0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автомобильный рынок России: результаты 2015 года и перспективы развития

Содержание

Автомобильный рынок России 2015. Итоги и прогнозы

Осталось менее двух месяцев до конца 2015 года и уже можно подвести некоторые предварительные итоги.

Оценка рынка

Согласно оценке отдела аналитики «АВТОСТАТ», продажи новых легковых автомобилей (без учета LCV) по итогам 2015 года составят порядка 1,5 млн шт., что на 37% ниже результатов 2014 года.

Рынок коммерческих автомобилей по итогам года упадет еще сильнее. По нашей оценке, в сегменте легких коммерческих автомобилей (LCV) за 2015 год будет продано порядка 105 тысяч машин, что на 31% меньше результата 2014 года. Суммарный объем продаж грузовиков (CV+HCV) сократится почти на 43% до 50 тысяч единиц.

Рынок легковых автомобилей с пробегом по итогам 2015 года, согласно оценке «АВТОСТАТ», составит 5 млн шт., что на 18% ниже объемов 2014 года.

Тенденции и тренды

Нестабильность экономики, начавшаяся еще в 2014 году, продолжала определять состояние рынка весь 2015 год. Уходящий год был отмечен перманентным изменением цен на автомобили — в сторону увеличения. Средневзвешенная цена автомобиля за 9 месяцев текущего года составила 1169 тысяч рублей, что на 18% выше аналогичного показателя прошлого года.

Существенную поддержку рынку оказали государственные программы, обеспечив, по данным Минпромторга, порядка 38% продаж. По итогам девяти месяцев 2015 года объем продаж в рамках программ стимулирования спроса – программы обновления парка, льготного автокредитования и льготного лизинга – составил 453,6 тысячи автомобилей.

Однако до конца года отрицательная динамика рынка будет усиливаться. Программы поддержки автопрома заканчиваются, потребительский настрой снижается. Производители проводят различные акции по стимулированию спроса, но цены уже не настолько привлекательны, как в начале этого года.

Статья в тему:  Все о двигателях в автомобилях Skoda 2019 года

Прогноз на 2016 год

2016 год будет не менее трудным для всех участников рынка, чем 2015-й. В январе-феврале продажи новых легковых автомобилей не будут превышать 100 тысяч в месяц. Даже при самом благоприятном развитии ситуации продажи новых легковых автомобилей в 2016 году не превысят 1,6 млн штук, а если события будут складываться по негативному сценарию, можно ожидать падение продаж до 1,3 млн. Рынок будет зависеть от того, сохранятся ли государственные программы поддержки.

Аналогичная ситуация сложится на рынке легких коммерческих автомобилей (LCV) и грузовых автомобилей (HCV) – они тоже во многом будут зависеть от господдержки. Эксперты «АВТОСТАТ» прогнозируют, что в 2016 год россияне приобретут в собственность не более 90-100 тысяч легких коммерческих автомобилей. По объему рынка грузовых автомобилей – речь идет об объеме в 47-55 тысяч.

Не исключено, что часть покупателей новых автомобилей переориентируется в сторону автомобилей с пробегом. Объем рынка подержанных легковых автомобилей в 2016 году, согласно прогнозу «АВТОСТАТ», составит 4,8-5,5 млн штук.

Автомобильный рынок России: результаты 2015 года и перспективы развития

Статистика продаж новых и подержанных автомобилей.

По данным международного агентства PricewaterhouseCoopers в 2016 году рынок легковых автомобилей в России упадет на 14 процентов. Прогнозируется, что в этом году в РФ будет продано всего 1,1 млн. автомобилей. Но это в том случае если цены на нефть останутся на том же уровне (30-35 долларов) и экономика России больше не испытает каких-либо шоков из-за очередного обвала цен на нефть.

В случае если стоимость нефти продолжит свое падение, то ситуация может стать катастрофической и тогда продажи автомобилей будут гораздо хуже. Также агентство составило и оптимистичный прогноз в случае улучшения экономической ситуации в стране в связи с ростом биржевых котировок на нефть до 50 долларов. В этом случае ожидается что продажи автомобилей в РФ упадут всего на 10 процентов (при этом сценарии продажи могут составить 1,2 млн. автомобилей.

Стоит отметить, что про прогнозам экономистов агентства PricewaterhouseCoopers восстановление автомобильного рынка в России до уровня 2012 года возможно только в течении 7 лет.

Предлагаем вам ключевые выводы агенства PricewaterhouseCoopers, по мнению, которого как может выглядеть авторынок России в текущем году, а также предлагаем вам итоговую подробную статистику автомобильного рынка РФ 2015 года.

Что будет с авторынком в 2016 году?

Согласно проведенному анализу компания PricewaterhouseCoopers акцентирует внимание на следующих факторах:

В 2016 году Правительство РФ планирует на весь текущий год оставить программы стимулирования спроса на новые автомобили и госпрограммы поддержки автопроизводителей. Прогнозируется, что в рамках поддержки Отечественного авторынка может быть продано примерно 620,000 автомобилей.

2015 год отметился крупнейшим падением авторынка в России. Многие автомобильные компании потерпели крупнейшие убытки. Но, тем не менее, с этим шоком удалось справиться многим дилерам, благодаря адаптации к новым реалиям в стране. Например, многие дилеры сделали ставку на продажу поддержанных автомобилей, рынок которых в 2015 году в денежном выражении превысил размер рынка новых автомобилей.

Статья в тему:  Chrysler 200 и 300 на автосалоне в Чикаго 2016

Вместе с продажами новых легковых автомобилей авторынок России переживает тяжелый спад продаж легких коммерческих и грузовых автомобилей. Конечно, это связано с общей экономической ситуацией в стране. Весь 2015 год деловая активность малого и среднего бизнеса существенно снижалась. К сожалению, надеяться на восстановление активности в бизнесе не стоит. Поэтому в 2016 году рынок коммерческого транспорта вряд ли восстановиться.

Ключевые итоги авторынка в России в 2015 году

Главная причина падения авторынка, это макроэкономическая ситуация в стране. Напомним, что продажи новых автомобилей в 2015 году сократились на 45 процентов. Больше всего падение коснулось автомобилей, которые импортируются в Россию. Уровень продаж локализованных иномарок (зарубежные автомобили, производимые на территории России) упали на 45 процентов. Лучше всего себя чувствовали Отечественные автомобильные марки. Так согласно статистике продаж транспортных средств в 2015 году, продажи Отечественных автомобильных компаний по сравнению с 2014 годом упали на 37 процентов.

Падение продаж также связано не только с падением доходов населения и спадом экономической активности коммерческих компаний, но, а также в связи с существенным ростом стоимости новых автомобилей. Так средняя стоимость нового автомобиля увеличилась на 22 процента. В рублевом выражении, несмотря на рост цен, авторынок России упал на 22 процента. То есть совокупная выручка всех автодилеров, несмотря на существенный рост цен, упала на 22 процента.

Стоит отметить такие автомобильные марки, как Lada, UAZ, KIA, Hyundai, Mercedes-Benz, BMW, Audi и Lexus, в сложных экономических условиях невероятным образом удалось увеличить долю на рынке.

Кстати хотели бы отметить, что падение рынка было бы еще катастрофическим, если Правительство РФ не проводила бы государственных программ по поддержке рынка. Например, по программе льготного кредитования в 2015 году было продано 560,000 автомобилей. По данным аналитического агентства государство на поддержку авторынка потратила 43 млрд. рублей.

Автомобильные продажи в мире (2015 год)

Авторынки России, Бразилии и Японии продемонстрировали падение в 2015 году.

На рынках США, Западной Европы, Китая и Индии наблюдался рост. Этот рост связан с высокой потребительской активностью населения и коммерческих предприятий.

Рынок Китая:

Продажи новых автомобилей (легковых) в Китае впервые в истории страны превысили 20,000,000 штук. Однако стоит отметить, что темпы роста существенно замедлились. Так по итогу 2015 года рынок в Китае вырос всего на 7 процентов, когда как в 2014 году рост авторынка составлял 10 процентов. В 2013 году рост был еще больше (15,7 процентов). Это замедление напрямую связано с замедлением экономического роста Китая по итогу 2015 года.

Рынок США

Рынок США удивлял экономистов весь 2015 год. Так по итогу прошлого года авторынок Америки установил 15-летний рекорд продаж (было продано 17 млн. автомобилей). Существенный рост продаж связан с низкой стоимостью топлива, низкими процентными ставками ФРС США и положительной динамикой ВВП Америки.

Рынок Европы: Германия, Великобритания, Франция, Италия, Испания

Также 2015 год стал для автомобильного рынка Европы положительным периодом. Германия по-прежнему остается лидером по продажам новых транспортных средств. Второе место по объему продаж занимает Великобритания. Третье место по итогу прошлого года заняла Франция. Самый большой прирост продаж продемонстрировали такие страны как Италия (+16 процентов) и Испания (+41 процент).

Статья в тему:  По улицам Финляндии ездил горящий автомобиль без водителя

Рынок Индии

В Индии 2015 год стал также успехом на мировом авторынке. Так по итогу ушедшего года продажи новых автомобилей увеличились в стране на 8 процентов. Этому способствовали низкие цены на топливо, низкие процентные ставки по кредитованию и рост доходов населения.

Причины падение Российского авторынка

*нажмите для увеличения

Ухудшение макроэкономической конъюнктуры стало одной из главных причин падения российского авторынка

Результаты продаж новых легковых автомобилей в России в 2015 году

*нажмите для увеличения

Средняя стоимость нового автомобиля в России по итогу 2015 года выросла на 22 процента.

*нажмите для увеличения

В 2015 году на Российском авторынке наблюдался перекос между продажами новых автомобилей и количеством регистрации новых автомобилей в органах ГИБДД. Так в 2015 году в России было продано на 200 тыс. автомобилей больше, чем зарегистрировано в органах Госавтоинспекции.

В первую очередь это связано с покупателями новых автомобилей из других стран. Так в 2015 году в Россию массово стали приезжать жители Казахстана, Белоруссии и Европы, для того чтобы приобрести новые автомобили. Дело в том, что из-за резкого обесценивания рубля по отношению к другим валютам, стоимость новых автомобилей в РФ стала значительно ниже, чем в других странах.

*нажмите для увеличения

Реализуемые меры господдержки помогли замедлить падение авторынка с мая в 2015 году

*нажмите для увеличения

Всего в рамках 3 основных программ стимулирования спроса было продано около 560 тыс. автомобилей

Среди брендов, которым удалось увеличить рыночную долю в 2015 году, – российские и корейские бренды, а также немецкие и японские премиальные бренды

*нажмите для увеличения

Уход некоторых брендов с российского рынка и реструктуризация бизнеса привели к перераспределению долей рынка между остальными участниками.

Поддержка автомобильного рынка в России в 2016 году

*нажмите для увеличения

В 2016 году Правительство Российской Федерации планирует весь текущий период поддерживать автомобильный рынок России за счет Государственных программ по стимулированию спроса и производства.

Прогноз авторынка России до 2022 года

*нажмите для увеличения

По данным агентства PricewaterhouseCoopers, при текущих низких ценах на нефть восстановление Российского рынка автомобилей может растянуться на 7 лет. Причем как отмечают специалисты восстановление при низких ценах на энергоресурсы в течение 7 лет произойдет только на уровень 2012 года.

Рынок поддержанных автомобилей в 2016 года и в будущем

*нажмите для увеличения

В связи со сложной экономической ситуацией в России и падением доходов населения, в ближайшие годы все надежды остаются только на рынок подержанных автомобилей. Обратите внимание, что по итогу 2015 года рынок новых автомобилей упал на 45 процентов, когда как рынок б/у машин упал только на 19 процентов.

Самые продаваемые автомобили на подержанном рынке в России

*нажмите для увеличения

На нашем б/у рынке автомобилей лидерами продаж являются компании Тойота и Лада. По данным аналитиков доля продаж автомобилей этих марок на подержанном рынке в РФ составляет 40 процентов.

Параметры типичной сделки на рынке автомобилей с пробегом около 100,000 километров

*нажмите для увеличения

(средняя стоимость машины примерно 370,000 рублей)

Статья в тему:  В электрических автомобилях не нужно менять тормозные колодки: правда или миф?

Прогноз восстановления рынка подержанных автомобилей на 2016 год и будущие годы

Как и для рынка новых автомобилей аналитики PwC сделали прогноз восстановления рынка б/у автомобилей в ближайшей перспективе. Так есть два сценария событий. Это оптимистичный сценарий, в случае если цены на нефть начнут расти, а также пессимистичный сценарий, при котором учитываются низкие цены на энергоресурсы. Так по данным аналитиков рынок подержанных автомобилей при росте цен на нефть восстановиться до уровня 2014 года только в течение 4 лет .

Рынок легковых автомобилей в России. Итоги 2015 года, тенденции и перспективы

В отчете «Рынок легковых автомобилей в России. Итоги 2015 года, тенденции и перспективы» подробно приводится статистика продаж легковых автомобилей в прошлом году, показывается их динамика и структура, рассчитывается емкость рынка, рассматриваются ценовые параметры, сегментация и др. Отдельными страницами отчета представлены итоги продажа автомобилей в Европе, динамика и структура импорта легковых машин в РФ, а также указаны лидеры рынка по классам. Кроме того, особое внимание уделено тенденциям и перспективам рынка легковых автомобилей, о чем можно узнать, ознакомившись с прогнозом его развития на ближайшие годы. Также обращаем ваше внимание на то, что в отчете наглядно приводятся итоги продаж каждого участника российского рынка, а именно: динамика за последние несколько лет, модельная структура, ежемесячная реализация.

По итогам 2015 года продажи новых легковых автомобилей в России составили почти 1,5 млн экземпляров, что на 36,2% меньше показателя годичной давности. Несмотря на продолжающееся снижение объемов продаж (-30,5%), самыми востребованными в России по-прежнему остаются автомобили LADA, которых было реализовано в количестве более 260 тысяч машин. Далее с небольшим отставанием друг от друга следуют корейские производители KIA (-16,4%) и Hyundai (-10,3%), реализация каждого из которых превысила 160 тысяч единиц.

За отчетный период в нашу страну юридическими лицами было ввезено 300 тысяч легковых автомобилей, что в два раза меньше, чем год назад. Таким образом, в Россию ежемесячно импортировалось в среднем 25 тысяч машин. В этом году в структуре импорта автомобилей на долю новых машин пришлось менее 98% от общего объема. При этом в лидерах здесь значатся японская Toyota, немецкий Mercedes-Benz, а также корейский Hyundai, которым принадлежит почти половина всего импорта.

По расчетам аналитического агентства «АВТОСТАТ», в 2015 году средневзвешенная цена одного условного легкового автомобиля на российском рынке составила 1,2 млн рублей, увеличившись за год на 200,3 тыс. руб. Динамика изменения составила 20,1%.

Маркетинговый отчет «Рынок легковых автомобилей в России. Итоги 2015 года, тенденции и перспективы» подготовлен методом кабинетного исследования. Основными источниками информации являются данные АЕБ, ФТС, АСЕА, а также собственные базы данных и информация, полученная в компаниях-участниках рынка. Вся информация, представленная в отчете, четко структурирована и собрана в таблицы. Каждая тема проиллюстрирована графиками и диаграммами. Более оперативная оценка ситуации по ряду основных параметров содержится в наших ежемесячных обзорах российского рынка.

Рынок легковых автомобилей в Европе
Марочная структура рынка России
Модельная структура рынка России
Динамика продаж легковых автомобилей
Ценовые параметры рынка
Емкость рынка
Выручка от продажи автомобилей по брендам
Ценовая сегментация рынка
Лидеры продаж по классам
Сегментация рынка
Региональная структура продаж иномарок
Динамика импорта легковых автомобилей
Структура импорта легковых автомобилей
Динамика и емкость рынка автокредитования
Прогноз развития автомобильного рынка РФ

Статья в тему:  Краш-тесты Mitsubishi Lancer

Продажи легковых автомобилей в 2015 году по брендам

Audi
BMW
Cadillac
Chery
Chevrolet
Citroen
Daewoo
Ford
Geely
Great Wall
Honda
Hyundai
Infiniti
Jeep
KIA
LADA
Land Rover
Lexus
Lifan
Mazda
Mercedes-Benz
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Porsche
Renault
Skoda
SsangYong
Subaru
Suzuki
Toyota
UAZ
Volkswagen
Volvo
Прочие марки

Тенденции автомобильного рынка РФ Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстова А.З., Мусоян М.М.

Проанализировано состояние современного автомобильного рынка РФ. Выявлены условия и факторы, влияющие на его функционирование. Оценены перспективы функционирования субъектов российского авторынка в условиях текущего и прогнозируемого сокращения объемов продаж.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Толстова А.З., Мусоян М.М.

Текст научной работы на тему «Тенденции автомобильного рынка РФ»

- Research, development or acquisition of necessary information resources and information systems of innovation.

— Training, education, retraining and special methods of recruiting the staff which are necessary to carry out R&D.

— Handling of work or acquisition of the necessary documentation for licensing, patenting, the acquisition of know-how.

— Organizing and conducting marketing research to promote innovation, etc. [5].

Economic aspects of development of innovative activity are constantly in the focus of many researchers and practitioners. Many-sidedness of the innovation process gave rise to a variety of approaches to the definition of innovation as well as the theoretical foundations of innovative entrepreneurship. However, some problems of development and innovation activity insufficiently investigated, especially the issues of formation of effective organizational and economic mechanism in the new stage of transformational change. Thus, the inherent theoretical and methodological foundations of innovation require further development and generalization.

1. Strategy of Industrial — Innovative Development of Kazakhstan till 2015 (approved by the Decree of the President of the Republic of Kazakhstan, № 1096 from 17.05.2003, the).

2. State program of industrial-innovative development of Kazakhstan for 2015-2019 (Approved by Decree of the President of the Republic of Kazakhstan, № 874 from 01.08.2014).

3. Mukasheva C. Analysis of the innovative capacity of enterprises in the Republic of Kazakhstan // Bulletin KazNU. — 2011. — № 2 (84). — P. 6-11.

4. Ismailov R. innovative model of industrial development of Kazakhstan: abstract Doctor of Economics: 08.00.05 — Astana, 2009 — 50 p.

5. Abdykerova G.J. Innovation activity in Kazakhstan at the present stage and prospects of its development // Herald East Regional. — 2012. — № 3. — C. 73-80.

ТЕНДЕНЦИИ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА РФ

© Толстова А.З.*, Мусоян М.М.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар Филиал Кубанского государственного университета, г. Новороссийск

Статья в тему:  К 2026 году АвтоВАЗ расширит модельную линейку до 13 моделей

Проанализировано состояние современного автомобильного рынка РФ. Выявлены условия и факторы, влияющие на его функционирова-

* Доцент кафедры Мировой экономики и менеджмента Кубанского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент.

* Студент бакалавриата «Экономика» кафедры Информатики и математики Филиала Кубанского государственного университета.

ние. Оценены перспективы функционирования субъектов российского авторынка в условиях текущего и прогнозируемого сокращения объемов продаж.

Ключевые слова: автомобильный рынок, дилер, автомобиль, объем продаж, спад, льготное кредитование, утилизация.

Развитие современной отечественной экономики осложнено напряженной геополитической ситуацией [9, 18], снижением темпов роста промышленного производства, ростом инфляции [11], сильным ослаблением рубля по отношению к другим валютам, падением мировых цен на нефть [12], оттоком капитала [2], ухудшением положения финансовых и кредитных институтов, снижением реальных располагаемых доходов населения [17].

Достаточно сложным является положение рынков потребительских товаров, и прежде всего товаров долгосрочного использования, спрос на которые характеризуется высокой эластичностью [2, 14]. Наиболее сложная ситуация в настоящее время сформировалась на рынке легковых автомобилей. В начале 2014 года эксперты опасались давать точные прогнозы на весь год в виду осложнения политической ситуации. 2014 год был непростым и достаточно противоречивым для автомобильной индустрии. Динамику автомобильного рынка России в 2014 году определяло множество факторов, некоторые из которых будут оказывать существенное влияние на развитие рынка и в перспективе [13]. По результатам 2014 года продажи легковых автомобилей в России снизились на 10 % в количественном выражении (табл. 1). В долларовом выражении рынок сократился на 16 %, в то время как в рублевом выражении вырос на 2 %. Существенное влияние на авторынок оказывала неопределенность геополитической ситуации, ослабление курса рубля, повышение цен на автомобили и ставок по автокредитам.

В динамике рынка в 2014 г. можно выделить 3 этапа:

— замедление рынка в 1 квартале в связи с окончанием программы льготного автокредитования [1];

— падение продаж в середине года вследствие неопределенности, связанной с введением санкций и ухудшением политических отношений с рядом стран [7];

— ажиотажный спрос на новые автомобили в 4 квартале 2014 года на фоне обесценения рубля и ожидаемого повышения цен [11].

Среди стран Европы Россия единственный рынок, который продемонстрировал в 2014 году отрицательный тренд в продажах легковых машин. Несмотря на это, мы по-прежнему находимся на втором месте по объему продаж новых автомобилей. На первом месте Германия (3,04 млн. авто, рост

3 %), на третьем — Великобритания (2,48 млн. авто, рост 9 %), на четвертом -Франция (1,8 млн. авто, рост 0 %), на пятом — Италия (1,36 млн. авто, рост

4 %), на шестом — Испания (0,86 млн. авто, рост 18 %).

Результаты продаж легковых автомобилей в РФ в 2014 году [4]

Категории легковых автомобилей Продажи, тыс. шт. Продажи, млрд. долл.

Январь-декабрь 2014 г. Январь-декабрь 2013 г. Изменение, % Январь-декабрь 2014 г. Январь-декабрь 2013 г. Изменение, %

Отечественные марки 410 480 -15 4,4 5,9 -25

Иномарки российского производства 1280 1310 -2 30,6 34,6 -12

Импорт новых автомобилей 650 810 -20 23,2 28,5 -19

ВСЕГО 2340 2600 -10 58,2 69,0 -16

Поддержку рынку оказывали продажи японских и премиальных брендов, в то время как продажи сегмента недорогих автомобилей сокращались.

Статья в тему:  Автогонщик Кен Блок показал, как обучает дрифту свою дочь

В настоящее время ситуация на авторынке в России ухудшается. Для спасения ситуации Премьер министр РФ подписал постановление о продлении программы утилизации автомобилей на 2015 г. Программа уже дважды доказала свою эффективность и поддержала продажи тех предприятий, которые собирают свои машины в России, поэтому есть смысл продолжать ее и в этом году. Обсуждается также и вопрос субсидирования покупки новых автомобилей. Разрабатываются и другие программы. Остается надеяться, что все эти меры дадут хоть какой-то результат. Потому что предприятий, собирающих машины в России, уже становится меньше.

Потребительские настроения сегодня заметно отличаются от предыдущего кризиса в негативную сторону: в обществе есть понимание того, что нынешние экономические трудности — это надолго, и даже с государственной поддержкой покупка автомобиля в таких условиях остается дорогостоящей тратой, которую можно отложить до лучших времен [11]. В 2014 году в России было продано всего 2,491 млн. автомобилей (рис. 1), российский автомобильный рынок снизился на 10,3 %.

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта (ЪСУ) в России за февраль 2015 года упали в годовом исчислении на 37,9 %. Это абсолютный рекорд: ранее худшим для российского автопрома считался август 2014 года, когда продажи сократились на 25,8 %.

По данным АЕБ, в январе в России было продано 115,4 тыс. легковых машин и LCV — это на 24,4 % меньше, чем за предыдущий январь. Но по данным первичной регистрации ГИБДД продажи упали примерно на 38 %, до 95-97 тыс. штук (РБК писал об этом 3 марта). За февраль 2015 года россияне купили всего 128,3 тыс. машин — на 78,3 тыс. меньше, чем в феврале 2014 года, сообщает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Первая половина 2015 года будет особенно сложной для продавцов и производителей новых машин. И связано это, прежде всего с «перетекшим» на конец прошлого года спросом. Лучше всего в этих непростых условиях будут чувст-

вовать себя продавцы небольших внедорожников. Совокупная доля продаж этого класса автомобилей превышает 36 %. Хуже всего будут показатели продаж у малолитражных автомобилей.

2.583 2.653 ? ¿91 прогноз

1.897 1 915 1 Я9П

?0Г)Л 7ПП7 ?ГШ 7ПП9 7П1П 7(111 7(11? 7П13 70U 7П15

Рис. 1. Объемы продаж в РФ легковых и легких коммерческих автомобилей,

Сейчас автомобильный рынок входит в фазу резкого замедления. Специалисты рынка сходятся на том, что в течении нескольких следующих месяцев будет происходить падение продаж автомобилей, которое летом может ускориться. Замедление динамики падения продаж возможно во вто-ром-третьем квартале, если в дополнение государственной программе утилизации и trade-in будет запущена программа льготного автокредитования.

В настоящее время лидером на российском авторынке пока остается АвтоВАЗ [15], однако в феврале 2015 года продажи автомобилей Lada в годовом исчислении упали на 23 %. Всего в феврале россияне купили 23 тыс. 639 автомобилей Lada. Это лишь чуть больше, чем машин, продающихся под брендами Hyundai и Kia: первых за месяц в России было продано 13 тыс. 233 штуки (на 5 % меньше, чем годом ранее), а вторых — 12 тыс. 563 штуки (-6 %). Продажи двух других участников топ-5 упали почти вдвое: Nissan сократила их на 45 % (до 9,447 тыс. штук), а Renault — на 46 % (до 9,1 тыс.).

Статья в тему:  Краш- тест Mercedes- Benz R class (2006- 2012)

Главными аутсайдерами стали такие бренды, как Honda, Opel, Peugeot, Citroen и Ford. Продажи автомобилей Honda рухнули сразу в десять раз — с 2484 штук в феврале 2014 года до 252 машин в феврале 2015 года. Немногим лучше оказались результаты остальных «мэтров»: месячные продажи Opel упали на 86 % (с 6,61 тыс. до 912 штук), Peugeot — на 84 % (с 2354 до 377), Citroen — на 83 % (с 2192 до 380), Ford — на 78 % (с 6306 до 1399). Вдвое и более в августе сократились продажи автомобилей SEAT (-98 %), Suzuki и Chery (-76 %), SsangYong (-72 %), Daewoo (-64 %), Mitsubishi (-51 %). Нарастить продажи из числа входящих теперь в топ-10 марок смогли только Mercedes-Benz (+18 %) и BMW (+6 %). В низах рейтинга самых продаваемых марок прирост продаж был отмечен у Lexus (+11 %), Porsche (+119 %), Smart (+60 %) и Isuzu (+1380 %).

Самой популярной у россиян моделью авто остается Lada Granta, в феврале их было продано 10 тыс. 583 единицы (в августе прошлого года — 11 тыс. 280). На втором месте оказалась Hyundai Solaris, продажи которой сократились с 8,66 тыс. до 8 тысяч и одной машины. Kia New Rio, которая осталась на третьем месте, сумела нарастить продажи до 6 тыс. 59 машин (+185 штук). Из десяти лидеров продаж новых легковых автомобилей девять — местного производства. Сильнее других (более чем на 60 %) упали продажи Renault Duster — вместо 7,5 тыс., как было годом ранее, в феврале 2015 года их продали менее 3 тыс.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ближайшее время экономическая ситуация на автомобильном рынке вряд ли стабилизируется. Начавшийся новый этап падения курса рубля негативно отразится на состоянии продаж автомобилей на внутреннем рынке. Небольшой подъем рынка, по мнению аналитиков, следует ожидать во второй половине года, а окончательную реанимацию продаж — не ранее 2016 года. При этом их основной прогноз на 2015 год сводится к тому, что рынок ждет падение продаж автомобилей в диапазоне 20-25 %.

1. Бубнов Ю.В., Кизим А.А., Старкова Н.О. Анализ мирового рынка легковых автомобилей // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2013. -№ 88. — С. 680-691.

2. Козырь Н.С. Реструктуризация бизнеса и оценка его стоимости // Наука и экономика. — 2010. — № 2. — С. 95-99.

3. Коренькова Л.В., Козырь Н.С. Основные проблемы российской металлургической промышленности // Актуальные вопросы экономических наук. — 2014. — № 39. — С. 107-112.

4. Литвиненко С. Автомобильный рынок России: результаты 2014 года и перспективы развития [Электронный ресурс] / pwc.com. — Режим доступа: http://www.pwc.ru/ru_RU/ru/automotive/publications/assets/201502_pwc_autom otive_press-briefing_final.pdf.

5. Никулина О.В., Ладыгина Е.И. Системы качества как основа успешного бизнеса // Качество. Инновации. Образование. — 2013. — №2 (93). — С. 50-55.

6. Никулина О.В., Савинова Д.В. Развитие инновационных методов продвижения в стратегии современных компаний // Экономика: теория и практика. — 2012. — № 4 (28). — С. 20-26.

Статья в тему:  Ожидаемая премьера Hyundai i30 на автосалоне в Париже 2014

7. Старкова Н.О. Перспектива интеграции России с ЕС // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2010. -№ 32. — С. 63-71.

8. Старков И.С., Старкова Н.О. Моделирование процесса управления изменениями в информационной системе предприятия // Вестник Ростов-

ского государственного экономического университета (РИНХ). — 2008. -№ 25. — С. 153-157.

9. Старкова Н.О., Рзун И.Г., Коновалова Е.В. Обзор основных направлений российско-китайского сотрудничества // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 3. — С. 46-50.

10. Старкова Н.О., Балануца Е.С. Экономическое сотрудничество РФ и КНР // Проблемы современной экономики. — 2015. — № 23. — С. 43-47.

11. Старкова Н.О., Рзун И.Г., Аверина А.В. Инфляция на потребительском рынке России. Оценка тенденций и перспектив // Актуальные вопросы экономических наук. — 2014. — № 41-1. — С. 168-173.

12. Старкова Н.О., Рзун И.Г., Польшикова К.С. Рынок автомобильного топлива России. Тенденции, перспективы, прогноз // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 22-2. — С. 191-197.

13. Шевченко И.В., Симонян С.М. Анализ структуры российско-китайского товарооборота в 2014 г. // Экономика устойчивого развития: научный журнал. — № 4 (20). — С. 241-246.

14. Шевченко И.В., Коробейникова М.С. Новые интегрированные структуры как инновационные формы развития российской экономики: теория и практика // Экономика: теория и практика. — 2014. — № 3 (35). — С. 13-21.

15. Официальный сайт Ассоциации Европейского Бизнеса [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.aebrus.ru/ru/.

16. Российские автозаводы намерены удвоить экспорт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/1776075.

17. Титова С.С. Тенденции развития автомобильного рынка в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. — 2014. — № 10 (37). -С. 82-85.

18. Шевчик Е.В. Обеспечение финансовой безопасности автодилеров в современных условиях // Terra Economicus. — 2014. — Т. 12. — № 2-3. — С. 149-157.

КРИЗИС И ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ СЕГОДНЯ © Ушакова Н.А.*, Хурматуллина Н.М.4

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

Статья посвящена влиянию экономического кризиса на Российские железные дороги (РЖД). В статье приведены и проанализированы ряд статистических данных, отражающих состояние отрасли, с учетом ана-

* Доцент кафедры «Технология, организация и экономика строительства», кандидат экономических наук.

Автомобильный рынок России: итоги года и перспективы

В этой статье мы хотели бы подвести итоги, касающиеся ситуации на автомобильном рынке России в 2014 году, а также представить свое видение перспектив его развития. Напомним, наш прогноз развития российских отраслей, в том числе и рынка легковых автомобилей, основан на собственном прогнозе основных макроэкономических и демографических показателей, среди которых объем ВВП страны, численность ее населения, прогноз обменного курса рубля, а также уровень безработицы.

В прошлом году автомобильный рынок России столкнулся со значительным падением объемов продаж, которого не было с 2009 года. Так, по результатам исследования экспертов аудиторской компании PriceWaterhouseCoopers, рынок новых легковых автомобилей в России в 2014 году без учета легких коммерческих автомобилей упал по отношению к 2013 году на 10% в количественном выражении. Объем продаж в прошлом году сократился до 2 340 тыс. штук с 2 600 тыс. штук годом ранее. В том числе, объем продаж отечественных брендов снизился на 15% с 480 до 410 тыс. штук, объем продаж иномарок российского производства уменьшился на 2% с 1 310 до 1 280 тыс. штук, в то время как продажи новых импортных автомобилей упали на 20% с 810 до 650 тыс. штук.

Статья в тему:  Ожидаемая премьера Seat Leon Cupra на автосалоне в Женеве 2014

Эксперты связывают падение объемов продаж на автомобильном рынке с неопределенностью геополитической ситуации, ослаблением курса рубля, а также повышением цен на автомобили и ставок по автомобильным кредитам. По сути, данные факторы отражают общее макроэкономическое состояние в стране и учитываются в нашей модели в показателе ВВП на душу населения, выраженного в долларах США.

Показатель среднегодовой безработицы, заложенный в нашу прежнюю модель, отражал отрицательное влияние числа безработных на объем продаж новых легковых автомобилей: при росте уровня безработицы, объемы продаж автомобилей сокращались, и наоборот, при снижении среднегодового уровня безработицы, происходило увеличение объемов продаж. В 2014 году ежемесячные значения безработицы в России находились ниже соответствующих значений 2013 года, таким образом, среднегодовой уровень безработицы в 2014 году, по нашим оценкам, должен составить 5,2% в сравнении с 5,5% годом ранее, что, согласно модели, должно было вызвать некоторое укрепление объемов продаж.

В рамках планового уточнения моделей прогнозирования развития российских отраслей нами были обновлены прогнозы основных макроэкономических индикаторов России, а также была пересмотрена модель прогноза продаж новых легковых автомобилей в стране. Прежняя спецификация модели прогнозирования объема продаж, как уже отмечалось, предполагала зависимость этого показателя от величины ВВП России, выраженной в долларах США на человека, а также от среднегодового уровня безработицы в стране. Однако учет изменения уровня безработицы в прошлом году привел к искажению нашего прогноза продаж, в связи с чем нами была существенно снижена значимость среднегодового уровня безработицы как фактора, влияющего на объем продаж новых легковых автомобилей в России.

По прогнозу аналитиков PricewaterhouseCoopers, рынок легковых автомобилей в России в 2015 году сократится в базовом сценарии на 35%, до 1 520 тыс. штук. Оптимистический сценарий предполагает сокращение объема продаж на 25% до 1 750 тыс. штук. В числе ключевых факторов, которые, по мнению экспертов компании, будут определять развитие рынка автомобилей в России в текущем году, такие как геополитическая ситуация, цена на нефть, курс рубля по отношению к другим валютам, ситуация на рынке автокредитования, а также стимулирование рынка в форме государственной поддержки.

Мы же в своем прогнозе несколько более оптимистичны и ожидаем, что в текущем году предельным объемом падения отечественного авторынка является уровень 14%. В следующем году мы ожидаем возобновление роста авторынка, обусловленного, в первую очередь, укреплением рубля и ростом ВВП в долларовом выражении. По нашему мнению, рост рынка в 2016 году может составить порядка 16-17 процентов, и, соответственно, объем рынка может превысить значение 2014 года. Что же касается более длительного периода, мы ожидаем дальнейшего умеренного устойчивого восстановления рынка легковых автомобилей России на фоне роста экономики страны, а также улучшения ситуации с доступностью кредитования.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector