2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автономный автомобиль: Что это на самом деле означает

Автономные автомобили учитывают уровень эгоизма людей

Оценка того, эгоистичны или альтруистичны водители вокруг, имеет большое значение.

Представьте, что вы пытаетесь повернуть налево на оживленную дорогу. Машина за машиной проезжают мимо, удерживая вас в ловушке, ваше напряжение растет. Наконец, великодушный водитель замедляется достаточно, чтобы пропустить вас. Проверка встречного движения, небольшой разгон, и вы успешно вливаетесь в трафик.

Такие сцены разыгрываются по всему миру бесчисленное количество раз в день. И это ситуация, в которой сложно понять физику движения и мотивы других водителей, о чем говорит тот факт, что в Соединенных Штатах каждый год происходит 1,4 миллиона аварий при поворотах. Теперь добавьте в эту ситуацию автономные автомобили. Обычно они ограничиваются только оценкой физических параметров и принимают более осторожные решения в ситуациях с неоднозначной обстановкой.

Подписывайтесь на каналы:
@AutomotiveRu — новости автоиндустрии, железо и психология вождения
@TeslaHackers — сообщество российских Tesla-хакеров, прокат и обучение дрифту на Tesla

Зная «социальные предпочтения» водителя мы можем предсказать его поведение. Автономный автомобиль (синий) наблюдает за траекторией другого человека-водителя (черный). Мы можем спрогнозировать будущее движение черного транспортного средства на основе модели принятия решений, максимизирующей полезность («Вождение как игра в смешанном системе человеке-робот»).

Недавно группа ученых в области компьютерных наук выяснила, как улучшить работу автономного транспортного средства в этих условиях. Ученые, по сути, частично обучили свои автономные автомобили теории разума (theory of mind), которая позволяет транспортным средствам лучше интерпретировать поведение живых водителей, которые находятся рядом.

Разум теории

Теория разума настолько близка к нам, что порой тяжело осознать, насколько редко она встречается за пределами нашего вида. Мы легко можем понять, что другие люди думают так же, как и мы, и мы используем этот инструмент, чтобы оценить их знания и возможные мотивы. Мы используем этот инструмент в большинстве социальных взаимодействий, включая вождение. В то время как дружеское махание рукой от другого водителя может означать, что он уступает вам дорогу, то зачастую вы можете сделать выводы и просто на основе того, как он ведет машину.

Датасет NGSIM с n = 2 активных автомобилей (фиолетовая и зеленая) и n = 50 «препятствий» (серые). Фиолетовая машина пытается встроиться в поток и должна повзаимодействовать с зеленой машиной. Жирная линия показывает предсказанную траекторию алгоритма. Синее показывает распределение, красная — оценку.

Сплошная линия показывает оценку «социальных предпочтений» во времени, а заштрихованная область показывает доверительные границы. Первоначально автомобиль 2 не взаимодействует с автомобилем 1 и не позволяет ему встроиться в поток. Через несколько секунд автомобиль 2 становится более просоциальным, что означает «притормозить/(dropping it back)» и позволяет первой машине встроиться в поток.

К сожалению, автономные автомобили в этом не очень хороши. Во многих случаях их поведение ничего не сообщает другим водителям. Исследование ДТП с автономными автомобилями в Калифорнии показало, что больше чем в половине аварий в автономные машины врезались сзади, так как водители-люди не могли понять действий машин на автоматическом управлении (В частности Volvo работает над тем, чтобы это изменить)

Статья в тему:  Официально: Гибдд утвердило изменение кодов региона на автомобильных номерах

Невозможно думать о том, что мы сможем полноценно обучить автономные машины теории разума в ближайшее время. Искусственный интеллект не настолько развит, и это будет излишне для машин, которые взаимодействуют только с ограниченным количеством видов человеческого поведения. Однако группа исследователей из MIT и Делфтского технологического университета решила, что использование очень ограниченной теории разума возможно для принятия некоторых решений на дороге, включая повороты и ситуации, когда необходимо влиться в поток движения.

«Социальные предпочтения» представлены в виде углового предпочтения ϕ, в зависимости от того, как люди распределяют веса/ценность награды/выигрыша в игре про социальную дилемму.

Идея, которая лежит в основе работы исследователей, описана в новой статье в PNAS и включает в себя концепцию ориентации на социальные ценности, которая позволяет оценить, насколько эгоистичны или альтруистичны действия человека. И хотя, конечно, существуют подробные опросы, которые могут дать детальное описание ориентации на социальные ценности человека, автономным машинам обычно некогда проводить опросы среди водителей вокруг.

Таким образом, исследователи разбили ориентацию на социальные ценности на 4 категории: альтруисты, которые стараются быть максимально позитивными к другим водителям; просоциальные водители, которые стараются действовать максимально выгодно для всех остальных (иногда это может быть и эгоистичное ускорение); индивидуалисты, для которых на первом месте их собственный опыт вождения; и водители, которые соперничают со всеми остальными в навыках управления автомобилем.

Ориентация на ценности (Social Value Orientation, SVO)

Исследователи вывели формулу, по которой можно рассчитать ожидаемую траекторию движения для каждой из категорий водителей, учитывая стартовые позиции других машин.

Автономные автомобили были запрограммированы сравнивать траектории реальных водителей с рассчитанными, и использовать это сравнение для определения, к какой из четырех категорий эти водители скорее всего принадлежат. Учитывая эту классификацию, автономная машина сможет спроектировать свои дальнейшие действия. Как писали исследователи, «Мы расширяем возможности рассуждений автономных автомобилей, объединяя оценки личности и стиля вождения других водителей с помощью социальных сигналов».

Это существенно отличается от некоторых работ в этой области, связанных с теорией игр. Эти работы подразумевали, что каждый водитель старается максимально увеличить свою выгоду, альтруизм – лишь случайность в этом увеличении. Новая же работа, напротив, включает альтруистическое поведение в свои расчеты и признает, что поведение водителей сложно оценить, и что они могут менять свои намерения по мере развития ситуации. Фактически, предыдущие исследования показали, что в ситуациях кроме вождения около половины исследованных людей показали просоциальное поведения, а другие 40% были эгоистичны.

(Слева) расчетное распределение предпочтений SVO синей машины показано в виде полярных гистограмм в кругах SVO при подготовке и осуществлении встраивания в поток. (Справа)
средняя оценка показана красным цветом, а реальность (80°, альтруист) в черном. Оценки SVO с границами неопределенности 1-σ показаны справа. Зона взаимодействия соответствует серой области.

Статья в тему:  Что должно быть в автомобиле

После внедрения системы, исследователи получили данные о расположении и траекториях транспортных средств, когда водители вливались в поток машин на шоссе, что зачастую требует щедрости других водителей. С системой ориентации на социальные ценности, искусственный водитель смог сделать более точные прогнозы траекторий движения водителей-людей – ошибки снизились на 25%. Система также работала со сменами полосы движения на заполненных автострадах, равно как и при поворотах в поток движения.

Небезопасный левый поворот автономного автомобиля (красный; i = 1) со встречным движением. Когда автономный автомобиль приближается к перекрестку, две эгоистичные машины (синие; i = 2, 3) продолжают движение и не уступают. Третий альтруистический автомобиль (пурпурный; i = 4) уступает, замедляется, позволяя автономному автомобилю совершить встраивание.

Используя эти оценки, исследователи могли также сделать некоторые выводы по имеющимся моделям трафика. Например, они выяснили, что водитель на шоссе может начать эгоистично следовать за машиной перед собой, затем начать действовать альтруистично, сбросив скорость, чтобы другой водитель мог влиться в поток движения, а затем снова вернуться к эгоистичному подходу. Аналогично водители, сталкивающиеся с выездом на автостраду, обычно соперничали с другими – как в ситуациях, когда вы видите машину, которая выезжает и замедляет всех, кто застрял за ней.

Пока мы еще далеки от того, чтобы дать автономным машинам полноценный искусственный интеллект или полную теорию разума, но исследования показывают, что можно получить значительную выгоду от использования их ограниченных версий. И это отличный пример того, что если мы хотим интегрировать автономные системы в социальные взаимодействия, то может быть очень важно уделять внимание на то, что уже выяснили ученые-социологи.

Подписывайтесь на каналы:
@AutomotiveRu — новости автоиндустрии, железо и психология вождения
@TeslaHackers — сообщество российских Tesla-хакеров, прокат и обучение дрифту на Tesla

Мы большая компания-разработчик automotive компонентов. В компании трудится около 2500 сотрудников, в том числе 650 инженеров.

Мы, пожалуй, самый сильный в России центр компетенций по разработке автомобильной электроники. Сейчас активно растем и открыли много вакансий (порядка 30, в том числе в регионах), таких как инженер-программист, инженер-конструктор, ведущий инженер-разработчик (DSP-программист) и др.

У нас много интересных задач от автопроизводителей и концернов, двигающих индустрию. Если хотите расти, как специалист, и учиться у лучших, будем рады видеть вас в нашей команде. Также мы готовы делиться экспертизой, самым важным что происходит в automotive. Задавайте нам любые вопросы, ответим, пообсуждаем.

Водитель не нужен: шесть уровней автономности машин

Прошло более трех десятилетий с тех пор, как смарткар с искусственным интеллектом появился в сериале «Рыцарь дорог». И если вы его смотрели, то знаете, что такое пятый уровень автономности автомобиля. Правда, в 1982 году никто не оперировал таким понятием как «уровень беспилотности». Тогда автопилоты считались научной фантастикой, и единственным устройством, которое помогало водителю, был простенький круиз-контроль.

Сегодня же производство «умных» автомобилей — во всяком случае, в США — поставлено на поток. Однако автопилотов (смарткаров пятого уровня автономности), которые могли бы возить людей, все еще нет — это могут делать только машины четвертого уровня, да и то лишь в нескольких городах в мире. На что способны эти автомобили и что же все-таки это такое — уровень автономности? Давайте разбираться.

Статья в тему:  Всегда мечтали о крутом автомобиле из фильма? Ваши мечты осуществимы

Уровень 0

Если вы родились в 1980-х, скорее всего, ваша первая машина была нулевого уровня беспилотности. Никаких наворотов, только система уведомлений (звуки и т.д.) — к примеру, Ford Focus 2004 года.

Уровень 1

У машин первого уровня автономности есть адаптивный круиз-контроль (поддерживает переменную скорость движения и обеспечивает безопасное расстояние до впереди движущегося автомобиля), системы помощи при парковке и система предупреждения о сходе с полосы. В большинстве автомобилей есть эти технологии — это, например, Jeep Grand Cherokee 2011 года, Chevrolet Malibu 2015 года и Toyota Corolla 2018 года.

Уровень 2

Автоматизация второго уровня включает в себя системы помощи водителю в управлении рулем, скоростью автомобиля, а также систему помощи движения по полосе. В то же время водитель должен постоянно держать руки на руле, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств (например, подрезает другая машина) взять управление машиной на себя. Tesla Model S, X и 3 — пример автомобилей второго уровня беспилотности.

Уровень 3

На третьем уровне стирается грань между существующими технологиями и технологиями, которые мы привыкли считать научной фантастикой. Предполагается, что автомобиль не требует постоянного внимания человека — водитель может не держать руль постоянно. Правда, на третьем уровне автопилот действует только в идеальных дорожных условиях, и производители рассчитывают, что человек сможет вмешаться в ситуацию в любое время — например, если есть угроза аварии.

Audi планировала выпустить модель A8 с функцией Traffic Jam Pilot, которая на многополосных дорогах с разделительным отбойником на скорости до 60 км/ч должна была давать водителю возможность заниматься своими делами. Но из-за сложного правового регулирования в США компании пришлось отложить запуск. Для Audi, как и для остальных автопроизводителей, будущее третьего уровня беспилотности по-прежнему туманно и зависит от нормативных, технических, поведенческих, правовых, деловых аспектов и связанных с ними трудностей.

Уровень 4

Автомобиль четвертого уровня автономности может самостоятельно доехать до пункта назначения, но только при идеальных условиях. Если начнется дождь или снег, водителю придется взять управление машиной на себя. Honda объявила, что к 2026 году разработает автомобиль четвертого уровня. Lyft, Uber и Google также уже давно работают над этой технологией, но на практике их автомобили — нечто среднее между вторым и третьим уровнями. Исключение — дочка Google Waymo, запустившая беспилотное такси четвертого уровня автономности в городе Чандлер, штат Аризона. Для функционирования этих машин не нужен водитель, но и погодные условия там почти идеальные.

Автономный автомобиль: Что это на самом деле означает

  • Искусственный интеллект +12
  • Биржи +12
  • Трейдинг +12
  • Майнинг +12
  • Технологии +12
  • Маркетинг +12
  • Legal +12
  • Безопасность +12
  • Конкурсы +12
  • Истории и интервью +12
  • Анонсы и мероприятия +12
  • Руководства +12
  • Разное +12
  • Развлекательный контент +12
  • Биткоин +12
  • Все сообщества
  • Bybit
  • CoinEx
  • Enecuum
  • Tezos Ukraine
  • Trustee Wallet
  • Резиденты hub
  • Вакансии
Статья в тему:  Ожидаемая премьера Jeep Cherokee EU-Spec на автосалоне в Женеве 2014

Вакансии

—> Сообщества

  • Популярные
  • Новые
  • Все сообщества
  • Проект HUB
  • —>

    • Биржи +12
    • Трейдинг
    • Майнинг
    • Технологии +1
    • Маркетинг
    • Все сообщества
    • 6block
    • Alexey Pogorely
    • AMLBot
    • Atomex
    • BDCenter Digital
    • Резиденты hub
    • Расположение: Москва, РФ
    • Место работы: Удаленно
    • Тип занятости: Частичная
    • Вакансии
    • Анонсы и мероприятия
    • ForkLog HUB
    • 4 недели назад
    • 1084
    • Технологии
    • BTCU
    • 11 минут назад
    • 18
    • Трейдинг
    • Bybit
    • 28 минут назад
    • 16
    • Биржи
    • CoinEx
    • 58 минут назад
    • 23
    • Трейдинг
    • Bybit
    • 4 часа назад
    • 91
    • Частичная занятость
    • Удаленно
    • Полная занятость
    • В офисе
    • Москва
    • Частичная занятость
    • Удаленно
    • Трейдинг
    • СoinGecko
    • 1 день назад
    • 388
    • Биржи
    • FTX
    • 3 дня назад
    • 395
    • Безопасность
    • RevenueBot
    • 3 дня назад
    • 611
    • Технологии
    • Tezos Ukraine
    • 3 дня назад
    • 746
    • Трейдинг
    • Bybit
    • 3 дня назад
    • 555
    • Частичная занятость
    • Удаленно
    • Полная занятость
    • Удаленно
    • Частичная занятость
    • Удаленно
    • Технологии
    • Tezos Ukraine
    • 3 дня назад
    • 160
    • Анонсы и мероприятия
    • Enecuum
    • 3 дня назад
    • 102
    • Трейдинг
    • Bybit
    • 4 дня назад
    • 211
    • Курсы криптовалют
    • Новости на Forklog
    • Календарь мероприятий
    • Популярные
    • Последние записи hub

    показать

    • Расположение: Москва, РФ
    • Место работы: Удаленно
    • Тип занятости: Частичная
    • Расположение: Москва, РФ
    • Место работы: Удаленно
    • Тип занятости: Частичная
    • Расположение: Москва, РФ
    • Место работы: Удаленно
    • Тип занятости: Частичная

    Вы собираетесь удалить запись

    Вы можете безвозвратно удалить запись или переместить её в архив

    Вы собираетесь безвозвратно удалить запись

    Внимание!Запись не возможно будет восстановить после подтверждения

    Вы собираетесь восстановить запись

    Запись будет восстановлена .

    Вы собираетесь редактировать запись

    При публикации после редактирования, запись будет повторно отправлена модератору на подтверждение

    Время публикации записи

    Публикация записи отложена. Установите время отправки записи на модерацию

    В это время запись будет отправлена на модерацию. Запись будет опубликована после проверки модератором.

    Разобрали принцип работы автопилотов в современных авто. Насколько это безопасно?

    Машина с автопилотом считается транспортом следующего поколения и мечтой многих автолюбителей: ведь чтобы добраться до нужно места, не нужно будет крутить руль. Сиди себе в салоне и спи, автомобиль доедет до нужного места сам.

    На самом деле, автопилот для гражданских авто существует уже сейчас. Машины под управлением искусственного интеллекта можно встретить даже на дорогах Москвы, но как это все работает?

    Рассказываем всю правду про современные беспилотные машины.

    Какие бренды делают авто с автопилотом


    Машина с автопилотом от американского стартапа.

    Единой системы автопилота нет, потому что в 2010-х годах многие крупные автомобильные бренды начали разработку собственного беспилотного программного обеспечения.

    Систему датчиков для анализа дороги и препятствий можно установить практически на любую машину. Так что у ведущих автопроизводителей нет какой-то специальной модели авто для тестирования автопилота.

    Основой любого авто с беспилотным управлением является искусственный интеллект, который должен мгновенно принимать решения, учитывая поступающие данные с датчиков и камер, установленных по всей машине.

    На сегодняшний день автопилот разрабатывают и тестируют следующие производители:

    Статья в тему:  Ожидаемая премьера Mercedes S63 AMG на автосалоне во Франкфурте 2013

    ▪️ General Motors
    ▪️ Ford
    ▪️ Mercedes Benz
    ▪️ Volkswagen
    ▪️ Audi
    ▪️ Nissan
    ▪️ Toyota
    ▪️ BMW
    ▪️ Volvo
    ▪️ Tesla

    Автопилот тестирует даже Apple. Правда не слишком хвастается результатами. В прошлом году ее автопилот признали худшим из имеющихся в США.

    Куда лучше дела у Google. Для них умное авто разрабатывает компания Waymo, дочернее предприятие Alphabet.

    У Яндекса тоже есть свои беспилотные авто на базе Toyota Prius. Каждый такой беспилотник обходится компании примерно в $90 000, из них $30 000 – стоимость самой машины.

    Цену увеличивают те самые модули для автономной езды и сертификация, о которой мы поговорим позже.

    Беспилотные авто реально сами ездят? На самом деле нет


    Так видит дорогу автопилот автомобиля.

    В идеале машина с автопилотом работает автономно, то есть водителю не нужно жать на педали и перехватывать управление даже в сложных дорожных ситуациях. Но это пока лишь в теории.

    У Tesla на сегодняшний день самый продвинутый по своей функциональности автопилот, но даже он официально называется «интеллектуальный помощник водителя». То есть полностью доверить ему управление авто ещё нельзя.

    Общество инженеров автомобильной промышленности (SAE) выделяет шесть степеней автономность машин. Полная автономность – это последняя, шестая степень. С таким автопилотом водитель лишь задает конечный пункт маршрута, а процесс передвижения полностью ложится на программное обеспечение.


    Все 6 степеней автономности машин по версии Общества инженеров автомобильной промышленности.

    Сегодня на дорогах общего пользования можно встретить машины с функцией беспилотного управления третьего уровня автономности. Пока это максимум, до чего дошли автопроизводители.

    В недалёком будущем машины с автопилотом 6-й степени автономности обязательно появятся. А пока за рулем обязательно должен сидеть человек для перехвата управления, если система не справляется.

    Что умеют беспилотные авто сегодня


    Дорога «глазами» искусственного интеллекта.

    Искусственный интеллект автопилота в наше время может не только анализировать динамичную дорожную обстановку в реальном времени, но и «узнавать» людей, животных и неодушевлённые преграды.

    Это не говоря о распознавании дорожной разметки, сигналов светофора и дорожных знаков.

    Для этого программа постоянно анализирует данные с датчиков, которых можно разделить на 4 вида:

    Камеры. Отвечают за визуальное обнаружение объектов, например, дорожная разметка и знаки
    Радар. Определение препятствий и объектов впереди и сзади, а также определение расстояния до них
    Лидар. Похож на радар, но работает с углом обзора 360 градусов и распознает объекты вокруг на расстоянии до 60 метров
    Датчик положения. Вмонтирован в колесо, определяет положение машины на карте.

    Искусственный интеллект анализирует информацию с разных датчиков, и вот как это выглядит в реале:

    Бортовой компьютер соединяет информацию, полученную от сенсора, с находящейся в памяти картой местности. Собранные данные хранятся в общей базе, чтобы ими могли пользоваться другие машины.

    Статья в тему:  Производители автоматических коробок передач: Часть 1

    Беспилотник должен собрать очень много данных, и эти данные должны собираться не на полигоне и даже не в одном конкретном месте, а во всем городе – везде, где есть свободное движение. Чем больше беспилотников, тем больше данных, тем безопаснее технология.

    Как тестируются беспилотные машины

    Беспилотный транспорт тестируется на специальных полигонах. В России самым известным стал технопарк «Калибр» на улице Годовикова в Останкинском районе Москвы. Кроме него в стране насчитывается несколько десятков таких технопарков.

    На полигонах автомобили тестируют прежде всего на взаимодействие с дорожной инфраструктурой и с пешеходами на зебрах. На таких испытаниях выясняются печальные подробности: автопилот Tesla удалось обмануть с помощью дешевого проектора.

    Испытатели проецировали различные двумерные изображения, а система воспринимала их как реальные объекты.

    Если авто проходит этот этап, начинается следующий – в реальных условиях на шоссе. Во время таких испытаний в салоне находится пилот-испытатель, чтобы перехватить управление, если искусственный интеллект не справляется.

    На дорогах Москвы беспилотники появились в июне 2019 года. Машины курсируют по специальным зонам для тестирования. Перед выходом на дорогу общего пользования Москвы первый беспилотник прошел сертификацию на полигоне НАМИ.

    Как сертифицируются машины с автопилотом

    Перед выходом на дорогу беспилотный автомобиль получает сертификацию о прохождении испытаний высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС).

    Она представляет собой проверку исправности комплектующих. По сути, сертификация дублирует испытания, которые проходит любой автомобиль перед тем как выйти на рынок.

    В России беспилотник проходит сертификацию и на этапе тестирования. В США на этот период она не требуется — сразу после выхода с конвейера и оснащения всеми необходимыми датчиками автомобиль выезжает на трассу общего пользования.

    Глава направления беспилотных автомобилей «Яндекса» Дмитрий Полищук говорит, что этот процесс мало чем отличается от сертификации обычного автомобиля. Регуляторы проверяют преимущественно тормозную систему, стояночный тормоз, поворотники, фары, а к беспилотной технологии прямого отношения это не имеет.

    Проверить искусственный интеллект на пригодность к вождению, по его словам, невозможно.

    В свободной продаже автомобилей с беспилотным управлением в России в ближайшее время не будет. Все машины ездят в рамках тестов и испытаний.

    А кто будет виноват, в случае ДТП с участием беспилотного авто в России?


    Машина Яндекс.Такси со встроенным автопилотом на испытательном полигоне.

    Так как автомобили с функцией автопилота пока ездят в тестовом режиме по дорогам России, этот вопрос ещё не обсуждался официально.

    Все беспилотные автомобили в России обязательно страхуются сейчас на 10 млн руб. Так что страховка покроет ущерб от практически любого ДТП с участием машины без водителя за рулем.

    В то же время в Великобритании готовится проект «Vehicle Technology and Aviation Bill», в котором есть пункты касательно ДТП с участием беспилотного транспорта:

    ?? Если в момент оформления страхового полиса страховая компания была проинформирована о том, что транспортное средство будет использоваться в режиме автопилота, тогда она несет полную ответственность по застрахованному авто.

    Статья в тему:  Вот какие автомобили в будущем будут только дорожать

    ?? Если беспилотный автомобиль не застрахован, тогда в случае аварии ответственность будет нести автовладелец.

    ?? Если аварийная ситуация возникла по причине сбоя в программном обеспечении или оборудовании, тогда вина ложится на плечи компании-производителя.

    ?? Если авария стала следствием вмешательства автовладельца в ПО или собственник не выполнил указания производителя (например, не провел обновление программного обеспечения вовремя), тогда страховщик может взыскать страховую выплату с автовладельца.

    Так что к появлению частных полностью беспилотных машин общество почти готово.

    Современному автопилоту ещё далеко до полностью автономной работы


    Volvo с системой автопилота на крыше.

    Сложно поспорить, что машины без водителя — транспорт будущего, хоть сейчас мы ещё далеки от изобретения полностью автономного автопилота.

    На сегодняшний день тестирование таких машин слишком затратно, но в том же Яндексе уверены, что в будущем поездки на авто с ним окажутся дешевле, чем на такси.

    Пока что искусственный интеллект слишком уязвим и непредсказуем. Его можно обмануть или сбить с толку.

    Единственный способ его усовершенствовать — больше тестировать. Чем активнее этим будут заниматься компании, тем скорее машины с полностью автономным управлением войдут в обиход.

    Автономия. Как появился автомобиль без водителя и что это значит для нашего будущего

    Издательство «Бомбора» представляет книгу Лоуренса Бернса и Кристофера Шулгана «Автономия. Как появился автомобиль без водителя и что это значит для нашего будущего» (перевод Константина Вантуха).

    Книга Лоуренса Бернса и Кристофера Шулгана — история людей, поверивших в транспорт без водителя и воплотивших свою мечту в жизнь. Беспилотные автомобили — давно уже не плод воображения фантастов, но наша реальность. Мы стоим на пороге технологической революции, и совсем скоро не будет необходимости иметь личный транспорт. В будущем машины без водителей имеют все шансы вытеснить классические автомобили, управляемые людьми. Авторы книги предсказывают, что скоро привычные нам машины будут заменены на беспилотные двухместные капсулы, которые будут работать на электрической энергии. Не нужно будет покупать их: они будут доступны по принципу такси. Такая система позволит сократить аварийность на дорогах на 90 %, справиться с проблемой пробок, снизить экологическую нагрузку и избавить бывших автовладельцев от забот, связанных со страховкой, техническим обслуживанием, временной парковкой или долгосрочным хранением транспорта.

    Лоуренс Бернс — бывший вице-президент по исследованиям, планированию и разработке General Motors. Работая в этой корпорации, он изнутри увидел тупик автомобильной промышленности. После банкротства GM он покинул компанию и работал в командах, которые занимались созданием прототипов автономных машин. Сейчас Бернс — консультант Google по вопросам, связанным с созданием таких автомобилей.

    Предлагаем прочитать фрагмент книги.

    В транспортную революцию было вложено очень много денег и времени, и всё же ее наступление ни в коем случае не было гарантировано. Готовность автопроизводителей к крупным контрактам, если дело касалось беспилотных автомобилей, означала, что теперь Детройт приближает будущее совместно с Кремниевой долиной. Хотя Uber и Google не смогли договориться о совместной разработке, они объединили усилия и вместе с Uber, Lyft, Volvo и другими создали беспилотную Коалицию за безопасность движения (Self-Driving Coalition for Safer Streets), которая должна была лоббировать создание благоприятного юридического климата для испытаний и последующего развертывания нового вида транспорта.

    Статья в тему:  Каким компаниям принадлежат известные автомобильные марки

    Детройт, прежде тормозивший разработку самоуправляемого автомобиля, теперь объединил усилия с Google, чтобы ускорить работы, — и эту позицию разделяли другие организации, свидетельствовавшие совместно с Коалицией на слушаниях в NHTSA, включая «Матери против пьянства за рулем» (Mothers Against Drunk Driving) и группы, выступающие от лица инвалидов.

    Тем не менее энтузиазм относительно новой технологии разделяли не все. И кто стал бы обвинять их? Если мой прогноз верен, перемены затронут целые отрасли. В июне того года я выступал на конференции, организованной одним из крупнейших производителей оборудования для разведки и добычи нефти. Она проходила в исследовательском центре компании, и среди слушателей были первые лица отрасли. «Эта революция дает возможность в первый раз более чем за столетие не упоминать автомобиль, говоря об энергетике и окружающей среде», — заявил я перед ними.

    Автомобили в Америке потребляют свыше 180 млрд галлонов жидкого топлива в год, что соответствует примерно половине всей нефти, производимой в стране. Но ситуация должна измениться. По мере того как я произносил свой доклад, я видел, как аудитория постепенно осознает последствия сказанного мной. Лбы стали морщиться. Губы — складываться в гримасу недовольства. Нефтяников определенно беспокоило, что 80 % пробега автомобилей в США со временем будет приходиться на беспилотные автомобили, использующие аккумуляторы или другие альтернативные источники энергии.

    Таким образом, спрос на нефть для нужд транспорта в США может сократиться до одной пятой от нынешних показателей. Нечто подобное должно произойти и во всем остальном мире, когда бензин отступит под напором других источников энергии. На самом деле, нефтедобычу ожидала та же судьба, что постигла угольщиков в последние несколько десятилетий.

    Снижение спроса на нефть и газ в мире нейтрализует ОПЕК, сокращает влияние Венесуэлы и России и создает серьезные проблемы для тех частей Америки, экономика которых сильно зависит от нефтяной отрасли, — например, Техаса. Она может способствовать росту угрозы терроризма, пополнив ряды разочарованной и обозленной молодежи на не слишком богатом Ближнем Востоке. Если говорить серьезно, заинтересованность нефтяной промышленности в сохранении статус-кво в автомобилестроении может оказаться самой большой угрозой для транспортной революции. В конечном счете, нефтепромышленники получают огромные доходы только благодаря тому, что автомобиль нуждается в бензине. Например, в 2008 году, когда GM закончила год с убытком в 31 млрд долл., отчасти из-за роста цены на нефть и последовавшего за ним изменения структуры спроса, Exxon получила 45,22 млрд долл. годового дохода — больше, чем кто-либо за всю историю США.

    Статья в тему:  Ожидаемая премьера Lancia Voyager MY на автосалоне во Франкфурте 2013

    Как не ограниченная в деньгах компания может отреагировать на угрозу перехода на модель «транспорт как услуга»? Моему другу и коллеге Робби Даймонду приходилось проигрывать такие сценарии у себя в голове.

    Даймонд возглавляет SAFE, или Securing America’s Future Energy («За безопасную американскую энергетику будущего»), — неправительственную организацию, расположенную в Вашингтоне. Именно при ее поддержке Конгресс проголосовал за Закон об энергетической независимости и безопасности (Energy Independence and Security Act), впервые с 1975 года меняющий требования к экономии топлива в корпоративном секторе. Президент Джордж Буш-младший подписал его в 2007 году. Даймонду это удалось, поскольку он рассматривал топливную эффективность не только как вопрос экологии, но и как вопрос безопасности. И тем не менее автомобильная и нефтяная отрасли вели против него хорошо скоординированную лоббистскую кампанию. Урок, извлеченный им из той борьбы, состоял в том, что хорошо финансируемые группы лоббирования интересов в Вашингтоне способны уничтожать инициативы, казалось бы, безусловно выгодные населению в целом. Даймонд замечает: «В Вашингтоне гораздо проще остановить что-нибудь, чем запустить».

    Поддержка новых подходов к мобильности была для Даймонда частью борьбы за более рациональную, менее зависимую от нефти транспортную систему. Но у него есть и личная причина. У его десятилетней дочери ноги разной длины и нарушена подвижность их суставов. Он хочет вывести самоуправляемые автомобили на дороги ради нее и 5 млн американцев, лишенных возможности водить машину из-за болезни или инвалидности, причем это число включает в себя 1,5 млн слепых.

    «Сейчас транспортный сектор полностью зависит от нефти, — говорит Даймонд. — Она представляет собой главный товар в мире. Но если произойдет транспортная революция, всё изменится».

    Есть еще одна причина стремиться к ней: с каждым днем на американских дорогах погибает всё больше людей, несмотря на все наши старания. Данные за 2016 год говорят о 37 461 погибшем. Это на 3,5 % больше, чем в предыдущем году. До недавнего времени количество смертей на дорогах снижалось, и эта тенденция сохранялась на протяжении последних пятидесяти лет. Так проявляло себя совершенствование средств безопасности. Объяснить недавний рост можно разными способами. Важным фактором, например, являются соблазны, порожденные повсеместным распространением смартфона. Слишком легко и просто поглядывать на экран гаджета каждый раз, услышав сигнал о новом сообщении, будь ты за рулем или нет.

    Именно поэтому переход к самоуправляемому автомобилю может предотвратить эти смерти, поскольку управление им будет передано компьютерной программе, способностями не уступающей лучшему водителю в мире. Достаточно вспомнить, что произошло после первой аварии, в которой оказалась виновата машина технологии Chauffeur. Это случилось 14 февраля 2016 года, и к тому моменту коллектив Урмсона успел записать на свой счет почти 7 лет и 1,45 млн миль безаварийного пробега по дорогам общего пользования — невероятно высокий показатель.

    Авария произошла на пересечении Эль-Камино и улицы Кастро в Маунтин-Вью, неподалеку от штаб-квартиры Google. В этом месте Эль-Камино насчитывает по три полосы в каждую сторону, разделенные зелеными насаждениями. Особенность Эль-Камино — широкие крайние правые полосы, вмещающие по две машины борт о борт. В тот день один из переоборудованных Lexus двигался по Эль-Камино на восток в сторону Кастро. Он занял место в правой полосе ближе к обочине и включил указатель поворота, готовясь съехать на Кастро в северном направлении. На его пути оказались мешки с песком, ограждавшие ливневую канализацию.

    Статья в тему:  Всегда мечтали о крутом автомобиле из фильма? Ваши мечты осуществимы

    Из-за мешков Lexus не мог двигаться прямо, объехать препятствие ему мешали нагнавшие его машины слева в той же полосе. Поэтому автопилот принял решение остановиться и ждать зеленого сигнала светофора, давая другим машинам уехать. Как раз в то время, когда Lexus начал движение, объезжая мешки, сзади его нагнал междугородный автобус. Программное обеспечение решило, что он остановится — в конце концов, Lexus ясно демонстрировал свое намерение объехать препятствие. Живой водитель, всё это время находившийся за рулем Lexus для подстраховки, тоже был уверен, что автобус должен остановиться.

    Но тот не остановился, и Lexus расцарапал ему борт. Никто не пострадал, поскольку скорость Lexus едва ли превышала 3 км в час, но у него самого оказались повреждены левое переднее крыло, колесо и датчик. То же самое могло произойти с машиной с человеком за рулем. В таком случае водитель, скорее всего, отнес бы происшествие на счет невезения и забыл бы о нем. Chauffeur не стала так легко успокаиваться, инженеры приняли меры к тому, чтобы подобное не повторилось. В общей сложности они внесли 3200 изменений в программное обеспечение, и оно было загружено на все задействованные в проекте автомобили.

    Аналогичный процесс имел место каждый раз в случае недопустимого поведения самоуправляемой машины. Именно поэтому программное обеспечения Chauffeur постепенно вышло на очень высокий уровень качества. Например, в 2017 году Uber сообщил, что его водители-испытатели отключали автопилот примерно один раз за милю. Сравнивать компании по частоте отключений — лукавое занятие, потому что неизвестны дорожные условия: так, в городе человек берет управление на себя значительно чаще, чем на загородной трассе. И тем не менее в том же месяце у Waymo один случай перехода на ручное управление приходился на 8968 миль пробега, то есть их программное обеспечение было в 8968 раз надежнее, чем в Uber.

    Самоуправляемые автомобили становились всё безопаснее, настоящее столпотворение из желающих войти в отрасль продолжалось — всё это заставляло меня верить, что транспортная революция, о которой я так долго говорил, наконец совершится. Что недалек тот день, когда мы отправим понятие автомобильной аварии на свалку истории. Именно тогда произошла первая авария с Tesla, и весной-летом 2016 года стало казаться, что на свалке истории, напротив, место идеям о неизбежности радикальных преобразований в транспорте.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: