Автомобильный рынок России: результаты 2013 года и перспективы развития
Рынок легковых автомобилей в России. Итоги 2013 года, тенденции и перспективы
Посмотреть содержание
Рынок легковых автомобилей в Европе
Структура рынка России
Динамика продаж легковых автомобилей
Ценовые параметры рынка
Ёмкость рынка
Выручка от продажи автомобилей по брендам
Ценовая сегментация рынка
Лидеры продаж по классам
Сегментация рынка
Региональная структура продаж иномарок
Динамика импорта легковых автомобилей
Структура импорта легковых автомобилей
Динамика и емкость рынка автокредитования
Прогноз развития автомобильного рынка РФ
Продажи легковых автомобилей в 2013 году по маркам:
- Audi
- BMW
- Cadillac
- Chery
- Chevrolet
- Citroen
- Daewoo
- Fiat
- Ford
- Geely
- Great Wall
- Honda
- Hyundai
- Infiniti
- Jaguar
- Jeep
- KIA
- LADA
- Land Rover
- Lexus
- Lifan
- Mazda
- Mercedes-Benz
- MINI
- Mitsubishi
- Nissan
- Opel
- Peugeot
- Porsche
- Renault
- SEAT
- Skoda
- SsangYong
- Subaru
- Suzuki
- Toyota
- UAZ
- Volkswagen
- Volvo
- ZAZ
- Прочие марки
Приложение
Представляем вашему вниманию традиционный маркетинговый отчет «Рынок легковых автомобилей в России. Итоги 2013 года, тенденции и перспективы», подготовленный аналитическим агентством «АВТОСТАТ».
В этом отчете подробно приводится статистика продаж легковых автомобилей в прошлом году, показывается их динамика и структура, рассчитывается емкость рынка, дается его ценовая сегментация и ряд других параметров. В качестве отдельных страниц представлены итоги продаж автомобилей в Европе, динамика и структура импорта легковых машин в РФ, а также указаны лидеры рынка по классам. Кроме того, особое внимание уделено тенденциям и перспективам рынка легковых автомобилей, о чем можно узнать, ознакомившись с нашим прогнозом развития авторынка до 2018 года включительно. Также обращаем ваше внимание на то, что в отчете наглядно представлены итоги продаж каждого участника российского рынка, а именно: динамика за последние несколько лет, модельная структура, ежемесячная реализация.
Автомобильный рынок России: результаты 2013 года и перспективы развития
Статистика продаж новых и подержанных автомобилей.
Статистика показывает, что в течение 2014 года новые автомобили значительно подорожают, а это вызовет рост продаж подержанных автомобилей в нашей стране. Данный прогноз составляли эксперты международной компании PricewaterhouseCoopers. Таким образом и в соответствии с их мнением весь автомобильный рынок России в текущем году продолжит свое падение, которое по итогу всего года составит не менее 3-х процентов. Напомним нашим читателям, что согласно статистике продаж автомобилей за весь период 2013 года, автомобильный рынок в Российской Федерации просел на 5 процентов.
Главная причина в стагнации авторынка, это макроэкономическая ситуация в РФ, которая непосредственно связана с такими факторами как, падение доходов населения, ослабление самого рубля на международной арене и с многими другими составляющими. Это основные и главные факторы, которые скорее всего и приведут к существенному подорожанию новых автомобилей. Но все-же, как это непарадоксально, в этом есть один и положительный момент. Трудности на авторынке по продаже новых автомашин даст положительную тенденцию скачку цен на рынке подержанных автомобилей, который на данный момент находится в удручающем состоянии.
Большое количество автомобилистов на протяжении длительного времени не могут ни как продать свой б/у автомобиль, в связи с существенным падением спроса на такие автомашины. Эта негативная тенденция связана в первую очередь с тем, что людям всегда было выгодно покупать в основном новые машины. В этом году скорее всего мы увидим увеличение спроса на подержанные б/у автомобили, так как для многих автолюбителей новые автомобили станут просто не доступными в связи с их существенным удорожанием.
Наше интернет издание 1GAI.RU предлагает своим постоянным читателям ознакомиться с полным отчетом состояния сегодняшнего авторынка по новым и подержанным автомобилям по итогам 2013 года, а также с прогнозом компании PWC на 2014 год.
Все данные отчетов, которые представлены в нашем материале, принадлежат компании PricewaterhouseCoopers.
Результаты продаж новых легковых автомобилей в России в 2013 году.
Категории легковых автомобилей
Продажи, тыс. шт.
Продажи, млрд. долл. США
Янв-Дек 2013
Янв-Дек 2012
Изменение
Янв-Дек 2013
Янв-Дек 2012
Изменение
Итоги прошлого года и перспективы российского автомобильного рынка
В 2013 году мировыми лидерами по объему продаж новых легковых авто стали Китай и США. В прошлом году китайскому рынку удалось стать крупнейшим мировым авторынком. И это неудивительно, ведь основными факторами, поддерживающими устойчивый рост продаж (продано 17,9 млн. экземпляров в 2013 году, сравнительно с 2012 годом +15,7%), выступают мощные стимулирующие государственные меры и стабильный экономический рост во внутренних регионах страны. В свою очередь, улучшающаяся экономическая обстановка, снижение безработицы, изобилие новых моделей на рынке, а также удовлетворение отложенного спроса привели к тому, что сравнительно с 2012 годом объем продаж новых «легковушек» на американском рынке в 2013 году вырос на 7,6% (приобретено 15,56 миллиона экземпляров). Среди других ключевых автомобильных рынков ростом продаж отметилась также Великобритания (2,26 млн. единиц – 10,8%) и Испания (723 тыс. экземпляров – 3,3%).
Что же касается остальных стран БРИК, то за прошлый год продажи новых «легковушек» только упали. На бразильском рынке причиной этому послужили сдерживающие продажи, выросшие процентные ставки, растущие долги населения и высокая инфляция. Спад продаж в Индии, также как и в Бразилии, объясняется высокой инфляцией и процентными ставками, но помимо этого, повлияли и растущие цены на топливо. На снижение потребительского спроса в России отчасти оказала влияние неопределенность в экономике.
Ситуация на российском автомобильном рынке новых легковых автомобилей в 2013 году
После того как на протяжении трех лет на авторынке в России наблюдался двухзначный показатель роста продаж, в прошлом году произошел спад. Сравнительно с 2012 годом, в штучном выражении продажи снизились на 5,5%, а в денежном – на 3%.
Единственным сектором на российском рынке, где наблюдался рост продаж (+6% в штучном выражении и +12% в денежном), стал сектор иномарок отечественного производства. Итоги 2013 года свидетельствуют, что среди всего объема продаж новых «легковушек» в РФ доля продаж иномарок отечественного производства составляет 50%. Подобную динамику можно в большей мере объяснить перераспределением продаж, вызванным сокращением импорта иномарок.
В свою очередь спад продаж автомобилей российских марок (-16% в штучном выражении и -12% в денежном) вызвали модернизация и обновление модельной линейки на АвтоВАЗе. Невзирая на то, что по итогам прошлого года в целом у российского авторынка минусовый результат, начиная с середины 2013 года можно было наблюдать признаки некоторой стабилизации ситуации, которая во многом объяснялась возобновлением программы льготного кредитования. Так если еще в июне снижение продаж составляло -11%, в сентябре -5%, октябре -8%, то уже в ноябре этот показатель насчитывал -4%, а в декабре вырос до +4%.
Удержаться российскому автомобильному рынку на плаву помогает рост продаж кроссоверов, премиальных марок, марок из Кореи и Китая. Параллельно с этим у АвтоВАЗа и сегмента бюджетных авто в целом наблюдается существенный спад продаж. Так, сравнительно с 2012 годом продажи выросли у таких марок как: Renault (реализовано на 20 тыс. экземпляров больше), KIA (продано больше на 10,7 тыс. единиц), Geely (+9,7 тыс. единиц), Mercedes (+6,9 тыс.), Hyundai (+6,8 тыс.), BMW (+4,6 тыс. экземпляров), Great Wall (+5,6 тыс.) и пр.
По сравнению с 2012 годом спадом продаж отличились: Lada (продано на 81,3 тыс. экземпляров меньше), Chevrolet (-30,4 тыс. единиц), Daewoo (-27,4 тыс.), Ford (-21,7 тыс.), Skoda (-11,6 тыс. единиц), VW (-8,5 тыс.), Peugeot (-8,2 тыс. экземпляров), Nissan (-7,3 тыс.) и пр.
Основными факторами, оказавшими негативное воздействие на прошлогоднюю динамику продаж можно назвать нестабильную экономическую обстановку в стране, уменьшение потребительской уверенности и спад спроса в сегменте недорогих авто.
В прошлом году наблюдался неблагоприятный макроэкономический фон: темпы роста экономики снизились, снизился также и курс отечественной валюты по отношению к евро и доллару, бюджетные расходы сократились и многое другое. Все это привело к снижению уверенности потребителя и в свою очередь к снижению уровня потребления. Не содействует росту продаж и снижение количества спецпредложений от дилеров. При этом следует брать во внимание, что в 2012 году существенные скидки привели к перегреву рынка. Сложившаяся в сегменте недорогих авто непростая ситуация отрицательно сказывается на объеме продаж таких марок как Chevrolet, Skoda, VW, АвтоВАЗ и др.
Как будет развиваться рынок новых «легковушек» в РФ в 2014 году
Отрицательный макроэкономический фон и пессимистический настрой потребителей будет сдерживать объем продаж новых «легковушек» в текущем году. Аналитики прогнозируют, что сравнительно с 2013 годом продажи автомобилей отечественного производства сократятся на 6%, импорт новых авто упадет на 12%, а вот объем продаж отечественных иномарок вырастет на 4%. В итоге мы вновь получаем отрицательную (-3%) динамику рынка в целом. Как полагают эксперты, в 2014 году причинами, сдерживающими рост рынка, могут явиться: вероятное повышение цен на автомобили, колебания курса валют, уменьшение госрасходов и инвестиций, а также возможное повышение цен на топливо. Последний фактор вызван увеличением налоговой ставки на добычу полезных ископаемых, общемировым подорожанием нефти и увеличением акцизов на топливо. Спасти ситуацию может выход на авторынок в России новых автомобилей в массовом сегменте.
Тенденции российского рынка подержанных автомобилей
За прошлый год владельцами подержанных автомобилей стало 5,6 млн. человек, что на 4% больше, нежели в 2012 году. При этом количество регистраций подержанных «легковушек» более чем в два раза превышает число регистраций новых легковых машин. Все большей популярностью пользуются программы трейд-ин. В свою очередь именно реклама в Интернете является главным информативным источником для участников российского вторичного рынка.
В российском парке «легковушек» доля иномарок продолжает расти – за последнее пятилетие парк иномарок вырос почти в два раза и составляет более 18 миллионов автомобилей. Постепенно увеличивается и количество авто, возраст которых не превышает пять лет, при этом их доля в общем объеме парка насчитывает 27%, а по иномаркам этот показатель составляет 41%. Все это является прекрасной основой для последующего роста вторичного рынка автомобилей.
Рынок автомобилей с пробегом напрямую зависит от рынка новых авто, ведь продажи новых машин ежегодно все больше расширяют парк подержанных автомобилей. Сравнительно с рынком новых «легковушек», вторичный рынок в целом отличается большей устойчивостью к происходящим в стране различным экономическим ситуациям, а потому демонстрирует стабильный рост продаж. В 2013 году среди всех федеральных округов наиболее крупным региональным рынком автомобилей с пробегом стал Центральный федеральный округ, доля которого от общего числа всех перерегистраций автомобилей в РФ составила 25,4%. Неплохие результаты продемонстрировали также Уральский ФО (18,8%) и Сибирский ФО (16,4%).
Наибольшей популярностью на вторичном рынке крупных городов пользуются иномарки, возраст которых составляет три-пять лет. Так, например, в Москве на вторичном рынке доля подержанных авто в возрасте до пяти лет составляет 50,4%, в Санкт-Петербурге этот показатель насчитывает 44,6%, а в Саратовской области – 33,7%.
Особенности вторичного рынка легковых автомобилей в Москве
За 2013 год в Москве было поставлено на учет приблизительно 299 тыс. экземпляров уже побывавших в использовании автомобилей. При этом в самой столице было реализовано приблизительно 500 тыс. автомобилей с пробегом, из которых около 60% «отправилось» в другие регионы, в том числе почти 19% зарегистрировано в Московской области.
Рынок новых «легковушек» в Москве самый крупный в РФ, благодаря этому в Москве также и наиболее молодой парк (возраст половины покупаемых вторичных автомобилей не превышает пяти лет). Больше 87% поставленных на учет в столице подержанных автомобилей – иномарки. В свою очередь доля официальных дилеров на рынке составляет 27% и этот показатель стабильно растет. На московском рынке б/у автомобилей в 2013 году лидерами стали авто ВАЗ (Lada), но это ненадолго, ведь их доля стремительно уменьшается и насчитывает приблизительно 10%. При этом самой популярной иномаркой стала модель Ford Focus. В десятку самых востребованных иномарок также вошли автомобили премиум-класса: Mercedes-E-Class, две модели марки BMW (Series 5 и X5) и пр.
Плюсы и минусы различных вариантов приобретения подержанных автомобилей
Покупка «из рук в руки»
Данный способ приобретения обладает такими преимуществами как самая привлекательная оценка автомобиля, также покупатель может лично встретиться с реальным владельцем и расспросить обо всех интересующих его нюансах.
Но есть у этого варианта и свои недостатки. Так у покупателя нет каких-либо гарантий, что автомобиль действительно технически исправен и все в порядке с юридической стороны. Также на вторичные авто довольно ограничены возможности по кредитованию (предлагается только потребительский кредит). На поиск желаемого автомобиля, его последующий осмотр и диагностику тратится очень много времени и при этом вероятность, что покупатель попадется на уловки мошенников, достаточно велика.
Приобретение б/у автомобиля у официальных дилеров
Покупая авто у официальных дилеров, покупатель может быть уверен в том, что у его «покупки» все документы в порядке, ведь официальные дилеры осуществляют проверку юридической чистоты автомобиля, а также его предпродажную подготовку. Помимо этого, у официальных дилеров действуют различные специальные программы по контролю качества подержанных автомобилей и дополнительные гарантии. Также при таком варианте покупки доступно большое количество кредитных программ и распространяются самые привлекательные кредитные условия. Условия для сделки довольно комфортные, а временные затраты – минимальные.
К минусам приобретения подержанного авто у официальных дилеров можно отнести «худшую» оценку автомобиля, нежели при покупке «из рук в руки» (приблизительно на 5-10%). Также у официальных дилеров довольно ограниченный ассортимент б/у автомобилей.
Покупка у компаний, специализирующихся на реализации автомобилей с пробегом
Как правило, у таких компаний самый широкий ассортимент подержанных автомобилей под одной крышей, а персонал «знаком» с автомобилями разных марок. Подход к оценке преимущественно экспертный.
Недостатками можно назвать менее предсказуемую оценку автомобиля, которая может быть как близкой к рынку, так и значительно «хуже». Также работающий в таких компаниях персонал нередко проходит менее строгий отбор, а потому велика вероятность проявления с их стороны недобросовестных действий.
За предоставленную информацию наш портал благодарит представителя компании Pricewaterhouse Coopers, старшего менеджера практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли Сергея Литвиненко.
Автомобильный рынок России: результаты 2013 года и перспективы развития
Нестабильная экономическая ситуация и снижение потребительской уверенности как одни из основных факторов, которые негативно влияют на динамику продаж бюджетных легковых автомобилей в РФ. Ключевые характеристики рынка подержанных автомобилей в России.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | презентация |
Язык | русский |
Дата добавления | 24.10.2017 |
Размер файла | 1,2 M |
- посмотреть текст работы
- скачать работу можно здесь
- полная информация о работе
- весь список подобных работ
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.
Подобные документы
Исследование современного рынка автомобильной техники в Российской Федерации. Основные перспективы его развития и восстановления после кризиса. Анализ конкурентной борьбы на рынке производства и реализации легковых автомобилей. Ценовая дискриминация.
реферат [28,5 K], добавлен 24.09.2015
Хозяйственный риск как экономическая категория. Характеристика основных форм предвидения. Определение направлений совершенствования моделей легковых автомобилей методом экспертных оценок. Моделирование рынка и составление прогноза выпуска автомобилей.
курсовая работа [123,9 K], добавлен 09.03.2015
Перспективы развития экономики России в 2013 году. Анализ макроэкономических факторов влияющих на строительный рынок и факторов операционного окружения (покупателей, поставщиков, конкурентной среды). Ситуация на строительном рынке Удмуртской республики.
курсовая работа [55,2 K], добавлен 10.02.2014
Понятие автомобильного рынка. Построение структурной и аналитической группировки объема продаж легковых автомобилей по заданным признакам. Показатели вариации для оценки объемов продаж. Корреляционно-регрессионный анализ для определения тесноты связи.
курсовая работа [422,6 K], добавлен 20.04.2014
Рост автомобилизации России, динамика приобретений легковых и грузовых автомобилей. Решение проблем технического сервиса автомобилей. Комплексный анализ методов развития предприятий автомобильной промышленности на современном этапе развития экономики.
реферат [28,7 K], добавлен 24.09.2013
Современное состояние автомобильного рынка в России Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокудин Дмитрий Андреевич
Представлен анализ продаж легковых автомобилей за 2010-2015 гг. Рассмотрены показатели авторынка России. Выделены причины изменения динамики продаж автомобилей в России за 2010-2015 гг. Прослежена связь между экономической ситуацией в мире и уровнем реализации машин.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Прокудин Дмитрий Андреевич
CURRENT SITUATION IN AUTOMOTIVE MARKET IN RUSSIA
The analysis of car sales in Russia in 2010-2015 is presented. The indicators of Russian car market are considered. The reasons of changes in the dynamics of sales of cars in Russia in 2010-2015 are identified. The connection between the economic situation in the world and the level of implementation of machines is traced.
Текст научной работы на тему «Современное состояние автомобильного рынка в России»
ДА. Прокудин СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО
Аннотация. Представлен анализ продаж легковых автомобилей за 2010-2015 гг. Рассмотрены показатели авторынка России. Выделены причины изменения динамики продаж автомобилей в России за 2010-2015 гг. Прослежена связь между экономической ситуацией в мире и уровнем реализации машин.
Ключевые слова: автомобильный рынок, продажи, сегмент, кризис, структура.
Dmitry Prokudin CURRENT SITUATION IN AUTOMOTIVE
MARKET IN RUSSIA
Annotation. The analysis of car sales in Russia in 2010-2015 is presented. The indicators of Russian car market are considered. The reasons of changes in the dynamics of sales of cars in Russia in 2010-2015 are identified. The connection between the economic situation in the world and the level of implementation of machines is traced. Keywords: automotive market, sales, segment, crisis, structure.
Автомобильный рынок России является особым сектором экономики. За последние несколько лет данный сегмент экономики претерпел большие изменения. В 2011-2013 гг. Россия находилась на втором месте по общему количеству проданных автомобилей в Европе. В 2015 г. данный рейтинг обновился — 12-ое место по продажам автомобилей в мире, 5-ое место по продажам автомобилей в Европе [5]. Характеризовать российский авторынок можно по нескольким показателям: динамика продаж, доля на мировом рынке, сегментирование и т.д. Чтобы оценить его современное состояние, необходимо детально разобрать каждый показатель. Годовые объемы продаж.
Анализируя объемы продаж зарубежных марок (см. рис. 1), можно увидеть следующую картину: за 2010-2011 гг. суммарно в России было продано 2,9 млн. иномарок, в 2012 и в 2013 гг. были схожие результаты — 2,07 и 2,01 млн машин соответственно. Начиная с 2014 г. с объемом продаж в 1,82 млн, рынок пошел на убыль, остановившись на отметке в 1,12 млн в конце 2015 г.
Рис. 1. Статистика продаж зарубежных марок в России за 2010-2015 гг. (млн шт.) [4]
© Прокудин Д.А., 2016
Вслед за зарубежными марками необходимо представить статистику продаж отечественных автомобилей в период с 2010 по 2015 гг. (см. рис. 2).
Рис. 2. Статистика продаж зарубежных марок в России 2010-2015 гг. (млн шт.) [4]
Общая характеристика объема продаж легковых автомобилей в России за последние 5 лет представлена на рисунке 3.
Рис. 3. Статистика продаж автомобилей в России 2010-2015 гг. (млн шт.) [4]
В 2010 г. в России было продано 1,79 млн автомобилей, 2,48 млн шт. в 2011 г. Максимальное значение рынок показал в 2012 г., когда в России продали 2,76 млн машин. Далее динамика снизила свои темпы и в 2013 г. и продажи составили 2,6 млн и 2,32 млн в 2014 г. 2015 г. показал худший результат — 1,49 млн автомобилей. Анализируя данные можно заметить, что продажи изменяются волнообразно. Факторами данной тенденции выступают:
— в 2008-2009 гг. на авторынок России сильно повлиял кризис банковской системы в США, и поэтому в 2010 г., только начиная оправляться от него, автосегмент смог выйти на уровень 2009 года;
— В 2011-2014 гг. в условиях больших цен на нефть, а соответственно и высокой покупательской способностью, объем продаж возвратился на уровень 2007 год (2,4 млн автомобилей) и даже смог его обогнать, показав максимальный результат в 2012 г., когда количество проданных автомобилей достигло отметки почти 3 млн [1];
— крымский кризис, санкции со стороны Евросоюза и США, низкие цены на нефть, низкая покупательская способность привели к тому, что в 2015 г. продажи сократились до 1,49 млн автомобилей, тем самым вернувшись на уровень 2005 г. (1,4 млн).
Рис. 4. Структура рынка легковых автомобилей по сегментам в 2015 г. [3]
В 2015 г. на авторынке России было продано менее 1,5 млн новых легковых автомобилей. Это на 36 % меньше, чем в 2014 г. Как отмечают в отделе аналитики «АВТОСТАТ», падение по сегментам было неодинаковым. На автомобильном рынке России господствуют два сегмента: сегмент В, которые занимает почти 40 % рынка, и сегмент SUV, доля которого немного превышает 36 %. Таким образом, на эти два сегмента приходится 76 % рынка. При резком сокращении рынка в 2015 г. сильнее пострадал сегмент SUV, продажи в котором упали на 40,7 %. В сегменте В падение составило всего лишь 20 %. Лидерами этих сегментов являются LADA Granta (В) и Renault Duster (SUV) [3]. Третьим по объему продаж является сегмент С (11,5 %). В прошедшем году реализация таких авто-
мобилей сократилась на 53,7 %, что существенно хуже рынка. Лидирует здесь, как и в прошлом году, седан Nissan Aimera тольяттинской сборки. На все остальные сегменты приходится 12,5 % рынка [3].
В условиях нашей страны и менталитета покупатели все чаще стали все чаще покупать крупные автомобили, так называемые «паркетники». Обуславливается это несколькими факторами:
— нетипичные условия — необходимость наличия полного привода, высокий клиренс, большая вместимость салона;
— относительно низкие цены на бензин — в отличие от Европы, где цены на бензин выше в два раза, в России этот фактор является одним из определяющих при выборе машины;
— социальный фактор, престижность — большой автомобиль является непременным атрибутом человека с хорошим достатком.
Доля российского рынка в мире.
По данным агентства «АВТОСТАТ» всего в мире в 2015 г. было продано около 90 млн новых автомобилей. Китай занимает первое место по продажам легковых и коммерческих автомобилей в мире с количеством 25 млн автомобилей. На втором месте — США, где продажи составили 17,5 млн новых автомобилей. Несмотря на отрицательную динамику, Япония сохранила за собой третье место с 5 млн единиц [2].
Звания лучшего европейского рынка уже несколько лет подряд удостаивается Германия. В прошлом году на ее территории было продано 3,2 млн автомобилей, что позволило ей подняться на четвертую строчку рейтинга. Пятерку лидеров замыкает Индия с 2,78 млн автомобилей. В первую десятку также вошли Великобритания (2,63 млн шт.), Бразилия (2,48 млн шт.), Франция (1,92 млн шт.), Канада (1,9 млн шт.), Южная Корея (1,82 млн шт.) и Италия (1,58 млн шт.). Далее следует Россия с 1,49 млн проданных авто (-36,1 %), что соответствует 12-му месту в рейтинге. За ней идут Мексика (1,35 млн шт.), Австралия (1,15 млн шт.) и Испания (1,03 млн шт.) [4]. По итогам 2015 г. почти все авторынки, входящие в первые пятнадцать крупнейших рынков, показали положительную динамику, Россия напротив показала отрицательную (-35,7 %). Данный факт можно связать с тем, что на фоне мировых лидеров продаж, наша страна еще далека от выхода из кризисного состояния; и отрицательная динамика продаж и низкая доля нашего авторынка в мире тому свидетельство [1].
По итогам анализа представленных данных можно сделать следующий вывод — современное состояние рынка автомобилей еще далеко от тех, времен, когда можно будет использовать полностью весь потенциал. Факторами торможения развития авторынка можно назвать: низкую цену на нефть; . высокие цены на автомобили; низкую покупательскую способность; нестабильность внутренней валюты. Исходя из вышеописанного, можно сказать, что, учитывая период выхода из кризисных времен, который исторически занимает 2-3 года, 2016 год будет третьим по счету годом после кризиса. И поэтому оптимистичной картины скорее всего не предвидится — уровень продаж будет на уровне 1,5-1,6 млн машин, будет развиваться рынок поддержанных автомобилей, появится тенденция к «да-уншифтингу» (покупка более дешевого автомобиля, предпочтение отечественного автомобиля зарубежному). Для того чтобы поддержать продажи и преодолеть кризисные времена, необходимы следующие меры — рациональное внутрифирменное планирование продаж автомобилей, что позволит сократить издержки, укрепить долю рынка (план для долгосрочной перспективы), грамотное использование средств, выделенных государством на поддержание автомобильной промышленности, такие как льготный лизинг, программа утилизации, государственное субсидирование автокредитов, увеличение уровня локализации.
1. Гусев, С. А. Менеджмент в автомобильном бизнесе и техническом сервисе : учебное пособие. В 2 ч. Ч. 1. / С. А. Гусев. — 2-е изд., испр. и доп.. — М. : Изд-во РГТЭУ, 2013. — 120 c. — ISBN 978-5-905948-37-4