5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экономический кризис в России: История падения авторынка

Сокращения, банкротства, увольнения. Авторынок ждут страшные месяцы

За помощью к автопроизводителям обратились члены Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Они прогнозируют резкое падение спроса на машины после мартовского бума продаж и повышение цен на машины пропорционально уровню падения рубля. Следствием может стать повторение сценария кризиса 2014 года, который привел к закрытию более чем 1200 дилерских центров и увольнению порядка 100 000 сотрудников. Соответствующее письмо в адрес комитета автопроизводителей АЕБ имеется в распоряжении Autonews.ru.

Чтобы снизить нагрузку на дилеров в период кризиса, РОАД просит производителей зафиксировать выплату бонусов в полном объеме за каждый проданный автомобиль в течение всего 2020 года. Так, дилеры с каждой проданной машины получают от производителей фиксированную часть маржи и переменную, которая зависит от выполнения разных показателей — например, общих объемов продаж автомобилей и запчастей. Дилеры сомневаются, что смогут выполнить все планы.

Также на период пандемии коронавируса и одного квартала после нее дистрибьюторы просят увеличить период отсрочки платежей и не требовать плату в отношении автомобилей, которые находятся на складах дилера и пока не проданы.

На время борьбы с вирусом дилеры надеются избавиться от обязанностей по обновлению и ребрендингу дилерских центров. Как правило, закупать всю мебель, материалы и оборудование приходится у определенных иностранных поставщиков. Расчеты ведутся по текущему курсу евро, что на фоне просевшего курса рубля представляет серьезные сложности. Кроме того, некоторые дилеры оказались в более затруднительном положении: ряд салонов открылись совсем недавно, а обновлять их по новым стандартам уже пора. К примеру, по оценке одной из премиальных марок, обновление одного центра стоит около 40 млн рублей.

Еще одна мера, на которую рассчитывают дилеры, — получение возможности самостоятельно определять, когда обновлять парк тестовых и подменных автомобилей, а также самим решать, сколько средств тратить на маркетинг, обучение персонала и размер штата сотрудников.

О том, что дилеры уже знают, как будут развиваться события, по опыту кризиса 2014 года, Autonews.ru рассказал вице-президент РОАД Сергей Киселев. По его словам, после каждого колебания курса валют в большую сторону происходит одно и то же: в первые несколько недель, пока падает национальная валюта, идет ажиотажный спрос на автомобили. Клиенты пытаются зафиксировать текущие цены, многие делают предзаказы.

«Но это не волна дополнительного спроса, — поясняет Киселев. — Просто на более раннюю покупку решаются те, кто планировал ее чуть позже. Сейчас мы видим, что накоплений у граждан гораздо меньше по сравнению с 2008 и 2014 годами. Если в те годы повышенный спрос был на машины абсолютно всех сегментов, то сейчас он неравномерный. Берут больше дорогие модели, машины премиального класса, потому что у богатых деньги все-таки остались. А вот на массовые недорогие бренды спрос практически стоит. Спад спроса уже начался еще до введения карантинных мер. Все, кто хотел, автомобили уже купил. За этим, как показывает опыт, наступает очень долгий период спада, который однозначно продлится до конца года».

Статья в тему:  Как планировать путешествие на автомобиле?

Представитель отрасли назвал еще несколько факторов, помимо падения курса рубля, из-за которых спрос на машины будет падать. Большую роль сыграют карантинные меры, введенные для борьбы с коронавирусом. Они пришлись как раз на месяцы самого высокого спроса, когда дилеры делают до 40% всей своей годовой выручки. Кроме того, банки резко снизили количество одобряемых кредитов — сейчас их получают лишь 30–40% обратившихся, в то время как раньше банки одобряли 60–70% заявок.

«Более 50% машин в России покупают в кредит, по некоторым маркам — все 60%. Теперь получить их могут только «пятизвездочные» зарплатные клиенты», — отметил Киселев.

