1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эволюция передней части известных автомобилей у 15 основных брендов (инфографика)

Содержание

Эволюция передней части известных автомобилей у 15 основных брендов (инфографика)

За последние 10 лет в эволюции автомобиля произошёл квантовый скачок. Никогда ещё в истории автопром не развивался так стремительно и не достигал таких высот. Технологии, которые ещё недавно считались научной фантастикой, сегодня стали частью реальной жизни. Традиционные классификации автомобилей и типов кузова потеряли актуальность из-за массового распространения кроссоверов и внедорожников. На улицах городов снова появились электромобили, не производившиеся с начала XX века из-за сговора автогигантов с нефтяными корпорациями. И вдруг мы узнали, что они имеют ряд безусловных преимуществ перед машинами с бензиновыми и дизельными ДВС. Но ещё более перспективными являются гибриды, совмещающие в себе достоинства и тех, и других. Пока трудно предсказать, как скоро электрический транспорт полностью вытеснит автомобили на жидком топливе, но ясно одно: автомобильный рынок уже не будет прежним.

В 2010 г. глобальный автопром ещё не оправился от рецессии 2007-2008 гг. В результате банкротства и реструктуризации General Motors были ликвидированы такие известные марки, как Pontiac, Hummer, Saturn и Saab, а компания Ford отказалась от бренда Mercury. Корпорация Chrysler тоже прошла процедуру банкротства и в 2014 г. объединилась с Fiat в холдинг FCA. В тройку крупнейших автопроизводителей в мире американцы больше не входят: по состоянию на 2020 г. 1-е место занимает Volkswagen, 2-е – Toyota, 3-е – альянс Renault-Nissan-Mitsubishi. Среди стран лидерами остаются Китай, Япония и Германия. Замедление темпов глобализации привело к сокращению транснациональными корпорациями своих филиалов в некоторых регионах, где содержание сборочных заводов невыгодно. В 2017 г. полностью прекратилось серийное производство автомобилей в Австралии, хотя марка Holden всё ещё существует. С другой стороны, в той же Австралии вернулась к изготовлению гоночных машин компания Brabham, а в Европе происходит возрождение таких узкоспециализированных марок, как Alpine, DeTomaso и TVR.

Китайский рынок вырос с 13 млн. проданных автомобилей в 2010 г. до 21 млн. в 2019 г. Китайские фирмы, ранее известные как производители подделок, стали выпускать более качественную продукцию с оригинальным дизайном. Крупнейшие из них теперь активно завоёвывают рынки развивающихся стран, а Geely даже выкупила европейские марки Volvo и Lotus. Также показала неплохие результаты южнокорейская компания Hyundai Motor Group. Ещё вчера основной её продукцией были скучные бюджетные малолитражки сомнительного качества, но за последнее десятилетие репутация брендов Hyundai и Kia заметно выросла. В 2015 г. к ним присоединилась престижная марка Genesis, созданная для конкуренции с Mercedes-Benz, Audi и BMW, а у Hyundai появилась линейка заряженных хэтчбэков с буквой «N». В 2017 г. Kia выпустила недорогую спортивную модель Stinger, а Genesis – высокопроизводительный седан G70. Наконец, в 2020 г. было основано четвёртое подразделение под названием Ioniq, которое будет выпускать только электромобили. Тем же путём пошла компания Volvo, выделившая электрические модели в самостоятельную марку Polestar.

Статья в тему:  Сравниваем дешевый современный автомобиль с самым дорогим 100 лет назад

В 2010 г. 53% автомобилей оснащались бензиновыми двигателями, 46% — дизельными и только 1% — электрическими или гибридными. К 2019 г. соотношение резко изменилось: бензиновых машин теперь 65%, дизельных – 26%, электрифицированных — 9%. Причиной снижения спроса на дизельные двигатели стал знаменитый «Дизельгейт» — самый большой автомобильный скандал десятилетия. В 2014 г. группа учёных из Университета Западной Вирджинии испытала несколько моделей Volkswagen и обнаружила значительное превышение вредных выбросов в атмосферу в сравнении с показателями, полученными во время тестов. Когда обман раскрылся, компании пришлось заплатить штраф в размере $15 млрд., отозвать 500 тыс. автомобилей VW, Audi, Skoda и Porsche и уволить нескольких высокопоставленных менеджеров. В 2019 г. аналогичное разоблачение постигло концерн Daimler AG, который вынужден был заплатить $1 млрд. штрафа и отозвать 700 тыс. машин. Чтобы больше такого не повторялось, США и другие страны ужесточили экологические требования и процедуру испытания моделей с дизельными силовыми установками. Отчасти благодаря этим мерам средний объём выбросов CO2 среди новых автомобилей сократился со 150 г/см3 в 2010 г. до 100 г/см3 в 2019 г.

Настоящую революцию в области экологически чистого транспорта произвёл ведущий инноватор современности Илон Маск. В 2010 г. его компания Tesla Motors была нишевым стартапом, который с большим трудом распродавал ограниченную партию электрических родстеров на базе Lotus Elise. Когда Илон Маск бросил вызов мировым автогигантам и заявил о своём намерении изменить правила игры на рынке, многие не восприняли его слова всерьёз. Несмотря на государственные займы и крупные инвестиции, фирма долгое время работала в убыток и находилась под угрозой банкротства. И вот в 2020 г. Tesla является лидером в сегменте электромобилей, выпускающим три легковые модели разных классов: престижный седан Model S, люксовый кроссовер Model X и компактный фастбэк Model 3. Эти машины не имеют аналогов по динамике, вместительности, тишине в салоне, размерам сенсорного экрана и запасу хода без подзарядки. За доплату они оснащаются самым продвинутым на сегодняшний день автопилотом, который управляет автомобилем практически без участия водителя. В начале следующей декады Tesla планирует запуск электрического пикапа и разработку беспилотного грузовика.

Вместе с Tesla Motors массовое производство электрических автомобилей запустили и другие компании, чтобы получить свою долю в новом сегменте рынка. В 2010 г. в продажу поступил недорогой Nissan Leaf, который стал самым популярным электромобилем в мире. Сегодня модели или модификации автомобилей с нулевыми выбросами CO2 есть уже практически у каждой марки. Не меньшим спросом пользуются гибриды, особенно со схемой plug-in hybrid, где бензиновый мотор используется в основном в качестве генератора. В этой категории лидируют Chevrolet Volt и Toyota Prius. В 2013 г. были разработаны первые гибриды среди гиперкаров: Porsche 918 Spyder, LaFerrari и McLaren P1. Всеобщая электрификация охватила и автоспорт: гибридные гоночные автомобили Audi, Porsche и Toyota стали побеждать в 24-х часах Ле-Мана, а в Формуле-1 была разрешена технология KERS. В 2014 г. состоялись первые заезды Формулы-Е – специальной гоночной серии для электрических болидов. Во всех развитых странах появились сети заправочных станций с возможностью быстрой зарядки аккумуляторов. Также наблюдается увеличение ёмкости батарей и, как следствие, запаса хода – в 2010 г. типичный электрокар мог проехать без подзарядки 150-200 км, в 2020 г. – от 300 до 600 км.

Статья в тему:  Статистика продаж новых автомобилей в России за Январь 2015/2016 года

Главным достижением десятилетия в области автомобильных технологий стал автопилот. В 2010 г. команда из 15-ти инженеров Google во главе с профессором Стенфордского университета Себастьяном Труном разработала прототип так называемого «Гугломобиля», или Google Self Driving Car. Затем автопилот был установлен на автомобили Toyota Prius, Lexus RX450h и Audi TT, которые проехали в общей сложности более 1 млн. км с минимальным участием человека. В 2016 г. проект был выделен в дочернюю компанию Waymo, которая в 2018 г. запустила в Фениксе (Аризона) сервис коммерческого автономного такси Waymo One. Кроме неё, разработкой беспилотных машин сейчас занимаются фирмы GM, Uber, Tesla, Volkswagen, BMW, Volvo, Nissan, Jaguar Land Rover и др. И хотя современные автомобили имеют в лучшем случае второй уровень автономности из пяти возможных, дальнейшее развитие систем искусственного интеллекта позволит в скором времени отказаться от таких элементов управления, как руль и педали. Впрочем, стремительное развитие технологий порождает новые этические и юридические проблемы. Чью жизнь автопилот должен сохранить в первую очередь: водителя или пешехода? Кто виноват, если беспилотный автомобиль спровоцировал ДТП: его владелец, компания-производитель или компьютер? На эти вопросы пока не найдено однозначных ответов, но статистика свидетельствует о том, что автономное вождение гораздо безопаснее автомобиля с водителем.

Пока автопилот ещё широко не распространён, но есть много других полезных функций, облегчающих управление автомобилем. Адаптивный круиз-контроль с функцией слежения за дорожными знаками и разметкой, система предотвращения столкновений и автоматическая парковка стали доступны не только на моделях высшего класса, но и в бюджетном сегменте. Большой прогресс достигнут в сфере активной безопасности. Использование камер и радаров позволяет своевременно обнаружить препятствие, а функция автоматического торможения среагирует намного быстрее, чем водитель. Если же аварии избежать не удалось, с новыми технологиями пассивной безопасности можно быть уверенным, что не пострадают ни пассажиры, ни пешеходы. Большинство современных машин подключены к Интернету и имеют специальное ПО для интеграции с мобильными устройствами, с помощью которых можно прокладывать маршруты, загружать музыку и видео, совершать онлайн-покупки, ставить автомобиль на сигнализацию и даже управлять им дистанционно. Через мобильные приложения теперь легко заказать такси (Uber и т.п.) или взять автомобиль на прокат (услуги каршеринга).

Изменения в дизайне автомобилей 2010-х продиктованы развитием технологий компьютерного моделирования, совершенствованием методов производства, использованием новых материалов и массовым распространением светодиодной оптики. В сравнении с прошлой декадой современные автомобили отличаются более сложной, рельефной поверхностью кузова с преобладанием острых граней, улучшенной аэродинамикой, увеличенными размерами решётки радиатора и воздухозаборников, более узкими фарами, высокой поясной линией и колёсными дисками большего диаметра. К концу десятилетия на седанах Lexus и некоторых суперкарах боковые зеркала были заменены камерами заднего вида. В производстве получила широкое применение 3D-печать. С целью сокращения отходов автопроизводители совершенствуют технологии утилизации и вторичной переработки материалов.

Статья в тему:  Топ 5 самых крутых бронированных автомобилей 2016 года

Самым популярным классом автомобилей теперь являются кроссоверы. На их долю приходится уже 40% от общего числа продаж на рынке Европы. Тенденция во многом обусловлена тем, что само понятие «кроссовер» стало гораздо шире. В начале 2000-х так называли только компактные полноприводные модели с несущим кузовом (Toyota RAV4, Ford Explorer, Mercedes-Benz M-Class), противопоставляя их большим люксовым внедорожникам с отдельной рамой. Но потом появились Porsche Cayenne, BMW X5, Range Rover Sport, Audi Q7 и другие «паркетники» высшего класса, а также среднеразмерные внедорожники. В результате слова «кроссовер» и «внедорожник» всё больше употребляются как синонимы, несмотря на очевидную пропасть между городской малолитражкой с увеличенным дорожным просветом и традиционным джипом повышенной проходимости. Сейчас в Европе и США компактные кроссоверы практически полностью вытеснили с рынка некогда распространённые седаны вроде Ford Mondeo, Mitsubishi Lancer и Chevrolet Cruze. Трендом последних лет стали спортивные и люксовые кроссоверы: Alfa Romeo Stelvio, Aston Martin DBX, Bentley Bentayga, Jaguar F-Pace, Lamborghini Urus, Maserati Levante и Rolls-Royce Cullinan. Появились даже кроссоверы-кабриолеты, такие как Range Rover Evoque Convertible и Volkswagen T-Roc Cabriolet.

Последнее десятилетие наблюдается невиданный рост производительности и динамики спортивных автомобилей. Время разгона до 100 км/ч менее 3 секунд и максимальная скорость 300 км/ч уже никого не удивляют. Для 4-цилиндровых двигателей стала нормой мощность 200-250 л.с., для 6-цилиндровых – 300-350 л.с., для 8-цилиндровых не редкость и 500 л.с., а 12-цилиндровые выдают до 800 л.с. При этом современные силовые агрегаты отличаются беспрецедентно низким расходом топлива и соответствуют всем экологическим нормам. Стали популярны «мягкие» гибриды, оснащённые вспомогательным электромотором или 48-вольтовым стартер-генератором для быстрого разгона. Нередко в комплектации спортивных автомобилей можно увидеть автоматические и роботизированные трансмиссии с 8-ю, 9-ю и 10-ю передачами, системы векторизации крутящего момента и электронного управления дифференциалом, подруливание задних колёс, адаптивную подвеску, углерод-керамические тормоза, систему рекуперации тормозной энергии и активную выхлопную систему. На самых дорогих моделях используются системы активной аэродинамики: регулируемые закрылки в переднем сплиттере и заднем диффузоре, подвижные заслонки воздухозаборников, внутренние воздушные каналы для увеличения прижимной силы и антикрыло с изменяемым углом атаки.

Финальным аккордом уходящей эпохи бензиновых двигателей стала тройка современных американских muscle-каров: Ford Mustang, Chevrolet Camaro и Dodge Challenger, теперь доступные в продаже не только в США, но и во многих других странах. Их возвращение запустило новую гонку лошадиных сил, в ходе которой появились такие монстры, как 840-сильный Dodge Challenger Demon, 755-сильный Corvette ZR1 и 760-сильный Shelby Mustang GT500, а также 700-сильный внедорожник Jeep Trackhawk и 575-сильный пикап Shelby Raptor. В более элитарном сегменте мощность некоторых серийных гиперкаров уже превышает 1000 л.с., а разгон до 100 км/ч занимает 2-2.5 с. В 2019 г. Bugatti Chiron установила новый рекорд скорости, вплотную приблизившись к отметке 500 км/ч. Для любителей экологически чистого транспорта предлагаются полностью электрические гиперкары вроде Rimac C_One и Lotus Evija, по многим параметрам превосходящие своих бензиновых конкурентов. Производители более традиционных суперкаров стали делать акцент на эксклюзивности. Чтобы клиенты не обращались в тюнинг-ателье, они открыли специальные подразделения по индивидуальной настройке, доработке и персонализации автомобилей. Для самых богатых предлагаются лимитированные серии и даже эксклюзивные модели, сделанные на заказ. В каком-то смысле это можно рассматривать как возвращение к эпохе кузовных ателье. Стоимость отдельных машин «от кутюр», таких как Bugatti La Voiture Noire и Rolls-Royce Sweptail, перевалила за $10 млн. Также наблюдается рост цен на коллекционные ретро-автомобили, и на волне интереса к ним компании выпускают ограниченные партии репликаров.

Статья в тему:  Ожидаемая премьера Fiat 500 на автосалоне в Нью-Йорке 2014

Кто-то уже называет 2010-е лучшей декадой в истории автомобилестроения. Возможно, таковыми они и останутся. Учитывая пандемию коронавируса 2020 г., прогнозируемый вслед за ней экономический кризис и сокращение добычи нефти, вполне вероятно, что мы уже не вернёмся к достигнутым в конце 2010-х показателям автомобильного производства, продаж, потребления топлива и количества персонального транспорта на душу населения. Впрочем, мировая экономика переживала и не такие трудности, но технический прогресс не останавливался никогда.

«Эпохальные» машины. Модели-символы десятилетий автомобильной истории

Мы задумались над тем, какие автомобили могли бы представлять разные десятилетия, в наилучшей степени демонстрируя приоритетные ценности и направления инженерной мысли представляемого периода. Вышло местами предсказуемо, местами неожиданно, но, наш взгляд, довольно интересно!

1890-е: пионеры автопрома и Benz Velo

Первые автомобили появились в конце XIX века. Стилистически и конструктивно они во многом повторяли конные экипажи: большие по диаметру, но тонкие спицованные колеса, рессорные подвески, характерные формы кузова. Двигатель, как правило, располагался под или за высоко установленным диваном, на котором восседали шофер и пассажир. Привод осуществлялся ремнем или цепью на задние колеса, органы управления кардинально отличались от того, к чему мы привыкли сейчас.

Эта эпоха, безусловно, связана с именем Карла Бенца и его ранними моделями. Одной из наиболее знаменитых машин того времени является четырехколесный Benz Velo (1894-1901 гг.), во многом благодаря тому, что было освоено его серийное производство, – для многих «первенцев» автопрома это оказалось недостижимым уровнем!

1900-е, монархи и Rolls-Royce 40/50HP Silver Ghost

Первые автомобили были, безусловно, роскошью в том смысле, что в силу конструктивной сложности и штучного производства стоили очень дорого. Но по-настоящему комфортными, впечатляющими своими техническими характеристиками они стали лишь в ХХ веке. Это уже не «самобеглые» коляски, похожие на легкие кареты без лошадей, а по-настоящему шикарные транспортные средства, достойные первых лиц государств. Безусловно, одним из символов здесь является Rolls-Royce 40/50HP Silver Ghost (1906-1926 гг.).

1910-е, трудящиеся и Ford Model T

Ford Model T стал первым по-настоящему массовым автомобилем: в 1908-1927 годах было выпущено свыше 15 миллионов экземпляров этой модели. Одна из причин успеха (помимо, в общем-то, удачной конструкции) – невероятно низкая для столь технологичного продукта цена. Именно «Жестянка Лиззи» стала первым по-настоящему доступным автомобилем. Также появление Model T прочно ассоциируется с внедрением конвейерного производства в автомобильной промышленности.

1920-е, гонщики-аристократы и Bugatti Type 35

Автомобиль быстро стал опасной, но увлекательной игрушкой аристократов. 20-30-е годы ХХ века отметились расцветом автомобильных соревнований и, как следствие, появлением гоночных болидов. И как здесь не вспомнить легендарное семейство Bugatti Type 35 (1926-1930 гг.), представители которого принесли немало побед на гоночных трассах.

Статья в тему:  Сферический пластик на торпедо автомобилей анализирует уровень нагрева салона автомобиля солнечными лучами

1930-е, инженеры-экспериментаторы и Citroёn Traction Avant

Предвоенные годы – это время смелых экспериментов, проб и ошибок. И очень интересных как со стилистической, так и с технической точки зрения автомобилей. Достаточно вспомнить американский Cord 810/812 или восточноевропейскую Tatra 87. Но все же на роль символа того времени в большей степени претендует более известный широким массам Citroёn Traction Avant (1934-1957 гг.). В нем также немало технических изюминок и прогрессивных решений: несущий кузов, передний привод, торсионно-рычажная подвеска. А также «быстросъемный» передний модуль: весь силовой агрегат с передней подвеской отсоединялся от кузова менее чем за час.

1940-е: военные и Jeep Willys, народы и Volkswagen Beetle

Да, две модели. Легкий армейский вездеход Willys MB (1941-1945 гг.), являющийся, по сути, прародителем всех внедорожников, напоминает нам о Второй мировой войне.

А самый узнаваемый автомобиль всех времен и народов – Volkswagen Beetle (1946-2003 гг.) – символизирует уже послевоенную эпоху, когда восстанавливающимся странам был нужен по-настоящему народный автомобиль. И для многих им стал как раз «Жук», хотя в национальных масштабах у разных народов – свои народные. Вспомнить те же Citroёn 2CV, Rover Mini, Fiat 500 и 600…

1950-е: рок-н-ролл, Элвис и Cadillac Eldorado

Спустя всего лишь десятилетие мир оправился от прежних невзгод. Это время больших дорогих автомобилей. Советские граждане получили «Волгу», немцы – Mercedes SL, а американцы – Cadillac Eldorado. Причем с каждым модельным годом и поколением «плавники» становились все больше, а дизайн все вычурнее. Но именно такие машины стали символом Америки 1950-х!

1960-е: молодежь и Ford Mustang

Еще один культовый американский автомобиль, который стал новым маркетологическим чудом и подарил миру еще один узнаваемый образ, – Ford Mustang (1964-1968 гг.). Вот что бывает, когда заурядную техническую начинку оборачивают в яркую упаковку и предлагают по шокирующе низкой цене!

1970-е: энергетический кризис и Honda Civic

В 1973 году в мире разразился энергетический кризис, но к тому моменту у японцев уже был ответ – Honda Civic! Компактный, экономичный и удивительно надежный автомобиль, который спас немало семейных бюджетов от катастрофы и сделал важный вклад в имидж японского автопрома. Первое поколение Civic увидело свет в 1972-м – за два года до Volkswagen Golf. Вот и думайте, кто тут основатель класса.

1980-е: семейные ценности, Renault Espace в Европе и Chrysler Voyager в США

Хэтчбеки, седаны, универсалы, внедорожники – в 1980-х этот набор пополнился минивэнами, они же однообъемники или УПВ (универсалы повышенной вместительности). На несколько десятилетий они стали главной мечтой и выбором больших семей. Одним из родоначальников современных минивэнов считается Renault Espace (1984-1991 гг.), рожденный в сотрудничестве французского производителя с компанией Matra.

Но было бы несправедливо отдавать титул первопроходца только ему, ведь в том же 1984 году в США появился знаменитый Voyager, изначально под маркой Plymouth. И очень символично, что именно ему была уготована значительная роль в истории спасения концерна Chrysler от краха.

Статья в тему:  Лучшие автомобили Ауди за последние 20 лет

1990-е: доступные высокие технологии и Audi A8

80-90-е годы ХХ века называют золотыми десятилетиями в автомобильной истории. Это мы вздыхаем с ностальгией про ресурс, кроме этого, в тот период времени наблюдается активное внедрение высокотехнологичных решений в массовые сегменты рынка. «Легковой» полный привод, высокоэффективные дизельные моторы, подушки безопасности, система курсовой устойчивости – все это постепенно становится доступно не только для богатых покупателей. Символ внедрения высоких технологий – Audi A8 с алюминиевым кузовом (1994-2001 гг.). Спустя несколько лет немцы «оденут» в «крылатый металл» и куда более доступную модель А2.

2000-е: всеобщая забота об экологии и Toyota Prius

Про гибриды начали говорить еще в конце 1990-х, но – давайте начистоту – тогда они воспринимались не более чем транспорт для помешанных на экологии фриков. Все изменилось в 2000-х, а нынче любой уважающий себя производитель вынужден иметь в модельном ряду гибридные версии. Но до сих пор при словах «гибридный автомобиль» перед глазами возникает… Да-да, одно из первых поколений Toyota Prius!

2010-е: возвращение «электричек» и Tesla Model S

Возвращение? Разумеется! Ведь в начале ХХ века электромобили на равных соперничали с машинами, оснащенными паровыми двигателями и двигателями внутреннего сгорания. Последние тогда победили, но, похоже, наступает время реванша. И ознаменовала новую эру Tesla и ее Model S. Можно сколько угодно говорить о том, что весь гений Маска заключался лишь в том, чтобы запихнуть в свою «электричку» батарею побольше. Может, и так, но по крайней мере именно он придумал, как сделать электромобиль интересным для сотен тысяч покупателей, да еще и угадал с моментом. В общем, браво!

2020-е: ?

«Двадцатые» только начинаются, а значит, все еще впереди! Есть идеи, какие технологии определят начавшееся десятилетие, какие серийные или концептуальные модели в наибольшей мере их отражают? Поделитесь своим мнением в комментариях.

1960-2020. Реальная история автомобилестроения в базе объявлений Автобизнеса

Эволюция передней части известных автомобилей у 15 основных брендов (инфографика)

  • Рекламодателям
  • Водителям
  • Описание
  • Оклейка такси
  • Корпоративное брендирование
  • Винилография
  • Готовый дизайн
  • Антигравийная защита
  • РЕКЛАМА
  • СТРАХОВКА
  • СЕРВИСЫ
  • БЛОГ
  • КОНТАКТЫ
  • ПОМОЩЬ
  • О продукте
  • Рекламодателям
  • Водителям
  • Описание
  • Оклейка такси
  • Корпоративная оклейка
  • Винилография
  • Готовый дизайн
  • Антигравийная защита

Во-первых, это красиво
В 20-х годах автомобильный рынок постепенно наполняется и у покупателей (о Боги!) появляется выбор. Автомобиль остаётся предметом роскоши. И состоятельные покупатели начинают обращать внимание на его внешний вид и предпочитают красивые и дорогие модели более дешевым, но неэстетичным аналогам. Тут на сцену на сцену и выходит понятие автомобильного дизайна!

Самая первая художественно сконструированная (дизайнерская) модель автомобиля La Salle выпущена в 1927 г. концерном General Motors. Успех модели сделал профессию дизайнера популярной и в корне изменил подход к оформлению внешнего вида автомобиля. Теперь кузов не просто прикрывает железо. Автомобиль становится «скульптурой на колёсах». Форма служит не только законам аэродинамики, но и эстетическому вкусу.

Дизайн-мышление: от красивой картинки к инновации

Постепенно рынок автомобилей стал насыщаться и людей стало сложно удивить просто красивой картинкой. Дизайнеры сфокусировались на опыте пользователей. Стали не просто удовлетворять визуальные потребности, а пошли по пути решения пользовательских проблем. Появляется дизайн-мышление – метод создания продукта, ориентированного на человека.

Статья в тему:  Крупная авария в Великобритании - пострадало более 100 автомобилей и 200 человек получили ранения

В центре дизайн-мышления запрос пользователя, а лишь потом технические и экономические возможности. Пример такого подхода — микроавтомобиль компании Tata Nano.

В Европе микроавтомобили появились еще в 50-е годы прошлого века. Однако автомобили вроде Smart компании Mercedes стоимостью 12 000 долларов недоступны для большей части индийских потребителей. Tata ответила на такое положение разработкой машины, в которой есть все необходимое для пользователей, но цена которой намного ниже. Двухцилиндровый двигатель компактен и легок, более дешев в производстве. Электронная система управления двигателем позволяет проехать 100 километров на 3,5 литра топлива, при этом объемы выхлопов ниже, чем у большинства мотоциклов на индийских дорогах.

Цена автомобиля составляет 2000$ – благодаря этому Nano сможет выйти на рынок, ранее недоступный для производителей автомобилей.

«Гелик», Land Cruiser и другие: как китайцы копируют известные модели

Просто так взять и «скопипастить» дизайн знаменитого западного автомобиля — дело нехитрое. В арсенале многих китайских компаний есть десятки, а то и сотни практически точных копий известных машин из США, Европы и Японии. Но вот куда сложнее, например, клонировать сразу несколько совершенно разных моделей, отделив от них самые лучшие гены. У кого-то это получается так себе, однако на некоторых машинах подобные «двойные», а то и «тройные» стандарты выглядят вполне гармонично.

В 2010 года пекинская компания Hawtai выпустила кроссовер B35, в основу которого легла платформа Hyundai Santa Fe. При этом китайцы посчитали внешность южнокорейского «донора» недостаточно яркой, поэтому новому автомобилю решили придать черты премиальных «европейцев». В оформлении оптики и воздухозаборников можно без труда увидеть сходство с Audi Q7, а при взгляде на массивную радиаторную решетку с характерным сетчатым узором на ум незамедлительно приходит Jaguar XF. А вот общие пропорции кузова и оформление салона говорят о «родстве» с Porsche Cayenne первого поколения.

Но вот техническая начинка у китайского клона куда скромнее. В движение Hawtai B35 приводится 1,8-литровым 150-сильным бензиновым турбмотором, либо 2,0-литровым дизелем мощностью 150 лошадиных сил. Двигатели работают вместе с пятиступенчатой механической коробкой или со стареньким четырехдиапазонным «автоматом». Кстати, эта пародия на европейский премиум официально продавалась и в России — в 2015 года сборку китайского кроссовера наладили на черкесском заводе «Дервейс» под названием Boliger. Шесть лет назад автомобиль можно было приобрести примерно за 800 тыс. рублей.

Компания Suzhou Eagle специализируется на производстве электромобилей самой разной направленности — от гольф-картов для перевозки по полю игроков с клюшками до больших городских мусоровозов. Однако в 2015 году китайцы пошли на смелый эксперимент: на Шанхайском автосалоне дебютировало купе под названием Carrie, при создании которого разработчики явно черпали вдохновение у Porsche 981 Cayman.

С этим спорткаром творение Eagle роднит форма кормы, задняя оптика и даже классическая красно-оранжева эмблема Porsche Crest на капоте, в которой название немецкой марки просто заменили на «Eagle». При этом на «лицо» автомобиля натянули характерную улыбку Ferrari F12berlinetta. В те времена в Porsche только планировали выпуск электрокаров, а в Ferrari, кажется, о «зеленых» машинах тогда даже и не думали. Но вот Suzhou Eagle Carrie получил два электромотора со скромной суммарной отдачей в 120 лошадиных сил. И если разгон до «сотни» был более менее сносным — 4,8 сек., то максимальная скорость не шла ни в какое сравнение с европейскими спорткарами — всего 120 км/ч.

Статья в тему:  Топ лучших премьер на 2017 Детройт автошоу

Во внешности передка BYD F8 без труда можно узнать Mercedes-Benz CLK в кузове А209, однако задняя часть автомобиля срисована с французского Renault Megane CC. В то же время складной жесткий верх позаимствовали у еще у одного «Мерседеса» — SLK, благодаря которому, кстати, F8 вошел в историю в качестве первой машины из КНР с подобной конструкцией крыши.

А вот с технической начинкой китайцы мудрить не стали: под капотом у BYD F8 разместили простенькую рядную атмосферную «четверку» объемом два литра и мощностью 140 лошадиных сил, работающую в паре с пятиступенчатой «механикой» или вариатором. Китайский «французо-немец» успехом не пользовался — с 2009 по 2010 год компания BYD выпустила чуть более сотни подобных кабриолетов.

Марка Beijing Auto, входящая в корпорацию BAIC, многим известна благодаря волне себе удачной копии внедорожника Gelandewagen, которая продается под названием BJ80. Однако в арсенале бренда есть и «90-ая» модель, базирующаяся на Mercedes-Benz GL второго поколения. Причем вполне легально, поскольку у BAIC и концерна Daimler в Китае есть совместное предприятие по производству машин для местного рынка. Поэтому линейка двигателей Beijing BJ90 представлена «мерседесовскими» агрегатами: трехлитровым 333-сильным бензиновым V6 и четырехлитровым агрегатом V8 мощностью 422 лошадиные силы.

Beijing BJ90 не только по габаритам не отличается от своего платформенного «донора», но и в профиль практически идентичен второму GL. Однако в передней части кузова сходство с немцем заканчивается: при разработке радиаторной решетки и фронтальной оптики явно оглядывались на Jeep Grand Cherokee.

В 2020 году малоизвестная китайская фирма Hengtian Automobile представила большой внедорожник L4600, который внешне копирует сразу две модели Toyota — Land Cruiser 200 и Land Cruiser Prado. При этом пародией назвать модель язык не поворачивается — судя, по характеристикам, это вполне серьезный автомобиль. Hengtian L4600 с рамной конструкцией оснащен 4,6-литровым атмосферным бензиновым двигателем V8, развивающим 288 л.с. и 408 Нм крутящего момента. Мотор работает вместе с шестиступенчатым «автоматом» и системой полного привода с жестким подключением переднего моста.

По некоторым характеристикам «китаец» превосходит знаменитый «Крузак». К примеру, дорожный просвет у L4600 составляет 232 мм, что на 2 мм больше, чем у японца. Внедорожник из КНР способен преодолевать броды глубиной до 800 мм, тогда как этот показатель у LC200 на 100 мм меньше. Наконец, у автомобиля Hengtian есть блокировка заднего дифференциала, тогда как для Land Cruiser 200 подобная опция доступна лишь на избранных рынках.

Бренд Landwind за пределами КНР знаменит, прежде всего, клонированием автомобилей марки Land Rover, с которой китайцы долго судились из-за обвинений в плагиате. Но на самом деле досталось не только британцам — у Landwind копии известных моделей Volkswagen, Mercedes-Benz, Mazda и Toyota. А в начале 2017 года китайцы выпустили кроссовер E36, который по своей общей форме кузова уже очень напоминает Mitsubishi ASX, а в передней части — Lada XRay.

У новой модели АвтоВАЗа был полностью скопирован фирменный «икс-фейс», придуманный тогдашним шеф-дизайнером Волжского автозавода Стивом Маттином. Форма головной оптики и ее графика, радиаторная решетка, хромированные молдинги в виде бумерангов — все было срисовано у британского специалиста, носящего титул «лучшего дизайнера 1997 года».

Статья в тему:  В новых автомобилях обзорность водителя становится все хуже

Автопроизводители из Индии не так знамениты своей склонностью к копированию западных машин, как их китайские соседи, однако очень смелые эксперименты там тоже бывают. Совсем недавно местная фирма Force Motors представила огромный рамный внедорожник под названием Trax Cruiser, представляющий из себя гибрид Mercedes-Benz G-Class и старого Toyota Land Cruiser (J70). Автомобиль доступен в двух основных модификациях: с салоном на 10 и аж на 13 человек, причем в последнем случае внутри не будет предусмотрено мест для багажа.

История и эволюция несущего кузова

Основой автомобиля с момента его рождения была рама. Начиная с 30-х годов прошлого века конструкторы неоднократно пытались усовершенствовать это инженерное решение.

Сегодня рама сохранилась главным образом на грузовиках и некоторых внедорожниках. Большинство легковых автомобилей имеет несущий кузов. Все нагрузки, передаваемые через колеса и подвеску, воспринимают в нем стальные элементы — панели, штампованные профили, которым в самых ответственных местах придают коробчатое замкнутое сечение. Так формируется силовой каркас кузова, по которому распределяются воздействующие на него усилия — от неровностей дороги, массы перевозимого груза, пассажиров и т.д.

Сварная конструкция из штампованной стали наиболее технологична в поточном производстве. При замене рамы несущим кузовом днище салона опускается на величину высоты лонжеронов рамы. Соответственно снижается центр тяжести. Автомобили с несущими кузовами имеют меньшую массу по сравнению с однотипными рамными. Вследствие этих причин в середине тридцатых годов XX века многие автомобильные фирмы перешли на «монокок» — так в ряде стран до сих пор именуют несущие кузова.

Чистота идеи

Первой развернула в 1934 году массовое производство легковых автомобилей с такими кузовами французская фирма «Citroen». Это была поистине революционная машина Traction Avant.

Правда, еще с 1922 года «Lancia» выпускала модель Lambda с открытым несущим кузовом типа фаэтон. Но в отличие от современного понимания этого термина у нее скорее была «разросшаяся» рама в виде пространственного каркаса, собранного из замкнутых профилей. И хотя многие автомобильные историки считают Lambda пионером настоящего «монокока», итальянцы сделали лишь первую попытку.

В отличие от них «Citroen» и «Opel» (модель Olympia, 1935 год) создали подлинно несущие кузова, у которых нагрузку воспринимали все панели. Причем крыша и днище тоже являлись силовыми элементами.

Возможны варианты

Разумеется, фаэтон или кабриолет с несущими кузовами имеют недостаточную жесткость. В результате в них приходится вводить усилители, особенно в зоне днища.

У автомобилей с продольно расположенным двигателем узел подвески передних колес, создающий основную нагрузку на передок, вынесен слишком далеко вперед и требует усиления. При такой схеме между продольными коробчатыми лонжеронами и моторным шитом несущего кузова устанавливают подкосы, как было на «Волге» ГАЗ-21. Подкосы либо приваривают к кузову, либо крепят болтами.

Первой отечественной моделью с несущим кузовом стала в 1946 году «Победа». За ней в 1950 году появился ГАЗ-12 (или ЗИМ). Его несущий кузов имел не два. а три ряда сидений за счет откидных страпонтенов. Любопытно, что этот автомобиль изначально разрабатывали как фаэтон! В результате большая длина его кузова вынудила конструкторов ввести подкосы и мощную поперечину в зоне подвески задних колес.

Статья в тему:  Автомобиль NASCAR показал дизайн 2018 Toyota Camry?

Однако такая мера мало повышала комфортабельность столь солидного авто: на кузов практически напрямую продолжали передаваться все удары и вибрации от колес, возникал шум… Поэтому со временем у лимузинов появился «посредник», прикрепленный к нижним силовым элементам кузова на резиновых подушках, — подрамник. В дальнейшем два подрамника, передний и задний, начали устанавливать на многие машины высшего класса.

Фирма «Citroen», всегда отличавшаяся оригинальными техническими решениями, первой превратила подрамник в сборочную единицу: у модели CX 1974 года его вместе с двигателем можно было «выкатить» из моторного отсека вперед. Постепенно передний подрамник перекочевал и на автомобили компактного класса. Так удобнее всем: седокам, технологам, механикам на станции техобслуживания.

Подводные камни

Однако не забудем, что несущий кузов с его панелями, обычно изготовляемыми из тонколистовой (0,7—1,2 мм) стали, легко поддается коррозии. Иногда дело доходит и до сквозного проржавления, что приводит к серьезному ослаблению несущей системы.

Пока традиционалисты изыскивали рецепты антикоррозионной защиты (двухсторонняя оцинковка, многослойные грунт и краска с внешней стороны), в 60-е годы появились несущие кузова из стеклопластика. Первенство в этом принадлежит спортивному автомобилю Lotus Elite 1. Чтобы придать некоторым элементам его кузова коробчатое сечение, использовались шесть (!) основных модельных форм и две вспомогательные. Все они накладывались друг на друга и затем склеивались. В результате получилась легкая и прочная конструкция.

Почти одновременно появились комбинированные кузова. Например, у восточно-германского Trabant моделей P50 и P601, выпускавшихся национализированным заводом DKW, несущая часть кузова была сварена из стали. А наружные панели, не воспринимающие нагрузок, делали из пластмассы Duroplast, армированной опилками, отрубями и Бог знает чем еще. Помните фильм Кустурицы «Черная кошка, белый кот», где брошенный на обочине дороги «Траби» постепенно поедает свинья?

Однако время убогих социалистических технологий давно миновало. Конструкторы продолжают искать достойную замену стальному листу. Революционное решение выдвинул немецкий концерн «Volkswagen». На серийных моделях Audi A8 и A2 он применил несущий кузов из алюминиевого сплава! Причем получил именно каркасное строение, с обвязочными брусьями, как у дальней предтечи от Lancia Lambda. Только теперь эта технология пришла из мира авиации и космонавтики: сварная силовая «клетка» получила название ASF (Audi Space Frame).

С другой стороны, новейший Jaguar XJ — первый автомобиль с несущим кузовом из алюминия, сделанным по такой же штамповочной технологии, что и стальной. Однако панели его соединены уже вовсе не сваркой, а заклепками и клеем! С внедорожниками еще интереснее: в последнее время их раму стали «вваривать» в кузов. Так сделано у Jeep Cherokee, Chevrolet TrailBlazer, Mitsubishi Pajero и т.п. Инженерам удобнее рассчитывать деформации кузова и его несущих элементов как единого целого, да и центр тяжести машины понижается…

Несколько слов об автобусных несущих кузовах. Их основа напоминает горизонтально лежащую ферму от железнодорожного моста, к которой приваривают каркас из вертикальных труб прямоугольного сечения. Наружные панели из стали или алюминия жестко соединяются с ним и воспринимают часть нагрузки.

Итак, «монокок» прочно утвердился не только в легковом автомобилестроении. За последние двадцать лет конструкторы снабдили его сминаемыми по травмобезопасному алгоритму зонами спереди и сзади, сделали жестче на кручение, а теперь «учат» по-особому реагировать на разные удары… Но об этом — отдельный рассказ.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector