Художники показали, как могли выглядеть неудачные проекты летающих автомобилей
Художники показали, как могли выглядеть неудачные проекты летающих автомобилей
8 летающих автомобилей на современных рисунках, сделанных по старым патентам
Источник оригинальных фотографий: www.leasefetcher.co. uk
На рубеже ХХ века развитие техники привело к тому, что стали появляться компактные аппараты, способные передвигаться в двухмерном пространстве: они назывались автомобили. Они были значительно меньше паровозов, и для перемещения из одной географической точки в другую им не требовалось предварительной укладки направляющих, то есть рельсов.
Второй вид движущихся аппаратов был способен двигаться в воздушном трехмерном пространстве. Это были аэропланы.
Сама собой напрашивалась идея совместить возможности автомобиля и самолета, превратив транспортное средство в аэромобиль. Это было и практично, и экстравагантно. Например, можно было поступать так же, как Альберто Сантос-Дюмон.
Он любил по утрам совершать полеты на собственноручно построенном дирижабле с мотором из своего дома в Париже до фешенебельного кафе в центре города. Сантос-Дюмон подлетал к зданию, парковался, привязывая свой летательный аппарат к балкону, и спускался вниз по веревочной лестнице. После трапезы бесстрашный авиатор тем же способом забирался в гондолу и продолжал полет. Он был объектом подражания, парижане называли его «малыш Сантос» (за невысокий рост) и одевались, как он: панама и высокий воротничок.
Вскоре Сантос увлекся аэропланами. Его лучшим проектом стала модель Demoiselle («Стрекоза»). Построенная в 1909 году, она развивала скорость в воздухе до 100 км/ч. На ней был установлен рекорд: 18 километров машина пролетела за 16 минут.
Сантос-Дюмон использовал свою «стрекозу» с бамбуковым фюзеляжем и небольшим моторчиком в качестве личного транспортного средства. На приведенном фото видно, как пионер авиации перевозит свой мини-самолет на своем автомобиле. Казалось, до объединения двух транспортных средств в одно – летающий автомобиль – оставался всего один шаг…
Посмотрите нашу подборку. Она вобрала 8 проектов аэромобилей, охватив временной промежуток в 100 лет. Роднит эти разработки и то, что все они были запатентованы. Но, увы, так и остались на бумаге. Во всяком случае, в воздух им не было суждено подняться.
Сегодня много не только говорится, но и делается в направлении создания двухсредного транспортного средства, способного свободно перемещаться как по земле, так и по воздуху. В этом направлении работают ведущие автомобильные и авиационные бренды, совместными усилиями они пытаются решить эту сложнейшую задачу.
Ничего удивительного: наземный трафик критически перегружен и близок к своему лимиту. Необходима альтернатива. Одна из возможных и вполне реальных перспектив – это именно создание аэромобиля. Безопасный, компактный: мы не раз уже писали о результативных разработках.
Посмотрите, какими представлялись в разное время проекты летающих автомобилей.
1. Проект Генри Снука (1912)
Перед нами жиромобиль. Гигантские роторы должны создавать подъемную силу и удерживать в воздухе футуристический салон: что-то среднее между цилиндрической гондолой дирижабля и модифицированным омнибусом. Проект интересен тем, что Снук придумал использовать вместо тянущего самолетного винта роторы – как в автожире. По сути, он повторяет идею Леонардо да Винчи в его знаменитом рисунке вертолета с архимедовым винтом в качестве несущего.
Активные и результативные работы в тематике автожиров начались только спустя 10 лет после предлагаемого проекта, это удалось испанскому инженеру Хуану де ла Сиерве в 1923 году. А основное развитие теория автожиров получила еще позже, в 1930-х.
Но автор мог знать об успешных опытах во Франции, где в 1907 году братья Луи и Жак Бреге построили Gyroplane. Он был оснащен двигателем мощностью 45 л. с. и имел 4 несущих винта с 8 лопастями каждый.
Проект летающего автомобиля Снука выполнен в оригинальной двухвинтовой продольной схеме, нашедшей некоторое применение в вертолетостроении в середине ХХ века. Добавим, что о самом Генри Снуке-конструкторе известно очень немного. Есть сведения, что он создал пожарно-спасательный грузовик и аппарат, использующий энергию океанских волн, приводящих в действие те же роторы, что и на своем жиромобиле.
2. Проект Брюса Билса-младшего (1941)
Совершенно фантастический дизайн! Корпус аппарата сделан в форме удлиненной капли, наподобие Hispano Suiza H6C Dubonnet Xenia, выпущенной испанцами в 1938 году, но с открытыми небольшими колесами-шасси. Форма кузова оказалась очень кстати с точки зрения аэродинамики, одного из ключевых факторов при проектировании аэрокара. Привлекает внимание и очень по-самолетному сделанные окна кабины и дверь в салон. Что, кстати, на рендере совсем не отражено.
Компоновочно двигатель размещен внизу кормового отсека. Посредством механизмов силовой передачи усилие от двигателя передается на толкающий винт. Продольные балки скрепляют большие крылья и хвост летательного аппарата с корпусом автомобиля. Из чертежа неясна конструкция крыльев. В них отсутствуют органы управления полетом: руль высоты и элероны. Также не прояснена схема складывания крыльев. По дорогам общего пользования далеко на такой крылатой машине не уедешь. Также известно, что автор предполагал использовать как четырех-, так и трехколесную схему шасси.
3. Проект Эйнарссона Эйнара (1963)
Еще один футуромобиль! Длинный, плоский и очень узкий фюзеляж с задним оперением-плавниками напоминает американские автомобили 1960-х годов. Небольшая высота кузова предполагает, что пассажир или оба пассажира (больше нет места) находится во время поездки-полета в полулежащем положении. Очень романтично…
Шасси никак не связаны с двигателем, они снабжены тормозами. И на земле аэромобиль движется за счет работы винтов. Их два, и это оригинальная идея с двумя винтами: тянущим и толкающим. Первый применяется во время полета, второй – для езды. Задумка интересная, хотя и не бесспорная, особенно с точки зрения безопасности во время движения по шоссе. Да и вопрос комфорта и шумности также остается в подвешенном состоянии. Небольшие крылья сбоку могут складываться, вероятно, вниз.
4. Проект Юнг-До Ки (1996)
Образцовый пример восточного минимализма. Корейский дизайнер Юнг-До Ки не стал изобретать велосипед и в качестве основы взял супермини-хэтч Renault 5 и «поженил» его с самолетными атрибутами.
Толкающий винт играет роль противовеса и парирует ныряние носом, что всегда было слабым местом для аэромобилей. Подъемную силу создает большое крыло, расположенное позади и над кузовом машины – непосредственно перед винтом, а также два небольших стабилизатора в передней части. Крылья, как следует из чертежа, складываются в вертикальной проекции вниз.
Силовая установка расположена, как и полагается в Renault 5, спереди и передает усилие на 2-лопастный тянущий винт.
5. Проект Брэдфорда Соренсена (2001)
Пожалуй, самый парадоксальный и интересный проект в нашей подборке. И весьма жизнеспособный.
Вытянутый клиновидный кузов наподобие лодки с огромными стеклами не похож на аэромобиль. Это скорее автомобиль. Но он способен летать. Подъемную силу создают два двигателя, расположенных сверху и снизу. Их лопасти вращаются в противоположном направлении, что создает разницу в давлении, и аппарат поднимается вверх. Небольшие крылья, расположенные уступами на крыше, могут регулироваться по вертикальному углу.
Соренсен известен рядом своих изобретений в самых разных областях – от строительства домов до медицины и автомобильной индустрии. Тот факт, что летающая лодка придумана в наше время, говорит о том, что автор внимательно следит за последними тенденциями и разработками в автомобильной и аэрокосмической индустрии.
6. Проект Цзи Чена (2001)
Автор утверждает, что его вдохновляли образы птиц и летучих мышей. По замыслу китайского разработчика, транспортное средство может передвигаться не в двух, а в трех средах: на земле, в небесах и на море. Точнее, под водой.
Крылья складываются, и небольшой автомобиль-мухолет на двух пассажиров легко паркуется перед вашим домом. Непонятно, впрочем, каким образом и за счет чего аппарат может подниматься в воздух. И, более того, выполнять сложнейшие эволюции из репертуара высшего пилотажа, что также анонсирует дизайнер: в том числе лететь задом наперед.
Орнитоптер Эдварда Фроста, 1902 г.
На заре авиации строились самолеты с птицеподобными крыльями. Они назывались орнитоптеры, или махолеты. Подобно птице сделал свои планирующие крылья Отто Лиллиенталь. Как известно, во время одного из испытательных полетов он погиб. Интерес к махолетам не ослабевает, однако речь идет о создании относительно компактных аппаратов, постройка же крупных машин связана со значительными трудностями.
7. Проект Ларри Лонга (2003)
Транспортное средство напоминает приглаженный по дизайну вездеход на воздушной подушке. Два ротора спереди и сзади создают тягу. Боковые перекрещенные трубы – это выхлопная система. Предполагается, что колеса аппарату не понадобятся, поскольку он будет все время находиться в приподнятом состоянии, а его пассажиры – в приподнятом настроении.
Машина как будто залетела из «Пятого элемента» Люка Бессона. Однако ее сложно представить на реальных дорогах общего пользования, когда придется спуститься с небес на землю в буквальном смысле. Работающий ротор будет сдувать все вокруг.
К слову, в 1950-х годах в Советском Союзе проводились опыты в области необычных движителей для танкостроения, включая реактивный и на воздушной подушке. Но решили отказаться. При всей эффективности действия реактивной струи, которая заставляла многотонную махину пушинкой взлетать на крутые косогоры, за такой машиной было невозможно следовать ни другим машинам, ни тем более людям, например пехотинцам…
8. Проект Акаши Барота (2016)
Автономный автомобиль-квадрокоптер Барота оснащен четырьмя подъемными роторами, расположенными с каждой стороны аппарата и одного – под днищем. Такая компоновка позволяет равномерно распределить вес в полете. Для движения по дорогам предусмотрены колеса, причем возможна трех- и четырехколесная схема.
По своим очертаниям проект Барота напоминает совместную разработку Airbus и Siemens. Она называется CityAirbus и представляет собой автономное аэротакси. Весной этого года прошли успешные испытания прототипа.
Золотой век наступившего будущего: история летающих автомобилей (1890-1968)
Еще до того, как братья Райт совершили свой первый полет в 1903 году, люди широко представляли себе будущее, в котором летающие автомобили – или аэрокары – это жизненная реалия, которая избавит общество от дорожных заторов и суеты.
Первый патент на аэрокар запросил Джон Эмори Гарриман в 1910 году, но его автомобиль так и не был построен.
Год спустя Уолдо Уотерман спроектировал машину под странным названием «Waterman Whatsit». Она оставалась недостроенной до 1932 года, затем изобретатель переработал её и переименован в «Arrowplane», а ещё позже в «Arrowbile». В 1937 году этот проект стал первым летающим автомобилем.
«Помяните мое слово: сочетание самолета и автомобиля придет. Вы можете улыбаться, но оно все равно придет.
Генри Форд, 1940
Ноябрь 1947
Летающий автомобиль ConVairCar Model 118 во время испытательного полета. Гибридное авто разработал Теодор П. Холл для компании Consolidated Vultee Aircraft из Сан-Диего, штат Калифорния, но машина так и не поступила в серийное производство. При тестировании пилот был вынужден совершить аварийную посадку, когда в транспортном средстве неожиданно закончилось топливо – он ориентировался на топливный датчик автомобиля, а не самолёта.
Фото: FPG / Hulton Archive / Getty Images
1890
Компания «Au Bon Marche» выпустила в Париже это забавное футуристическое объявление примерно в 1890 году.
Фото: Transcendental graphics / Getty Images
«К 1953 году автомобили устареют, потому что самолёты будут курсировать по земле, а также летать над ней».
Сэр Филипп Гиббс, «Послезавтра: Что будет с миром», 1928.
Апрель 1924
Автомобиль с крыльями и пропеллером, торчащим из решетки радиатора, на Таймс-Сквер, Нью-Йорк. Это изобретение A. Х. Рассела из города Натли, Нью-Джерси.
Фото: Hulton Archive / Getty Images
1924
Машина А.Х. Рассела, вид сбоку.
Фото: Ullstein Bild / Getty Images
1928
Этот аэрокар с неподтвержденной способностью летать теоретически имел тройную функцию: автомобиль, самолет и лодка.
Фото: Keystone / Getty Images
1937
Задняя часть аэромобиля Уотермана, крылья удалены.
Фото: Sdasm Archives
1937
Аэромобиль Уотермана в полете.
Фото: Sdasm Archives
«Вместо автомобиля в каждом гараже, будет стоять «вертолет». Эти крошечные «вертолеты» будут заполнить небо, как велосипеды во времена нашей юности заполняли довоенные дороги».
Гарри Бруно, Aviation Publicist, 1943.
1937
Аэрокар Gwinn был разработан как небольшой, легкий в использовании, персональный биплан. Построили всего два таких аэрокара.
Фото: San Diego AIR & Space Museum Archives
1937
Разработки резко прекратились, когда одна из двух единиц техники разбилась и погиб прославленный летчик Фрэнк Хоукс и его пассажирка Нэнси Лав.
Фото: San Diego AIR & Space Museum Archives
Если говорить о «золотом веке летающих автомобилей», то он пришелся на 1940-е и 1950-е годы. В 1946 журнал LIFE написал об аэрокаре Роберта Фултона, что он может взлететь с взлетно-посадочной полосы у себя за домом и долетать до аэропорта Ла-Гуардия (в северной части Куинса в Нью-Йорке). Там машине удаляли крылья, хвост и пропеллер, а затем автолюбитель ехал на Бродвей, чтобы посмотреть шоу. Расстояние в 96.5 км (60 миль) преодолевалось всего за 25 минут.
У «Аэрофибии» (Airphibian) Фултона был существенный недостаток: крылья и хвостовую часть приходилось оставлять в аэропорту, а затем возвращаться, чтобы забрать их и лететь обратно домой.
То же самое можно сказать о ConVairCar Теодора Холла. Крылья и хвостовая часть прикреплялись к крыше прототипа, построенного в 1946 году. Были разработаны две модели Convair: 116 и улучшенная 118. Но интерес к ним оказался не так велик, и производственную программу пришлось свернуть.
Январь 1946
Авто NX59711 Теда Холла. Максимальная скорость движения достигала 60 миль в час, а скорость полета 110mph. Холл разработал его для десантников и спецназовцев.
Фото: Keystone-France / Gamma-Keystone / Getty Images
1947
Обломки разбившегося Convair Model 118, который совершил вынужденную посадку в Нэшнл-Сити, Калифорния.
Фото: San Diego AIR & Space Museum Archives
1950
Модель воздушной машины фирмы «Stout» со снятыми крыльями припаркована у обочины дороги.
Фото: San Diego AIR & Space Museum Archives
«Ваш летающий автомобиль будущего – это уже настоящее».
Motor Trend Magazine, ноябрь 1957 год.
29 ноября 1966
У аэрокара Мултона Тейлора имелись крылья, которые можно было снять и сложить в буксируемый прицеп.
Фото: Уолт Уорон / The Enthusiast Network / Getty Images
Совсем недавние прототипы летающего автомобиля были построены с вентиляторами в кольцевом обтекателе и лётным модулем вертикального взлёта и посадки (СВВП). Но они столкнулись с (по-видимому) непреодолимыми проблемами: невыносимым шумом, высоким расходом топлива и запредельной ценой.
Пожалуй, безопасность была и остаётся величайшим камнем преткновения для производства летающих автомобилей. Люди с большим трудом и непостоянным успехом избегают аварий на суше, что уж и говорить о воздушном пространстве.
29 ноября 1966
«Аэрокар» Молтона Тейлора.
Фото: Стивен Келли / The Enthusiast Network / Getty Images
1968
Плакат с летающим автомобилем для детского музыкального фильма «Читти-читти бэнг-бэнг».
Фото: Movie poster image art / Getty Images.
На работу без пробок: какое будущее ждет летающие автомобили
Как выглядит первый российский циклокар
Летающий автомобиль «Циклокар» — разработка института теплофизики Сибирского отделения РАН. Он развивает скорость до 250 км/ч и летает на расстояние до 500 км. Предполагается, что автомобиль будет полностью электрическим или гибридным, то есть сочетающим топливный и электрический двигатели.
По конструкции «Циклокар» представляет собой циклокоптер, в основе которого — циклический движитель. Это значит, что для создания тяги и подъемной силы используются вращающиеся роторы (несущие винты с вертикальной осью вращения), которые позволяют изменять направление тяги. Благодаря этому циклокоптер может взлетать вертикально и зависать в воздухе.
Размеры автомобиля составляют 6 м в длину и 6,2 м в ширину, диаметр роторов — 1,5 м, вес — 60 кг. Он рассчитан на шесть пассажиров или 600 кг груза. «Циклокар» способен садиться даже на наклонную поверхность под углом до 30 градусов. Среди других преимуществ — компактность и низкий уровень шума.
Сейчас проходят испытания прототипа, а в ближайшие три года создатели обещают запустить серийное производство.
История летающих автомобилей
В начале ХХ века частная авиация только зарождалась, а инженеры и изобретатели предлагали множество смелых концептов. Это совпало с бурным развитием автопрома, и как следствие — попытками объединить самолет и автомобиль в одном аппарате. К сожалению, большинство из них так и не дошли до массового производства.
1917 год — американский авиационный инженер Гленн Кертисс разработал первый прототип автоплана в алюминиевом корпусе, с размахом крыльев 12,2 м. Двигатель приводил в движение четырехлопастной винт в задней части. Однако автоплан так и не смог взлететь по-настоящему.
1926 год — был создан экспериментальный одноместный самолет Sky Flivver от Генри Форда. Испытания завершились крушением у берегов Флориды и гибелью пилота, поэтому от идеи «летающего Ford T» быстро отказались.
1937 год — американский изобретатель и авиаинженер Уолдо Уотерман разработал гибридный самолет Studebaker с пропеллером в задней части, тремя колесами и двигателем в 100 л.с. Он мог передвигаться по земле как обычный автомобиль, а крылья можно было перевозить в сложенном виде. Проекту в итоге не хватило финансирования, чтобы запустить производство.
1946 год — в США был спроектирован Fulton FA-2 Airphibian — летающий автомобиль в алюминиевом корпусе с независимой подвеской и шестицилиндровым двигателем мощностью 165 л.с. У него были съемные крылья, с помощью которых автомобиль за 5 минут превращался в самолет. Он развивал скорость до 190 км/ч и поднимался на высоту до 3700 м. Это был первый летающий автомобиль, который получил сертификат Управления гражданской авиации США (Civil Aeronautics Administration) — то есть официально был разрешен для регулярных полетов. Однако массового спроса на аппарат все равно не было. В итоге выпустили четыре рабочих прототипа и к 1950 году свернули производство.
В том же году появился прототип летающей машины Convair Model 116. У нее был двухместный кузов и два двигателя — мощностью 26 л.с. и 90 л.с. Автомобиль выполнил 66 испытательных полетов. Затем было построено два экземпляра усовершенствованной модели 118 для троих пассажиров, но до серийного производства так и не дошло.
1949 год — американский конструктор Молт Тейлор спроектировал аэрокар. Это был двухместный автомобиль, который трансформировался в компактный самолет. Он стал самым доступным среди аналогов на рынке и совершил серию успешных полетов. В 1956 году Управление гражданской авиации США одобрило его для серийного производства. В 1989-м вышла усовершенствованная модель, но аэрокар так и не получил массового спроса. Всего было построено шесть машин.
1956–1958 год — дизайн-студия Ford Advanced Design одноименного американского автоконцерна построила уменьшенную модель концепт-аэрокара Volante Tri-Athodyne с тремя канальными вентиляторами (у каждого был собственный двигатель). Модель так и осталась в виде концепт-кара.
1957 год — автопроизводители Chrysler, Curtiss-Wright и Piasecki получили контракты на разработку «летающих джипов» по заказу Командования транспортных исследований армии США. Это должны были быть сверхкомпактные и легкие летательные аппараты с вытяжными вентиляторами, более простые в управлении, чем вертолеты. Все три компании представили свои прототипы, самым успешным из которых оказалась модель от Piasecki. Однако позже от проекта решили отказаться, сделав выбор в пользу обычного вертолета.
1980-е годы — бывший инженер Boeing Фред Баркер основал компанию Flight
Innovations Inc. и приступил к разработке Sky Commuter — компактного двухместного самолета с вертикальным взлетом. Всего было выпущено три прототипа, ни один из которых не дошел до конвейера. В 2008 году прототип Sky Commuter был продан на eBay за £86 тыс.
К концу ХХ века от идеи летающего авто почти отказались: на рынке гораздо востребованнее оказались обычные вертолеты, мультикоптеры и миниджеты. Однако к началу 2000-х годов начали появляться новые концепты и даже прототипы. Мировые авто- и авиаконцерны увидели перспективы для летающих авто в качестве аэротакси. Развитые государства, в свою очередь, видят в них экологичную альтернативу обычным самолетам и один из способов бороться с пробками в крупных городах.
Какие виды летающих авто выпускают сегодня
Большая часть аппаратов построена по технологии eVTOL — с электродвигателем и системой вертикального взлета. После этого роторы наклоняются, чтобы аппарат мог лететь горизонтально.
Летающие автомобили
Это модели, которые сочетают элементы обычного автомобиля и самолета — то есть так, как это изначально задумывалось. Но сегодня это уже не машины, способные летать, а летательные аппараты, которые могут ездить по дороге в случае крайней необходимости.
PAL-V (Personal Air and Land Vehicle) Liberty — один из первых летающих автомобилей, который разработали для серийного производства в Нидерландах. Это гибрид автомобиля и гироплана (автожира) — коптера, который поднимается в воздух с помощью свободновращающегося несущего винта. Он рассчитан на двух пассажиров с 20 кг багажа на каждого и разгоняется до 160 км/ч за 9 секунд. Для управления нужны и водительские права, и лицензия пилота. У автомобиля две модификации: Sport по цене €300 тыс. и Pioneer за €500 тыс. (ограниченная серия из 90 машин). Обе модели доступны для предзаказа уже сейчас, однако пока сертифицированы только для полетов в Европе и США.
CityHawk — шестиместный летающий автомобиль, который разрабатывает израильская Urban Aeronautics. С виду он напоминает футуристичный внедорожник: винты спрятаны в цилиндрические кожухи, а приземляется аппарат на четыре колеса. Автомобиль может летать вертикально и горизонтально за счет двух блоков вентиляторов — в передней и задней части. Цилиндры помогают винтам давать больше подъемной силы. С 2020 года в CityHawk используются водородные двигатели, чтобы сделать устройство более экологичными.
AirCar — летающий автомобиль, который за 2 минуты превращается в минисамолет. Летом 2021 года он совершил первый успешный междугородний перелет длительностью 35 минут между аэропортами Нитры и Братиславы в Словакии. Автомобиль разработала словацкая компания Klein Vision, а ее основатель — Стефан Кляйн — лично управлял им. По словам разработчиков, AirCar способен пролететь до 1 тыс. км на высоте до 2,5 км, со скоростью 190 км/ч. Машина оснащена бензиновым двигателем BMW мощностью 160 л.с. и может перевозить двух человек и багаж общим весом до 200 кг. На его создание ушло около двух лет и почти €2 млн.
Компания Klein Vision, создавшая AirCar, заявила, что изобретение имеет максимальную крейсерскую скорость 190 км/ч (118 миль в час).
Две другие группы представлены аппаратами, способными передвигаться исключительно по воздуху (не считая разгона на взлетно-посадочной полосе). Их разрабатывают, в первую очередь, для коммерческих пассажирских, реже — грузовых перевозок.
Мультикоптер
Летательный аппарат, построенный по принципу вертолета, но с тремя и более несущими винтами. Чаще всего встречаются четыре (квадрокоптеры), шесть и восемь винтов. Чем их больше, тем более стабильно аппарат держится в воздухе и тем больше груза способен поднять.
Volocopter — немецкая компания, которая выпускает разные виды летающих авто. Одно из них — двухместная модель VoloCity — сверхлегкий аппарат с 18 роторами, которые неподвижно закреплены на осях электродвигателей. Коптер развивает скорость до 110 км/ч и набирает высоту до 1 980 метров. Его максимальный вес — включая сам аппарат, пассажиров и груз — 450 кг, а дальность полета на одном заряде — 35 км или 1 час. Для управления не нужна лицензия пилота — достаточно пяти часов подготовки.
VoloCity сертифицирован в соответствии с европейскими требованиями авиационной безопасности (EASA). Его уже успешно испытали в международном аэропорту Хельсинки и в центре Сингапура и планируют использовать во время Олимпийских игр 2024 года в Париже.
eHang — китайский коптер-беспилотник, который планируют использовать в качестве аэротакси. Модель 216 рассчитана на двух человек и груз общим весом до 240 кг и способна перевозить их на скорости до 130 км/ч. Коптер прошел успешные испытания в открытом воздушном пространстве Японии в июне 2021 года и скоро получит разрешение на полеты. Завод в Китае уже готов выпускать до 600 аппаратов в год.
Японский NEC — необычный коптер-беспилотник с четырьмя большими винтами и кольцами вокруг них. Он весит 150 кг и пока что поднимается на высоту до 3 м. В ближайшем будущем с помощью таких дронов планируют доставлять товары, а к 2030 году правительство Японии обещает внедрить летающие авто для пассажирских перевозок.
Гибрид
Самая популярная конструкция, сочетающая элементы самолета — крылья — и коптера — винты. Такие аппараты более маневренны, легко меняют направление и лучше подходят для больших расстояний и высот. Главный минус — больший вес за счет крыльев.
Rolls-Royce разработал летающее такси c четырьмя винтами на крыльях (складываются во время полета) и двумя хвостовыми винтами. Электрокоптер будет перевозить пять пассажиров со скоростью до 402 км/ч на расстояние до 800 км. При этом для выработки электричества используются встроенные газовые турбины, что позволяет долго обходиться без подзарядки. По состоянию на 2018 аппарат планировали использовать в качестве такси, личного или коммерческого транспорта, однако новой информации пока не поступало.
Vertical Aerospace разрабатывает VA-X4 — практически бесшумный электрокоптер, который разгоняется до 321 км/ч и летает на расстояние до 160 км на одном заряде. Коптер оснащен системой электродвигателей и распределения энергии от Rolls-Royce Electrical. Он рассчитан на одного пилота и четырех пассажиров. Virgin Atlantic Ричарда Брэнсона совместно с American Airlines намерены купить до 250 VA-X4 для коммерческих перевозок. Первый полет обещают провести уже в 2021 году, а одна поездка в будущем обойдется всего в £5-10.
Модель VoloConnect от Volocopter ближе всех к самолетной конструкции. У него шесть подъемных винтов и два толкающих двигателя в задней части, что делает его идеальным для горизонтального полета. Это беспилотный аппарат, рассчитанный на перевозку четырех человек на расстояние до 100 км со скоростью до 250 км/ч.
Немецкий стартап Lilium, разработавший концепт пятиместного беспилотника Lilium Jet с 12 закрылками и 36 электродвигателями. К 2025 году его обещают запустить во всех крупных городах Германии.
Uber Air — разработка Uber Elevate, которая также претендует стать заметным игроком на рынке аэротакси. Первые аппараты будут пилотируемыми, но в будущем компания планирует сделать их беспилотными. Совместно с NASA Uber участвует в программе Urban Air Mobility, цель которой — создать систему внутригородских авиаперевозок.
Проблемы и препятствия
- Несовершенство конструкции. Даже самые продвинутые мультикоптеры пока не идеальны во время полета: летают медленно, часто теряют устойчивость. Их массовое использование может создать серьезные помехи для воздушных судов.
- Безопасность. Это обратная сторона простоты управления: ни для беспилотников, ни для пилотируемых моделей зачастую не нужна лицензия пилота, а лишь краткосрочная подготовка. Это значит, что в небе такие аппараты могут быть непредсказуемы, а в крупных городах еще и представлять угрозу для зданий и коммуникаций.
- Инфраструктура. Даже самые компактные летающие авто занимают гораздо больше места, чем обычный автомобиль. А значит, для них потребуются специальные взлетные площадки и парковочные места, которых в черте города просто нет. Хотя Великобритания, к примеру, уже строит первый в мире аэропорт для летающих авто.
- Отсутствие нормативной базы. Пока разработкой требований к летающим авто eVTOL занимается только Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA), но сертификации для них все еще нет. Не говоря уже о правилах полетов.
- Стоимость. Ближайшие по запуску (первые коммерческие рейсы намечены на 2022 год) аэротакси VoloCity будут стоит около €300 за поездку — это сопоставимо с международным перелетом, а отнюдь не с поездкой на такси.
Когда мы начнем летать на такси?
Пока крупнейшие авто- и авиаконцерны выпускают свои модели летающих авто, в США, странах Европы и Азии продвигают госпрограммы для запуска аэротакси и коммерческих перевозок. Власти рассчитывают, что это позволит разгрузить городские улицы, решив проблему пробок и вредных выбросов. Производители и перевозчики надеются, что летающий транспорт откроет для них новый и очень перспективный рынок. Государственное лобби здесь может сыграть такую же важную роль, как и в продвижении электрокаров — в качестве более экологичной альтернативы.
По данным Morgan Stanley, к 2040 году рынок аэротакси может достичь от $1,5 трлн до $2,9 трлн.
Для обычного потребителя это будет означать простой и быстрый способ добраться из аэропорта до города, избежать пробок на загруженных магистралях и получить быструю доставку заказа из магазина. Однако все существующие модели и прототипы пока что покрывают небольшие расстояния. А значит, это будет, в первую очередь, городской, а не междугородний транспорт.
Однако до массового перехода на летающие авто еще далеко: даже самые продвинутые проекты обещают запустить точечно не раньше 2030-х. Стоит вспомнить, что последние лет десять нас обещают массово пересадить на беспилотники и электрокары. Однако мешают все те же проблемы — отсутствие инфраструктуры и законодательной базы, а также недоступность для широкого потребителя.
История летающего автомобиля: от XIX века до наших дней
С того времени, как был создан первый в мире автомобиль, многих изобретателей посещала идея поднять это замечательное средство передвижения в воздух. На протяжении многих лет создавались проекты летающих автомобилей, как перспективные, так и откровенно неудачные. Чего греха таить. Стоя в пробке, нередко возникает мысль: — «Ах, если бы мой rio умел летать!». Но вернемся к реальности и проследим историю создания и развития этого экзотического вида транспорта.
12 ФОТО
1. «Ариэль», воздушный паровой экипаж Хенсона, 1841 год.
В 1841 году Уильям Сэмюэл Хенсон и Джон Стрингфеллоу запатентовали первый в мире проект летательного аппарата, весьма похожего по конструкции на современные летающие автомобили. Однако из-за не вполне удачных испытаний и нехватки средств проект через несколько лет был закрыт.
2. Автоплан Кертиса, 1917 год.
Данный гибрид самолета с автомобилем был представлен в 1917 году на Панамериканской авиационной выставке. Автомобиль был изготовлен из алюминиевого сплава, в нем были установлены пластиковые окна, а в салоне даже был обогреватель для пассажиров. Но увы – конструкция не прошла первых испытаний, а дорабатывать ее не стали из-за начала Первой мировой войны.
3. Питкэрн PCA-2.
Автожир, являющийся одним из немногих удачных предшественников современных прототипов летающих автомобилей. В свое время данный летательный аппарат пользовался популярностью, и однажды даже с его участием был снят рекламный ролик, где PCA-2 приземлялся на лужайке Белого дома.
4. Аэромобиль Уотермана, 1937 год.
Чтобы построить этот автомобиль, Уотерман модифицировал 6-цилиндровый двигатель Студебекера мощностью в 100 л.с. Но в серийное производство автомобиль не пошел — несмотря на многочисленные усилия изобретателя, всего было построено лишь пять таких аппаратов.
5. ConVairCar Model 118, 1947 год.
Летающий автомобиль ConVairCar действительно мог летать, о чем свидетельствует это фото испытательного полета в Калифорнии. Однако из-за нехватки топлива часовой демонстрационный полет закончился аварийной посадкой, в результате которой прототип был разрушен. Водитель остался цел, но с мечтой о летающем авто компании пришлось распрощаться.
6. Ford Levacar, 1959 год.
Этот одноместный прототип был показан на «Ротонда Форд» в Дирборне, штат Мичиган. Разработчики обещали, что автомобиль сможет летать со скоростью до 800 км в час. Однако дальше прототипа, увы, дело не продвинулось.
7. Аэрокар, 1966 год.
Аэрокар был одним из наиболее перспективных прототипов летающего автомобиля – построенный концепт развивал скорость в 120 км/ч на земле и до 200 км/ч в полете. Более того, автомобиль послужил прообразом для создания персонажа диснеевского мультфильма «Самолеты».
8. AVE Mizar, 1973 год.
Компания AVE решила пойти легким путем в создании летающего автомобиля – они совместили самолет Cessna Skymaster и автомобиль Ford Pinto. Что примечательно, в прототипе использовались оба двигателя: и самолетный и автомобильный. Но испытательный полет закончился ужасной аварией, надолго отбившей у многих желание создавать летающие авто.
9. Sky Commuter, 1990 год.
Компания Boeing потратила 6 миллионов долларов на разработку этого концепт-кара, однако он так и не был доведен до испытаний. Однако прототип, который должен был взлетать при помощи турбированных роторов – это весьма интересная идея.
10. M400 Sky-car
Летающий автомобиль с системой вертикального взлета и посадки стал работой всей жизни американского изобретателя Пола Моллера, однако из-за проблем с Комиссией по ценным бумагам и наложенных на его компанию штрафов до реального производства дело пока не дошло.
11. Terrafugia, 2009 год.
Первый успешный полет на Terrafugia был совершен в 2009 году. Данное авто можно заказать уже сегодня за 196 тысяч долларов, однако аппарат, который в полной мере будет соответствовать авиационным стандартам и потребностям потребителя пока находится на стадии прототипа.
12. AeroMobil 3.0.
Довольно красивый летающий автомобиль с наиболее удачной на сегодняшний день конструкцией. AeroMobil 3.0 вмещается на стандартной автостоянке, может взлетать и садиться на любой более-менее ровной поверхности длиной от 100 метров, и работает на обычном бензине.
Летающие автомобили: фантастика или реальность?
Роботизация автомобилей в буквальном смысле слова захватила мир. Эксперты прогнозируют, что где-то к 2030 году на дорогах будут кататься автомобили с полностью компьютерным управлением. Человек сможет управлять своей машиной при желании, но такой необходимости уже не будет. Ну а что с летающими машинами? Здесь тоже есть сдвиги. Так, Uber собирается разработать собственное транспортное средство к 2020 году.
Сейчас это не единственная компания, которая занимается подобным проектом. Но насколько реальны эти планы? Возможно, это просто маркетинговый хайп? Для многих из нас летающий автомобиль — это синоним будущего, вроде продуктов питания в таблетках и серебристой одежды. Так будут ли реализованы мечты многих о летающих машинах?
Как это может выглядеть?
Классическая идея летающего автомобиля это, собственно, машина, которая каким-то образом может находиться в воздухе.
Ян Флеминг был известным поклонником идеи летающих автомобилей, их он упоминал в своем романе Chitty Chitty Bang Bang в 1963 году. Также он использовал идею летающего автомобиля в одном из романов о Джеймсе Бонде в 1964 году, эта же машина появилась и в фильме «Человек с золотым пистолетом». Основная идея проста — это автомобиль с крыльями, который может ездить по обычным дорогам, но при необходимости поднимается в воздух.
Писатели фантасты и режиссеры фильмов соответствующих жанров часто эксплуатировали идею летающих машин. В некоторых произведениях эта идея трансформировалась в летающие скутеры, когда дороги вовсе не нужны. На одном из таких «скутеров» летал Энакин Скайуокер в фильме «Атака клонов».
Понятно, есть и другие концепции таких устройств, включая скутеры на антигравах. Сейчас различные компании реализуют изначальную идею летающей машины, создавая гибриды авто и самолета, авто и вертолета, авто и коптера.
В общем-то, любой небольшой летательный аппарат можно назвать летающим автомобилем. Но это лишь разновидность летательных аппаратов, а не авто.
Насколько это безопасно?
Любой пассажир такого автомобиля хочет знать все о его безопасности. Вероятный ответ — «не слишком безопасно», поскольку технология еще только разрабатывается. Компании работают над тем, чтобы сделать свои аппараты безопасными, надеясь получить одобрение от регулирующих органов и правительства разных стран.
Но, конечно, схемы обеспечения безопасности здесь иные, они отличаются от того, что мы привыкли видеть в автомобиле. Например, машину в случае проблемы можно остановить. Ну а с летательным аппаратом это не получится сделать — он просто упадет вниз. Причем авария угрожает жизни и здоровью не только тех, кто внутри кабины, но и тех, кто внизу.
Для того, чтобы избежать проблемы падения, китайская компания Ehang предлагает оснащать свои летающие такси в Дубае парашютом. Этот сервис, в частности, предлагает перевозку пассажиров с крыши одного небоскреба на крышу другого.
Правда, здесь неясно, каким образом работает система с парашютом. Ведь у летательного аппарата нет системы управления парашютом.
В обычных самолетах большинство задач полета автоматизировано. Говорят, что пилоты отвечают, в основном, за взлет и посадку, да и то не всегда. Но в самолетах системы безопасности многократно дублируются. Их там много. В миниатюрном летательном аппарате об этом не может быть и речи.
С другой стороны, миниатюрные летательные аппараты менее сложные, чем бизнес-джеты, так что и управление взлетом, полетом и посадкой здесь попроще.
Сейчас некоторые компании стали продвигать идею электрических турбин. В качестве примера можно привести летательный аппарат от Lilium, относительно нового стартапа. Введение электромоторов и замена ими обычных ДВС приводит к упрощению схемы самого аппарата. Также появляется возможность дублирования моторами друг друга — если какой-то из них выходит из строя, в работу вступает другой.
В целом, можно с уверенностью сказать о том, что компании, разрабатывающие такие летательные аппараты, добьются своего и сделают их безопасными.
Насколько быстро и насколько далеко?
Преимущества автомобилей-самолетов неоспоримы. Отсутствие пробок, светофоров и прочих вещей значительно упрощает жизнь водителя (пилота?).
Кроме того, лететь по прямой — вовсе не то же самое, что ехать по дороге со всеми её изгибами. Даже если транспортное средство будет лететь не слишком быстро, то время на дорогу сокращается в несколько раз.
Вероятно, если летающие автомобили станут распространенными, то власти создадут нечто вроде воздушных коридоров, по которым и будет двигаться автомобильный транспорт. Можно предположить, что такие коридоры будут проходить по безопасной местности, где нет или мало людей. Так что авария не вызовет значительных последствий с человеческими жертвами.
И даже в большом городе преодолеть несколько десятков километров можно будет за несколько минут.
Насколько это просто?
Есть несколько достаточно сложных проблем, о которых стоит помнить при реализации идеи летающих автомобилей, но некоторые только кажутся сложными.
К примеру, в трехмерном пространстве, когда можно двигаться не только влево-вправо и вперед-назад, но и вверх-вниз облегчается задача навигации.
Даже, если летающих автомобилей будет много, несколько сотен метров высоты в качестве разрешенного коридора вполне достаточно для облета соседей. Плюс ко всему, властям не нужно заботиться о создании транспортной инфраструктуры. Ни знаков, ни светофоров, ничего. Нужны лишь соответствующие взлетно-посадочные площадки, причем некоторые из них ничем не будут отличаться от современных вертолетных, которые размещаются на крышах небоскребов.
Регулирование движение транспортных средств такого типа? Нет ничего проще.
А сколько это стоит?
Пока что рано говорить о том, как будет работать экономика летающего транспорта. Здесь много неясностей с регуляторами, с безопасностью, инфраструктурой (какая-никакая, но она должна быть), зарядными или заправочными станциями. Можно лишь предполагать.
А ведь еще не нужно забывать, что летающий автомобиль — недешевое удовольствие. Та же компания Uber, которая обещает к 2020 году выпустить летающие такси, работает во многих случаях себе в убыток. Компания старается привлекать клиентов дешевизной поездки. И это работает. Прибыль очень небольшая, но эту проблему компания планирует компенсировать при помощи роботизированных такси, которым не нужно платить, как водителям. Если тот же опыт будет перенесен и на летающие транспортные средства, то получение прибыли вполне реальная задача.
Будут ли пассажиры платить за сокращение времени перехода из точки А в точку Б? Скорее всего, да.
Так когда это случится?
Сейчас остается слишком много неясного, так что точно сказать, когда самолеты-автомобили будут не теорией и концептами, а практикой, сложно.
Скорее всего, когда самолеты-автомобили станут более-менее массовыми, они будут использоваться в ряде ниш, не повсеместно. И лишь с течением времени их специализация станет более универсальной.
Но это случится очень нескоро. Вероятно, многие из нас облачатся в серебристые костюмы и получат новейшие продукты питания в виде таблеток еще до того, как летающие авто станут массовым явлением.