Автопроизводители теряют в России деньги, но никто не покидает рынок
Автопроизводители теряют в России деньги, но никто не покидает рынок
Автомобильные компании планируют переждать неустойчивый рынок.
Несмотря на большие потери в России автопроизводители по-прежнему считают, что наш рынок имеет огромный потенциал роста в долгосрочной перспективе. Именно поэтому, несмотря на большой спад в экономике Российской Федерации, большинство автомобильных компаний не уходит с авторынка. Автомобильные бренды по-прежнему надеются, что огромные инвестиции в нашу экономику окупятся.
В настоящий момент в связи с обвалом рубля и спадом в экономике автопроизводители теряют огромные деньги. Напомним, в связи с резким ослаблением рубля (на 40 процентов), такие компании как General Motors, Audi, Renault-Nissan и Jaguar Land Rover приостановили продажи новых машин на прошлой неделе. В то же время компании Ford и BMW резко подняли отпускные цены на свою продукцию. Это сделано для того, чтобы остановит рост убытков, которые терпят автопроизводители.
Наибольшие потери понесли Американские производители. Так компания Форд сократила продажи автомобилей на 40 процентов (за 11 месяцев 2014 года). В период с января по ноябрь было продано всего 56,807 автомобилей. Стоит отметить, что даже бестселлер Форд Фокус в этом году продавался очень плохо. Проблемы с продажами также испытывал еще один Американский бренд Шевроле и Опель, которые принадлежат компании General Motors. Продажи этих марок за 11 месяцев упали на 26 процентов.
В последние годы Россия стала очень важным рынком для всех без исключения производителей. За последние несколько лет рынок вырос до 2,9 миллионов автомобилей в год (2012 год). Именно это позволило нашему рынку, стать вторым по величине рынком в Европе.
Благодаря налоговым льготам которые предоставило Правительство РФ, такие компании как Ford, GM, Volkswagen, Nissan, Toyota, Hyundai и Kia вышли на Российский рынок, открыв своего производство в нашей стране.
Но в настоящий момент все компании, в том числе и те которые имеют свои производства на территории РФ, страдают от волатильности на валютном рынке.
Обвал продаж на 12%
Продажи легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей снизились на 12 процентов за 11 месяцев 2014 года. Всего за этот период было продано 2,2 млн. автомашин. Это отодвинуло Россию на третье место по продажам транспортных средств в Европе. Второе место вместо нас заняла Великобритания. Но, по всей видимости, это еще не худшее что нас ждет. Прогнозируется, что в 2015 году рынок просядет еще больше. По прогнозам аналитиков по итогу 2015 года продажи могут не превысить 1,5 млн. шт. (минимум 2009 года).
Как заявляет компания Форд, вместо планируемого выхода на самоокупаемость в 2015 году, бренд, скорее всего, понесет крупные убытки (не ниже 250 млн. долларов). Примечательно, что это прогноз Форд был опубликован еще в сентябре текущего года. Но, несмотря на это прогноз не изменился даже после обвала рубля на валютном рынке.
Между тем, компания GM отчиталась об убытках на территории Европы в размере 387 млн. долларов. Отчасти этот убыток связан со спадом продаж в России. Как планирует компания General Motors, в начале 2016 года убытки сменятся прибылью.
Конечно, чтобы построить успешный прибыльный бизнес в нашей стране необходимы, куда большие усилия и условия, чем на Западе. Но никто не уходит, поскольку это ключевой рынок для всех автопроизводителей с большим потенциалом роста. Ведь рано или поздно наш рынок должен стать самым крупным в Европе.
Именно поэтому компания Форд локализовала практически 99 процентов производства своей продукции на территории России. Напомним, что Форд выпускает свои автомобили в рамках совместного предприятия Sollers. В 2015 году Форд запускает серийное производство малолитражного автомобиля Фиеста.
Volkswagen — планы не меняются
Представитель VW Group сообщил, что компания по-прежнему заинтересовано в нашем рынке и поэтому выполняет свою инвестиционную программу в России. Так в 2015 году, несмотря на экономический спад компания открывает новую линию по производству двигателей на заводе в Калуге.
Представитель компании Ниссан также с надеждой в будущее смотрит на Российский авторынок. Правда, прогнозируемые сроки восстановления рынка в компании назвать отказались. Напомним, что Ниссан недавно начал серийное производство внедорожника X-Trail на заводе в Санкт-Петербурге. В 2015 году там же начнется производство нового Qashqai, который пока что импортируется в Россию. Именно на эту модель компания делает ставку, поскольку в Европе этот кроссовер стал лидером по продажам в 2014 году.
Группа компаний Renault-Nissan, благодаря долевому участию в производстве отечественных автомобилей Лада завершают год с ростом продаж. Немногие автомобильные компании могут похвастаться положительными результатами. Также как и продукция Автоваза, автомобили группы Рено-Ниссан пользовались наибольшим спросом у Российских покупателей.
Автопроизводители, которые имеют производство на территории нашей страны, имели некоторую защиту от обесценивания рубля. Но если спад рубля будет длительным явлением, то они вынуждены будут пересмотреть свои долгосрочные планы по развитию производства. Так если подобная ситуация затянется на более чем 6 месяцев, то все автомобильные компании будут вынуждены снижать инвестиции в Россию. Если ситуация с падением продаж продлится весь 2015 год, то скорее всего нас ждет неизбежный уход с рынка некоторых компаний.
Все дело в том, внутреннее производство не имеет экономического смысла, если компания долгое время теряет деньги. Именно поэтому в настоящий момент ситуация на Российском рынке зависит не только от умелого управления компаниями, но и напрямую от нашего Правительства. В трудные времена только государство способно кардинально изменить ситуацию не только в целом в экономике, но и остановить падение автомобильного рынка, в котором не заинтересован никто.
Автопроизводители отчитались о снижении доходов в России
Автопроизводители опубликовали свои финансовые результаты по итогам 2020 года по российскими стандартам бухгалтерской отчетности (РСБУ). «Газета.Ru» проанализировала отчетность лидеров легкового рынка на предмет изменения финансовых оборотов в прошлом году.
Так, российский автогигант «АвтоВАЗ», несмотря на рост доли рынка за счет других игроков, по итогу прошлого года недосчитался 12% от своих объемов, заработав 257 млрд рублей. Ранее компания сообщала, что чистая прибыль завода по РСБУ выросла почти в два раза, составив 742 млн рублей против 386 млн рублей годом ранее. Продажи автогиганта за прошлый году при этом снизились всего на 5% (до 344 тыс. шт.).
У компании Kia реализация машин за минувший год упала на 11% (до 202 тыс. шт.), что напрямую иллюстрируется и снижением доходов на 10% до 221,3 млрд рублей. У родственного концерна Hyundai за прошлые 12 месяцев выручка упала на 11% до 176,3 млрд рублей, почти такую же динамику показали и продажи марки, упавшие на 9% (до 163 тыс. шт.).
Российский офис Renault оказался на четвертом месте по продажам, правда, спад по деньгам у французов более ощутимый, нежели у других — 117,4 млрд рублей, что на 19% ниже предыдущего года. Замыкает пятерку лидеров рынка концерн Volkswagen, который помимо собственного бренда аккумулирует выручку также других активов группы в России, включая Skoda, Audi, Ducati, Lamborghini, Bentley и коммерческого подразделения VW. Все эти марки в общей сложности принесли немцам за 2020 год доход в размере 320 млрд рублей, что лишь на 3% хуже, чем в 2019 году, свидетельствует отчетность по РСБУ.
В то же время Volkswagen впервые с 2016 года задекларировал убыток — 16,8 млрд рублей — против прибыли в 18 млрд рублей годом ранее.
Гонка и эффективность
Российский дистрибьютор Toyota включает в свою финансовую отчетность лишь люксовое подразделение Lexus, но обе марки японцев показали высокую доходность — 264 млрд рублей, что на 35 млрд рублей (12%) ниже, чем годом ранее. Далее в десятке ведущих игроков легкового рынка идет Nissan с результатом в 98,7 млрд рублей (снижение на 9%).
Примечательно, как в рублях сложилось очередное немецкое дерби между Mercedes-Benz и BMW, из-за ожесточенной конкуренции обе компании даже стали подавать отчетность о продажах в Ассоциацию европейского бизнеса в России поквартально, а не ежемесячно, как все остальные. В итоге в 2020 году победу одержали штутгартцы из Mercedes-Benz.
Несмотря на дефицит автомобилей, они даже смогли увеличить доходность на 5% (до 192 млрд рублей).
Впрочем, российский дистрибьютор BMW отстал несильно, показав 180 млрд выручки, но динамика ее роста у баварцев даже более внушительная — 21%. Замыкающий десятку сильнейших игроков японский Mitsubishi отчитался о получении 53 млрд рублей (снижение на 18,5%) против 65 млрд рублей в 2019 году.
Китайцы в минусе
Весь прошлый год китайские компании демонстрировали стремительный рост, отвоевывая у традиционных лидеров доли рынка. Впрочем, пока на финансовых показателях это не отражается положительным образом. Торговый дом компании Haval, имеющей завод в Тульской области, едва не удвоил выручку в сравнении с предыдущим периодом — 24 млрд рублей (увеличение на 73%).
В то же время Haval отчитался о росте убытка в 2,6 раза — до 873 млн рублей.
Схожая ситуация и в компании Chery — доходы выросли в 3,3 раза (15,6 млрд рублей), а убытки — в 3,5 раза (825,8 млн рублей). Компания Geely поставляет автомобили из Белоруссии, за прошлый год ее российская дочка увеличила доходность на 80% (до 18,7 млрд рублей), а прибыль снизилась практически в 3 тысячи раз — с 230,5 млн рублей до 78 тыс. рублей
Основными причинами возникновения убытка стало увеличение ставки утилизационного сбора, полагает директор «Чери Автомобили Рус» Владимир Шмаков.
«В нашем случае сумма утилизационного сбора на один автомобиль составляет 178,4 тыс. рублей, то есть в 2020 году он увеличился почти на 95 тыс. рублей на один автомобиль. При этом компания не получает никаких дотаций, позволяющих компенсировать хотя бы часть такого высокого сбора. Другим фактором послужило ослабление рубля», — говорит «Газете.Ru» Владимир Шмаков.
Кроме того, существенное влияние на финансовый результат оказала пандемия коронавирусной инфекции и режим самоизоляции, подытоживает собеседник издания.
И этому рады
В Subaru (13,6 млрд рублей; снижение на 15%) отмечают, что текущие показатели уже можно считать хорошим результатом ввиду спада объема продаж, ограничений из-за COVID-19 и прочего.
«Несмотря на тяжелый 2020 год, мы достигли нашей финансовой цели — получили положительный финансовый результат.
На фоне снижения выручки нам тем не менее удалось достигнуть положительного финансового результата благодаря пересмотру и оптимизации расходов, как коммерческих, так и управленческих.
Мы смогли оперативно перестроить наши бизнес-процессы во время локдауна, и нам не пришлось останавливать нашу деятельность», — говорит официальный представитель Subaru Наталья Руденко.
В Suzuki (10,6 млрд рублей; увеличение на 9%) довольны результатом, учитывая ситуацию неопределенности в апреле и мае прошлого года.
«Благодаря подходу к формированию цен на продукцию и серьезную оптимизацию затрат, работе над эффективностью, мы смогли получить результат, который полностью удовлетворяет учредителей», — подчеркивает пиар-менеджер Suzuki в России Анна Кожевникова.
Машин нет
Ситуация с доходностью была бы лучше не только у автокомпаний, но и у дилеров, если бы не дефицит автомобилей, обращает внимание директор по маркетингу «Авилона» Андрей Каменский.
«Спрос на новые автомобили в 2020 году был на высоком уровне, особенно летом, после снятия ограничительных мер, тогда на рынке даже был ажиотаж.
Но из-за последствий пандемии, временной приостановки заводов и прочего машин оказалось меньше, чем требовалось, и это, конечно, отразилось на общей динамике, во всех сегментах отрасли»,
Он подчеркивает, что утилизационный сбор — не основной драйвер роста цен новых машин, но его увеличение может привести к дальнейшему подорожанию. Основными факторами изменения цен остаются динамика курса валют, индексация прайс-листов дистрибьюторами и общий вектор на подорожание. Во II квартале этого года стоимость автомобилей вырастет в среднем на 3%, ожидает Каменский из «Авилона».
Автопроизводители теряют покупателей в России
Лента новостей
- 15:10Лавров: «Северный поток — 2» достроят через несколько дней
- 15:40 Соглашения на сумму 3,6 трлн рублей были подписаны на ВЭФ
- 15:00 Бюджет ежегодно будет выделять по 16 млрд рублей на закупку школьных автобусов и машин скорой помощи
- 14:26 Израиль разрешил въезд организованным группам туристов с 19 сентября
- 13:52 ТАСС: коэффициент распространения коронавируса в России 1,01
- 13:18 Ликвидирован крупнейший за десять лет пожар в Борском районе Самарской области
- 12:44 Болельщики выбрали тигра талисманом ЧМ 2022 года по волейболу, который пройдет в России
- 12:32 Для бывшего главы КрАЗа Анатолия Быкова прокуратура запросила 14 лет и 11 месяцев колонии
- 12:10 В России будет увеличиваться численность резервистов
- 11:37 Генпрокурор предложил считать экстремистской деятельностью оправдание и пропаганду нацизма
- 11:06 В России выявлено 17 856 новых случаев COVID-19
- 10:37 В Бресте задержана россиянка за клевету в адрес Лукашенко
- 10:17 ФСБ задержала четырех сторонников ИГ
- 09:55 Полиция Бразилии попыталась задержать футболистов Аргентины прямо во время матча
- 09:22 Потерпевший катастрофу на Камчатке Ми-8 вытащили из воды
- 08:55 Шойгу рассказал о планах строительства новых городов в Сибири
- 08:20 Найден пропавший в Каспийском море катер с людьми
- 07:42 Талибы заявили о полном захвате провинции Панджшер
- 07:18 Госдеп США призвал РФ освободить задержанных по делу о повреждении газопровода крымских татар
- 05:55 Экс-глава OMV прогнозирует зимой высокие цены на газ в Европе
- 05:06 Модный напиток для одержимых «детоксом» становится все популярнее
- 03:51 Просмотревшие прививочное досье Макрона получили предупреждения
- 02:37 Европа хочет вырастить новое поколение фермеров
- 01:28 В Израиле призывают к введению четвертой дозы вакцины
- 00:30 Росморречфлот подтвердил присутствие трех детей на пропавшем в Каспийском море катере
- вчера, 23:58 Уличные бегуны развлекаются включением радаров в Париже
- вчера, 22:51 Попова заявила о способности прививки защитить от различных штаммов COVID-19
- вчера, 21:51 В Москве скрытые патрули выявили более 120 пьяных водителей
- вчера, 21:46 Пресс-секретарь сил сопротивления убит в Панджшере
- вчера, 21:21 Театр наций введет вход по QR-кодам на два спектакля
- вчера, 20:50 Лидер сопротивления назвал условие прекращения боев в Панджшере
- вчера, 20:19 Грузовик сбил женщину с коляской на пешеходном переходе в Москве
- вчера, 19:53 Российский тяжелоатлет Хаджимурат Аккаев дисквалифицирован до 2035 года
- вчера, 19:20 Талибы объяснили задержку объявления нового состава правительства Афганистана
- вчера, 18:49 В Крыму задержали пять подозреваемых в диверсии на газопроводе
- вчера, 18:21 Минздрав РФ предложил G20 взаимно признать вакцины от CODID-19
- вчера, 17:51 Посольство США призвало Россию вернуть Украине контроль над ее границами
- вчера, 17:20 Катер с пассажирами пропал по пути в Махачкалу
- вчера, 16:50 В Индии произошла вспышка смертельного вируса
- вчера, 16:22 В Гвинее произошел госпереворот
- вчера, 16:10 СБУ предупредили об угрозе убийства Зеленского
- вчера, 15:28 Более 7 млрд рублей выделено на реконструкцию термоядерного комплекса в ТРИНИТИ
- вчера, 14:54 Москва проведет реконструкцию всех школьных дворов
- вчера, 14:40 Песков: Путин готов встречаться с Зеленским, но со стороны Киева такой воли не видно
- вчера, 14:20 Захарова: у Москвы нет понимания относительно встречи «Группы семи» по Афганистану
- вчера, 13:46 Двое заключенных погибли в драке в колонии в Хабаровском крае
- вчера, 13:12 Ряд регионов получит дополнительное финансирование на строительство социальных учреждений
- вчера, 12:38 Воробьев: число заболевших COVID-19 в Подмосковье в последний месяц снижается
- вчера, 12:04 В России могут ввести штрафы за установку дополнительных динамиков в автомобиль
- вчера, 11:30 Оперштаб: в России за сутки подтверждены 18 645 случаев COVID-19
- вчера, 10:56 Столтенберг высказался против создания вооруженных сил ЕС вне НАТО
Все новости »
Продажи легковых машин и легкого коммерческого транспорта в России в июле сократились на 2,4%. Всего с начала года реализовано менее миллиона автомобилей
Фото: depositphotos.com —>
Автомобильный рынок в России в июле 2019 года сократился, сообщает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). В частности, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей снизились на 2,4%. С начала года реализовано менее миллиона авто.
Дело в том, что у покупателей не хватает денег, считает генеральный директор аналитического агентства «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин.
— Снижается покупательская активность населения. Сами прекрасно видите новости, что люди перекредитованы, растут просрочки по кредитам — это первый момент. Второй момент: сейчас ситуация не рыночная, мы сидим на пороховой бочке от курса евро, от Украины, от Сирии, Ирака, Ирана и всех прочих. Прекрасно видели, что в конце прошлой недели евро был 70, сейчас уже под 73, и если дальше такой тренд продолжится, то и партнеры будут пересматривать цены.
— Шансы, что ситуация изменится, невелики?
— Я бы сказал, что их вообще нет. Ждем падения, ориентируемся на курс евро, фунта, потому что там все завязано — Jaguar, Land Rover, Range Rover. Если курс будет расти, то ситуация для этих марок будет плачевная.
На фоне общего падения неплохой выглядит статистика «АвтоВАЗа», продажи которого в январе-июле 2019 года выросли на 2,2% в годовом выражении. Об этом говорится в сообщении компании, поступившем в редакцию Business FM.
Нынешняя ситуация отличается от кризисов прошлых лет, считает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
Игорь Моржаретто партнер аналитического агентства «Автостат» «У нас были кризисные времена, когда падали продажи новых автомобилей. Но на этом фоне понятно, что кто-то из потенциальных покупателей отказался от покупки нового автомобиля, потому что с деньгами стало хуже, и пошел на вторичный рынок. Нынешняя ситуация нетипична тем, что падает и рынок новых автомобилей, и рынок вторичных тоже проседает, причем эта тенденция длится достаточно долго. Это очень нехороший знак, это говорит, что у населения совсем нехорошо с деньгами. Потенциальные покупатели, которые планировали, хотели купить автомобиль, покупку относят на потом. Деньги еще есть в крупных городах, но как раз там вопрос с автомобилями или решен, или не может быть решен в силу того, что все тяжелее содержать автомобиль. Он очень нужен в городах средних, небольших, автомобиль очень нужен в сельской местности, поскольку общественный транспорт там развит плохо. Но это как раз те люди, у которых низкие доходы, люди, которые не могут себе позволить покупку автомобиля, даже сильно подержанного».
Лидером по продажам в этом году стала Lada Granta, на втором месте — Lada Vesta, замыкает тройку Kia Rio.
Дилеров подвела жадность: продажи новых машин в России рухнули
Накрутки дилерами цен на новые автомобили привели к ожидаемому финалу: на фоне триумфального июньского отчета продажи в июле резко пошли на спад
По итогам июля продажи новых автомобилей на российском рынке сократились сразу на 6,5%, при том, что еще в июне они взлетели почти на 29%. В Ассоциации Европейского Автобизнеса считают, что продажи снизились из-за дефицита машин у дилеров на фоне продолжающихся проблем с нехваткой микрочипов. И еще к июлю прошлого года в России как раз закончился локдаун, после чего спрос на новые машины резко пошел вверх.
Однако причина не только в этом. В целом автомобильный рынок сейчас слишком перегрет и не выдерживает роста цен, обусловленного как объективными факторами (рост цен на металлы и автокомпоненты), так и банальной жадностью дилеров, которые на фоне нехватки машин накручивают к рекомендованной цене производителя еще 10-20% сверху. Плюс в июле россияне традиционно много тратят на отдых, а тут как раз открыли так любимую нашими соотечественниками Турцию – свободных денег на покупку машин попросту не осталось.
Но, как бы там не было, итог для большинства автопроизводителей не радующий. По сравнению с результатами июля прошлого года в пятерке лидеров российского авторынка в небольшом плюсе только Lada, а Kia, Hyundai и Renault демонстрируют падение в пределах 3-7%. Замыкающая Топ-5 Skoda рухнула сразу на 36%. Не лучше дела и у VW – минус 33%. При этом Chery смогла нарастить продажи на 248% и впервые стать самой популярной китайской маркой в России, обогнав Haval, прибавивший в июле «всего» 60%. Geely немного отстает, но тоже показывает неплохой рост – плюс 87%.
В Топ-5 самых популярных автомобилей в России подросли продажи только у Lada Vesta и Hyundai Solaris, а у остальных упали, причем у иномарок (Hyundai Creta, Kia Rio) – заметнее всего. В десятке бестселлеров схожая ситуация: заметно выросли продажи Lada Niva, и вдвое меньший рост показал Renault Duster, а вот VW Polo и Skoda Rapid ушли в минус, причем у «Поло» продажи упали более чем на треть.
Если падение продаж связано именно со снижением покупательской активности – это хороший знак. Есть шанс, что это позволит обуздать аппетиты дилеров и откатить цены на автомобили (как новые, так и подержанные) к более реалистичным цифрам.
«Мы теряем деньги, но поделать ничего нельзя». Что будет с ценами
Падение рубля станет очередным поводом для подорожания автомобилей в России в дополнение к росту НДС. Локализовавшие производство автокомпании будут подтягивать цены не так резко, как работающие исключительно по импортной схеме. Пока участники рынка называют рост цен «ползущим», но все может измениться уже с нового года.
Курс доллара, напомним, в понедельник, 13 августа, вырос на открытии торгов Мосбиржи, впервые с 18 апреля 2016 года преодолев отметку 68 руб. Курс евро на момент открытия биржи вырос на 90 коп. и составил 78,15 руб.
Ранее автопроизводители в беседах с корреспондентом Autonews.ru уже выражали подобные опасения после публикации очередной версии постановления правительства № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», которое значительно усложняет работу автокомпаний в России и требует дополнительных инвестиций в локализацию, а также после планов правительства об увеличении НДС с 1 января 2019 года.
Теперь же, по их словам, падение курса рубля может стать дополнительным обстоятельством, провоцирующим подорожание новых автомобилей. Несмотря на высокую долю локализации в российской автопромышленности, зависимость от поставок импортных дорогостоящих комплектующих все еще огромна. Не стоит забывать, что иностранные концерны пересчитывают полученную в России прибыль в национальную валюту и полученные цифры вызывают как минимум расстройство.
«Все происходящее, конечно, нельзя назвать чем-то хорошим для отрасли, поэтому нам придется как-то улаживать ситуацию», — объяснил представитель одного из крупнейших в России автомобильных брендов.
В ряде автокомпаний признались, что уже получили огромное количество запросов от дилеров по дальнейшей ценовой политике. «Но точных ответов о том, когда именно и насколько подорожают автомобили, у нас нет. Мы только знаем, что это обязательно произойдет», — предположил представитель еще одной крупной марки.
По его словам, каждое обесценение рубля оборачивается для автокомпаний серьезными финансовыми потерями и требованиями наверстать упущенное со стороны штаб-квартир. Большинство участников рынка старается до последнего оттягивать рост цен в надежде на то, что ситуация стабилизируется. Немалую роль при этом играет поведение конкурентов.
«Пока распоряжений о поднятии цен нам не поступало, но если все пойдут по такому пути, мы просто не сможем остаться в стороне», — признался представитель одной из марок, недавно инвестировавших серьезную сумму в очередной виток развития производства в России.
В другом крупном автомобильном бренде рассказали, что решения об очередном пересмотре цен не принимаются «непосредственно в первые дни падения рубля».
«Все понимают, что цифры, которые мы видим сейчас — это не финальная отметка, никто не может точно предсказать, где окажется рубль, и никто не будет менять цены сразу же, как стало известно о новых санкциях в отношении России. Сейчас все автобренды заняты тщательным анализом, в том числе следят за конкурентами — важно понимать, кто сделает первый шаг. Да, мы теряем деньги, но поделать ничего нельзя — автомобили уже проданы по текущим ценам, договоры заключены и менять мы ничего не будем», — уточнил корреспонденту Autonews.ru представительно одного известного автомобильного бренда.
Еще в одной компании рассказали, что пока не пересматривали цены, но заверили, что это обязательно произойдет. «Кому-то важна доля рынка, кому-то — работа не в убыток. Мы, например, выбираем последнее», — добавил представитель марки.
Президент Российской ассоциации автодилеров (РОАД) Олег Мосеев заявил корреспонденту Autonews.ru, что пока в России действует «рынок покупателя», потому резкого скачка цен на автомобили ждать не стоит.
«Валютные риски компаний застрахованы, и на принятие решений о существенном изменении цен у автопроизводителей может уйти от нескольких месяцев до года, — объяснил Мосеев. — Те, кто занимается чистым импортом, конечно, смогут более оперативно реагировать на изменения, а ключевые игроки, напротив, будут действовать очень осторожно».
В свою очередь другой представитель дилерского сообщества, Вячеслав Жигалов, напомнил Autonews.ru, что даже в декабре 2014 г., когда ситуация казалось критической, автокомпании не предприняли «никаких необдуманных и поспешных действий».
«Сейчас из-за американских санкций на рынок оказывается серьезное давление, все наблюдают за тем, что происходит, и в какой-то момент реакция обязательно последует. Пока цены и без того постоянно по чуть-чуть ползут вверх. Другое дело, как это выглядит. Так, есть прайсовая цена, например, 1 млн руб., которая может и не будет меняться. А есть акционная цена на тот же автомобиль — 800 тыс. рублей. И теперь она может вырасти до 820-850 тыс. руб. — скорее всего, первое время схема будет работать именно так. Сейчас колебание валют не позволяют автопроизводителям зарабатывать, но настоящий скачок цен мы увидим в начале 2019 года», — спрогнозировал Жигалов.
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский считает, что санкционный эффект отразится на авторынке, но ближе к четвертому кварталу текущего года. По его оценке, наиболее заметно подорожают автомобили зарубежных марок, особенно тех, которые не имеют собственного производства в России.
«Но и популярные народные бренды также могут подорожать на 10-15%. Наименьший рост цен будет наблюдаться на отечественную Lada. При этом пока мы не можем сказать, что курс доллара и евро будет долго находиться в зоне такого высокого роста — в конце августа-начале сентября не исключен отскок назад на несколько позиций. Стоимость доллара вряд ли откатится к комфортным позициям, но самый негативный сценарий, по моей оценке — стабилизация курса на отметке 70 руб. за доллар», — предположил он.
По мнению эксперта, ощутимый раунд подорожания на авторынке может произойти в следующем году. На это будет влиять масса факторов — и отказ от льгот на импорт компонентов, и повышение НДС, и, конечно, ситуация на валютном рынке.