Третий фактор, который, по оценке РОАД, приведет к падению спроса и росту цен, это перебои с запчастями из Европы и Китая. «При падении объемов производства все остальные расходы остаются на прежнем уровне. Поэтому машины еще больше дорожают — чем меньше их продается, тем выше цена за единицу», — говорит эксперт.

По словам представителя РОАД, многие дилеры сейчас близки к просрочке платежей и банкротствам. Банкам такие заемщики в дальнейшем будут неинтересны.

«Кризис когда-нибудь кончится, но игроки, которые захотят вернуться, просто не смогут этого сделать, потому что не получат одобрения на кредиты, — рассуждает Киселев. — В итоге производители останутся без товаропроводящей сети. А найти новых партнеров и отстроить новые салоны будет не так просто. Ведь дилерский бизнес низкорентабелен. У нас нет такой прибыли, как, например, у ресторанов, где она достигает 20–30%. У дилеров это 1–2%. По моей оценке, не менее 10–15% дилеров после этого кризиса обанкротятся. Мы просим о мерах, которые не позволят допустить потерю 50% дилерской сети».

Пока еще дилеры продают автомобили из стоков, на которые не повиляла индексация цен. «Но по предыдущему кризису мы четко знаем, что цены вырастут, — прогнозирует Киселев. — Это произойдет не сразу, глобальная структура брендов позволит растянуть этот рост в течение года, но за год цены повысятся настолько, насколько упал рубль. У разных брендов это будет происходить по-разному. Кто-то поднимет цены сразу примерно на 20%, кто-то будет поднимать по 5% в месяц или в квартал. Этот прогноз еще не учитывает прочих косвенных затрат».

Статья в тему:  Ожидаемая премьера Focus RS (320 л.с.) на автосалоне в Женеве 2015

В свою очередь, генеральный директор ГК «Феникс» (дилер Audi в Санкт-Петербурге) Вячеслав Жигалов сообщил, что на фоне падения курса рубля большинство производителей с 1 апреля поднимут цены либо как минимум урежут все доступные скидки.

«Сейчас большинство продаж делается благодаря скидкам на автомобили, на данный момент они достигают порядка 10%, — рассказывает Жигалов. — Кроме того, дорожают автозапчасти, не так резко, как падает рубль, но тоже достаточно, только у Audi они стали дороже на 4% и продолжают расти. Сейчас мы опять ждем снижения спроса из-за роста цен. В апреле будет отскок спроса после ажиотажа. Вопрос только в том — насколько».

Жигалов уверен, что никакой существенной поддержки от автопроизводителей дилеры не получат. В текущей ситуации он больше рассчитывает на меры поддержки, которые пообещал обеспечить президент Владимир Путин в своем обращении.

«Политика у производителей цинична — один ушел, придет другой, — говорит Жигалов. — Конечно, нас стараются держать на плаву, но при больших проблемах бренды могут в любой момент расторгнуть договор. Сейчас некоторые производители вовсе принуждают дилеров при помощи хитроумных схем субсидировать продажи автомобилей. Мы зарабатываем на продаже подержанных автомобилей, на сервисе, а за возможность продавать новые автомобили даже доплачиваем. Поэтому дилеры банкротятся, а на их место приходят новые бизнесмены, которые открывают другие салоны. Поэтому я не жду помощи от производителей. А вот обещание президента ввести налоговые и кредитные каникулы действительно может нас поддержать».

В свою очередь, глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков уверен в том, что у автопроизводителей есть все возможности поддержать российских дилеров.

«У производителей запас прочности сейчас больше, чем у дилеров, отложить ребрендинг, дать отсрочки — для брендов это несложно, — объяснил Целиков Autonews.ru. — Всем важно сохранить свою дилерскую сеть. Если они выйдут из кризиса с полуживой сетью, придется тратить гораздо больше средств на создание новой, чем поддержание текущей. Все основные игроки в России последние годы работали с хорошей прибылью. Volkswagen, Toyota, Mercedes, BMW, бренды Альянса и так далее — у них достаточно прибыли, чтобы инвестировать в помощь своим дилерам, которые последние годы буквально выживают за счет своих внутренних ресурсов».

Большинство автопроизводителей на запрос Autonews.ru о реакции на обращение не ответили. Некоторые, в том числе Volkswagen, отметили, что пока наблюдают на рынке повышенный спрос, поэтому прогноз на март у них в настоящий момент скорее позитивный.

Статья в тему:  Десять самых влиятельных людей в автомобильной промышленности

«Что касается дальнейшего развития ситуации, мы наблюдаем за рынком и обсуждаем с дилерами те меры, которые могут потребоваться в будущем. Решения будут приниматься в соответствии с рыночной ситуацией», — сказали в Volkswagen.

Российский авторынок: кризис без веры в завтра

Продажи новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей в России по итогам января — июня 2020 года сократились на 23,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 635 959 единиц. Такие данные 7 июля представили в комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Отдельно в июне рынок просел на 14,6%, до 122 622 машин.

На фоне резкого спада продаж автомобилей в прошлые месяцы показатели июня воспринимаются как первый намёк на оживление отрасли. Но эксперты рынка уверены, что говорить о восстановлении пока рано. Решающей для автодилеров станет осень — именно в этот период врачи прогнозируют вторую волну эпидемии коронавируса, а значит, и режима ограничений.

Выжившие позавидуют мёртвым: что ждёт российский авторынок после пандемии

Спасительный спрос

В апреле этого года автомобильный рынок России упал на 72,4%, в мае — на 51,8%, в июне — уже на 14,6%. Такая динамика напрямую связана со снятием ограничительных мер, введённых в России в связи с распространением COVID-19. Весной автосалонам в ряде регионов было запрещено вести работу по продаже машин, где-то под запретом оказались даже сервисные услуги. В мае некоторые ограничения были ослаблены, а в июне автодилеры практически полностью вернулись к прежнему режиму работы.

«Улучшение динамики является следствием возвращения к работе дилерских центров в первую очередь Москвы, Подмосковья и Петербурга — это крупнейшие рынки в стране, которые подтянули за собой всю Россию», — прокомментировал DP.RU эксперт агентства «Автостат» Азат Тимерханов.

Не последнюю роль в оживлении рынка сыграл отложенный спрос, а также меры государственной поддержки автомобильной отрасли. В конце мая из резервного фонда РФ на поддержку автопрома было выделено 25 млрд рублей, в том числе 7 млрд рублей на программу льготного автокредитования. Госпрограммы вступили в действие с 1 июня. Как рассказал вице-президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), генеральный директор ГК «Прагматика» Владислав Рыдаев, рост продаж автомобилей в кредит отмечается во всех регионах Северо-Запада.

Основной проблемой российского авторынка сегодня, как и в предыдущие кризисы, является низкая покупательная способность. Коронакризис усугубил ситуацию: как заявил ранее глава Минэкономразвития Максим Решетников, в период ограничений в России работу приостановили 15 млн человек, из которых 680 тыс. попали под сокращения.

«Реальные доходы населения продолжают снижаться. Всё зависит от платёжеспособного спроса, а также от настроения людей: неуверенность в стабильности собственных финансов в будущем порождает отказ от покупок», — уверен главный редактор профильного журнала «АвтоБизнесРевю» Евгений Еськов.

Статья в тему:  На этой карте показано где какие автобренды чаще всего ищут

В отрицательной зоне

Апреля может быть достаточно, чтобы полностью убить авторетейл

По итогам июня в десятке самых продаваемых брендов положительная динамика зафиксирована только у Skoda — на 3%. В топ-10 наибольший спад зафиксирован у Nissan и ГАЗ — по 22%. От показателя июня 2019 года 20% потерял Volkswagen, Hyundai — 18%, Toyota — 14%.

Дилеры Lada, лидера российского авторынка, продали в прошлом месяце 28 020 новых автомобилей, это на 9% меньше, чем в июне прошлого года.

Во второй десятке брендов нарастить показатели продаж удалось Mazda — на 9%, Lexus — 23%, а также китайским Haval, Geely и Chery. «Рост продаж автомобилей китайских марок связан с низкой базой прошлого периода, а также выводом на рынок новых моделей», — прокомментировал Азат Тимерханов.

Сегодня, как отмечают аналитики, компании, локализовавшие в России производство автомобилей, находятся в более стабильном положении. Сборка машин на российской территории позволяет снижать влияние скачков валютных курсов на конечную стоимость автомобилей. Годом ранее в индустриальном парке «Узловая» в Тульской области открылся автозавод Haval. Также компания намерена открыть на территории России завод по производству двигателей — о таких планах в «Хавейл Мотор Рус» сообщили в марте текущего года.

Без шансов на плюс

В РОАД надеются, что отложенный спрос сохранит свой эффект и в июле. Единственное, что ещё по-прежнему сдерживает дилеров, — ограничения на проведение тест-драйвов (в автомобиле невозможно соблюсти дистанцию 1,5 м), а также снижение объёмов производства и поставок автомобилей дилерам, запланированное поставщиками до конца года, отметил Владислав Рыдаев. При этом всё же не стоит исключать, что ситуация на российском авторынке будет развиваться по китайскому сценарию, предположил эксперт. В КНР после длительного падения продажи пассажирских автомобилей в мае выросли на 7%, до 1,67 млн единиц, сообщили недавно в Китайской ассоциации автопроизводителей (СААМ).

В целом по году, согласно обновлённому прогнозу АЕБ, объём российского авторынка составит 1 339 000 автомобилей, это на 23,9% меньше, чем в 2019 году. «Новый прогноз основан на предположении о продолжении государственной поддержки стимулирования покупательского спроса и отсутствии второй волны пандемии», — заявил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.

В «Автостате» ожидают, что при оптимистичном сценарии рынок упадёт на 15–17%, при пессимистичном — на 32–33%. Эксперты уверены, что исход решит осень и прогнозируемая на этот период вторая волна эпидемии коронавируса.

«Ситуация в авторетейле будет зависеть от многих факторов, в том числе политики государства и импортёров. В любом случае если текущее положение дел на рынке сохранится, то к концу года его объёмы будут меньше прошлогодних, а любые новые трудности, будь то вторая волна пандемии, сокращение господдержки, дальнейший рост цен на машины и прочее, осенью только ухудшат финансовое состояние игроков», — рассказал Евгений Еськов.

Статья в тему:  Составлен список самых надежных автомобилей в начале 2017 года

Резкое торможение: с чем связан рекордный за 11 лет обвал мирового автомобильного рынка

В 2019 году продажи легковых автомобилей в мире упали на 4,4% — до 90,3 млн единиц. Обвал рынка стал самым масштабным со времён мирового финансового кризиса 2008 года. Об этом говорится в отчёте консалтинговой компании LMC Automotive.

Согласно исследованию агентства, продажи легковых машин сократились в большинстве регионов мира. Самое серьёзное снижение зафиксировано в Китае (на 8,3%), Мексике (8%), Канаде (3,4%) и Аргентине (43,1%). При этом относительно небольшой спад наблюдается в России (2,3%), странах Восточной Европы (2,7%), Южной Корее (1,6%) и США (1,4%).

«Главной причиной падения глобального рынка стало снижение спроса на автомобили. В первую очередь проблема затронула Китай, на долю которого сегодня приходится порядка 25% мировых продаж транспортных средств», — рассказал RT главный стратег «Универ Капитал» Дмитрий Александров.

Снижение китайского спроса на легковые автомобили эксперты связывают с обострением тарифной войны между КНР и США. Весной 2019 года отношения между Пекином и Вашингтоном резко ухудшились и стороны начали вводить взаимные торговые ограничения. После продолжительных переговоров государства договорились о перемирии и 15 января 2020 года подписали торговую сделку. Между тем эксперты не ожидают восстановления китайского и американского авторынков в ближайшее время.

«Торговые ограничения нанесли удар не только по спросу на авто, но и по производителям комплектующих. Это привело к снижению производственной активности в отрасли. Как ожидается, до 2021 года китайский авторынок, который остаётся крупнейшим в мире, может сократиться ещё на 10%. Вслед за ним ослабление начнётся на рынках США, Европы и Индии»,— рассказал RT главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович.

На мировой авторынок повлияло и массовое ужесточение экологических стандартов. Как рассказал RT эксперт компании «Международный финансовый центр» Дмитрий Иногородский, с 2020 года в Европе разрешена продажа новых автомобилей только с двигателями, соответствующими стандарту Евро-5. Норма позволяет бензиновым машинам сокращать выбросы серы на 80%, сажи — на 25% и оксидов азота — на 25%. В Китае аналогичный стандарт уже введён.

Однако эксперты утверждают, что новые экостандарты осложняют работу автопроизводителей и наносят удар по продажам.

«Компаниям приходится подстраивать свои производственные циклы под новые экологические требования. Для этого нужны средства, поэтому такие вливания значительно снижают финансовую устойчивость организаций», — пояснил Антон Покатович.

Статья в тему:  Самые угоняемые автомобили

Усиление мер по борьбе с загрязнением окружающей среды не только сказывается на производстве, но и снижает спрос на бензиновые и дизельные автомобили. Об этом в интервью RT рассказал эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский.

«Автовладельцы постепенно пересаживаются на общественный транспорт и другие средства передвижения. Так, например, в 2018 году производственные доходы от продаж электровелосипедов достигли $15 млрд. Как ожидается, к 2025 году ежегодно продажи таких велосипедов будут составлять 50 млн единиц», — отметил Кричевский.

Давление на отрасль оказало и развитие сервисов каршеринга. Как отмечают аналитики, в последнее время аренда автомобиля становится доступнее и обходится дешевле покупки собственного транспорта.

«Каршеринговые и арендные сервисы оттягивают на себя значимую часть и без того подорванного спроса. Все факторы, оказывающие давление на спрос, имеют структурный характер и поэтому продолжат воздействовать на отрасль. Таким образом, в 2020 году авторынок может снизиться на 3—5%», — добавил Антон Покатович.

Дмитрий Александров полагает, что падение автомобильного рынка может привести к замедлению темпов промышленного производства в мире. Эксперт подчеркнул, что в будущем такая ситуация рискует усилить замедление глобальной экономики.

В своём новом докладе МВФ ухудшила прогноз по росту мирового ВВП с 3,4% до 3,3% в 2020 году и с 3,6% до 3,4% в 2021-м.

При этом в зону риска попали страны, чьи экономики зависят от экспорта автомобилей, предупреждают эксперты международного рейтингового агентства Fitch.

«Даже если продажи в Китае смогут вырасти хотя бы на 1%, мы не видим особых оснований ожидать восстановления глобального авторынка в 2020 году. В результате автомобильная отрасль продолжит негативно влиять на мировое производство и экономики стран с высокой долей этого сектора в ВВП, например, Германии» — утверждает главный экономист агентства Fitch Брайан Коултон.

Экономические кризисы в России: история, преодоление и прогнозы

Кризисы в России: история кризисов в России либерализация цен в 1992 году, дефолт 1998 года, мировой экономический кризис 2008 года, кризис изза присоединения Крыма и падения цен на нефть 2014 года, кризис на фоне коронавируса 2020 года.

Кризис на фоне коронавируса, сопровождающийся падением цен на нефть и стремительным ростом курсов евро и доллара, – уже пятый за всю новейшую историю России. Как страна преодолевала предыдущие кризисы и чем грозит новый?

Содержание

  • Либерализация цен 1992 года
  • Дефолт 1998 года
  • Кризис 2008 года
  • Крымский кризис 2014 года
  • Кризис 2020 года в России
  • Что говорят эксперты
Статья в тему:  Концепт-кар Skoda VisionC на автосалоне в Женеве 2014

Либерализация цен 1992 года

Первый кризис, с которым Россия столкнулась, произошел почти сразу после распада Советского союза. О либерализации цен говорилось еще в позднем СССР (идею перехода к свободным ценам озвучивал еще член Политбюро ЦК КПСС Николай Рыжков).

На фоне нарастающего дефицита в 1991 году на съезде народных депутатов было принято решение об отпуске цен (оно же либерализация цен). Против либерализации проголосовали тогда всего 16 делегатов.

В декабре 1991-го вышли соответствующие указ президента РФ Бориса Ельцина и постановление правительства во главе с Егором Гайдаром, которые освободили 90% розничных цен и 80% оптовых от госрегулирования. Государство оставило за собой контроль только над некоторыми социально значимыми потребительскими товарами (хлеб, молоко и др.) и услугами (общественный транспорт).

Чем для страны обернулась либерализация цен?

  • переход экономики страны на рыночные принципы;
  • преодоление товарного дефицита (некоторые эксперты уверены, что стране тогда грозил голод);
  • обеспечение внутренней конвертируемости рубля.
  • гиперинфляция (по итогам 1992 года она составила 2600%) из-за повышения госрасходов почти на 14% ВВП в год и отказа от денежной реформы;
  • обесценивание зарплаты, доходов и сбережений населения (многие россияне просто потеряли деньги, хранившиеся в банках);
  • рост безработицы;
  • постоянные задержки с выплатами зарплаты (забастовки шахтеров и иных работников);
  • стремительное падение реальных заработков и обнищание россиян;
  • резкое падение покупательского спроса.

Дефолт 1998 года

Россия до конца не поправилась от либерализации цен, как в 1998-м грянул дефолт. Как поясняют экономисты, в 90-е власти страны проводили жесткую денежную политику, сдерживая инфляцию за счет отказа от эмиссионного финансирования государственного бюджета и за счет удержания завышенного курса рубля, и мягкую бюджетную, выражавшуюся в необоснованно раздутых бюджетов, принимавшихся Госдумой.

Причиной кризиса стали два внешних фактора: резкое падение цен на нефтегазовые продукты и кризис в Юго-Восточной Азии. Премьер-министр Сергей Кириенко предложил Госдуме программу, как стабилизировать экономику и финансы путем резкого сокращения госрасходов. ГД программу отклонила, правительству и Центробанку пришлось объявить технический дефолт по основным видам госдолга. Одновременно ЦБ отказался от интервенций для удержания стабильного курса рубля по отношению к доллару.

За полгода курс рубля рухнул в 3,5 раза (с 6 до 21 рубля), многие малые предприятия разорились, часть банков объявили о банкротстве, рублевые сбережения россиян обесценились, удвоилось официальное число безработных. Кризис сопровождался политическими проблемами: Сергей Кириенко и глава ЦБ Сергей Дубинин ушли в отставку, правительство возглавил Евгений Примаков, а ЦБ – Виктор Геращенко.

После августовской катастрофы отечественная экономика начала бурно расти, несмотря на почти пятикратное обесценивание рубля и дефолт. Поначалу вновь оказались востребованы еще советские производственные мощности, но вскоре люди стали вкладываться в создание новых производств. Этому способствовал и рост цен на нефть в 2000-е.

Статья в тему:  Кому принадлежат известные автомобильные компании (бренды)?

Кризис 2008 года

Очередной кризис в российской экономике стал следствием мирового финансового кризиса. Еще в 2007 году в США возникли проблемы в ипотечном секторе, банки начали разоряться, а цены на акции падать. Так, к сентябрю 2008-го инвестиционный банк Lehman Brothers, ипотечные компании Fannie Mae, Freddie Mac и AIG оказались на грани краха.

В России кризис 2008 года, по оценке Всемирного банка, начался как кризис частного сектора. Объяснялся он просто: многие отечественные предприятия брали кредиты в долларах и евро, и после падения курса рубля не смогли расплатиться по долгам. Свою роль сыграло и то, что из частного сектора ушли зарубежные инвестиции (как и с других развивающихся рынков). Вдобавок из-за сокращения производства в США и Европе рухнула цена на нефть.

Хотя ЦБ долго сопротивлялся под напором инвесторов, желающих обменять рубли на доллары, в начале 2009-го случилась новая девальвация.

Отдельное влияние на ситуацию, как писали эксперты, оказали Августовская война (с Грузией), ссора акционеров ТНК-BP и атаки на «Мечел». Начало финансового кризиса в России, как считает экс-советник Владимира Путина Андрей Илларионов пришлось на середину мая, когда российские фондовые индексы перестали расти.

В середине ноября 2008-го президент РФ Дмитрий Медведев признал приход кризиса в реальный сектор экономики. Жертвами кризиса стали такие компании, как «Красноярские авиалинии», «ИжАвто», «Русал» и многие другие.

О преодолении рецессии в отечественной экономике власти страны заявили только в апреле 2010 года. Тогда об этом сказал премьер-министр Владимир Путин, уточнив, что не стоит говорить об окончательном завершении экономического кризиса в России.

Крымский кризис 2014 года

Следующий экономический кризис в России пришелся на 2014-й. В конце ноября ЦБ заявил, что больше не будет поддерживать курс рубля.

Валютный кризис был связан со стремительным снижением мировых цен на нефть и введением экономических санкций в отношении Москвы. Санкции со стороны Евросоюза, США и ряда других стран были связаны с событиями на Украине, где в феврале случилась Революция достоинства (она же Евромайдан), после чего на востоке страны в Луганске и Донецке были провозглашены народные республики. Однако наибольший резонанс вызвала ситуация с Крымом. На полуострове провели референдум о присоединении к РФ, который мировое сообщество до сих пор не признало.

Последствиями кризиса в России стали снижение курса рубля, рост инфляции, снижение потребительского спроса, экономический спад, а также рост числа бедных и снижение реальных доходов россиян.

Статья в тему:  Renault на автосалоне в Москве покажет новый кроссовер купе

Хотя власти с завидной периодичностью отрицали влияние санкций на экономику России страна до сих пор не оправилась от того кризиса, а курс доллара долгое время стабильно держался на уровне около 60 рублей. Объясняется это тем, что нефть так и не подорожала, санкции никуда не делись, а инвесторы предпочли вкладывать не в российскую экономику, а куда-то еще.

Кризис 2020 года в России

В 2020 году Россию настиг новый экономический кризис. Каковы же причины кризиса в России? Он оказался вызван пандемией коронавируса (COVID-19), которая привела к замедлению мировой экономики. Как следствие, снизился спрос на сырьевых рынках, что выразилось в очередном падении спроса на нефть и ее удешевлении. Поправить ситуацию могла бы сделка ОПЕК+, однако стороны не смогли договориться.

Хотя курсы валют снова выросли (доллар пробил отметку в 80 рублей, евро торгуется уже по 86 рублей), власти России поспешили заявить, что страна лучше других подготовлена к новому экономическому кризису. В числе оптимистов – спикер Совфеда Валентина Матвиенко и министр финансов России Антон Силуанов.

Совсем иной прогноз сделал глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин. Он уверен, что в 2020 году в России наступит рецессия – экономический рост полностью остановится. По его данным, инфляция вырастет до 6% (прогноз Минфина чуть ли не втрое ниже), а федеральный бюджет окажется глубоко дефицитным.

Что говорят эксперты

Эксперты уверены, что для россиян ослабление курса рубля обернется очередным падением реальных доходов. Денег станет меньше, а вот цены на электротехнику и авто, импортные продукты, одежду и обувь наоборот вырастут.

«Можем вернуться к нищете, которая была при совке»: аналитик о курсе рубля и цене нефти

Прогнозисты полагают, что низкий курс рубля сохранится в течение всего 2020 года, что означает вероятность ухода отечественной экономики в рецессию. Но и говорить о полномасштабном коллапсе пока еще рано, поскольку власти предпринимают усилия для стабилизации курса рубля, задействовав средства ФНБ.

Не стоит испытывать иллюзий и относительно цен на нефть. Они еще долго будут низкими, уверены эксперты. В ситуации РФ низкая стоимость нефти = низкий курс рубля. Подобные проблемы затронут не только РФ, вся мировая экономика замедляется из-за пандемии, так что и развитые страны будут нести серьезные убытки. Но для развивающихся стран, к числу которых относится Россия, последствия будут заметно сильнее (вплоть до рецессии), делают вывод специалисты.

Эксперты предсказали падение российского авторынка на 50%

В России ожидается сокращение продаж новых автомобилей от 20 до 50% (в зависимости от экономического сценария), говорится в исследовании Boston Consulting Group (BCG), поступившем в РБК. При реализации оптимистического сценария продажи упадут с ранее ожидавшегося уровня 1,8 млн штук до 1,4 млн. При пессимистическом сценарии падение будет выше — до 0,9 млн.

Статья в тему:  Как проверить автомобиль онлайн: Проверка популярных сервисов в Интернете

В 2019 году российский авторынок впервые за три года сократился на 2,3%, до 1,759 млн новых автомобилей.

«Отрасль под жестким влиянием кризиса. Падение рынков по всему миру на 30–40% в 2020 году», — отметил руководитель направления «Автомобилестроение» BСG в СНГ Эдуард Черкин (его слова передала пресс-служба).

Черкин сообщил, автомобили в России — одна из категорий затрат, на которых россияне планируют сэкономить в условиях эпидемии коронавируса. Согласно исследованию BCG, 42% жителей намерены полностью отказаться от таких покупок.

В первом квартале 2020 года продажи новых автомобилей в России неожиданно выросли на 1,8% и достигли 398,5 тыс., но основной рост пришелся на март, сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Но сильное начало года не отражает реальную тенденцию, предупредил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель. По его словам, такой всплеск продаж в марте связан с ожиданием роста цен из-за ослабления рубля относительно доллара и евро. В конце марта продажи автомобилей и дилерские операции были резко прерваны в связи с мерами, принятыми правительством России из-за риска распространения коронавируса, — режимом нерабочих дней недели до конца апреля, самоизоляцией, приостановкой работы автосалонов и т.д., указывает ассоциация.

АЕБ не публиковала обновленный прогноз продаж автомобилей в России по итогам 2020 года. Но в январе, еще до начала распространения коронавируса по всему миру, ассоциация предупреждала, что в этому году они могут сократиться на 2,1%, до 1,72 млн штук.

Председатель правления автодилерской группы «Авилон» Андрей Павлович ожидает, что по итогам 2020 года российский рынок может упасть на 30% при условии сохранения нулевых продаж у автодилеров до конца мая. А гендиректор «Автоспеццентра» Денис Петрунин ждет падения на 40%. В целом в кризис продажи массовых брендов снижаются значительнее, чем премиальных, указывает Петрунин: «Аудитория премиальных брендов менее подвержена влиянию кризиса и больше склонна инвестировать деньги в дорогостоящие покупки». «Сейчас важнее всего понять то, когда именно снимут карантин и автодилерам разрешат возобновить работу. Так как пока фактически никто не может продавать даже забронированные автомобили (это только онлайн-резерв), логично, что продажи российского авторынка в апреле 2020 года пока стремятся к нулю», — передал РБК через пресс-службу Павлович.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: