Будущее спидометра вашего автомобиля
Будущее спидометра вашего автомобиля
Посмотрите на простую цифровую комбинацию приборов автомашины.
За долгие развития автопромышленности изменились технологии, внешний вид машин и многое другое. Но вы наверняка обращали свое внимание на комбинацию приборов, которая, несмотря на все инновации и технологии остается практически такой же как и 10-15 лет назад. Те же стрелки спидометра и тахометра, те же обозначения километража, оборотов двигателя и многие другие показатели. Но, все больше автопроизводителей в последние годы стали заменять аналоговые приборы на цифровые экраны, которые могут отображать все те же знакомые нам комбинации приборов.
На самом деле производители не спешат с внедрением подобных цифровых комбинаций приборов, предпочитая пока оснащать машины старыми аналоговыми панелями. Как вы думаете почему? Все дело в том, что уже давно напрашивается совершенно новый подход к отображению необходимой информации в автомобиле. Поэтому автомобильные компании и не спешат массово внедрять подобные технологии, ожидая пока какие-нибудь компании, не предложат новый подход в этой области. Ведь согласитесь, несмотря на появление цифровых панелей приборов, стиль, дизайн и смысл приборных панелей не изменился.
И такие компании к счастью на авторынке уже есть. Так известная во всем мире дизайн-студия Ustwo, которая занимается разработкой видео-игр для смартфонов, в настоящий момент ведет разработку программного обеспечения для цифровых панелей приборов. Разработчик решил начать проект с чистого листа и создать что-то совершенно необычное и новое. Это лучше чем пытаться улучшить существующие панели приборов.
В результате работы дизайнеров компания создала концепцию будущих комбинаций приборов, которые возможно появятся на авторынке в ближайшие десять лет.
Ключевой задачей разработчиков была идея создать адаптивную иерархию комбинаций приборов. К примеру, если вы паркуетесь, вы не нуждаетесь в спидометре, а значит, он не должен занимать место на экране. Вместо некого появляется информация с парктроника, сообщающая вам, сколько метров осталось до препятствия.
Дизайн графики в новой разработке по сравнению с современными цифровыми панелями приборов, очень простой и консервативный. Но в этом сама суть интуитивно-понятной приборной панели, где лишняя информация или яркие цвета не отвлекают водителя от дорожной ситуации.
Помимо этого компания Ustwo рассчитывает создать программное обеспечение, которое позволит водителям самостоятельно настраивать дизайн панели приборов исходя из личных предпочтений. В том числе будет возможность изменять цветовую палитру отображения комбинации приборов на экране.
Почему в современных спидометрах с завода предусматривается погрешность
Максимальная скорость и время разгона до 100 км/час – именно на эти критерии обращают внимание покупатели транспортных средств. Однако, немногие из них догадывается, что обозначенные цифры почти всегда расходятся с реальными данными. Советским автомобилистам рекомендовали периодически самостоятельно проверять время разгона. Но для чего? Ухудшение динамики указывало на то, что мотор изношен. Если настройка систем питания и зажигания не приносила эффекта, значит силовой агрегат пора было сдавать в ремонт. Проверка проводилась на свободном и ровном участке дороги в сухую погоду. Водители совершали заезды на определённую дистанцию в разных направлениях и замеряли время секундомером.
Вести автомобиль с точностью до одного километра в час очень трудно – и это требует непрерывного наблюдения за показаниями спидометра и отвлечения от дороги
Если сравнить подобные испытания с заводскими тестами на максимальную скорость и разгон до 100 км/час, можно заметить очевидную разницу. В результате собственных тестов владелец автомобиля мог получить только среднюю цифру. И всё это с учётом того, что спидометр даже сейчас выдает показания с определённой погрешностью, которая закладывается ещё на этапе производства.
Но зачем компаниям нужно выпускать автомобили с заведомо неправильным спидометром? Это необходимо, чтобы исключить возможность начисления неоправданных штрафов за превышение скорости. Заметим, что замерять скорость намного проще, чем её соблюдать. Вести автомобиль с точностью до одного километра в час очень трудно – и это требует непрерывного наблюдения за показаниями спидометра и отвлечения от дороги. В таком случае обращаться с педалью газа нужно как настоящий ювелир. При такой настройке дорожные и погодные условия должны всегда находиться в идеальном состоянии.
Возможно, более точные показания можно будет получить в будущем, но сейчас производители должны самостоятельно вносить погрешности в спидометр. В результате автомобильный прибор имеет право завышать реальную скорость или максимально точно отвечать ей, но ни в коем случае не занижать. При этом допустимая величина погрешности должна составлять не более 10%.
При таких условиях автомобилист получает определённый запас, который позволяет соблюдать установленный скоростной режим. В данном случае речь идёт о полностью исправных приборах и связанных с ними системах в транспортном средстве. На автомобилях в СССР стрелка спидометра приводилась в движение при помощи механического привода. Это был тросик, который связывался через пару пластмассовых шестерёнок с валом коробки передач. Когда привод изнашивался, стрелка начинала бегать по шкале и падала вниз. Автомобилистов такой трюк обескураживал.
Передвигаться без контроля скорости было непривычно. Профессионалы же знали, что замена привода является минутной операцией и не требует больших вложений.
В современных автомобилях за работу спидометра отвечает электроника. Поэтому справляться с потенциальными неприятностями стало намного сложнее. К примеру, на автомобиле прямо на ходу может погаснуть вся электронная панель приборов. Даже если сбой длится меньше 1 минуты, это уже наносит опасность во время передвижения. В дороге подобную неисправность точно не устранить.
Но в современное время вполне можно обезопасить себя от подобных явлений. Достаточно установить навигационную систему, которая будет показывать актуальную скорость. Даже если приборная панель неожиданно выйдет из строя, можно будет ориентироваться на показания данного оборудования.
Итог. В спидометрах современных транспортных средств ещё заводе закладывается погрешность. Она необходима для того, чтобы у автомобилистов был определённый запас при наборе скоростного режима.
Корректировка показаний пробега в электронных одометрах автомобилей
КАК СКРУТИТЬ ПРОБЕГ
Навыки корректировать показания счетчика пробега всегда были востребованы у водителей. В одних случаях требовалось скрутить спидометр и «омолодить» выставленную на продажу машину, в других – была необходимость добавить лишние километры, чтобы «сэкономить» служебное топливо. Лет двадцать назад скрутить пробег на спидометре можно было обычной электрической дрелью или электродвигателем с переходником. На редукторе коробки передач откручивался трос привода спидометра, зажимался в патрон дрели или переходника, и за пару часов подмотки спидометра можно было своими руками скрутить необходимый километраж.
В современной технике используются:
1 механические одометры;
2 электромеханические спидометры и одометры;
3 электронные приборы учета скорости и пробега;
4 цифровые универсальные средства записи информации пробега.
Иногда водители снимали приборную панель, выведя из зацепления червячную передачу и зубчатое колесо, выставляли руками или острым инструментом на колесиках необходимые цифры пробега. Понятно, что сборка-разборка позволяла скрутить любой пробег, но снижала точность показаний прибора, к тому же оставались следы проникновения. Автомобильная промышленность перешла от механических спидометров к электромеханическим, и далее к электронным.
Электромеханические спидометры и одометры
С переходом на электромеханические системы скрутить спидометр стало сложнее. Информация о скорости движения определялась не количеством оборотов передаточного тросика, а генератором импульсов, заменившим редуктор на коробке переключения передач. Импульсы преобразовывались шаговым электродвигателем во вращение вала червячной передачи и колес с цифрами на информационном табло.
Теперь узел одометра выполнялся зачастую не разборным, и для того, чтобы скрутить пробег автомобиля своими руками, необходимо было переводить цифры на колесах индикатора острым шилом, что создавало риск оставить следы вмешательства. Теперь скрутить показания спидометра старым способом было хлопотно.
С рынка ушли модели электромеханическими спидометрами, Если скрутить километры на 15-25-летних моделях знаний хватало, то пробег 3-5 летних своими руками не изменить, теперь только специалисты могут правильно скрутить данные спидометра и одометра на приборной панели. Раньше вопрос решался достаточно просто – нужно было механически скрутить пробег автомобиля. С широким внедрением микрокомпьютеров любое вторжение в электронику машины могло закончиться плачевно. Появилась проблема как самому скрутить пробег на электронном спидометре.
Электронные процессорные системы контроля пробега
В период 1995-2005 годов ведущие автопроизводители начали массово использовать в блоках управления автомобилей системы на основе цифровой обработки и хранения сигналов. Теперь в современных автомобилях пробег выдается на жидкокристаллическом индикаторе приборной панели микросхемой спидометра после суммирования импульсов датчика скорости. Сведения о пробеге записываются в специальную микросхему памяти. Скрутить показания стало сложнее.
Появление в составе микрокомпьютера энергонезависимых микросхем памяти, позволяющих записывать и хранить информацию об автомобиле, параметрах работы и условиях эксплуатации, серьезно упростило работу специалистам СТО.
Скрутить электронный спидометр с целью уменьшения пробега
В 2000-х годах на заре цифровой революции в автомобилестроении было распространено мнение, что обычному автолюбителю не под силу понять, как проникнуть в электронику автомобиля и как скрутить электронный спидометр своими руками. Защиты микросхем памяти не существовало или она была реализована на минимальном уровне.
Сегодня автопроизводители для защиты информации используют собственные разработки программ и электронных схем для управления автомобилем. Для чтения, взлома и перепрошивки информации в микрочипах машин определенного автопроизводителя используются универсальные электронные платы. Процедура подмотки спидометра заключается в подключении своими руками электронной схемы к соответствующим разъемам на приборной панели автомобиля.
Интернет переполнен предложениями скрутить одометр – от простых вариантов на отечественных автомобилях до сверхсовременных на последних моделях BMW. В отечественных автомобилях, большинстве европейских и американских моделей, за исключением таких грандов, как Mercedes, BMW, Peugeot, информация о пробеге была защищена достаточно слабо. Микросхемы памяти можно было легко извлечь из платы.
Японские машины оказались куда сложнее и в вопросах взлома. Большинство микросхем ЭБУ были «намертво» впечатаны в плату и не имели маркировки.
Для взлома микрокомпьютера в подключаемую к диагностическим разъемам плату заранее вносились необходимые алгоритмы перезаписи кодов. Для более дорогих машин с мощной системой защиты для перезаписи информации используются возможности полноценного компьютера с необходимым программным обеспечением, который подключается к шине обмена данными CAN-BUS или диагностическим разъемам OBD-II, EOBD .
Современные способы скручивания показаний пробега
Существующий парк автомобилей по уровню сложности внесения изменений в микросхемы памяти можно условно разделить на несколько категорий:
1стандартный минимальный уровень защиты;
2повышенный уровень защиты;
3эксклюзивные меры защиты.
Десять самых крутых автомобильных приборных панелей
Лучшие цифровые спидометры и панели.
Мы уже не раз рассказывали вам о модных цифровых приборных панелях, которые в настоящий момент завоевывают автопромышленность. Но знаете ли вы, что они появились еще в 1980-х годах? Так что история электронных спидометров началась не в XXI веке. Мы отобрали для вас лучшие цифровые приборки за всю историю автопромышленности.
Напомним, что когда первые цифровые приборные панели начали появляться в автомобилях в 80-х годах, то публика встретила инновационные приборки настороженно. И действительно, в условиях доступности технологий тех лет сделать что-то стоящее было крайне тяжело. Поэтому не многие автомобили могли похвастаться классными приборками.
В итоге к началу 1990-х годов цифровые датчики на приборных панелях полностью ушли.
И вот в XXI веке электронные приборные панели триумфально возвращаются в автомир. На этот раз, судя по всему, надолго.
Тем не менее, несмотря на то что сегодня с цифровыми спидометрами выпускается немало машин, выбрать лучшие не так сложно. Все-таки большинство даже современных приборок выглядит далеко не идеально. Итак, вот ТОП лучших, по нашему мнению (мы никому не навязываем его и, наоборот, рассчитываем на наших читателей, что они поделятся с нами своим мнением в комментариях).
Ford GT
В спорткаре Ford GT установлена полностью цифровая панель приборов, которая не только выглядит потрясающе, но и предоставляет водителю в удобном виде наиболее важную информацию, необходимую во время движения автомобиля. Причем дизайн отображения различных датчиков меняется в зависимости от режима движения машины.
McLaren P1
В гоночном автомобиле датчики на приборной панели имеют особое значение. Также в этом классе автомобилей, как правило, приоритетными на приборке являются показания тахометра. Именно поэтому в обычном режиме на цифровой приборной панели McLaren P1 можно увидеть большой электронный тахометр. На наш взгляд, это одна из самых элегантных и одновременно простых по дизайну цифровых панелей на современном авторынке.
Audi R8
Сегодня многие автопроизводители (особенно премиальных авто) предлагают конфигурируемые калибровочные кластеры (цифровые приборные панели). То есть приборку водитель может настроить индивидуально под себя, воспользовавшись предустановленными режимами отображения виртуальных датчиков. Но одна из лучших настраиваемых цифровых приборок находится в спорткаре Audi R8.
Например, вы можете вместо стандартных датчиков вывести на приборку гигантскую карту навигационной системы. Кроме того управление экраном очень простое. Судя по всему, это и есть будущее автомобилей. Ведь в этом случае не нужен экран информационно-развлекательной системы, который обычно располагают по центру консоли. Скорее всего, уже совсем скоро все больше автопроизводителей будут следовать примеру Audi R8.
Subaru XT Turbo
Subaru XT Turbo – это ранняя попытка японской компании по созданию внедорожника. В те годы было модно использовать в автомобилях цифровые приборные панели. В итоге компания Subaru решила также установить в XT Turbo популярную тогда цифровую приборку. Примечательно, что эта панель приборов была оснащена 3D-графикой.
Vector W8
В 1990-х годах Vector W8 был одним из самых дерзких автомобилей. Логично, что все датчики на приборной панели в этой машине также имели необычный, футуристический вид. Но есть ли во всех этих функциях на цифровой приборке смысл? Наверное, нет. Тем не менее приборная панель в этом автомобиле впечатляет даже сегодня.
Lamborghini Reventon
Lamborghini Reventon Murcielago был своеобразным подобием скоростных истребителей. Именно поэтому его калибровочный кластер в обычном режиме отображал настройки и приборы, похожие на авиационные приборы. Жаль, что, наверное, мы больше не увидим что-то подобное в современных автомобилях.
Lexus LFA
Как сообщил в свое время представитель компании Лексус, спорткар LFA был оснащен цифровой приборной панелью в связи с тем, что аналоговая приборка не смогла так быстро реагировать на поведение мощного автомобиля, оснащенного V10 мотором. Кстати, по мнению многих экспертов, эта цифровая приборка является лучшей за всю историю автомира. Мы бы, конечно, так не утверждали, но то, что эта комбинация приборов выглядит великолепно, нет сомнений. Между прочим, этот же стиль приборки используется и в Lexus RC F и Lexus GS F.
Ferrari LaFerrari
В LaFerrari есть всем привычная настройка цифровых комбинаций приборов со спидометром по центру. Но с режимом Race дисплей на приборке становится намного круче. Так, приборка отображает в этом режиме тахометр в виде хоккейной клюшки, что очень удобно. Невероятный дисплей на приборной панели для невероятного авто.
Chevrolet Corvette C4
Четвертое поколение Chevrolet Corvette представлял собой автомобиль, который, по задумке компании, должен был переместить спорткар из темных веков в светлое будущее. Конечно, в 1984 году, когда впервые появилась мода на цифровые панели приборов, компания Chevrolet оснастила Corvette C4 цифровым приборным кластером. Сегодня эти цифровые датчики на приборке могут выглядеть немного устаревшими. Но не забывайте, что эта приборка появилась в 80-е. Для того времени это была фантастика.
Honda S2000
В 1990-е годы цифровые приборки резко вышли из моды, и многие автопроизводители вновь вернулись к аналоговым кластерам. Одним из последних, кто установил цифровую приборку в те годы, стала компания Honda, разместив ее в своем потрясающем автомобиле S2000.
Приборка была выполнена в стиле автомобилей Формула-1. Это было необходимо, чтобы напомнить публике о славе Honda в мире автоспорта. К сожалению, отображение приборов на панели было не совсем удобным. Но тем не менее японская компания, по сути, дала надежду на будущее, показав, что цифровые калибровочные кластеры обязательно должны стать стандартом во всех автомобилях.
Мне пришёл спидометр из будущего с AliExpress
Чего я только не видел на AliExpress: от умных розеток Xiaomi до псевдолетающих скейтбордов. Но к такому меня жизнь не готовила.
Много раз видел ролики с футуристичными лобовыми стёклами, которые передают буквально все данные с приборной панели. Да чего уж там, такие уже установлены на тех же топовых Jaguar. А вот простым смертным пока такие новшества недоступны, слишком дорогая технология, видимо.
Я смог найти решение и заказал на AliExpress настоящий спидометр из будущего. Он подойдёт практически к любой машине, нужен лишь порт OBD-II.
Что за штука такая и в чем прикол?
На AliExpress оказалось достаточно сложно найти тот самый проектор на лобовое стекло. Да-да, это такая штука, которая «проецирует» изображение со спидометра на лобовое стекло.
На самом деле, о проецировании тут и речи не идёт. Это электронное табло, которое тупо отражается на лобовом стекле.
Никакой магии и нанотехнологий. Все работает банально просто, и вы сможете собрать такую штуку сами.
Начнем уже с названия. Все продавцы на AliExpress называют это устройство по-разному. Реальное его название — C2R HUDW02, и больше ничего, никаких излишеств.
Стоит всё это удовольствие 1500-2000 рублей, в зависимости от продавца. И за эти деньги вы получаете устройство с функцией отображения:
— текущей скорости
— количества оборотов
— уровня топлива
— температуры охлаждающей жидкости
— текущий пробег
И многое другое.
Гаджет способен отобразить на вашем лобовом стекле буквально все показатели автомобиля. Правда, увидеть всё это вы вряд ли сможете.
Вот так это выглядит в рекламных тизерах:
И вот, что вы получите на деле:
Чувствуете разницу? О да, это и есть то самое разочарование, которое испытываешь при покупке китайского гаджета. Даже не знаю, что я ожидал увидеть на самом деле.
Во-первых, проектор ничего не проецирует, а лишь отражается в лобовом стекле. Так же можно сделать и в простым смартфоном, просто положив его на «торпедо».
Во-вторых, «проекция» двоится. Вы буквально видите две цифры, будто у вас смазано изображение. И всё из-за того, что лобовое стекло автомобиля состоит из двух слоёв.
Правда, это можно легко исправить, используя комплектную пленку. Она клеится на стекло и делает изображение четким. Ну и вы сами понимаете, что от «костыльной» пленки никак не избавишься.
В-третьих, показатели с приборной панели очень плохо видно при ярком солнце. То есть у вас абсолютно чистое небо — вряд ли это устройство окажется полезным.
Ладно, ладно. Свои плюсы тоже есть
Разумеется, от такого устройства есть ряд негативных впечатлений. Но есть и что-то в нем хорошее, прикольное и цепляющее.
Проектор реально облегчает ваше вождение, когда он работает. 🙂
А работает устройство в двух случаях: в тени и ночью. Тогда вы можете увидеть все показатели, даже не заглядывая на приборную панель.
Согласитесь, удобнее смотреть на технические показания, видя при этом дорогу. Не нужно опускать голову, пытаясь узнать, какая сейчас скорость, сколько бензина осталось и прочее.
Это отвлекает от вождения, вы можете упустить важный момент и попасть в ДТП.
И да, ночью это смотрится реально эффектно. Плавающий в воздухе немного над капотом спидометр выглядит действительно футуристично. Кажется, будто все показания датчиков находятся прямо перед вами.
Имхо, это завораживает. Ощущение, будто вы едете на каком-то автомобиле из будущего.
И это удобно, когда видно все показания прямо перед собой. Не нужно отвлекаться от дороги, вы видите буквально всё, включая дорожную ситуацию.
Есть даже функция оповещения о превышении скорости. Задаёте её (например, 80 км/ч), и устройство будет нервно пищать.
Что можно было бы добавить?
Единственное, чего мне здесь не хватило, так это отображения маршрута. Представьте, что у вас прямо на лобовом стекле показывается маршрут, по которому вам необходимо ехать.
То есть вы видите не только показания с приборной панели, но и нарисованную перед собой карту.
К слову, это можно реализовать даже сейчас. Для этого просто необходимо заказать несколько другое устройство. Тоже «проектор», но отображающий показания со смартфона.
Платформу, на которой лежит ваше устройство и отражается на лобовом стекле. То есть Яндекс.Карты можно увидеть прямо перед собой. В режиме реального времени.
Итог: полезный гаджет или просто игрушка?
Если вы ждёте, что получите от этого устройства реальную пользу — не ждите. Это простая игрушка, которая может быть полезна в ряде ограниченных ситуаций.
В ночное время, когда вы находитесь в другом городе, когда вы максимально устали и не хотите уже ничего делать. Разумеется, в таком случае лучше где-нибудь передохнуть, но вдруг…
В общем, я бы не стал рекомендовать C2R HUDW02 к приобретению. Это простая игрушка, которая может немного визуально улучшить ваш салон автомобиля, но практической пользы от этого гаджета очень мало.
Он может спасти в тех или иных ситуациях, но проще смотреть на спидометр. Ну или купить Jaguar со встроенным отображением всех показаний на лобовом стекле. Это лишь «костыль», о котором лучше забыть. 🙂