделан (в качестве опции) интерьер автомобиля Porsche Cayman.
3) Сапеле
Дерево Сапеле (Сапелли) родом из Центральной и Западной Африки. Это самая популярная древесина для создания дорогой мебели и музыкальных инструментов. Внешний вид Сапеле напоминает красное дерево. Отличительной особенностью этого дерева является однородная структура волокон древесины и определенный рисунок на самом срезе, который удивительно сияет самым естественным образом.
Чаще всего этот вид породы древесины используется дизайнерами компании «Cadillac», которая в буквальном смысле слова является фанатом дерева Сапеле. Компания предлагает отделку своих автомобилей данной породой дерева в двух ее стилях: -«Nutella» и «Raven».
Обратили свое внимание на Сапеле также и Японские дизайнеры, которые стали использовать эту древесину при отделке салона автомобиля Lexus RX 2016 года выпуска.
Правда дизайнеры компании «Lexus» сначала отбеливают дерево Сапеле, а уж затем окрашивают древесину с серый цвет, придавая ему более изящный внешний вид. Делается это для того, чтобы древесина выглядела еще богаче.
4) Бамбук
Бамбук является одним из наиболее быстро растущих растений на Земле. Так например, некоторая его разновидность (бамбука) растет со скоростью 90 сантиметров в сутки.
Бамбук один из самых доступных и легко пополняемых натуральных материалов в мире. Благодаря своему уникальному бежевому цвету бамбук очень красиво может дополнить любой темный интерьер. При попадании яркого света на бамбук текстура этого растения может напоминать цвет матового алюминия.
Компания «Lexus» в наше время очень часто использует бамбук для отделки интерьеров своих современных автомобилей.
Обычно дизайнеры «Lexus» в интерьере автомобилей исплльзуют светлые тона бамбука. Но вот например, компания «BMW» предпочитает использовать бамбук, который окрашен в темный и блестящий цвета.
Кроме всего, бамбук является одним из самых легких материалов, что очень актуально для самих автопроизводителей, так как в последние годы в борьбе за экономичность снижение веса самого автомобилей стало куда актуальней, чем все остальное. Ведь с каждым годом снижать потребление топлива автомобилем становится все сложнее и сложнее.
В наши дни экономия каких-то граммов в весе автомобиля, это уже достижение. Именно поэтому многие автомобильные компании так полюбили использовать бамбук в качестве отделочного материала салона автомобиля.
Вторичная переработанная древесина (Reclaimed Wood)
В последние годы у многих дизайнеров, архитекторов и столяров стало очень модным создавать красивые изделия с использованием отделочных материалов. Вот например, многие мировые дизайнеры сегодня готовы отправиться за старой древесиной, за амбарной доской или за антикварной древесиной хоть на самый край света.
Таким образом многие дизайнеры мира готовы в настоящее время отправиться даже в болота Новой Зеландии, чтобы найти там многовековую древесину, которая была срублена не одно столетие назад. Или в любое время также готовы лететь в Венецию, в поисках старых стыковых столбов.
Эта мода на старую древесину пришла и в автопромышленность, которую после вторичной переработки превращают в последующем в уникальные изделия и в дорогостоящие отделочные материалы.
Особенно стала популярной вторичная старая древесина, которую используют при изготовлении концепт-каров или роскошных дорогостоящих автомобилей, где отделка интерьера должна быть высококачественной, на высшем уровне и эксклюзивной.
Дело тут вот в чем, а именно, при использовании не очень старого дерева никакие современные технологии не смогут повторить уникальную текстуру той старой древесины, которая долгое время медленно по-тихонечку старела и со временем приобретала свой неповторимый внешний вид. Именно этот самый вид и придает старой древесине ценный винтажный стиль при отделке интерьера.
Вот например, недавно компания «RAM2 стала предлагать за дополнительную плату эксклюзивную отделку салона машины винтажным деревом.
1) Грецкий орех
Компания «Rolls-Royce» утверждает, что для отделки одного автомобиля используется древесина только одного дерева. Это необходимо для того, чтобы текстура и цвет данной древесины максимально совпадал со всеми элементами интерьера. Традиционно и всегда в автомобилях Rolls-Royce используется очень много дерева.
Для этого берут миллиметровый толщины деревянный шпон из грецкого ореха и все вырезается вручную, далее совмещается и склеивается вместе. На изготовление одной детали из шпона необходимо около 30 дней.
Этот грецкий орех в качестве отделочного материала салонов автомобилей Rolls-Royce используется в течении уже многих десятилетий. Но тем не менее, по заказу самого клиента автомобиль может быть отделан и любой другой породой древесины.
Например, в модели Rolls-Royce Ghost «Majestic Horse Edition» 2014 года выпуска дизайнеры компании использовали несколько видов ценных пород древесины, а именно: Американский орех, клен, мореный Дуб, фигурные элементы их дерева Анегри и Красное дерево.
Три тополя на торпедо
Создать элитный интерьер в ансамбле с кожаной обивкой, «оживить» и индивидуализировать штампованный пластиковый салон – что может сравниться с деревом? Если только речь не идет о стиле «техно», то ничего лучшего, пожалуй, подобрать нельзя.
Отделка салона деревом
Достоинства дерева как материала прежде всего в природном происхождении и особом эстетизме. Неповторимая природная красота, когда рисунок (линии структуры) способен завораживать даже самых эстетически нечувствительных людей. Ценители же и вовсе утверждают, что на срез дерева благородных пород можно смотреть, как на огонь костра: перед глазами вроде бы все одно и то же, но при этом что-то непрерывно меняется, гипнотически притягивая взгляд.
Деревянная отделка всегда привносит в интерьер салона характерную атмосферу, которую можно назвать «уютной», «живой», «положительной энергетически», «умиротворяющей» – кому что ближе. Но какое-то хорошее, приятное влияние дерева однозначно ощущается практически всеми.
Ну и, наконец, отделка салона деревом – это всегда «респект». С одной стороны, выглядит солидно и не кричаще, в то же время – ценная порода дерева и авторская ручная работа видны всем.
Современные «эстетичные пластики», столь полюбившиеся конструкторам, – это, может быть, и хорошо, но дерево – определенно – уже «совсем другая тема». И тема эта, по нашим сведениям, вызывает интерес у многих автовладельцев: в наступившую ныне эпоху синтетики человек естественным образом тянется к натуральному, природному. Тем более что по финансам отделка деревом очень демократична – она может быть не только эксклюзивной, но и вполне доступной.
Впрочем, обо всем по порядку.
Дары природы
Но и это еще не все. Сейчас все более входит в моду такой материал, как искусственный (или восстановленный) шпон. Делается он так: древесину ценной породы измельчают в мелкие опилки, которые затем специальным образом окрашиваются и склеиваются в «бревно», с которого уже, как и с обычного бревна, срезается шпон. Так появляется возможность, не уходя далеко от естественности материала, получать невозможные в природе оттенки и фактуру – например, различные зеленые и синие цвета, геометрически правильные шахматные и лестничные рисунки.
Изюминка интерьера
Прежде всего, к этому материалу часто обращаются при глубоком интерьерном тюнинге, когда – в сочетании с кожаной обивкой – изготавливается салон «люкс»-класса. Очень широко применяется дерево и для «оживления» стандартных салонов, когда не осуществляется переделка и перелицовка всего интерьера, а просто вносятся отдельные штрихи в виде, например, «одетого» в дерево руля или рычага КПП. Как варианты при этом выступают и замена пластиковых имитаций на настоящее дерево, и смена цветового решения заводской отделки (например – со светлой на темную и наоборот), а также восстановление потерявших внешний вид деревянных элементов у машин с большим пробегом.
Говоря о дизайне с использованием деревянной отделки, надо отметить, что дерево в интерьере выступает в роли декоративного включения и используется в достаточно небольших объемах. Для салонов легковых автомобилей такими элементами, подлежащими отделке деревом, являются руль, рычаг КПП, дверные накладки и ручки, консоль, также делаются вставки и шпоновые накладки в торпедо, приборную панель и дверные стойки. Для больших внедорожников, минивэнов и микроавтобусов, когда создается интерьер в стиле «каюта» или «кабинет», дерево используется для отделки подлокотников и для изготовления различной «мебели» – откидных столиков, мини-баров, выдвижных ящиков и т. д. Однако практически нигде и никогда целиком в дерево салон не отделывают – иначе получится просто ящик. Этот материал в салоне смотрится как раз тогда, когда с ним особо не перебарщивают: его роль – быть именно «изюминкой» интерьера.
Вот тут и открывается вся прелесть дерева как материала – практически бесконечное число вариантов по цвету-фактуре и способности к обработке и принятию им любых форм. Возможности индивидуализации салона, таким образом, не сдерживаются ничем. Легко подобрать породу с нужным рисунком, придать любой оттенок – и такой консоли не будет больше ни у кого в мире. Руль можно сделать любого профиля – хоть гладкого, хоть с глубокими выемками и «площадками» под пальцы. Рычагу КПП можно придать самую сложную форму, украсить инкрустацией из дерева другой породы или металлическим вензелем, например с собственными инициалами. В целом, все, на что только способна фантазия, и все, что есть на выставках по искусству, – все можно применить и в салоне автомобиля.
В мастерской
Весь технологический цикл по отделке выглядит следующим образом. Деталь демонтируется и отправляется в мастерскую, где с нее удаляется прежнее покрытие – до металлической основы – или зачищается верхний слой, если элемент целиком пластиковый. Затем с подготовленной таким образом детали снимаются размеры, по которым изготавливается деревянная часть. Она фиксируется с помощью специального клея либо непосредственно на элемент, либо через подложку из тонкого алюминия. Последний вариант оказывается наилучшим (но не всегда возможен технически), поскольку он компенсирует разницу температурного расширения и различную реакцию на изменения влажности, которые имеют дерево и основа.
Кроме придания формы (размеров, конфигурации и т.п.) производится и обработка дерева. Сначала вырезанная по размеру деревянная часть шлифуется на специальных станках и вручную, при этом с дерева убираются все шероховатости и оно становится гладким. Затем деталь покрывается грунтовочным составом, который может быть бесцветным либо содержать колер, придающий дереву требуемый цвет. После этого ее просушивают в специальной камере и наносят лак (также либо бесцветный, либо содержащий краситель). Затем просушивают еще раз и полируют уже окончательно – на станке и вручную.
Что касается качества в результате всего процесса, то это зависит от нескольких факторов. Прежде всего – от качества собственно дерева, оно должно соответствовать всем нормам по влажности, плотности и наличию дефектов, а также материалов для обработки – грунтовок, лаков, клея. Большое значение имеет и использование хорошего современного оборудования для обработки – фрезерного, полировального, шлифовального станков, окрасочно-сушильного аппарата. Также необходимое условие – точное соблюдение всех нюансов технологии.
Но ключевой фактор качества – это профессионализм мастеров. Ведь любым, даже самым технически совершенным оборудованием надо элементарно уметь пользоваться, не говоря уже о способности сделать художественную резьбу или инкрустацию. Именно от мастера в итоге зависит добротность и эстетика изготовленной вещи. Например, для отделки большой поверхности – торпедо или консоли – важно красиво состыковать рисунок частей шпона, который должен «перетекать», выглядеть цельным – иначе такая отделка будет смотреться, как дощатый забор. При этом на светлом дереве важно уметь подогнать и максимально скрыть места стыковки – швы, что даже в самой простой детали сделать очень непросто. В целом, профессиональных тонкостей при работе с деревом очень много и все их мастер должен знать и учитывать.
Сколько стоит
Между тем в вариантах без особенных изысков цены оказываются самыми общедоступными. Например, отделка консоли шпоном карельской березы стоит в среднем $200 (100 за работу и примерно столько же за материал). Рычаг КПП в шлифованном исполнении обойдется от $15 до $60, и от $150 если форма необычная. Отделка руля подороже – от $250 до $1 тыс. и даже выше. За накладки на дверях возьмут $50-100. Кстати, интересно подчеркнуть такой момент – заказ оригинальной детали в среднем в 2-3 раза дороже.
Отметим, что верхней границы цены не существует – с деревом можно делать любые художественные проекты, самые технически сложные, за что, естественно, придется платить. Но, разумеется, и отделка в этом случае будет соответствующая – эксклюзив высшего уровня.