АвтоВАЗ намерен производить по 60 тыс. Lada XRay каждый год
АвтоВАЗ намерен производить по 60 тыс. Lada XRay каждый год
С декабря 2015 начнется сборка Лада XRay
Пресс-центр компании «АвтоВАЗ» сообщил информацию о том, что они намерены производить более 60 тысяч моделей «XRay» ежегодно. Такое количество не случайно, поскольку, по мнению экспертов компании, именно столько автомобилей этой модели позволяет реализовывать отечественный авторынок в течение года.
По предварительной информации, сборка автомобилей «XRay» будут производить на той же сборочной линии, что и модель «Largus», а также Nissan Almera, так как все они построены на схожей платформе В0. При этом сотрудники «АвтоВАЗа» отмечают, что для максимального задействования производственного оборудования завод в ближайшее время будет переведен на работу в три смены.
Официальный старт сборки модели намечен на 15 декабря, а в розничную продажу первая партия автомобилей поступит в январе-феврале 2015 года. Также известно, что до начала серийной сборки автоконцерн выпустит 500 предсерийных моделей. Это будет сделано для того, чтобы специальные тестировщики компании смогли дать оценку качества сборки всех узлов и агрегатов согласно принятым стандартам концерна Renault-Nissan.
По состоянию на 25 августа «АвтоВАЗ» выпустил всего 27 автомобилей, при этом последняя 500-я модель будет выпущена в первой половине декабря текущего года. В настоящее время «АвтоВАЗ» уже ведет дорожные испытания модели «XRay» на российских и европейских дорогах, так как в планах компании — реализовывать свои автомобили не только на отечественном, но и на зарубежных рынках.
Напомним, что Lada XRay будет комплектоваться 1,6-литровым силовым агрегатом мощностью в 106 и 114 л.с., при этом комплектоваться машина будет механической КПП от французского партнера, так как автовазовская КПП оказалась очень шумной. Также в линейке должен появиться 1,8-литровый мотор, способный развить 123 л.с. и комплектующийся автоматической КПП. Оборудованный таким двигателем автомобиль сможет разменять первую «сотню» за 10,2 сек, при этом максимальная скорость равна 187 км/час. Предположительная стоимость новинки будет варьироваться в пределах 500-600 тыс. рублей в зависимости от действующего курса валют.
Президент АвтоВАЗа пообещал выпускать более дорогие Lada
В течение ближайших пяти лет бренд Lada выйдет в новый ценовой сегмент на российском автомобильном рынке. Об этом, как передает ТАСС, сообщил журналистам президент компании АвтоВАЗ Николя Мор.
По его словам, компания планирует обновить модельный ряд Lada с 2023 по 2026 год.
«И вот эти модели выведут бренд Lada несколько на более высокий ценовой сегмент в сравнении с текущим модельным рядом Lada. Мы продолжим предлагать достаточно доступные автомобили, скажем так, на низовом пороге ценового сегмента, но в то же самое время в перспективе следующих пяти лет мы планируем выйти намного выше, чем порог в 1 млн руб. по цене», — рассказал он.
Мор уточнил, что на первом этапе вазовские машины перешагнут рубеж цены в 1 млн руб., а на втором — 1,2 млн руб. Эти машины будут предоставлять потребителям «хорошие свойства продукта за соответствующие деньги», уточнил президент АвтоВАЗа.
Новые автомобили будут производиться на глобальной платформе альянса Renault-Nissan CMF-B, причем уровень локализации ее компонентов составит около 75%, пообещал Мор. По его словам, компания намерена локализовать производство электроники, мультимедийных компонентов. «Уже присутствуют в России несколько поставщиков, которые готовы локализовать подобного рода технологии или уже локализовали подобные технологии, но нам еще предстоит привести других глобальных поставщиков», — пояснил он. Мор также отметил, что компания занимается разработкой нового поколения двухпедального автомобиля, детали проекта пока не уточняются. «Это новая трансмиссия, будущая будет общей для трех брендов Renault, Dacia и Lada, и на версиях полноприводных, и на моноприводных», — добавил Мор.
Глава предприятия также сообщил, что до конца 2021 года госкорпорация «Ростех» и концерн Renault переведут совместное предприятие Alliance Rostec Auto B.V., зарегистрированное в Голландии, в российскую юрисдикцию. «Совместно с Ростехом, исходя из требований необходимости эффективности и некоторых налоговых особенностей, мы решили перевести СП в российскую юрисдикцию. Это очень долгая дискуссия, которая уже идет, и мы уже в принципе на финальной стадии этого процесса и до конца года, надеемся, это случится», — заявил он.
В марте цены на продукцию АвтоВАЗа были повышены второй раз за год. Полноприводные модели Lada Niva выросли в цене на 8–14 тыс. руб. по сравнению с январем. Стоимость трехдверных моделей поднялась до 692 тыс. руб. Цена сборок с пятью дверями — от 658 тыс. до 743 тыс. руб.
Стоимость Lada Granta выросла на 11–16 тыс. руб. Самая дорогая модель подорожала до 730,8 тыс. руб. Машины Lada Largus подорожали на 14 тыс. руб. Цена самой дорогой комплектации поднялась до 995 тыс. руб. Цена Lada Vesta поднялась на 20 тыс. руб. и самый дешевый седан стал стоить 723 тыс. руб. Самая дорогая модель— Lada Vesta Sport подорожала до 1 165 900 руб.
Lada XRay не будут снимать с производства. Какие выводы надо сделать сейчас
Недавно в автомобильных СМИ появилась новость о том, что, по мнению аналитиков, дни Lada XRay в том виде, в каком мы его сегодня знаем, сочтены. АвтоВАЗ либо серьёзно поменяет саму суть автомобиля и сделает его более привлекательным, либо вообще снимет компактный кроссовер с производства. Есть ли у Lada XRay в будущее, задался вопросом наш канал?
Сначала разберемся с таким вопросом, а просчитался ли АвтоВАЗ, запуская в производство высокий хэтчбек Lada XRay?
Как известно, этот автомобиль создан на альянсовской платформе В0, а его прообразом послужил Renault Sandero. Габариты автомобиля несколько увеличили по сравнению с этой моделью, но все равно, он остался хэтчбеком. Выпускают его на первом сборочном конвейере АвтоВАЗа, где собирают модели Renault Logan/Sandero и Lada Largus.
Теперь сравним продажи этих двух моделей. В 2018 году отечественный хэтчбек и его псевдокроссоверная версия XRay Cross разошлись тиражом 34,8 тыс. штук, модель оказалась в первой десятке российского рынка, правда, замыкая его. Renault Sandero, соответственно, продано на 3000 штук меньше, порядка 31,5 тыс. (15 место).
В прошлом году Sandero оказалось на 16 месте с результатом 30,4 тыс., а XRay на 17 месте с результатом 28,9 тыс.штук. Падение есть, но оно не катастрофическое.
Одной из причин неудачи считают, что ценник на обслуживание Lada XRay выше, чем на другие модели LADA, при равном качестве деталей. Наружный шрус Lada XRay стоит 2600 рублей. Его замена стоит ещё примерно 1200 рублей. Итоговый чек — 3800 рублей. Тогда как аналогичный узел для Lada Priora имеет итоговый ценник 2000 руб. Почему это происходит, достаточно посмотреть на иллюстрацию с указанием поставщиков автокомпонентов для модели.
Ценник авто. Если за базовую версию седана Lada Vesta просят 530–540 тыс. рублей, то за минимальную комплектацию XRay ниже 650–700 тыс. в салонах официальных дилеров найти невозможно. А стоимость ТОП версии Instinct перевалила за 1 млн руб.
Выход Lada Vesta SW Cross ударила по продажам XRay. В 2018 году Xray Cross с 1,8-литровым двигателем и МКПП разошлась тиражом в 2700 штук. В 2019-м эту же комплектацию заказали всего 800 покупателей. А за первый квартал 2020 года падение продаж Lada XRay составило 20%. Автомобиль оказался на 24 месте российского авторынка.
В модельной линейке LADA в настоящий момент Lada XRay пользуется самым низким спросом. Но разве это повод снимать с производства модель? Да, XRay продается в пять с половиной раз хуже, чем Lada Granta, но у этой модели четыре типа кузова плюс версия Cross. XRay продается в пять раз хуже, чем Lada Vesta. Но и здесь у Vesta есть широкий выбор . Увеличенным спросом пользуются универсалы.
Если руководствоваться местом в рейтинге авторынка, то даже нахождение в ТОП-25, это уже престижно. Ни одного китайца мы не видели в нем никогда. Большинство корейских и японских автомобилей туда также не попадают, но это не повод свернуть их производство на российских сборочных заводах.
В пресс-службе завода ответили, что никто не собирается отказываться от Lada XRay. Поднять продажи модели планируется за счет вывода на рынок более привлекательных комплектаций. Получит ли такая стратегия успех?
А мы считаем, что пример Lada XRay показателен. Посмотрите, если перевести на платформу альянса самые популярные модели автопроизводителя, например 4х4 и Granta, то их неизбежно ожидает спад продаж. Потребитель не будет готов сразу к переплате как собственно за автомобиль, так и за его удорожание в обслуживании. Таким образом, пример Lada XRay сигнализирует, предупреждает, перевод на платформу альянса имеет риски, и их надо купировать на стадии подготовки . То есть сейчас.
С другой стороны, пример Lada XRay свидетельствует, что спрос на городские хэтчбеки у нас в стране есть, и он хотя и небольшой, но достаточно устойчивый. Не зря XRay находится в ТОП-25 российского авторынка.
Напомним и другой пример. До появления в модельной гамме Hyundai Creta, на хэтчбеки Hyundai Solaris приходилась одна четверть выпуска на питерском заводе «Хёндэ Мотор Мануфечуринг Рус», и, соотвественно, спроса. Когда кроссовер встал на конвейер, то от хэтчбека Solaris избавились. Хэтчбек обычно покупали автоледи, живущие в крупных и средних городах. Вот такая «каннибализация» произошла у корейского конкурента.
Обрушение Xray и полная картина бедствия: чем закончился для Автоваза 2020 год?
После того как менеджмент альянса Renault-Nissan озвучил планы по переформатированию российского бренда Lada, отечественный автогигант в одночасье утратил статус первоочередного российского ньюсмейкера, однако мы всё же предлагаем заметку с анализом результатов за 2020 год, поскольку именно они и объясняют решение французов прекратить в Тольятти всякую инженерную самодеятельность, за исключением дизайна, и перейти на выпуск «нормальных» автомобилей…
Впервые на российском рынке Lada Xray начал терять покупателей ещё в 2019 году, когда, казалось бы, ничто не предвещало проблем. В тот год общий спрос на новые легковушки упал в нашей стране на 2,3%, притом что Xray потерял существенные 16,8% покупателей. В 2020 году тенденция продолжилась: при падении рынка на 9,1% российский кроссовер, находясь в самом ходовом сегменте рынка, упал уже на 35%. При этом совокупное падение относительно 2018 года составило 45%!
Теперь давайте вспомним, что Xray вышел на рынок РФ в 2016 году – первые отгрузки пошли дилерам в феврале. Таким образом, падение Xray в России пришлось на четвёртый и пятый год присутствия на рынке. Что это за годы? Это годы, когда машина, условно говоря, перестаёт быть «новой», и когда у неё вылезают все возможные болячки. Тот факт, что на пятый год падение относительно четвёртого усилилось, говорит только о том, что рынок фактически отторг модель. Так, Xray, будучи самым дорогим автомобилем Lada наряду с Vesta, стал в 2020 году и самым плохо продаваемым автомобилем в линейке бренда. Получается, что первая же самостоятельная попытка задействовать платформу альянса закончилась для Автоваза провалом. И, судя по решениям альянса об унификации моделей Dacia и Lada, других попыток инженерам из Тольятти больше не дадут.
Какова роль Vesta SW Cross в падении Xray, следует ли обвинять во всём внутренний каннибализм? Цифры говорят о том, что роль эта невелика. Vesta SW Cross вышла на рынок в четвёртом квартале 2017 года и к началу 2018 года уже достигла высокого уровня продаж – более 5 тыс. единиц в квартал. До конца 2018 года дилеры реализовали 22,8 тыс. Vesta SW Cross. В следующем году Vesta SW Cross набрала дополнительно ещё 6,3 тыс. покупателей, увеличив объем до 29,5 тыс. машин, при этом Xray потерял 5,8 тыс. В 2020 году своих покупателей нашли только 27,5 тыс. Vesta SW Cross, притом что Xray в 2020 году потерял 9,6 тыс. машин. В общем, очевидно, что прямого влияния Vesta SW Cross на Xray совершенно точно нет.
Пять лет назад Xray встал на ветку В0 конвейера в Тольятти, где выпускается вместе с Renault Logan и Sandero. Там же изготавливали и Nissan Almera. Вскоре компанию франко-российской группе составит и рестайлинговый Duster
Теперь пройдёмся по модификациям Xray и даже упомянем комплектации. По законам развитых рынков через первый рестайлинг, часто сопровождающийся изменениями по агрегатной части, модель проходит через три года. Вероятно, одной из причин падения Xray на четвёртом году жизни стало как раз отсутствие ощутимого рестайлинга. И здесь Автоваз стал заложником своих шаблонных подходов: модели сегмента ультра-лоукост можно не обновлять десятилетиями, однако, как мы сказали, Xray – это недешёвая машина класса Hyundai Creta, поэтому и спрос с неё другой. Слабую попытку оживить интерес к Xray тольяттинцы предприняли как раз в прошлом году: с апреля дилеры начали получать Xray Cross в комплектации Instinct, с октября – в комплектации Black. Народ прохладно отреагировал на обе версии с косметическим изменениями: Instinct до конца года разошёлся тиражом в 597 машин, Black – 372.
Теперь зафиксируем, что на Xray Cross в 2020 году пришлось почти 36% (6932 шт.) от всего объёма реализации Xray, при этом самая дорогая версия упала примерно на столько же, на сколько и базовая (без приставки Cross). А что с моторами? На исполнение с тольяттинским 1,6-литровым двигателем пришлось 59,6% (11 501 шт.), притом что в 2019 году его доля составляла 51,2%. То есть при общем падении спроса на модель наметилось перераспределение в пользу «бедной» модификации. Это говорит о том, что «дорогие» исполнения Xray не в состоянии конкурировать за покупателей, приходящих из более высоких сегментов. Прибавим к тому высокий уровень шума, многолетний «масложор» 1,8-литрового и в принципе неплохого двигателя ВАЗ-21179, пять передач в ручной коробке, в то время как все конкуренты имеют по шесть, и так далее. Короче говоря, по состоянию на 2021 год Xray, очевидно, утратил все свои основные преимущества, и до конца жизненного цикла никаких существенных модернизаций по этой машине мы, скорее всего, уже не увидим.
Теперь – к Vesta, которой мы уже коснулись. Сконцентрируемся опять же на самых дорогих исполнениях Cross, но исключительно на универсалах. Дело в том, что исполнение Sedan Cross в 2020 году приобрели только 1955 человек, то есть на фоне общих продаж модели (108 281 шт.) никакой погоды седан с увеличенным клиренсом не делает. Универсал Cross упал почти на 7% при общем падении по модели почти на 4%.
В 2020 году на базовые исполнения Vesta SW Cross с 1,6-литровым мотором ВАЗ-21129 (106 л.с.), который идёт в паре с 5-ступенчатой тольяттинской коробкой, пришлось более половины продаж, а, точнее, 54%. Ещё 20% взял на себя французский 1,6-литровый мотор H4M (113 л.с.) с вариатором Jatco, остальные выпали на версию с 1,8-литровым агрегатом.
Что касается всех Vesta, то на 1,6 (106 л.с.) с чугунным блоком и 5МТ, то есть самую дешёвую версию, приходится 72% продаж, 14,2% – на пару H4M+Jatco. В 2019 году базовая модификация набрала почти 75%, а вот франко-японская версия ещё не успела занять сколько-нибудь ощутимой доли, потому что она поступила к дилерам только в ноябре. При этом в 2020 году основную часть своих покупателей она получила за счёт исполнения с 1,8-литровым мотором ВАЗ-21179, доля которого в 2020 году по сравнению с 2019 годом упала с 23,4% до 11,2%.
В отличие от Xray, Lada Vesta оправдала вливания в ижевский завод: за два последних отчётных года (2018 и 2019) он принёс Автовазу совокупную прибыль в 2,45 млрд рублей. Однако и от Vesta французский менеджмент всё равно решил отказаться.
Проще говоря, мы видим, что одна версия Vesta, оказавшаяся вполне удачной, перебила покупателей у другой, а не привлекла их со стороны. Но возможно ли противопоставлять франко-японский «автомат» русско-французской «ручке»? Можно и легко, ведь дело не в конструктивных отличиях, а в цене: более обеспеченные покупатели Vesta, которые раньше выбирали «солидное» исполнение 1,8 с увеличенным диаметром сцепления, с появлением полноценного автомата в виде японского вариатора Jatco предпочти комфорт.
Vesta на нашем рынке продаётся ещё дольше, чем Xray – она начала поступать к дилерам в ноябре 2015 года, и не обновляется она тоже дольше, чем Xray. Рестайлинг, намечавшийся на 2021 год, сдвинули по срокам, о чём мы узнали из постновогодней пресс-конференции исполнительного вице-президента по продажам и маркетингу Оливье Морне. Не исключено, что перед снятием с конвейера на ней попробуют обкатать черты нового корпоративного стиля, идущего на смену Х-стилю. Короче говоря, также как и Xray, вторая «дорогая» модель Lada, не показав достойной борьбы в конкурентном поле, сходит с дистанции.
Анализировать результаты «Гранты» и Largus, которые покупают (и будут покупать) от бедности, если честно, не очень хочется, тем более что очень скоро Lada и Dacia сольются в научно-производственном экстазе, и обе дешёвые модели последуют за Vesta и Xray. А мы ещё обязательно вернёмся к результатам Автоваза за 2020 год, когда будут опубликованы финансовые отчёты. Поскольку в благополучном 2019 году Автоваз был в минусе до налогообложения, на карантинный 2020-й можно прогнозировать резкое падение доходов, и это обязательно станет предметом нашего изучения.
Как Лада XRAY будет себя чувствовать через пять лет или 100 тысяч километров: итоги «ресурса»
Само имя хэтчбека Лада XRAY — словно множество неизвестных. Сжилась ли французская платформа В0 с очередным кузовом? Надежен ли новый вазовский мотор 1.8? А роботизированная коробка передач? И теперь, завершив ускоренные ресурсные испытания Лады, мы знаем немало ответов на вопросы о том, как XRAY будет себя чувствовать через пять лет или 100 тысяч километров.
П ять лет за пять месяцев работы… Чем не машина времени? Но, как и прежде, ускоренные ресурсные испытания — это хлопотно и очень дорого.
Тысячи литров бензина и человеко-часов бригады испытателей Авторевю на Дмитровском полигоне, 32 тысячи километров булыжных, скоростных, горных, грунтовых дорог, выматывающих и людей, и автомобили… А вдобавок — шестидесятичасовое противостояние коррозии в соляном тумане, тысячекратное поднятие и опускание стекол, раскладывание сидений, хлопанье дверями, капотами, крышками багажника. Но только такие нагрузки позволяют приравнять каждый из «ресурсных» километров к трем при обычной эксплуатации, то есть моделировать 100-тысячный пробег. А помимо скорости получения результатов, наш ресурсный тест обладает еще одной неоспоримой ценностью — воспроизводимостью: нагрузка на все автомобили идентична, и это дает нам право составлять рейтинг их надежности.
И в этом рейтинге — пополнение. Весной мы купили две Лады: XRAY и Весту (о ней мы тоже скоро расскажем). Хэтчбек выбрали в версии Optima с кондиционером, аудиосистемой и передними электростеклоподъемниками за 653 тысячи рублей, сейчас такая подорожала до 690 тысяч.
Сразу о хорошем. И после первого, и после последнего из десяти шестичасовых визитов в специальную камеру (в ней создается наиболее «питательная» для коррозии среда: насыщенный соляной туман с раствором NaCl 3,5%, температура 37 градусов и влажность 95%) кузов Иксрея вообще не заржавел — даже в самых глубоких, до металла, насечках, загодя сделанных нами на каждом кузовном элементе. То есть и через три—пять соленых зим кузов Лады XRAY имеет все шансы выглядеть как новенький. Для автомобилей марки ВАЗ такая стойкость нехарактерна: и Приора, и Гранта, не говоря уже о Ладе 4х4, даже не мечтали приблизиться к подобному результату. А вот для тех же автомобилей Renault такая картина вполне заурядна: у хэтчбека Sandero насечки выглядели аналогично.
Но с ходу огорчили уплотнители задних дверей: казалось бы, имеются солидные два контура (и по дверному периметру, и на самом кузове), однако после первого же дождичка мы любовались грязью в проемах, а после упражнений на пыльной грунтовой дороге — окрашенными в бурый цвет дмитровского суглинка элементами салона. Вазовцы вняли нашим сетованиям — и сейчас екатеринбургская Уралэластотехника поставляет на конвейер модернизированные уплотнения.
Уплотнители передних дверей со своими обязанностями справляются успешней, а задних — хуже
К слову, лазить на нашем Иксрее по грязи удовольствие так себе и по другой причине: с неотключаемой антипробуксовочной системой хэтчбек норовил засесть даже в безобидных местах. И в сентябре вазовцы таки добавили кнопку отключения ESP. А вот над тем, как лучше закрепить тормозную трубку, проходящую вдоль балки задней подвески, думают до сих пор: у нас при движении задним ходом по глубокой колее мокрый глиняный гребень выдернул ее из фиксаторов.
У потопа в моторном отсеке после мало-мальски затяжного дождя своя причина: прокладки под форсунками омывателя ветрового стекла. Точнее, их отсутствие! Вода просачивается под форсунки, пропитывает шумоизоляцию капота, которая набухает — и устраивает капель. В Тольятти признались, что причиной протекания является облой при окраске жиклеров в цвет кузова, и решили проблему радикально: просто перестали красить жиклеры. Разве что для ограниченных партий автомобилей (типа Юбилейной серии к пятидесятилетию завода), при этом введя дополнительный контроль жиклеров после окраски. Так что нам, как и другим владельцам «неюбилейных» Лад с красивенькими жиклерами, остаются напильник да герметик.
За три месяца мы собрали коллекцию из трех прохудившихся расширительных бачков системы охлаждения
Впрочем, для появления сырости под капотом периодически находилась и другая, куда более неприятная, причина. А если учесть, что XRAY обделен указателем температуры в системе охлаждения, то и более опасная: теряющие герметичность расширительные бачки. Причем первый зафонтанировал уже на второй день испытаний, через 240 км! А вскоре мы волей-неволей научились менять их едва ли не с закрытыми глазами: сию процедуру по ходу пробега пришлось проводить трижды, и всякий раз они дырявились одним и тем же образом, по сварному шву.
Вазовцы констатировали, что беда с бачками — чистой воды вина поставщика, тольяттинской фирмы Экопласт. И пообещали при обращении в сервис заменять их по сервисной кампании (всего машин с неудачным узлом было выпущено без малого 1300). Доработали бачки в начале июня: изменили технологический процесс сварки пластика. И, похоже, сработало: мы, установив на середине дистанции обновленный, с ним и финишировали.
Чуть раньше, еще в мае, в Тольятти доработали техпроцесс и другой сварки — крепления втулок декоративной крышки двигателя: у нашего Иксрея из первых партий они непременно отлетают при демонтаже. А при первой же нашей попытке расстыковать резонатор системы впуска и корпус воздушного фильтра двигателя отвалился фиксатор — инженеры на пару с поставщиком долго выбирали путь устранения проблемы, и с ноября корпус решено делать из другого, более эластичного, материала.
Втулки крепления пластиковой крышки двигателя соскакивали со своих мест из-за плохой приварки
А как повел себя новый мотор объемом 1,8 литра (122 л.с.) с индексом 21179? За основу, напомню, был взят давно знакомый по Калинам и Приорам шестнадцатиклапанный двигатель 1.6 серии 21126, но новый коленвал дал прибавку в 200 «кубиков», да и в целом конструкция была изменена настолько, что взаимозаменяемых деталей практически не осталось.
По скоростному кольцу мы не проехали и десятка километров на максимальной скорости: потрудившийся вблизи оборотов максимальной мощности (а это примерно 5600 об/мин) мотор начал хандрить, работать с перебоями и тут же включил сигнал сheck engine. Срочно вызванная нами из Тольятти команда спасателей-двигателистов вынесла вердикт: нужна перекалибровка блока управления мотором. Поэтому у всех Иксреев с двигателем 1.8, сходящих с конвейера с середины июля, прошивка уже новая — с индексом, оканчивающимся на XF06, тогда как у прежнего было XF05. А на выпущенных ранее автомобилях обновленное ПО дилеры обязаны обновлять бесплатно.
С причинами повышенного расхода моторного масла нам еще предстоит разобраться
Перебои пропали. Но на первой четверти пробега у мотора начал на глазах расти расход масла, вскоре дойдя до пяти литров на десять тысяч километров. А после нескольких минут стоянки с работающим двигателем XRAY стал прикидываться паровозом, извергающим из трубы густую сизую дымовую завесу с характерным запахом. Износа поршневой группы при этом мы не выявили, однако заприметили «лишнее» масло в системе вентиляции картера.
Мы — вновь к вазовским двигателистам. И те признали, что у мотора 1.8 из первых партий (речь, мол, идет всего о нескольких десятках экземпляров) могут случиться проблемы как из-за качества обработки стержней клапанов (их поставляет из Китая компания Mahle), так и из-за чистоты резиновой смеси при запуске в производство маслосъемных колпачков на заводе Вэлконт в Кирово-Чепецке. И быстро разослали своим дилерам инструкции по устранению проблемы по гарантии: при легком недомогании, когда выхлоп лишь подкрашивается сизым дымом без заметного угара, просто заливать более густое масло, а при обострении болезни, если расход масла будет измеряться в нескольких литрах на десять тысяч километров, придется менять головку блока цилиндров в сборе.
И мы уже подумывали, не поменять ли нашему Иксрею ГБЦ, как двигатель нежданно-негаданно… пошел на поправку! К концу пробега исчезла дымность, а аппетит поскромнел до полутора литров. Это, впрочем, все равно много: вазовские моторы в нормальном состоянии подобным обжорством отродясь не отличались. Посему ждем результатов анализа периодически отбиравшихся у мотора проб масла, которые нам помогает делать нефтехимический концерн Total, — и вердикта дяди Вани Шадричева, который разберет двигатель Иксрея для полной диагностики.
Тепловой экран глушителя лопнул возле крепления
Что еще случилось с Иксреем? В самом начале мы по гарантии поменяли генератор Valeo, но, как уверяют вазовцы, подобных казусов с другими автомобилями не происходило. Будь у наших водоналивных манекенов ноги (а половину пробега машины проходят с двумя или тремя 75-килограммовыми «пассажирами» и полуцентнером свинцовой дроби в багажниках), ближе к концу пробега они бы начали мерзнуть: через 29 тысяч километров лопнула гофрированная трубка подвода холодного воздуха к бардачку. Еще через тысячу километров потребовал замены треснувший тепловой экран глушителя системы выпуска, а запасное колесо принялось приплясывать на кочках: отвалилась шпилька его крепления к полу.