0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как определяется динамика разгона автомобиля, и как разгон влияет на расход топлива

Содержание

Влияет ли быстрый разгон на расход топлива: вот что говорит физика

Всем привет!
На днях попалась вот такая статейка, немного удивила- делитесь своими наблюдениями, очень интересно, у кого какое мнение

Влияет ли быстрый разгон на расход топлива: вот что говорит физика

Очень плавные старты ведут к избыточным тратам на горючее

Хотите экономить — не увлекайтесь скоростью. А вот ускоряться можно интенсивно, и вот почему
Хотите экономить — не увлекайтесь скоростью. А вот ускоряться можно интенсивно, и вот почему

Что такое экономичный стиль вождения? Медленные разгоны, низкие скорости и плавные торможения? Не всё из этого верно, например, вялые ускорения иногда приводят к перерасходу топлива.

Стереотип о пользе черепашьих разгонов особенно любят владельцы крупных машин: если видишь внедорожник, отползающий от светофора в темпе раненого ленивца, — владелец как пить дать экономит топливо. Или болтает по телефону. Но, как ни странно, очень плавный разгон не улучшает топливной экономичности. Если вы совсем далеки от физики, можете пропустить следующий параграф и перейти сразу к выводам.

Выше нагрузка — лучше КПД

При скорости 60 км/час автомобиль массой 1500 кг запасает 208 килоджоулей кинетической энергии: столько содержится в 4–5 граммах бензина. Будет ли разгон плавный или стремительный — итоговое количество энергии одинаково. Есть, правда, ещё сопротивление воздуха и прочие потери, но и они зависят от кривой разгона слабо (при одинаковой конечной скорости).

На деле всё чуть сложнее. Реально количество сгоревшего бензина ощутимо выше упомянутых 4–5 граммов, потому что КПД двигателя и трансмиссии далеки от 100%. Но парадокс в том, что чем сильнее вы жмёте на газ, тем выше эффективность мотора.

Статья в тему:  Концепткары на 2015 Чикаго автошоу

На графике показана зависимость удельного расхода топлива от частоты вращения и нагрузки на двигатель. Для конкретного мотора наименьший удельный расход достигается при частоте 2750 об/мин и 90-процентном нажатии на педаль газа — эта точка обозначена меткой «Оптимум». И даже если педаль утоплена полностью, удельный расход почти вдвое ниже, чем если вы едете с едва нажатой педалью.

Подчеркнём, что речь об относительных цифрах: то есть расходе на единицу вырабатываемой энергии — он измеряется в граммах на киловатт-час.

Почему так происходит? Причин несколько. Например, у бензиновых моторов закрытие дроссельной заслонки (малый газ) приводит к увеличению насосных потерь — то есть затрат на прокачку воздуха через дроссельный блок. У дизелей дросселя нет, но на экономичность всех моторов влияют механические потери (трение, привод агрегатов и т. п.), которые на малых нагрузках становятся доминирующими. В результате лучший КПД двигателя достигается на режимах больших нагрузок, когда педаль утоплена почти в пол. Парадоксально, но это так.

Вывод: разгоняйтесь в комфортном режиме

Говоря метафорически, двигатель на низких нагрузках похож на фирму, сотрудники которой скучают от безделья и получают свои оклады зазря. Чтобы они стали эффективнее, полезно сократить время их работы, но увеличить интенсивность.

По аналогии и разгон в тошнотворном режиме совсем не гарантирует снижения расхода топлива. Это доказано экспериментально, например, авторы вот этой научной работы сравнили расход топлива при ускорении до 100 км/час за 78, 58 и 20 секунд — самым невыгодным оказался самый медленный разгон, самым экономичным — наиболее интенсивный.

Естественно, речь не идёт о стритрейсерских ускорениях с дымом из-под колёс или езде с ненужными разгонами, за которыми сразу следуют торможения: такая манера ухудшает экономичность. Но в остальном можете разгоняться в темпе потока без угрызений совести.

Не грубите со скоростью

А вот что на расход топлива влияет — так это скорость, до которой вы разгоняетесь. Зависимость километрового расхода топлива от скорости близка к квадратичной, то есть очень крутая. Поэтому если хотите сэкономить, разгоняйтесь бодро, но выбирайте невысокие круизные скорости и высшие передачи. Кстати, чем дольше вы держите стабильную скорость — тем ниже средний расход топлива, что хорошо видно при включении круиз-контроля.

Используйте торможения двигателем

У автомобилей с механическими коробками и «роботами» экономить помогают торможения двигателем. Когда вы отпускаете газ при включённой передаче, компьютер отключает топливоподачу — двигатель вращается за счёт инерции самого автомобиля. Тормозить мотором можно, если, например, далеко впереди зажёгся на светофоре красный.

Статья в тему:  Динозавры на автомобильном рынке: легендарные автомобили, которые еще выпускаются

Безопасность важнее экономичности

Но размышления об экономичности не должны идти вразрез с безопасностью. Не нужно ехать с необоснованно низкой скоростью или тормозить двигателем там, где это создаёт неудобство другим.

Впрочем, способные водители умеют экономить топливо и без компромиссов для безопасности. И вялые разгоны для этого совсем не нужны.

Как определяется динамика разгона автомобиля, и как разгон влияет на расход топлива

Вот как официально измеряется разгон автомобиля с 0-100 км/час.

Вы смотрите на технические характеристики автомобиля перед покупкой? На что вы в первую очередь обращаете внимание? Конечно, большинство из нас после стоимости авто интересует динамика разгона машины и ее расход топлива. Но задумывались ли вы, как происходят замеры динамики автомобиля при разгоне с 0 до 100 км/ч? Как вы считаете, реальны ли цифры, указанные в технической спецификации на автомобиль? Давайте разбираться.

Каждый автопроизводитель, перед тем как запустить автомобиль в серию, проводит множество различных тестов, с помощью которых проверяет его на надежность, качество и безопасность. В случае выявления каких-то проблем инженеры вносят изменения в устройство машины. Далее перед самым серийным производством автомобили проходят тестирование для составления технических характеристик. Наибольший интерес, конечно, представляют тесты, которые замеряют расход топлива того или иного автомобиля в городском режиме и при движении по шоссе.

Затем производитель вычисляет средний расход топлива. Также для полных данных технической спецификации каждый автомобиль проходит тесты, определяющие динамику машины при разгоне с 0-100 км/час. В некоторых случаях, например для спорткаров, автомобили проходят тесты на скорости 0-200 км/час и даже 0-300 км/час.

Как определяется динамика автомобиля, и как она связана с расходом топлива?

Как правило, динамику разгона в большинстве случаев определяет автопроизводитель во время специальных тестов. Обычно испытание на скорость разгона проходит на специальной динаметрической автодороге. Во время этого испытания тестируемый автомобиль проезжает определенную дистанцию, разгоняясь до 100 км/час. Сначала движение осуществляется в одну сторону, затем в другую.

Естественно, показатель динамики разгона зависит и от класса автомобиля, и от мощности двигателя. Не последнюю роль играет и тип коробки передач, которая передает крутящий момент на колеса. Также на скорость разгона автомобиля влияют аэродинамические характеристики кузова.

Итак, мощность двигателя в первую очередь влияет на максимальный крутящий момент (сила). И, как правило, чем больше мощность мотора, тем выше в нем крутящий момент. Таким образом, автомобили с более мощными двигателями более динамичные.

Статья в тему:  Ожидаемая премьера Kia Optima Hybrid на автосалоне в Чикаго 2014

Кстати, тип двигателя не влияет обычно на динамику разгона. То есть неважно, какой двигатель стоит под капотом вашего авто – дизель или бензин. Если мотор имеет большую мощность, то автомобиль будет более динамичным.

Что касаемо коробки передач, то раньше считалось, что механическая коробка передач быстрее автоматической передает крутящий момент от двигателя на колеса. Соответственно, раньше автомобили с МКПП разгонялись быстрее с 0-100 км/час.

Сегодня утверждать это нельзя. Дело в том, что современные автоматические или полуавтоматические трансмиссии – сложные электронные устройства, управляющиеся компьютером, который по реакции значительно опережает реакцию даже профессионального водителя. То есть современные АКПП быстрее переключают передачи, чем человек. Следовательно, многие новые автоматические трансмиссии опережают переключение передач в механических коробках.

Самыми быстрыми по разгону автомобилями, как правило, являются спорткары и различные люксовые седаны и внедорожники, которые зачастую комплектуются новейшими мощными моторами и сложными коробками передач. В основном в таких автомобилях мощность двигателей начинается от 200 л. с.

Особый класс автомобилей с мощными двигателями начинается с мощности 250 л. с. Правда, автомобили с такой мощностью подлежат немаленькому налогообложению. Например, ставка транспортного налога на автомобили мощностью более 250 л. с. самая высокая в стране. Но, как правило, тех, кто может себе позволить купить автомобиль мощностью 250 л. с., не особо волнует ставка транспортного налога. Ведь купить мощный люксовый автомобиль могут сегодня только состоятельные водители.

В большинстве своем автомобили мощностью более 250 л. с. имеют динамику разгона с 0-100 км/час в среднем от 4 до 7 секунд. Автомобили, которые разгоняются быстрее 4 секунд, имеют очень большую мощность и стоят огромных денег. В этом диапазоне разгона представлены в основном одни премиальные спорткары.

Что касаемо динамики разгона обычных автомобилей, которые массово используются большинством автолюбителей, то в среднем такие автомобили разгоняются с места до 100 км/час примерно от 9 до 11 секунд. В секундах это небольшая разница, если сравнивать с более дорогими премиальными автомобилями. Но на дороге это огромная разница. Хотя для среднестатистического движения в городе динамики разгона в 10 секунд вполне достаточно. Больше и не нужно.

А как насчет минивэнов и внедорожников? Какой разгон у этого типа автомобилей? Большинство внедорожников и минивэнов не отличаются какой-то особо быстрой динамикой. В целом у реальных недорогих внедорожников и минивэнов разгон достаточно спокойный. Средний диапазон разгона до «сотни» – 11-13 секунд. Но этому классу автомобилей этого вполне достаточно, поскольку они предназначены для неторопливой езды в городе. Для внедорожников важна не динамика разгона, а возможности на бездорожье, по которому зачастую нужно передвигаться на небольшой скорости.

Статья в тему:  Что нельзя делать зимой автомобилисту

Правда ли, что стоимость обслуживания мощных автомобилей дороже?

Да, это действительно так. Большинство мощных машин обходятся владельцам намного дороже, чем менее мощные авто. Все дело в том, что более мощные автомобили оснащаются более сложными по конструкции двигателями. Также более мощные машины оснащаются более сложной тормозной системой, усиленной подвеской, более дорогими колесными дисками и резиной.

И самое важное, что большинству мощных автомобилей требуется более совершенное, дорогое моторное масло. А самое плохое то, что на более дорогих мощных автомобилях техническое обслуживание рекомендуется проходить чаще, чем на обычных современных авто.

Как динамика разгона влияет на расход топлива?

Как правило, в основное время мы не вжимаем педаль газа в пол, для того чтобы тронуться с места со светофора. Но если вам необходимо разогнаться с места за минимальное количество времени, то необходимо с большей силой надавить на педаль газа. В этом случае машина начнет разгоняться динамичнее. Но, как говорится, в жизни за все нужно платить. Помните, что при максимально возможной для вашей машины динамике разгона вы расплатитесь рублем. Нет-нет, мы не о штрафах за превышение скорости. Речь идет о расходе топлива, который вырастает чуть ли не в 2 раза при быстром разгоне с места.

Самое интересное, что производители в своих технических характеристиках стараются не указывать расход топлива при динамичном разгоне автомобиля с 0-100 км/ч, скрывая этот показатель своими обычными спецификациями потребления топлива в городе, на шоссе и в смешанном цикле.

Как динамика разгона автомобиля влияет на безопасность?

Как ни странно, динамика разгона автомобиля напрямую влияет на безопасность. Знаете, почему? Все дело в том, что очень часто на дороге происходят аварии по причине того, что какой-то автомобиль не успел завершить маневр. Но почему многие водители не успевают завершить маневр на дороге? Например, обгон. Как раз причина – в динамике разгона машины. Просто многие водители в момент начала обгона часто ошибочно полагают, что успеют его завершить, но в итоге их самоуверенность играет с ними злую шутку.

Да, быстрая динамика разгона в современном мире требуется не часто. Особенно в городе. Но чем мощнее и динамичнее автомобиль, тем меньше рисков аварии из-за маневров на дороге. Особенно при обгоне.

Кстати, в современном мире большинство автопроизводителей предлагают нам более широкий выбор автомобилей. Сегодня вы можете выбрать одну и ту же модель, но с разными моторами. Естественно, чем меньше мощность мотора, тем дешевле будет стоить машина. То есть в наши дни производители предлагают нам одинаковые модели под разный размер кошелька и разные предпочтения автолюбителей.

Статья в тему:  Mercedes E-Class - лучшие представительские автомобили

Так что при покупке автомобиля думайте, что вам важнее: экономичность или мощность. Ведь чем меньше мощность машины, тем меньше она будет расходовать топлива. Но за это вы расплатитесь динамикой разгона. Советуем вам при выборе автомобиля учитывать свой стиль вождения. Если вы предпочитаете более динамичный стиль управления транспортным средством, то советуем брать машину помощней. Если для вас неважна динамика разгона с 0 до 100 км/час и для вас самый важный показатель авто – это потребление топлива, то тогда покупайте автомобиль с немощным мотором. Он не только обойдется вам дешевле, но и сэкономит деньги при обслуживании и при заправке на АЗС.

Факторы, от которых зависит разгон автомобиля

В характеристиках авто один из важный показателей — за сколько машина разгоняется до 100 км в час. Это показывает ее резвость, что особенно важно для тех, кто любит на всех порах стартовать со светофора. Так от чего зависит разгон автомобиля?

Что влияет на разгон?

Очевидно, что на тот факт, насколько быстро разгоняется авто, будет влиять прежде всего мощность мотора. Две машины, равных по весу, будут долетать до сотни в зависимости от того, сколько лошадок у них под капотом. Даже новичку понятно, что автомобиль с мотором в 82 лошадиных силы разгонится гораздо медленнее, чем спорткар с 250 лошадьми.

Еще один показатель, влияющий на резвость авто, — вес. Именно поэтому спорткары и особенно гоночные болиды производители облегчают, как только могут — чтобы быстрее стартовали и резво летели.

Конечно, на скорость разгона влияют и другие немаловажные факторы — например, аэродинамика, которой может похвастаться кузов, или тип коробки передач, или шины. А вот какой мотор, дизельный или бензиновый, для разгона неважно. В этом плане главное — мощность и крутящий момент.

За секунды — до сотни

Обычные бюджетные автомобили разгоняются от 9 до 12 секунд до сотни. Это вполне неплохие показатели. За 4–5 секунд разгоняются только спорткары за сотни тысяч долларов.

Например, «Солярис» разбегается до сотни за 10.3 секунды, это в самой быстрой, а значит в самой дорогой комплектации. Но цена за такого «корейца» приближается к миллиону рублей.

Самые быстрые отечественные бюджетные авто идут с приставкой Спорт — «Лада Гранта», «Калина». Они разгоняются до 100 кмч за 9.3 секунды. Но заплатить за такую народную машину придется больше 610 тысяч рублей. А есть еще «Калина NFR», мощная, спортивная, которая демонтирует примерно такую же резвость (9.2), но стоит уже 850 тысяч рублей. За эти деньги можно купить Фольцваген «Поло», который разгонится до сотни за 9 секунд.

Статья в тему:  Автоматический ремень безопасности спасает при попадании автомобиля в воду

«Ситроен C4» и «Шкода Октавия» могут показать на дороге резвость в 8 секунд до сотни. Но цены за этих скоростных «лошадок» перевалили за 1.1 млн рублей.

10 параметров, влияющих на расход топлива Вашего автомобиля

Каждый автомобилист так или иначе задумывается о расходе топлива своего автомобиля. Кто-то чаще, кто-то — реже. Пожалуй, лишь владельцы электромобилей не имеют таких мыслей. Хотя. Расход электроэнергии и запас хода на батарее никто не отменял — вещи взаимосвязанные. Несмотря на то, что заправка электричеством сейчас в разы дешевле, чем бензином или дизелем, а в некоторых случаях вообще бесплатна.

Но мы сегодня поговорим о параметрах, влияющих на расход топлива обычных легковушек с двигателями внутреннего сгорания, работающих на бензине, дизеле, газе.

Кто-то пытается найти единственную причину и устранить её — но это не совсем правильный подход. На расход топлива влияет множество факторов. Какие-то — в бОльшей степени, какие-то — в меньшей. И перечислять их все будет достаточно утомительным занятием. Остановимся на наиболее существенных.

Первый и самый очевидный фактор — исправность систем автомобиля . Современный автомобиль состоит из множества систем: двигатель, коробка передач, система охлаждения двигателя, система кондиционирования, различные системы безопасности, электронные помощники и т.д. и т.п. Неисправность некоторых систем, (не всех), может приводить к увеличению расхода топлива.

Стоит своевременно проводить техническое обслуживание своего автомобиля, с интервалом, указанным в сервисной книжке.

Второй параметр — масса автомобиля . Здесь всё просто: чем больше весит машина, тем тяжелее двигателю её перемещать и, соответственно, тем больше требуется топлива для езды.

Поэтому стоит следить за содержимым багажника и салона и все ненужные в дороге вещи оставлять дома.

Третье — это качество топлива . Неважно — бензин, дизель или газ — но его качество напрямую влияет на показатели расхода топлива вашей машины. Не стоит заправляться на подозрительных АЗС. Не стоит стесняться интересоваться сертификатами качества.

Кроме расхода качество топлива влияет и на тягу. Если вы чувствуете, что машина едет плохо, то, наверное, заправку стоит поменять. Я уже много лет заправляюсь на одной сети АЗС, избегая франшизных точек. И не знаю проблем, связанных с некачественным бензином.

Четвертый параметр в нашем списке — размер колёс . Да-да, и это влияет на расход топлива. Чем больше диаметр колёс, тем больше топлива потребуется для езды.

Здесь необходимо учитывать 2 момента. Во-первых, с увеличением диаметра диска растёт вес самого диска и шины, которая на него одета. А увеличение веса — это уже увеличение расхода топлива (см. параметр №2). Во-вторых, шины бОльшего диаметра как правило имеют бОльшую ширину. А бОльшая ширина — это бОльшее пятно контакта шины с поверхностью дороги и, как следствие, увеличение сопротивления качению колеса. Тем больше усилий придётся прилагать двигателю для движения авто, для чего потребуется больше топлива.

Статья в тему:  Гигантский портальный автобус из Китая оказался надувательством?

У большинства иномарок для старших комплектаций предлагаются колёса бОльших диаметров. Но никто не мешает вам заменить их на стандартные и сэкономить не только на топливе, но и на зимних шинах и услугах шиномонтажа. Какие размерности шин и дисков предусмотрены для вашего авто можно посмотреть на водительской стойке кузова. Только не стоит забывать, что при изменении диаметра колёс слегка меняется погрешность спидометра. Проверить её всегда можно при помощи любого навигатора.

Пятый параметр — марка и модель самих шин. Есть шины более экономичные и менее. Это примерно, как холодильники — есть более прожорливые, а есть менее. 🙂

В тестах покрышек, которые проводят крупные и не очень автоиздания, всегда анализируется и показатель экономичности, можно на них ориентироваться. Кроем того, часто на самой покрышке бывает наклейка с показателем экономичности: А++, А+, А, В и т.д.

Шестое — это работа на холостом ходу . Холостая работа двигателя потребляет топливо, но не прибавляет пробега, а только увеличивает расход топлива. Современные бензиновые двигатели не требуют прогрева. Даже в сильные морозы после 3-х минут работы двигателя на холостом ходу рекомендуется начинать не быстрое движение, в ходе которого двигатель прогреется гораздо быстрее. С дизелями сложнее и к ним рекомендуется применять автономные подогреватели.

Любая сигнализация с автозапуском или штатный дистанционный запуск двигателя или автономный подогреватель в любом случае будут увеличивать расход топлива. Поэтому пользоваться этими удобными функциями следует с умом и в случаях реальной необходимости. Для себя я вывел правило: включать автозапуск тогда, когда я начинаю одевать обувь. Пока я спущусь на лифте вниз и дойду от подъезда до машины, как раз пройдёт не менее 3-х минут. А в летний период вообще не использую эту функцию.

Седьмой параметр — наличие коротких поездок . Этот параметр напрямую связан с предыдущим. При заводе двигателя тратится определенное количество топлива на сам процесс заводки и первые минуты прогрева. Если после этого проехать короткое расстояние и заглушить двигатель, то удельный расход топлива окажется достаточно высоким.

Если мне нужно куда-то в радиусе 5 километров, и на улице нет ливня, метели или урагана, а у меня нет крупного багажа, то стараюсь на такие расстояние ходить пешком. Если есть дорога для пешеходов, конечно.

Статья в тему:  Сравнение двух детских автокресел - качественного и некачественного в краш-тесте

Восьмой параметр — наличие работающих потребителей электричества . Это очень широкий спектр штатных функций авто и дополнительных гаджетов: фары ближнего и дальнего света, противотуманные фары, освещение в салоне, вентилятор системы охлаждения/отопления салона, подогрев сидений и руля, кондиционер/климат-контроль, магнитола, смартфоны, навигаторы, антирадары и регистраторы, запитанные от прикуривателя/розетки/портов USB и т.д. и т.п. Все они потребляют электричество, вырабатываемое генератором, который работает от двигателя. Соответственно, тратится дополнительное топливо. Да, для питания каких-то гаджетов требуется совсем немного электричества, но так или иначе оно тратится и аукается на расходе бензина.

Не стоит включать противотуманные фары, когда нет тумана. В дневное время суток лучше ездить с дневными ходовыми огнями, а не с фарами ближнего света, (они менее мощные и потребляют меньше электричества). Не стоит оставлять включенными в розетки те гаджеты, которые не используются в данный момент.

Девятоечистота кузова автомобиля. Этот параметр особенно существенен на больших скоростях. Как говорится, аэродинамику никто не отменял. Наличие на кузове машины грязи, снега или льда ухудшает аэродинамику и увеличивает расход топлива.

Я в Казани стараюсь мыть авто раз в неделю. Летом иногда — раз в 2 недели. Ну а в межсезонье, когда на наших дорогах мокро и грязно — по 2 раза в неделю.

Десятый параметр, на котором я сегодня остановлюсь, — это стиль вождения . Пожалуй, это один из самых существенных моментов, влияющих на расход топлива. Стиль езды может быть агрессивным, (частые разгоны, торможения, перестроения), и тогда расход топлива будет высоким. Может быть спокойным, (без резких разгонов, движение на постоянной скорости, накатом и т. д.) и тогда расход топлива буде ниже. При езде по трассе сбросьте средний расход топлива на бортовом компьютере и попробуйте проехать не менее 50 километров, не превышая определённую скорость, (например, 90 км/ч). Засеките показания среднего расхода. Затем снова сбросьте и попробуйте проехать ещё 50 км с чуть большей скоростью, (например 100 км/ч), снова зафиксируйте расход, и так дальше. Таким образом, вы определите наиболее экономичную трассовую скорость для вашей машины. Она может быть разной в зависимости от модели авто.

Для моей машины с двухлитровым бензиновым двигателем и 6-ступенчатым классическим «автоматом» наибольшей экономичности на трассе можно добиться, если не разгоняться выше 80 км/ч. При такой езде расход можно «уложить» в 5 литров на 100 км. и даже чуть меньше. Если не превышать 100-110 км/ч, то расход будет выше на целый литр: 5,5-6 л./100 км. Ну при более быстрой езде он уже с лёгкостью перевалит за 6-7 литров на 100 км.

Статья в тему:  Ожидаемая премьера Chevrolet Silverado High Country на автосалоне в Нью-Йорке 2015

Теперь Вы знаете, как комплексно можно снизить расход топлива Вашей машины. И помните, что снижая расход бензина, Вы не только экономите Ваши деньги, но и сохраняете окружающую среду в более чистом виде, поскольку все двигатели внутреннего сгорания имеют загрязняющие природу выхлопы, которые тем объёмнее, чем больше топлива в них сгорает.

Влияет ли быстрый разгон на расход топлива: вот что говорит физика

Очень плавные старты ведут к избыточным тратам на горючее

Хотите экономить — не увлекайтесь скоростью. А вот ускоряться можно интенсивно, и вот почему

Фото: Артем Краснов

Что такое экономичный стиль вождения? Медленные разгоны, низкие скорости и плавные торможения? Не всё из этого верно, например, вялые ускорения иногда приводят к перерасходу топлива.

Стереотип о пользе черепашьих разгонов особенно любят владельцы крупных машин: если видишь внедорожник, отползающий от светофора в темпе раненого ленивца, владелец как пить дать экономит топливо. Или болтает по телефону. Но, как ни странно, очень плавный разгон не улучшает топливной экономичности. Если вы совсем далеки от физики, можете пропустить следующий параграф и перейти сразу к выводам.

Выше нагрузка — лучше КПД

При скорости 60 км/ч автомобиль массой 1500 кг запасает 208 килоджоулей кинетической энергии: столько содержится в 4-5 граммах бензина. Будет ли разгон плавным или стремительным — итоговое количество энергии одинаково. Есть, правда, ещё сопротивление воздуха и прочие потери, но и они зависят от кривой разгона слабо (при одинаковой конечной скорости).

На деле всё, конечно, чуть сложнее. Реальное количество сгоревшего бензина ощутимо выше упомянутых 4-5 граммов, потому что КПД двигателя и трансмиссии далеки от 100%. Но парадокс в том, что чем сильнее вы жмёте на газ, тем выше эффективность мотора.

На графике показана зависимость удельного расхода топлива от частоты вращения и нагрузки на двигатель. Для конкретного мотора наименьший удельный расход достигается при частоте 2750 об/мин и 90-процентном нажатии на педаль газа — эта точка обозначена меткой «Оптимум». И даже если педаль утоплена полностью, удельный расход почти вдвое ниже, чем если вы едете с едва нажатой педалью.

Подчеркнём, что речь об относительных цифрах: то есть расходе на единицу вырабатываемой энергии — он измеряется в граммах на киловатт-час.

Почему так происходит? Причин несколько. Например, у бензиновых моторов закрытие дроссельной заслонки (малый газ) приводит к увеличению насосных потерь, то есть затрат на прокачку воздуха через дроссельный блок. У дизелей дросселя нет, но на экономичность всех моторов влияют механические потери (трение, привод агрегатов и т. п.), которые на малых нагрузках становятся доминирующими. В результате лучший КПД двигателя достигается на режимах больших нагрузок, когда педаль утоплена почти в пол. Парадоксально, но это так.

Статья в тему:  Самые потрясающие автомобили 70-х годов

Вывод: разгоняйте в комфортном режиме

Говоря метафорично, двигатель на низких нагрузках похож на фирму, сотрудники которой скучают от безделья и получают свои оклады зазря. Чтобы они стали эффективнее, полезно сократить время их работы, но увеличить интенсивность.

По аналогии и разгон в тошнотворном режиме совсем не гарантирует снижения расхода топлива. Это доказано экспериментально, например, авторы вот этой научной работы сравнили расход топлива при ускорении до 100 км/ч за 78, 58 и 20 секунд — самым невыгодным оказался самый медленный разгон, самым экономичным — наиболее интенсивный.

Естественно, речь не идёт о стритрейсерских ускорениях с дымом из-под колёс или езде с ненужными разгонами, за которыми сразу следуют торможения — такая манера ухудшает экономичность. Но в остальном можете разгоняться в темпе потока без угрызений совести.

Не грубите со скоростью

А вот что на расход топлива влияет, так это скорость, до которой вы разгоняетесь. Зависимость километрового расхода топлива от скорости близка к квадратичной, то есть очень крутая. Поэтому если хотите сэкономить, разгоняйтесь бодро, но выбирайте невысокие круизные скорости и высшие передачи. Кстати, чем дольше вы держите стабильную скорость, тем ниже средний расход топлива, что хорошо видно при включении круиз-контроля.

Используйте торможения двигателем

У автомобилей с механическими коробками и «роботами» экономить помогают торможения двигателем. Когда вы отпускаете газ при включённой передаче, компьютер отключает топливоподачу — двигатель вращается за счёт инерции самого автомобиля. Тормозить мотором можно, если, например, далеко впереди зажёгся на светофоре красный.

Безопасность важнее экономичности

Но размышления об экономичности не должны идти вразрез с безопасностью. Не нужно ехать с необоснованно низкой скоростью или тормозить двигателем там, где это создаёт неудобство другим.

Впрочем, способные водители умеют экономить топливо и без компромиссов для безопасности. И вялые разгоны для этого совсем не нужны.

Мощность двигателя измеряется не только в киловаттах, но и в лошадиных силах — вот откуда пошла эта традиция.

А недавно мы разбирались, зачем опытные водители открывают зимой окна в машинах.

Знаете любопытный лайфхак, связанный с автомобилем? Ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте» и Facebook, а также во все мессенджеры по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector