0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автоскандалы: как Тойота тайно добавила своим раллийным автомобилям 50 лошадиных сил

Как Toyota удалось тайно добавить своим раллийным автомобилям 50 лошадиных сил

Это хитрое изобретение, использованное представителями команды «Тойота», привело к возникновению серьезного скандала в мире автомобильных гонок.

Каким же образом «Тойота» сумела инициировать настолько громкий автомобильный скандал? Ответ на этот вопрос сумеет поразить любого собственной откровенностью, так как у инженеров этой команды получилось осуществить одну из наиболее громких афер в мире автомобильного спорта, а именно ралли. Все было выполнено настолько идеально, что даже видевшие многое комиссары организации FIA, осуществляющие контроль мирового автоспорта ничего не заподозрили. Это свидетельствует о том, что таким красивым образом выполнить обман еще никто не пробовал.

Возвращение в 90-е. Этот раллийный сезон стал триумфальным для автомобиля Toyota Celica GT-Four ST165. Вначале несколько побед подряд на ней сумел одержать испанский гонщик Карлос Сайнс-старший в гоночных сезонах 1990 и 1992 годов. После этого победителями становились Юхи Канкунен и Дидье Ауриоль. Доминирование японской компании имело место не только на раллийных трассах, продажи гражданского варианта также постоянно возрастали.

В сезоне 1995 года борьба за чемпионство была драматичной. Во время гонок предыдущая модель автомобиля была заменена на более новую, которая, по причине слишком вялой динамики, сразу же потерпела поражение.

В особенности это было заметно при прохождении спецучастков. «Тойота» начала упускать победы, так как три этапа подряд они доставались соперникам. Изменение ситуации в лучшую сторону случилось после того, как Дидье Ауриоль добился победы на французской трассе. Решающее же влияние оказал каталонский старт, где команда продемонстрировала высокую скорость, что и стало причиной возникновения оправданного. При проведении технического осмотра было выявлено оборудование Toyota Celica очень хитрым устройством, призванном замаскировать запрещенные изменения в конструкции турбонаддува. Ничего противозаконного, просто пружина небольшого размера, при заглушенном моторе. Необходимо было всего лишь отклонить ее на величину порядка 5 мм, чтобы добавить к мотору еще 50 л.с., что было существенно, при заявленном лимите в 300.

Статья в тему:  Десять самых странных технологий безопасности автомобилей

Что же было причиной? Дело было в том, что командные инженеры обнаружили вариант доставки большего количества воздуха к турбине, обойдя рестриктор. Ни для кого не секрет, что при увеличенном количестве воздуха топливо будет сгорать намного лучше, тем самым повышая мощность. Практически перед самым началом гонки механиком выполнялось очень простое действие, а именно, сдвигание специально установленной шайбы на 5 мм в сторону. Это позволяло увеличить приток воздуха через появлявшийся кольцевой зазор.

Для того, чтобы устройство не было обнаружено при проверках, оно было замаскировано. Если устройство разбиралось, пружины сразу возвращали рестриктор на место, и подозрений он не вызывал. Возвратить его обратно можно исключительно с использованием специального инструмента, который имелся только у механиков команды. По словам Макса Мосли, на тот момент занимавшего должность президента, это был самый изобретательный момент, который он наблюдал за 30 лет.

Итог. Действия по принципу «победа любой ценой» обошлись команде достаточно дорого. Все достижения ее пилотов признаны недействительными, кроме того, их сняли со всех оставшихся стартов сезона. Сама же команда получила запрет на участие во всех раллийных мероприятиях на протяжении одного года.

Как Тойота тайно добавила своим раллийным автомобилям лошадиных сил (2 фото + 1 видео)

Вернемся в 1990-е.

Это было время раллийного триумфа Toyota Celica GT-Four ST165. На ней испанец Карлос Сайнс-старший в сезонах 1990 и 1992 гг. безоговорочно побеждал в мировом чемпионате. Следом пришли победы Юхи Канкунена и Дидье Ауриоля. Японцы доминировали не только в спорте. Успехи на трассах были превосходной рекламой гражданской версии, ее продажи неуклонно росли.

Борьба в сезоне WRC 1995 года складывалась особенно напряженно и драматично. Главными конкурентами Тойоты были Subaru , Ford и Mitsubishi . На смену Celica GT-Four ST165 пришла модель GT-Four ST205. И она сразу проиграла Subaru Impreza: динамика машины оказалась слишком вялой.

Статья в тему:  Как починить разбиты раллийный автомобиль за 30 минут? [Видео]

Это особенно бросалось в глазах на спецучастках. Казалось, победы начали ускользать от Тойоты: Subaru первенствовала в Монако и Португалии, а шведский этап достался Mitsubishi. Ситуация стала меняться в лучшую сторону после успеха Дидье Ауриоля во Франции. Решающим оказался старт по дорогам Каталонии, где автомобиль развивал такую скорость, что это сразу вызвало законный интерес со стороны организаторов.

На техосмотре выяснилось, что Toyota Celica оснащена хитроумным устройством, маскирующим недопустимые модификации турбонаддува. Небольшая пружина, ничего криминального. Особенно при выключенном двигателе.

Но во время рабочего цикла пружина срабатывала невероятно эффективно. Достаточно было отклонить ее на 5 миллиметров, как двигатель сразу добавлял дополнительные 50 «лошадей». Согласитесь, неплохо при стандартном лимите в 300 л. с.

В чем же было дело?

А в том, что инженеры смогли найти элегантный способ доставить больше воздуха к турбине в обход рестриктора. А как известно, чем больше воздуха, тем лучше сгорает топливо в цилиндрах, отчего растет мощность…

Непосредственно перед стартом механик отодвигал специальную шайбу при помощи специального инструмента. Ее было достаточно сдвинуть на пять миллиметров в сторону, и воздух большим потоком начинал подступать к турбине через образовавшийся кольцевой зазор.

При этом, чтобы не попасться на технических чеках, была продумана маскировка доработок. В разобранном состоянии, благодаря специальным пружинам, рестриктор возвращался в исходное положение и при проверке не вызывал подозрений у комиссаров. Чтобы его сдвинуть, нужен был специальный инструмент, который был только у обслуживающего персонала Тойота.

Как признавался Макс Мосли, тогдашний президент FIA, «это самая изобретательная вещь в автоспорте, какую я видел за 30 лет!».

Принцип «победа любой ценой» дорого стоил Тойоте. Результаты ее гонщиков были аннулированы, они были сняты со всех оставшихся стартов. А саму команду Федерация лишила права в течение 12 месяцев участвовать в раллийных турнирах любого уровня.

Статья в тему:  Очень дорогие велосипедные колеса стоимостью с автомобиль

Японцы вернулись на старт в 1997 году на Corolla WRC . Но это совсем другая история…

Рассказ о раллийной афере Тойоты:

Почему Toyota ушла из мирового ралли и с чем она туда возвращается

Скандал, грандиозный скандал!

А потом был 1995 год, ознаменовавшийся для Toyota грандиознейшим скандалом и закончившийся годовой дисквалификацией заводской команды. Все началось с того, что в 1994 году Toyota Motorsport Gmbh (TMG) выпустила новую машину Toyota Celica GT Four ST205.

ST205 еще в серийном варианте оснащалась большими колесами (в стандарте — 16 дюймов) и впрыском воды в двигатель для дополнительного охлаждения и увеличения мощности. Внешне машина отличалась задним антикрылом и дизайном передней части — место двух убирающихся фар заняли четыре неубирающиеся.

Но в целом автомобиль оказался не очень удачным. Длинный кузов с большими свесами спереди и сзади — такая архитектура изжила себя. Для победы в чемпионате нужно было коренным образом менять концепцию, иначе команда становилась попросту неконкурентоспособной. Более того, именно ST205 стала причиной скандала, опозорившего команду.

Все произошло во время испанского этапа, ралли Каталунья 1995 года. Во время одного из осмотров специалисты FIA обнаружили запрещенные изменения системы турбонаддува. Размер ограничителей-рестикторов оказался больше разрешенного. Плюс к этому была установлена система пружинных устройств, которые скрывали эти изменения от технической комиссии.

Увеличенный диаметр рестикторов давал преимущество в мощности и являлся грубейшим нарушением технического регламента. Это привело к аннулированию всех результатов, показанных в сезоне и годовой дисквалификации заводской команды. Впрочем, экипажи Toyota все-таки выступили на некоторых оставшихся этапах WRC в качестве «частников». Это позволило TMG провести обкатку некоторых частей, которые планировалось использовать в машине следующего поколения — Toyota Corolla WRC.

Второе пришествие

В 1997 году срок дисквалификации закончился, и Toyota снова пришла в WRC заводской командой. На сей раз боевой машиной стала Toyota Corolla WRC — совершенно новый автомобиль, построенный на базе не выпускавшейся серийно машины.

Статья в тему:  Десять лучших по звучанию гоночных автомобилей

Corolla WRC получилась очень маленькой. С разрешения FIA Toyota использовала в нем проверенный временем турбированный двигатель от Celica GT Four, модифицированный в соответствии с правилами категории WRC. Развитие трансмиссии поначалу было довольно консервативным, однако к 1999 году команда перешла к использованию активных систем. Тогда же появилась и абсолютно новая модель двигателя.

Пилотами команды стали проверенные временем гонщики Карлос «Эль Матадор» Сайнц и Дидье Ориоль. В итоге в 1998 году Toyota занимает второе место в зачете автопроизводителей. А в 1999-м команда становится трехкратным чемпионом мира среди автопроизводителей. Казалось бы, вот он, успех! Однако в этом же году было объявлено об уходе из WRC в связи с началом программы выступлений в Формуле-1.

Забегая вперед, скажем, что «королевские гонки» оказались японцам не по зубам. В самый успешный сезон 2005 года заводская команда набрала 88 очков и заняла 4-е место в Кубке конструкторов. Прочных альянсов с другими командами также не сложилось: Jordan (позже перекупленный сначала Midland F1, а затем Spyker F1) успехов не добился, а трехлетний контракт с Williams закончился расторжением в 2009-м.

Автоскандалы: как Тойота тайно добавила своим раллийным автомобилям 50 лошадиных сил

Хитроумное изобретение Тойота, из-за которого произошел большой скандал в мире автоспорта

Как Тойота стала инициатором громкого раллийного скандала? Ответ поражает своей откровенностью: инженеры Тойоты провернули одну из самых громких афер в истории раллийного автоспорта. Это было настолько необычно и оригинально, что даже видавшие виды комиссары Международной автомобильной федерации (FIA), организации, контролирующей мировой автоспорт, развели руками от удивления. По всей видимости, так красиво их еще никто не пытался ввести в заблуждение.

Вернемся в 1990-е.

Это было время раллийного триумфа Toyota Celica GT-Four ST165. На ней испанец Карлос Сайнс-старший в сезонах 1990 и 1992 гг. безоговорочно побеждал в мировом чемпионате. Следом пришли победы Юхи Канкунена и Дидье Ауриоля. Японцы доминировали не только в спорте. Успехи на трассах были превосходной рекламой гражданской версии, ее продажи неуклонно росли.

Статья в тему:  Топ-10 новых авто с АКПП стоимостью до 800 000 рублей в 2019 году

Борьба в сезоне WRC 1995 года складывалась особенно напряженно и драматично. Главными конкурентами Тойоты были Subaru , Ford и Mitsubishi . На смену Celica GT-Four ST165 пришла модель GT-Four ST205. И она сразу проиграла Subaru Impreza: динамика машины оказалась слишком вялой.

фото: Pascal Rondeau/Allsport/Getty Images

Это особенно бросалось в глазах на спецучастках. Казалось, победы начали ускользать от Тойоты: Subaru первенствовала в Монако и Португалии, а шведский этап достался Mitsubishi. Ситуация стала меняться в лучшую сторону после успеха Дидье Ауриоля во Франции. Решающим оказался старт по дорогам Каталонии, где автомобиль развивал такую скорость, что это сразу вызвало законный интерес со стороны организаторов.

На техосмотре выяснилось, что Toyota Celica оснащена хитроумным устройством, маскирующим недопустимые модификации турбонаддува. Небольшая пружина, ничего криминального. Особенно при выключенном двигателе.

Но во время рабочего цикла пружина срабатывала невероятно эффективно. Достаточно было отклонить ее на 5 миллиметров, как двигатель сразу добавлял дополнительные 50 «лошадей». Согласитесь, неплохо при стандартном лимите в 300 л. с.

В чем же было дело?

А в том, что инженеры смогли найти элегантный способ доставить больше воздуха к турбине в обход рестриктора. А как известно, чем больше воздуха, тем лучше сгорает топливо в цилиндрах, отчего растет мощность.

Непосредственно перед стартом механик отодвигал специальную шайбу при помощи специального инструмента. Ее было достаточно сдвинуть на пять миллиметров в сторону, и воздух большим потоком начинал подступать к турбине через образовавшийся кольцевой зазор.

При этом, чтобы не попасться на технических чеках, была продумана маскировка доработок. В разобранном состоянии, благодаря специальным пружинам, рестриктор возвращался в исходное положение и при проверке не вызывал подозрений у комиссаров. Чтобы его сдвинуть, нужен был специальный инструмент, который был только у обслуживающего персонала Тойота.

Как признавался Макс Мосли, тогдашний президент FIA, «это самая изобретательная вещь в автоспорте, какую я видел за 30 лет!».

Принцип «победа любой ценой» дорого стоил Тойоте. Результаты ее гонщиков были аннулированы, они были сняты со всех оставшихся стартов. А саму команду Федерация лишила права в течение 12 месяцев участвовать в раллийных турнирах любого уровня.

Статья в тему:  Ожидаемая премьера Fiat 500 на автосалоне в Нью-Йорке 2014

Японцы вернулись на старт в 1997 году на Corolla WRC . Но это совсем другая история…

Рассказ о раллийной афере Тойоты:

Видео взято с YouTube-канала «Игорь Асанов»

“Поймай меня, если сможешь!”: автомобильные обманы века. Часть 1: Ралли

Когда на кону деньги и слава, особенно большие деньги и великая слава, всегда найдутся желающие протоптать к ним короткую дорожку, не важно будь-то биржа, казино или автогонки. Не хочется оправдывать хитрецов и жуликов – хотя бы потому что правила есть правила какими шитовыми они не были – но иногда прямо-таки искренне тянет поаплодировать выдумке и смекалке гоночных инженеров, насладиться, так сказать, красотой игры. Да и вообще в жизни не так уж и много вещей интересней, чем серия “I fought the law and the law won”.

Изначально я хотел собрать топ-чарт шедевров читинга из разных гоночных дисциплин, но на самом деле интересного по этой теме найдется примерно на повесть, если не на роман. Поэтому начинаем трехсерийную мыльную оперу с ралли. Дальше будут F1 и американские гонки.

Если кто не в курсе, то ралли, по меткому высказыванию экс-чемпиона мира Дидье Ориоля (по-моему именно он) – это “такие гонки, где лишь в самом конце ты понимаешь, что тебя обманули в самом начале”.

И в этой штуке, как водится, больше всего правды. Сложный регламент раллийных гонок с системой пенализации за опоздание или слишком раннюю отметку на пунктах контроля времени (КВ), изматывающие людей и технику скоростные участки (СУ или допы) плюс порой до абсурда строгие технические ограничения. Ну и в конце дороги той плаха с топорами гоночной Фемиды – Международной Автофедерации (FIA), жестоко карающей провинившихся .

Короче, ралли – штука хлопотная. И это в идеальной ситуации. Обычно же жизнь пилотам и штурманам отравляют еще и внешние факторы. Нет, не только погода – если бы… Что скажете о сумасшедших зрителях в былые годы на спор перебегавших дорогу перед 300-сильными гоночным автомобилем, несущимся по грунтовке под двести? Или о скудоумных деятелях, подбрасывающих на трассу камни или снег. Особенно сильно действует в закрытых поворотах…

Статья в тему:  Система ночного видения в современных автомобилях

А сколько неприятностей вне трассы могут причинить твои соперники, еще вчера дружелюбно пожимавшие руку на стартовой церемонии, а теперь алчно ищущие повод накатать жалобу или протест? В 1966-м заводскую команду Mini, занявшую было первые три места в абсолютном зачете ралли “Монте-Карло”, дисквалифицировали в полном составе. Конкуренты из Citroen разузнали, что в фарах “мини-куперов” использовались чуть более мощные лампы, чем разрешено в правилах. Виновен – к смерти!
Фактов мелкого (хотя чего уж тут мелкого-то!) стукачества в ралли полно. Можно вспомнить как в 1986-м по протесту парней из Lancia на ралли “Сан-Ремо” дисквалифицировали заводские Peugeot 205 T16 (не соответствующие регламенту аэродинамические элементы). Суровые решения официальные органы часто принимали и по результатам рутинных техинспекций. Причем, даже мелкие погрешности вели к отсечению голов. Те же дисквалификации из-за “неправильной” помпы (Ford, Монте-Карло-1999) или использования нерегламентированного топлива (Mitsubishi, Финляндия-1991).

При этом самый невероятный по своей смелости (и дерзости) обман, до сих пор частично покрыт тайной.

Речь о Мишель Мутон и подменной Audi Quattro на ралли “Берег Слоновой кости-1985”.

Вы, конечно же, слышали о мадам Мутон.
Вплоть до появления на гоночном небосклоне симпатичной и быстрой Даники Патрик, никто из женщин-пилотов не мог соперничать в крутости с Мишель. Француженка на равных с лучшими раллистами своей эпохи сражалась во времена могучей группы B и в 1982-м остановилась буквально в шаге от чемпионского титула. Однако, в карьере Мишель есть глава, о которая она не любит вспоминать и по сей день.

На ралли “Берег Слоновой Кости”, входившем в программу чемпионата мира 1985 года, Audi Quattro француженки поначалу держался в лидерах. Но в начале второго дня на финише очередной секции Мишель показалась с сизым дымом из выхлопной трубы. “Мотор спекся!” – подумали конкуренты. “Посмотрим еще кто спекся!” – подумали в Audi.
Тут и началось…

Статья в тему:  Путевой лист легковой автомобиль печать бланк путевого листа образец печатная форма

На старте следующей секции вслед за Audi Мутон на трассу ушла еще одна Quattro Франца Брауна. Важно понимать – экипаж немецкого пилота был не основным, а вспомогательным, выполнял роль так называемой быстрой технички. На длинных африканских гонках подобное часто практиковалось.
Однако, до конца следующей секции “техничка” Брауна так и не добралась, зато там через некоторое время появилась “Кваттро” Мутон с… чудесным образом излечившимся мотором!
Опаньки…

Логично появившиеся вопросы представители Audi на голубом глазу парировали, мол, проблемы с мотором на “Кваттро” Мутон вызвала не поехавшая “голова” как думали поначалу, а кончившийся масляный насос. Его-то с машины с машины немца и переставили на машину француженки. Правилами это не возбраняется. Вопрос закрыт, все свободны.
Как говорится да, но нет. Пройдет совсем немного времени и кто-то из числа особо наблюдательных заметит, что на Audi Мутон вдруг появилось лобовое стекло с Quattro Брауна…

– Да-да, лобовик нам тоже пришлось поменять, – не моргнул даже глазом Роланд Гумперт, в будущем основатель собственного тюнинг-бренда, а тогда раллийный менеджер Audi. – Знаете ли неполадки с системой антизапотевания…

Возможно такое? Теоретически. Но вопросов-то с каждым километром становилось только больше. Потом обратили внимание на противотуманки на передних крыльях – вернее на их отсутствие, потом на разницу в кенгурятниках… Их тоже заменили из-за неполадок с антизапотеванием, герр Гумперт?
Короче говоря, все указывало на то, что ушлые парни из Audi тупо (вернее сказать, очень даже умно) поменяли кузовные панели на двух автомобилях! И вместо подбитой боевой тачки ралли Мишель продолжила на исправной, а техничка Брауна сделала вид что сошла.

От большого скандала и Мутон, и Гумперта, и Audi уберегло лишь то, что до финиша Quattro француженки так и не доехал… Машина стала разваливаться буквально на ходу. И в этом, к слову, известнейший раллийный журналист Мартин Холмс нашел еще одно подтверждение “теории свапа”. Ведь техничка Брауна просто не была подготовлена к боевому темпу африканского этапа. Поэтому когда Мутон привычно помчала на все деньги подвеска посыпалась в рекордно короткие сроки. И незадолго до финиша в Audi приняли решение о снятии экипажа Мишель с дистанции.

Статья в тему:  Инфографика: Патенты в автомобильной промышленности

В любом случае это был сход во спасение. Благо победившая сторона – в данном случае заводская команда Toyota Team Europe (ТТЕ) и Юха Канккунен – проявила благородство. Никаких протестов, никаких обвинений, а значит и никаких расследований.

Жаль, но никакой милости к павшим теперь уже сама Toyota не дождется в свой собственный адрес 10 лет спустя, когда команда Уве Андерссона оказалась не по ту сторону баррикад.

Если случай с Audi – пример вопиющего преступления, сошедшего злодеям с рук, то “тойтовский” турбо-скандал 1995-го, напротив, превратился в показательную и крайне болезненную порку.

Для “Тойоты” 90-е в чемпионате мира по ралли начинались великолепно – два чемпионских титула Карлоса Сайнса и роскошное паблисити во всем мире. Можно ли размякнуть на фоне таких головокружительных успехов? Как два пальца об асфальт!

В Toyota Team Europe и не заметили как проворонили тренд. Новые Subaru Impreza 555 и Mitsubishi Lancer Evo оказались эффективней в компоновочном плане. Лучшая развесовка – это лучший баланс и лучшая управляемость. Прорезавшиеся недостатки Celica по части дорожных повадок “тойотовцам” одно время удавалось хотя бы частично компенсировать более мощным мотором, но накануне сезона 1995 года Международная Федерация Автоспорта (FIA) в обязательном порядке потребовала оснастить все машины чемпионата ограничительной шайбой на впуске. Таким образом, до этого слегка плававшая мощность топовых машин более-менее устаканилась и косяки “Селики” стало нечем крыть.

В ТТЕ еще зимой поняли – Celica ST205 банально неконкурентоспособна. Выбор у инженеров из Кельна был невелик. Забить на сезон и сконцентрироваться на постройке совершенно новой машины – невозможно. В Японии ни за что бы не одобрили столь авральный во всех смыслах план. И тогда в ход пошла хитрость. Нет не так – гениальная хитрость!

Статья в тему:  Гид по автосалону в Детройте 2016

Главный инженер Toyota Team Europe Дитер Буллинг, человек с внешностью водопроводчика из немецких фильмов для взрослых, придумал совершенную обманку, достойную Оскара. А может быть и Нобелевской премии за смекалку! В двух словах, Дитер и его подчиненные сделали фальшивую, а вернее фиктивную ограничительную шайбу. При выключенном двигателе впуск Celica ST205 полностью вписывался в регламент и непринужденно проходил все технические инспекции. Но при работе под нагрузкой давление сжимало хитрозапрятанную, совершенно невидимую при внешнем осмотре пружину, и в двигатель поступал дополнительный воздух. Больше воздуха – больше мощности. По некоторым подсчетам изобретение Буллинга позволило добавить celica ST205 около 50 лошадей.

Повторюсь, на заведомый подлог в ТТЕ шли не от хорошей жизни. Даже с хитрой “буллинговской” шайбой на впуске Celica отнюдь не уезжала от соперников как от стоячих. Так разве что стала более конкурентоспособной. В сезоне-1995 Toyota выиграла всего один этап (Ориоль, “Тур де Корс”), но борьбу за титул все равно в одни ворота проиграла парням из Subaru.

Ну а потом грянул гром. На предпоследнем (!) этапе чемпионата в Испании обман, наконец, вскрылся. Как мы уже сказали, внимательно изучив конструкцию хитрого “тойотовского” турбонаддува понимаешь – обнаружить такую обманку случайно практически невозможно. Стало быть, на след инспекторов FIA навел, скорее всего, кто-то из посвященных в процесс. Чужой среди своих, иначе говоря. Конкуренты, во всяком случае, протесты не подавали и ни на что не жаловались. Тем не менее, наказание было суровым и даже жестоким. Результаты пилотов TTE в сезоне 1995 года аннулировали, а команду на 12 месяцев отстранили от участия в ралли. Техническую смекалку Дитера Буллинга и компании в FIA оценили. Но оценили по-своему, признав хитрую пружину на впуске отягчающим обстоятельством.

Кстати, личность “крота” так и не была предана огласке. Сидит, наверное, парень где-то в тихом домике, наслаждается плодами программы по защите свидетелей…

Спасибо за внимание!
TrunkMonkeys

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector