Авторынок России пошел в занос: в первом полугодии падение продаж на 23%
Авторынок России пошел в занос: в первом полугодии падение продаж на 23%
«В 1 полугодии 2020 года продажи новых автомобилей и легких коммерческих автомобилей в России снизились на 23,3% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, или на 192 791 проданную единицу, и составили 635 959 автомобилей», – сообщает Комитет автопроизводителей АЕБ.
При этом в июне текущего года снижение уровня продаж ознаменовалось падением на очередные 14,6%. Это чуть более 21 тысячи единиц по сравнению с июнем 2019 года. Общее количество проданных за июнь 2019 года составило 122 622 автомобиля.
Следующий комментарий по складывающейся ситуации оставил председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Д-р Томас Штэрцель:
«После двух месяцев резкого падения продаж автомобилей в июне появились признаки медленного возвращения к результатам прошлого года. Несмотря на то что дилеры работают, меры государственной поддержки дополнительно стимулируют продажи и положительно сказывается отложенный спрос, все же в июне мы наблюдаем снижение продаж на 14,6% по сравнению с июнем 2019 года».
Не зря председатель АЕБ сравнил ближайшие полгода с американскими горками, отметив главные тренды шести месяцев: небольшой подъем в начале года, беспрецедентно резкое падение в апреле-мае и медленное восстановление в июне.
Как повлияет возможная вторая волна пандемии (новый прогноз основан на отсутствии второй волны пандемии) и продление господдержки для стимулирования покупательской способности, сказать сложно даже таким организациям, как Ассоциация европейского бизнеса. Но пока пересмотренные в связи с новыми вводными данными прогнозы не расходятся с наблюдаемыми тенденциями сжатия рынка новых автомобилей как у нас в стране, так и по всему миру.
Если заострить внимание на продаже автобрендов, то за июнь 2020 года минусы можно наблюдать практически у всех автопроизводителей, в том числе и среди топовых игроков: Lada (-9%), Kia (-12%), Hyundai (-18%), Renault (-10%) и Volkswagen (-20%).
Но в любой тенденции есть исключения. Так, в плюсах оказались:
- Skoda ( 3% роста);
- Mazda ( 9% );
- Lexus ( 23% );
- Haval ( 99% );
и ряд других автобрендов.
Самыми удачливыми по росту стали FAW и Porsche. Рост у них составил 181% и 378% соответственно.
Первое полугодие оказалось не настолько удачным. Минусов здесь наблюдается явно больше. Причем Топ-10 брендов показали следующие результаты за первые шесть месяцев 2020 года:
- Lada – 132 596 проданных авто, -24% * ;
*по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - KIA – 81 219 шт., -27% ;
- Hyundai – 63 852 шт., -27% ;
- Renault – 51 535 шт., -20% ;
- Toyota – 41 646 шт., -10% ;
- VW – 38 061 шт., -24%;
- Škoda – 34 217 шт., -14% ;
- Nissan – 25 745 шт., -18% ;
- ГАЗ ком. авт.* – 19 848 шт., -24% ;
- BMW – 17 110 шт., -14%
Российский авторынок в августе упал на 17%
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в августе 2021 года снизились на 17% по сравнению с августом прошлого года и составили 114 130 штук. Снижение значительное, хотят спрос остается стабильным, комментирует Томас Штэрцель, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ.
По данным АЕБ, лидером среди автопроизводителей на российском рынке традиционно остается «Автоваз», в январе — августе продажи концерна выросли на 31% до 251 660 штук, но непосредственно в августе компания потеряла 32% в продажах. На втором месте KIA, продажи которой в годовом выражении выросли на 20% до 142 692 автомобиля, но в августе потеряли 13%. Третье место у Hyundai, снижение продаж которой в августе составило 19% (а показатели в январе — августе выросли на 24%).
«Падение производства в результате нехватки электронных компонентов на мировом рынке продолжает увеличивать разрыв между спросом и предложением, оказывая негативное влияние на объемы продаж. Никаких признаков быстрого решения этой проблемы нет, мы ожидаем нестабильность продаж и дальнейшее сокращение рынка в ближайшие несколько месяцев», — отмечает Штэрцель.
Российские заводы почувствовали дефицит чипов этим летом. Крупнейший российский производитель «Автоваз» за последние месяцы несколько раз приостанавливал выпуск Lada Granta, Largus и Xray из-за дефицита компонентов. В конце июня в Нижнем Новгороде остановили завод Группы ГАЗ филиала Volkswagen Group Rus, на котором выпускали кроссоверы Volkswagen Taos, Skoda Karoq и Kodiaq, а также лифтбеки Skoda Octavia.
Оставшись без чипов, «Автоваз» стал предлагать дилерам комплектации Lada Vesta, Xray и Largus без мультируля с функцией круиз-контроля и мультимедийной системы. А с 23 по 27 августа «Автоваз» вновь остановил производство на заводе в Тольятти из-за дефицита электронных компонентов Bosсh, сообщила ранее компания.
Чтобы избежать рисков остановки крупнейших автопроизводителей и возникновения дефицита российских автомобилей у дилеров, автоконцернам разрешили до конца года не устанавливать на машины в России и других странах ЕАЭС систему экстренного реагирования при авариях (ЭРА-ГЛОНАСС).
Тем не менее в годовом выражении результаты остаются положительными. За период с января по август 2021 года продано 1 067 890 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 21,3% превышает показатели аналогичного периода прошлого года.
«Учитывая существующий тренд, пока мы оставляем наш прогноз на конец года (+9,8%, или всего будет продано 1,75 млн автомобилей) без изменений, однако вернемся к этому вопросу после третьего квартала», — заключил Штэрцель.
Но прогнозы других экспертов неутешительны. В 2021 году из-за дефицита полупроводников в мире будет выпущено на 7-9 млн автомобилей меньше, говорится в исследовании компании BCG (Boston Consulting Group).
В I квартале 2021 года производственные потери мировых автопроизводителей, по данным BCG, составили примерно 1,4 млн единиц. Сильнее всего упало производство в Европе — на 428 990 автомобилей, Китае — на 364 774 и Северной Америке — на 354 442 автомобиля. Российский рынок отдельно BCG не выделяет, но он входит в европейский. Во II квартале производство упало еще на 2,6 млн единиц (больше всего в Северной Америке — 866 924, Европе — 743 100 и Китае — 419 600).
Наиболее существенные потери производства в первом полугодии этого года понесли автоконцерны Ford (падение более 700 000 единиц), Stellantis (марки Chrysler, Citroën, Dodge, Fiat, Jeep и др. — падение почти 600 000) и Renault-Nissan-Mitsubishi (падение более 415 000).
В III и IV кварталах, по прогнозам BCG, падение составит еще от 3 млн до 5 млн единиц.
Перегрев авторынка продолжается
Российский автомобильный рынок продолжает разгон в режиме перегрева. По итогам первого полугодия продажи новых легковых машин в России превзошли ожидания: они достигли 870,7 тыс., это на 36,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Столь значимый прирост, безусловно, объясняется низкой базой 2020 года, когда весной из-за локдауна были закрыты многие автосалоны. Однако авторынок сейчас обгоняет показатели и доковидного периода: итоги первой половины 2021 года оказались на 5,1% больше, чем результаты первых шести месяцев 2019-го. А в июне продажи и вовсе нажали на газ: в первом летнем месяце они достигли 157,8 тыс. единиц — почти на 10% больше, чем в июне 2019-го.
Рост продаж автомобилей в России на первый взгляд выглядят аномальным с учетом падения доходов населения и связанными с пандемией экономическими трудностями. С другой стороны, закрытые границы и ограничения в передвижении позволяют людям экономить на отдыхе и туризме и тратить деньги на товары длительного пользования, в том числе на автомобили. Но главным ингредиентом топлива для разгона автомобильного рынка остается продолжающийся рост цен: только в текущем году прайс-листы на новые авто в среднем поднялись на 7%. Глядя на то, как быстро переписывают ценники, покупатели, можно сказать, штурмуют салоны автодилеров, но проблема в том, что в условиях перегрева спроса продолжается и дефицит машин. Сбой логистических цепочек, локдауны, а также нарастающий дефицит электронных компонентов притормаживают производственный темп мирового автопрома: конвейеры не поспевают за спросом, который, кстати, сейчас находится на подъеме не только в России, но и в других странах, в том числе в Европе и в США.
Останутся ли устойчивыми продажи на российском автомобильном рынке и дальше и когда спрос охладится, никто предсказывать не берется. Но пока Ассоциация европейского бизнеса пересмотрела в сторону повышения свой прогноз по итогам года: большинство участников рынка ожидает, что в 2021 году продажи увеличатся на 9,8%, до 1,8 млн (в начале 2021-го Ассоциация закладывала более скромный прирост — на 2,1%).
Что касается конкретных автомобильных брендов, то по итогам полугодия прочное лидерство остается за ведущим отечественным производителем АвтоВАЗом (200,2 тыс., прирост на 51%), далее идут корейские Kia (108,3 тыс., +33%) и Hyundai (91 тыс., +43%). Продолжает обращать на себя внимание рывок китайских автомобильных брендов: в первом полугодии продажи машин из КНР (в первую очередь марок Haval, Chery, Geely, а также Changan, FAW, GAC, Brilliance, Zotye и Foton) скакнули в два с половиной раза и составили 46,8 тыс. единиц. Таким образом, доля китайцев на российском авторынке теперь достигла 5,4% по сравнению с 2,9% в первом полугодии прошлого года. Заметно набирают скорость и продажи премиум-сегмента: за шесть месяцев 2021 года они составили 84,5 тыс., на 41% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Темп в премиальной нише российского авторынка продолжают задавать Mеrcedes-Benz (23,8 тыс., прирост на 47%), BMW (23,3 тыс., +37%), а также Lexus (10,5 тыс., +23%) и Audi (9 тыс., +47%).
В первом полугодии 2020-го продажи автомобилей в России упали на четверть
В первой половине 2020 года в России было продано 635 959 новых легковых автомобилей, что на 23,3% меньше, чем в том же периоде прошлого года. Что касается июня, то в этом месяце рынок упал на 14,6% — до 122 622 единиц. Соответствующие данные приводит Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).
«Для производителей и дилеров прошедшие полгода напоминали американские горки: небольшой подъем в начале года, беспрецедентно резкое падение в апреле—мае и медленное восстановление в июне. Падение на 23% по сравнению с июнем прошлого года в целом соответствует новому прогнозу АЕБ на 2020 год: 1 339 000 проданных автомобилей, что также ниже уровня прошлого года на 23,9%. Новый прогноз основан на предположении о продолжении государственной поддержки стимулирования покупательского спроса и отсутствии второй волны пандемии», — отметил председатель комитата автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.
По итогам первой половины 2020 года лидером рынка остается АвтоВАЗ, реализовавший с января по июль 132 595 машин, что на 24% меньше, чем в прошлом году. На втором месте идет Kia с результатом 81 219 автомобилей (-27%), а на третьем — Hyundai, который продал 63 852 машины (-27%). Далее идет Renault с показателем 51 535 ед. (-20%), а замыкает первую пятерку Toyota с результатом 41 646 ед. (-10%).
Среди премиальных брендов лидерство удерживает марка BMW, автомобили которой разошлись тиражом в 17 110 ед. (-14%). Следом идет Mercedes-Benz с показателем 16 246 машин (-14%), а замыкает тройку Lexus, продажи которого упали на 8% — до 8537 автомобилей.
Что касается самых популярных моделей, то на первом месте идет Lada Granta, которую с января по июнь предпочло 49 922 покупателя. Далее следуют Lada Vesta (42 615 ед.), Kia Rio (36 164 ед.) и Hyundau Creta (29 554 ед.). На пятой позиции расположился Volkswagen Polo (21 341 ед.).
Интересно, что в списке топ-25 бестселлеров первой половины 2020 года практически нет моделей, показавших положительную динамику продаж. Исключением стал лишь кроссовер Toyota RAV4, реализация которого увеличилась на 2780 ед. — до 16 057 автомобилей.
Российский авторынок: статистика первого полугодия
Подведены итоги продаж новых автомобилей в России за первые шесть месяцев этого года. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в первом полугодии реализована 871 тысяча легковушек и легких коммерческих автомобилей, то есть на 36,9% больше, чем в первой половине карантинного 2020-го. А по сравнению с тем же периодом 2019-го рост составил 5,1%. Причем в это количество также включена статистика компаний Mercedes и BMW, которые публикуют свои данные только раз в квартал. На кроссоверы и внедорожники пришлось 46% спроса (400 тысяч машин, по данным АЕБ), а на легкие коммерческие автомобили — 5,8% продаж (51 тысяча). Также официально реализовано 552 электромобиля.
В свою очередь, агентство Автостат подсчитало, что денежная емкость российского авторынка в первом полугодии выросла примерно в полтора раза и достигла 1,5 трлн рублей, ведь машины у нас постоянно дорожают. А на самом деле емкость даже больше, ведь внушительные дилерские накрутки на некоторые модели в расчетах не учитываются.
Понятно, что основными факторами роста продаж стали прошлогодний провал и отложенный спрос. Прибавка могла быть еще более существенной, если бы не дефицит автомобилей. Однако даже в таких условиях не все компании смогли показать рост продаж. Например, Nissan продемонстрировал падение спроса на 2%! Такая же динамика у Хонды, но она уже в начале 2022 года покинет российский авторынок. В минусе Lifan, Isuzu и Jaguar. Провал Chevrolet связан с потерей Нивы, а марки Zotye, Chrysler и smart ушли из России. Зато в ударе крупные китайские компании: Haval и Geely увеличили объем продаж более чем вдвое, а Chery — впятеро!
Российским бестселлером остается Лада Гранта: 71 тысяча машин за шесть месяцев. Семейство Kia Rio не удержалось на втором месте пьедестала, хотя и занимало его несколько месяцев, но по итогам полугодия там обосновалась Лада Веста (57 тысяч). Самым популярным кроссовером уже несколько лет остается Hyundai Creta (39 тысяч). А седан Kia K5 опередил Тойоту Camry.
Основываясь на итогах первого полугодия, в АЕБ обновили прогноз на этот год. Предполагается, что в 2021-м спрос вырастет примерно на 10% относительно 2020 года и достигнет 1 млн 756 тысяч новых автомобилей.
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в первой половине 2021 года (в сравнении с тем же периодом 2020-го)
Марка | 6 месяцев 2021, шт. | 6 месяцев 2020, шт. | Динамика |
---|---|---|---|
Лада | 200219 | 132596 | +51% |
Kia | 108344 | 81219 | +33% |
Hyundai | 91072 | 63943 | +42% |
Renault | 70068 | 51535 | +36% |
Volkswagen | 53949 | 40363 | +34% |
Skoda | 52791 | 34217 | +54% |
Toyota | 46655 | 41646 | +12 % |
Nissan | 25335 | 25745 | –2 % |
Mercedes-Benz | 24662 | 16939 | +46% |
ГАЗ | 23802 | 19848 | +20% |
BMW | 23383 | 17110 | +37% |
Haval | 16235 | 6663 | +144% |
Chery | 15235 | 2887 | +428% |
Mazda | 15096 | 11878 | +27 % |
УАЗ | 13176 | 12284 | +7% |
Mitsubishi | 12072 | 11608 | +4 % |
Lexus | 10505 | 8537 | +23% |
Geely | 9371 | 4499 | +108% |
Audi | 9039 | 6152 | +47 % |
Ford | 8306 | 4511 | +84% |
Suzuki | 4849 | 3183 | +52% |
Volvo | 4615 | 2517 | +83% |
Peugeot | 4128 | 1572 | +163% |
Subaru | 3466 | 2248 | +54% |
Porsche | 3463 | 2338 | +48 % |
Land Rover | 3358 | 2802 | +20% |
Changan | 2418 | 2234 | +8% |
Citroen | 2330 | 1209 | +93% |
Mini | 1583 | 1104 | +43% |
FAW | 1457 | 713 | +104% |
Genesis | 1335 | 670 | +99% |
Cheryexeed | 1220 | — | — |
Infiniti | 1168 | 663 | +76% |
Cadillac | 1159 | 515 | +125% |
Opel | 870 | 59 | +1375% |
Jeep | 845 | 653 | +29% |
Honda | 708 | 723 | –2% |
Fiat | 591 | 486 | +22% |
Lifan | 434 | 638 | –32% |
Isuzu | 332 | 406 | –18% |
GAC | 317 | — | — |
IVECO | 260 | 137 | +90% |
Jaguar | 223 | 444 | –50% |
Chevrolet | 150 | 8291 | –98% |
Brilliance | 85 | 65 | +31% |
Zotye | 36 | 111 | –68 % |
Foton | 31 | 26 | +19% |
Chrysler | 2 | 12 | –83% |
smart | 1 | 49 | –98% |
Dongfeng | 449 | — | |
Datsun | 7462 | — |
Топ-25 самых популярных автомобилей в России в первой половине 2021 года (в сравнении с тем же периодом 2020-го)