Как часто автопроизводители меняют название моделей?
Автопроизводители меняют модельный ряд каждую пару лет, а рестайлинг случается чуть ли не ежегодно
Почему многие автомобили похожи друг на друга, и чем руководствуются дизайнеры, создавая новую модель?
Вы сможете с небольшого расстояния отличить друг от друга Audi Q2, Q5, Q7 или сколько их там ещё будет? А узнать, кто есть кто во внедорожной линейке Hyundai? Не беспокойтесь, в этом больше нет необходимости. Да и смысла, кажется, тоже нет.
В последние десятилетия жизненный цикл автомобиля по своей длительности начал вплотную приближаться к характеристикам категории электроники и даже одежды – они всё быстрее устаревают, да и меняют их теперь значительно чаще. Модельный ряд автопроизводителей обновляется каждую пару лет, а рестайлинг случается чуть ли не ежегодно. Причём раскручивают этот маховик сразу с двух сторон – и те, кто продаёт, и те, кто покупает. Именно поэтому сегодня по определению не существует такого понятия как «классический автомобиль». Вечные машины, поражающие гармоничной формой, неустаревающим обликом, всегда и везде собирают любопытные взгляды. Они не выгодны современному производителю и им, увы, не найти благодарного владельца. Естественно, речь не идёт об отдельных энтузиастах, клубах и прочих аномалиях. Поэтому рассказ о том, почему в современном дизайне преобладают близкие, если не одинаковые, решения, нужно начать с дирижёра всех рыночных процессов – маркетинга. Современный массовый автомобиль, будь то кроссовер, внедорожник или даже утилитарный пикап, с точки зрения маркетолога марки, должен хорошо продаваться и быть на острие привлекательности максимум два-три года. Затем его образ устаревает и надоедает, в итоге заставляя своего первого владельца расстаться с предметом недавнего восторга, заменив его новым, таким же недолгоиграющим хитом. Как автомобиль будет восприниматься дальше, автоиндустрии, по большому счёту, уже не важно. Свою главную задачу он выполнил – ускорил оборот средств, взяв их у наиболее лояльных к марке покупателей, готовых платить за новое. Примерно то же самое происходит и на техническом уровне, но сейчас мы говорим только о внешности.
Исключения, как всегда, есть – и они в мире престижных марок. Например, Cadillac, который можно упрекать в чём угодно, но только не в банальном и однообразном дизайне. Американцы, как никто другой, верны своим принципам построения угловатого кузова с зачастую слишком резкими гранями. Это и необычный подход к формообразованию, и беспроигрышная визитная карточка одновременно. К исключениям относится и Porsche, сохранивший своё лицо несмотря на десятилетия жесточайшей конкуренции в мире быстрых моторов. Понятно, что в массовом сегменте подобное невозможно. Да, в общем, наверное, никому и не нужно. Там царит рынок, остромодные течения и… тотальная экономия, потому что, с одной стороны, невысокая конечная стоимость – огромное конкурентное преимущество, а с другой, акционеры тоже должны чем-то кормить золотых рыбок в своих бассейнах. Так что слишком высокая цена глобальных дизайнерских разработок – ещё одна причина господства автомобилей-близнецов на наших дорогах. Раз уж сделали удачный эскиз, размножайте его во всех сегментах. Дёшево и красиво!
Впрочем, застойная эпоха одинаковых художественных решений, похоже, всё-таки проходит. Ещё пару лет назад мы мучительно пытались понять, в каком направлении будут двигаться дизайнеры во втором и третьем десятилетии ХХI века. Были предположения, что одним из них станет подражание классике. Её переосмысление, создание иллюзии великих и вечных форм. Увы, этого не случилось. Экономические приоритеты подмяли под себя эстетические, и мировой автомобильный дизайн пошёл по пути яркого самовыражения менее затратными средствами. Это разноцветные крупные элементы отделки, цветные покрышки, прозрачные внешние панели. Это вычурная светотехника, благодаря новым диодным технологиям покрывшая светоизлучающими матрицами большие детали кузова, боковые панели, части крыши. При помощи разноцветного свечения автомобиль теперь может демонстрировать настроение водителя, предупреждать окружающих о его состоянии и грядущем манёвре. Информационная составляющая автомобильного дизайна высока, как никогда. Внешность уже не ищет отклика на эстетическом уровне, она кричит и размахивает светящимися табличками.
В русле того же направления используется ещё один приём – мимикрия. Тема эта не нова, и в ходу как минимум полтора десятилетия. А в живой природе ей и вовсе миллионы лет. Первый этап выглядел так: самый обыкновенный кроссовер, чтобы лучше продаваться и достойно выглядеть, становился похожим на небольшой суперкар – обрастал аэродинамическими поверхностями, 18-дюймовыми низкопрофильными колёсами, урезал до узких амбразур боковые стёкла, прижимался к асфальту и так далее. Подобная трансформация в мире внедорожников применялась очень широко – от линейки полноприводных кроссоверов Mazda до Nissan Juke и Mini Countryman. Удивительно при этом, что по-настоящему быстрые машины с хорошо настроенной ходовой, те же BMW X5M или Jeep Grand Cherokee SRT8, выглядят иногда даже скромнее своих псевдоспортивных собратьев из мира кислотного молодёжного драйва. Кстати, Mini Countryman одновременно представляет ещё один вектор в дизайне. Лёгкий ретро-стиль, облачённый в абсолютно современные визуальные приёмы (оптика, большие панорамные стекла, хорошо проработанные аэродинамически поверхности). То самое направление в дизайне, которое могло бы прийти на смену армии однообразных машин. Так или иначе, есть ощущение, что будущее именно за неоклассикой, потому что большинство современных стилистических приёмов очевидно недолговечно.
Кстати, о развитии направления мимикрии, о подражании суперкарам как новом тренде дизайнерской мысли вы можете прочесть в материале профессора МГХПА им. Строганова Никиты Розанова «Праздник цвета» (стр.68). Мы же завершим рассказ ещё одним любопытным наблюдением. Непререкаемый законодатель внедорожной автомоды Land Rover, анонсировав было появление принципиально нового Defender, взял паузу неопределённой длины и отодвинул его демонстрацию на двадцатые годы. Наверное, в Солихалле решили, что лучше поработать над проектом лишние три-четыре года, чтобы выдать шедевр, который точно не будет сиюминутной остромодной штучкой. Ведь что такое несколько лет по сравнению с будущей полувековой славой?
Trax, Kalos, Korando — почему в России переименовывают иномарки
Как машину назовешь.
«Нейминг моделей под различные рынки, на которых определенный автомобиль планируется продавать, — это довольно важный и трудоемкий процесс. Ведь „как вы яхту назовете, так она и поплывет“, поэтому маркетологи стараются адаптировать названия моделей под особенности локальных рынков и языков, чтобы иметь популярность и высокие продажи на рынке. В целом, названия моделям даются с мыслью о том, чтобы они не вызывали негативных чувств у потенциальных покупателей, а также были легко произносимы», — рассуждает консультант-аналитик Frost & Sullivan Иван Кондратенко.
По словам руководителя направления исследований автомобильного рынка Kantar TNS Екатерины Адлер, на самом деле любое имя (будь то марка или модель автомобиля) несет в себе важную смысловую и эмоциональную нагрузку. Но если с марками история отдельная, как правило, уходящая истоками далеко в прошлое, когда названия давались либо по имени/фамилии владельца-основателя компании (например, Ford, Toyota), либо по географической привязке к месту нахождения завода (например, BMW — Bayerische Motoren Werke/Баварские моторные заводы, FIAT — Fabbrica Italiana Automobili Torino/Итальянская автомобильная фабрика в Турине), то названиями моделей производители уже стараются привлечь внимание, создать определенный имидж, выстроить какие-то ассоциации. Например, чтобы убедить покупателя в том, что с «железным другом» его не покинет чувство свободы, и он без проблем преодолеет суровые природные преграды и сможет забраться даже в самые труднопроходимые места, модели внедорожников носят такие названия как Highlander или Land Cruiser (Toyota), Freelander (Land Rover), TrailBlazer (Chevrolet). Другой пример хорошо показывает, как можно выстроить крепкую ассоциативную связь между маркой и ее моделями — последние несколько десятков лет автомобилям Volkswagen дают названия, взятые от имен ветров: Passat, Golf (от Гольфстрим), Bora, Scirocco, Jetta (Jet stream).
Все прозвища Соляриса
Как правило, мировые автопроизводители стараются разработать универсальные названия для своих глобальных моделей, однако учесть языковые и культурные особенности абсолютно всех стран, разумеется, удается далеко не всегда. В этих случаях автомобили получают новые имена, подходящие для конкретного рынка. Не стала исключением и наша страна, специально для которой зарубежные производители по разным причинам не раз переименовывали свои модели.
Пожалуй, наиболее известным примером стал Hyundai Solaris, оригинальное название которого — Accent. Однако в момент запуска новинки в России продавался седан Accent второго поколения, который продолжал выпускаться на «ТагАЗе» еще несколько лет. В самой компании Hyundai выбор нового названия, отличного от международного, связывают с особенностями позиционирования на рынке новой модели, призванной стать новым бестселлером бренда. В результате было проведено интернет-голосование, участники которого из пяти предложенных вариантов большинством голосов выбрали Solaris. Это название восходит к латинскому корню «sol», что означает «солнце». Любопытно, что с тех пор автомобили Solaris российского производства стали поставляться и на другие рынки, где модель вновь стала называться Акцентом. Кстати, в Китае и Индии она и вовсе продается под именем Verna, но здесь уже речь не идет о машинах российской сборки.
Как поясняет руководитель группы по связям с общественностью «Хендэ Мотор СНГ» Юлия Тихонравова, каждый дистрибьютор самостоятельно принимает решение о том, сохранить ли ему международное название или изменить, учитывая локальную специфику (благозвучность, историю продаж предыдущей модели, особенности позиционирования на рынке новой). Так, в странах ближнего зарубежья (Казахстан, Белоруссия, Украина) автомобиль вышел под названием Accent, чтобы подчеркнуть преемственность предыдущего поколения. В то же время на рынках Ближнего Востока (Египет, Тунис, Ливан), куда модель поставляется из России, было выбрано название Solaris.
А вот кроссовер под именем Creta присутствует не только на российском рынке — в компании решили сохранить международное название модели (в Китае тем не менее она все еще значится как ix25), которое берет свое начало от слова Crete (греческий остров Крит) и созвучно с английским «creative» (креативный).
Смесь русского с японским
Неоднозначно многими потребителями воспринимаются и названия разработанных для России автомобилей Datsun, в основе которых лежит японское слово DO, означающее «движение», а также «путь», как способ достижения чего-либо. Часть названия седана on-DO также созвучна русскому местоимению «он», что, по замыслу маркетологов Datsun, призвано подчеркнуть мужскую составляющую в характере автомобиля. Кроме того, в английском языке оба эти слова ассоциируются с позитивной динамикой. Хэтчбек получил имя mi-DO, где «mi» созвучно английскому слову «me» («мне», «меня») и отражает индивидуальность модели.
Как рассказали в пресс-службе Datsun, рассматривалось несколько различных концепций наименования этих моделей в России, в том числе и использование названий с других рынков. Однако в каждом регионе, где представлен этот японский бренд, продаются автомобили, предназначенные под требования именно этого рынка, они построены на разных платформах и имеют лишь ряд фамильных черт в дизайне. У Datsun нет ни одной глобальной модели, которая была бы представлена во всех странах присутствия бренда, поэтому наличие оригинальных названий в компании считают необходимым.
В свою очередь генеральный директор АвтоСпецЦентр Химки Григорий Калмин отмечает, что неблагозвучные или вызывающие неприятные ассоциации названия моделей могут стать серьезным препятствием для их успешных продаж в отдельной стране или регионе. Несмотря на то, что в России иногда встречаются неудачные примеры разработки названий моделей, такие как Datsun on-DO, не купить понравившийся автомобиль только потому, что его название ассоциируется с чем-то неприятным или неприличным, хотя сама модель подходит и по цене и по качеству, — не лучшее решение для заинтересованного в покупке автовладельца.
Трудности перевода
В большинстве же случаев автопроизводители все-таки меняют названия своих моделей в России, если они звучат или воспринимаются потребителями неоднозначно. Так, субкомпактный хэтчбек Daewoo Kalos в свое время появился на нашем рынке под именем Chevrolet Aveo, ведь очевидно, что греческое слово «калос» («красивый») вызывает у россиян ассоциации, далекие от прекрасного. Кроссовер Chevrolet Trax в России по понятным причинам был переименован в Tracker, хотя английское прочтение этого названия звучит более чем пристойно. К слову, в соседней Белоруссии, одним из официальных языков которой является русский, компактный кроссовер до сих пор продается под оригинальным названием. А вот популярный в Европе Renault Captur у нас переименовывать не стали, несмотря на то, что российский кроссовер построен на другой платформе. Но чтобы у россиян не было соблазна читать это название на кириллице, первую букву в нем заменили на «К». Похожая проблема с брендом Haval оказалась для китайцев неразрешимой, ведь в самой Поднебесной название этой марки звучит не иначе как «Хавал», причем с ударением на первый слог. Изменить название целой марки для отдельного рынка, разумеется, не представляется возможным, поэтому в российском офисе компании всеми силами пытаются приучить наших соотечественников произносить его на английский манер — «Хавейл».
По мнению аналитика IFC Markets Дмитрия Лукашова, неблагозвучное название действительно способно помешать продажам модели, и маркетологи поступают совершенно правильно, когда переименовывают их с учетом языка отдельных стран. «Однако иногда сложно сказать, чем они руководствуются. Например, в нашей стране неплохо продается автомобильчик Kia Picanto, а на корейском рынке эта модель называется Kia Morning. Возможно, маркетологи решили не использовать название Morning, что в переводе с английского означает „утро“, так как есть много русских поговорок типа „утро добрым не бывает“ и других, ассоциированных с утренним похмельем», — рассуждает эксперт.
Действительно, порой дистрибьюторы придумывают для автомобилей более выигрышные названия, чем они получили на домашнем рынке. Так, в Китае все модели Lifan носят цифровые обозначения, а у нас для них были разработаны имена собственные: Smily, Solano, MyWay. Стоит отметить недавнюю новинку от Lifan — первый бизнес-седан марки получил название Murman в честь ледокола «Мурманск», подобно которому он «прокладывает дорогу в представительский класс». А вот SsangYong отказался от гордого имени своего кроссовера Korando, которое представляет собой сокращение от фразы Korea Can Do («Корея умеет делать»), заменив его на уже раскрученный Actyon, как ранее назывались рамные внедорожники корейского бренда. Кроме того, известны случаи, когда автопроизводители были вынуждены переименовывать свои модели в России по причине занятых ниш. Например, Jeep Patriot в свое время продавался у нас под именем Liberty. Дело в том, что в нашей стране «Патриотом» называется внедорожник УАЗа, причем ульяновцы зарегистрировали права на это название в том числе и в латинской транскрипции.
Как отмечает директор, руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли в СНГ EY (Ernst & Young) Андрей Томышев, адаптация названия глобального продукта для локального рынка является элементом маркетинговой стратегии глобальных компаний не только в автомобильной отрасли, но и в других секторах, связанных с производством потребительских товаров. Для выбора успешного локального названия компании изучают общественное мнение и проводят маркетинговые исследования, которые позволяют выявить локальные предпочтения потребителей.
Почему Нива «не едет»?
Интересная судьба оказалась у названия седана Chevrolet Viva, который в свое время выпускался на GM-АВТОВАЗе. По сути это была Opel Astra T-3000 предыдущего поколения, однако на тольяттинском предприятии решили придумать ей новое название, созвучное уже выпускаемому внедорожнику Chevrolet Niva, что подчеркивало единство модельного ряда. «К тому же слово „Вива“ похоже по звучанию на „Виват“, а это хорошее пожелание для новой модели», — рассказывают в пресс-службе СП. Любопытно, что после того, как Chevrolet Viva была снята с производства, под именем Vauxhall Viva в Великобритании выпускался хэтчбек Chevrolet Spark/Opel Karl (в то время Vauxhall еще принадлежал американскому General Motors).
Ну и, конечно же, нельзя не вспомнить про марку Lada, которая своим происхождением обязана именно экспортным рынкам. Как известно, изначально вазовские автомобили назывались «Жигули», однако для покупателей за рубежом это название ассоциировалось с нелицеприятными словами «жиголо» или «альфонс» и к тому же было труднопроизносимым. В результате на Волжском автозаводе придумали экспортное название для своих машин — Lada, которое позже стало использоваться и в нашей стране. А вот известный на весь мир внедорожник Niva, оказывается, продавался под этим легендарным именем не везде. Так, в Эквадоре Ниву переименовали в Риву, а в Уругвае — в Диву.
«Скорее всего, название Niva вызвало бы у жителей этих испаноязычных стран не очень хорошие ассоциации, по аналогии со старой историей с Chevrolet Nova. В испанском языке „no va“ дословно означает „не едет“. Ni va на самом деле означает то же самое, так как частица „ni“ может переводиться как „не“. Поэтому автопроизводитель решил не рисковать и дать модели более благозвучное и нейтральное название», — комментирует Екатерина Адлер.
Фото: DepositPhotos и компании-производители
Trax, Kalos и другие модели машин, которые пришлось переименовать
МОСКВА, 27 мая — РИА Новости, Сергей Белоусов. Дизель-электрический ледокол, неприличные слова, занятые ниши и дачные проблемы — все это причины, по которым автопроизводители изменяли глобальное наименование некоторых моделей, а то и целых марок. РИА Новости вспоминает случаи, когда машины в России, словно православные при крещении, получали новые имена.
820-Murman
Самый свежий пример — Lifan Murman, продажи которого стартовали в России на этой неделе. У себя на родине, в Китае, седан получил простое цифровое обозначение 820. Аналогичным образом в Поднебесной именуются и другие легковые модели марки — хетчбэк 320, компактный седан 520, среднеразмерная четырехдверка 620 и так далее. Чем больше первая цифра, тем роскошнее и дороже модель, что логично. Но в нашей стране все эти машины получили имена собственные: 320 стал Smily, 620 превратился в Solano, а новый 820 оказался «Мурманом».
Своим названием Lifan Murman обязан ледоколу проекта 21900М «Мурманск», поступившему на службу в Северо-Западный бассейновый филиал «Росморпорта». Официальное сообщение гласит: «Murman является первым для компании автомобилем премиального сегмента, и он «прокладывает» дорогу в представительский класс». Ассоциацию с морскими судами можно также увидеть на логотипе китайской марки: три буквы L напоминают три парусные яхты.
Captur-Kaptur-Captur
Если набрать в англоязычном Google словосочетание Renault Kaptur, то поисковик напишет: «Showing results for Renault Captur», то есть «показаны результаты для Renault Captur». Именно так при рождении был назван новый французский кроссовер. Спустя некоторое время в России также появилась новая модель, в названии которой первую букву заменили на «K» — Kaptur.
Европейская машина как две капли воды похожа на российскую, но технически это два совершенно разных автомобиля. Их Captur конструктивно близок к хетчбэку Renault Clio или кроссоверу Nissan Juke, а наш Kaptur — плоть от плоти Renault Duster. Официальный пресс-релиз тех времен гласил, что за литерой «K» скрываются ключевые характеристики автомобиля: «качественный, комфортный и красивый кроссовер».
В этом случае мы видим не простую смену названия, а почти полностью новый автомобиль, который просто похож на европейский, но есть одно но. Спустя полгода после появления Renault Kaptur точно такой же кроссовер дебютировал в Бразилии. Для Латинской Америки компания выбрала именно российскую версию модели, но вот имя ей снова поменяли на европейское — Captur. И тут вспоминается другая версия замены «C» на «K», которая становится очевидной, если прочитать каждую латинскую букву слова captur по-русски…
Dacia-Renault-Lada-Datsun
В Renault не любят двусмысленности, а еще верят в силу французского бренда. Иначе как можно объяснить тот факт, что все румынские автомобили марки Dacia были переименованы в России в Renault? То, что мы давно знаем как Logan, Sandero, Sandero Stepway и Duster, жители Западной Европы всегда покупали под брендом «Дача». Очевидно, что к автомобилям с таким названием в нашей стране вряд ли смогли бы относиться без иронии.
И дело не только в Dacia — в странах с развивающейся экономикой клиенты испытывают большее доверие к машинам Renault, поэтому по Латинской Америке также разъезжают Renault Logan и Renault Duster, несмотря на то что все эти модели рождены в Румынии. Есть и обратный эффект — универсал Dacia Logan MCV был адаптирован к российским реалиям и поставлен на конвейер завода «АвтоВАЗ». Теперь мы знаем эту модель под именем Lada Largus.
У России есть еще один повод для гордости: благодаря компании «АвтоВАЗ» альянс Renault-Nissan смог возродить давно забытый японский бренд Datsun. Обе модели марки обязаны своим появлением Lada Granta, которая была взята за основу для создания седана on-DO и хетчбэка mi-DO. Конструкция «японцев» была доработана, внешность изменена, но все равно подвески, двигатели и многие другие узлы у этих машин идентичны. Datsun возродился не только у нас, но и в Индии, однако там за основу для модели была взята пятидверка Nissan Micra.
Trax-Tracker
Иногда для изменения названия модели автомобиля не нужно выпускать отдельных пресс-релизов, объяснять его происхождение и вообще что-либо кому-то доказывать. Еще до массового исхода моделей Chevrolet с российского рынка в концерне General Motors спали и видели, как их новый компактный кроссовер покоряет необъятные просторы нашей страны. Его планировали продавать под двумя брендами: Opel Mokka даже успел попасть в автосалоны, а вот Chevrolet Trax так и не сумел.
Коллаборации в автопромышленности: зачем производители делают похожие модели
Группа ГАЗ выводит на рынок новую модель коммерческого автомобиля — «Валдай NEXT». Новинка, в отличие от прежних «Валдаев» имеет больше общего с грузовиком Foton Ollin CTS, чем с родственниками-Газелями. Это — результат коллаборации с компанией Foton. В этой статье расскажем, как устроено подобное сотрудничество в мировом автопроме и зачем производители используют наработки конкурентов.
Что такое коллаборация в автопроме
Вам, наверняка, встречалось слово «глобализация» в контексте автомобильной промышленности. Для рядовых автомобилистов она может выражаться как минимум в трех аспектах.
Перенос производства в другую страну. Многие автомобильные бренды давно потеряли свою изначальную прописку в какой-то конкретной стране. Например, азиатские компании открывают свои заводы в Европе и Америке и наоборот. Некоторые автопроизводители полностью меняют владельца и страну через продажу прав и активов. Например, как это произошло со шведским Volvo или британскими Jaguar и Land Rover.
Поглощение автозаводов. Производители перестают быть самостоятельными компаниями и переходят под крыло более крупных концернов. Они могут продолжать выпускать автомобили под прежней маркой, но обычно через несколько лет после продажи в модельном ряде происходят существенные изменения. Самый яркий пример — это Volkswagen, который владеет брендами Volkswagen, Audi, SKODA, SEAT, Porsche и другими.
Заимствование технологий. Бренды все чаще используют чужие успешные наработки и компоненты. Например, обычная ситуация, когда несколько разных производителей используют один и тот же двигатель. В некоторых случаях в такое «общее пользование» идут не только отдельные компоненты, но и весь автомобиль с минимальными изменениями в конструкции. Вплоть до того, что автомобили могут быть полностью идентичными, кроме шильдика на кузове. Например Toyota GT-86 и Subaru BRZ, о которых пойдет речь ниже).
Мы остановимся именно на последнем случае. Расскажем, как компании используют наработки партнеров по рынку. И почему часто новые автомобили одних производителей смутно напоминают продукцию других. И, естественно, разберемся, хорошо это или плохо.
Зачем производители используют чужие компоненты
Тут все просто. Проектирование новой модели автомобиля с нуля — очень дорогой и долгий процесс. На это уходит сотни миллионов долларов и годы работы специалистов. Вот, например, сколько стоила разработка некоторых моделей авто для крупных концернов.:
Hyundai ix35 — $225 млн,
Dacia Duster — €290 млн,
Mercedes-Benz A-Class — €1,7 млрд,
Bugatti Veyron — €1,7 млрд,
Peugeot 1007 — €1,9 млрд,
Mercedes-Benz Smart — €3,35 млрд,
Volkswagen Phaeton — €2 млрд,
Volvo XC90 — $11 млрд.
Какой из этого можно сделать вывод?
Во-первых, разработка новой модели обойдется производителю минимум в две сотни миллионов долларов, а доходить может до десяти с лишним миллиардов. В данном случае все сильно зависит от того, какой процент уникальных компонентов реально разрабатывался с нуля. Например, Dacia Duster состоит примерно из 70% заимствованных у других моделей компонентов.
Во-вторых, стоимость разработки автомобилей очень слабо коррелирует с рыночной стоимостью автомобиля: на Volkswagen Phaeton потратили чуть больше, чем на Bugatti Veyron.
В итоге, производитель заинтересован, чтобы его, в лучшем случае, миллионные затраты окупились и принесли компании прибыль. А значит нужно обеспечить такой уровень продаж, чтобы вложения были сделаны не зря. Но разработчик не знает заранее, окажется ли модель успешной и будет ли хорошо продаваться. Вдруг для потребителя машина окажется не интересной? Или разработка затянется на годы, а за это время кто-то из конкурентов выпустит более удачную модель в том же классе? Вспомните, как корейские бренды подмяли под себя автомобильный рынок России. За относительно короткий срок корейцы фактически вытеснили Ford Focus и Honda Civic. Причем спрос пострадал настолько, что производители вывели модели из российской розницы.
Поэтому автомобильные компании стараются минимизировать затраты на исследования и разработку новых моделей и рестайлинг существующих, в том числе через использование уже готовых технологий — не обязательно собственных. Основная задача — сократить затраты на разработку и срок выхода на широкий рынок, чтобы предложить рынку автомобиль по привлекательной цене, на который будет хороший спрос.
Как производители сокращают затраты на разработку
Самый простой способ сэкономить на разработке автомобиля — это заимствование и унификация. С рестайлингом все понятно, если автомобиль успешен и на него хороший спрос, то достаточно раз в условные два-три года вносить небольшие изменения, в основном косметического характера. В этом случае уровень заимствования компонентов предыдущего поколения может стремиться к 99%. С разработкой же новой модели все гораздо сложнее. Здесь все методы по экономии бюджетов можно условно разделить на три группы:
— использование готовых компонентов и агрегатов — например, двигателей, коробок передач, кузовов;
— производство разных автомобилей на одной платформе;
— внести минимальные коррективы в уже представленный на рынке автомобиль.
Пара слов об авто, сделанных на единой платформе. Платформа — это фактически машина без внешних кузовных деталей, двигателя, салона и некоторых других комплектующих. Производитель просто меняет, как конструктор, надстройки и получает новый автомобиль. Это позволяет унифицировать производство автомобилей и делает процесс разработки и выпуска новых моделей быстрым и недорогим. Например, модульная платформа MQB, которую разработал Volkswagen и использует ее для более чем 30-ти моделей с шильдиками Audi, Volkswagen, SKODA и SEAT, от маленькой Audi A1 до большого Volkswagen Teramont.
Как коллаборации работают в реальности
Пожалуй, самый известный нам случай использования чужих наработок в истории российского автомобилестроения — это наш родной ВАЗ 2101. Этот автомобиль делался по лицензии на базе итальянского FIAT-124. Первые «копейки» сошли с конвейера тольяттинского завода в 1970 году, а итальянцы базовую модель сняли с производства в 74-ом. При этом не все знают, что FIAT-124 выпускали еще в Турции под названием Tofas Murat, в Индии как Premier 118NE и в Южной Корее как Fiat-KIA 124. Воистину народный автомобиль получился!
Почему некоторые модели авто в разных странах продают под разными названиями
Нередкими бывают случаи, когда перед выходом на авторынок в определенном регионе компания-производитель меняет название модели транспортного средства.
К примеру, в России Renault Captur решили продавать под названием Kaptur. Скорее всего, причина в том, что при транслитерации европейского варианта названия Captur у россиян могли возникнуть достаточно неоднозначные ассоциации.
В мире очень большое количество названий моделей транспортных средств подвергаются переименованию. В случае с Испанией и странами Латинской Америки – это вообще отдельная история. Самая нашумевший курьез случился с внедорожником Mitsubishi Pajero. По начальной задумке модель получила такое имя в честь дикого животного семейства кошачьих, которое водится в Аргентине. Однако выяснилось, что «Паджеро» в Испании – это ругательство, относящееся к нецензурному лексикону. Поэтому японскому автопроизводителю пришлось в срочном порядке искать выход из сложившейся ситуации, и данный внедорожник вышел на испанский рынок под именем Монтеро. Особенности языка в этой стране приводят к тому, что множество невинных слов превращаются в не совсем приличные выражения. Жертвами этого стали такие модели как Фиат Пунто, Форд Пинто и Мазда Лапута. Забавный случай произошел и с автомобилем Шевроле Нова. Ничего запрещенного в слове «Нова» нет, но его перевод с испанского означает фразу «Не едет» — не самый удачный маркетинговый ход.
Интересное происхождение имеет и появление название бренда Лада. До 1975 существовало имя автомобильной марки «Жигули». Но европейцы отказывались приобретать машины с таким названием, поскольку оно вполне логично ассоциировалось со словом «жиголо», а в некоторых местных языках сводилось ко все той же нецензурной брани. Вот и пришлось придумывать название, которое стало бы приятным на слух для всех клиентов компании. Так и родился бренд «Lada». Вопросы остаются только у французов. Многим это название напоминает их слово «ladre», которое в переводе означает «скряга», «скупердяй». Не обошлось без переименованием известной модели этой российской марки. Речь идет о Ладе Калина. Дело в том, что в финляндии это слово обозначает «треск дерева». Конечно, у некоторых это может вызвать вполне оправданные ассоциации с самим автомобилем, так как уж часто он ломается. Но все-таки на рынок Суоми Лада Калина вышла под названием Lada 1119 th .
Только вот маркетологи АвтоВАЗа не очень-то уж позаботились о российских клиентах. Появление в автосалонах автомобиля Lada 4X4urban вызвало достаточно ироничное обсуждение о том, для представителей каких национальностей предназначено это транспортное средство, и по сколько человек должно в нем ездить.
Известен еще один громкий скандал с маркой Honda. В начале этого столетия популярная модель Fit изначально носила более длинное название Fitta. Японцы уже во всю запустили рекламу данного авто, как вдруг выяснилось, что в странах Скандинавии это слово означает очень грубое ругательство. В последствии разразился громкий международный скандал, рекламная компания сорвалась, а модель переименовали.