29 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эволюция автомобильной безопасности: История

Эволюция автомобильной безопасности: История

От ремней безопасности до роботизированных автомобилей.

В Британии отпраздновали 32-ю годовщину закона об обязательном использовании ремня безопасности. В разных странах мира в разное время принимались такие же важные и можно сказать судьбоносные решения. Началось все с простого трехточечного ремня безопасности и такое развитие не только не остановилось, а пошло продвигаться дальше, оно все больше стало защищать водителя и пассажиров от пагубного влияния на них дорожно-транспортных происшествий.

В Великобритании, первый появившийся закон касавшийся ремней безопасности, который в частности обязывал производителей всех новых транспортных средств устанавливать крепления для ремней безопасности, был принят почти пол века назад. Но только лишь 32 года назад законопроектом были утверждены его жесткие правила и положения, где более четко был прописан весь порядок эффективности использования этих ремней безопасности.

С 31 января 1983 года в Великобритании стало обязательным выполнять требования этих правил и пристегиваться на передних сидениях авто ремнем безопасности. После принятия закона согласно исследованиям проведенным в Британии, в стране на 25% уменьшилось количество летальных исходов и на 29% снизился уровень тяжелых травм водителей и передних пассажиров на прямую связанных с автоавариями.

В связи с празднованием такого важного для англичан и всего мира гуманного закона, мы решили окунуться в историю, вспомнить все судьбоносные вехи в развитии систем безопасности известных сегодня всему современному человечеству.

1959: Ремни безопасности

Автофирма Volvo внедряет свой первый трехточечный ремень безопасности. Это по-прежнему остается одним из самых эффективных устройств безопасности.

1960: Передняя панель с мягкой подкладкой

Еще одна разработка фирмы Volvo. Она была создана для уменьшения травм лица и груди человека.

1965: Первый закон об обязательном использовании ремней безопасности

Все новые выпускающиеся в свет автомобили в Британии с этих самых пор должны обязательно иметь на передних сидениях авто, конкретные точки крепления для ремней безопасности.

1966: Антиблокировочная система (ABS)

Jensen FF стал первым серийным автомобилем на котором уже тогда стояла механическая антиблокировочная система ABS. Все было создано и сделано на основе авиационных технологий.

1967: Ужесточение закона о ремнях безопасности

Все автомобили продаваемые в Великобритании должны быть укомплектованы ремнями безопасности для передних сидений.

1967: Подголовники для сидений

Еще одно гениальное изобретение от фирмы Volvo, это подголовники. Они стали защищать шею и голову водителя при ударах в машину сзади.

1978: Электронная антиблокировочная система (ABS)

Фирма Mercedes делает новый прорыв в безопасности, создает электронную антиблокировочную систему для своей hi-end модели S класса.

1981: Подушка безопасности для водителей

Она же, компания Mercedes ставит окончательную точку в разработке «идеальной» подушки безопасности. Все SRS по сегодняшний день работают по тому же принципу, который был разработан в 80-х годах компанией Mercedes-Benz.

1983: Британский закон об обязательном использовании ремней безопасности

Закон в Великобритании об обязательном использовании ремней безопасности для водителей и для пассажиров на передних сидениях. Более 90% британцев немедленно начинают выполнять требования вышедшего закона.

Статья в тему:  Два автомобиля в семье - лучшие решения в пределах одной марки

1987: Задние ремни безопасности

Последняя поставленная точка в вопросе о ремнях безопасности. Все автомобили в Британии должны быть оборудованы также и задними ремнями безопасности.

1991: Защита от бокового удара

Компания Volvo разрабатывает новую систему защиты с ребрами жесткости в дверях и умными сидениями от бокового удара (SIPS).

1991: Обязательное использование ремней безопасности на задних сидениях

Все находящиеся в автомобиле люди во время движения обязаны использовать ремни безопасности.

1994: Боковая подушка безопасности

В очередной раз компания Volvo на острие атаки, представляет новинку, боковую подушки безопасности на своей 850-ой модели, в дополнение к ребрам жесткости в дверях.

1995: Электронная система стабилизации (ESC)

Фирма Mercedes в сотрудничестве с компанией Bosh вновь становится первой по инновациям, появляется ее новая электронная система безопасности, которая была разработана для авто S-classа.

1996: Подушка безопасности для коленей

Компания Kia делает первую подушку безопасности для защиты коленей водителя, которую устанавливает на своем внедорожнике Sportage.

1996: Основание Euro NCAP

Проводятся первые краш-тесты, их результаты публикуются через год.

1997: Первые результаты работы Euro NCAP

Euro NCAP начинает тестирования. Автомобиль Volvo S40 стал первым автомобилем в мире по защите взрослых пассажиров, которому было присвоено 4 звезды по системе безопасности.

1998: Активные подголовники

Развивая тему безопасности 1968 года, компанией Saab впервые были изобретены активные подголовники.

2001: Первые лидеры по безопасности

Renault Laguna стал первым автомобилем, которому присвоили пять звезд.

2003: Рейтинг по детской безопасности

Рейтинг по безопасности более ужесточается с введением нового рейтинга защиты детей.

2005: Lane departure (Система предупреждения о смещении с полосы движения)

Впервые такая система появляется на автомобилях Citroen C4, C5 и C6. Она предупреждает о смещении машины с полосы движения.

2005: Травмо-безопасный капот

Этот Pop-up капот, снижает риск получения травм самими пешеходами, при наезде на них автомобилем. Первенцами с подобной системой безопасности стали автомобили Jaguar XK и Citroen C6.

2007: Система мониторинга слепых зон

На автомобиле Volvo S80 предусмотрена возможность визуального оповещения водителя о помехах в слепых зонах зеркал.

2008: Система автономного торможения

В 2008 году на автомобиле Volvo XC60 появляется новая автономная система торможения. В том случае, если водитель прозевал момент торможения, то это не беда, система сама вовремя оттормозиться.

2008: Увеличение количества тестов

В Euro NCAP тестов становится все больше.

2009: Новый рейтинг Euro NCAP

В 2009 году Euro NCAP окончательно ужесточает методику оценок безопасности. В нее входят, безопасность взрослого пассажира, безопасность ребенка, пешеходов, а также система активной безопасности. Автомобили без системы стабилизации в стандартной комплектации уже не смогут получить для себя пять звезд. В 2014 году произошло очередное ужесточение правил безопасности.

2015: Система распознавания пешеходов в темноте, а также, распознавание препятствий и активный круиз контроль

2018: Car2 Car и Car2 Infrastructure

Это умные автомобили будущего. Автомобили смогут общаться друг с другом, предупреждать о поломках и авариях, о гололеде и т.п., вы также сможете узнать сидя в автомобиле, через какое время включится зеленый свет светофора, ну и массу других важных для вас параметров.

Статья в тему:  Jaguar F-Pace стал Автомобилем года в 2017 году

Системы безопасности автомобиля

Первые шаги на пути к автомобильной безопасности.

По мере развития автомобилестроения, автомобильной безопасности уделяли все больше и больше внимания. На первых порах автомобиль обзавелся яркими ацетиленовыми фарами и примитивной тормозной системой (колодочная). Данная тормозная система не подходила для резиновых шин, поэтому на машины вскоре стали устанавливать сначала ленточные тормоза, а потом и барабанные (которые срабатывали только на задних колесах). Только с 1910-го года появляется тормозная система на все четыре колеса.

По мере возрастания мощности автомобильных двигателей, появляются различные автомобильные устройства и системы, помогающие и облегчающие вождение машины, а также, исключающие многие опасные ситуации на дороге. Речь идет о дворниках, зеркалах заднего вида, противотуманных фарах, которые впервые появились на модели «Cadillac» 1938 года. Первыми поворотниками «обзавелись» автомобили фирмы Buick в 1939 году. Инженерами компании «Volvo» в 1944 году было разработано многослойное ветровое стекло, которое выдерживало сильные столкновения и не рассыпалось на осколки.

После внедрения в автомобильную промышленность гидравлических, а также электрических систем многие автопроизводители начали активно задействовать новые системы безопасности. К примеру, в 1921 году автомобили стали оснащаться гидравлическими тормозами, а в 1923 году на моделях «Renault» появился усилитель тормозной системы. Двухконтурную тормозную систему впервые стали использовать на автомобилях марки «Volvo» в 1966 году.

Разработанные Джоном Бойдлом Данлопом надувные шины из каучука значительно повысили комфортабельность поездок на машине. Салон стал более удобным, а сам автомобиль стал демонстрировать более плавный и надежный ход, управляемость заметно возросла. В 1904 году, благодаря стараниям компании «Continental», появляются рельефные покрышки, а спустя 42 года, «Michelin» начали выпуск шин с радиальным расположением нитей корда. Такой вариант покрышек активно используется в наши дни.

Системы пассивной безопасности.

Развитие систем автомобильной безопасности невозможно без совершенствования пассивной безопасности, основная задача которой – защитить пассажиров от возможных травм. Без непосредственных экспериментов, прогресс в этой области будет крайне невелик. Поэтому, начиная с середины двадцатого века, автопроизводители начали проводить краш-тестирования своих автомобилей. Примерно в те же годы появляются первые ремни безопасности, которыми оснащались салоны автомобилей Ford. Интересен тот факт, что первый патент на автомобильный ремень был выдан еще в 1885 году американцу Эдварду Клэгхорну, которым был изобретен ремень безопасности с двумя точками фиксации. Более совершенными (трехточечными) ремнями безопасности стали комплектоваться автомобили марки «Volvo» в 1956 году. Чуть позже, ремни безопасности усовершенствовали, сделав их «подвижными», что повысило уровень безопасности и комфорта пассажиров. Преднатяжители для ремней безопасности стали устанавливать только в 1984 году.

Работу над конструкцией автомобильной кабины можно также отнести к улучшению пассивной системы безопасности. Для снижения повреждений, полученных в результате лобового столкновения, конструкторы стали применять в изготовлении кузова прочные и одновременно эластичные сорта стали. Рулевые колонки нового типа, разработанные фирмой «Mercedes» в 1966 году, в момент аварии не причиняли водителю сильного ущерба. В 1971 году на автомобили «Saab» стали устанавливать новые энергопоглощающие лобовые стекла, а в 1977 году двери модели «Saab 99» укрепили защитными боковыми балками. Для защиты шеи и головы пассажиров с 1968 года в салонах автомобилей «Volvo» появляются специальные подголовники, которые подверглись дальнейшему усовершенствованию лишь в 1995 году. В таком виде их можно увидеть на автомобиле «Saab 9-5».

Статья в тему:  Советы автомехаников, которые упростят починку автомобиля

система Procon-ten

Несмотря ни на что, основным элементом пассивной системы безопасности по-прежнему являются подушки безопасности, или, как их еще принято называть – айрбэги. Впервые такие системы были введены в 1973 году компанией «General Motors», их основное предназначение – защита пассажиров от увечий в момент аварии. Немного обновленную систему защиты представил концерн «Audi» в 1986 году. Она называлась «Procon-ten». В случае столкновения одновременно срабатывали и подушки безопасности и натяжители ремней, что гарантировало лучшую защиту от травм и повреждений. Дальнейшее совершенствования подушек безопасности привело к появлению в автомобильном салоне шторок безопасности, айрбэга для защиты колен и боковых подушек безопасности.

С середины 70-х годов особое внимание стало уделяться безопасности детей в транспорте. В 1978 году в Америке был принят закон, обязующий водителей перевозить детей в автомобиле в специализированных сидениях. К утверждению единого стандарта детского автокресла пришли только в 1995 году.

Honda Legend 2005

С 2005 года мировые организации по обеспечению дорожной безопасности потребовали от автопроизводителей уделять больше внимания защите пешеходов. С целью уменьшения повреждений, которые может нанести машина пешеходу, конструкцию передней части автомобиля стали делать более вертикальной, добавили новые сенсоры и датчики. Примером такой машины может послужить «Honda Legend», оснащенная подъемным капотом с пиропатронами для защиты пешеходов в момент наезда. Помимо этого, хонда оснащена инфракрасными датчиками, которые различают людей на дороге даже в условиях плохой видимости.

Основной функционал систем активной безопасности.

Под понятием активной автомобильной безопасности подразумевается использование разнообразных систем и технологий, направленных (в основном) на предупреждение аварии. Посредством воздействия на тормоза, подвеску и рулевое управление возможно уберечь автомобиль от столкновения на дороге. Технологическим прорывом в деле обеспечения активной безопасности стала разработка антиблокировочной системы ABS (Anti-lock Braking System). Первые варианты этой системы были представлены еще в начале 70-х годов, однако широкое распространение эта технология получила лишь в 80-х. Первым автомобилем, на который была установлена система ABS, стала модель «Mercedes-Benz 450 SEL».

Трудно переоценить эффективность антиблокировочной системы. ABS предотвращает блокировку колес автомобиля в момент торможения, благодаря чему водитель в экстренной ситуации не теряет управление над автомобилем и «удерживает» его на дороге. В настоящее время система ABS применяется как на иностранных автомобилях, так и на отечественных.

В начале 90-х годов компанией «Bosch» была представлена электронная система стабилизации движения (ESP). Впервые данную систему установили на «Mercedes S600». В настоящее время этой системой оснащаются все автомобили, которые проходят краш-тесты серии EuroNCAP. Система ESP отслеживает ускорение автомобиля и следит за вращением рулевого колеса, также контролирует работу трансмиссии и двигателя, предотвращает занос автомобиля и удерживает его на безопасной траектории движения, тем самым дополняя ABS.

Статья в тему:  Автомобили 1980-х годов: Их должен знать каждый

Другой составляющей активной системы безопасности являются автомобильные шины, главной задачей которых является обеспечение не только высоких показателей комфорта и проходимости, но и надежного сцепления с дорогой при любой погоде. Определенным успехом в развитии шинной продукции можно посчитать начало производства в 1972 году зимних шин «ContiContact», производством которых стала заниматься компания «Continental». Материалы, которыми пользовались при изготовлении такой резины, были приспособлены к низким температурам, а протектор обеспечивал оптимальное сцепление с обледенелой и заснеженной дорогой.

Перспективы «резиновых» автомобилей.

На современном этапе развития автомобильных систем безопасности наступил такой момент, когда над созданием новых технологий в данной области, сотрудничают многие мировые производители автомобилей. Активно используются технологии GPS, благодаря которым возможен обмен информацией между автомобилями: ситуация на дороге, скорость движения и траектория.

Активно ведутся разработки над улучшением подушек безопасности. Новая технология i-SRS компании «Honda» позволяет раскрывать подушку безопасности поэтапно. Благодаря чему она на самом деле становится «безопасной», поскольку не травмирует пассажиров в момент своего срабатывания.

К наиболее прогрессивным системам безопасности можно отнести наработки компании «Toyota Motors». Их система, размещенная в салоне автомобиля, следит за состоянием водителя. Если она замечает какие-то отклонения: водитель отвлекся, стал невнимательным или даже начал засыпать за рулем, то срабатывает система предупреждения, которая будит водителя.

Возможности автомобилей будущего действительно поражают. Согласно концепткарам японской компании «Honda», кузов футуристического автомобиля «Puyo» выполнен из материалов, произведенных на основе силикона. Даже при наезде на пешехода травматичность будет минимальной, потому что кузов автомобиля мягкий.

Так или иначе, волноваться нужно не только за жизни пешеходов, пассажиров или водителя. Сам автомобиль также подвержен большому риску. Если он не застрахован, то это большое упущение. К счастью застраховать автомобиль сейчас проще простого, ведь есть удобные сервисы наподобии ОнлайнОсаго. На этом ресурсе вы сможете быстро отыскать себе самый выгодный, доступный и простой вариант страховки.

История безопасности автомобилей — эволюция автомобильной безопасности — Автомобиль-Культура — 2021

Table of Contents:

Принимая во внимание общий характер самых ранних автомобилей, неудивительно, что, как только американцы стали водить машины, они также стали их убивать. До рассвета 20-го века было уже более двух десятков погибших автомобилей. Это увеличилось до пятизначного диапазона в позднем подростковом возрасте и до 50000 в 1970-х годах (до начала заметного снижения).

Даже в руках опытного водителя автомобиль может иногда превращаться в большой скоростной снаряд. Когда пилотируют пьяные, отвлеченные идиоты, этот риск только увеличивается. Умножьте это на все мили, которые мы проезжаем через нашу растущую страну каждый год, наше историческое отвращение к надлежащему образованию водителей, наш предпринимательский дух и нашу любовь к решениям, которые устраняют последствия, игнорируя причины, и вы можете легко понять, почему автомобильные устройства безопасности распространяются здесь, в США.

Статья в тему:  История автомобилей станет прозрачной

Многие из них были чрезвычайно полезны, хотя и приходили довольно медленно. Первые сигналы поворота не появлялись, пока Buick не запустил их в 1937 году. Первые ремни передних сидений не появились, пока Такер не установил их в своей экспериментальной машине в 1948 году — то же самое для мягкой приборной панели — и эти функции не стали распространенными. варианты до 50-х или 60-х годов. Несмотря на миллионы несчастных случаев, которых можно избежать, производители автомобилей принимали обязательные законы о ремнях безопасности, и они появлялись только в 1984 году. Подобные меры по защите безопасности и противодействию промышленности предшествовали закону о подушках безопасности 1989 года. За последние 40 лет с помощью этих двух относительно простых устройств было спасено около 300 000 жизней.

Конечно, не все инновации в области безопасности были столь же успешными или хорошо продуманными. Фактически, многие были совершенно идиотскими, если не опасными. Одним из самых ранних был O’Leary Fender 1907 года, своего рода сетчатый ловец коров (то есть ловец людей), который прикреплялся болтами к передней части вашего транспортного средства и предназначался для того, чтобы отбрасывать противных пешеходов в сторону. (Это не так.) Всего лишь десять лет спустя Пенсильванская компания по производству резины поглотила крупный сбой, когда попыталась улучшить управляемость автомобиля, добавив множество крошечных присосок к пятнам контакта своих шин. (Дороги были довольно новыми в этот момент, как, по-видимому, и было любое понятие физики.) И Малкольм Бриклин — человек, который спровоцировал зверства, подобные Subaru 360 и Yugo, на американскую публику — впервые применил сумасшедшую краску в качестве предполагаемой усилитель уклонения от удара в своем отказавшем транспортном средстве СВ-1

Но наши любимые глупые функции безопасности должны основываться на некоторых движениях автомобиля во время аварии. В ответ на отчет по безопасности автомобилей в лаборатории аэронавигационных исследований Корнелльского университета в середине 1950-х годов компания Ford создала концептуальный автомобиль, в котором передние сиденья поворачивались и поворачивались к задней части во время — или предпочтительно, и загадочно, до — аварии, якобы экранирующей пассажиры от удара. Безумно, да, но это было все же лучше, чем большая идея дальновидного Престона Такера. В своем культовом седане 48 с задним расположением двигателя на вертолете он спроектировал «мягкое отделение», в которое всадники могли заползти, когда столкновение было неизбежным. Они говорят, что время замедляется во время крушения, верно?

В настоящее время у нас есть множество компьютерных функций безопасности, которые не позволяют нам свернуть с полосы движения, вернуться в другое транспортное средство, врезаться в машину перед нами, перевернуться, раскрутиться или вообще делать что-то глупое (или веселье). И если будущие прогнозы окажутся верными, мы скоро сможем рассчитывать на автомобили, которые смогут сами управлять собой. Надеемся, что микропроцессоры, которые их контролируют, не будут обучаться тем же программам, что и большинство американцев.

Статья в тему:  Статистика продаж новых автомобилей в России за периоды Май 2018 и Январь-Май 2017/2018 года

Подушки безопасности в автомобиле — история появления и развития

Система безопасности стала неотъемлемой частью современного автомобиля. Ежегодно она спасает большое количество жизней, но в то же время может наносить колоссальный вред. Именно поэтому в отношении данного оборудования сложилось неоднозначное мнение. Одни выступают за использование таких систем, а другие наоборот являются ярыми противниками. Рассмотрим 5 фактов о подушках безопасности в автомобиле.

Впервые подушку безопасности, которая надувается в момент аварии, запатентовали в США в 1953 году. Ее создателем является Джон Хетрик. Почти в то же время аналогичный патент получил инженер Вальтер Линдерер. Но на доработку данного приспособления ушло более 20 лет. устанавливать подушки массово начали лишь в 1990-х годах прошлого века.

В США первый серийный автомобиль, который получил данное оборудование, — Oldsmobile Toronado. Модель выпустили в 1974 году. В 1976 году концерн на некоторое время отказался от данного оборудования, так как спрос среди покупателей был слишком низким. На автомобилях в Европе подушки безопасности впервые были задействованы в 1981 году. Тогда в качестве опции их начали устанавливать в Mercedes-Benz S-Class.

Мешок без воздуха. С английского языка » airbag » переводится как «воздушный мешок». Некоторые инженеры предлагали наполнять подушки сжатым воздухом, но эксперименты показали, что воздух не способен надувать подушку с необходимой скоростью. В 1964 году инженер из Японии Ясузобуро Кобори разработал подушку с современным принципом действия.

В момент столкновения подушка за доли секунды наполняется азотом и отстреливает на скорости почти 300 км/час. Для того чтобы подушка могла надуться, используется газогенератор с пиропатроном. После того как подушка надулась, азот начинает выходить через специальные отверстия.

Первые модели концерна General Motors, которые оснащались подушками безопасности, имели поясные ремни. При этом в конструкции не было привычных плечевых ремней. В компании отмечали, что подушки являются альтернативой ремней. Такой подход не отразился положительно на безопасности автомобилей, поэтому не получил распространения. На современном автомобиле подушка безопасности срабатывает только в том случае, если пристегнут ремень.

Исправные подушки безопасности, как правило, не показывают сбоев и не представляют угрозы для водителя. Они не раскрываются от небольшого удара. Сторонние системы безопасности предназначены для того, чтобы смягчать удар от подушки. Однако если речь идет о высокой скорости, водитель и пассажиры могут получить серьезные повреждения при столкновении с подушкой. Кроме того, производители указывают на то, что необходимо отключать подушку переднего пассажира, если на этом месте перевозится ребенок.

Если подушка безопасности имеет дефекты в конструкции или уже устарела, последствия ее срабатывания могут быть непредсказуемыми. Очень часто неисправность подушек становилась причиной масштабных отзывных кампания. Самым громким случаем стал отзыв автомобилей с подушками безопасности Takata.

Инженеры сейчас продолжают совершенствовать подушки безопасности. Для того чтобы предотвратить соскальзывание головы с подушки в момент фронтального столкновения, в компании Honda предлагают использовать элементы с 3 секциями. В такой подушке центральный сегмент утоплен внутрь. В момент столкновения голова человека попадает на сетку, которая может смягчить удар.

Статья в тему:  Видео: Радиоуправляемая машина едет в потоке настоящих автомобилей

Итог. Подушки безопасности играют большую роль в системе безопасности транспортных средств. Они имеют свои особенности, которые прямым образом влияют на здоровье пассажиров и водителя.

Эволюция автомобильной навигации: от бумажных рулонов и перфокарт до беспилотников

Чем популярнее становились автомобили, тем дальше на них ездили. А в пути, конечно же, без карты не обойтись. Но останавливаться и разворачивать огромные бумажные атласы не всегда удобно, особенно если путь — долгий и изнуряющий. Еще в начале ХХ века британцы придумали наручные часы-навигатор, в которые вставлялся рулон с картами региона. Позже возникла идея установить под дорожное покрытие сотни магнитов, чтобы координировать движение. На появление первых спутниковых карт и бортовых систем потребовалось более полувека. Сейчас навигатор уже не является чем-то особенным или просто картой. Алгоритмы не только строят маршруты, но и подбирают интересные места и рассказывают о них водителю. Коммерческий директор AO «Навиком» Евгений Добринин рассказал историю о том, как изменялись системы автомобильной навигации и как обычные бумажные карты превратились в сложные гаджеты.

Читайте «Хайтек» в

Рулоны с картами и наручные часы

Первая половина XX века подарила нам первые навигаторы. Без GPS и голосовых подсказок, с небольшим набором карт они были скорее экспериментом, чем действительно полезной вещью, но всё же работали. И вдохновляли других разработчиков.

В 1920-х на рынке появился наручный навигатор The Plus Fours Routefinder. Это британское изобретение выглядело как наручные часы, только вместо циферблата и стрелок там была карта. В основе работы лежал очень простой принцип: карты были свернуты в рулон, прокручивать их приходилось вручную. Набор рулонов продавался в комплекте с навигатором, они охватывали основные автомобильные дороги Англии. Все крупные перекрестки были пронумерованы, чтобы водителю было легче заменить рулон, если предстояло куда-то свернуть. Также на этих картах было указано расстояние от одной точки маршрута до другой, а в конце стояло слово «Стоп».

В 1930 году предположительно в Италии был представлен первый автомобильный навигатор Iter Avto. В механическое устройство надо было вставить рулон с картой местности. Во время поездки она автоматически прокручивалась со скоростью, пропорциональной скорости движения автомобиля, потому что навигатор соединялся со спидометром специальным тросиком. Благодаря этому Iter Avto довольно точно показывал положение машины на местности. Если водитель сворачивал с дороги, то нужно было, как и в случае с Plus Fours Routefinder, заменить рулон с картой и найти на ней нужный перекресток.

Предвестники спутниковых систем: магниты, маячки и трансмиттеры

Автомобильный бум 60–70-х запустил первые исследовательские программы: люди пытались создать устройство, способное самостоятельно обнаруживать автомобиль на местности, а также анализировать дорожную ситуацию и учитывать ее при создании маршрута.

Статья в тему:  Ожидаемая премьера Porsche 911 Turbo / S на автосалоне во Франкфурте 2013

В 1966 году американская компания General Motors разработала устройство под названием DAIR — Driver Aid, Information and Routing (с англ. «Помощь, информация и навигация для водителей» — «Хайтек»). Оно, как и его механические предшественники, тоже работало без спутников, поэтому предполагалось, что под дорожное покрытие через каждые 3–5 миль (5–8 км — «Хайтек») будут установлены магниты. Также магниты планировали установить на всех крупных перекрестках. DAIR, взаимодействуя с этими магнитами, должен был с помощью зуммеров и световых индикаторов сообщать о приближении к поворотам и препятствиям. В качестве носителей информации в навигаторе использовались перфокарты. Гаджет предупреждал водителя об ограничениях скорости, о дорожных знаках и об опасностях на дороге: информация об этом выводилась на специальный экран, установленный на приборной панели. Также DAIR был оснащен радиотелефоном, с помощью которого можно было связаться со справочной службой или вызвать помощь.

Из-за плохой масштабируемости DAIR так и не стал массовым устройством. Однако предложенные инженерами General Motors принципы — позиционирование с помощью маяков, связь со спецслужбами — легли в основу современных навигаторов.

В 1973 году японское Агентство промышленной науки и техники предложило разработать систему, которая позволяла бы регулировать плотность автомобильного потока за счет перенаправления части трафика в объезд наиболее загруженных точек. Среди множества предложенных на конкурс проектов был выбран вариант компании Toyota — Comprehensive Automobile Traffic Control System (CACS). Он предполагал установку системы контроля на улицах городов и трансмиттеров в автомобилях. Вся информация о трафике собиралась и обрабатывалась компьютерами в контрольном центре. Благодаря этому обеспечивалась бы как односторонняя, так и двусторонняя связь, и система могла бы направлять транспортные средства по наиболее оптимальным маршрутам. Информацию водители получали с помощью специальных дисплеев и по радио. Первые испытания прошли в 1975-м, а в 1977 году, после более масштабных испытаний, специальная комиссия признала, что польза от системы перевешивает затраты, связанные с ее установкой, однако в 1979 году проект всё же свернули.

Первые навигаторы и появление GPS

К 80-м стало очевидно, что использование систем автомобильной навигации, агрегирующих информацию в контрольных пунктах и позиционирующих транспортные средства в пространстве с помощью специально установленных маяков, нерентабельно. Такие системы требовали больших материальных вложений, плохо масштабировались и практически не работали за пределами городов. Поэтому на первый план снова вышли автономные навигаторы.

В 1981 году японская компания Honda запатентовала в США первый коммерческий навигационный прибор для автомобиля — Electro Gyrocator. В нем использовался принцип инерциальной навигации: специальный датчик с газообразным гелием определял направление движения автомобиля, как гироскоп. Информацию о начале движения и об остановке Electro Gyrocator получал от коробки передач. Все данные обрабатывались аналоговым компьютером. В комплекте с прибором шел набор карт на прозрачной пленке. Перед началом движения водитель должен был выбрать карту, найти на ней начальную точку маршрута и вставить пленку в специальный отсек перед шестидюймовым кинескопным монитором. Перемещения автомобиля на этом экране показывала светящаяся точка. Устройство было очень дорогим, поэтому распространения не получило.

Статья в тему:  Видео: Хитрый способ сохранить свободные места на парковке для двух автомобилей

А в 1985 году американская компания Etak представила свой навигатор. Он умел определять положение автомобиля с помощью электронного компаса и специальных датчиков, крепившихся к неведущим колесам. Оцифрованные карты хранились на кассетах, которые можно было легко заменить во время движения. Информация выводилась на черно-зеленый векторный экран. Компания сама разработала всё техническое оборудование с нуля, и хотя проект не стал коммерчески успешным, наработки Etak впоследствии активно использовались в других проектах.

За несколько лет до этого, в 1983 году, после того как Советский Союз сбил вторгшийся в его воздушное пространство «Боинг» «Корейских авиалиний» (пилоты были дезориентированы), президент США Рональд Рейган разрешил использование системы GPS в гражданских целях во всем мире. Поначалу точность системы для гражданских потребителей была намеренно уменьшена, однако и такое не очень точное позиционирование повлияло на дальнейшую историю развития автомобильных навигаторов. Параллельно велись поиски нового носителя для карт.

Так, уже в 1987 Toyota выпустила на рынок навигатор, карты к которому были записаны на CD. Устройство было установлено на модель Toyota Crown, отдельно приобрести его было нельзя.

В 1990 году Mazda представила миру первый GPS-навигатор. Им были оснащены автомобили четвертого поколения Eunos Cosmo. Это, как и у Toyota, было встроенное устройство.

Toyota к 1992 году разработала еще одну новинку — навигатор с голосовыми подсказками. Он был установлен на Toyota Celsior.

В 1994 году GPS-навигаторы появляются и на европейском рынке. BMW и Phillips представляют совместно разработанное устройство в числе опций 7-Series в кузове E38. Навигатор оснащен цветным дисплеем.

Через год, в 1995-м, GPS-навигаторы выходят и на американский рынок. Устройство с поэтичным названием GuideStar — «Путеводная звезда» — было установлено в некоторые модели Oldsmobile.

В этом же году японская Acura представила навигатор с картами на жестком диске.

Спустя два года, в 1997-м, японская компания Alpine представила свою версию мультимедийного устройства Alpine CVA-1005 со встроенным GPS-навигатором. Устройство можно было установить на любой автомобиль, а карты к навигатору записывались на CD. Каждый диск, несмотря на большой для того времени объем хранимой информации, покрывал небольшую площадь — например, всего несколько штатов.

В 1998 году компания Garmin выпустила Street Pilot, первый портативный автомобильный навигатор с монохромным экраном и предзагруженными картами. Устройство можно было закрепить на панели или на лобовом стекле. Чуть позже появилась улучшенная версия — с цветным дисплеем.

Появление ГЛОНАСС и Google Карт

2000 год запомнился тем, что Билл Клинтон отменил ограничения, которые накладывались на использование GPS в гражданских целях. На рынке навигаторов тем временем продолжались поиски оптимального носителя информации, а также дополнительных преимуществ, которые привлекли бы клиентов к продукции конкретного производителя.

В 2006 году навигаторы выходят на российский рынок. Первой компанией, предложившей эти устройства для нашей страны, стала BMW, выпустившая на CD карты Москвы и Подмосковья. Правда, они были не очень подробными, и вместо русского в них использовалась транслитерация.

Статья в тему:  Автомобиль: Руководство для долгого хранения в гараже

Через год, в 2007-м, на рынке появился первый гражданский навигатор, поддерживающий и американскую GPS, и российскую ГЛОНАСС. Это был российский Glospace.

Примерно тогда же Toyota предпринимает попытку решить проблему недостаточно оперативного обновления карт и предлагает японскому рынку Map on Demand — обновление карт по запросу пользователя с помощью домашнего интернета. Японцы получили возможность легко и быстро загружать свежие карты в свои устройства.

А уже в 2008 году Toyota представила первые навигационные системы, связанные с системой помощи при торможении и с работой адаптивной подвески. Они подсказывали водителю, когда следует тормозить, основываясь на данных карт, а также регулировали подвеску.

Второе десятилетие XXI века в сфере автомобильной навигации принесло новые коллаборации, а также попытки интегрировать навигаторы в системы, прежде никак с ними не связанные.

Так, в 2011 году компания Audi представила навигационный модуль с картами Google, которые загружались из интернета. У водителей появилась возможность выбрать способ представления информации на дисплее. Они больше не были ограничены схематичным изображением местности.

В 2013 году компания Mercedes-Benz объявила о заключении соглашения с Garmin. Вместе они разработали навигационную систему, полностью интегрированную в информационно-развлекательный модуль автомобиля. Первой была представлена двухдисплейная бортовая система Garmin с трехмерными картами. Она устанавливалась в S-Class Coupe. А в CLA Coupe к системе навигации можно было подключать смарт-часы Vivoactive от Garmin, они постоянно отслеживали пульс водителя и оценивали его состояние.

Эти разработки позволили Mercedes-Benz в 2019 году представить функцию управления комфортом ENERGIZING: она с помощью музыки, света и других систем, отвечающих за комфорт в автомобиле, улучшает качество поездки. А если к этой системе подключить часы Mercedes-Benz Vívoactive 3 или другое совместимое устройство Garmin, то ENERGIZING подскажет, какую программу лучше выбрать, оценив личные показатели водителя, такие как уровень стресса или качество сна.

Компания Jaguar в 2014 году представила систему дополненной реальности Follow-me Ghost Car Navigation, которая проецирует на лобовое стекло различную информацию, необходимую для водителя, а также силуэт «машины-призрака» — она показывает, куда нужно ехать. Водителю достаточно следовать за ней, чтобы добраться до пункта назначения.

Эксперты полагают, что создатели систем навигации постараются создать беспилотники. И когда управление возьмет на себя техника, развитие навигаторов выйдет на новый виток: в этих системах будет расти количество и качество infotainment-функций.

По данным консультантов PWC, уже к 2021 году сегмент infotainment станет третьим по своему потенциалу — после обеспечения безопасности и поддержки автономного вождения — с оценочным объемом 13,4 млрд евро. Скорее всего, по мере развития беспилотных технологий решения в области connected cars и навигации станут более разнообразными. Верны ли прогнозы экспертов? Узнаем совсем скоро.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: